Европейская рамка ИКТ-компетенций - пример международного отраслевого стандарта для ИТ области Надежда Сергеевна Вольпян Председатель подкомитета ТК22/ПК.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Опыт сотрудничества ТК-МТК-22 с WS ICT skills CEN/CENELEC Член Межотраслевого Совета по информационным технологиям Комитета РСПП по техническому регулированию,
Advertisements

Разработка рамок квалификаций Казахстан ноября 2008 г., г. Турин.
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
Европейский опыт создания единой системы квалификаций и компетенций в сфере ИКТ совместно с бизнесом Н.С. Вольпян, С.А.Головин, Межотраслевой Совет по.
Проблемы и пути решения противоречий в системе « университет – рынок труда – работодатель » Докладчик : доцент Лукьянихин В. А. Рабочая группа: Телиженко.
1 Председатель межотраслевого совета РСПП по ИТ и Председатель ТК-МТК-22 «Информационные технологии» д.т.н., проф. Головин Сергей Анатольевич Председатель.
НОУ ВПО «Международный юридический институт» Проект Ф-146 «Реализация комплекса мероприятий по созданию сети сертификационных центров оценки профессиональной.
Разработка системы признания сертификатов, полученных выпускниками образовательных учреждений профессионального образования и другими категориями граждан.
Повышение качества трудовых ресурсов – основа развития инновационной экономики Вице-президент СОСПП, ректор ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор.
Деятельность НП «Экспертный клуб» промышленности и энергетики» в рамках формирования современной квалификационной системы Разработка методики определения.
Дублинские дескрипторы Для Болонской структуры квалификаций важны так называемые Дублинские дескрипторы. Они предназначены для трех циклов (уровней) высшего.
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
ОПЫТ И НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЕНДОРОВ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНИЙ ВУЗОВ В СФЕРЕ ИКТ Филиппович А.Ю. к.т.н., доцент, зав. Лаборатории проблем технического.
Нижний Тагил, 2013 Профессиональный стандарт по профессии «сварщик» как ресурс управления конкурентоспособностью персонала.
1 2 Электронный город – электронная губерния - электронное государство: взаимодействие общества, бизнеса и власти Система нормативных документов Национальная.
Международная практика формирования систем сертификации квалификаций в области информационных технологий Надежда Сергеевна Вольпян член Межотраслевого.
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
ЗАЧЕМ НУЖНЫ ПРОФСТАНДАРТЫ? И ПОЧЕМУ НА ЭТО НУЖНО ТРАТИТЬ СВОЕ ВРЕМЯ?
Декларация о Едином пространстве информационного обмена организаций электроэнергетики Российской Федерации 2006, Общероссийское отраслевое объединение.
Информационный семинар «Перспективы формирования технологической платформы «Глубокая переработка углеводородных ресурсов»: Технологические платформы:
Транксрипт:

Европейская рамка ИКТ-компетенций - пример международного отраслевого стандарта для ИТ области Надежда Сергеевна Вольпян Председатель подкомитета ТК22/ПК 204 ИКТ-компетенции Межотраслевой Совет по информационным технологиям Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, технический комитет «Информационные технологии» Москва, 10 мая 2012

План Стандарты отрасли и отраслевые стандарты компетенций и квалификаций –ИТ стандарты –Общие подходы ЕС к отраслевым рамкам Европейская рамка ИКТ-компетенций –Методология –Основные этапы и результаты Выводы и рекомендации 2

3 Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются: Характеристики продукции; Правила осуществления и характеристики процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; Выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать : правила и методы исследований (испытаний) и измерений; правила отбора образцов; Требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или к этикеткам и правилам их нанесения. Федеральный закон 184 –ФЗ «О техническом регулировании» Пример: Германия тратит ежегодно на деятельность по стандартизации 800 млн. евро. При этом считается, что на каждый евро, вложенный с эту деятельность, Германия получает прибыль в 20 евро. Россия тратит на стандартизацию 300 млн. рублей или 7 млн. евро. С таким объемом финансирования мы обречены на дальнейшее отставание и эту ситуацию необходимо менять

Источник: статья Евгения Зиндера «Классификации стандартов» журнал Information Мanagement 1 4 Стандарты ИКТ-компетенций – неотъемлемая часть стандартов области ИТ

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) Технические комитеты по стандартизации (ТК-МТК-22) Предприятия Действующая структура стандартизации РФ

6 Участие в деятельности ТК-МКТ-22 ( ) Быть в курсе разрабатываемых международных ИТ- стандартов с начального этапа их создания Участвовать в отработке международных ИТ- стандартов Продвигать свои ИТ- стандарты на уровень международных Члены ТК-МКТ-22 могут: Экономическая заинтересованность бизнеса в международных ИТ-стандартах Экономическая заинтересованность бизнеса в международных ИТ-стандартах В настоящее время действует более 2000 международных ИТ - стандартов

7 Взаимодействие ТК-МТК-22 с JTC1 /CEN 2Кодированные наборы знаков 6Телеком. и обмен информацией 7 Системная и прогр. инженерия 17 Идентификационные карты 22Языки программирования 23Запоминающие среды 24Компьютерная графика 25Сопряжение оборудования 27Методы защиты ИТ 28Оборудование офисов 29Кодирование информации 31Автоматическая идентификация 32Управление данными 34Описание документов 35 Пользовательские интерфейсы 36ИТ образования 37Биометрические измерения 38Платформы распределенных приложений 102Кодированные наборы знаков 106Обмен информацией 107 Программное обеспечение 117 Личная идентификация 122Языки программирования 123Запоминающие среды 124Компьютерная графика 125Сопряжение оборудования 127Методы защиты ИТ 128Оргтехника 129Кодирование информации Управление данными 134Описание документов 135 Пользовательские интерфейсы ТК Платформы распределенных приложений 202Терминология в ИТ 202Геоинформатика 203 Информационные технологии в государственном управлении 204ИТ-компететенции Зеркальное отражение Статус P-member Статус P-member 388. CEN/WS ICT ICT/SKILLS Workshop (IT profiles and curricula) Рабочая группа по информационно- коммуникационным технологиям/навыкам (профили IT и учебные программы) 388. CEN/WS ICT ICT/SKILLS Workshop (IT profiles and curricula) Рабочая группа по информационно- коммуникационным технологиям/навыкам (профили IT и учебные программы) New!

Стандарты Россия – ЕС: Адаптация? Гармонизация? ?

Вызовы: некоторые факты, связанные с уровнем квалификации использования ИТ Доказано, что на макро-уровне существует 85% корреляции между комплексной характеристикой уровнем умений использования ИТ трудовыми ресурсами и ВВП*; Ежегодные потери бизнеса от неудач при внедрении ИТ-проектов по всему миру составляют до 4,5 триллионов Евро, и более половины ИТ-проектов превышают бюджет более чем на 80%**. По причинам недостаточной квалификации кадров: потенциальные потери 25% государственного ИТ-бюджета США**; из 8 тыс. проектов только 16 % успешных 30% - закрыты, в остальных проектах – задержки, пересмотры, превышения бюджетов, сроки*** Источники: *The e-Skills Manifesto ** CEPIS and IVI tasked by European Commission to develop ICT Professionalism and enhance mobility of CIOs in Europe. – Press Release, Brussels, January 2011 ***Доклад Vivek Kundra Federal Chief Information Officer ****Исследование The Standish group

10 Предпосылки создания Европейской рамки ИКТ-компетенций Отсутствие на общеевропейском уровне договоренностей об определении ИКТ- квалификаций/компетенций ИКТ-специалистов Трудности в представлении актуальных потребностей рынка труда Необходимость поддержки параллельных национальных рамок ИКТ- квалификаций/компетенций странами EC и каталогов ИКТ-компетенций транс-национальными компаниями (Airbus, Eurocopter, Michelin и др.): –Требовали значительных ресурсов –Препятствовали развитию интеграционных процессов в индустрии и бизнесе –Препятствовали мобильности трудовых ресурсов Отсутствие общего языка для связи между требуемыми рынком труда квалификациями/компетенциями и системами сертификаций/ аккредитаций Вывод: недостаток прозрачности влияет на конкурентоспособность Европейского ИКТ-сектора

Финансирование проекта разработки Европейской рамки ИКТ-компетенций E-Skills for the 21st Century: Fostering Competitiveness, Growth and Jobs Программа Электронная Европа Программа LLL (EQF) Программа Стандартизации Инвестиции в рамках частно- государтсвенного партнерства

Общий ландшафт европейских рамок компетенций и квалификаций 12 Согласованные национальные системы квалификаций и компетенций задают единую регулятивную среду для обращения потоков человеческого капитала и связанных с ним неосязаемых активов

Отраслевые рамки компетенций и квалификаций «EQF Testing», LdV LLL Авиация: AEROnet project: Bottom-up Development of a Transnational Occupational Profile Финансовый сектор: FA project: Core competence framework for the uropean Financial Advisor. QUALIFISE project: Methodological report on levelling qualifications in the financial services sector against the European Qualification Framework. ИКТ: European e-Competence Framework A common European framework for ICT Professionals in all industry sectors (в рамках LdV финансировалась только часть, связанная с методологией учета принципов ЕРК); Парикмахерские услуги: EUC Hair project: European Certification in Hairdressing EQF Hair project: Guidance principles on the use of EQF in the hairdressing sector. Спорт: EQF-Sports Project: Implementing the European Qualification Framework in the Sport sector. European agrrement of the Implementation of the European Hairdressing Certificate (UNI-Europa and Coiffure EU), European Commission Directorate General for Employment, Social Affairs and Equal Opportunities: Employment in Europe 2008 ORSA MINORE project: Life on board - New sea-related jobs: set of competences for the seafarer in Europe. ORSA MINORE project: Life on board - The seamans training in Europe: desk Морские перевозки: Analysis ORSA MINORE project: Life on board - The seamans training: field analysis Строительство: ОРК-CON project: Sectoral Qualifications Framework for the Construction Industry in Europe - Final report of the Working Group. 13 e-CF -Стандарт CEN! Отраслевые рамки Квалификаций Компетенций Отраслевые рамки Национальные Международные Отраслевые рамки (по видам связи с EQF) Отраслевые рамки (по видам связи с EQF) Через НСКК Непосредственно с EQF C международной отраслевой рамкой, основанной на EQF

Более 100 стран мира создают или используют системы квалификаций и компетенций 14 Источник: Статья 2010г «The External Dimension of the European Qualifications Framework Developments in EU Partner Countries and Beyond Arjen Deij and Borhene Chakroun, European Training Foundation (ETF) Области на картеУровень разработок НКС в странах: Темно-синийИмеется собственная, зрелая система квалификаций КрасныйСтадия разработки НКС ГолубойВ системе образования используется компетентностный подход Зеленый прозрачныйСтадия разработки межнациональной СК Голубой прозрачныйВзаимное признание секторальных соглашений ASEAN Оранжевый прозрачныйРазрабатывается региональная рамка для стран Персидского залива

15 Источник: Annual Qualifications Market Report 2011 Показатели зрелой системы квалификаций Великобритания ( объем рынка £933 млн.)

Организация системы квалификаций в Великобритании 16

17 Заинтересованные стороны Ценность стандартов компетенций и квалификаций в ИТ ( уровень ЕС ) Компании Создание единого языка и структур для описания, оценки и развития компетенций специалистов Лучшее понимание реализации стратегии и миссии компании посредством обобщенных характеристик компетенций персонала и оптимальных планов развития кадровых ресурсов Разработка плана для развития потенциала компании, основанного на анализе разрыва в потребностях компании и возможностях специалистов (определение потребности в обучении для специалистов) Ускорение найма персонала для определенных ролевых функций основанных на стандартах компетенций Поддержка принятия решений для аутсорсинговых функций… СпециалистыДорожная карта развития компетенций (пути карьеры), мотивация, мобильность, возможность получения подтверждения своих компетенций… Национальные правительства отдельных стран Структура для поддержки обратной связи между рынком труда и профессиональным обучением, определение разрыва между требованиями рынка труда…. Система профессионального образования Определение целей обучения, содержание программ, условий для сертификаций Повышение признания квалификаций, получаемых в результате образования за пределами страны Ясность целей обучения для обучаемых Повышение конкурентоспособности на рынке образовательных услуг Социальные партнерыЯсность в определении профессий, возможность сравнения, преодоление всех видов неравенств, развитие кадрового потенциала, соглашения в пределах стандартов, ясность формулировок в трудовых соглашениях и контрактах, возможности продвижения своих решений и технологий и т.д. ЕврокомиссияСбор и анализ статистики, увеличение студенческих мест для необходимых профессий, более тонкий инструмент для управления компетенциями

wwwecompetences.eu 18 Разработать общий инструмент для организаций, компаний и образовательных учреждений ЕС для реализации процедур найма, оценки, анализа компетенций персонала, формирования программ профессионального образования, определения путей развития карьеры. Обеспечить таким инструментом и органы, принимающие решения в области развития ИКТ-компетенций и формирования образовательных политик, как для системы традиционного профессионального образования, так и для различных форм обучения на рабочих местах. ст. CWA :2010 D/E/F «Создание e-CF – соединение методологических основ и опыта экспертов» Разработать общий инструмент для организаций, компаний и образовательных учреждений ЕС для реализации процедур найма, оценки, анализа компетенций персонала, формирования программ профессионального образования, определения путей развития карьеры. Обеспечить таким инструментом и органы, принимающие решения в области развития ИКТ-компетенций и формирования образовательных политик, как для системы традиционного профессионального образования, так и для различных форм обучения на рабочих местах. ст. CWA :2010 D/E/F «Создание e-CF – соединение методологических основ и опыта экспертов» Цели Европейской рамки ИКТ-компетенций

Этапы развития проекта e-CF 19 HP Confidential РЕАЛИЗАЦИЯПЛАНИРОВАНИЕ IMPROVE АПРОБАЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ, УЛУЧШЕНИЕ 2004 решение о начале работ (e-Skills Conference 2004) 2005 публикация предварительного исследования ( CWA первая публикация e-CF 1.0 (CWA 15893), публичные обсуждения, сценарии использования 2009 начало проектов с использованием e- CF 2010 обновлениеe версии CF 2.0 (CWA 16234) годы СF v

3. Структуру и содержание рамок квалификаций и компетенций определяют цели, которые были поставлены перед разработчиками Career-Space Generic (ICT) Skills Profiles (консорциум отрасли ИКТ) Области специализации CIGREF (Ассоциация крупнейших ИКТ-компаний Франции) ICT occupation Nomenclature (Франция) Семейства профессий Национальное партнерство AITTS/APO-IT Advanced IT Training System (Германия) Профили и группы SFIA Foundation Skill Framework for the Information Age (Великобритания) Категории NWCET IT Skill Standards (США) Категории специальностей Управление навыками, компетенцией, персоналом (для работодателей) Оценка навыков и компетенции ИКТ- специалистов (приобретенных в результате формального или неофициального обучения и признанных путем сертификации, подтверждающей получение соответствующей квалификации) Профессиональная ориентация Реклама, маркетинг работы (карьеры) в области ИКТ Предоставление информации о «целях» (потребностях работодателей) обучающим организациям ? Рекламирование повышения квалификации и ее признание Использование работодателями при найме Использование частными лицами при планировании и развитии карьеры Анализ размеров заработной платы (и договорных ставок) Сбор статистики рынка труда и классификация по профессиям Планирование: сравнение существующих моделей

Планирование: исследование рынка 21 Источники: Roberto Bellini President AICAs Chapter Milano CEN/ISSS expert Project ICT Certification in Europe Cedefop ICT-skills certification in Europe Cedefop

Планирование: принятие основных оглашений Структура 1.Использование ИТ стандартов 2.Основные понятия «компетенции, знаний, навыков и отношения», 3.Связь между e-CF и EQF 4.согласованы и утверждены; 5.Общая структура рамки e-CF является четырехмерной; Методология Последовательный (шаг за шагом) способ принятия решений, с использованием опыта заинтересованных сторон и с акцентом на требования, предъявляемые к практическому использованию e-CF; C самого начала проекта методисты обеспечивали полную согласованность определений и принимаемых решений Выявление потребностей заинтересованных сторон Достижение соглашений на основе выбора и принятия решений Формализация решения Структурирование выбранных решений в формате e-CF

23 Планирование: принятие основных определений Компетенция -продемонстрированная способность применять знания, навыки и отношения для достижения требуемых результатов (e-CF) Знания – представляют совокупность «знаю что (языки программирования, средства разработки и дизайна…) Навыки – это способность выполнять конкретные управленческие и технические задачи Отношение – в этом контексте означает комплексное понятие – когнитивные способности и способности устанавливать связи (способности к анализу, синтезу, гибкость, прагматизм и т.д.). Если знания и навыки являются компонентами, то отношение является тем, что их соединяет в индивидууме) Отличие «компетенции» от «квалификации» заключается в наличии контекстного указания на сферы деятельности в области ИКТ, в которых используются знания и навыки. Если EQF описывает эталонные результаты обучения для получения квалификации («предложение»), то e-СF описывает эталонные уровни компетенции в профессиональных профилях («спрос») В e-СF сформулированные потребности работодателя в навыках и умениях

Планирование: определение целевой группы е-СF: «навыки (Skills) в области ИКТ» подразделяются на три основные категории: навыки эксперта в области ИКТ; навыки электронного бизнеса навыки пользователя ИКТ; «способности, необходимые для исследования, проектирования, разработки, управления, производства, консультирования, маркетинга, продажи, интеграции, установки, администрирования, обслуживания, поддержки и сопровождения ИКТ- систем». European e-Skills Forum Характер работы экспертов в области ИКТ и необходимые для нее навыки и умения определяются способом организации работы с продуктами, услугами и системами ИКТ Согласно сводному отчету о результатах форума European e-Skills/Competence Forum (Ee-SF, 2004 г.)

Планирование: выявление заинтересованных сторон и форм частно-государственного партнерства 25 Источники: Roberto Bellini President AICAs Chapter Milano CEN/ISSS expert Project ICT Certification in Europe Cedefop ICT-skills certification in Europe Cedefop

26 Реализация: формирование команды экспертов Владельцы национальных и международных систем ИТК компетенций и квалификаций Руководители ИТ-служб и кадровый менеджмент Представители профессионального образования, исследовательских учреждений Владельцы систем корпоративных сертификаций Политики и заинтересованные стороны ИКТ-сектора Участники: Deutsche Telekom, Bayer Business Services, CIGREF, PSA Peugeot Citroen, EuroCIO, EXIN International, Microsoft, Cisco, IG Metall, EMSI Grenoble, Fondazione Politecnico Milano, e-Skills UK, Cap Gemini, European e-Skills Association, Airbus, Syntec Informatique, AFPA, Bitkom, Banca dItalia, UK Cabinet Office, Cepis, ECABO, Michelin, UNI Europa, PIN SME, IPA Japan, …

Реализация: основа структуры e-CF - этапы жизненного цикла ИС Основание для выбора – анализ моделей жизненных циклов менеджмента, программного обеспечения, технических решений, информационных систем, рабочих процессов в ИКТ (Stark 2004, Rogalla 2002,PLM, SPiCE, CMMI, ITIL) ИКТ-Бизнес-процесс – набор связанных меду собой активностей, которые требуют одного или нескольких вводных и которые генерируют ценный выход для заказчика (Hammer, Champy 1994, p. 52, see also Hammer 2007;Gaitanides 2007). Рабочий процесс – набор активностей, осуществляемых работником/командами работников, в основном характеризуемые хронологической последовательностью Binner 2004, Berben 2006, Buch, Frieling 2006

EQF является мета-системой, предназначенной для обеспечения прозрачности, сравнимости, сопоставимости и признания квалификаций и дипломов и свидетельств об образовании в целях развития академической и трудовой мобильности граждан на европейском континенте является рамочной конструкцией, описывающей обобщенную структуру квалификаций образования всех уровней, сопоставимую с национальными системами квалификаций образования. Разработка EQF осуществляется в рамках Копенгагенского процесса на основе широкомасштабных исследований и обобщения практики и наработок в различных странах Европейского Союза. Задачи разработки европейской системы квалификации были поставлены в Совместном докладе Совета по образованию и Европейской Комиссии (2004 г.), посвященном реализации рабочей программы «Образование и обучение 2010». В Маастрихтском Коммюнике (14 декабря 2004 г.) по вопросам приоритетов развития европейского сотрудничества в области профессионального образования и обучения Министры образования из 32 стран ЕС, европейские социальные партнеры и Европейская Комиссия приняли решение о приоритетной разработке открытой и гибкой европейской системы квалификаций в целях обеспечения признания и переноса квалификаций, охватывающей как профессиональное (начальное, среднее и высшее), так и общее среднее образование Countr y A EQFCountr y B Qualificati ons (A) Qualificati ons (B) Реализация: учет принципов EQF

Реализация: учет принципов EQF Фрагменты. Уровень EQF Краткое описание уровня квалификации 1 Квалификации уровня 1 подтверждают наличие общих знаний и навыков, а также способностей выполнять простые задачи под непосредственным наблюдением в рамках структурированной среды. Развитие навыков обучения требует структурированной поддержки. Эти квалификации не связаны с конкретными видами деятельности, и поэтому на них часто претендуют неквалифицированные лица. 2 Квалификации уровня 2 подтверждают наличие ограниченного объема знаний, навыков и умений, преимущественно конкретного и общеобразовательного характера. Навыки применяются под наблюдением в контролируемой среде. Обучающиеся несут ограниченную ответственность за свое обучение. Некоторые из этих квалификаций связаны с конкретными профессиями, но большинство подтверждают общую подготовленность к работе и учебе. 3 Квалификации уровня 3 подтверждают наличие обширных общих знаний, практических и основных теоретических знаний в конкретной области, а также способностей выполнять задачи под руководством. Обучающиеся несут ответственность за свое обучение и имеют ограниченный опыт практической работы в конкретной области трудовой или учебной деятельности. 4 Квалификации уровня 4 подтверждают наличие значительных практических и теоретических знаний и навыков в конкретной области. Они также подтверждают способность применять специализированные знания, навыки и умения, самостоятельно решать проблемы и контролировать работу других лиц. Обучающиеся демонстрируют способность к самостоятельному обучению и имеют практический опыт трудовой или учебной деятельности в обычных и исключительных ситуациях. 5 Квалификации уровня 5 подтверждают наличие обширных теоретических и практических знаний, в том числе в конкретной области обучения или профессиональной деятельности. Также подтверждается способность применять знания и навыки при разработке стратегических решений четко определенных проблем абстрактного и конкретного характера. Навыки обучения служат базой для автономного обучения; квалификации основаны на опыте оперативного взаимодействия в трудовой или учебной деятельности (в том числе управления людьми и проектами). 6 Квалификации уровня 6 подтверждают наличие глубоких теоретических и практических знаний, навыков и компетенции в некоторой области учебной или трудовой деятельности, в том числе наиболее пере­довых для данной области. Также подтверждается способность применять знания при выдвижении и обосновании аргументов, решении проблем и вынесении суждений с учетом социальных или этических вопросов. Квалификации этого уровня включают результаты, соответствующие профессиональному подходу к работе в сложных условиях. 7 Квалификации уровня 7 подтверждают способность к самостоятельному теоретическому и практическому обучению, в том числе к получению передовых знаний в некоторой специализированной области, служащих основой для оригинальных разработок или реализации идей, нередко в исследовательском контексте. Также подтверждается способность интегрировать знания и формулировать суждения с учетом социальных и этических вопросов и обязательств, использовать опыт управления изменениями в сложной среде. 8 Квалификации уровня 8 подтверждают систематическое освоение высокоспециализированной области знаний и способность к критическому анализу, оценке и синтезу новых и сложных идей. Также подтверж­дается способность планировать, разрабатывать, внедрять и адаптировать важные исследовательские процессы. Квалификации также подтверждают опыт руководства разработкой новых творческих подходов, расширяющих или переосмысливающих существующие знания или профессиональную практику. Квалификации уровня 1 подтверждают наличие общих знаний и навыков, а также способностей выполнять простые задачи под непосредственным наблюдением в рамках структурированной среды. Развитие навыков обучения требует структурированной поддержки. Эти квалификации не связаны с конкретными видами деятельности, и поэтому на них часто претендуют неквалифицированные лица. Квалификации уровня 7 подтверждают способность к самостоятельному теоретическому и практическому обучению, в том числе к получению передовых знаний в некоторой специализированной области, служащих основой для оригинальных разработок или реализации идей, нередко в исследовательском контексте. Также подтверждается способность интегрировать знания и формулировать суждения с учетом социальных и этических вопросов и обязательств, использовать опыт управления изменениями в сложной среде.

Преломление понятий уровней EQF в иерархию должностей 30

31 Реализация : четыре дескриптора е-СF:

32 Дескриптор 1: Области компетенций Планирование Внедрение Запуск Адаптация Управление Дескриптор 1: Области компетенций Планирование Внедрение Запуск Адаптация Управление

Информация: портал e-CF e-CF Инструмент для создания профилей должностей Документы CEN Переводы Европейская рамка ИКТ-компетенций 2.0 – Часть 1: Общая европейская рамка компетенций ИКТ-специалистов для всех секторов индустрии Европейская рамка ИКТ-компетенций 2.0 – Часть 2: Руководство по использованию Европейской рамки ИКТ- компетенций Европейская рамка ИКТ-компетенций 2.0 – Часть 3: Создание e-CF – соединение методологических основ и опыта экспертов (перевод осуществлен при поддержке Softline)

Реализация: Открытый интерактивный ресурс 34

35 Апробация: общие сценарии: Отзывы рынка: …увеличивает прозрачность, мобильность, эффективность в управлении кадровым потенциалом ИКТ-сектора - Использование e-CF рынком Национальные рамки квалификаций/компе тенций Описание должностей & процедуры найма Рамки компетенций компании Сценарии развития рынка Анализ кадрового дефицита Оценка компетенций Кадровый менеджмент Сертификационные программы Вопросы аутсорсинга … Использование содержания Формирование связей

Апробация: кластеры компетенций для гибкого формирования классификатора 23 ИТ-профессий 36

37

38

39

ICT Certification In Action ICT/SKILLS Workshop (IT profiles and curricula) 40 Апробация: кластеры компетенций для описания сертификаций вендоров (гармонизация)

41 Апробация: пример использования e-CF в компаниях и организациях

Апробация: пример использования системой образования 42

Источник: CEPIS Survey of Professional e-Competence in Europe 43 Апробация: исследования и прогнозы

44 Апробация: использование e-CF на международном уровне e-CF уже используется компаниями, профессиональными сообществами, учреждениями сертификации и аккредитации, органами формирующими политики в сфере труда и образования в странах: Франции, Германии, Италии, Эстонии, Венгрии, Болгарии, Нидерланды, Канада, Мальта, и на уровне ЕС. Имеются планы внедрения e-СF в Сенегале, Турции, Японии, Египте, Марокко. Лучшие практики использования e-CF: –Французская система описания должностей CIGREF была обновлена в соответствие с e-CF –Имеются примеры использования e-CF компаниях СМБ и крупных компаниях - TOTAL and SAFRAN (GPEC law in France), EDF, Pole Emploi, Airbus, e.g. for competence catalogue maintenance –Эстонские работодатели одобрили использование e-CF в качестве основы для создания национальной системы описания ИКТ-компетенций и разработки новых квалификационных стандартов –Город Монреаль использовал e-СF в качестве основы для проведения анализа дефицита и прогноза потребностей ИКТ-специалистов по 400-м профессиям –Организации EuroCIO Master & EXIN I-Tracks Qualification развивают свои программы с учетом e-CF

45 От проекта создания e-CF к стабильному использованию Поддержка Продвижение Использование Институциональные рамки CEN Государственные и частные структуры… Государственные и частные структуры … EK, EC + национальные совет Формирование предложения для e-CF 3.0 Публикации, семинары, информационные ресурсы Обучение, консультации Включение в стратегии EC: e-Skills, Digital Agenda и т.д.. УПРАВЛЕНИЕУПРАВЛЕНИЕ

46 Стратегические перспективы e-CF: Положительное влияние e-CF обеспечивается широким внедрением: ЕК разрабатывает структуру поддержки и управления проектом e- CF –Цель: e-CF продвижение и консультации по адаптации, переводу e-CF во всех странах EC Вы также приглашаетесь тестировать вносить свой вклад в развитие the European e-Competence Framework!

Выводы и рекомендации Выводы: e-СF является зрелым состоявшимся проектом, результаты которого содержательно дополняет ПС-ИТ актуальной информацией о требованиях рынка труда Результаты проектов использования e-CF могут быть полезными для: –Российского образования: формирование компетенций для программ профессионального обучения –Анализа и прогнозов рынка труда ИКТ-специалистов –Гармонизации сертификаций вендоров и ПС-ИТ –Разработки методик для других отраслевых рамок Рекомендации: Рассмотреть возможности использования e-CF для компаний РФ Рассмотреть подготовку ГОСТ на основе e-CF Разработать процедуры гармонизации e-CF и ПС-ИТ Российским экспертам включиться в работу CEN eSkills WP для развития e-СF и проектов на основе e-СF 47

Задание Изучить EQF Изучить три документа e-CF В отдельном файле (название файла – название профиля на английском языке): – создать описание профиля на русском языке, заполнив «Форму профиля». Для заполнения воспользоваться: Справочной информацией «Описание полей профиля»; Информацией из открытых источников (объявления о работе с описанием вакансий агентств по поиску персонала, вакансий ИТ-компаний; и т.д. –В табличном виде представить все возможные русские названия профилей, подходящие по смыслу профилям проекта e-Job с указанием источников (сайтов) –В этом же файле написать небольшое эссе по каждому профилю в произвольной форме, обобщив свои исследования, связанные с этим профилем. Например, какие образовательные программы нужно пройти, чтобы претендовать на должность, описанную данным профилем, является ли данная должность востребованной на российском рынке, какие разновидности в зависимости от типа, размера и специализации компании могут быть у данного профиля; какие компетенции являются ключевыми, какие пути развития карьеры могут быть у специалистов, которые уже занимают должности, соответствующие данному профилю и т.д. –Дополнительное задание: выбрать профиль должности, которую Вы хотели бы занять по окончанию вуза и оценить, будут ли Ваши компетенции соответствовать типовым. Написать эссе – «Мои профессиональные устремления». 48

49 Спасибо за внимание! ТК-МТК-22 «Информационные технологии» Вольпян Надежда Сергеевна Председатель подкомитета ПК 204 ИКТ-компетенции +7(965) ru