Доклад на тему: «Задачи на дополнительное построение» Работу выполнила Аутлева Джанетта.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теорема Менелая и теорема Чевы в школьном курсе математики Теорема Менелая и теорема Чевы в школьном курсе математики «Все незначительное нужно, Чтобы.
Advertisements

Параллелограмм. Определение Параллелограмм – это четырехугольник, у кото- рого противоположные стороны попарно парал- лельны В начало Вперед.
Устная работаД/зД/зРешение задачПроверка д/з ТЕМА УРОКА: Повторение геометрии при подготовке к итоговой аттестации ЦЕЛИ УРОКА: обобщить и систематизировать.
§4. Трапеция.. Задача 4 из диагностической работы Найдите площадь трапеции с основаниями 18 и 13 и боковыми сторонами 3 и Дополнительное построение.
Периметр квадрата равен 12 см. Вычислить длину окружности, описанной около четырехугольника, вершинами которого служат середины сторон данного квадрата.
Геометрия 9 класс Многоугольники. Содержание Правильные многоугольники Параллелограмм Прямоугольник Ромб Трапеция Теоремы о площади четырехугольника.
Задание 7 ( ) Площадь треугольника ABC равна 194, DE средняя линия, параллельная стороне AB. Найдите площадь трапеции ABED.
ПОДОБИЕ В ГЕОМЕТРИИ ПОДОБНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ Афанасьева С.А. МОУ «СОШ 64» 2015 г.
Теорема косинусов Теорема (косинусов). Квадрат любой стороны треугольника равен сумме квадратов двух других сторон без удвоенного произведения этих сторон.
§3. Параллелограмм. Средняя линия треугольника.. Задача 3 из диагностической работы.
Трапеция Трапецией называется четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие не параллельны. Трапеция называется равнобедренной, если.
1. Найдите площадь треугольника ABC, считая стороны квадратных клеток равными 1. Ответ. 9. Решение 2. Проведем высоту AH. Тогда BC = 6, AH = 3 и, следовательно,.
Подготовили: ученицы 8 Бкласса Пашвинская Т., Костромина Е., Харьковская Е. Руководитель: Мариничева Ирина Михайловна. умя другими?
Подобие треугольников. Задача_1: В прямоугольном треугольнике ABC проведена высота CK к гипотенузе. Назовите пары подобных треугольников. Докажите подобие.
М НОГОУГОЛЬНИКИ Учитель: Шарова Светлана Геннадьевна, МБОУ гимназия, г. Урюпинск, Волгоградская область 1 Учимся решать планиметрические задачи. Подготовка.
Прямоугольник. Прямоугольник Чем прямоугольник отличается от параллелограмма?
Лекции профессора А.Г. Мордковича в пересказе учителя математики Павловой Марины Константиновны Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение.
Признаки параллелограмма Решение задач. 1. В параллелограмме противоположные стороны равны и противоположные углы равны. 2. Диагонали параллелограмма.
Треугольники Четырёхугольники Площади фигур Признаки равенства треугольников Признаки равенства прямоугольных треугольников Тригонометрические функции.
«Признаки параллелограмма» Урок 6 «Признаки параллелограмма» Цели урока: Р ассмотреть признаки параллелограмма и закрепить полученные знания в процессе.
Транксрипт:

Доклад на тему: «Задачи на дополнительное построение» Работу выполнила Аутлева Джанетта

Введение Приступая к решению геометрической задачи, нужно иметь в виду, что обычно геометрическая задача может быть решена несколькими способами. Поэтому, если появилась идея решения задачи, но путь к решению довольно длинный, то следует помнить, что существенную помощь могут оказать дополнительные построения. В одних случаях эти построения напрашиваются сами собой, в других они не так очевидны и требуют изобретательности, геометрической интуиции. Сейчас в школьном курсе учеников знакомят с разнообразными понятиями и средствами решения задач, но именно их разнообразие оставляет мало времени на приобретение навыков, и вкус к такого рода задачам, которые развивают геометрическое воображение. Цель работы: выделить основные виды дополнительных построений, к каждому виду подобрать и решить задачи. Изучив статью «Научим школьников выполнять дополнительные построения» в газете «Математика» приложение к газете «Первое сентября» и статью «Учимся делать дополнительные построения» в научно-популярном физико- математическом журнале «Квант», меня заинтересовала эта тема и я начала подбирать задачи, которые «красиво» решаются с помощью дополнительных построений. Изучив задачники Просолова В.В «Задачи по планиметрии» и Шарыгина И.Ф «Задачи по геометрии», я выделила четыре основных вида дополнительных построений: продолжить медиану, построить прямую параллельную данной, построить прямую перпендикулярную данной, построить окружность. В данную работу включено 10 наиболее интересных задач. Среди них задачи на вычисление, на доказательство, на построение.

Оглавление Введение Основная часть Виды дополнительных построений Глава 1: Продолжить медиану Глава 2: Провести прямую параллельную данной Глава 3: Провести прямую перпендикулярную данной Глава4: Построить окружность Заключение Библиография

Дано: ABC AB=27,BC=29,BO=26 CD высота BO медиана Найти CD.. B D A O C E Решение 1. Дополнительное построение: строю OE=BO ABCE- параллелограмм (по признаку) BC=AE=29. AB=EC=27 2. SABC= SABE (т.к составлены из равных треугольников) 3. SABE= (по формуле Герона) SABE= SABC= CD=20 Ответ: = 1 Две стороны треугольника равны 27 и 29, а медиана, проведенная к третьей стороне равна 26. Найти высоту, проведенную к стороне 27. Продолжить медиану

2. На сторонах AB и BC построены вне его квадраты ABDE и BCKF. Доказать, что отрезок DF в 2 раза больше медианы BP треугольника ABC. Дано: ABC ABDE и BCKF - квадраты Доказать, что DF=2BP. D F E B A P K C Q BF=BC, DB=CQ) ( Решение 1.Дополнительное построение: строю PQ=BP ABCD- параллелограмм (по признаку) DF=BQ=2BP

2 Доказать, что медиана треугольника меньше полусуммы двух сторон, имеющих с этой медианой общую вершину. Решение 1.Дополнительное построение: строю PD=BPABCD- параллелограмм (по признаку) AB=CD, BC=AD 2. BD

Провести прямую параллельную данной Дано: ABCD равнобедренная трапеция AC и BD диагонали AC BD S площадь трапеции Найти h высоту трапеции O B C A F D E 1 Найти высоту равнобедренной трапеции, если её диагонали взаимно перпендикулярны, а площадь трапеции равна S. BC+AD=AE (т.к BC=ED) 3. прямоугольный (т.к COBD, BD||CECECO) Решение 1. Дополнительное построение: строю CE||BD 2.равнобедренный (т.к AC=BD, BD=CE,AC=CE) 4. Проведу высоту CF – она является медианой и биссектрисой AE=2AF=2h Sтр.= h=

2 Через середину M стороны BC параллелограмма ABCD, площадь которого равна 1, и вершину A проведена прямая, пересекающая диагональ BD в точке O. Найти площадь четырехугольника OMCD. Дано: ABCDпараллелограмм SABCD=1 BM=MC Найти площадь OMCD. B M C O F E A D Рассмотрим и Решение 1. Дополнительное построение: стою BE||AM, AF||BO 2. S и - они имеют общую высоту = S 4. S 5.~(т.к,общий) S 1) (т.к EBMA – параллелограмм), 2) EA=BM 3) EF=OM (EF=EB-FB, OM=AM-AO, EB=AM, FB=AO) =(по двум сторонам и углу между ними) 7. SOMCD=S

3 Построить трапецию по четырем сторонам. Дано: Построить трапецию ABCD так, что AB=c, BC=a, CD=d, AD B C c d d A b-a P a D Построение: 1.СтроюABP по трем сторонам так, что AB=c, BP=d, AP=b-a. 2.Строю PD=a 3. Строю BC||PD, BC=a. AD=b 4. ABCD - искомая трапеция. Доказательство: 1. BC||AD (по построению) AB не параллельно CD, т.к BP||CD ABCD – трапеция (по построению) 2. BC=a, AB=c, AD=b, CD=BP= (по построению) 3. ABCD – с данными сторонами. Исследование: Задача имеет единственное решение, если можно построить ABP, т.е выполняется неравенство треугольника: c

Провести прямую перпендикулярную данной 1 На катетах AC и BC прямоугольного треугольника вне его построены квадраты ACDE и BCKF. Из точек E и F на продолжение гипотенузы опущены перпендикуляры EM и FN. Доказать, что EM+FN=AB. K D C E F P M A L B N Q Решение 1.Дополнительное построение: строю CL 2. Пусть и 3. Аналогично (по катету и острому углу)EM=AL, FN=LB EM+FN=AL+LB=AB. Дано: ABCпрямоугольный ACDE и BCKF квадраты EM PA, FN BQ Доказать, чтоEM+FN=AB.

2 Пусть AC большая из диагоналей параллелограмма ABCD, Из точки C на продолжения сторон AB и AD опущены перпендикуляры CE и CF соответственно. Докажите, что ABAE+ADAF=AC AC. Дано: ABCD-параллелограмм CE BN, CF DM Доказать, что ABAE+ADAF=AC AC M F D C G A B E N Решение 1. Дополнительное построение: строю BG AC 2.~ (- общий,) 3. AF||CBFAC=ACB (как накрест лежащие при прямых AF||CB b секущей AC) 4. (FAC=ACB, ) 5. ABAE+ADAF=AC

Найти сумму внутренних углов пятиконечной звезды Дано пятиконечная звезда Найти: P R C N S B D M T A E K Y L X Построить окружность Решение Дополнительное построение: описываю около звезды окружность.

1 В трапеции ABCD (AB и CD основания) меньшее основание равно a, углы, прилежащие к этому основанию, равны 105, а диагонали взаимно перпендикулярны. Найти площадь трапеции. Дано: ABCD – трапеция AB и CD -основания Найти S трапеции. B C Q O A D Решение 1.Дополнительное построение: строю описанную окружность (т.к трапеция равнобедренная, то можно описать окружность) x 2.Sтр.= 3. Пусть QB=x, AB=2x (т.к), AQ=y по теореме Пифагора: 4. BQ=QC=x По теореме Пифагора из BQC:+x+x=a=a 5. AQ=QD=y По теореме Пифагора из AQD: 6. BD=BQ+QD= 7. S=

Заключение Рассмотрев конкретных случаи, мы убедились, что решение задач с помощью дополнительных построений не только быстрей и проще, но и намного интересней, чем решение привычными способами. Решая задачи на дополнительное построение, мы не только углубляем знания, но и развиваем изобретательность и геометрическую интуицию. Хотелось бы продолжить работу по этой теме, добавив другие построения, например, преобразование на плоскости. Данный материал можно использовать при повторении курса планиметрии и при подготовке к ЕГЭ.

Библиография Математика. Приложение к газете «Первое сентября», , 48-с 15 Научно-популярный физико-математический журнал «Квант» 10, 1975г.-с 48 Петраков И.С. Математические кружки в 8-10 классах.-м.: Просвещение, с Просолов В.В. Задачи по планиметрии, 1 часть-м.:Наука, с Просолов В.В. Задачи по планиметрии, 2 часть-м.:Наука, с Шарыгин И. Ф. Решение задач.-м.: Просвещение, с Шарыгин И. Ф. Задачи по геометрии.-м.:Наука, с