Д ИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В МЕДИЦИНСКОЙ ПРАКТИКЕ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 1: Дифференциальные уравнения. Разностный метод.
Advertisements

Обыкновенные дифференциальные уравненияОбыкновенные дифференциальные уравнения.
Дифференциальные уравнения. Примеры задач приводимые к дифференциальным уравнениям. Дифференциальные уравнения с разделяющими переменными. 11 класс.
Обыкновенные дифференциальные уравнения Лекция 4.
Простейшие дифференциальные уравнения Задача 3(о размножении бактерий) Выполнила: Ученица 11ТЮ класса Крутикова Надежда.
Основные понятия. Общие определения.. Обыкновенное дифференциальное уравнение порядка n - это уравнение вида n – порядок наивысшей производной, входящей.
Применение производной и интеграла при решении задач по физике.
Дифференциальные уравнения Срайчук Иван 11 класс КОШ 86.
Решение показательных уравнений 11 класс. Цель:обобщить и закрепить теоретические знания методов, умения и навыки решения показательных уравнений на основе.
Багирова Севиндж Музаффар кызы Открытый урок на тему : Обыкновенные дифференциальные уравнения. ОДУ первого порядка. Уравнения с разделяющимися переменными.
Обыкновенные дифференциальные уравнения Лекция 10.
Обыкновенные дифференциальные уравнения Лекция 4.
Дифференциальные уравнения. Основные понятия.. Дифференциальные уравнения. Задача о первообразной. Найти функцию такую, что Решение.
Кафедра математики и моделирования Старший преподаватель Е.Г. Гусев Курс «Высшая математика» Лекция 9. Тема: Типы дифференциальных уравнений. Цель: Ознакомиться.
Интегральное исчисление. Дифференциальные уравнения.
Производная и ее применение в науке и технике Выполнил: Егоров Даниил, студент 1-ого курса ЧЭМК.
План лекции. 1.Метод наименьших квадратов. 2.Дифференциальные уравнения.
ЛЕКЦИЯ Приближенное решение обыкновенных дифференциальных уравнений: Метод Эйлера.
Лектор Пахомова Е.Г г. Дифференциальные уравнения Тема: Дифференциальные уравнения: основные понятия. Уравнения с разделенными и разделяющимися переменными.
Дифференциальные уравнения Линейные дифференциальные уравнения высшего порядка.
Транксрипт:

Д ИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В МЕДИЦИНСКОЙ ПРАКТИКЕ

План: 1. Основные понятия и определения дифференциального уравнения 2. Методы решения дифференциальных уравнений. 3. Применение дифференциальных уравнений для решения задач.

1. Основные понятия и определения дифференциального уравнения Уравнения, в которых неизвестными являются не только сами функции, но и их производные называются дифференциальными уравнениями. y+y+3x=0

Уравнения, в которых неизвестными являются не только сами функции, но и их производные называются дифференциальными уравнениями. y+y+3x=0 Если в уравнение входит независимая переменная, неизвестная функция и её первая производная, то это уравнение называется дифференциальным уравнением I порядка Если в уравнение входит независимая переменная, неизвестная функция, производные и производная n-го, то это уравнение называется дифференциальным уравнением n- порядка.

Пример: Решить уравнение у =5 Решение: y=5x+C – общее решение дифференциального уравнения Зададим начальные условия : х 0 =0, у 0 =1 и подставим в общее решение соответственно вместо х и у. Получаем у=5 х+1-это частное решение дифференциального уравнения. Геометрически общее решение y=5x+C представляет собой семейство прямых

Дифференциальное уравнение I порядка Обыкновенные диф.уравнения y=f(x) диф.уравнения с разделяющимися переменными y=f(x)g(y) Линейные диф.уравнения I порядка y+p(x)y=f(x) Однородные Если f(x)=0 У +p(x)y=0 -это уравнение с разделяющимися переменными. Неоднородные Если f(x) не равно 0.

2. Метоы решения дифференциального уравнения Обыкновенное дифференциальное уравнение y=f(x)

Пример: Решить дифференциальное уравнение y=5 х+2 Решение:

Дифференциальное уравнение с разделяющимися переменными y=f(x)g(y) Решается это уравнение по шагам: 1.dy/dx=f(x)g(y) 2.dy/g(y)=f(x)dx 3. Интегрируем обе части выражения. 4. Находим первообразные. 5. Выражаем функцию у через х.

Пример: Решить дифференциальное уравнение: Решение: Выражаем функцию у через х:

Линейное дифференциальное уравнение I порядка y+p(x)y=f(x) Если f(x)=0, то уравнение называется линейным однородным уравнением: y+p(x)y=0

Пример: Найти общее решение дифференциального уравнения: y+y2cosx=0 Решение: - формула общего решение уравнения Подставляем в формулу общего решения и получаем: - общее решение уравнения

Линейное дифференциальное уравнение I порядка y+p(x)y=f(x) Если f(x)0, то уравнение называется линейным неоднородным уравнением. Общее решение неоднородного уравнения имеет вид:

Пример: Найти общее решение дифференциального уравнения: y+yx=3 х Решение: Формула общего решения уравнения: Обозначим: p(x)=x, f(x)=3x

3. Применение дифференциальных уравнений для решения задач.

Составление и применение дифференциальных уравнений Решение любой задачи с помощью математического анализа можно разбить на три этапа: 1. перевод условий задачи на язык математики; 2. решение задачи; 3. оценка результатов.

Закон растворения лекарственных форм вещества из таблеток Скорость растворения лекарственных форм вещества из таблеток пропорциональна количеству лекарственных форм вещества в таблетке. Установить зависимость изменения количества лекарственных форм вещества в таблетке с течением времени. Обозначим через m количество вещества в таблетке, оставшееся ко времени растворения t. Тогда dm/dt= -km, где k-постоянная скорости растворения. Минус в уравнении означает, что количество лекарственных форм вещества с течением времени убывает.

Закон размножения бактерий с течением времени Скорость размножения некоторых бактерий пропорциональна количеству бактерий в данный момент. Установить зависимость изменения количества бактерий от времени. Обозначим количество бактерий, имеющихся в данный момент, через х. Тогда dx/dt=kx, где k – коэффициент пропорциональности.

Закон роста клеток с течением времени Для палочковидных клеток, у которых отношение поверхности клетки к её объёму сохраняется постоянным, скорость роста клетки dl/dt пропорциональна длине клетки l в данный момент: dl/dt = (α - β) l где α, β – постоянные, характеризующие процессы синтеза и распада.

Закон разрушения клеток в звуковом поле Кавитация ультразвуковых волн проявляется в виде разрывов суспензионной среды и образования мельчайших пузырьков и пустот, плотность которых незначительна по сравнению с плотностью воды. Простейшие (бактерии, водоросли, дрожжи, лейкоциты, эритроциты) могут быть разрушены при кавитации, возникающей в интенсивном звуковом поле. Относительные скорости разрушения биологических клеток различных видов остаются постоянными в очень широком диапазоне частот. Эти скорости могут характеризовать относительную хрупкость клеток различных видов. Чтобы выразить это количественно, нужно определить скорость разрушения клетки в постоянном звуковом поле. Изучение этого вопроса показывает, что, пока по крайней мере 1% популяции остаётся не разрушенным, можно записать: dN/dt = - RN где N – концентрация клеток; t –время; R - постоянная

Внутривенное введение глюкозы При внутривенном введении глюкозы с помощью капельницы скорость поступления глюкозы в кровь постоянна и равна С. В крови глюкоза разлагается и удаляется из кровеносной системы со скоростью, пропорциональной имеющемуся количеству глюкозы. Дифференциальное уравнение, описывающее данный процесс: dx/dt=c-αx, где х-количество глюкозы в крови в текущий момент времени; с-скорость поступления глюкозы в кровь; α-положительная постоянная

Теория эпидемий В теории эпидемий при условии, что изучаемое заболевание носит длительный характер, процесс передачи инфекции значительно более быстрый, чем течение самой болезни, и зараженные особи не удаляются из колонии и передают при встречах инфекцию незараженным особям. Пусть в начальный момент t=0, а – число зараженных, b – число незараженных особей, x(t), y(t) – соответственно число зараженных и незараженных особей к моменту времени t. В любой момент времени t для промежутка, меньшего времени жизни одного поколения, имеет место равенство х+у=а+b (1) Уравнение зомби-апокалипсиса (bN)(S/N)Z = bSZ, где N общее число населения, S число людей, восприимчивых к атакам зомби, Z общее число самих зомби b вероятность заражения вирусом.

Теория эпидемий При этих условиях нужно установить закон изменения числа незаражённых особей с течением времени, т.е. найти y=f(x). Так как инфекция передаётся при встречах зараженных особей с незараженными, то число незараженных особей будет убывать с течением времени пропорционально количеству встреч между зараженными и незараженными особями. Для промежутка времени dt dy=-βxy, откуда dy/dt= - βxy, где β – коэффициент пропорциональности. Подставив в это уравнение значение х из равенства (1), получим дифференциальное уравнение с разделяющимися переменными: dy/dt= - βy (a+b-y)

Пример: Составьте дифференциальное уравнение и найдите частные решения: Концентрация лекарственного препарата в крови уменьшается вследствие выведения вещества из организма. Скорость уменьшения концентрации пропорциональна концентрации вещества в данный момент. Определить зависимость концентрации данного вещества в крови от времени, если в начальный момент времени она была равна 0,2 мг/л, а через 23 часа уменьшилась вдвое Решение: Уравнение описывающее этот процесс: m - концентрация лекарственного препарата в крови в данный момент времени; k - коэффициент пропорциональности, где - скорость выведения вещества из организма,

Решение: Решая полученное уравнение, получаем: где m 0 -концентрация вещества в крови в начальный момент времени t=0, m – текущая концентрация вещества в крови в момент времени t.

Решение: Потенцируя, получим: По условию задачи m 0 =0,2 мг/л, m=m 0 /2 мг/л, t=23 ч. Подставляем и находим: Зависимость концентрации данного вещества в крови от времени, описывается следующим законом:

Контрольные вопросы для закрепления: 1. Дайте понятие дифференциальному уравнению, его решению. 2. Назовите методы решения дифференциальных уравнений, охарактеризуйте каждый. 3. Приведете примеры обыкновенного дифференциального уравнения, уравнения с разделяющими переменными, линейного. 4. Приведите примеры дифференциального уравнения первого, второго, третьего порядка. 5. Каково практическое применение дифференциальных уравнений.