Шпаков Владимир Иванович начальник организации практик и трудоустройства Томского политехнического университета, кандидат технических наук, доцент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О Краевом центре содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования Ставропольского.
Advertisements

Томский политехнический университет. Механизм и опыт трудоустройства в ТПУ Среди многообразия рынков своё место занимает рынок труда. Он должен быть взаимосвязан.
. Трудоустройство выпускников ВИТИ НИЯУ МИФИ г.г Н.Ф. Привалова – начальник управления карьеры и профориентационной работы 30 августа 20013г.
Основные проблемы трудоустройства студентов вузов и пути их преодоления 26 октября 2010 г. Конференц-зал ПГУПС.
Начальник центра трудоустройства, ординатуры и интернатуры, заместитель декана ИПО Казакова Г.Н.
Комитет по науке и высшей школе Начальник отдела профессионального образования Матвеев Александр Алексеевич ДОКЛАД «Об обеспечении переподготовки высвобождающихся.
«РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ» Президент Ассоциации вузов транспорта, ректор МИИТ, д.т.н., профессор Лёвин Б.А. 30 октября.
1 Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Cовещание.
РЫНОК ТРУДА Санкт-Петербурга Председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга доктор экономических наук Дмитрий Семенович Чернейко.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
Деятельность Центра развития профессионального образования и профориентации обучающихся АОУ ВО ДПО « ВИРО »
Проблемы занятости молодежи в современных экономических условиях. Содействие трудоустройству выпускников. Коваль Сергей Борисович Директор регионального.
Профильное обучение на старшей ступени общего образования.
Частно-государственное партнерство: опыт, проблемы, перспективы г. Чебоксары, 20 июня 2013 года Атамов Александр Евгеньевич начальник отдела профессионального.
28 июня 2012 года О состоянии трудовых ресурсов Кировской области и обеспечении экономики области квалифицированными кадрами Мачехин Георгий Николаевич,
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республиканский учебно-научный методический центр Министерства образования Республики Башкортостан.
ПОЛОЖЕНИЕ об Учебно-методическом объединении профессионального образования Приволжского федерального округа Идиатуллина Э.Д., заместитель министра образования.
Государственный доклад об обеспечении кадрами экономики Чувашской Республики в 2011 году Дата: 13 июня 2012 г. Место: Дом правительства, Президентский.
Профориентация Заместитель председателя Комитета по образованию Жолован Степан Васильевич.
Томск-2012 Введение в инженерную деятельность Национальный исследовательский Томский политехнический университет Основные заказчики выпускников по направлению.
Транксрипт:

Шпаков Владимир Иванович начальник организации практик и трудоустройства Томского политехнического университета, кандидат технических наук, доцент

Маркетинговые исследования потребностей рынка труда

В период существования единой государственной формы собственности на средства производства кадровая политика решалась просто Отраслевые предприятия Специалисты Отраслевые министерства Высшие учебные заведения Госплан Министерство высшего образования Заявки Распределение

Маркетинговые исследования потребностей рынка труда В 1992 году централизованная система распределения молодых специалистов была отменена. Выпускники получили свободу в выборе мест своей будущей работы, но вместе с этим они приобрели и массу проблем. Министерство отметило, что реализуют свои профессиональные возможности по выбранной специальности менее половины выпускников образовательных учреждений. Остальные, либо выбирают работу, не связанную с полученной специальностью (около40%), либо регистрируются в качестве безработных (до 10%), при этом большинство организаций всех секторов экономики в настоящее время испытывают серьезные проблемы с обновлением кадров. Всё больше выпускников стало трудоустраиваться на работу не по специальности, всё чаще выпускники стали обращаться с службу занятости c целью поиска работы.

Маркетинговые исследования потребностей рынка труда Основными причинами, сдерживающими эффективное трудоустройство выпускников, являются: отсутствие механизмов, обеспечивающих взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг; незаинтересованность учреждений системы профессионального образования в трудоустройстве выпускников, организации профориентационной работы с абитуриентами и студентами, изучении изменений требований к квалификации работников на рынке труда и развития самого рынка по конкретным профессиям и специальностям работников; кадровая политика большинства российских организаций, ориентированная в основном на достижение текущих результатов, а не на перспективное развитие; отсутствие у большинства выпускников учреждений профессионального образования необходимых навыков самоопределения на рынке труда, развития трудовой карьеры, ведения переговоров с работодателями по вопросам трудоустройства; завышенная самооценка своего профессионально-квалификационного уровня у значительной части выпускников.

Маркетинговые исследования потребностей рынка труда В целях обеспечения социальной защиты учащихся, студентов и выпускников учреждений профессионального образования, совершенствования подготовки специалистов в условиях рыночной экономики и адаптации их к рынку труда, содействия трудоустройству в 2000 году появился совместный приказ Министерства образования РФ и Министерства труда и социального развития РФ ( 2285/187 от ) «О реализации Межведомственной программы содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования». Функции дирекции Программы возложили на Центр содействия занятости учащейся молодёжи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования МГТУ им. Н.Э. Баумана. В октябре 2001 года выходит приказ ( 3366 от ) о программе «Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования». В п.2.2. Приказа сказано, что «В месячный срок внести дополнения и изменения в приказ от Министерства России «О создании Центра содействия занятости учащейся молодёжи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования» (этот приказ не был опубликован!).

Маркетинговые исследования потребностей рынка труда В июне 2002 года вышел приказ Минобразования РФ ( 2172 от ) «Об установке в вузах РФ, подведомственных Минообразованию России, информационной системы по трудоустройству и занятости выпускников вузов» В январе 2002 года выходит приказ ( 219 от ) о переименовании Центра содействия занятости учащейся молодёжи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования МГТУ им. Н.Э. Баумана в Межрегиональный координационно-аналитический центр по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования МГТУ им. Н.Э. Баумана В 2001 году Первый заместитель Министра образования В.М. Жураковский направляет письмо (от ин/39-20) в адрес ректоров подведомственных высших учебных заведений, в котором указано о поставленной Министром ВПО В.М. Филипповым задаче до апреля 2002 года создать во всех вузах центры содействия занятости учащейся молодёжи и трудоустройству выпускников.

Маркетинговые исследования потребностей рынка труда В рамках федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды ( годы)" осуществлена поставка аппаратно- программных средств в центры содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений высшего профессионального образования (Приказ 1191 от 17 октября 2005 года) В ноябре 2002 года в адрес ректоров вузов, подведомственных Минобразованию России отправляется письмо (от ин/39-13) с сообщением, что вузы, создавшие центры или поручившие выполнение его функций уже существующим структурным подразделениям, могут быть включены в Федеральную программу развития образования на 2003 год по направлению 1.7. «Федеральные экспериментальные площадки поддержки стратегических направлений развития высшей школы, включая систему трудоустройства выпускников». Следом появляется приказ ( 2287 от ) об утверждении состава рабочей группы по вопросам содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников вузов РФ.

Маркетинговые исследования потребностей рынка труда 31 октября 2008 года в адрес ректоров вузов из Рособразования отправлено письмо ( 2345) о поддержке центров содействия трудоустройству выпускников в котором рекомендовано до 1 апреля 2008 года в каждом образовательном учреждении создать службу (центр) содействия трудоустройству выпускников в пределах бюджетных средств, выделяемых на функционирование образовательных учреждений. Здесь же указано, что в связи с переходом с 1 декабря 2008 года на новую систему оплаты труда предусмотреть меры по сохранению центров содействия трудоустройства. Приказом Рособразования от 19 марта 2008 года 212 определено в срок до 1 июня 2008 года обеспечить создание в подведомственных учреждениях профессионального образования СЛУЖБ СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ и организацию их деятельности, а также предусмотреть методическое сопровождение работы данных структур. В Томском политехническом университете трудоустройством молодых специалистов занимались всегда: сначала это была группа распределения при отделе кадров (госраспределение), затем образовался центр целевой, дополнительной подготовки и трудоустройства, в дальнейшем – Центр платных образовательных услуг и трудоустройства сейчас этим занимается ООПТ

Маркетинговые исследования потребностей рынка труда Деятельность Отдела организации практик и трудоустройства ориентирована на реализацию концепции непрерывного образования, оптимизацию взаимодействия, развития и укрепления связей ТПУ с предприятиями и организациями Структура взаимодействия ТПУ с производством На каждой профилирующей кафедре есть ответственное лицо по работе с выпускниками ООПиТ Ассоциация выпускников ТПУ Предприятия, организации, учреждения Учебно - методическое управление Органы власти, городские и областные центры занятости населения Институты и факультеты ТПУ

Маркетинговые исследования потребностей рынка труда Задачи ООПТ: организация целевой контрактной подготовки специалистов для предприятий и организаций; организация обучения студентов и слушателей по программам дополнительного образования; осуществление маркетинговых исследований рынка труда; содействие в трудоустройстве выпускникам; разработка нормативных вузовских документов (договоров, контрактов); установление долгосрочных партнерских отношений с предприятиями и организациями.

Маркетинговые исследования потребностей рынка труда целевая контрактная подготовка специалистов с высшим образованием и сопровождение их карьеры; создание совместных лабораторий, центров, комплексов; организация производственных и преддипломных практик на предприятиях; Формы взаимодействия с предприятиями: выполнение дипломных проектов по реальной тематике, непосредственно на предприятии с последующим трудоустройством; проведение презентаций предприятий для студентов и выпускников ТПУ; организация курсов повышения квалификации и профессиональная переподготовка специалистов.

Маркетинговые исследования потребностей рынка труда Потребность предприятий в молодых специалистах и результаты распределения выпускников ТПУ Число выпускников, получивших направления на работу постоянно растёт Год выпуска План приема (чел.) Факт. выпуск (чел.) Обеспеченность местами трудоустройства Распределено Самостоятельное трудоустройство кол-во мест % обеспече нности кол-во человек % от выпуска кол-во человек % от выпуска %150276%48524% %134676%42624% %134082%29818% %138285%24415% %143893%1167%

Маркетинговые исследования потребностей рынка труда Потребность предприятий в молодых специалистах и результаты распределения выпускников ТПУ Высокая потребность в выпускниках ТПУ определяется их конкурентоспособностью на рынке труда

Маркетинговые исследования потребностей рынка труда ЗАО « Пластполимер-Томск»ОАО « Томская энергосбытовая компания» ЗАО « Сибирская аграрная группа»ОАО « Томскнефть ВНК» ЗАО « Сибкабель»ОАО « Фармстандарт-Томскхимфарм» ЗАО « Томский приборный завод»ОАО « Центрсибнефтепровод» ЗАО « Томсккабель»ОАО « Медтехника» ЗАО « ЭлеСи»ОАО « НИИПП» ОАО « Газпром Трансгаз Томск»ОАО «Томская судоходная компания» ОАО « Манотомь»ООО « Сибирская электротехническая компания» ОАО « НПЦ «Полюс»ООО « Томскнефтехим» ОАО « Сибирский химический комбинат»ООО « Энергогарант» ОАО « Сибэлектромотор»ООО « ЭнергонефтьТомск» ОАО « Томская распределительная компания»ФГУП « Томский электротехнический завод» ОАО « Томский электромеханический завод им. В.В.Вахрушева» и другие Предприятия г. Томска – основные заказчики выпускников ТПУ

Маркетинговые исследования потребностей рынка труда Постоянные заказчики выпускников ТПУ за пределами г. Томска: АК "Алроса"Республика Саха (Якутия) ЗАО "Завод электротехнического оборудования"Псковская область, г. Великие Луки ЗАО "Производственное геофизическое объединение "Тюменьпромгеофизика" ХМАО, г. Мегион ЗАО "СибКОТЭС"г.Новосибирск ЗАО "Тяжпромэлектромет"г. Екатеринбург Навоийский горно-металлургический комбинатРеспублика Узбекистан, г. Навои Национальный ядерный центр Республики Казахстан "Институт атомной энергии" Республика Казахстан, г. Курчатов НПО "Санкт-Петербургская Электротехническая Компания"г. Санкт-Петербург ОАО "Бийский котельный завод"Алтайский край, г. Бийск ОАО "Бурятзолото"Республика Бурятия, г.Улан-Удэ ОАО "Западно-Сибирский металлургический комбинат"Кемеровская область, г. Новокузнецк ОАО "Покровский рудник"Амурская область, г. Благовещенск ОАО "Стройтрансгаз"г. Москва ОАО "Сургутнефтегаз"Тюменская область, г. Сургут ООО "Горный инструмент"Кемеровская область, г. Новокузнецк ООО "ЕвроХим-Белореченские Минудобрения"Краснодарский край, г.Белореченск

Маркетинговые исследования потребностей рынка труда ООО "Красноярская ГЭС-Инжиниринг"Красноярский край, г. Дивногорск ООО "НК "Роснефть"-НТЦ"г. Краснодар ООО "Энергомаш (Екатеринбург)"г. Екатеринбург Петербургский Институт Ядерной Физики им. Б.П.Константинова РАН Ленинградская область, г.Гатчина ОАО "Ангарский электролизный химический комбинат"Иркутская область, г. Ангарск ОАО "ГНЦ РФ НИИ атомных реакторов"Ульяновская область, г. Димитровград ФГУП "Горно-химический комбинат"Красноярский край, г. Железногорск ФГУП " Комбинат "Электрохимприбор"Свердловская область, г. Лесной ФГУП " ПО " Электрохимический завод"Красноярский край, г. Зеленогорск ФГУП " ПО "Новосибирский приборостроительный завод"г.Новосибирск ФГУП " Российский федеральный ядерный центр -ВНИИТФ им. акад. Е.И.Забабахина" Челябинская область, г. Снежинск ФГУП " Российский федеральный ядерный центр-Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики" Нижегородская область, г. Саров ФГУП " Судоремонтный завод "Нерпа"Мурманская область, г. Снежногорск-2 ФГУП Концерн " Росэнергоатом"Ростовская область, г. Волгодонск И многие другие предприятия … Постоянные заказчики выпускников ТПУ за пределами г. Томска:

Маркетинговые исследования потребностей рынка труда

География трудоустройства выпускников ТПУ в 2009г.

Маркетинговые исследования потребностей рынка труда География трудоустройства выпускников ТПУ в 2009 г.

Маркетинговые исследования потребностей рынка труда География трудоустройства выпускников ТПУ в 2009 г.

Маркетинговые исследования потребностей рынка труда География трудоустройства выпускников ТПУ в 2009 г.

Маркетинговые исследования потребностей рынка труда География трудоустройства выпускников ТПУ в 2009 г.

Маркетинговые исследования потребностей рынка труда География трудоустройства выпускников ТПУ в 2009 г.

Маркетинговые исследования потребностей рынка труда География трудоустройства выпускников ТПУ в 2009 г.

Маркетинговые исследования потребностей рынка труда География трудоустройства выпускников ТПУ в 2009 г.

Маркетинговые исследования потребностей рынка труда

Потребность в выпускниках в сравнении с планом приема и выпуска Потребность на молодых специалистов ТПУ превышает не только выпуск, но и прием на первый курс Потребность на молодых специалистов ТПУ превышает не только выпуск, но и прием на первый курс В среднем на одного выпускника ТПУ приходится 1,8 заявки от работодателей В среднем на одного выпускника ТПУ приходится 1,8 заявки от работодателей Востребованность по отдельным специальностям составляет более 300 % Востребованность по отдельным специальностям составляет более 300 %

Маркетинговые исследования потребностей рынка труда Трудоустройство выпускников осуществляется на основании: Постоянных и разовых заявок от работодателей Постоянных и разовых заявок от работодателей Двухсторонних договоров «Предприятие – Вуз» Двухсторонних договоров «Предприятие – Вуз» Трехсторонних контрактов «Студент – Предприятие – Вуз» Трехсторонних контрактов «Студент – Предприятие – Вуз»

Маркетинговые исследования потребностей рынка труда Традиционным в ТПУ стало проведение презентаций предприятий для выпускников и студентов старших курсов. Ежегодно в вузе проходит более 20 презентаций компаний-работодателей

Маркетинговые исследования потребностей рынка труда «Росгосстрах» (крупнейшая страховая компания РФ); «M-I Swaco», Великобритания (транснациональная сервисная компания); «Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П.Чкалова, г.Новосибирск; «Schlumberger» (крупнейший поставщик услуг и технологий в нефтегазовой отрасли); «Делойт», г.Москва (аудиторская компания); «Palex Languages Software», г. Томск (технический перевод); «Weatherford International» (поставщик оборудования и сервисных услуг в нефтегазовой отрасли); ФГУП «Электрохимприбор» г. Лесной Свердловской обл. (многопрофильное предприятие по атомной энергетике); аудиторская компания «КПМГ»; ООО «Роснефть-Пурнефтегаз», ХМАО г. Губкинский (добыча нефти); ОАО «НПЦ «Полюс», г.Томск (наукоёмкое предприятие); ЗАО «Аграрная группа», г.Томск (агропромышленный холдинг); ООО «Томскнефтехим», г.Томск (переработка нефти); В течение 2009 года провели презентации ряд известных компаний: И другие

Маркетинговые исследования потребностей рынка труда

Факт прибытия выпускников ТПУ 2007 года выпуска на работу в соответствии с выданными направлениями

Маркетинговые исследования потребностей рынка труда Фактическое прибытие выпускников 2007 года на работу по направлениям

Маркетинговые исследования потребностей рынка труда Фактическое прибытие выпускников 2008 года на работу по направлениям

Маркетинговые исследования потребностей рынка труда Каналы распределения выпускников учреждений ВПО, СПО, НПО с прогнозом их трудоустройства в целом по России Каналы распределения выпускников очной формы обучения 2009 г. (прогноз) (по состоянию на 1 июня) Количество выпускников вузов Количество выпускников учреждений СПО Количество выпускников учреждений НПО Всего по всем уровням образования чел.% % % % Продолжают обучение , , , ,43 Будут призваны в ряды вооружённых сил Российской Федерации , , , ,4 Начнут трудовую деятельность , , , ,16 Итого будет обеспечена занятость , , , ,99 Имеют риск быть не трудоустроенными , , , ,01 Всего Материалы Министерства образования и науки РФ по вопросу о ситуации с трудоустройством выпускников образовательных учреждений всех уровней

Маркетинговые исследования потребностей рынка труда Материалы Министерства образования и науки РФ по вопросу о ситуации с трудоустройством выпускников образовательных учреждений всех уровней Распределение выпускников учреждений ВПО, СПО, НПО с риском нетрудоустройства по федеральным округам Имеют риск не быть трудоустроенными в 2009 г. (прогноз) (по состоянию на 1 июня) Количество выпускников вузов Количество выпускников учреждений СПО Количество выпускников учреждений НПО чел.% % % Центральный федеральный округ99078, , ,7 Северо-Западный федеральный округ63238, , ,33 Южный федеральный округ , , ,73 Приволжский федеральный округ , , ,88 Сибирский федеральный округ976610, , ,41 Уральский федеральный округ602413, , ,18 Дальневосточный федеральный округ329011, , ,03 Всего по России , , ,44

Маркетинговые исследования потребностей рынка труда Материалы Министерства образования и науки РФ по вопросу о ситуации с трудоустройством выпускников образовательных учреждений всех уровней Каналы распределения выпускников образовательных учреждений НПО, СПО, ВПО с прогнозами их трудоустройства по СФО Областьвид Всего выпускников Будут трудоустроены Будут призваны в ряды ВС Продолжат обучение Имеют риск не быть трудоустроенными Всегов магистратурев аспирантуре чел. % % % % % % Республика Алтай ВПО ,6130,56203, ,7261,12 СПО , , , ,87 НПО , , , ,66 Итого , , , ,652066,73 Республика Бурятия ВПО , ,573109,13391,152717,982707,95 СПО ,112387, , ,79 НПО , ,97 Итого , , ,96390,352712, ,82 Респубдика Тыва ВПО ,038613,8371, ,02 СПО , , , ,05 НПО , , , ,26 Итого , , ,610 70, ,8 Республика Хакасия ВПО , , ,752009,39934,36954,46 СПО , , , ,85 НПО , , , ,25 Итого , , ,592002,85931,324927,01

Маркетинговые исследования потребностей рынка труда Материалы Министерства образования и науки РФ по вопросу о ситуации с трудоустройством выпускников образовательных учреждений всех уровней Каналы распределения выпускников образовательных учреждений НПО, СПО, ВПО с прогнозами их трудоустройства по СФО Областьвид Всего выпускников Будут трудоустроены Будут призваны в ряды ВС Продолжат обучение Имеют риск не быть трудоустроенными Всегов магистратурев аспирантуре чел. % % % % % % Алтайский край ВПО ,133934, ,45736,543383,865245,98 СПО ,286557, , ,04 НПО , , , ,61 Итого , , ,395732,213381,324659,5 Забайкальски й край ВПО , , ,642517,13752, ,49 СПО , , , ,85 НПО , , , ,71 Итого , , ,272512,26750, ,02 Красноярски й край ВПО ,44354, ,367317,564975,148468,75 СПО , , , ,73 НПО , , , Итого , , ,337312,654971,824568,92 Иркутская область ВПО , ,799206,635393,893462, ,05 СПО , , , ,85 НПО , , , ,49 Итого , , ,525391,73461, ,61 Кемеровская область ВПО ,433914,082072,16200,211871, ,33 СПО ,764804,038807, ,82 НПО , , , ,5 Итого , , ,5200,061870, ,95

Маркетинговые исследования потребностей рынка труда Материалы Министерства образования и науки РФ по вопросу о ситуации с трудоустройством выпускников образовательных учреждений всех уровней Каналы распределения выпускников образовательных учреждений НПО, СПО, ВПО с прогнозами их трудоустройства по СФО Областьвид Всего выпускнико в Будут трудоустроены Будут призваны в ряды ВС Продолжат обучение Имеют риск не быть трудоустроенными Всегов магистратурев аспирантуре чел. % % % % % % Новосибирск ая область ВПО , , , ,176864, ,28 СПО , , ,23 НПО , ,376719, ,97 Итого , , ,66862, ,73 Омская область ВПО , ,739578,556255,583322,976285,61 СПО , , , ,67 НПО , , ,9 Итого , , ,696252,093321, ,35 Томская область ВПО ,12973, , ,34154,873754,4 СПО ,842226, , ,07 НПО , , , ,18 Итого , , ,798775,634152, ,7 Всего по СФО ВПО , , , , , ,76 СПО , , , ,22 НПО , , , ,41 Итого , , , , , ,43 Всего по России ВПО , , , , , ,61 СПО , , , ,88 НПО , , , ,44 Итого , , , , , ,01

Маркетинговые исследования потребностей рынка труда Материалы Министерства образования и науки РФ по вопросу о ситуации с трудоустройством выпускников образовательных учреждений всех уровней

Маркетинговые исследования потребностей рынка труда