Государственное регулирование тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала (RAB) Сасим Сергей Вячеславович Г. Великий Новгород Апрель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственное регулирование тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала (RAB) Сасим Сергей Вячеславович Г. Новосибирск Июнь 2010г.
Advertisements

Метод доходности инвестированного капитала (метод RAB) при расчёте тарифов на тепловую энергию. ЗАО «Сибирский центр энергетической экспертизы»
RAB-регулирование: настоящее и будущее Сасим С.В. Начальник отдела регулирования электросетевого комплекса ФСТ России Екатеринбург Июнь 2011.
Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области Основные принципы формирования тарифов на услуги по передаче электрической.
Переход на долгосрочное регулирование МРСК и оптимизация тарифных решений в 2011 году Москва Всероссийское совещание ФСТ 7-8 апреля 2011.
Инвестиционная составляющая в плате за технологическое присоединение потребителей к электрическим сетям: проблемы и решения Виталий Королев Федеральная.
КОМИТЕТ ПО ЦЕНАМ И ТАРИФАМ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Тарифное регулирование в электроэнергетике на годы.
Изменение методологических основ ценообразования в электроэнергетике Начальник управления ФСТ России М.Б. Егоров СОЧИ Октябрь 2009 год.
Проблемы, возникающие при регулировании тарифов методом доходности инвестированного капитала Шеремет Андрей Иванович г.Великий Новгород 8-9 апреля 2010.
Вопросы тарифного регулирования в электроэнергетике Начальник Управления М.Б. Егоров Москва 02 апреля 2010 года.
Регулирование тарифов в электросетевом комплексе с использованием метода доходности на инвестированный капитал (RAB)
Базовый уровень подконтрольных расходов Индекс эффективности подконтрольных расходов Коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов.
Нижний Новгород, 2012г. RAB-перезагрузка. Продолжение. Милютин Д.В. Заместитель Начальника Управления.
Вопросы применения метода RAB Сентябрь 2010 года Струнилин П.В.
Новое в законодательстве об электроэнергетике и особенности подготовки тарифных предложений на 2013 год 29 марта 2012 года.
Метод доходности инвестированного капитала Таманцев Андрей Валерьевич, Июль 2010.
Государственный Комитет РТ по тарифам.
О практике государственного регулирования и применения на территории Астраханской области единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической.
Заместитель начальника Управления Д.В. Милютин Критерии согласования ФСТ России перехода на метод доходности инвестированного капитала Нахабино
Задачи органов государственного регулирования на годы Яркин Евгений Валентинович, д. э. н., профессор Заместитель Руководителя ФСТ России.
Транксрипт:

Государственное регулирование тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала (RAB) Сасим Сергей Вячеславович Г. Великий Новгород Апрель 2010г.

Нормативная база RAB-регулирования 2 НМА, действующие в настоящее время: Основы ценообразования (Постановление Правительства РФ 109 от ) Порядок согласования перехода на регулирование методом RAB (Приказ ФСТ России от 23 сентября 2008 г. N 192-э/4) Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала (Приказ ФСТ России 231-э от ), в т.ч.: Правила определения стоимости активов и размера инвестированного капитала и ведения из учета Правила расчета нормы доходности инвестированного капитала Утвержденная норма доходности на капитал (Приказ ФСТ России от 15 августа 2008 г. N 152-э/15) НМА, планируемые к разработке: Планируется внесение изменений в Методические указания Методические указания по расчету надежности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг) (проект опубликован на сайте Минэнерго) Методические указания по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, обеспечивающих соответствие НВВ регулируемых организаций уровню надежности и качества реализуемых товаров (услуг)

3 Введение обязательного долгосрочного регулирования (в том числе с применением метода RAB) Переход МРСК не позднее 1 января 2011 года Переход всех РСК не позднее 1 января 2012 года Метод RAB Федеральный закон 261-ФЗ от «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», распоряжение Правительства РФ 30-р Метод индексации

Регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением долгосрочных параметров регулирования (в том числе с применением метода RAB) c г. c г. c г. c г. Регионы, в которых не функционирует ОАО «Холдинг МРСК»

c г. c г. c г. c г. Регионы, в которых не функционирует ОАО «Холдинг МРСК» Регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением долгосрочных параметров регулирования (в том числе с применением метода RAB)

c г. c г. c г. c г. Регионы, в которых не функционирует ОАО «Холдинг МРСК» Регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением долгосрочных параметров регулирования (в том числе с применением метода RAB)

c г. c г. c г. c г. Регионы, в которых не функционирует ОАО «Холдинг МРСК» Регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением долгосрочных параметров регулирования (в том числе с применением метода RAB)

c г. c г. c г. c г. с Регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением долгосрочных параметров регулирования (в том числе с применением метода RAB)

Необходимые условия для внедрения RAB. Порядок перехода RAB. Полномочия органов власти 9 РРОФСТ Заявление о переходе к регулированию данной организации на метод RAB Согласование долгосрочных параметров регулирования утверждение долгосрочных предельных уровней тарифов на услуги по передаче Регулируемая организация Разработка инвестиционной программы на долгосрочный период Уполномоченный орган Правительства региона Согласование инвестиционной программы Проведение оценки основных средств Заявление по установлению тарифов методом RAB с 2011 гг. Установление тарифов до 15 мая до 1 мая 10 дней – принятие заявления или его возврат 45 дней - рассмотрение

10 Согласование инвестиционных программ субъектов электроэнергетики (ПП 977) Инвестиционная программа субъекта электроэнергетики Министерство энергетики РФ, МЭР России, Минфин России, Минпромторг России, ФАС России, ФСТ России, ГК «Росатом» Органы исполнительной власти субъекта РФ До 15 марта года, предшествующего периоду реализации инвестпрограммы Cтроительство объекта генерации установленной мощностью 50 МВт и более Cтроительство (реконструкция, модернизация, тех.перевооружение) сетей напряжением 220кВ и выше Строительство объектов ЕНЭС Финансирование из бюджета РФ Доля субъекта РФ в уставном капитале составляет 50% и более Строительство ЛЭП напряжением ниже220кВ Финансирование из бюджета субъекта РФ Системный оператор Утверждение инвестпрограммы до 15 августа года, предшествующего году реализации инвестиционных проектов ЛЭП > 110кВ

11 Проблема «последней мили» Продление договоров «последней мили» + Возможность перераспределения бремени перекрестного субсидирования + Сдерживание роста тарифов на услуги по передаче по сетям РСК, связанного со снижением объема услуг + Временная социальная стабильность в регионе - Данная конструкция договорных отношений является «временной мерой» - Риски расторжения договоров «последней мили» по решению суда - Не позволяет снизить бремя перекрестного субсидирования - Неконкурентоспособность тарифов РСК, замедление темпов развития сетей РСК - Позволяет бездействовать «регуляторам» и избежать ответственности органам исполнительной власти субъектов РСК ФСК в «котел» + Легализация применения различных тарифов на услуги по передаче электроэнергии по ЕНЭС для потребителей-субъектов ОРЭМ и РСК + Не требуется внесения изменений в 35-ФЗ (изменения постановлений Правительства РФ 861, 109, методики расчета тарифов на услуги ФСК), методику 20-э/2 + Позволяет компенсировать часть расходов РСК и сгладить резкий рост тарифов для потребителей РСК + Содержит механизмы поэтапного снижения финансовой нагрузки на потребителей- субъектов ОРЭМ, технологически присоединенных к объектам «последней мили» + Возможность региональных органов исполнительной власти влиять на темпы снижения указанной финансовой нагрузки + Снижение судебных рисков - Риски неисполнения заданных параметров снижения финансовой нагрузки на потребителей- субъектов ОРЭМ, технологически присоединенных к объектам «последней мили» - Отсутствие прозрачности и влияние региональных факторов на величину тарифов ФСК, возникновение ситуации, когда плательщиком по индивидуальным тарифам будет являться ОАО «ФСК ЕЭС» Передача электросетевых объектов напряжения 220кВт и выше в собственность РСК + Решение проблемы договоров «последней мили» -Необходимость внесения изменений в 35- ФЗ, 36-ФЗ, постановление Правительства о критериях отнесения объектов электросетевого хозяйства к ЕНЭС 41 - Создание предпосылок для двойного учета затрат в связи с их включением в НВВ РСК, невозможностью их исключения из НВВ ФСК (RAB)

12 Метод доходности инвестированного капитала (достоинства и сложности) Преимущества метода RAB Стимулирование привлечения инвестиций Повышение капитализации регулируемых организаций Повышение качества стратегического планирования деятельности организаций Возможность перераспределения валовой выручки Экономическая мотивация снижения издержек Отсутствие контроля РРО за использованием прибыли Сложности метода RAB Необходимость разработки и согласования в установленном порядке долгосрочной инвестиционной программы Необходимость проведения независимой оценки активов Необходимость ведения учета инвестированного капитала Неустановление регулирующим органом долгосрочных параметров регулирования

13 Внесение изменений в Основы ценообразования Повышение ответственности РСК за исполнение инвестпрограмм Возможность переходить на метод RAB в течение текущего года Возможность применения пятилетнего долгосрочного периода с начала регулирования методом RAB, а также «3+2» Ограничение величины сглаживания 5% от НВВ Внесение дополнений в Методические указания по индексации Исполнение Федерального закона «Об энергоэффективности…» в части перехода всех сетей на долгосрочное тарифообразование Наличие сетевых организаций, владеющих имуществом исключительно на правах аренды Отсутствие по ряду регионов программ перспективного развития Несоответствие инвесткапитала компаний оптимальной структуре инвестированного капитала Изменение нормативной правовой базы ценообразования на услуги по передаче электрической энергии

14 Методология долгосрочного тарифного регулирования (без применения метода RAB) ОРЕХ Расходы из прибыли на инвестиции Налоги Амортизация i Выигрыш потребителя Фактор повышения операционных расходов (с учетом изменения инфляции, изменения состава активов и Х- фактора) i+1 Услуги регулируемых организаций Выпадающие расходы Прочие (остальные) расходы ОРЕХ Расходы из прибыли на инвестиции Налоги Амортизация Услуги регулируемых организаций Выпадающие расходы Прочие (остальные) расходы Зависимость тарифа от показателей качества и надежности Рост тарифа при методе индексации без применения ДПР

15 Методология долгосрочного тарифного регулирования (без применения метода RAB) Удельная стоимость операционных расходов регулируемой организации Удельная величина амортизационных отчислений Удельная величина расходов, связанных с осуществлением инвестиционной программы Удельная величина налоговых отчислений Удельная величина расходов, связанных с оплатой услуг организаций, осуществляющих регулируемую деятельность Удельная величина выпадающих расходов Удельная величина прочих расходов Коэффициент, приводящий уровень регулируемого тарифа в соответствие установленному уровню качества и надежности Фактор повышения эффективности операционных расходов Удельная величина расходов определяется следующим образом

16 Генеральный фактор повышения эффективности операционных расходов, - определяет общий тренд снижения операционных расходов Утверждается ФСТ России Х - фактор Индивидуальный фактор повышения эффективности операционных расходов, - формирует индивидуальное снижение операционных расходов компании в зависимости от группы объективных показателей Утверждается РЭКами + ФСТ России Особенности определения Х-фактора

17 Индивидуальный Х-фактор определяется на основе сравнения величины операционных расходов каждой сетевой организации с «эталонным» уровнем расходов Для определения «эталонной» величины операционных расходов определяются объективные факторы, влияющие на размер ОРЕХ Определение «эталонной» величины ОРЕХ производится путем проведения корреляционного анализа для выявления зависимости ОРЕХ сетевых компаний от выявленных факторов х 1, х 2, …, х n – объективные факторы, влияющие на величину операционных расходов компании a 1, a 2, …,a n – усредненные коэффициенты, отражающие зависимость OPEX от данных факторов, определяемые методами корелляционного анализа (метод наименьших квадратов, стохастическая кривая и т.д.) b - свободный член уравнения регрессии, позволяющего сформировать оптимальный уровень операционных расходов сетевой компании. Х 1, – Соотношение средней и максимальной нагрузки Х 2 - Количество точек учета Х 3 - Плотность нагрузки Х 4 - Количество условных единиц Х 5 - Количество подстанций (с учетом структуры по уровням напряжения) Х 6 – Протяженность ВЛЭП и КЛЭП и их структура по уровням напряжения Х 3 - Средний уровень оплаты труда в регионе Х 9, – Региональные коэффициенты удорожания Особенности определения Х-фактора

Проблема отмены ПТП с 1 января 2011 года 18 НВВ в части услуг по передаче электроэне ргии НВВ в части услуг по технологич ескому присоедин ению до 2011 Т перПТП после 2011 НВВ в части услуг по передаче электроэне ргии НВВ в части услуг по технологич ескому присоедин ению Итого НВВ в части оплаты услуг по передаче э/э В соответствии с Федеральным законом об электроэнергетике НВВ в части услуг по технологич ескому присоедин ению НВВ в части услуг по передаче электроэне ргии В случае если инвестпрограмма утверждена после г. В случае если инвестпрограмма утверждена до г. Т перПТП