О ХОДЕ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И УВЕЛИЧЕНИЕ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Об особенностях формирования системы стратегического планирования регионального развития в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. 172-ФЗ.
Advertisements

Оценка морского потенциала приморских территорий как показатель эффективности стратегического развития морехозяйственного комплекса Гогоберидзе Г.Г., Российский.
Следует исходить из понимания роли государства как главного субъекта современной общенациональной кадровой политики, ведущей силы социального управления,
ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ МОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА Коновалов Алексей Михайлович – к.т.н., директор Центра «Мировой.
Система государственного стратегического планирования Министерство экономического развития Российской Федерации Москва,
Программа поддержки Беларуси Федерального Правительства Германии Институт экономики Национальной академии наук Беларуси Развитие Местных повесток-21 в.
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
Министерство регионального развития Российской Федерации 2013 год Об итогах научно- исследовательских работ за 2012 год и задачах на 2013 год Департамента.
ДОКТРИНА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ Представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения.
Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (1 урок по теме) 9 класс Учитель – Иляхин А.А.
Об интегрированном (комплексном) плане управления Баренцевым морем и прибрежными зонами С.Жаворонкин WWF России 19 октября 2010г. г.Санкт-Петербург.
О проекте закона РФ «О государственном стратегическом планировании» Министерство экономики Республики Бурятия 17 февраля «План - это помощник рынка.
«Разработка программно-методического аппарата оценки безопасности проживания населения на загрязненных территориях на основе анализа и комплексной оценки.
Москва Тема: «Бюджетная политика Российской Федерации» Синицин Н.А.
2 Основание для разработки государственных программ Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Порядка разработки, реализации и.
Доклад на тему: «Военно-морская деятельность: ключевые проблемы развития» Начальник Главного штаба Военно-Морского Флота адмирал Абрамов Михаил Леопольдович.
Гражданская оборона. Функции по защите населения и территорий были разделены в 1992г. Между Гражданской обороной(ГО) Российской системой предупреждения.
СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ: ВОЙНИЧ Б.Л. ГРУППА Ю-240 ПРОВЕРИЛ: АНДРЕЕВ А.В.
Транксрипт:

О ХОДЕ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И УВЕЛИЧЕНИЕ ЕЕ ВКЛАДА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ Ю.Г. Михайличенко Департамент государственных целевых программ и капитальных вложений

2 проект Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации Региональная политика строится с учетом организационно- управленческих, социально-экономических и иных особенностей городов федерального значения, закрытых административно- территориальных образований, наукоградов, приграничных территорий, территорий Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, приморских территорий, муниципальных образований с монопрофильной структурой экономики, территориально обособленных комплексов инновационного развития, особых экономических зон и иных зон территориального развития.

3 (1) Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года - приоритет отдан вопросам обеспечения национальной безопасности России (защиты, сохранения и обеспечения суверенитета и суверенных прав страны в Мировом океане) Национальные интересы: 4-ый абзац: -охрана человеческой жизни на море, предотвращение загрязнения морской среды, обеспечение контроля за функционированием жизненно важных морских коммуникаций, создание условий, способствующих извлечению выгоды из морской хозяйственной деятельности населением Российской Федерации, особенно ее приморских регионов, а также государством в целом Аналогичная ситуация - с основными целями национальной морской политики Должен быть четко обозначен приоритет развития экономики и повышения качества жизни

4 Приоритет развития экономики и повышения качества жизни: В Морской доктрине должны быть идентифицированы все преимущества, которые может дать интегральная морская политика для: дополнительного экономического роста конкурентоспособности инвестиционной привлекательности занятости повышения комфортности и качества жизни охраны окружающей среды уменьшения ущерба от природных и техногенных катастроф безопасности страны развития приморских регионов (2)

5 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента Российской Федерации, 2009 г.) 44. Российская Федерация укрепляет национальную оборону, обеспечивает государственную и общественную безопасность в целях формирования благоприятных внутренних и внешних условий для достижения приоритетов в области социально-экономического развития государства. (3)

6 Современные концептуальные документы, посвященные политическому и социально- экономическому развитию демократий с рыночной экономикой: три ключевых действующих субъекта: «государство», «общество» и «бизнес» (4)

7 Предлагается в Морской доктрине: В разделе I. «Общие положения»: абзац четвертый изложить в следующей редакции: «Морская деятельность - это деятельность Российской Федерации в области изучения, освоения и использования Мирового океана в интересах устойчивого экономического и социального развития страны, национальной безопасности, сохранения морских природных систем и рационального использования их ресурсов (далее именуется - морская деятельность).»; (5)

8 В разделе II. «Сущность национальной морской политики»: в абзаце втором: «Субъектами национальной морской политики выступают государство, общество и бизнес. * * * Бизнес ответствен за эффективное использование морских ресурсов и пространств, направленное на устойчивое экономическое и социальное развитие страны.»; (6)

9 В подразделе 1. «Национальные интересы Российской Федерации в Мировом океане, цели и принципы национальной морской политики»: в позиции «Национальные интересы Российской Федерации в Мировом океане»: абзац первый изложить в следующей редакции: «Национальные интересы Российской Федерации в Мировом океане - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества, бизнеса и государства в сфере морской деятельности, реализуемых на основе морского потенциала государства.»; (7)

10 дополнить позицию абзацем третьим следующего содержания: «эффективное использование ресурсов и пространств Мирового океана в целях устойчивого экономического и социального развития страны;»; в позиции «Цели национальной морской политики»: абзац первый изложить в следующей редакции: «Цель национальной морской политики заключается в обеспечении устойчивого экономического и социального развития государства, национальной безопасности, сохранении морских природных систем и рациональном использовании их ресурсов.»; (8)

11 дополнить позицию: абзацами третьим и четвертым следующего содержания: «эффективное использование ресурсов и пространств Мирового океана; содействие решению экономических и социальных задач приморских регионов»; следующим абзацем: «защита морской среды от загрязнения»; (9)

12 в позиции «Принципы национальной морской политики»: абзац шестой заменить абзацами следующего содержания: переход от отраслевого (секторального) к комплексному (интегральному) планированию развития и управлению морской деятельностью с использованием инновационных управленческих технологий (комплексное управление прибрежными зонами, экосистемный менеджмент); использование экосистемного подхода, рассматривающего морскую среду как единое целое, а происходящие в ней процессы во взаимосвязи; применение адаптивного менеджмента; совместное участие всех субъектов национальной морской политики в вопросах ее формирования и реализации; применение современных научных знаний и технологий; предосторожность; принятие предупредительных действий; сохранение биоразнообразия. (10)

13 Раздел III. «Содержание национальной морской политики»: дополнить развернутой позицией «Морской туризм и рекреация»; В разделе IV. «Реализация национальной морской политики»: дополнить название подраздела 3. «Обеспечение безопасности морской деятельности» словами «и населения приморских регионов», а его содержание проблемами обеспечения безопасности населения приморских регионов и смягчения последствий от морских стихийных бедствий. (11)

14 Дополнить текст Морской доктрины положением, касающимся необходимости разработки механизмов участия субъектов Российской Федерации в рамках реализации полномочий Российской Федерации по определению статуса территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации в контексте определения компетенции федерального центра и субъектов Российской Федерации применительно к морским и прибрежным ресурсам и создания правовой и институциональной базы для их реализации. Учитывая характер представленных предложений, затрагивающих проблемные и концептуальные вопросы, Минэкономразвития России полагает целесообразным рассмотреть вопрос о подготовке новой редакции Морской доктрины. (12)

15 (1) Проект С Т Р А Т Е Г И Я развития морской деятельности до 2020 года и на более отдалённую перспективу 1.3. Замысел Стратегии состоит в сосредоточении внимания, организационных усилий и средств органов государственной власти Российской Федерации и приморских субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, деловых кругов, научного сообщества и общественных организаций на главных, в максимальной степени агрегированных, проблемах развития российской морской деятельности. Поэтапное разрешение этих проблем должно способствовать повышению уровня национальной безопасности страны, позитивным изменениям социально-экономической ситуации в стране, сохранению отечественных морских традиций и морского наследия, особенно в приморских субъектах Российской Федерации, а также возрастанию эффективности функционирования общегосударственных систем и комплексов высшего уровня: Вооружённых Сил Российской Федерации, системы государственной безопасности, транспортной системы, продовольственного, топливно- энергетического и сырьевого комплексов, с учетом их взаимовлияния друг на друга и на морскую среду и в увязке с состоянием последней.

16 (2) 2. Главные проблемы, решаемые путем развития морской деятельности 2.1. В соответствии с замыслом Стратегии (раздел 1, пункт 1.3) для оптимизации использования средств и ресурсов, выделяемых государственными бюджетами различного уровня, специализированными организациями и предприятиями на развитие отечественной морской деятельности, количество главных проблем, подлежащих разрешению в рамках настоящей стратегии, ограничено, исходя из необходимости достижения, в первую очередь, целей национальной морской политики, непосредственно связанных с социально-экономическим развитием, обеспечением государственного суверенитета, реализацией юрисдикции, защитой суверенных прав Российской Федерации в Мировом океане, свобод открытого моря и обеспечением безопасности морской деятельности, включая экологическую безопасность.

17 (3) 2.2. Стратегия выделяет следующие главные проблемы и риски: Необходимость дополнения существующего преимущественно отраслевого подхода к планированию развития и управлению морской деятельностью комплексным подходом. Такая потребность вызвана растущей интенсификацией и конкуренцией различных видов морепользования в условиях экосистемного единства морской среды как природного объекта, что требует выделения в отдельный объект государственного управления приморских территорий и прибрежных акваторий, разработки нормативной правовой базы, закрепляющей практику разработки и реализации программ комплексного развития обозначенных пространств конкретных побережий страны в качестве самостоятельного компонента комплексных стратегий и программ социально-экономического развития приморских субъектов Российской Федерации и программ развития приморских муниципальных образований.

18 (4) 3. Стратегические цели и целевые показатели Стратегические цели Стратегические подцели Целевые показатели, ответственные федеральные органы исполнительной власти 12. Переход к комплексному подходу к планированию развития приморских территорий и прибрежных акваторий конкретных побережий страны путем выделения их в отдельный единый объект государственно го управления Нормативное правовое обеспечение практики разработки и реализации программ комплексного развития приморских территорий и прибрежных акваторий конкретных побережий страны Разработка и реализация программ комплексного развития приморских территорий и прибрежных акваторий в качестве самостоятельного компонента комплексных стратегий и программ социально-экономического развития приморских субъектов Российской Федерации и программ развития приморских муниципальных образований Предложения в типовые макеты комплексных стратегий и программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и программ развития муниципальных образований, обеспечивающие в качестве самостоятельного компонента разработку и реализацию программ комплексного развития приморских территорий и прибрежных акваторий. (Минэкономразвития России, Минрегион России) Количество (доля) приморских субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, реализующих или разрабатывающих программы комплексного развития приморских территорий и прибрежных акваторий. (Минрегион России)

19 (5) Перспективные пути развития основных видов морской деятельности в период годы Виды морской деятельностиПерспективные пути развития Управление морским природопользованием Развитие и введение интегрального (межотраслевого) управления на всех уровнях, рассматривающего морепользование как целостный объект управления и направленного на преодоление конфликтности между видами пользования и сохранение морской среды. Расширение морской составляющей программ комплексного развития приморских территорий и прибрежных акваторий до границ акваторий, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации. Координация упомянутых программ с программами управления водосборными бассейнами. Развитие и использование инструментария морского пространственного планирования.

20 Проект Методические рекомендации по подготовке стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации Проект МАКЕТ среднесрочной программы экономического и социального развития субъекта Российской Федерации

21 Разработка концепции федерального закона «О государственном управлении морской деятельностью Российской Федерации» В настоящее время морская деятельность страны регулируется по отраслевому принципу, а использование различных ресурсов – различными законами, представляющими собой в основном результат отраслевых (ведомственных) инициатив. Существует конфликт интересов природопользователей, существующая система управления не содержит механизмов разрешения противоречий, слабо экологически ориентирована. Функции государственного управления развитием отечественной морской деятельности фрагментированы среди целого ряда федеральных министерств и не являются для них приоритетными. Ни один из существующих федеральных органов исполнительной власти не в силах на текущий момент самостоятельно обеспечить сбалансированное развитие морского потенциала и проведение интегральной и целесообразной национальной морской политики.

22 Разработка концептуальных предложений по составу и содержанию государственной программы комплексного развития морской деятельности, преемственной к ФЦП «Мировой океан» Разработка ФЦП «Национальная программа мер по оздоровлению и реабилитации экосистемы Балтийского моря»

23 В рекомендации Форума: Исходя из задач по модернизации и инновационному развитию национальной экономики, а также с учетом успешного зарубежного опыта и рекомендаций международных организаций, включая систему ООН, считать целесообразным разработать предложения по нормативному правовому и институциональному обеспечению: выделения прибрежных акваторий и приморских территорий в качестве особого единого объекта государственного управления при разработке концепций, стратегий и программ социально-экономического развития разного уровня; применения интегрального (межотраслевого) управления прибрежным и морским природопользованием на всех уровнях, направленного на преодоление конфликтности между видами пользования и сохранение морской среды, исходя из экосистемного подхода, рассматривающего морскую среду как единое целое, а происходящие в ней процессы во взаимосвязи; использования инновационных управленческих технологий (комплексное управление прибрежными зонами, экосистемный менеджмент) при разработке и реализации стратегий и программ социально-экономического развития приморских территорий и прибрежных акваторий; применения технологий морского пространственного планирования для функционального зонирования акваторий в увязке со схемами территориального планирования приморских территорий.

24