Президент Союза Строителей Железных Дорог Михаил Игоревич Кайков г. Ростов-на-Дону, 17 апреля 2008 г. Техническое регулирование: системный подход к решению.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 I. Система технического регулирования в строительстве Российской Федерации на перспективу I. Система технического регулирования в строительстве Российской.
Advertisements

Тема 7. Подтверждение соответствия Согласно руководству ИСО/МЭК 2"Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности"; система.
Экспертиза результатов инженерных изысканий. Нормативная база инженерных изысканий. Градостроительным кодексом установлено место инженерных изысканий.
Заместитель начальника управления обеспечения надзорной деятельности ЦОД ФПС МЧС России Воропаев Григорий Владимирович Разработка Технического регламента.
Изабель Эллер - Isabelle Heller Закон Российской Федерации «О техническом регулировании» и европейский новый подход Технические регламенты и.
Реформа системы аккредитации: правовое регулирование Москва, 2014.
1 2-ой Международный Форум «Технологии в машиностроении-2012» 29 июня 2012 года МАТЮШИН ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ Вице-президент Некоммерческого партнёрства.
1 Государственная политика в области технического регулирования Мигин С.В., Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства Круглый.
Изабель ЭЛЛЕР - Isabelle Heller – Закон Российской Федерации о техническом регулировании и европейский подход Закон Российской Федерации о техническом.
Сближение систем технического регулирования, стандартизации и сертификации ЕС и РФ Проект финансируется Европейским Союзом 1 Проект «Сближение систем технического.
«Об организации и осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности.
Сертификация товаров и услуг Кафедра товароведения и экспертизы Преподаватель Стукун Валентина Павловна Подтверждение соответствия.
«Актуальные вопросы законодательства в сфере пожарной безопасности». Семинар-совещание Санкт-Петербург 17 мая 2012 г.
Доклад ПРИЗНАНИЕ РАБОТ ПО ПОДТВЕРЖДЕНИЮ СООТВЕТСТВИЯ В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В. В. Назаренко, Первый заместитель.
1 Гармонизация национальных стандартов и сводов правил в строительстве Вице президент Ассоциации Строителей России Президент Союза Строителей Железных.
Политика Российской Федерации в области охраны окружающей среды А.Г. Ишков, Директор Департамента государственной политики в области охраны окружающей.
1 Государственная политика в области технического регулирования Мигин С.В., Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства II.
Совершенствование системы аккредитации испытательных лабораторий аттестующих организаций.
Тема 2. Методологические основы технического регулирования Кафедра ТВЭ Преподаватель: Стукун Валентина Павловна.
Тема 10. Аккредитация Кафедра ТВЭ Преподаватель: Стукун Валентина Павловна.
Транксрипт:

Президент Союза Строителей Железных Дорог Михаил Игоревич Кайков г. Ростов-на-Дону, 17 апреля 2008 г. Техническое регулирование: системный подход к решению проблем в сфере строительства

2 I. Обоснование и основные положения разработки концепции: I. Обоснование и основные положения разработки концепции: Выписка из протокола заседания Правительства РФ от 13 апреля 2006 года 12 «О ходе работ в области технического регулирования»: …п.3… «совершенствование законодательства в сфере технического регулирования, в том числе в части установления обязательных требований к продукции и связанным с ними характеристик процессов производства, а также возможности разграничения требований, устанавливаемых техническими регламентами, и требований других нормативных актов, на которые в техническом регламенте могут даваться ссылки; п.4.… «обеспечить применение единых принципов и подходов в соглашениях о гармонизации технических регламентов…в рамках СНГ, ЕЭП и ЕврАзЭС и т.д.».

3 I. Обоснование и основные положения разработки концепции: I. Обоснование и основные положения разработки концепции: Документы (рекомендации) международных организаций (двухуровневая модель) Рекомендации Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН относительно политики в области стандартизации (Рекомендация D ЕЭК ООН (UNESCO, UNECE TRADE/WP.6/2002/7 of г.); Анализ условий применения международных стандартов для технического регулирования Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР); Рекомендации форума Азиатско-Тихоокеанского Экономического Сообщества (АТЭС) по установившейся практике технического регулирования; Руководство ИСО/МЭК 15 «Правила ИСО/МЭК, касающиеся ссылок на стандарты»; Отчет директората G ЕК «Методы ссылочных стандартов в законодательстве с акцентом на европейское законодательство»; Проект Руководства ИСО/МЭК «Использование стандартов ИСО и МЭК для технических регламентов» (рассмотрен на Совете по управлению стандартизацией ИСО в феврале 2006 года). «Правительствам стран – членов ЕЭК следует, по возможности, использовать в законодательных документах ссылки на национальные стандарты … и поощрять более широкое применения метода «ссылки на стандарты», обращая внимание своих компетентных органов на преимущества данного метода и различные способы его применения». Преимущества: способствует устранению барьеров в торговле и предотвращает их создание; упрощает и ускоряет законодательную деятельность; содействует упрощению процесса внесения изменений в технические условия с учетом научно- технического прогресса.

4 …п. 9. Национальным органом по стандартизации до дня вступления в силу технического регламента утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень национальных стандартов и (или) сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента. В национальных стандартах и (или) сводах правил могут указываться требования технических регламентов, для соблюдения которых на добровольной основе применяются национальные стандарты и (или) своды правил. Соглашение об основах гармонизации технических регламентов государств-участников СНГ. Базируется на принципах «Соглашения по техническим барьерам в торговле» ВТО, «Новом» и «Глобальном» подходах к техническому регулированию в Европейском Союзе. Объем торговли продукцией, охватываемой директивами по Новому подходу, значительно превышает 1500 миллиардов евро в год. Контрольный пакет в товарообороте России принадлежит ЕС. В основу механизма гармонизации положена рекомендация «L» ЕЭК ООН «Международная модель технической гармонизации на основе добросовестной практики технического регулирования по подготовке, принятию и применению технических регламентов с использованием международных стандартов». I. Обоснование и основные положения разработки концепции: I. Обоснование и основные положения разработки концепции: Федеральный закон «О техническом регулировании», в ред. ФЗ 65 ст.16 «Правила разработки и утверждения национальных стандартов»:

5 В соответствии с «Соглашением по техническим барьерам в торговле» ВТО национальные законодательные акты стран участников ВТО не должны создавать барьеры в торговле через излишние требования, задаваемые в тексте технических регламентов. По данным стран АТЭС эффективное применение мер технического нетарифного регулирования позволяет увеличить долю прибыли на 0,26% от ВВП, тогда как прибыль от мер тарифного регулирования не превышает 0,14%. САММИТ РОССИЯ – ЕС «Дорожная карта» по общему экономическому пространству (утверждена Президентом России В.В. Путиным и руководством ЕС (ЕК) 10 мая 2005 г. 1. Общие вопросы торгового и экономического сотрудничества: 1.1. Диалог по вопросам регулирования в области промышленной продукции (стандартизация, техническое регулирование и процедуры оценки соответствия) Цель: разработка гармонизированных и совместимых стандартов, регламентов и процедур оценки соответствия… Этот диалог нацелен на развитие транспарентности регулирования, обмен информацией между регулирующими органами с целью содействия постепенному сближению соответствующего законодательства (включая техническое регулирование) и практики в четко установленных приоритетных секторах промышленности, представляющих наибольший взаимный интерес, которые предстоит определить совместно и, когда это возможно, на основе «Нового подхода». I. Обоснование и основные положения разработки концепции: I. Обоснование и основные положения разработки концепции:

6 в Директивах на продукцию задаются обязательные для выполнения общие (существенные) требования безопасности; задача установления конкретных характеристик возлагается на европейские стандарты, добровольные для применения и разрабатываемые в установленном порядке следующими организациями: CEN, CENELEC, ETSI; продукция, выпущенная в соответствии с гармонизированными (с Директивой) европейскими стандартами, рассматривается как соответствующая общим (существенным) требованиям Директивы (принцип «презумпции соответствия»); если изготовитель продукции не желает воспользоваться гармонизированным стандартом или такого стандарта нет, то он должен доказать соответствие продукции общим (существенным) требованиям Директивы, как правило, с помощью третьей стороны; перечень гармонизированных с Директивой европейских стандартов публикуется в официальном издании Совета ЕС (Official Journal of Europe); продукция может поступать на рынок ЕС только после процедуры оценки соответствия; надзор за рынком обеспечивают государственные органы. I. Обоснование и основные положения разработки концепции: Основные принципы Нового подхода (Решение Совета ЕС от 7 мая 1985 года 85/ЕС 136/01)

7 (14) Для того, чтобы способствовать эффективному и последовательному применению общего требования безопасности данной Директивы важно установить европейские добровольные стандарты, распространяющиеся на определенные виды продукции и рисков таким образом, чтобы продукция, которая соответствует национальным стандартам, разработанным на основе европейских стандартов, имела презумпцию соответствия упомянутым требованиям. (15) В отношении целей данной Директивы европейские стандарты должны быть определены европейскими органами по стандартизации в соответствии с мандатами Комиссии с помощью соответствующих комитетов… (16) В отсутствие специальных регламентов и в случаях, когда европейские стандарты, установленные в соответствии с мандатами, предписанными Комиссией, отсутствуют или обращение за помощью к таким стандартам не было сделано, безопасность продукции должна быть оценена, принимая во внимание, в частности, национальные стандарты, разработанные на основе любых других европейских или международных стандартов, рекомендации Комиссии или национальные стандарты, международные стандарты, кодексы установившейся практики, современного технического уровня и безопасности, на которые потребители могут разумно рассчитывать... (17) Соответствующая независимая сертификация, признаваемая компетентными органами, может облегчить подтверждение соответствия продукции применяемым критериям безопасности. I. Обоснование и основные положения разработки концепции: I. Обоснование и основные положения разработки концепции: Директива 2001/95/ЕС от 3 декабря 2001 года по общей безопасности продукции

8 разработчикам и законодателям намного проще договариваться по существенным (общим) требованиям, чем по техническим деталям; использование существенных требований в технических регламентах (директивах) исключает возможность недобросовестного лоббирования в интересах отдельных групп; производители не ограничены одним решением для выполнения требований технических регламентов (директив), а могут выбрать свое собственное техническое решение, если оно отвечает уровню безопасности, который установлен в регламенте; технические регламенты (директивы) не требуют регулярного обновления в связи с техническими нововведениями и пересмотром международных требований к продукции. I. Обоснование и основные положения разработки концепции: I. Обоснование и основные положения разработки концепции: Основные достоинства Нового подхода

9 В Российской Федерации международное право превалирует над национальным законодательством, и основной целью технического регулирования является снятие технических барьеров в торговле, то есть регулирования отношений между средствами производства и потреблением. Общая структура и взаимосвязь двухуровневой модели для реализации поставленной задачи: Соглашение ВТО по ТБТ; Федеральный закон «О техническом регулировании»; Технические регламенты. ст.7 п.8 «Международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов...» Федеральные законы. Указы Президента РФ. Постановления Правительства РФ. Национальные стандарты и своды правил (ст. 16, п. 9 ФЗ) Правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения ТР, специально разработанные с соблюдением ст. 9 ФЗ и утвержденные Правительством РФ (ст. 7 п.11 ФЗ): «В случае отсутствия указанных национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технического регламента или объектам технического регулирования Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу технического регламента утверждаются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия». I. Обоснование и основные положения разработки концепции: I. Обоснование и основные положения разработки концепции:

10 Виды страхования в странах ЕС (строительство) Виды страхования в странах ЕС (строительство) Страхование профессиональной ответственности: архитекторов, инженеров, надзорных органов, инспекторов, аудиторов. Страхование скрытых дефектов: страхование сроком на 10 лет от ущерба, полученного от дефектов. Риски подрядчиков: пожар, несчастный случай, крушение, повреждение, кража, наводнение, погодные условия. Страхование сооружения: пожар, наводнение, несчастный случай, осадка, ущерб третьей стороны.

11 Ответственность и страхование в странах ЕС Ответственность и страхование в странах ЕС Проектировщики/строители обязаны: применять передовые методы проектирования (например, используя коды по проектированию); использовать соответствующую строительную продукцию (например, изготовленную по стандартам или получившую техническое одобрение); использовать инновационные методы. Все участники строительства несут страховую ответственность; работающая должным образом система страхования должна четко определять структуру ответственности. Страховые компании поощряют программы по менеджменту качества и использование сертифицированной продукции.

12 Соглашение между Россией и ЕС Соглашение между Россией и ЕС Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, ст Стороны признают, что важным условием укрепления экономических связей между Россией и Сообществом служит сближение законодательств. Россия должна обеспечить постепенное сближение своего законодательства с законодательством ЕС. 2.Сближение законов будет, в частности, распространяться на следующие области: (…), охрана здоровья и жизни людей, (…), защита окружающей среды, защита прав потребителей, технические правила и стандарты, (…).

13 Еврокоды Еврокоды Новые гармонизированные нормы по проектированию для всех наземных строительных конструкций. Работа над национальными приложениями подходит к завершению: 2-х летний период. Все национальные коды по проектированию к 2010 г. будут изъяты. Все или некоторые из них могут быть рекомендованы ИСО в качестве международных стандартов.

14 Структура Еврокодов Структура Еврокодов В настоящее время включает 58 разделов: ЕС0 Основа проекта; EC1 Воздействия на конструкции ( 10 разделов); EC2 Бетонные конструкции; EC3 Стальные конструкции (20 разделов); EC4 Конструкции из стали и бетона; EC5 Деревянные конструкции; EC6 Конструкции из камня; EC7 Геотехническое проектирование; EC8 Устойчивость при землетрясениях; EC9 Алюминиевые конструкции.

15 Директива по строительству 89/106/EEC Директива по строительству 89/106/EEC Цели Директивы: обеспечить безопасность строительных конструкций; устранить технические барьеры в торговле строительной продукцией; свести к минимуму требования по проведению испытаний. Для достижения вышеизложенного Директива предоставляет : систему гармонизированных технических требований; согласованную систему оценки соответствия для каждой группы продукции; структуру уполномоченных органов по сертификации; СЕ- маркировку продукции.

16 Директива 89/106/EEC Директива 89/106/EEC Директива является законом ЕЭС, обязательным для государств-членов в том, что касается результатов, но она предоставляет национальным органам право выбора формы и используемых средств. На практике, в большинстве случаев требуется принятие национального законодательства в той форме, которая считается наиболее приемлемой каждым государством- членом. Предприятия, на которые распространяется какая-либо директива, должны одновременно учитывать директиву и национальное законодательство.

17 1. Механическая прочность и устойчивость 1. Механическая прочность и устойчивость Сооружение должно проектироваться и возводиться таким образом, чтобы возможные во время его строительства и эксплуатации воздействия не приводили ни к одному из нижеследующих последствий: а) обрушение всего сооружения или его части; б) большие деформации в недопустимом объеме; в) повреждения других строительных конструкций или сооружений, а также оборудования вследствие слишком больших деформаций несущей строительной конструкции; г) повреждения, в несоразмерно большом (к первоначальной причине) размере, вызванные одним из явлений.

18 2. Противопожарная защита 2. Противопожарная защита Сооружение должно проектироваться и возводиться таким образом, чтобы в случае пожара: а) сохранялась несущая способность сооружения в течение определенного периода; б) ограничивалось возникновение и распространение огня и дыма в пределах сооружения; в) ограничивалось распространение огня на соседние сооружения; г) имелась возможность безопасной эвакуации жителей здания или иным мерам; д) обеспечивалась безопасность спасательным командам.

19 3. Гигиена, здоровье и охрана окружающей среды 3. Гигиена, здоровье и охрана окружающей среды Сооружение должно проектироваться и возводиться таким образом, чтобы исключалась угроза для гигиены или здоровья жителей и соседей, в частности, вследствие следующих воздействий: а) выделение токсичных газов; б) наличие в воздухе опасных частиц или газов; в) эмиссия опасных излучений; г) загрязнение или заражение воды или почвы; д) неправильное удаление сточных вод, дыма, а также твердых или жидких отходов; е) скопление влаги в строительных элементах и на их поверхности во внутренних помещениях сооружения.

20 4. Надежность эксплуатации 4. Надежность эксплуатации Сооружение должно проектироваться и возводиться таким образом, чтобы при его использовании и эксплуатации исключалась недопустимая опасность возникновения несчастных случаев (травмы вследствие скольжения, падения и удара, ожогов, поражения электрическим током, ранения вследствие взрывов).

21 5. Защита от шума 5. Защита от шума Сооружение должно проектироваться и возводиться таким образом, чтобы шум, воспринимаемый жителями или находящимися вблизи лицами, не превышал уровня опасного для их здоровья, и при котором обеспечивались бы удовлетворительные условия для ночного сна, отдыха и работы.

22 6. Энергосбережение и теплозащита 6. Энергосбережение и теплозащита Сооружение, а также его системы и оборудование отопления, кондиционирования и вентиляции должны проектироваться и строиться таким образом, чтобы с учетом местных климатических условий энергопотребление при его эксплуатации оставалось незначительным, а жителям обеспечивался необходимый тепловой комфорт.

23 Привлечение России Привлечение России Ростехрегулирование является партнером СЕN с января 2005 г. Члены Технических Комитетов (ТК) могут вступить в ТК/СЕN с обязательством применять разработанные EN стандарты. Российские союзы и ассоциации могут вступать в различные объединения ЕС. Все страны-участники СЕN участвуют в работе всех Технических Комитетов (ТК). Разработка стандартов осуществляется путем обсуждений, приводящих к консенсусу. Окончательные решения принимаются пропорциональным голосованием. Стандарты СЕN должны быть утверждены в качестве национальных стандартов, даже если государство – участник проголосовало против проекта стандарта. Консенсус определяется на основе национального представительства.

24 Нормативная документация в строительстве Нормативная документация в строительстве СНиП (строительные нормы и правила) - 140; СП (своды правил при проектировании) - 101; ТСН (территориальные строительные нормы) - 182; СН (строительные нормы) - 45; ВСН (ведомственные строительные нормы) - 16; РСН (региональные строительные нормы) - 24; ГОСТ Р (национальный стандарт) - 22; ГОСТ (межгосударственный стандарт) - 651; СТ СЭВ (стандарт СЭВ) - 43; РДС (руководящий документ по строительству) - 19.

25 Перечень строительных норм и правил, актуализация которых осуществлялась в 2007 г. Перечень строительных норм и правил, актуализация которых осуществлялась в 2007 г. 1. Нагрузки и воздействия. Общие положения (ЦНИИСК им. Кучеренко). 2. Строительство в сейсмических районах. Нормы проектирования (ЦНИИСК им. Кучеренко). 3. Надежность строительных конструкций и оснований (ЦНИИСК им. Кучеренко). 4. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (ЦНИИПгражданстрой). 5. Здания жилые многоквартирные (ОАО «ЦНС»). 6. Отопление, вентиляция и кондиционирование (СантехНИИпроект). 7. Пожарная безопасность зданий и сооружений (ЦНИИСК им. Кучеренко). 8. Планировка и застройка садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения (ЦНИИПгражданстрой). 9. Общественные здания и сооружения (ИОЗ). 10. Автомобильные дороги (СоюздорНИИ). 11. Мосты и трубы (ОАО «ЦНИИС»). 12. Внутренний водопровод и канализация зданий (СантехНИИпроект).

26 1.Одобрить прилагаемую Концепцию развития национальной системы стандартизации. 2.Федеральным органам исполнительной власти учитывать положения Концепции развития национальной системы стандартизации при проведении работ в области технического регулирования. …..«Стандартизация является ключевым фактором поддержки государственной социально-экономической политики, способствует развитию добросовестной конкуренции, инноваций, снижению технических барьеров в торговле, повышению уровня безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, обеспечивает охрану интересов потребителей, окружающей среды и экономию всех видов ресурсов». I. Обоснование и основные положения разработки концепции: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2006 г. 266-р

27

28 Определение свода правил по руководству ИСО/МЭК 2:2004 Cвод правил – документ, рекомендующий технические правила или процедуры проектирования, изготовления, монтажа, технического обслуживания или эксплуатации оборудования, конструкций или изделий. Примечание: Свод правил может быть стандартом, частью стандарта или самостоятельным документом. Повышение уровня гармонизации стандартов на 10% увеличивает объем двусторонней торговли на 3%. Определение технического регламента по руководству ИСО/МЭК 2: 2004 Технический регламент – регламент, содержащий технические требования либо непосредственно, либо путем ссылки на стандарт, документ технических условий или свод правил, либо путем включения в себя содержания этих документов. Технический регламент – документ, в котором устанавливаются характеристики товара или связанные с ними процессы и методы производства, включая применимые административные положения, соблюдение которых является обязательным…(Соглашение ВТО по ТБТ). Примечание: Определение, приводимое в Руководстве ИСО/МЭК 2, не является обособленным, в его основе лежит так называемая система «строительного блока». I. Обоснование и основные положения разработки концепции:

29 "Международная модель"- рамочная основа для обеспечения того, чтобы технические регламенты и стандарты не создавали барьеров в торговле, заложена в Соглашении ВТО по техническим барьерам в торговле (ТБТ). Использование международных стандартов в качестве основы для технических регламентов (см. статьи 2.4 и 2.6). Принятие в качестве эквивалента технических регламентов других членов ВТО (см. статью 2.7). Использование соответствующих международных руководств или рекомендаций в качестве основы. Для процедур оценки соответствия (см. статью 5.4) и заключение соглашений о взаимном признании. Результатов применения процедур оценки соответствия (см. статью 6.3). Согласование предпочтительнее ограничивать достижением договоренности по общим целям регулирования (ОЦР). Одним из возможных способов демонстрации соблюдения ОЦР - обращение к соответствующим международным стандартам. Параллельно с подготовкой ОЦР странам следует изучить вопрос о наличии соответствующих международных стандартов, которые могли бы рассматриваться в качестве эталона для формулирования ОЦР. В случае признания необходимости проведения оценки третьей стороной в ОЦР должно указываться, что оценка и аттестация соответствия производятся признанными органами по оценке соответствия (ПООС). Требования к технической компетентности органов по оценке соответствия (ООС) в области, определяемой сферой охвата ОЦР, должны определяться в качестве неотъемлемой части ОЦР. Страны, достигшие согласия по ОЦР, могут определять ООС в качестве признанных для проведения оценки и аттестации в соответствии с ОЦР. Перечень таких признанных органов (ПООС) должен обнародоваться, например, в качестве приложения к ОЦР, и такие органы должны регистрироваться Организацией Объединенных Наций (ЕЭК ООН). I. Обоснование и основные положения разработки концепции:

30 Необходимо принять Федеральный закон «Об аккредитации» в развитие положений, включенных в ФЗ «О техническом регулировании», и принять дополнительные поправки, касающиеся основных принципов технического регулирования, в том числе и в области аккредитации (статья 3 ФЗ): Применение единых правил установления требований; Независимость органов аккредитации; Единство системы и правил аккредитации; Недопустимость ограничений конкуренции при осуществлении аккредитации; Международные стандарты должны использоваться полностью или частично (п.8 статья 7 ФЗ). II. Системные проблемы реализации Концепции технического регулирования в строительстве, требований ФЗ «О техническом регулировании», проекта технического регламента «О безопасности зданий и сооружений», требований международных стандартов, Нового и Глобального подходов: II. Системные проблемы реализации Концепции технического регулирования в строительстве, требований ФЗ «О техническом регулировании», проекта технического регламента «О безопасности зданий и сооружений», требований международных стандартов, Нового и Глобального подходов:

31 Необходимо принять Федеральный закон «Об аккредитации» в развитие положений, включенных в ФЗ «О техническом регулировании», и принять дополнительные поправки, касающиеся основных принципов технического регулирования, в том числе и в области аккредитации (статья 3 ФЗ): внести изменения в Федеральный закон «О техническом регулировании», касающихся введения процедуры уполномочивания органов по сертификации и испытательных лабораторий для проведения работ по обязательному подтверждению соответствия в соответствии с 8 модулями по оценке соответствия, принятыми с введением Глобального подхода; принять в качестве национального стандарта МС ИСО/МЭК 17011:2004 «Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия» и пересмотреть национальные стандарты, устанавливающие требования к аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (ГОСТ Р и ГОСТ Р ). Во всех странах Европы признанный орган по аккредитации обслуживает одновременно обязательную и добровольную сферы, которые точно следуют политике ЕС и принципам, применяемым во всем мире. Европейская организация для кооперации между органами по аккредитации, ЕА, также имеет дело с обеими областями. В России аккредитацию в обязательной сфере осуществляет 19 систем аккредитации, каждая из которых устанавливает свои правила, процедуры, формы документов и т.д., на практике, количество объектов аккредитации в добровольной сфере, существенно больше, чем в обязательной. Целесообразно иметь единый национальный орган по аккредитации, базирующийся на некоммерческой организации, признанный Правительством РФ как национальный орган по аккредитации, функционирующий на основе исполнения требований международных стандартов серии ИСО Политика ЕС в отношении связанных систем в области технического регулирования для оценки соответствия впервые была представлена в сообщении Европейской Комиссии «Глобальный подход к испытаниям и сертификации». Европейская Комиссия подчеркивает, что оценка соответствия в добровольной и обязательной сферах служит одним и тем же целям, а именно подтверждает, что определенные требования выполнены, будь они обязательными или добровольными. Необходимо законодательно реализовать стратегию в оценке соответствия через: Новый подход: Гармонизированный стандарт и презумпция соответствия. Подтверждение основным требованиям. Глобальный подход: Законодательный орган ЕС определяет нужную процедуру оценки соответствия (8 модулей), оценка продукции и систем менеджмента качества с участием нотифицированных (уполномоченных) органов. II. Системные проблемы реализации Концепции технического регулирования в строительстве, требований ФЗ «О техническом регулировании», проекта технического регламента «О безопасности зданий и сооружений», требований международных стандартов, Нового и Глобального подходов: II. Системные проблемы реализации Концепции технического регулирования в строительстве, требований ФЗ «О техническом регулировании», проекта технического регламента «О безопасности зданий и сооружений», требований международных стандартов, Нового и Глобального подходов:

32 Необходимо принять Федеральный закон «О стандартизации», что потребует дальнейшего внесения изменений в ФЗ «О техническом регулировании» и продиктовано в частности: принцип добровольности применения стандартов, установленный в ФЗ «О техническом регулировании», в ряде случаев противоречит действующему Законодательству, например: требованиям ФЗ «Об обеспечении единства измерений», ФЗ «Об энергосбережении», в котором предусмотрено, что требования, устанавливаемые в области энергопотребления государственными стандартами, техническими нормами и правилами, обязательны для выполнения на всей территории Российской Федерации; массив общетехнических и организационно-методических систем стандартов (ССБТ, ЕСКД, СРПП, КСКК и др.), применение которых может быть только на обязательной основе; применение обязательных стандартов в случае закупки и поставки продукции (товаров, работ, услуг) для государственных нужд; установить ответственность за несоблюдение требований стандартов, которые указаны в договорах (контрактах) на разработку, изготовление и/или поставку продукции или оказание услуг, а также в маркировке продукции; установить отнесение расходов предприятий и организаций по разработке стандартов на себестоимость продукции. II. Системные проблемы реализации Концепции технического регулирования в строительстве, требований ФЗ «О техническом регулировании», проекта технического регламента «О безопасности зданий и сооружений», требований международных стандартов, Нового и Глобального подходов: II. Системные проблемы реализации Концепции технического регулирования в строительстве, требований ФЗ «О техническом регулировании», проекта технического регламента «О безопасности зданий и сооружений», требований международных стандартов, Нового и Глобального подходов:

33 III. Система технического регулирования в строительстве с учетом требований Соглашения по ТБТ, рекомендаций ЕЭК ООН, Глобального и Нового подхода, «Дорожной карты» Саммита ЕС - Россия III. Система технического регулирования в строительстве с учетом требований Соглашения по ТБТ, рекомендаций ЕЭК ООН, Глобального и Нового подхода, «Дорожной карты» Саммита ЕС - Россия Требования Cоглашения по ТБТ стран ВТО ФЗ «О техническом регулировании» (ред. 65-ФЗ, 309-ФЗ) ФЗ «О стандартизации»ФЗ «Об аккредитации» К о д е к с ы РФ Федеральные законы Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений» Директива 89/106 EEC Совета от 21 декабря 1988 г. «государственный» (федеральный) российский стандарт обязательного применения и гармонизированный с Директивой 89/106 EEC, Еврокодами и стандартами ЕN «российский стандарт» рекомендуемый к применению Перечень национальных стандартов и сводов правил Руководства и стандарты ИСО по строительству, включая термины и определения Технические регламенты смежных отраслей Необходимо внесение следующих поправок: в связи с принятием ФЗ «О стандартизации», в связи с принятием ФЗ «Об аккредитации» по реализации возможности осуществлять косвенные ссылки на стандарты в ТР, по госнадзору в строительстве на всех стадиях жизненного цикла здания и сооружения, по введению процедуры уполномочивания (нотификации) органов по оценке соответствия, по реализации требований 8 модулей при оценке соответствия, по реализации требований стандартов серии ИСО

34 ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Сфера применения Статья 2. Описание и признаки зданий и сооружений Статья 3. Идентификация зданий и сооружений Статья 4. Информирование приобретателя Статья 5. Маркировка продукции, представляющей из себя сложную техническую систему, которая является совокупностью строительных материалов и изделий, сетей инженерно-технического обеспечения и оборудования, являющихся на долговременной основе частью зданий и сооружений Статья 6. Сопроводительные документы на здания и сооружения Статья 7. Признание заключений зарубежных органов, осуществляющих экспертизу проектной документации (включая результаты изысканий) на здания и сооружения, и результатов оценки соответствия продукции, представляющей из себя сложную техническую систему, которая является совокупностью строительных материалов и изделий, сетей инженерно- технического обеспечения и оборудования, являющихся на долговременной основе частью зданий и сооружений ГЛАВА II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ Статья 8. Обязательные требования безопасности к зданиям и сооружениям Статья 9. Обязанности застройщика (лица, выполняющего функции застройщика на основании договора), лица, осуществляющего проектирование (включая изыскания), строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, эксплуатацию, утилизацию зданий и сооружений, изготовителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) продукции, представляющей из себя сложную техническую систему, которая является совокупностью строительных материалов и изделий, сетей инженерно-технического обеспечения и оборудования, являющихся на долговременной основе частью зданий и сооружений, продавца в случае получения информации о несоответствии выпущенных в обращение на территории Российской Федерации зданий и сооружений, продукции, представляющей из себя сложную техническую систему, которая является совокупностью строительных материалов и изделий, сетей инженерно-технического обеспечения и оборудования, являющихся на долговременной основе частью зданий и сооружений, требованиям настоящего Федерального закона ГЛАВА III. ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ Статья 10. Формы оценки соответствия Статья 11. Подтверждение соответствия IV. Структура Федерального закона «О безопасности зданий и сооружений» IV. Структура Федерального закона «О безопасности зданий и сооружений»

35 Статья 12. Договор на проведение обязательной сертификации Статья 13. Договор на проведение исследований (испытаний) и измерений Статья 14. Декларирование соответствия зданий и сооружений, продукции, представляющей из себя сложную техническую систему, которая является совокупностью строительных материалов и изделий, сетей инженерно-технического обеспечения и оборудования, являющихся на долговременной основе частью зданий и сооружений Статья 15. Обязательная сертификация продукции, представляющей из себя сложную техническую систему, которая является совокупностью строительных материалов и изделий, сетей инженерно-технического обеспечения и оборудования, являющихся на долговременной основе частью зданий и сооружений Статья 16. Особенности подтверждения соответствия партии продукции, представляющей из себя сложную техническую систему, которая является совокупностью строительных материалов и изделий, сетей инженерно-технического обеспечения и оборудования, являющихся на долговременной основе частью зданий и сооружений Статья 17. Применение знака обращения на рынке ГЛАВА IV. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА Статья 18. Органы государственной экспертизы проектной документации (включая результаты изысканий) и государственного контроля (надзора) за соблюдением требований настоящего Федерального закона Статья 19. Полномочия органов государственной экспертизы и органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований настоящего Федерального закона Статья 20. Порядок обжалования действий и актов органов государственной экспертизы, органов государственного контроля (надзора) и органов по сертификации Статья 21. Ответственность застройщика (лица, выполняющего функции застройщика на основании договора), лица, осуществляющего проектирование (включая изыскания), строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, эксплуатацию, утилизацию зданий и сооружений, изготовителя (лица, осуществляющего функции иностранного изготовителя) продукции, представляющей из себя сложную техническую систему, которая является совокупностью строительных материалов и изделий, сетей инженерно-технического обеспечения и оборудования, являющихся на долговременной основе частью зданий и сооружений; продавца, органа по сертификации, федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственной экспертизы или осуществление государственного контроля (надзора), за нарушение требований настоящего Федерального закона ГЛАВА V. ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 22. Вступление в силу настоящего Федерального закона Статья 23. Переходные положения IV. Структура Федерального закона «О безопасности зданий и сооружений» IV. Структура Федерального закона «О безопасности зданий и сооружений»

36 Общие положения Настоящий Федеральный закон устанавливает обязательные для применения и исполнения требования безопасности к зданиям и сооружениям, связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и утилизации, к сопроводительным документам на здания и сооружения и к маркировке, устанавливает положения, относящиеся к оценке соответствия зданий и сооружений, а также ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона. Объект технического регулирования Объектом технического регулирования являются обязательные требования к зданиям и сооружениям, проектной документации (изысканиям), продукции, представляющей из себя сложную техническую систему, которая является совокупностью строительных материалов и изделий, сетей инженерно-технического обеспечения и оборудования, являющихся на долговременной основе частью зданий и сооружений. Под зданиями и сооружениями понимается продукция, удовлетворяющая совокупности требований к объектам капитального строительства в соответствии с требованиями Градостроительного Кодекса Российской Федерации, а также продукция, являющаяся на долговременной основе частью зданий и сооружений, представляющая собой совокупность строительных материалов и изделий, сетей инженерно-технического обеспечения и оборудования. Не рассматриваются как здания и сооружения киоски, навесы, временные и другие подобные постройки. IV. Структура Федерального закона «О безопасности зданий и сооружений» IV. Структура Федерального закона «О безопасности зданий и сооружений»

37 Технический регламент соответствует требованиям Директивы 89/106/ ЕС и удовлетворяет требованиям положений Градостроительного кодекса РФ, имеющих ссылки на технические регламенты. При декларировании соответствия идентификация продукции осуществляется застройщиком. При сертификации продукции идентификация осуществляется органом по сертификации. Информация о зданиях и сооружениях в зависимости от их вида и технической сложности должна быть представлена в виде сопроводительных текстовых и графических документов. Соответствие зданий и сооружений заявленной информации является обязательным требованием для застройщика (лица, выполняющего функции застройщика на основании договора), лица, осуществляющего проектирование (включая изыскания), строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, эксплуатацию, утилизацию, федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственной экспертизы, и федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), и продавца. IV. Структура Федерального закона «О безопасности зданий и сооружений» IV. Структура Федерального закона «О безопасности зданий и сооружений»

38 Маркировка зданий и сооружений осуществляется застройщиком (лицом, выполняющим функции застройщика на основании договора), лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, эксплуатацию и утилизацию зданий и сооружений после результатов государственной экспертизы и получения разрешения на строительство. При строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, эксплуатации и утилизации зданий и сооружений должна использоваться продукция, представляющая из себя сложную техническую систему, которая является совокупностью строительных материалов и изделий, сетей инженерно-технического обеспечения и оборудования, являющихся на долговременной основе частью зданий и сооружений, имеющая маркировку знаком обращения на рынке. IV. Структура Федерального закона «О безопасности зданий и сооружений» IV. Структура Федерального закона «О безопасности зданий и сооружений»

39 На оборудовании маркировка должна осуществляться в соответствии с принимаемыми федеральным законом или постановлением Правительства Российской Федерации техническими регламентами смежных отраслей, имеющих непосредственное отношение к зданиям и сооружениям: о безопасности машин и оборудования; о безопасности низковольтного оборудования; о безопасности лифтов; о безопасности электрических станций и сетей; о безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением; об электромагнитной совместимости; о безопасности изделий медицинского назначения; о безопасности средств индивидуальной защиты; о безопасности химической продукции; о безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе; о безопасности упаковки. IV. Структура Федерального закона «О безопасности зданий и сооружений» IV. Структура Федерального закона «О безопасности зданий и сооружений»

40 Сопроводительные документы на здания и сооружения должны содержать следующие сведения: проектную документацию; результаты изысканий; заключение государственной экспертизы проектной документации, заключение государственной экологической экспертизы проектной документации; заключение негосударственной экспертизы проектной документации и негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, проведенных аккредитованными организациями в случаях, оговоренных отдельно в статье 50 Градостроительного кодекса Российской Федерации; разрешение на строительство; акт приемки зданий и сооружений; документ, подтверждающий аккредитацию лица или лиц, осуществляющих проектирование (включая изыскания), строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, эксплуатацию, утилизацию зданий и сооружений, саморегулируемой организацией в области строительства, внесенной в государственный реестр саморегулируемых организаций, в том числе, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получение разрешения на строительство; декларация о соответствии здания или сооружения требованиям настоящего Федерального закона; заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного здания или сооружения требованиям настоящего Федерального закона и проектной документации (включая результаты изысканий), заключение государственного экологического контроля; результаты идентификации здания или сооружения; разрешение на ввод в эксплуатацию здания или сооружения; инструкцию по технической эксплуатации здания или сооружения; документы, определяющие условия утилизации здания или сооружения, если установлены специальные требования безопасности к процессу утилизации; документы, подтверждающие постановку здания или сооружения на государственный учет. Информация в сопроводительных документах должна быть достоверной. IV. Структура Федерального закона «О безопасности зданий и сооружений» IV. Структура Федерального закона «О безопасности зданий и сооружений»

41 1.В Российской Федерации признаются заключения зарубежных органов, осуществляющих экспертизу проектной документации (включая результаты изысканий) на здания и сооружения, прошедшие государственную экспертизу на соответствие требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации и настоящего Федерального закона. 2.В Российской Федерации признаются результаты оценки соответствия продукции, представляющей из себя сложную техническую систему, которая является совокупностью строительных материалов и изделий, сетей инженерно-технического обеспечения и оборудования, являющихся на долговременной основе частью зданий и сооружений, представленных в форме декларации о соответствии, принятой зарубежным изготовителем, или в форме сертификата соответствия, выданного зарубежным органом по оценке соответствия, аккредитованным в установленном международным законодательством порядке, и в отношении которого Российской Федерацией или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти заключено соглашение о признании результатов оценки соответствия. 3.Решение о признании результатов оценки соответствия принимается на основе заключения, составленного национальным органом по стандартизации. IV. Структура Федерального закона «О безопасности зданий и сооружений» IV. Структура Федерального закона «О безопасности зданий и сооружений»

42 Здания и сооружения должны соответствовать требованиям безопасности, установленным настоящим Федеральным законом, в течение всего срока эксплуатации при соблюдении условий эксплуатации, указанных в сопроводительных документах. Для соблюдения требований безопасности на добровольной основе применяются национальные стандарты и своды правил из перечня, опубликованного в печатном издании Национального органа по стандартизации и в информационной системе общего пользования. IV. Структура Федерального закона «О безопасности зданий и сооружений» Обязательные требования к зданиям и сооружениям

43 Оценка соответствия зданий и сооружений, выпускаемых в обращение на территории Российской Федерации, носит обязательный характер и осуществляется в формах: подтверждения соответствия продукции требованиям настоящего Федерального закона; государственной экспертизы проектной документации (включая результаты изысканий) на здания и сооружения; разрешения на строительство зданий и сооружений; строительного контроля; государственного контроля (надзора) за соблюдением требований настоящего Федерального закона; разрешения на ввод зданий и сооружений в эксплуатацию; постановки зданий и сооружений на государственный учет. IV. Структура Федерального закона «О безопасности зданий и сооружений» IV. Структура Федерального закона «О безопасности зданий и сооружений» Оценка соответствия

44 IV. Структура Федерального закона «О безопасности зданий и сооружений» IV. Структура Федерального закона «О безопасности зданий и сооружений» Подтверждение соответствия Подтверждение соответствия продукции требованиям настоящего Федерального закона на территории Российской Федерации осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия); обязательной сертификации. Для целей подтверждения соответствия здания и сооружения классифицируются на три группы риска или рассматриваются как не относящиеся ни к одной из групп риска: I группа риска; II группа риска; III группа риска; здания и сооружения, не относящиеся ни к одной группе риска, с возможностью применения иных форм оценки соответствия, предусмотренных Федеральным законом «О техническом регулировании». Перечень зданий и сооружений, относящийся к каждой группе риска, утверждаются Правительством Российской Федерации. Перечень продукции, представляющей из себя сложную техническую систему, которая является совокупностью строительных материалов и изделий, сетей инженерно-технического обеспечения и оборудования, являющихся на долговременной основе частью зданий и сооружений, подлежащей обязательной сертификации, утверждаются Правительством Российской Федерации.

45 Договор на проведение обязательной сертификации Подтверждение соответствия продукции производится в форме обязательной сертификации и осуществляется органом по оценке соответствия на основании договора на проведение обязательной сертификации. Договор на проведение обязательной сертификации является публичным, возмездным. Договор на проведение обязательной сертификации должен содержать обязательное условие, определяющее ответственность сторон. Результатом проведения обязательной сертификации является отчет о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях. Договор на проведение исследований (испытаний) и измерений Проведение исследований (испытаний) и измерений осуществляется испытательной лабораторией (центром) на основании договора на проведение исследований (испытаний) и измерений. Договор на проведение исследований (испытаний) и измерений является публичным, возмездным. Договор на проведение исследований (испытаний) и измерений должен содержать обязательное условие, определяющее ответственность сторон. Итогом проведения исследований (испытаний) и измерений является отчет о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях. IV. Структура Федерального закона «О безопасности зданий и сооружений» IV. Структура Федерального закона «О безопасности зданий и сооружений» Подтверждение соответствия

46 Знаком обращения на рынке маркируются: сопроводительные документы на здания и сооружения; продукция, представляющая из себя сложную техническую систему, которая является совокупностью строительных материалов и изделий, сетей инженерно-технического обеспечения и оборудования, являющихся на долговременной основе частью зданий и сооружений, соответствие которых подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Маркировка знаком обращения на рынке осуществляется на основании зарегистрированной декларации о соответствии или сертификата соответствия. IV. Структура Федерального закона «О безопасности зданий и сооружений» IV. Структура Федерального закона «О безопасности зданий и сооружений» Применение знака обращения на рынке

47 В целях соблюдения обязательных требований настоящего Федерального закона федеральные органы исполнительной власти уполномочены на проведение государственной экспертизы и осуществление государственного контроля (надзора). Настоящий Федеральный закона устанавливает полномочия и обязанности органов государственной экспертизы и государственного контроля (надзора). Порядок обжалования действий и актов органов государственной экспертизы, государственного контроля (надзора) и органов по сертификации Действия и акты органов государственной экспертизы, органов государственного контроля (надзора) и органов по сертификации могут быть обжалованы в федеральном органе исполнительной власти по техническому регулированию в течение десяти дней со дня совершения обжалуемых действий или вынесения обжалуемого акта. Жалобы на действия должностных лиц подаются в соответствующий территориальный орган государственного контроля (надзора), осуществляющий проверку, или в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Ответственность Ответственность в случае несоблюдения требований настоящего Федерального закона возлагается на нарушившее их лицо в соответствии с законодательством Российской Федерации. IV. Структура Федерального закона «О безопасности зданий и сооружений» IV. Структура Федерального закона «О безопасности зданий и сооружений» Контроль за подтверждением требований настоящего Федерального закона

48 Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования. Вступление в силу настоящего Федерального закона: официальное опубликование - утверждение перечня национальных стандартов и сводов правил; вступление в силу – рекомендательный характер нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в отношении выполнения обязательных требований; действие Федерального закона – продолжение действия сертификатов соответствия в течение установленного срока. IV. Структура Федерального закона «О безопасности зданий и сооружений» IV. Структура Федерального закона «О безопасности зданий и сооружений»

Спасибо за внимание! Кайков Михаил Игоревич Президент Союза Строителей Железных Дорог , г. Москва, Потаповский пер., д. 16/5 +7 (495)