Проблематика повышения эффективности введения ФГОС НОО. Мониторинг введения ФГОС НОО Новосибирск, 20 марта 2013.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблематика повышения эффективности введения ФГОС НОО. Мониторинг введения ФГОС НОО Элиста, 20 февраля 2013.
Advertisements

Федеральный мониторинг введения ФГОС в Томской области Дозмарова Е.В., проректор по научной работе Томского областного института повышения квалификации.
Федеральный мониторинг введения ФГОС в Томской области Некоторые результаты 2012 года.
Модель мониторинга ведения ФГОС НОО Ноябрь 2010 ИОП «Эврика»
Мониторинг введения ФГОС начального общего образования.
Модель управления развитием системы оценки качества общего образования 6 ноября 2011г., г.Москва.
Электронный мониторинг модернизации общего образования в ходе всей совокупности Федеральных проектов, программ и инициатив Петряева Е.Ю., к.п.н., руководитель.
Задачи деятельности муниципальных структур образования по организационно-методическому обеспечению реализации ФГОС в условиях формирования новой образовательной.
Реализация требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МОУ « Родинская средняя школа 2» Таранова.
2 Критерии готовности ОУ к введению стандарта - определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию.
Мониторинг реализации ФГОС Февраль 2012 г.. Задачи мониторинга введения ФГОС осуществлять количественный и качественный анализ процесса введения и реализации.
Обеспечение условий для реализации ФГОС общего образования в рамках модернизации системы образования г. Петровска-Забайкальского.
ПЕРЕХОД СПЕЦИАЛЬНОГО ( КОРРЕКЦИОННОГО ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ. Хорошева Ю. В. заместитель.
Модель мониторинга введения ФГОС. Ключевые характеристики ФГОС НОО Требования к результатам обучения (предметные, метапредметные, личностные) Требования.
ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЭФФЕКТОВ МРСО ПО ВСЕМ ШЕСТИ НАПРАВЛЕНИЯМ ШАДРИНА Н.М. ИПОП «ЭВРИКА»
Павловск ноябрь 2012 Директор Центра развития образования и мониторинга образовательной деятельности ГОБУ ВПО ВО «ВИИС» А.Ю. Митрофанов Ключевые направления.
Образовательная программа в контексте муниципального компонента региональной системы оценки качества образования: опыт разработки, проблемы и перспективы.
Ставрополь марта 2012 г.. Задачи мониторинга введения ФГОС осуществлять количественный и качественный анализ процесса введения и реализации ФГОС.
Итоги изучения деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений г.Челябинска по созданию условий для реализации ФГОС НОО Кутепова Н.Г., начальник.
Ключевые приоритеты модернизации общего образования Апрель, 2011 год.
Транксрипт:

Проблематика повышения эффективности введения ФГОС НОО. Мониторинг введения ФГОС НОО Новосибирск, 20 марта 2013

Какие изменения должны произойти в каждой школе, чтобы мы искренне сказали: «ФГОС введен!»? В настоящее время не существует отлаженной системы непосредственной оценки качества начального образования, соответствующей требованиям ФГОС (пакеты новых контрольно-измерительных материалов, форматов портфолио, показателей социализации и т.д. еще разрабатываются). В связи с этим на данном этапе особую актуальность приобретает оценка условий реализации Стандарта (т.е. условий, без наличия которых он не может осуществляться в принципе)

Важнейшие условия реализации Стандарта –введение новой системы оплаты труда –введение соответствующей требованиям ФГОС системы оценки качества образования –обеспечение соответствующей требованиям ФГОС инфраструктуры в школе –обеспечение соответствующей требованиям ФГОС организации образовательного процесса (учебные планы, рабочие программы, расписание) –обеспечение соответствующей требованиям ФГОС системы повышения квалификации педагогов и руководителей ОУ –создание условий для коррекционной работы

Цель мониторинга Дать ответ на вопрос: происходят ли заданные Стандартом изменения в образовательной программе и условиях ее реализации и «работают» ли эти изменения на появление желаемых образовательных результатов? Помочь или наказать? Controlling or supervising?

Задачи мониторинга 1) осуществлять количественный и качественный анализ процесса введения и реализации ФГОС на уровнях регионов и образовательных учреждений; 2) анализировать эффективность осуществляемых регионами и образовательными учреждениями мер по введению и реализации ФГОС; 3) выявлять факторы, препятствующие своевременному и полному введению ФГОС, зоны конфликтов и напряжений в системе; 4) определять динамику количественных и качественных показателей, характеризующих процесс введения и реализации ФГОС; 5) разрабатывать рекомендации по обеспечению введения ФГОС.

Какие аспекты «мониторятся»? ключевые принципы оценки качества образования; условия введения ФГОС: кадровые, нормативно-правовые, материально- технические; коррекционная работа, в том числе для детей с ограниченными возможностями. уровень, с которого ведется мониторинг, – персональный: "педагог ", "класс" (риски некомпетентности, «регионального патриотизма» и пр.)

Введение НСОТ (разработанность экономических механизмов ФГОС НОО). Несмотря на то, что в большинстве образовательных учреждений произошло разделение заработной платы на базовую и стимулирующую части, в базовой части все еще не оплачиваются трудоемкие виды работ, соответствующие требованиям ФГОС – применение деятельностных технологий и разработка и использование инструментов оценки метапредметных результатов. При этом там, где такая оплата производится, с большей вероятностью встречается качественная работа педагогов. в большей части регионов (в 50 из 82) образовательные учреждения, в которых стимулирующая часть превышает 20%, находятся в явном меньшинстве. Это означает, что оплата результативности труда остается незначительной.

Методическое обеспечение образовательного процесса: система оценки качества образования Проблема новых форматов оценивания не только не решена, но и не поставлена большинством педагогов. Но без новых форматов невозможно изменить и предмет оценивания. Так, критериальное оценивание, при котором ученик по каждому выполненному заданию знает, какие именно учебные действия им не освоены, невозможно в пятибалльной системе. А вот оценка метапредметных результатов, в частности, таких, как работа в малой группе, напротив, допускает только бинарное оценивание. В мониторинге же мы видим, что по формирующему оцениванию стоит нереалистично высокий процент (79,52%), а по бинарным оценкам – реалистичный, однако крайне низкий (11%), и это можно объяснить тем, что важность и ценность такого формата оценивания для учителей вообще не очевидна.

Выбор УМК учителями 2-х классов

О нелинейном расписании так же, как и в случае с формирующим оцениванием, ответы на этот вопрос указывают на еще одну проблемную точку: существующая традиция «линейного», «нединамического» расписания не только сильна, но и не воспринимается существенной помехой на пути к достижению результатов нового типа.

О внеурочных занятиях Для большей части учителей роль и возможности внеурочных занятий в условиях введения ФГОС также не являются очевидными. Похоже, что им не хватает владения новыми технологиями ведения таких занятий и составления расписания, и это заставляет их работать по-старому. Это – очень важный сигнал для системы повышения квалификации.

Инфраструктура начальной школы Мониторинг выявил недостаточную инфраструктурную оснащенность начальной школы. Причина – не только в недостаточном финансировании. Даже в тех ОУ, в которых есть свой театр, радио или газета (таких не более четверти), начальные классы остаются предметно-ориентированными, их учителя недостаточно используют ресурс внеучебной деятельности. Косвенным образом низкий процент по этим показателям лишний раз подтверждает, что классно-урочная система не претерпевает значительных изменений.

О коррекционной работе работа по коррекционным программам в начальной школе ведется в условиях значительного кадрового и материального дефицита, что позволяет сделать вывод о ее недостаточной эффективности.

Повышение квалификации данные мониторинга показывают, что в целом коэффициент полезного действия системы повышения квалификации невысок: в среднем только половина слушателей хоть в какой-то мере знакомится с теми образовательными технологиями, которых требует работа по Стандарту.

Каков обобщенный вывод? качественные изменения в системе образования, требуемые новым стандартом, происходят крайне медленно и не становятся системными. Начальная школа работать по ФГОС еще не начала

1,6% не более четверти педагогов, участвовавших в опросе, осуществляют преподавание в соответствии с требованиями ФГОС все условия в соответствии с требованиями ФГОС созданы лишь в 1,6% от числа образовательных учреждений

Настораживающий прогноз Сложность реализации образовательной программы начального образования нарастает от первого класса к четвертому. Это означает, что нынешние проблемы также будут нарастать. И если не предпринять серьезных мер, эффективная реализация Федерального государственного стандарта не только начального, но и общего среднего образования может оказаться под угрозой.

Summa summarum –требования стандарта, особенно связанные с новой результативностью, не поняты педагогами –остро стоит проблема оценки качества образования на школьном уровне: педагоги не владеют технологиями применения инструментария оценки новых образовательных результатов –урок остается преобладающей формой организации образовательного процесса –система повышения квалификации не стала эффективной ресурсной базой для слушателей, проходящих переподготовку для работы по ФГОС –система оплаты труда в недостаточной степени ориентирована на поддержку и стимулирование новых форматов работы педагогов –инфраструктура школы в совершенно недостаточной степени обеспечивают возможность работы по новому стандарту –в области коррекционной работы наблюдается острый дефицит квалифицированных кадров (педагогов со специальным образованием, логопедов, психологов), а также необходимого оборудования –сохраняется непонимание сути изменений, необходимых для превращения муниципальных (государственных) заданий в механизм обеспечения качества образования.

Благодарю за внимание!