ДОКЛАД «О состоянии законодательства Новгородской области в 2009 году в условиях финансово-экономического кризиса» Структурное содержание доклада: Предисловие.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ.
Advertisements

Построение системы противодействия коррупции в органах местного самоуправления Пермского края.
1 ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Т.П. Карнюшина.
О совершенствовании нормативно-правовой базы сферы молодежной политики, физической культуры и спорта Ярославской области Докладчик: Мамаева Наталия Викторовна.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела нормативно-методической.
Правовые акты по вопросу противодействия коррупции.
LOGO Основные сведения о бюджете МО ГО «Сыктывкар» (в соответствии с решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от / «О бюджете МО ГО «Сыктывкар»
Статус контрольно-счетной палаты В соответствии с Законом Нижегородской области от З «О контрольно-счетной палате Нижегородской области»
СТРУКТУРА АППАРАТА КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ МОСКВЫ (Проект на ) АППАРАТ Сводно- аналитическая инспекция Линейные инспекции ( 5 ) Экспертно-
ПУБЛИЧНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ СЛУШАНИЯ «О бюджете городского округа Звездный городок Московской области на 2018 год и плановые 2019 и 2020 годы»
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
ОТЧЁТ О РАБОТЕ ОТДЕЛА ПО МУНИЦИПАЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ АДМИНИСТРАЦИИ Ч АЙКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЗА 2013 ГОД.
Государственная программа «Социальная поддержка граждан Пермского края» докладчик: министр социального развития Пермского края Татьяна Юрьевна Абдуллина.
Итоги муниципальной реформы 2009 года. Эффективность работы муниципальных образований.
П/п 1Проверка правомерности и эффективности использования бюджетных средств, направленных в 2012 году на реализацию приоритетного национального проекта.
О внедрении оценки регулирующего воздействия муниципальных нормативных правовых актов в администрации Кондинского района ноябрь, 2015 год.
«О мероприятиях, направленных на противодействие коррупции в министерстве финансов Ставропольского края в 2010 году» Пиценко Галина Викторовна 25 марта.
Подготовлен на основании проекта бюджета Целинского сельского поселения Целинского района на 2016 год.
БЮДЖЕТ ДЛЯ ГРАЖДАН К Решению о проекте бюджета Онохинского муниципального образования на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.
Бюджет города – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.
Транксрипт:

ДОКЛАД «О состоянии законодательства Новгородской области в 2009 году в условиях финансово-экономического кризиса» Структурное содержание доклада: Предисловие 7 разделов Заключение (сохранена преемственность предыдущего доклада)

Оглавление Предисловие Раздел 1. Приоритеты законодательной деятельности Новгородской областной Думы, основанные на Конституции Российской Федерации, ежегодном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, актах федерального законодательства Раздел 2. Формирование областного законодательства в условиях финансово-экономического кризиса Глава 1. Конституционный строй §1.Мониторинг нормативных правовых актов органов государственной власти Новгородской области по развитию местного самоуправления §2. Роль институтов гражданского общества в повышении качества областного законодательства

Глава 2. Основы государственного управления § 1. Областное законодательство в сфере государственной службы § 2. Обращения, заявления и жалобы граждан. Информационная политика в Новгородской области § 3. Административные правонарушения и административная ответственность Глава 3. Жилищное законодательство: обеспечение граждан жильем Глава 4. Анализ областного законодательства в сфере социальной защиты населения Глава 5. Образование и культура Новгородской области Глава 6. Здравоохранение. Физическая культура и спорт Глава 7. Финансы § 1.Бюджетный процесс § 2.Налоговая политика в Новгородской области § 3.О состоянии финансового контроля в Новгородской области

Глава 8. Хозяйственная деятельность § 1. Сельское хозяйство § 2. Обеспечение развития малого и среднего предпринимательства § 3. Инвестиционная привлекательность Новгородской области Глава 9. Природные ресурсы Раздел 3. Меры, принимаемые органами исполнительной власти области, в целях стабилизации антикризисной ситуации Раздел 4. Правовые основы реализации государственной политики в области противодействия коррупции в Новгородской области Раздел 5. Проблемы реализации права законодательной инициативы Новгородской областной Думы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Раздел 6. Контрольные полномочия областной Думы. Мониторинг областного законодательства и практики его применения Раздел 7. Прокурорский надзор Заключение

Предисловие: В докладе определены базовые тенденции правового регулирования в различных сферах общественных отношений, его особенность - направленность на исследование основ формирования областного законодательства в 2009 году в период финансово-экономического кризиса, а также на реализацию государственной политики в области противодействия коррупции.

Раздел 1. Посвящен приоритетным направлениям законодательной деятельности Новгородской областной Думы, основанным на Конституции Российской Федерации, ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, актах федерального законодательства. В 2009 году данные приоритеты были распределены: сфера бюджетного и налогового законодательства областных закона - 27 % от общего количества принятых областных законов; сфера социальной политики - 27 областных законов - 13 % от общего количества принятых областных законов; сфера государственного управления - 19 областных законов - 9 % от общего количества принятых областных законов; сфера развития агропромышленного комплекса области, поддержки и регулирования предпринимательской - 14 областных законов - 7 % от общего количества принятых областных законов.

Раздел 2. Освещает формирование основ областного законодательства в условиях финансово-экономического кризиса. Главные задачи на данном этапе : повышение качества принимаемых областных законов, что является показателем деятельности областной Думы; координация совместных усилий законодательной (представительной) и исполнительной власти области для принятия экстренных мер законодательного разрешения возникающих проблем.

В 2009 году областной Думой принято областных закона, из них: 54 - основных законов, областных законов о внесении изменений.

Раздел 2 состоит из 9 глав, которые рассматривают состояние законодательства Новгородской области в сферах: конституционного строя; основ государственного управления; жилищного законодательства; социальной защиты населения; образования и культуры области; здравоохранения, физической культуры и спорта; финансов; хозяйственной деятельности; природных ресурсов.

Глава 1. Конституционный строй § 1. Мониторинг нормативных правовых актов органов государственной власти Новгородской области по развитию местного самоуправления Основная задача в рамках очередного этапа реформы местного самоуправления: принятие в 2009 году областных законов, регулирующих отдельные вопросы территориальной, организационной и финансовой основ местного самоуправления, и реализация уже принятых нормативных правовых актов органов государственной власти области.

Актуальные вопросы 2009 года: 1. Вследствие практики реализации реформы местного самоуправления обозначились проблемы: невозможность в полной мере органами местного самоуправления решать вопросы местного значения ввиду отсутствия или незначительности налогооблагаемой и ресурсной базы; недостаточный уровень профессиональной подготовки муниципальных служащих. Это привело к необходимости реформирования территориального устройства местного самоуправления области посредством укрупнения (объединения) сельских поселений (в 2009 году - Батецкое сельское поселение). 2. Готовность к очередным, повторным и досрочным выборам в органы местного самоуправления и к проведению местных референдумов. Областное законодательство, регулирующее порядок проведения выборов в органы местного самоуправления и местного референдума, в 2009 году сформировано полностью, соответствует требованиям федерального законодательства.

3. Законодательное закрепление взаимодействия органов государственной власти области с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Новгородской области» (областной закон от ОЗ). 4. Увеличение количества областных законов, направленных на установление софинансирования отдельных расходных обязательств органов местного самоуправления (предоставление субсидий из областного бюджета) Актуальные вопросы 2009 года:

§ 2. Роль институтов гражданского общества в повышении качества областного законодательства Актуальный вопрос в 2009 году: Участие граждан и их объединений в подготовке и принятии властных решений: отмечается появление необходимости в эффективном партнерстве органов государственной власти области, органов местного самоуправления и негосударственных некоммерческих организаций по развитию гражданского общества, а также внесения соответствующих изменений в областное законодательство в целях повышения эффективности деятельности Общественной палаты Новгородской области и организации системы развития институтов гражданского общества. В 2009 году Общественная палата Новгородской области рассмотрела 20 вопросов различных сфер правового регулирования.

Глава 2. Основы государственного управления § 1. Областное законодательство в сфере государственной службы Актуальная задача в 2009 году: совершенствование и развитие областного законодательства в сфере государственного управления и реформирования государственной гражданской службы Новгородской области, направленное на реализацию Федерального закона от 25 декабря 2008 года 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Были приняты постановления областной Думы в части: реформирования политики в отношении государственных гражданских служащих Новгородской области, а именно: установления обязанности предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, государственных гражданских служащих, занимающих определенные должности; организации более тщательного отбора кандидатов на государственную гражданскую службу; закрепления правил надлежащего служебного поведения; создания атмосферы невыгодности коррупционного поведения.

§ 2. Обращения, заявления и жалобы граждан. Информационная политика Новгородской области 1. Федеральный закон от 2 мая 2006 года 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», которым предусмотрена возможность гражданам обращаться по вопросам: реализации своих прав на управление своей страной и участие в государственных делах; содействия в реализации своих прав и свобод; устранения недостатков в работе органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц; восстановления и защиты нарушенных прав, свобод и интересов. 2. Областной закон от ОЗ «О статусе депутата Новгородской областной Думы», в соответствии с которым депутаты областной Думы: рассматривают поступившие от избирателей предложения, заявления и жалобы; способствуют в пределах своих полномочий правильному и своевременному разрешению содержащихся в них вопросов; проводят приемы граждан; изучают общественное мнение.

В 2009 году депутатами областной Думы: проведено более 800 приемов граждан; рассмотрено более 2500 предложений, заявлений и жалоб граждан; проведен 261 отчет перед избирателями. На имя председателя областной Думы поступили обращения граждан по вопросам: налогового законодательства (транспортный налог), земельного, жилищного законодательства, социальной поддержки льготных категорий граждан, обеспечения граждан квалифицированной юридической помощью.

Информационная политика в 2009 году была направлена на: информационно-аналитическое обеспечение руководства области; своевременное и широкое освещение в печатных, электронных и сетевых СМИ принимаемых мер по реализации в регионе посланий Президента Российской Федерации, приоритетных национальных проектов, федеральных и областных целевых программ; выполнение положений, касающихся взаимодействия власти и общественных институтов, закрепленных в Концепции социально- экономического развития Новгородской области; обеспечение системного взаимодействия между органами государственной власти и общественностью в рамках целевой программы «Развитие гражданского общества на территории области на годы».

Новгородская областная Дума осуществляет: сбор, систематизацию, выпуск информации о деятельности областной Думы и депутатов областной Думы; размещение информационных материалов в системах и сетях общего пользования; проведение информационной разъяснительной работы с населением; взаимодействие со средствами массовой информации; предоставление информации заинтересованным гражданам на основании их запроса, а также обеспечение доступа граждан к открытому перечню документов, образующихся в процессе деятельности областной Думы.

На официальном сайте областной Думы: размещаются информационные материалы об основных официальных событиях, текущих решениях и действиях областной Думы и её должностных лицах, о законодательной деятельности областной Думы, об официальных выступлениях руководителей областной Думы и депутатов областной Думы, об официальных документах областной Думы и иные материалы; освещаются вопросы взаимодействия областной Думы с палатами Федерального Собрания Российской Федерации, межпарламентской деятельности областной Думы, взаимодействия областной Думы с органами местного самоуправления.

§3. Административные правонарушения и административная ответственность Правовая основа: областной закон от ОЗ «Об административных правонарушениях» В 2009 году в данный областной закон внесены изменения в части: 1) установления ответственности перевозчиков, нарушивших требования к их деятельности установленную законодательством об административной ответственности; 2) установления административной ответственности за распространение печатной продукции, аудио- и видеопродукции, и иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 18 лет, в специально не предназначенных для этого помещениях; 3) установления административной ответственности за допущение пребывания несовершеннолетних в общественных местах в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) и лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, а также в общественных местах, пребывание в которых может принести вред здоровью детей, их физическому интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.

Глава 3. Жилищное законодательство: обеспечение граждан жильем В Новгородской области в 2009 году была продолжена реализация: национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России"; областной ипотечной программы, осуществляющей кредитование по стандартам открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитования»; областной целевой программы "Ипотечное жилищное кредитование в Новгородской области на годы".

Глава 4. Анализ областного законодательства в сфере социальной защиты населения Основная задача в 2009 году: сохранение и усиление мер социальной поддержки граждан в условиях кризиса. Результаты: сохранены все льготы, выплаты, пособия и компенсации 203 тысячам граждан льготных категорий; дважды проиндексированы ежемесячные денежные выплаты ветеранам труда, ветеранам труда Новгородской области, труженикам тыла и три раза реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий; увеличено финансирования на 1,5 млн. рублей на оказание социальной поддержки лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в связи с задолженностью по выплате заработной платы; в два раза увеличены выплаты на оказание единовременной материальной помощи малоимущим семьям, пострадавшим от пожаров, за счет средств областного бюджета; увеличен в два раза размер ежемесячного пособия на ребенка; установлено единовременное пособие семьям при рождении третьего и последующих детей в размере 3 тыс. рублей; внедрена областная информационная система «Социальная карта жителя Новгородской области».

Глава 5. Образование и культура Новгородской области Культура и образование - это сферы, определяющие менталитет и национальное самосознание граждан. В сфере образования: В 2009 году для преодоления кризисных явлений в сфере образования эффективность показали нормативные правовые акты: областной закон от ОЗ «О мерах по социальной поддержке обучающихся и воспитанников»; Указ Губернатора Новгородской области от «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

В сфере культуры: областной закон от ОЗ «О социальной поддержке поэтов и писателей Новгородской области в 2010 году»; В рамках подготовки празднования 1150-летия основания Великого Новгорода - областной закон от ОЗ «О юбилейной медали «В память 1150-летия Великого Новгорода».

Глава 6. Здравоохранение. Физическая культура и спорт Здравоохранение: Отрасль здравоохранения имеет своей целью сохранение и укрепление здоровья населения посредством профилактической, лечебной и иных видов деятельности медицинских учреждений. Наиболее значимые нормативные правовые акты Новгородской области в сфере охраны здоровья, показавшие свою эффективность в 2009 году для преодоления кризисных явлений: областной закон от ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и наделении органов местного самоуправления Новгородской области отдельными государственными полномочиями в области здравоохранения"; областной закон от ОЗ «Об осуществлении денежных выплат медицинским работникам учреждений муниципальной системы здравоохранения в 2009 году и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями».

Физическая культура и спорт: областной закон от ОЗ «О социальной поддержке засуженных деятелей физической культуры и спорта в Новгородской области»; постановление Администрации Новгородской области от "Об областной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Новгородской области на годы"; постановление Администрации области от «Об учреждении спортивных стипендий» (увеличены размеры спортивной стипендии)

Глава 7. Финансы § 1. Бюджетный процесс Приоритетные направления бюджетной политики в 2009 году: обеспечение экономической устойчивости и социальной стабильности в условиях мирового финансового кризиса; оптимизация расходов областного бюджета (за счет уменьшения финансирования областных целевых программ и адресной инвестиционной программы); социальное ориентирование на решение задач по осуществлению мер социальной поддержки граждан; предоставление бюджетные кредиты муниципальным районам и городскому округу для частичного покрытия дефицита; утверждение плана мероприятий по повышению эффективности и обеспечению законности использования бюджетных средств.

§2. Налоговая политика Новгородской области Главная задача: совершенствование налогового законодательства и обеспечение стабильного поступления доходов в бюджет области и смягчение последствий финансового кризиса. В результате областным законодательством предусмотрено: дополнительная помощь организациям - беспроцентное предоставление отсрочек налогоплательщикам, находящимся в тяжелом финансовом положении; понижение налогового бремени для субъектов малого и среднего бизнеса.

В целях совершенствования налоговой политики были приняты областные законы: от "О внесении изменения в статью 4 областного закона "О налоге на имущество организаций" (предоставлена льгота по объектам авиационной инфраструктуры, используемым для нужд гражданской авиации, что должно способствовать возрождению в Новгородской области гражданской авиации); от года «О внесении изменений в статьи 4 и 5 областного закона "О транспортном налоге" (исключены из числа льготируемых транспортные средства по организациям, занимающимся производством сельскохозяйственной продукции, не имеющие непосредственного отношения к сельскохозяйственному производству, приоритетное значение - оказание льгот организациям, задействованным в сельском хозяйстве).

§3. О состоянии финансового контроля в Новгородской области В 2009 году главными принципами бюджетной политики региона стали: развитие доходного потенциала, экономия и оптимизация расходов, целевое планирование. Важнейшее направление региональной антикризисной политики - осуществление мероприятий по поддержке реального сектора экономики.

Счетной палатой в 2009 году проведены проверки и контрольные мероприятия по вопросам: предоставления государственных гарантий Новгородской области; полноты и своевременности возврата средств областного бюджета, выделенных на приобретение машиностроительной продукции по лизингу для предприятий сельского хозяйства за период с по года; законности, эффективности и целевого использования средств, выделенных в рамках областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в области на годы»; законности и эффективности использования государственного имущества; целевого и эффективного использования средств, выделенных в рамках областной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Новгородской области ( годы)»; использования муниципальными образованиями субвенций по оказанию государственной социальной помощи малообеспеченным слоям населения Новгородской области за годы; готовности области к переходу от натуральных льгот по оплате жилищно- коммунальных услуг денежными компенсациями и другие контрольные мероприятия. С учетом проведенных мероприятий внесены изменения в областное законодательство в целях устранения нарушений и его совершенствования.

Глава 8. Хозяйственная деятельность §1. Сельское хозяйство Развитию сельского хозяйства Новгородской области в 2009 году способствовали меры, определенные: Федеральным законом от 29 декабря 2006 года 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства»; Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на годы; областной целевой программой "Развитие агропромышленного комплекса Новгородской области на годы", утвержденной областным законом от ОЗ.

В 2009 году в непростых условиях область продемонстрировала темпы роста сельскохозяйственной отрасли не только выше прошлогоднего уровня, но и самые высокие на Северо-Западе. В целях улучшения ситуации продолжается реализация областной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Новгородской области на годы", которая направлена на создание условий для устойчивого развития сельских территорий, повышения уровня жизни сельского населения, укрепления экономики аграрного сектора. Реализация областной целевой программы «Развитие потребительской кооперации в Новгородской области на годы», принятой в целях повышения роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием, в улучшении обеспечения сельских жителей промышленными товарами, позволяет снять напряженность на рынке труда и занятости в муниципальных районах области. Продолжается реализация мероприятий, направленных на предотвращение выбытия и вовлечения в оборот ранее неиспользуемой пашни и других мероприятий.

§2. Обеспечение развития малого и среднего предпринимательства Благоприятное функционирование и устойчивость малого и среднего предпринимательства имеет большое значение для оздоровления экономики, развития конкуренции, трудоустройства населения. Наиболее значимые нормативные правовые актов Новгородской области в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства, показавшие свою эффективность для преодоления кризисных явлений в 2009 году: областной закон от ОЗ «О предельных значениях площади арендуемого имущества и сроке рассрочки оплаты приобретаемого имущества в отношении недвижимого имущества при реализации субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на его приобретение»; областной закон от ОЗ «О ставке налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения» (снижена до 10 %); областной закон от ОЗ «Об упрощенной системе налогообложения на основе патента»; областной закон от ОЗ «О субсидиях бюджетам муниципальных районов для финансового обеспечения мероприятий по поддержке малого предпринимательства»; областной закон от ОЗ «О государственной поддержке коммерческих организаций на территориях Батецкого, Волотовского, Маревского, Парфинского и Поддорского муниципальных районов»; постановление Администрации области от «Об областной целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в области на годы»; постановление Администрации области от «Об утверждении целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Новгородской области в 2009 году».

Инвестиционная привлекательность Новгородской области Инвестиционная политика Новгородской области в 2009 году была направлена на: оптимизацию структуры притока внешних инвестиций по видам экономической деятельности; повышение бюджетной и социальной эффективности привлекаемых инвестиций; увеличение притока инвестиций в приоритетные секторы региональной экономики. Наиболее значимые нормативные правовые акты в сфере повышения инвестиционной привлекательности области, показавшие свою эффективность в 2009 году для преодоления кризисных явлений: областной закон от «Об инвестиционной деятельности в Новгородской области»; областной закон от ОЗ «О предоставлении государственных гарантий Новгородской области»; постановление областной Думы от ОД «Об утверждении Правил расчета момента достижения полной окупаемости вложенных средств, расчетного срока окупаемости и определения иных особенностей применения льгот для организаций, осуществляющих инвестиционные проекты в Новгородской области»; областной закон от ОЗ «О государственной поддержке коммерческих организаций на территориях Батецкого, Волотовского, Маревского, Парфинского и Поддорского районов и наделении органов местного самоуправления Новгородской области отдельными государственными полномочиями по оказанию государственной поддержки коммерческим организациям».

Глава 9. Природные ресурсы В сфере природных ресурсов в 2009 году был принят: областной закон от ОЗ «О порядке предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Новгородской области», в связи с этим: увеличилась доходная часть областного бюджета от поступления разовых платежей за пользование недрами; облегчена соискателям процедура согласований с различными ведомствами; получение права пользования недрами стало осуществляться в открытой форме на состязательной основе.

Раздел 3. Меры, принимаемые органами исполнительной власти области, в целях стабилизации антикризисной ситуации В соответствии с Указом Губернатора области от 25 ноября 2008 года 262 создана комиссия для анализа и принятия оперативных мер по социально- экономическому развитию области. Реализуется План мероприятий Администрации области по предотвращению кризисных явлений в экономике и социальной сфере, приняты следующие меры: содействие занятости населения; снижение задолженности по заработной плате; поддержка промышленного производства; сокращение неэффективных бюджетных расходов; выработка совместно с собственниками предприятий области мер по обеспечению санации и реструктуризации социально значимых предприятий с неустойчивым финансовым положением, действующих на территории области, повышение конкурентоспособности промышленных предприятий области; поддержка малого и среднего предпринимательства; привлечение внешних ресурсов для эффективной защиты собственных экономических интересов.

Раздел 4. Правовые основы реализации государственной политики в области противодействия коррупции в Новгородской области В соответствии с: Национальным планом противодействия коррупции, Указом Президента Российской Федерации от "О мерах по противодействию коррупции", Федеральным законом от 25 декабря 2008 года 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 17 июля 2009 года 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» приняты: областной закон от ОЗ «О реализации федеральных законов о противодействии коррупции на территории Новгородской области»; Указ Губернатора Новгородской области от "Об утверждении Плана противодействия коррупции в органах исполнительной власти Новгородской области»; Указ Губернатора Новгородской области от "О комиссии по противодействию коррупции в Новгородской области»; постановление Администрации Новгородской области от "О целевой программе противодействия коррупции в Новгородской области на годы"; постановление областной Думы от ОД «О комиссии Новгородской областной Думы по проведению антикоррупционной экспертизы».

Раздел 5. Проблемы реализации права законодательной инициативы Новгородской областной Думы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Участие субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе является проблемным вопросом. Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации в полной мере не реализуют закрепленное право законодательной инициативы (из множества законодательных инициатив, лишь единицы становятся законами ).

Причины, являющиеся факторами, понижающими эффективность использования права законодательной инициативы субъектами Российской Федерации: необходимость выражения единого мнения органами законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации на поступивший в регион законопроект: в случае, если мнения данных органов разделились, то считается, что оно не выражено (ст Федерального закона от ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»); отсутствие федерального закона, регулирующего вопросы принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов, устанавливающего порядок их внесения, принятия, изменения, приостановления и прекращения действия (утраты силы), определяющего права и обязанности участников законодательного процесса на всех стадиях, а также процедуру осуществления права законодательной инициативы её субъектами. В настоящее время эти вопросы регулируются Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

На 1 января 2010 года: в Правительстве Российской Федерации находится инициатива Новгородской областной Думы: «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (постановление областной Думы от ОД) (в части неприменения к торфу понятия «агрохимикат»). в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в работе соответствующих комитетов находятся законодательные инициативы: «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (постановление областной Думы от ОД) (о предоставлении права на получение двух пенсий детям военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы); «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (постановление областной Думы от ОД) (о предоставлении права на получение двух пенсий труженикам тыла); «О внесении изменения в статью 298 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (постановление областной Думы от ОД) (о распоряжении учреждением закрепленным за ним имуществом).

Раздел 6. Контрольные полномочия областной Думы. Мониторинг областного законодательства и практики его применения Областным законом от ОЗ «О контроле Новгородской областной Думы за соблюдением и исполнением областных законов и постановлений Новгородской областной Думы»: установлены правила осуществления контрольных функций; регламентированы правовые и организационные основы, а также виды, формы и порядок осуществления контроля за соблюдением и исполнением областных законов и постановлений областной Думы.

В 2009 году рассмотрено 8 контрольных вопросов, в том числе : о ходе исполнения областных законов «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» и «О ветеранах труда Новгородской области и наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Новгородской области отдельными государственными полномочиями» (в части замены льгот денежными компенсациями); об исполнении областного закона «О государственной поддержке отдельных категорий граждан, участвующих в строительстве и приобретении жилых помещений, в сфере ипотечного жилищного кредитования в Новгородской области»; об исполнении областного закона «О социальной поддержке малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, на территории Новгородской области» в части оказания малоимущим гражданам социальной поддержки на удешевление стоимости услуг бань на территории Старорусского муниципального района и Великого Новгорода; об исполнении областного закона «О государственной поддержке отдельных категорий граждан, участвующих в строительстве и приобретении жилых помещений, в сфере ипотечного жилищного кредитования в Новгородской области»; о ходе исполнения областного закона «О региональной программе «Повышение безопасности дорожного движения в области на годы» и другие важные вопросы.

Основной задачей мониторинга областного законодательства является: обеспечение соответствия нормативных правовых актов, принятых областной Думой, Конституции Российской Федерации и действующему федеральному законодательству. Основные стадии осуществления мониторинга: 1) анализ федерального законодательства (действующих актов и вновь принятых) в части полномочий субъектов Российской Федерации; 2) изучение практики Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного и Арбитражного Судов Российской Федерации по делам, затрагивающим законодательство иных регионов; 3) правовая экспертиза действующих нормативных правовых актов, принятых областной Думой, с целью выявления нарушений либо пробелов правового регулирования; 4) подготовка предложений в необходимых случаях: о внесении изменений в нормативные правовые акты; о признании утратившими силу нормативных правовых актов; о принятии нового нормативного правового акта. На 1 января 2010 года в рамках проведения мониторинга областного законодательства подготовлено 32 письма и информаций с предложениями по разработке проектов областных законов, в результате проведения данной работы 37 областных законов были рассмотрены областной Думой и приведены в соответствие с федеральным и областным законодательством.

Раздел 7. Прокурорский надзор Участие прокуратуры в правотворчестве - это фактор обеспечения законности и качества правотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации; предупреждение нарушений норм законодательства на начальном этапе подготовки нормативных правовых актов. Взаимодействие между областной прокуратурой и органами государственной власти области имеет положительную тенденцию развития: в полной мере осуществляется информирование органов прокуратуры о нормотворческой деятельности областной Думы; направление информаций и материалов происходит вне зависимости от проводимых заседаний, при возникновении необходимости в них в органах прокуратуры; предварительная проработка проектов областных законов в областной прокуратуре, а также предварительное согласование правовых позиций и выработка единых подходов к решению проблем.

Заключение Доклад Новгородской областной Думы «О состоянии законодательства Новгородской области в 2009 году в условиях финансово-экономического кризиса» - это итоговая форма обобщения результатов законотворческой и законодательной деятельности органов государственной власти Новгородской области за 2009 год, а также осуществления мониторинга областного законодательства и правоприменительной практики. Деятельность депутатов областной Думы была направлена на изучение социально-экономической ситуации в области с целью выработки совместно с Администрацией Новгородской области, органами местного самоуправления, общественностью эффективных законодательных мер, которые могут обеспечить минимизацию последствий кризисных явлений.

В 2009 году состоялось 12 заседаний областной Думы, на которых было принято 54 основных областных законов и 148 областных законов о внесении изменений, в том числе: по финансам, экономике, хозяйственной деятельности – 83; по социальным вопросам, образованию, культуре – 54; по конституционному праву, государственному управлению – 48; по природным ресурсам и охране окружающей среды – 10; по охране правопорядка, правосудию – 7.

Совместные усилия Новгородской областной Думы, Губернатора Новгородской области, Администрации области были направлены на: активное развитие областного законодательства следуя приоритетным направлениям государственной политики, изложенным в Послании Президента Российской Федерации; формирование областным законодательством условий, способствующих недопущению ущемления гражданских прав и свобод, для повышения качества жизни населения, для реализации социальных гарантий, закрепленных Конституцией Российской Федерации; оперативное принятие мер, направленных на законодательное урегулирование возникающих проблем.