Хоторнский эксперимент Элтона Мэйо. Джордж Элтон Мэйо ( ) Американский психолог и социолог, исследователь проблем организационного поведения и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Элтон Мэйо родился 26 декабря 1880 года в Аделаиде (Южная Австралия) и был вторым ребенком в семье уважаемых колонистов. Ожидалось, что он пойдет по стопам.
Advertisements

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Международный университет природы, общества и человека.
В психологии конфликт определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида,
Тема: Управленческие школы Выполнила: студентка агрономического факультета 51 группы Муканова Роза.
Школа человеческих отношений Выполнил(а). В х гг. ХХ в. на Западе получила распространение «неоклассическая» школа, или «школа человеческих отношений».
«ОСОБЕННОСТИ ЯПОНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА». ПЛАН 1. Японский стиль управления. 2. Направленное изменение стратегии управления. 3. Особенности принципов стратегии.
«ОСОБЕННОСТИ ЯПОНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА». ПЛАН 1. Японский стиль управления. 2. Направленное изменение стратегии управления. 3. Особенности принципов стратегии.
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. План. 1.Труд как вид человеческой деятельности. 2.Человеческий фактор производства. 3.Социальное партнерство. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
« ЯПОНСКИЙ ТИП МЕНЕДЖМЕНТА». 1. Японский стиль управления. основной предмет - трудовые ресурсы Цель - повысить эффективность работы предприятия за счет.
Что мотивирует педагогических работников, повышает эффективность и результативность их работы?
НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА Выполнил: врач-резидент Манап Н.Н.
ПОНЯТИЕ О МЕНЕДЖМЕНТЕ. «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…» И.А. Крылов Термин менеджмент (от англ. management – искусство объезжать.
Управление персоналом как система Тема 2. Основные вопросы 2.1. Основы системного подхода к управлению персоналом Механизм управления персоналом.
Труд - предмет изучения нескольких общественных наук.
Тема 1. «Сущность и особенности развития международного менеджмента» 1. Понятие и проблемы международного менеджмента. 2.Национальные различия международного.
План: 1.Менеджмент как управленческая деятельность человека. 2.Формы организации менеджмента.
«От инновации – к школе сотрудничества и взаимодействия»
«Вклад Фрэнка и Лилиан Гилбрет в развитие менеджмента» Презентация к докладу на тему:
Трудовая деятельность. 1. Труд как вид человеческой деятельности 2. Человеческий фактор производства 3. Социальное партнерство.
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
Транксрипт:

Хоторнский эксперимент Элтона Мэйо

Джордж Элтон Мэйо ( ) Американский психолог и социолог, исследователь проблем организационного поведения и управления в производственных организациях, один из основоположников американской индустриальной социологии и доктрины «человеческих отношений». Основал движение «за развитие человеческих отношений» и является одним из основоположников школы человеческих отношений.

Элтон Мэйо Изучал медицину и психопатологию, этику и логику. Большое влияние на формирование его взглядов оказали идеи Дюркгейма и Фрейда. Хоторнские эксперименты в компании «Вестерн Электрик» ( гг.). Изучая влияние различных факторов на повышение производительности труда на промышленном предприятии, Мэйо доказал особую роль человеческого и группового фактора. Обобщение эмпирических данных привело его к созданию социальной философии менеджмента.

Предпосылки Хоторнского эксперимента Реорганизационные мероприятия: перерывы для всех работников цеха в одно и то же время, чтобы в течение перерыва они смогли быть вместе и поговорить; станки в цехе были переставлены полукругом, так, чтобы во время работы девушки могли общаться; в штат цеха была введена медицинская сестра, к которой работницы могли обращаться за медицинской и психологической помощью и которая снимала их эмоциональное напряжение, усталость, нервные стрессы, передавала просьбы администрации цеха. Мейо делает первое открытие – важность процесса общения в производственных условиях.

Первый этап Хоторнского эксперимента Проблема – снижение производительности труда сборщиц реле телефонных аппаратов. Задача – найти стимулы для повышения производительности труда. Первоначальная цель - выяснить, как влияет на производительность труда такой фактор, как освещенность рабочего помещения. Итог - только улучшением освещенности рабочего места невозможно объяснить повышение производительности труда. Новое предположение – в эксперименте проявляет себя еще какая-то переменная. Из результатов этого эксперимента Мейо делает второе открытие – значимость внимания к рядовому работнику со стороны администрации и исследователей.

Второй этап Хоторнского эксперимента Мейо усложняет эксперимент и проводит еще несколько исследований. Была улучшена система оплаты труда, введены одновременные дополнительные перерывы и два выходных дня в неделю. При внедрении новшеств производительность труда повышалась, а когда, все нововведения были отменены, производительность хоть немного и снизилась. В результате проведенных исследований производительность труда в цехе за 2,5 года возросла на 40%. Мейо сделал еще три важных открытия. Первое – наличие у людей особого чувства – «социобильности». Второе – существование формальных и неформальных групп на производстве. Третье – значение неформальных групп.

Третий этап Хоторнского эксперимента В бригаду, состоящую из 14 мужчин, был внедрен социальный психолог, который в течение 18 недель адаптировался и работал с ними. Он выяснил, что в неформальной группе существует собственная внутригрупповая мораль. Три основных принципах: «не делай слишком много»; «не делай мало»; «не заносись, не выделяйся». Открытие, которое делает Мейо в результате своего четвертого эксперимента, состояло в обнаружении внутригрупповой морали и внутригрупповых норм взаимоотношений и поведения. Объективные факторы повышения труда Субъективные факторы повышения труда Условия труда; Организация труда; Заработная плата. Влияние группы на поведение личности; Межличностные отношения; Мотивы и ценности людей при трудовой деятельности; Конфлиткы; Сотрудничество; Механизмы функционирования группы; Коммуникационные барьеры.

Выводы, сделанные в ходе экспериментов: 1. Процесс общения важен в условиях производства; 2. Внимание к обычному работнику со стороны администрации значимо; 3. У людей существует потребность принадлежать к группе; 4. На производстве складываются формальные и неформальные группы; 5. Неформальные группы несут значение как для отдельных работников, так и для производства в целом; 6. В неформальной группе существуют свои морали и нормы взаимоотношений и поведения.

В основу доктрины «человеческих отношений» положены следующие принципы: 1. Человек – это «социобильное существо». 2. Бюрократическая организация с ее жесткой иерархией несовместима с природой человека и его свободой. 3. Руководители предприятий в большей степени должны ориентироваться на людей, чем на продукцию. 4. Вознаграждение за труд всей группы эффективнее вознаграждения одного человека. Социальное вознаграждение эффективнее экономического.

Хоторнский эффект ~ это условия, в которых новизна, интерес к эксперименту или повышенное внимание к данному вопросу приводили к искаженному, слишком благоприятному, результату. Участники эксперимента действительно работали намного усерднее, чем обычно, благодаря одному только сознанию, что они причастны к эксперименту.

Спасибо за внимание!