Autorità per l'energia elettrica e il gas 1 РЕГУЛИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА УСЛУГ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В ИТАЛИИ ФЕРРУЧИО ВИЛЛА Управление контроля качества.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Орган по регулированию электроэнергии и газа Италии (AEEG) : обзор законодательства Орган по регулированию электроэнергии и газа Италии (AEEG) : обзор.
Advertisements

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Постановление Правительства РФ от г. 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном.
РАЗЪЯСНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ПО КОНТРОЛЮ ТАРИФОВ НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ Москва, 2011.
Требования постановления Правительства РФ от г. 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической.
«Порядок осуществления расчетов за электроэнергию, порядок определения и применения гарантирующими поставщиками предельных уровней нерегулируемых цен»
Совещание Федеральной службы по тарифам «Подготовка тарифно-балансовых решений на 2007 год в условиях принятия нового Порядка функционирования оптового.
Регулирование коммерческого качества обслуживания Проф. Видмантас Янкаускас Ст. эксперт по регулированию Ереван, 11 февраля 2014 г. CЭИ – специальный экспертный.
Заключение с потребителями «прямых» договоров оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности).
Новые подходы в регулировании сбытовой надбавки гарантирующих поставщиков 16 апреля 2012 года Невмержицкая Наталья И.о Председателя Правления НП ГП и ЭСК.
Открытое акционерное общество "ВЛАДИМИРСКАЯ ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ"
О Росте цен на электрическую энергию (мощность) для различных категорий потребителей на розничном рынке Октябрь 2013 г. Москва.
1 Технологическое присоединение Шапошникова Н.Я. Директор филиала Вольские ГЭС ОАО «Облкоммунэнерго»
– Газ природный – Услуги по поставке водяного пара и горячей воды (включая холодоагенты) – Услуги по распределению воды
РОЛЬ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ВЕДОМСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА РЫНКЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ г. Казань, 2012 год.
IV двухсторонняя встреча ФСТ России – Совет европейских регуляторов энергетики (CEER) С.Г. Новиков Руководитель ФСТ России г. Флоренция 6 февраля 2012г.
Формирование балансов электрической энергии и мощности территориальных сетевых организаций Формирование балансов электрической энергии и мощности ТСО на.
Р ЕСПУБЛИКАНСКАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ Р ЕСПУБЛИКИ Б УРЯТИЯ 1 Стандарты раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных.
Благовещенск, 2011 Определение стоимости электрической энергии в соответствии с приказом ФСТ РФ от э/4 Докладчик: Попович Андрей Сергеевич.
О результатах контроля ФАС России за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электроэнергии В.Г. Королев Начальник.
Г. Москва 17 ноября 2005 г. Риски соотношения действующей системы тарифообразования и правил поставки газа на территории Российской Федерации Чащина Татьяна.
Транксрипт:

Autorità per l'energia elettrica e il gas 1 РЕГУЛИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА УСЛУГ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В ИТАЛИИ ФЕРРУЧИО ВИЛЛА Управление контроля качества снабжения и по делам потребителей Глава отдела контроля качества снабжения электроэнергией Глава отдела по умному учёту электричества и газа Учебный визит ФСТ России Милан, 4 марта 2010

Autorità per l'energia elettrica e il gas2 ПОВЕСТКА ДНЯ Обзор регулирования качества услуг в области электроэнергии Краткий обзор регулирования умных систем учёта электроэнергии и газа

СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА (гарантированные/всеобъемлющи е) и ДИРЕКТИВЫ Ст. 2(12) пар. h) Автоматическая компенсация В СУЧАЕ НЕИСПОЛНЕНИЯ СТАНДАРТА Ст. 2(12) пар. g) Связь качества поставляемых услуг с размером тарифа Ст. 2(19) пар. a) Ст. 2(12) пар. e) ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ Ст. 2(12) пар. b) и o) Орган регулирования (для лиц отвечающих за лицензирование) (для клиентов) САНКЦИИ В СЛУЧАЕ НЕВЫПОЛНЕНИЯ РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ УКАЗАНИЙ Ст. 2(20) пар. c) (для комм. служб) НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА Юридические полномочия органов регулирования

Autorità per l'energia elettrica e il gas4 Закон предусматривает два типа стандартов качества –Гарантированные стандарты (ГС): их функция заключается в обеспечении минимального уровня качества всем клиентам и таким образом они ориентированы на защиту потребителей, обслуживаемых хуже всех, посредством компенсации; –Всеобъемлющие стандарты (ВС): их функция заключается в мониторинге деятельности компаний на системном уровне и т.о. oни ориентированы на обеспечение совершенствования посредством стимулирующих/штрафных схем Выбор типа стандартов в зависимости от различных аспектов качества осуществляется органами регулирования НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА Гарантированные и всеобъемлющие стандарты

Autorità per l'energia elettrica e il gas5 НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА Гарантированные и всеобъемлющие стандарты Гарантированные стандарты –Относятся к каждой отдельной сделке между клиентом и коммунальной службой –Детализированная информация о деятельности компании, вплоть до уровня отдельного клиента (необходимо детальное исследование) –Гарантированный стандарт = минимальный уровень качества ТК: максимальное время на подключение клиентов при несложных работах НЭ: максимальное количество отключений в год на одного потребителя Всеобъемлющие стандарты –Ссылаются на среднюю производительность коммунальных служб в конкретной области –Функция мониторинга посредством периодической публикации результатов (может влиять на репутацию компании, если это не финансовые показатели) –Всеобъемлющий стандарт= среднее качество (или качество в данном процентильном эквиваленте) ТК: по крайней мере на 90% претензий клиентов ответ поступает в течении максимального времени, отведенного на исчерпывающий ответ НЭ: максимальное количество отключений в год на одного потребителя (средний показатель для конкретной области)

Autorità per l'energia elettrica e il gas6 СРЕДСТВА РЕГУИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА УСЛУГ - МНОГОАСПЕКТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ ПРОВЕРКА НАПРЯЖЕНИЯ КОЛЕБАНИЯ НАПРЯЖЕНИЯ ПОВЫШЕНИЕ/СПАД НАПРЯЖЕНИЯ ЧАСТОЕ СКАЧКООБРАЗНОЕ ИЗМЕНЕИЕ НАПРЯЖЕНИЯ МЕРЦАНИЕ ГАРМОНИЧЕСКИЕ ВОЛНЫ ДИСБАЛАНС КАЧЕСТВО НАПРЯЖЕНИЯ ТОВАРНОЕ КАЧЕСТВО CALL- ЦЕНТРЫ ВЫСТВЛЕНИЕ СЧЕТОВ ЖАЛОБЫ ПОВТОРНОЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К СЕТИ ПОСЛЕ ОТСОЕДИНЕНИЯ ЗА НЕУПЛАТУ ПОДСЧЁТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВСТРЕЧИ НОВЫЕ СМЕТЫ ПОСТАВОК ПРИСОЕДИНЕНИЯ К СЕТИ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СНАБЖЕНИЯ ПРОВЕРКА СЧЁТЧИКОВ НЕПРЕРЫВНОСТЬ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ НЕЗАПЛАНИРОВАННЫЕ ПЕРЕБОИ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ (ДЛИТЕЛЬНЫЕ И КРАТКОВРЕМЕННЫЕ) ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ (ПРОГНОЩИРУЕМЫЕ)ПЕРЕБОИ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ УСЛУГИ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ ЭНЕРГОСНА БЖЕНИЯ ГЕНЕРАЦИЯ, ТРАНСМИССИЯ И ДИСТРИБУЦИЯ

Autorità per l'energia elettrica e il gas7 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ УСТАНАВЛИВАТЬ И СОБЛЮДАТЬ ВСЕОБЪЕМЛЮЩ ИЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА УВЯЗКА КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ И РАЗМЕРОВ ПЛАТЕЖЕЙ (ТАРИФОВ) ОДОБРЕНИЕ И ИСПЫТАНИЕ РЫНОЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ ОТДАВАТЬ ПРЕДПОЧТЕНИЕ ВЫБОРУ ПОТРЕБИТЕЛЯ В СИТУАЦИЯХ, В КОТОРЫХ ЭТО ЯВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНЫМ И БЕЗОПАСНЫМ ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБСЛУЖИВАЕМЫХ НАИХУДШИМ ОБРАЗОМ УСТАНАВЛИВАТЬ И СОБЛЮДАТЬ ГАРАНТИРОВАННЫЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА ОПРЕДЕЛЯТЬ РАЗМЕР ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОМПЕНСАЦИИ ЗА НЕСООТВЕТСТВИЕ СТАНДАРТАМ ПРЕДОСТАВИТЬ ИНФОРМАЦИЮ УСТАНАВЛИВАТЬ НАДЁЖНЫЕ ПРАВИЛА ОЦЕНКИ ФАКТОРОВ КАЧЕСТВА ПУБЛИКАЦИЯ ФАКТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ЦЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ПРЕДВАРИТЕЛЬНО СТИМУЛИРОВАНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ()РЕГУДИРОВАНИЕ ПО ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНКУРЕНЦИЯ

Autorità per l'energia elettrica e il gas8 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПЛАН РЕГУЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ ОДОБРЕНИЕ И ИСПЫТАНИЕ РЫНОЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБСЛУЖИВАЕМЫХ НАИХУДШИМ ОБРАЗОМ ДЕЛАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ДОСТУПНОЙ Публикация актуальных показателей качества Гарантируемые стандарты качества Качество центров обращения КАЧЕСТВО НАПРЯЖЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОСТЬ ЭНЕРГОСНАБЖЕН ИЯ ТОВАРНОЕ КАЧЕСТВО Системы мониторинга качества напряжения Минимальные стандарты качества напряжения Контракты на качество электроэнергии Механизмы поощрения и штрафов Стандарты для многократных/чрезвыч айно длительных отключений Руководство по мерам регулирования

Autorità per l'energia elettrica e il gas9 Мониторинг непрерывности распределения поставок Качество центров обращения Системы мониторинга качества напряжения Минимальные стандарты качества напряжения КАЧЕСТВО НАПРЯЖЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОСТЬ ЭНЕРГОСНАБЖЕН ИЯ ТОВАРНОЕ КАЧЕСТВО ОДОБРЕНИЕ И ИСПЫТАНИЕ РЫНОЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБСЛУЖИВАЕМЫХ НАИХУДШИМ ОБРАЗОМ ДЕЛАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ДОСТУПНОЙ Контракты на качество электроэнергии Руководство по мерам регулирования Публикация актуальных показателей качества Стандарты для многократных/чрезвыч айно длительных отключений Гарантируемые стандарты качества Механизмы поощрения и штрафов

Autorità per l'energia elettrica e il gas10 Руководство по мерам регулирования: Непрерывность поставок – основные понятия Территориальная классификация пострадавших клиентов Клиенты получающие низкий уровень напряжения и страдающие от перебоев подачи энергии Система телеуправления Регистрация перебоев подачи энергии Форс-мажор Как оценивается непрерывность Кто оценивает непрерывность Проверка информации по непрерывности энергоснабжения

Autorità per l'energia elettrica e il gas11 Территориальная классификация необходима в целях установления отдельных приемлемых стандартов Итальянская классификация Городские (с высокой плотностью населения) области: территория населенных пунктов с более чем 50,000 жителей Переходные городские (со средней плотностью населения) области: территория населенных пунктов с более чем 5,000, но менее чем с 50,000 жителей Сельские(с низкой плотностью населения) области: территория населенных пунктов с более чем 5,000 жителей ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПОСТРАДАВШИХ КЛИЕНТОВ

Autorità per l'energia elettrica e il gas12 Клиенты получающие низкий уровень напряжения и страдающие от перебоев подачи энергии Перебои, возникшие в следствии неисправностей трансформаторов с высоким или средним уровнем напряжения: Оценка количества клиентов получающих низкий уровень напряжения = Трансф. со средним/низким уровнем напряжения * количество пользователей,получающих низкий уровень напряжения от трансф. со средним/низким уровнем напряжения (высчитывается отдельно для каждого районного уровня) Перебои, возникшие в следствии неисправностей трансформаторов с низким уровнем напряжения: Оценка количества клиентов получающих низкий уровень напряжения = количество линий низкого напряжения * количество пользователей, получающих низкий уровень напряжения на линии низкого напряжения (высчитывается отдельно для каждого районного уровня) До 2007: оценка С 2008: конкретное число Посредством информационных систем(напр.: SCADA, GIS, и т.д.) Посредством систем умного учёта (финансовый стимул; в таком случае регистрация фактического количества клиентов получающих низкий уровень напряжения переносится на 2010)

Autorità per l'energia elettrica e il gas13 СИСТЕМА ТЕЛЕУПРАВЛЕНИЯ В Италии при регулировании непрерывности энергоснабжения устанавливаются минимальные требования по системе телеуправления (для высокого и низкого уровня напряжения) –Каждый раз включение и выключение размыкателя (на высоком и среднем уровне, >1 кВ)должно автоматически отражаться и фиксироваться –Должны иметься автоматические распечатки, отражающие все происшествия в сети –Система телеуправления должна быть в состоянии контролировать по крайней мере схемы высокого и среднего напряжения на терминалах каждой трансформаторной станции с высоким/средним и коммутационную станцию со средним напряжением или соединить станцию с другими распределительными сетями общего пользования Для случаев неисправностей на сетях низкого напряжения требуется исключительно ручная регистрация, но в отдельном регистре в письменной форме должен вестись учёт всех телефонных звонков –Чтобы убедиться в том, что персонал после поступления звонков занялся устранением неполадок

Autorità per l'energia elettrica e il gas14 Станция с высоким/ средним напряжением Подстанции со средним/низким напряжением Пример: система телеуправления в сети

Autorità per l'energia elettrica e il gas15 Выключатели должны быть дистанционно управляемыми Станция с высоким/ средним напряжением Подстанции со средним/низким напряжением Пример: система телеуправления в сети

Autorità per l'energia elettrica e il gas16 РЕГИСТР ОТКЛЮЧЕНИЙ Для каждого отключения, распределительная компания должна внести в «регистр отключений» следующую информацию –Тип отключения (долговременное/кратковременное/динамическое) –Время начала(см. также система телеуправления) –Количество пострадавших клиентов –Продолжительность(для каждой группы клиентов с одинаковой продолжительностью) –Уровень напряжения(передача, высокий, средний, низкий) –Код пострадавших схем –Причина(форс-мажор, внешние повреждения, другое) –Конкретная документация в случае форс -мажора и внешних повреждений –Конкретная документация в случае прогнозируемого отключения В конце года, электронная копия реестра направляется по в орган регулирования

Autorità per l'energia elettrica e il gas17 ФОРС-МАЖОР Упрощение процесса 1.1-й Регуляторный период( ) Исключительно документальные сведения 2.2-й Регуляторный период( ) Выбор между документальными сведениями и статистическим алгоритмом (Основные события дня) 3.3-й Регуляторный период( ) Исключительно статистический алгоритм (Периоды Исключительных Условий) + возможность документального подтверждения в особых случаях

Autorità per l'energia elettrica e il gas18 КАК ОЦЕНИВАЕТСЯ НЕПРЕРЫВНОСТЬ Отключения оцениваются посредством –Времени между отключениями или количества отключений (для каждого типа) в период времени (в общем, 1 год) на данной территории распределения (единообразно!) N (количества) клиентов SAIFI: среднее количество длительных отключений на клиента в год (MAIFI для краткосрочных откл.) SAIDI: средняя продолжительность отключений на клиента в год –Для каждого отключения одного типа, главными регистрируемыми характеристиками являются Пострадавшие клиенты N i SAIFI, SAIDI Продолжительность (время начала и завершения) D i SAIDI

Autorità per l'energia elettrica e il gas19 КТО ОЦЕНИВАЕТ НЕПРЕРЫВНОСТЬ Распределительная компания –Система дистанционного управления(SCADA): позволяет автоматически регистрировать время начала каждого отключения и все операции с выключателем Италия: обязательно для каждой схемы высокого и среднего напряжения –Регистр отключений: содержит всю информацию по каждому отключению (обновляется вручную) Италия: обязательно для каждого долговременного и кратковременного отключения; у пользователей имеется доступ к регистру Орган регулирования –Каждый год снабжается показателями продолжительности отключений в год и электронной копией регистра и осуществляет проверки Италия: для каждого территориального района (~300): SAIDI, SAIFI, MAIFI, отдельно для: запланированных и незапланированных отключений, разбивка по причинам отключений, уровню качества напряжения, территориальной плотности Клиенты: индивидуальная информация для большинства Италия: клиент может попросить о совершении индивидуальных замерений

Autorità per l'energia elettrica e il gas20 ПРИМЕР ЕЖЕГОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ОТКЛЮЧЕНИЙ ПРЕДОСТАВЛЯЕМАЯ ОРГАНАМ РЕГУЛИРОВАНИЯ (в силе с 1999 года)

Autorità per l'energia elettrica e il gas21 ПРОВЕРКА ИНФОРМАЦИИ ПО НЕПРЕРЫВНОСТИ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ Ступени оценки развития 1.Планирование A.Выбор контролируемого телеуправляемого центра/ района B.Подготовка контрольного перечня, согласно специфике ситуации 2.Официальное решение –Распорядительный документ издаётся Органом регулирования и публикуется на сайте без указания наименований выбранных компаний 3.За неделю: объявление –Оператор получает информацию о пакете документов, который необходимо сформировать и о дате/месте проведения проверки 4.Во время проверки: A.Заполнение контрольного перечня по организации оператором рабочего процесса, процедурам управления отключениями, системе телеуправления …) B.Случайная выборка периода отключения для проверки C.Итоги проверки 5.По окончанию проверки: - Отчет о проверке содержащий расчёт 3-х индексов (точность, корректность, система регистрации), передается компании –Финальное обсуждение по отклонению или утверждению (по результатам официальных обсуждений) на основании результатов индексов

Autorità per l'energia elettrica e il gas22 ПРОВЕРКА ИНФОРМАЦИИ ПО НЕПРЕРЫВНОСТИ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ

Autorità per l'energia elettrica e il gas23 РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕТОДОМ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ Качество центров обращения Системы мониторинга качества напряжения Минимальные стандарты качества напряжения Контракты на качество электроэнергии Руководство по мерам регулирования Публикация актуальных показателей качества Стандарты для многократных/чрезвы чайно длительных отключений Гарантируемые стандарты качества Механизмы поощрения и штрафов SAIDI: c 2000 года SAIFI+MAIFI: c 2008 года ОДОБРЕНИЕ И ИСПЫТАНИЕ РЫНОЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБСЛУЖИВАЕМЫХ НАИХУДШИМ ОБРАЗОМ ДЕЛАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ДОСТУПНОЙ ТОВАРНОЕ КАЧЕСТВО КАЧЕСТВО НАПРЯЖЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОСТЬ ЭНЕРГОСНАБЖЕН ИЯ ТОВАРНОЕ КАЧЕСТВО

Autorità per l'energia elettrica e il gas24 УСЛОВИЯ ДЛЯ УСПЕШНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ 1.Приспособление целей регуляторных схем для учёта специфических факторов 2.Сохранение схемы в наиболее простом виде, чтобы привлечь инвестиции компаний 3.Регулирование качества не может достигнуть конечной точки в развитии: необходимо постоянное развитие и проверки 4.Регулирование качества черпает выгоду в большой степени при пошаговом подходе к процессу 5.Открытый диалог между всеми сторонами, является важнейшей частью эффективного регулирования

Autorità per l'energia elettrica e il gas25 1. ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ РЕГУЛЯТОРНЫХ СХЕМ ДЛЯ УЧЁТА СПЕЦИФИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ Разрыв между уровнем непрерывности энергоснабжения в Италии и других крупных европейских странах (Франция, Великобритания, Германия) ЦЕЛЬ A: повышение среднего уровня непрерывности энергоснабжения в Италии в соответствии с европейскими критериями Разрыв между северными и южными регионами ЦЕЛЬ B: сократить вариации регионального и районного уровня по сравнению со средним уровнем страны Процессы либерализации и приватизации ЦЕЛЬ C: расширить сеть инвестиций в целях достижения более высоких уровней (если достижимы) или в целях улучшения ЦЕЛЬ D: обеспечить удовлетворение потребности клиентов в электроэнергии

Autorità per l'energia elettrica e il gas26 2. НАИПРОСТЕЙШАЯ СХЕМА/i РЕГУЛИРОВАНИЕ (раз в 4 года) УСТАНОВЛЕНИЕ СТАНДАРТОВ РАЗВИТИЯ И УСТАНОВЛЕНИЕ ШТРАФНЫХ/ПООЩРИТЕЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ Прогноз на 4 года Ссылка на долгосрочные цели Совершенствование базовой линии Поощрительные/штрафные параметры (основанные на исследовании готовности потребителей платить) РЕАЛИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ (каждый год) СРАВНЕНИЕ ФАКТИЧЕСКИХ УРОВНЕЙ СО СТАНДАРТАМИ И ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМУЛЫ ДЛЯ ФАКТИЧЕСКИХ ШТРАФОВ И ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ Каждый год t, компаниям, в зависимости от исполнения, причитаются либо вознаграждения либо штрафы Тарифы соответственно корректируются

Autorità per l'energia elettrica e il gas27 2. НАИПРОСТЕЙШАЯ СХЕМА /ii РЕГУЛИРОВАНИЕ (раз в 4 года) УСТАНОВЛЕНИЕ СТАНДАРТОВ РАЗВИТИЯ Прогноз на 4 года Ссылка на долгосрочные цели От каждого района из года в год требуется определенный процент улучшения (каждая компания должна улучшать на % каждый год по каждому из районов) t … … … 12 Std t [ CML-SAIDInet ] LivPart LivOb k j: Территория района(1..300) k: Плотность территории(В/С/Н) t: год (регулируемый период: 4 года )

Autorità per l'energia elettrica e il gas28 2. НАИПРОСТЕЙШАЯ СХЕМА /iii Act t [ CML ] Q t [] Std t -Min +Max РЕАЛИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ (каждый год) СРАВНЕНИЕ ФАКТИЧЕСКИХ УРОВНЕЙ СО СТАНДАРТАМИ И ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМУЛЫ ДЛЯ ФАКТИЧЕСКИХ ШТРАФОВ И ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ Каждый год t, компаниям, в зависимости от исполнения, причитаются либо вознаграждения либо штрафы Act j,t (единые параметры премирования/штрафов устанавливаются заранее в начале регуляторного периода) Тарифы ежегодно корректируются: ±q t = Q t /допустимый доход [%] Для поощрений и штрафов устанавливаются максимальные размеры Единые стимулы/штрафы устанавливаются заранее [/кВт/ч-необслуж.] на основании исследования готовности потребителей и приемлемости компенсации

Autorità per l'energia elettrica e il gas29 ЕДИНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПООЩРЕНИЦ/ШТРАФОВ применяемые во второй регуляционный период ( ) БЫТОВЫЕ ПОТРЕБИТЕЛИ Параметр C dom ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПОТРЕБИТЕЛИ Параметр C ndom (РАЙОНЫ С НАИЛУЧШИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ) Ниже показателей по стране 7.2 /kWh-ENS(недопоставленная энергия) 14.4 /kWh-ENS (недопоставленная энергия) (РАЙОНЫ СО СРЕДНИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ) В 2-3 раза выше показателей по стране 10.8 /kWh-ENS (недопоставленная энергия) 21.6 /kWh-ENS (недопоставленная энергия) (РАЙОНЫ СО НАИХУДШИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ) Более чем в 3 раза выше показателей по стране 14.4 /kWh-ENS (недопоставленная энергия) 28.8 /kWh-ENS (недопоставленная энергия) Показатели по стране(сеть SAIDI-): город 25 мин/на потреб/год, сельская местность 60 мин/ на потреб/год 2. НАИПРОСТЕЙШАЯ СХЕМА /iv

Autorità per l'energia elettrica e il gas30 2. НАИПРОСТЕЙШАЯ СХЕМА /v ПЕРЕРАСЧЁТ СТАНДАРТОВ В 1-М и 2-М РЕГУЛЯТОРНГОМ ПЕРИОДЕ

Autorità per l'energia elettrica e il gas31 SAIDI (за исключением случаев сброса нагрузки и крупных инцидентов на сети передач) 3. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДОСТИГНУТОГО/i Цель A Улучшение общего уровня непрерывности энергоснабжения в Италии СРЕДНЯЯ СВЕРХ ЦЕНА ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ : ОКОЛО 3 /НА ПОТРЕБИТЕЛЯ/В ГОД : ОКОЛО 4 /НА ПОТРЕБИТЕЛЯ/В ГОД Минут потеряно потребителем ( SAIDI ) ( за исключением крупных перебоев с передачей и сбрасывания нагрузки ) Прерывания по вине оператора Прерывания не по вине оператора

Autorità per l'energia elettrica e il gas32 3. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДОСТИГНУТОГО/ii Цель A Улучшение общего уровня непрерывности энергоснабжения в Италии SAIDI (только прерывания по вине оператора) Север ЦентрЮг Италия

Autorità per l'energia elettrica e il gas33 3. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДОСТИГНУТОГО/ii Цель A Улучшение общего уровня непрерывности энергоснабжения в Италии SAIFI (за исключением случаев сброса нагрузки и крупных инцидентов на сети передач) Север ЦентрЮг Италия

Autorità per l'energia elettrica e il gas34 3. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДОСТИГНУТОГО /iv Цель B Сократить разрыв между Севером и Югом SAIDI (за исключением случаев сброса нагрузки и крупных инцидентов на сети передач) Север Центр ЮгИталия

Autorità per l'energia elettrica e il gas35 3. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДОСТИГНУТОГО /v Цель C Инвестиции в улучшение сети Год Чистые стимулы[Mилл. ] (стимулы-штрафы) Влияние на тарифы 2-й регуляторный период 4.0 /на потреб./в год q avg % Инвестиции в качество(отдельно) Ресурс: ответ Enel на консультационную статью AEEG (2003) Эффект от схемы поощрительного регулирования для непрерывности энергоснабжения Миллионов евро Высокая плотность (Город) Средняя плотность (пригород) Низкая плотность (сельская местность) +16% в год

Autorità per l'energia elettrica e il gas36 3. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДОСТИГНУТОГО /vi Цель D Обеспечение удовлетворения потребностей клиента КОЛ-ВО НЕУДОВЛЕТВОРЕННЫХ КЛИЕНТОВ (%) ПРЕРЫВАНИЙ НА КДИЕНТА (число) СВЯЗЬ ФАКТИЧЕСКИХ УРОВНЕЙ КАЧЕСТВА И СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ КЛИЕНТОВ (КАЖДЫЙ ЗНАЧОК – ОТДЕЛЬНЫЙ РЕГИОН ИТАЛИИ)

Autorità per l'energia elettrica e il gas37 ПЕРИОД 1ПЕРИОД 2ПЕРИОД 3 SAIDI – CMLs (сред. продолжительность) Поощрения/ штрафы Поощрения/ штрафы Поощрения/ штрафы Многократные откл. (макс. Кол-во., СН) Мониторинг кол-ва откл. (для отдельных клиентов СН) Гарантированные стандарты(только для длит. откл.) Чёткий гарантированный стандарт(только для длит. Откл.) SAIFI – показатели корреляции (CI) (средн. число) Мониторинг кол-ва длит. откл. Мониторинг кол-ва длит. и кратк. откл. Поощрения/штрафы (SAIFI+MAIFI) Очень долгие откл. (макс. продолжительность НН-СН) Консультации и статистические исследования Гарантированные стандарты (вкл. прогноз. событ.) Качество передачиМониторинг передачи Поощрения/штрафы за качество передачи (ENS) Качество напряжения Мониторинг кач. Напряж. ВН-СН сетях ShortCirc.Power Рассмотрение нового европейского стандарта EN Многократные откл. (макс. Кол-во., НН) Модель взаимосвязей для НН Мониторинг кол-ва длит. и кратк. откл. (для отдельных клиентов НН.) 4. ПОСТЕПЕННЫЙ ПОДХОД: ЭВОЛЮЦИЯ

Autorità per l'energia elettrica e il gas я консультацион ная статья \Июнь03 2. Публичные слушания Июль я консультацион ная статья Ноябрь я консультацион ная статья Январь Публичные слушания Январь-04 D. 4/04 КАЧЕСТВЕНН ЫЙ КОД Янв-04 Количественная оценка воздействия 1-го регуляторного периода Цели для 2-го регуляторного периода Альтернативы Обзоры по конкретным вопросам Проект правового текста (постановление) Дальнейшие альтернативы с учётом замечаний Диапазон значений для осн. параметров Подчёркнуты цели слияния Дальнейшие альтернативы с учётом замечаний Диапазон значений для осн. параметров Включает непрерывность энергоснабжения и качество услуг Технический отчёт с анализом влияния 5. ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ: МНОГОКРАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ От 2007: RIA (Оценка регулирующего воздействия)

Autorità per l'energia elettrica e il gas39 ЕВРОПА, ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ОТКЛЮЧЕНИЙ (НЕ ВКЛЮЧАЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ) В МИНУТАХ НА КЛИЕНТА Source: CEER, 4-й Отчёт по сопоставительному анализу, Австрия ВН, СН Дания ВН, СН Эстония ВН, СН, НН Франция НН Германия ВН,СН,НН Исландия ВН,СН,НН Италия ВН,СН,НН Литва ВН,СН,НН Португалия ВН,СН,НН Испания ВН,СН,НН Великобритания ВН,СН,НН

Autorità per l'energia elettrica e il gas40 Источник: CEER, 4tйОтчёт по сопоставительному анализу, ЕВРОПА, КОЛИЧЕСТВО ДЛИТЕЛЬНЫХ ОТКЛЮЧЕНИЙ (НЕ ВКЛЮЧАЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ) КОЛИЧЕСТВО РАЗ НА КЛИЕНТА Австрия ВН, СН Дания ВН, СН Эстония ВН, СН, НН Франция НН Германия ВН,СН,НН Исландия ВН,СН,НН Италия ВН,СН,НН Литва ВН,СН,НН Португалия ВН,СН,НН Испания ВН,СН,НН Великобритания ВН,СН,НН

Autorità per l'energia elettrica e il gas 41 ГАРАНТИРОВАННЫЕ СТАНДАРТЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ Качество центров обращений Системы мониторинга качества напряжения Минимальные стандарты качества напряжения Контракты на качество электроэнергии Руководство по мерам регулирования Публикация актуальных показателей качества Стандарты для многократных/чрезвыча йно длительных отключений Гарантируемые стандарты качества Механизмы поощрения и штрафов ДЕЛАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ДОСТУПНОЙ ОДОБРЕНИЕ И ИСПЫТАНИЕ РЫНОЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБСЛУЖИВАЕМЫХ НАИХУДШИМ ОБРАЗОМ ДЕЛАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ДОСТУПНОЙ КАЧЕСТВО НАПРЯЖЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОСТЬ ЭНЕРГОСНАБЖЕН ИЯ ТОВАРНОЕ КАЧЕСТВО

Autorità per l'energia elettrica e il gas42 ЧАСТЫЕ ОТКЛЮЧЕНИЯ/I Для клиентов СН Максимальное количество долговременных отключений в солнечный год Гарантированные стандарты СН клиенты имеют право на автоматическую компенсацию если их заводы/ реле защиты гарантируют избирательность с реле защиты операторов распределительной сети (посредством письменного заявления операторов распределительной сети, в соответствии с их спецификациями – выплаты на новые заводы клиентов) СН клиенты не выславшие заявления в адрес операторов распределительной сети оплачивают тарифную наценку Убытки из-за отключения по причине форс-мажора или по вине третьих лиц исключаются Взаимосвязанные апстрим операторы распределительной сети, должны способствовать автоматической компенсации клиентам в количестве, пропорциональном числу длительных отключений по их вине, которые затрагивают взаимосвязанных даунстрим операторов распределительной сети ГородПригородСел. мест До долг.откл./год45 С

Autorità per l'energia elettrica e il gas43 ЧАСТЫЕ ОТКЛЮЧЕНИЯ /II Клиенты обслуживаемые наихудшим образом Розничная продажа в Италии ( )

Autorità per l'energia elettrica e il gas44 ЧАСТЫЕ ДЛИТЕЛЬНЫЕ ОТКЛЮЧЕНИЯ Стандарты, действующие в Европе Территориальная классификация Страна Столич ные Городские (города) Полу- городские (tнаселенные пункты) Сельские (села) Мелкие деревни ФРАНЦИЯ 2 (СН) св. нет (НН) 3 (СН) св. нет (НН) св. нет ВЕЛИКОБРИТА НИЯ 3 (СН) (каждое продолжительностью более 3-х часов) 3 (НН) (каждое продолжительностью более 3-х часов) ИТАЛИЯ 3 (СН, 2 с 2010) св. нет (НН) 4 (СН, 3 с 2010) св. нет (НН) 5 (СН, 4 с 2010) св. нет (НН) ПОРТУГАЛИЯ 8 (СН) 12 (НН) 18 (СН) 23 (НН) 30 (СН) 36 (НН) ИСПАНИЯ 8 (СН) 12 (НН) 12 (СН) 15 (НН) 15 (СН) 18 (НН) 20 (СН) 24 (НН) Ресурс: CEER, 3-й Сравнительный доклад по качеству поставок электроэнергии, Данные обновлены для Испании и Италии

Autorità per l'energia elettrica e il gas45 ОЧЕНЬ ДЛИТЕЛЬНЫЕ ОТКЛЮЧЕНИЯ/I Стандарты –Гарантированные стандарты применяются как к обычным так и к исключительным случаям –Статистический метод определения «Периодов исключительного условия» можно объединить с документальными доказательствами для особых случаев) –Обсуждение по вопросам безопасности –Компания обязана выплатить гарантированные стандарты –В случае крупных или исключительных событий, компании получают компенсацию через специальный фонд –Все клиенты вкладываю небольшие суммы в фонд –Компании получают стимулы, чтобы показать свою работу «в нормальных условиях» Компании должны вносить деньги в фонд в соответствии с их фактическим качеством без учёта крупных или исключительных событий Компании получают сумму, пропорциональную ожидаемому уровню качества (с течением времени понижается) Тип отключенияТерриториальн ая классификация Стандарт для НН клиентов Стандарт для СН клиентов Незапланированное Город Пригород Сельская местность 8ч 12ч 16ч 4ч6ч8ч4ч6ч8ч ЗапланированноеВсе8ч8ч8ч8ч

Autorità per l'energia elettrica e il gas46 ОЧЕНЬ ДЛИТЕЛЬНЫЕ ОТКЛЮЧЕНИЯ /II Automatic reimbursements Бытовые потребители НН и СН потребители с мощностью 100кВт Не бытовые НН потребители с мощностью > 100кВТ Невыполн ение стандарта /кВТ1,5/кВТ На каждый последую щий период 15 Каждые 4 часа 75 Каждые 4 часа 1/кВТ Каждые 4 часа 0,75/кВТ Каждые 4 часа Максимум3001,0003,0006,000

Autorità per l'energia elettrica e il gas47 ОЧЕНЬ ДЛИТЕЛЬНЫЕ ОТКЛЮЧЕНИЯ /III 2003: Аварийное отключение ввиду проблем с передачей / распределением нагрузки (потеря связи с заграницей на протяжении ночи) –Пострадало 33млн. Потребителей (за исключением Сардинии), продолжительность отключения до 24 часов (Сицилия) 2004: Об Обширные отключения в некоторых регионах в связи с погодными катаклизмами. –Более 2 млн. потребителей и 4 обширных инцидента (7 регионов) –Около потребителей были отключены на протяжении более чем 12 часов –Около потребителей более чем на 2 дня (2.000 потребителей до 5 дней) 2005: Первый тур консультаций 2006: Второй тур консультаций 2007: Третий тур консультаций и конечное решение (Июль) 2008: Срок реализации е Июля новые стандарты для всех СН-НН потребителей в случае очень длительных отключений с автоматической компенсацией

Autorità per l'energia elettrica e il gas48 ОЧЕНЬ ДЛИТЕЛЬНЫЕ ОТКЛЮЧЕНИЯ Стандарты, действующие в Европе Территориальная классификация Страна Столичные (города) Полу- городские (населенные пункты) Сельские (села) ФРАНЦИЯ 6 ч. (СН и НН, за искл. исключительных обстоятельств) ВЕЛИКОБРИТА НИЯ 18 ч. (СН и НН, нормальные условия, передача не вкл.) От 24 до 100 ч. (исключительные обстоятельства, в зависимости от сложности) ИТАЛИЯ 4 ч (СН, 2 с 2009) 8 ч (НН, 2 с 2009) Все происшествия 6 ч (СН, 2 с 2009) 12 ч (НН, 2 с 2009) Все происшествия 8 ч (СН, 2 с 2009) 16 ч (НН, 2 с 2009) Все происшествия ШВЕЦИЯ 12 ч (СН и НН, происшествия не по вине оператора распределительной сети и крупные отключения не учтены) ИРЛАНДИЯ 12 ч (СН и НН, исключительные происшествия и происшествия в сети передачи не учтены) Ресурс: CEER, 3-й Сравнительный доклад по качеству поставок электроэнергии, Данные обновлены для Испании и Италии

Autorità per l'energia elettrica e il gas49 КОММЕРЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОДОБРЕНИЕ И ИСПЫТАНИЕ РЫНОЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБСЛУЖИВАЕМЫХ НАИХУДШИМ ОБРАЗОМ ДЕЛАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ДОСТУПНОЙ КАЧЕСТВО НАПРЯЖЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОСТЬ ЭНЕРГОСНАБЖЕН ИЯ ТОВАРНОЕ КАЧЕСТВО Стандарты для многократных/чрезвыча йно длительных отключений Системы мониторинга качества напряжения Руководство по мерам регулирования Публикация актуальных показателей качества Минимальные стандарты качества напряжения Гарантируемые стандарты качества Качество центров обращений Механизмы поощрения и штрафов Контракты на качество электроэнергии

Autorità per l'energia elettrica e il gas50 ГАРАНТИРОВАННЫЕ СТАНДАРТЫ ( ) Конечные НН потребители Конечные СН потребители Распр. Максимальное время на оценку расходов на выполнение работ по НН сети 20 раб. дней Нет данных Максимальное время на выполнение простых работ 15 раб. дней 30 раб. дней Максимальное время на активизацию поставок 5 раб. дней Максимальное время на отмену поставок по требованию потребителя 5 раб. дней7 раб. дней Максимальное время на возобновление поставок после приостановления за неуплату 1 день вкл. субботу Максимальное время исполнения индивидуальных назначений 3 часа Максимальное время на возобновление поставок после поломки счётчика 3 часа (день) 4 часа (ночь) Проверка счётчика по просьбе потребителя Проверка напряжения по просьбе потребителя 15 раб. дней 30 раб. дней

Autorità per l'energia elettrica e il gas51 РЕГУЛИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ сравнение предыдущего и нынешнего опытов регулирования II° полуг ,0010,0020,0010,220,823,114,213,414,434,07 Общая сумма выплаченных компенсаций в миллионах евро Число запросов по невыполненным гарантированным стандартам Реальный размер выплачиваемой компенсации СаморегулированиеРегулирование осуществляемое Органом Регулирования

Autorità per l'energia elettrica e il gas52 РЕГУЛИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ Результаты гарантированных стандартов(2006) Число автоматич. компенс. Смета расходов (на работу в НН сети))20 раб.дней ,8%13, Завершение простейших работ () 15 раб.дней ,4%8, Старт поставок 5 раб.дней ,0%1, Прекращение поставок (по запросу потребителя)) 5 раб.дней ,5%1, Возобновление поставок после прекращения из-за неплатежей 1 день ,6%0, Корректировка ошибок в счетах (уже оплаченные суммы) 90 дней ,1%46,65515 Устранение неполадок счётчиков (в перерывами энергоподачи) 3 часа (день) 4 часа (ночь) ,7%1, Поддержка назначений (соблюдение временных рамок) 3 часа ,7%259 УСЛУГИ ОТНОСЯЩИЕСЯ К ГАРАНТИРОВАННЫМ СТАНДАРТАМ Стандарт Количество запросов в год % неисп. стандартов Среднее время (сеть) Раб.дн. Итоги 2006

Autorità per l'energia elettrica e il gas53 АВТОМАТИЧЕСКИЕ КОМПЕНСАЦИИ Суммы и льготы Исключения –Форс-мажорные обстоятельства или вина третьих лиц (должно быть адекватно доказано) –В случаях, когда потребитель не оплатил счета не причитающихся оператору –Касаемо максимального времени на восстановление поставок после выхода из строя прибора учёта оператор не обязан выплачивать компенсацию в случае, если перерыв поставок вызван: Вмешательство ограничителя закачки, ввиду чрезмерного потребления; При условии ущерба нанесенного при установке прибора учёта в помещениях, доступ к которым имеется только у потребителей Суммы Бытовые НН потребители Не бытовые НН потребители СН потребители Автоматическая компенсация (АК) оплачивается в следующем счёте 30 евро60 евро120 евро

Autorità per l'energia elettrica e il gas54 АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОМПЕНСАЦИЯ Эскалация в случае задержки исполнения 3*AC дни 0=RqstS=Std евро AC= автоматическая компенсация Автоматическая компенсация должна быть выплачена в течении 90 дней (с момента А) Дата (или час) A когда услуга была фактически оказана оператором, за рамками стандарта S A=Act AC 2*S 2*AC 3*S A=Act

Autorità per l'energia elettrica e il gas55 ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ СТАНДАРТЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЭНЕРГИИ ( ) УслугаНН потребителиСН потребители Минимальный процент запросов на оценку расходов на выполнение работ в СН сети осуществляющихся в течении 40 рабочих дней Не применимо90% Минимальный процент запросов на выполнения комплекса работ, осуществляемых в течении 60 рабочих дней 85%90% Минимальный процент ответов на жалобы и запросы письменной информации, осуществляющихся в течении 20 рабочих дней 90%95%

Autorità per l'energia elettrica e il gas56 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ ОДОБРЕНИЕ И ИСПЫТАНИЕ РЫНОЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБСЛУЖИВАЕМЫХ НАИХУДШИМ ОБРАЗОМ ДЕЛАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ДОСТУПНОЙ КАЧЕСТВО НАПРЯЖЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОСТЬ ЭНЕРГОСНАБЖЕН ИЯ ТОВАРНОЕ КАЧЕСТВО Стандарты для многократных/чрезвыча йно длительных отключений Системы мониторинга качества напряжения Руководство по мерам регулирования Публикация актуальных показателей качества Минимальные стандарты качества напряжения Гарантируемые стандарты качества Качество центров обращений Механизмы поощрения и штрафов Контракты на качество электроэнергии

Autorità per l'energia elettrica e il gas57 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ Информация о гарантированных стандартах и автоматических компенсациях должна быть должным образом доведена до потребителей –По просьбе потребителя, он может получить информацию о праве получения компенсации (для коммерческого качества) –Если стандарты не выполняются, потребитель получает компенсацию посредством счёта с соответствующим сообщением –Потребители могут обжаловать дальнейшие убытки, если могут их доказать (обычно посредством суда, занимает много времени, могут возникнуть трудности) Дальнейшие средства связи: –Публикация информации на сайте Органа Регулирования –Счёт по прерываниям для каждого СН потребителя, один раз в год (конец июня) –Компания, убеждающая СН потребителей инвестировать в совершенствование установок и получения преимуществ от комплексного регулирования отключений –Проведение исследований в случае крупных катастроф и публикация результатов (например, отключение 2003)

Autorità per l'energia elettrica e il gas58 Тип стандарта гарантированный Обслуживание За исключением простейших работ(*) Территория Италия

Autorità per l'energia elettrica e il gas59 Выбранный показатель CML Выбранная территория Италия Выбранный тип отключений Длинные незапла Выбранные ответственные лица Все (общ. CML, за вычетом отключений и сброса нагрузки)

Autorità per l'energia elettrica e il gas60 РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕДАЧИ МЕТОДОМ ПООЩРЕНИЯ ОДОБРЕНИЕ И ИСПЫТАНИЕ РЫНОЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБСЛУЖИВАЕМЫХ НАИХУДШИМ ОБРАЗОМ ДЕЛАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ДОСТУПНОЙ КАЧЕСТВО НАПРЯЖЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОСТЬ ЭНЕРГОСНАБЖЕН ИЯ ТОВАРНОЕ КАЧЕСТВО Стандарты для многократных/чрезвыча йно длительных отключений Системы мониторинга качества напряжения Руководство по мерам регулирования Публикация актуальных показателей качества Минимальные стандарты качества напряжения Гарантируемые стандарты качества Качество центров обращений Механизмы поощрения и штрафов Контракты на качество электроэнергии

Autorità per l'energia elettrica e il gas61 ФОНОВЫЙ МОНИТОРИНГ НЕПРЕРЫВНОСТИ ПЕРЕДАЧИ ЭНЕРГИИ (1) За три года до начала регулирования непрерывности передачи энергии, AEEG издал Распорядительный документ 250/04 по подготовке электросетевых стандартов: –Обязательства для ОРС регистрировать длительные (> 3 минут), короткие и переходные (< 1 секунд) отключения –Классификация отключений: природа + причина + список пострадавших потребителей+ сетевой статус по времени=0 + информация по каждому отключенному пользователю (время начала, конца, сброс нагрузки) –Определение показателей непрерывности и методы подсчёта ENS, AIT, SAIFI (длительные отключения), MAIFI (краткие) и недопоставленная энергия

Autorità per l'energia elettrica e il gas62 ФОНОВЫЙ МОНИТОРИНГ НЕПРЕРЫВНОСТИ ПЕРЕДАЧИ ЭНЕРГИИ(2) –Мониторинг качества напряжения, параметры: sвариации напряжения при передаче, резкие изменения напряжения, провалы напряжения, перенапряжение, мерцание, гармонические волны, частые отклонения –Обязательства ОРС по соответствию ожидаемым уровням качества при передаче (предоставляются ОРС к утверждению Регулятором), касаемо показателей непрерывности –Публикация ежегодного отчёта ОРС описывающего текущее положение дел в сравнении с ожидаемыми уровнями, а также деятельность и планы по повышению показателей непрерывности –Отчёт ОРС в Орган Регулирования об крупных сбоях передачи (ENS > 150 МВт, > 30 минут)

Autorità per l'energia elettrica e il gas63 ФОНОВЫЙ МОНИТОРИНГ НЕПРЕРЫВНОСТИ ПЕРЕДАЧИ ЭНЕРГИИ(3) Условное применение 250/04 предназначено для: –Прозрачности по вопросам качества –Репутационный стимул для ОРС –Надёжные правила измерения непрерывности и информация Информация от Terna и AEEG Средняя продолжительность перерывов передачи в Италии и её районах в Ожид Ожид Факт Факт Факт. 2008

Autorità per l'energia elettrica e il gas64 СТИМУЛИРУЮЩЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕПРЕРЫВНОСТИ ПЕРЕДАЧИ Э/Э В ИТАЛИИ: ЦЕЛИ Сокращение повседневных перебоев Предотвращение и смягчение последствий крупных инцидентов Неочевидная цель: обеспечить стимулы для инвестиций, оправданные по качеству и соображениям безопасности, чтобы избежать риска исключительно рыночных инвестиций специально нацеленных на сокращение перегруженности Инвестиции в передачу Источник: собственная разработка публичной информации Инвестиции в передачу, Италия ( )

Autorità per l'energia elettrica e il gas65 СТИМУЛИРУЮЩЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕПРЕРЫВНОСТИ ПЕРЕДАЧИ Э/Э В ИТАЛИИ: ПОКАЗАТЕЛИ Три показателя (непоставленная энергия, количество отключений на потребителя и количество потребителей без отключений) R-ENS, регулируемая непоставленная энергия NIU, количество отключений на сетевого потребителя UZI, количество сетевых потребителей с нулевым количеством отключений Регулирование вступила в силу в 2008 Установка улучшения стандартов и параметров поощрений/штрафов для Экономический эффект только для 2010 и 2011

Autorità per l'energia elettrica e il gas66 R-ENS выражается в МВт и основывается на ЕNS Функция ограничения принята в целях борьбы как с крупными перебоями передачи (с обширн. ENS) так и с мелкими повседневными отключениями РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕПРЕРЫВНОСТИ ПЕРЕДАЧИ Э/Э: ВЫБОР ПОКАЗАТЕЛЕЙ (1) Источник: собственные разработки Сглаживающая и ограничивающая функция принятая для определения R- ENS начинается с ENS Регулируемая непоставленная энергия ( R-ENS) в МВт Непоставленная энергия (МВт)

Autorità per l'energia elettrica e il gas67 NIU включает в себя короткие и длинные отключения для всех пользователей, напрямую подсоединенных к национальной распределительной сети NIU = SAIFI + MAIFI NIU высчитывается для каждой из 8 территориальных зон, в которых находится сетевой оператор Несимметричная схема (больше штрафов, чем поощрений) учитывает цели содействию однородности качества передачи э/э в Италии РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕПРЕРЫВНОСТИ ПЕРЕДАЧИ Э/Э: ВЫБОР ПОКАЗАТЕЛЕЙ(2)

Autorità per l'energia elettrica e il gas68 UZI это количество пользователей сети с нулевым количеством отключений в год, в отношении к общему количеству пользователей В отношении UZI имеется только поощрительная схема, повышения размера поощрения за R-ENS и NIU (в случае перевыполнения поставленных целей) Природа UZI отражает характер услуг по передаче э/э: пользователи сети не должны страдать от отключений из-за сбоев при передаче РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕПРЕРЫВНОСТИ ПЕРЕДАЧИ Э/Э: ВЫБОР ПОКАЗАТЕЛЕЙ(3)

Autorità per l'energia elettrica e il gas69 Автоматическое включение схем автоматической частотной разгрузки в результате нарушений, возникших в энергосистеме соседних взаимосвязанных стран; Предупредительный сбой нагрузки (о котором сообщается как минимум за один день до проведения) как следствие ожидаемого отсутствия адекватных генерирующих ресурсов; Принудительное отключение линии ввиду чрезвычайных обстоятельств (например, в случае возникновения пожара при выключении ВН схем по требованию милиции и работников пожарной службы); Стихийные бедствия (например, землетрясение); Преднамеренный ущерб (например, террористические акты); Исключительно обширные отключения( свыше МВт/инцидент) Перебои в работе по вине пользователей и сторонней нетехнологической генерации (NIU, UZI) РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕПРЕРЫВНОСТИ ПЕРЕДАЧИ Э/Э: ПРИЧИНЫ ОТКАЗА

Autorità per l'energia elettrica e il gas70 МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА НАПРЯЖЕНИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ПЕРЕДАЧА ОДОБРЕНИЕ И ИСПЫТАНИЕ РЫНОЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБСЛУЖИВАЕМЫХ НАИХУДШИМ ОБРАЗОМ ДЕЛАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ДОСТУПНОЙ КАЧЕСТВО НАПРЯЖЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОСТЬ ЭНЕРГОСНАБЖЕН ИЯ ТОВАРНОЕ КАЧЕСТВО Стандарты для многократных/чрезвыча йно длительных отключений Системы мониторинга качества напряжения Руководство по мерам регулирования Публикация актуальных показателей качества Минимальные стандарты качества напряжения Гарантируемые стандарты качества Качество центров обращений Механизмы поощрения и штрафов Контракты на качество электроэнергии

Autorità per l'energia elettrica e il gas71 МОНИТОРИНГ УСТРОЙСТВ УСТАНОВЛЕННЫХ НА СИСТЕМАХ ШИН С СН И ВН/СН ПОДСТАНЦИЯХ 400 единиц мониторинга (мониторингу подвергаются около 10% систем шин с СН в сетях распределения со средним напряжением). Выборка является репрезентативой характеристик сети с т.з.: Количества ВН/СН подстанций в каждом регионе Протяженности линий электропередачи СН Тип линий электропередачи СН: кабельные линии, надземные линии, линии со смешанным оборудованием Компенсация нейтрали или изолированная нейтраль Количество СН потребителей Плотность НН потребителей

Autorità per l'energia elettrica e il gas72 73 принадлежащих СН потребителям, согласившимся добровольно (при содействии Органа Регулирования) участвовать в мониторинге компаний 124 принадлежащих операторам распределительной сети Данная выборка устройств не является репрезентативой контролируемых сетей СН МОНИТОРИНГ УСТРОЙСТВ УСТАНОВЛЕННЫХ НА МЕСТАХ ПОСТАВКИ СН

Autorità per l'energia elettrica e il gas73 СРЕДНЕЕ КОЛИЧЕСТВО ПАДЕНИЙ МОЩНОСТИ СОГЛАСНО НОВОМУ prEN50160 /I Италия, 2007, все типы СН сетей, систем шин СН на ВН/СН подстанций Желтые клетки: оборудование с классом устойчивости 2 Желтые+ Зелёные: оборудование с классом устойчивости 3 Красная линия: кривая сочетаемости Длительность (мсек) Остаточная стабилизация напряжения % Итого

Autorità per l'energia elettrica e il gas74 СРЕДНЕЕ КОЛИЧЕСТВО ПАДЕНИЙ МОЩНОСТИ СОГЛАСНО НОВОМУ prEN50160 /II Италия, 2007, все типы СН сетей, систем шин СН на ВН/СН подстанций Ежегодное количество падений напряжения в каждом из мест

Autorità per l'energia elettrica e il gas75 МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА НАПРЯЖЕНИЯ В СЕТЯХ ПЕРЕДАЧИ И РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ СЕТЯХ ВН (1/3) Уровень напряжения Передача Распределительные ВН сети Итого 380 кВ кВ кВ кВ кВ022 Итого Количество установленных измерительных устройств Источник: 4-й Сопоставительный отчёт Terna и Ceer, 2008

Autorità per l'energia elettrica e il gas76 Количество падений напряжения на измеряемый участок по сетям 380кВ и 220кВ, Источник: 4-й Сопоставительный отчёт Terna и Ceer, 2008 Остаточное напряжение Продолжительность (мсек) (%) 20 < t < t < t < t < t Итого 90 > u > u > u > u > u Итого МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА НАПРЯЖЕНИЯ В СЕТЯХ ПЕРЕДАЧИ И РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ СЕТЯХ ВН (2/3)

Autorità per l'energia elettrica e il gas77 Количество падений напряжения на измеряемый участок по сетям 150кВ и 132кВ, Источник: 4-й Сопоставительный отчёт Terna и Ceer, 2008 Остаточное напряжение Продолжительность (мсек) (%) 20 < t < t < t < t < t Итого 90 > u > u > u > u > u Итого МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА НАПРЯЖЕНИЯ В СЕТЯХ ПЕРЕДАЧИ И РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ СЕТЯХ ВН(3/3)

Autorità per l'energia elettrica e il gas78 КОММЕРЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО ПОСТАВОК ОДОБРЕНИЕ И ИСПЫТАНИЕ РЫНОЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБСЛУЖИВАЕМЫХ НАИХУДШИМ ОБРАЗОМ ДЕЛАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ДОСТУПНОЙ КАЧЕСТВО НАПРЯЖЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОСТЬ ЭНЕРГОСНАБЖЕН ИЯ ТОВАРНОЕ КАЧЕСТВО Стандарты для многократных/чрезвыча йно длительных отключений Системы мониторинга качества напряжения Руководство по мерам регулирования Публикация актуальных показателей качества Минимальные стандарты качества напряжения Гарантируемые стандарты качества Качество центров обращений Механизмы поощрения и штрафов Контракты на качество электроэнергии

Autorità per l'energia elettrica e il gas79 РЕГУЛИРОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКОГО КАЧЕСТВА В ИТАЛИИ НОВЫЕ ГАРАНТИРОВАННЫЕ СТАНДАРТЫ ПОСТАВОК Э/Э И ГАЗА (С 2009) МАКСИМАЛЬНОЕ ВРЕМЯ ОЖИДАНИЯ (Все стандарты в для световых дней) -Соответствующий ответ на жалобу40 -Корректировка счёта 90 –Корректировка многострочного счёта20 Когда гарантированные стандарты не выполняются по вине коммунальных служб, пользователи имеют право на получение автоматических компенсационных выплат посредством счетов Уровень компенсационных выплат соотносится с типом потребления: –домашнее, бизнес, промышленность: 20 –Эскалация, как для распределении при коммерческом качестве Потребители всегда имеют право обратиться в суд, если сумма ущерба превышает сумму компенсации

Autorità per l'energia elettrica e il gas80 РЕГУЛИРОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКОГО КАЧЕСТВА В ИТАЛИИ НОВЫЕ ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ СТАНДАРТЫ ДЛЯ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ И ГАЗОСНАБЖЕНИЯ (С 2009) -Ответы на письменные запросы по корректировке счетов: - 40 дней в 95% случаев -Ответы на письменные запросы информации: - 30 дней в 95% случаев

Autorità per l'energia elettrica e il gas81 РАССМОТРЕНИЕ ЖАЛОБ Одной из функций, предписываемых Институционным законом 481/99, является оценка жалоб, заявлений и отчётов потребителей или пользователей, индивидуальных или от имени организации в отношении стандартов качества и тарифов предоставляемых поставщиками услуг В Органе Регулирования имеется специальное Управление, которое отвечает за информирование и защиту потребителей и их основными задачами является: Установление правил защиты потребителей (касаемо условий контрактов, прозрачности процедуры выставления счетов, преддоговорной информации и т.д.) обеспечение прозрачности и доступности информации, с учётом заинтересованности в отношениях с потребительскими организациями рассмотрение жалоб потребителей

Autorità per l'energia elettrica e il gas82 УВЕЛИЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ЖАЛОБ Сколько поступает жалоб? Основные причины жалоб (напр.: 07 мая 2008) Выставление счетов33% Контракты19% Преддоговорная информация 15% Отключение за неуплату 9% Качество обслуживания (отключения, подключения, качество напряжения) 9% Потребление (прогнозирование объемов потребления, считывание информации со счётчиков)2,6% Получено жалоб Количество сотрудников в Управлении информации и защиты прав потребителей 4567

Autorità per l'energia elettrica e il gas83 НОВАЯ СЛУЖБА ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ Растущее количество жалоб и потребность в эффективных и удовлетворительных ответах привели к тому, что в 2007 году был предложен проект экстернализации рассмотрения жалоб, передавая ответственность за первую ступень потребителю Перед службой технической поддержки стоит задача по развитию всех видов деятельности, которые могут рассматриваться в рамках подготовки следующих процедур: –Получение жалоб и апелляций со стороны потребителей и создание файла для каждой жалобы –Запрос информации и разъяснений у поставщиков –Предложение потребителям и поставщикам мер по решению возникших проблем –В случае, когда проблема не может быть решена или потребитель не удовлетворен ответом, файл направляется в Орган Регулирования для окончательной оценки –Составление отчётов Органа Регулирования по полученным жалобам и действиям, предпринятым в этой связи

Autorità per l'energia elettrica e il gas84 ЕДИНСТВЕННОЕ КОНТАКТНОЕ ЛИЦО ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ: ПОСТАВЩИК Существуют обязательства по своевременному исполнению, действующие для поставщиков: 2 рабочих дня для отправки запроса конечного потребителя распределительной организации и 2 рабочих дня на отправку ответа распределительной организации конечному потребителю На настоящий момент не существует автоматических компенсаций в случае, если поставщик не соблюдает обязательства по своевременному исполнению.

Autorità per l'energia elettrica e il gas85 РЕГУЛИРОВАНИЕ РАБОТЫ CALL ЦЕНТРОВ –Минимальные требования: время открытия сall центров с человеком-оператором; информация по счёту и интернет сайт –Стандарт: в среднем в месяц Доступ к сервису AS 80% Среднее время ожиданияTMA 240 sec. Уровень сервиса LS 90% –Удовлетворенность потребителя: на основе шестимесячного исследования степени удовлетворенности конечного потребителя, звонившего в call центра (по средством телефонного опроса) –Сопоставительный анализ результатов: публикуется каждые 6 месяцев– оценка по трем результативным категориям: P A зависит от доступности услуг P Q зависит от качества услуг P SC зависит от результатов телефонного опроса IQT = [(P A + P Q ) / (P A + P Q ) max x 100 ] x 0,7 + P SC x 0,3

Autorità per l'energia elettrica e il gas86 Поставщи ка ээ и газа с более чем 100,000 конечных потребите лей. ПРИМЕР ПУБЛИКАЦИИ ОТЧЁТА CALL ЦЕНТРА (*) за июль-декабрь 2008 (*) на интернет сайте Органа Регулирования + пресс релиз Продавец Оценка подключений Оценка качества сервиса Оценка степени удовлетворенн ости клиентов Общая оценка

Autorità per l'energia elettrica e il gas87 ПОВЕСТКА ДНЯ Обзор регулирования качества услуг в области электроэнергии Краткий обзор регулирования умных систем учёта электроэнергии и газа

Autorità per l'energia elettrica e il gas88 СХЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ИЗМЕРЕНИЯ Режим Оператор несёт ответственность за измерение Раздельный учёт Реформа по разделению Разделение тарифов измерения Функциональное разделение Регулируемые ОРС (с тарифами на распределение) 2010 Электроэнергия Газ ОРС (с 2008 Розничные торговцы могут считывать информацию со счётчиков) 2009 (с тарифами на распределение и розничным компонентом тарифа) 2012 ОРС – Оператор Распределительной Сети

Autorità per l'energia elettrica e il gas89 СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ УМНОГО УЧЁТА Регулирование технологий умного учёта (учёта) проводится как в электроэнергетическом так и в газовом секторе В обоих случаях обозначены минимальные функциональные требования и крайние сроки (со штрафами) для монтажа/ввода в эксплуатацию Электроэнергия: Организационно-распорядительный документ 292/06 и 235/07 (на английском: 06allengnew.pdf) Газ: Организационно-распорядительный документ ARG/gas 155/08: (на английском 08alleng.pdf)

Autorità per l'energia elettrica e il gas90 УМНЫЙ УЧЁТ – ПОДХОД К РЕГУЛИРОВАНИЮ Два различных подхода Электроэнергия: вывод о невозможности введения системы умного учёта на уровне страны (для всех ОРС) после выбора ENEL Газ: оценка воздействия (анализ затрат и выгод, техническое исследование, …) Стимулы Необходимость следования целям Директива 2006/32/EC (перенесена в итальянское законодательство в мае 2008 – Указ 115/08)

Autorità per l'energia elettrica e il gas91 ЗАЧЕМ НУЖНЫ МИНИМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ Дабы гарантировать: Достижение целей Одинаковые параметры для всех потребителей (бытовых/не бытовых; по свободной/защищенной схеме) Совместимость и стандартизацию Они должны соответствовать следующим критериям: Системная ориентация Избегать возникновения барьеров или ограничений для технических/технологических инноваций Предотвращать отторжение новых решений/схем Независимость от телекоммуникационных систем

Autorità per l'energia elettrica e il gas92 УМНЫЙ УЧЁТ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

Autorità per l'energia elettrica e il gas93 ОБЪЁМ ПРОДЕЛАННЫХ РАБОТ Февраль/май 2006: направлен официальный запрос информации в Enel, Acea Rome и в большинство европейских производителей приборов умного учёта (на практике умные системы учёта были изучены с функциональной точки зрения) Июль 2006: опубликован консультационный документ 23/06 Декабрь 2006: опубликован организационно- распорядительный документ 292/06, в котором отражено: –Перераспределение обязательств –Минимальные функциональные требования Сентябрь 2007: отражены показатели эффективности систем умного учёта, в то время исключительно с целью мониторинга (организационно-распорядительный документ 235/07)

Autorità per l'energia elettrica e il gas94 ЦЕЛИ Помочь в обеспечении конкурентоспособности поставок электроэнергии бытовым и не бытовым потребителям Создание функциональных и технологических условий для предоставления почасового учёта также и для точек поставки с низким уровнем напряжения Повышение качества учёта электроэнергии, услуг по поставкам и распределению для потребителей НН и обеспечить равные функциональные и производительные уровни для потребителей на свободном рынке и во всем мире (Не включенные в R.O.): быть на шаг вперёд конкретных требований, в частности, осведомленность об объёмах потребления (удаленный контроль) и проблемы требующие решения автоматизация домов и зданий)

Autorità per l'energia elettrica e il gas95 ПРИБОРЫ УМНОГО УЧЁТА ДЛЯ НН ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Обязательные временные рамки (1/2) Установка Ввод в эксплуатацию Штрафы (*) 25% % % % % Бытовые и не бытовые потребители с P55кВт (*) не утвержденные капитальные затраты на электротехнические приборы учёта не возвращаются В каждый из годов в период ОРС должны сообщать AEEG сведения о уровне установки и ввода в эксплуатацию приборов умного учёта

Autorità per l'energia elettrica e il gas96 Начиная с 1 января 2008 для каждой из точек поставки с низким уровнем напряжения, через которые осуществляется ввод активной электроэнергии, ОРС должны установить отдельный прибор умного учёта, одонофазный для однофазного применения и трехфазный для трехфазного применения. ПРИБОРЫ УМНОГО УЧЁТА ДЛЯ НН ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Обязательные временные рамки (2/2) Первый шаг в направлении умных сетей

Autorità per l'energia elettrica e il gas97 Enel distribuzione Acea Roma Aem Milano Aem Torino Set distribuzione Asmea Brescia Hera Bologna Agsm Verona ОРС % НН потребителей оснащенных приборами умного учёта Количество НН потребителей ПРИБОРЫ УМНОГО УЧЁТА ДЛЯ НН ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Текущий статус плана по введению в эксплуатацию Срез текущего состояния на 30 июня 2009 для большинства ОРС 30,063,172 1,552, , , , , , , % 57.8% 28.2% 31.0% 27.6% 92.4% 32.6% 31.3%

Autorità per l'energia elettrica e il gas98 ОСНОВНЫЕ ИЗ МИНИМАЛЬНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ -AMM (1/2) Определенные для: Однофазных моно-направленных счётчиков Однофазных двунаправленных счётчиков Трехфазных моно-направленных счётчиков Трехфазных двунаправленных счётчиков

Autorità per l'energia elettrica e il gas99 ОСНОВНЫЕ ИЗ МИНИМАЛЬНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ -AMM (2/2) Ценовые схемы времени использования (еженедельный профиль): до четырех зон, до пяти интервалов в день(1 суммирующее устройство + 4 зоновых суммматора) Учёт интервала (мин. 1 час, макс. = 36 дней) Удаленная транзакция [считывание потребления(сумматоры и интервалы), активация/деактивация поставок, изменение объёма предписанной мощности, изменение тарифа времени использования, снижение потребляемой мощности] Безопасность информации (внутренние приборы учёта, во время передачи в центр управления, слово состояния с быстрой передачей в центр управления в случае поломки счётчика) Остановка исходящей информации (счета, договорные изменения, смена поставщика) Выключатель на панели счётчиков+ алгоритм управления спросов (альтернатива: регистрация пиковых мощностей по каждой группе по времени потребления) Приборная панель (текущий сумматор и активированные аккумуляторы по группам по времени потребления, сведения о последней остановке) Медленные изменения напряжения (согласно EN50160) Модернизация программного обеспечения

Autorità per l'energia elettrica e il gas100 ТРЕБОВАНИЯ ПО ИСПОЛНЕНИЮ После введения минимальных функциональных требования, были введены некоторые показатели деятельности для систем автоматизированного управления измерением энергопотребления (R.O. 235/07): Ежегодный процент успешных удаленных операций (включение / отключение, изменение включенной мощности, изменение ценовой схемы, сокращение мощности) в течение 24 часов и в течение 48 часов Ежегодный отчёт о количестве счётчиков, которые как минимум один раз зарегистрировали сбой, информация о котором была направлена в контрольный центр Частота считыванияПорогиКоличество счётчиков с числом удачных считываний ниже порога Количество счётчиков с числом удачных считываний ниже 0 Ежемесячно6 Раз в 2 месяца3 Раз в 3 или 4 месяца2 Раз в 6 месяцев1 Ежегодно0

Autorità per l'energia elettrica e il gas101 ТАРИФ УЧЁТА 2004: разделение тарифа учёта и тарифа распределения : надбавка для каждого бытового потребителя благодаря умным счётчикам составила менее 2 евро за год : –В контексте работы приборов умного учёта фактор X составит 5% (по сравнению с 1.9 % организацией распределения) –Тариф учёта устанавливается/будет устанавливаться каждый год Механизм выравнивания предусмотрен для того, чтобы выявить высшие отметки расходов для малых распределительных сетей

Autorità per l'energia elettrica e il gas102 ИНТЕРВАЛЬНЫЕ СЧЁТЧИКИ ДЛЯ ВН И СН ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ВН потребители и большинство СН потребителей со второй половины 80-х были оснащены интервальными счётчиками (15 мин – 1 час) В 2004 году были изданы обязательства по установке интервальных счётчиков (1 час) для всех СН потребителей: -P>500кВт к июню P= кВт к декабрю P= кВт к декабрю P

Autorità per l'energia elettrica e il gas103 УМНЫЙ УЧЁТ ГАЗА

Autorità per l'energia elettrica e il gas104 ГАЗ: ПРОДЕЛАННАЯ РАБОТА Июль 2006: анонсированное введение умных счётчиков в газовом секторе Май/октябрь 2007: был сделан анализ затрат и выгод, техническая оценка, исследование по применению систем автоматизированного управления измерением энергопотребления/ автоматического снятия показаний электросчётчиков в Европе Июль 2007: издан первый консультативный документ (приблизительные взгляды) Ноябрь 2007: создана Рабочая группа (все еще функционирует) по теме «Каковы минимальные функциональные требования для умных счётчиков" (участники: Орган регулирования электроэнергии и газа Италии, операторы распределительной сети, розничные операторы, производители счётчиков, Итальянский газовый комитет) Февраль/апрель 2008: направлен запрос информации по установлению счётчиков главными операторами распределительной сети Июнь 2008: издан второй консультативный документ (финальные взгляды) Октябрь 2008: издан организационно-распорядительный документ по АРГ/газу 155/08

Autorità per l'energia elettrica e il gas105 ГАЗ: РАСПИСАНИЕ ПО ВВОДУ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ПРИБОРОВ УМНОГО УЧЁТА Крайний срок введения в эксплуатацию Проценты Штраф [/за счётчик не введенный в эксплуатацию] > G4031 декабря % 54 G16 и G40 31 декабря % 21 > G6 и < G16 31 декабря % декабря % G6 31 декабря 20125% 4 31 декабря % 31 декабря % 31 декабря % 31 декабря %

Autorità per l'energia elettrica e il gas106 ГАЗ: ЦЕЛИ В целях упрощения процесса устранения любых недостатков и дискриминационных функций путём совершенствования процесса регистрации и учета природного газа использованного потребителями и внедрения технологических инноваций на узлах учёта газа Создание функциональных и технологических условий для внедрения механизмов развития рыночной системы в секторе природный газ и поддержка ясности регулируемого рынка в вопросах касающихся природного газа новых услуг балансировки Улучшение качества учёта природного газа, услуг по продаже и распределению, обеспечивая при этом те же самые функциональные и сервисные уровни, независимо от оператора, несущего ответственность за обслуживание счетчиков и в то же время содействие повышению уровня осведомленности об объемах потребления

Autorità per l'energia elettrica e il gas107 ГАЗ: НА ПУТИ К РАЗВИТИЮ (1/2) Проведено в 2007: Исследование по применению систем автоматизированного управления измерением потребления газа/ автоматического снятия показаний со счётчиков (AMR/AMM) в Европе показало, что: –Проекты работают(в некоторых случаях газ и электричество комбинируются) –Существуют различные технологии по производству счетчиков, имеющихся в системе (традиционные+модуль устройства регистрации данных/счётчики нового поколения)

Autorità per l'energia elettrica e il gas108 Проведено в 2007 : Оценка умных газовых счётчиков показала: –Доступность новых функций –Доступность новых технологий измерение (зрелых, но с более низким уровнем индустриализации) с возможностью коррекции температуры и температуры + давления –Некоторые модели уже сертифицированы MID как для коррекции температуры и давления так и только для коррекции температуры –Наличие разработок с электроклапаном на панели –Проблемы связанные со сроком службы батареек: зависит от условий окружающей среды, от объёма информации передаваемой посредством счётчика и частоты её передачи, от использования дисплея и т.д. ГАЗ: НА ПУТИ К РАЗВИТИЮ(2/2)

Autorità per l'energia elettrica e il gas109 ГАЗ: НЕКОТОРЫЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ Количественный анализ затрат и выгод, который будет сделан оператором распределительной сети, стороной, которая будет инвестировать и считывать информацию со счётчиков Количественный анализ затрат и выгод должен быть дифференцирован в зависимости от размера ОРС. Крупный (> потребителей), средний (50, ,000 потребители) и малый (

Autorità per l'energia elettrica e il gas110 ГАЗ: НЕКОТОРЫЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ГИППОТЕЗЫ Никаких надбавок для получения чистой приведенной стоимости, показанной следующим образом, применять для покупателей не предполагалось Расходы не включают остаточную амортизации традиционных счётчиков, которые должны быть заменены «умными счетчиками» Периодическая замена батарей питания: раз в период эксплуатации умных счётчиков в группе потребления до 5000 м3/год и каждые два года в группе потребления более 5000 м3/год Было принято решение об установке, в среднем, одного накопителя данных на каждый 12 –й умный счётчик считалось (более 95% умных счетчиков будет управляться с помощью накопителей данных ) Были учтены затрат, необходимых для взаимодействия систем умного учёта с системами биллинга

Autorità per l'energia elettrica e il gas111 ГАЗ: РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ЗАТРАТ И ВЫГОД (1/4) Группы по объёму годового потребления Размер оператора распределительной сети (кол-во потребителей) Крупный (> 500,000) Средний (50, ,000) Малый (< 50,000) Пример 1: < 5,000 m 3, AMM1 – – – 3.35 Пример 2: < 5,000 m 3, AMR Пример 3: 5,000–200,000 m 3, AMR Пример 4: > 200,000 m 3, AMR Пример 5: < 5,000 m 3, AMM (Пример 1) 5,000 m 3, AMR (Пример 3 и 4) 1 – – – 3.25 Стоимость одной контрольной точки, введенной в эксплуатацию, приведена к стоимости крупного ОРС

Autorità per l'energia elettrica e il gas112 ГАЗ: РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ЗАТРАТ И ВЫГОД (2/4) Группы по объёму годового потребления Размер оператора распределительной сети (кол-во потребителей) Крупный (> 500,000) Средний (50, ,000) Малый (< 50,000) Пример 1: < 5,000 m 3, AMM Пример 2: < 5,000 m 3, AMR Пример 3: 5,000–200,000 m 3, AMR Пример 4: > 200,000 m 3, AMR Пример 5: < 5,000 m 3, AMM (Пример 1) 5,000 m 3, AMR (Пример 3 и 4) Годовая прибыль от одной контрольной точки приведена к стоимости крупного ОРС

Autorità per l'energia elettrica e il gas113 ГАЗ: РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ЗАТРАТ И ВЫГОД (3/4) Группы по объёму годового потребления Размер оператора распределительной сети (кол-во потребителей) Крупный (> 500,000) Средний (50, ,000) Малый (< 50,000) Пример 1: < 5,000 m 3, AMM[1][1] Пример 2: < 5,000 m 3, AMR Пример 3: 5,000–200,000 m 3, AMR Пример 4: > 200,000 m 3, AMR1,1511,2271,182 Пример 5: < 5,000 m 3, AMM (Пример 1) 5,000 m 3, AMR (Пример 3 и 4) ЧПС в 15 году для различных групп по объёму годового потребления [/счётчик] AMM = AMR + электроклапаны на устройствах умного учёта, которые не могут быть открыты удаленно..

Autorità per l'energia elettrica e il gas114 Были вычислены размеры льгот (в евро) для поставщиков Данные льготы не использовались для оценки ЧПС, показанной на предыдущем слайде С качественной точки зрения некоторые льготы также были для «газовой системы в целом» ГАЗ: РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ЗАТРАТ И ВЫГОД (4/4)

Autorità per l'energia elettrica e il gas115 ГАЗ: ОСНОВНОЙ ФОКУС Компенсация температуры и давления (последнее не утверждено для бытовых потребителей) Электроклапаны на панели счётчиков для бытовых потребителей (AMM для G4/G6) Параметризуемый интервал измерения (минимальный интервал: 1 час, для> = G10, 1 день для G4/G6) Схема показателей по времени использования Стандартизация и функциональная совместимость Срок службы батарейки (и ограничения, возникающие в этой связи) Связь между накопителями данных и счётчиками Монтаж накопителей данных (энергоснабжение, местоположение) Потенциал перемещения счётчиков

Autorità per l'energia elettrica e il gas116 ГАЗ: УТВЕРЖДЕННЫЕ МИНИМАЛЬНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ Минимальные функциональные требования G10 (AMR) < G10 (AMM) Часовая/календарная способность приборов учёта управления временем; синхронизация с такой же частотой считывания; максимальный ежемесячный сдвиг не должен превышать: Регулировка температуры. Газ отобранный при стандартных температурных условиях (15°C). Регулировка давления. Газ отобранный при стандартных температурных условиях (1,01325 бар). Снятие показаний суммарного накапливающего регистра. Одного дополнительного суммарного накапливающего регистра. Время снятия показаний суммарного накапливающего регистра. Три отдельных суммарных накапливающих регистра, три временных периода, до пяти интервалов в день. Расписание, обновляемое дважды в год. Измерение интервалов. 70 дневная мощность, минимальный интервал: Сохранение и резервное копирование показаний суммарного накапливающего регистра. Мин. Раз в 6 месяцев, макс. ежемесячно; каждый раз когда вводится новое расписание времени использования. Данные суммарного накапливающего регистра должны быть сохранены после замены батарейки или выхода из строя. Защита показателей. Механизмы для защиты и мониторинга данных суммарного накапливающего регистра Диагностика. Самодиагностика, включая обязательную ежемесячную проверку. Результат фиксируется в отчёте о состоянии и передаётся в центр управления. Дисплей. По запросу потребителя: дата и время, текущие и последние сохраненные показатели, любое уведомление, показывающее о регистрации счётчиком сбоя. Электроклапан. Доступен на счётчиках, не может открываться удаленно. Во время любых перебоев с подачей энергии поддерживает состояние. Обновление программ приборов учёта. Информация о текущих показателях. Только по запросу потребителя (см. параграф Соответствие Европейской Директиве 2006/32/EC). 3 минуты. Да Да Да 1 час Да Да Да Да Нет Да Результат импульсно го генератора 5 минут Да Нет Да 1 день Да Да Даs Да Да Да Дополнительные физические или логические связи (нормативно- правовая база до сих пор не определена)