ГЕНДЕР и УПРАВЛЕНИЕ Проф. Л. С. Ржаницына, ИЭ РАН 17 декабря 2012 года Семинар "Технологии гендерного бюджетирования" для государственных служащих и преподавателей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Равенство возможностей: оптимизация межведомственного взаимодействия в Саратовской области Елена Ярская-Смирнова, Эльмира Наберушкина, Екатерина Пашинина.
Advertisements

Совместный Проект Европейского Союза и ООНПродвижение добросовестного управления для достижения социальной справедливости 22 ноября 2012 г.
РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ. Демографические данные Все население тыс. человек Мужчины Женщины Городское население Мужчины Женщины
Национальные планы и механизмы продвижения гендерного равенства: опыт Республики Молдова Валентина Бодруг-Лунгу, Президент НПО «Гендер-Центр»
Законодательная база государственно- общественного управления.
Гендерный бюджет – основные понятия и элементы д.э.н., профессор Ржаницына Л.С.
Институциональная структура законодательства об образовании ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ АДМИНИСТРА ТИВНО- ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКО- ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ.
Гендерный бюджет – основные понятия и элементы д.э.н., профессор Ржаницына Л.С. Материалы проекта ЮНИФЕМ "Гендерные бюджеты в России" см.:
Следует исходить из понимания роли государства как главного субъекта современной общенациональной кадровой политики, ведущей силы социального управления,
Политика гендерного равенства и Национальные механизмы по гендерному равенству в РФ и в странах СНГ (сравнительный анализ). Баскакова М.
Український Жіночий Фонд КАНАДСЬКИЙ ФОНД ПІДТРИМКИ МІСЦЕВИХ ІНІЦІАТИВ.
Равенство в законодательстве: опыт Республики Молдова Людмила Боргула, Депутат Парламента Республики Молдова.
1. Государство на рынке труда: административные и экономические меры воздействия. 2. Минимальная заработная плата: теория и практика использования в России.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки.
Стандарты МОТ в области недопущения дискриминации.
Встреча участников сети практиков в области миграции и денежных переводов ( МИРПАЛ) Сложности и перспективы развития сети МИРПАЛ в Республике Таджикистан.
Проф. Михаил Федотов, председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Москва, 2012.
Ликвидация дискриминирующих социальных и культурных моделей поведения В соответствии со статьей 5 КЛДЖ, Правительствам необходимо принимать меры по искоренению.
РОДИТЕЛЯМ О ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ЦРР- детский сад «Сибирячок» г.п. Лянтор.
ОБЗОР НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА СООТВЕТСТВИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ, ОПРЕДЕЛЕННЫМ РЕЗОЛЮЦИЯМИ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ООН ПО.
Транксрипт:

ГЕНДЕР и УПРАВЛЕНИЕ Проф. Л. С. Ржаницына, ИЭ РАН 17 декабря 2012 года Семинар "Технологии гендерного бюджетирования" для государственных служащих и преподавателей национальных академий государственного управления РАНХиГС, Москва17 – 21 декабря 2012 г. Семинар в рамках совместного проекта ООН Женщины и РАНХиГС "Укрепление управленческого и образовательного потенциала в области гендерно ориентированного бюджетирования в странах СНГ посредством создания Регионального ресурсного центра гендерного бюджетирования и управления на базе РАНХиГС"

Основные понятия в теории гендера Гендер (gender) –социальные, в отличие от биологических (они маркируются как "пол", "sex"), отношения между мужчинами и женщинами, признание различных общественных ролей полов и их различную реакцию на правила и условия, действу­ющие в социуме (культура, традиции, политика, экономика и пр.). Гендерное равенство (неравенство). Равный правовой статус женщин и мужчин и равные возможности для его всесторонней реализации и выбора жизненных стратегий. Дискриминация гендерная – ограничение по признаку пола прав и свобод человека и гражданина. Позитивная дискриминация – установление в законодательной практике преимуществ для одного из полов, способствующих преодолению его объективного отставания. Гендерно ориентированная политика – государственная политика с учетом социального положения женщин и мужчин и последствий действий власти в целях усиления принципа равенства полов. Национальный механизм гендерного равенства

Зачем нужен гендерный подход? Женщины – существенная часть демографических, экономических, социальных ресурсов любой страны ( как правило, половина населения) Без участия женщин невозможно общественное производство ( от трети до половины занятых) Материнская роль женщин –труд по рождению и воспитанию человека (три четверти неоплаченного времени в семье затрачивается женщинами ) Равенство женщин- обязательная составляющая демократии (массовый электорат), социальная активность женщин - обязательный элемент гражданского общества Совмещение профессиональной и материнской функций, отличающее положение женщин от мужчин в обществе и особый социальный опыт женщин Итог -без активности женщин сегодня невозможно эффективное управление и развитие. Страны с политикой гендерного равенства лидируют в мире. ХХ1 век назван веком женщин.

Гендерно ориентированное управление Исходит из ролевых особенностей положения женщин и мужчин в обществе, специфики интересов, подходов к решениям Признает наличие дискриминации по полу как отрицательного фактора для общества. Считает женщин «догоняющим полом» из-за исторического отставания в сферах политики, экономики, труда и быта Учитывает нарушения не только в правах женщин, но и мужчин Осуществляет политику преодоления дискриминации по полу в целях обеспечения реального равенства прав и возможностей мужчин и женщин Включает гендерную составляющую в систему управления в форме национального механизма по улучшению положения женщин и гендерному равенству.

Пример значения гендерного фактора в в реальном управлении- проблема детских садов Дефицит детских садов, 2 млн. детей в очереди, ввели стимулы по рождаемости, материнский капитал, не учли демографическую волну, дефицит детских учреждений. Решение мужского состава правительства и ГД. Увеличил пособия на рождение, но не учли вопрос о сочетании труда с материнством, очередь в ДДУ, сняли ограничение на плату родителей, но ввели скидку на оплату Женщины в ГД добились восстановления ограничения по плате родителей-20% содержания ребенка. Очереди сократились, где стали строить новые сады, не без влияния женщин, которые часто управляли образованием. Но пока проблема остается, сейчас вновь предлагается в проекте «Образование» отменить ограничения по плате родителей Там, где гендерные отношения учитываются, к примеру, во Франции Семейная касса, муниципалитеты обеспечивают финансовую доступность ДДУ, доплачивают даже за нянь. В результате, у них 35% малышей от 2 месяцев до 1,5 лет получают услуги яслей, 100%детей от 3 до 6 лет- услуги детских дошкольных учреждений

Становление и развитие гендерного управления Историческая основа – социальная функция государства, учет в его политике объективных особенностей положения слоев и групп населения, прежде всего, проблемных для развития. Среди них: неимущие, действующие и не действующие на рынке труда, нуждающиеся в государственном иждивении, целевые группы для воспроизводства населения и пр. Для каждой группы есть сквозные характеристики, главные - статус, экономическая активность, уровень жизни, семья с детьми и без, здоровье и репродукция, возраст, пол. Эффективное управление предполагает дифференцированное знание и использование этих признаков, в том числе по полу. Таким образом, гендерное управление есть часть социального, но не совпадет с ним. Оно имеет специфический объект- положение мужчин и женщин в структуре общества, экономической активности, уровне жизни, семейном положении, с детьми и без детей, в здоровье и репродукции, по возрасту и полу. Анализ развивается от социального к гендерному. Когда не выделяется гендерный аспект, используем социальный, но это требует экспертной реструктуризации. управляемого объекта.

Пример гендерной реструктуризации социального объекта - положение молодежи по зарплате

Пример гендерной реструктуризации социальной проблемы –положение с зарплатой молодой женщины относительно молодого мужчины

Основа гендерного управления- Национальный механизм по обеспечению гендерного равенства, улучшения положения женщин Определение. НМ-система мер и институтов по реализации политики равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в сферах ответственности государства Задача - регулирование решений в проблемных для положения женщин областях, обеспечение равенства по полу.. Основные участники- исполнительная и законодательная власть, гражданское общество. А что бизнес? Власть и общество пытаются воздействовать на него в системе социальной ответственности, обеспечении прав работниц В ЕС, в ряде стран принимается законодательство по усилению руководящей роли женщин в коммерческих структурах управлении Изменение общественного мнения в условиях признания гендерного фактора. Свидетельство француженки-руководителя: «Стало удобно открыто обсуждать проблемы положения женщин с детьми на работе, в фирме»

Общая схема НМ Законы, программы, планы Бюджеты, другие финансовые источники Анализ, экспертиза, мониторинг Партнерские органы и структуры управления Взаимодействие с НПО, НЖО Ответственный орган управления

Уровни национального механизма Международный ( междуна родное право, ООН, ЮНИФЕМ и др.) Национальный (федеральные законы и органы управления ) Региональный (законы субъектов и органы управления) Местный (нормативная и иная деятельность органов самоуправления)

Функции национального механизма Аналитическая Программная Координационная Экспертно-аудиторская Структура работы над НМ Анализ ситуации, формулировка проблем Экспертиза решений, программ, проектов Координация усилий структур и институтов Оценка деятельности и результаты

Международные документы Конвенции и документы ООН: Декларация прав человека О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин Об искоренении насилия в отношении женщин Пекинская декларация и Платформа действий Цели Развития Тысячелетия Конвенции МОТ: О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности Об охране материнства О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин О работниках с семейными обязанностями. Европейская социальная хартия О равенстве мужчин и женщин

Гендерно чувствительное законодательство в России Конституция. Трудовой кодекс Семейный кодекс Налоговый кодекс Закон о занятости Закон о трудовых пенсиях Закон о пособиях гражданам, имеющим детей Закон о пособиях по временной нетрудоспособности. Закон о материнском ( семейном) капитале Основы здравоjхранения Проект закона о государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин.

Учет в законах гендерного фактора: + или - Закон о занятости- безработной не считается женщина, получающая пособие по уходу Закон о пособиях по временной нетрудоспособности- пособие о постановке на учет в ранние сроки беременности распространяется только на застрахованных женщин, ограничение заработка в отпуске по уходу за ребенком Закон о трудовых пенсиях учитывает в пенсионный стаж женщин только время отпуска по уходу за двоих детей – три года.

Шведский национальный механизм. Структуры, решающих вопросы равноправия полов. Министр по вопросам интеграции и равноправия полов ( контроль работы правительства Швеции в области гендерной политики. Каждый министр несет ответственность за соблюдение принципов равноправия в подведомственной области. Отдел по вопросам равноправия полов. Подчиняется непосредственно министру по вопросам интеграции и равноправия ( координирование гендерной политики правительства, разработка теоретической базы, организация разнообразных мероприятий и проектов. Специальный эксперт по вопросам равноправия полов ( территориальный контроль за ходом и реализацией государственной гендерной программы). Работает в штате всех губернских правлений.. Комитет по вопросам равноправия полов. Фискальный орган по контролю за соблюдением принципов равноправия предприятиями и организациями и имеющий право штрафовать работодателей Парламентский Уполномоченный (Омбудсмен) по вопросам равноправия полов.Особый надзорный орган, контролирующий соблюдение шведского законодательства о равноправии полов. Институт Омбудсмена по вопросам равноправия полов появился в Швеции в 1980 году. ( контроль за соблюдением принципов равноправия полов в шведских школах, ВУЗах, сфере услуг, трудовой политики и системы социального страхования. Омбудсмен следит за соблюдением и выполнением пяти законов: 1. Закон о равноправии мужчин и женщин (регулирует принципы равноправия полов в сфере трудовых отношений) 2. Закон о равном отношении к студентам ВУЗов (регулирует принципы равноправия в сфере высшего образования) 3. Закон о запрете дискриминации и другого оскорбительного обращения с детьми и учащимися (регулирует принципы равноправия полов в сфере начального, среднего и среднеспециального образования) 4. Закон о запрете дискриминации (при запрете дискриминации по половому признаку) 5. Закон об отпуске по уходу за ребенком Зашита от насилия Дежурная служба помощи женщинам. Закон о запрете покупки сексуальных услуг. Закон о неприкосновенности личности женщины.

Национальный механизм Канады – образец для других стран Законодательство, женская программа Госструктура по делам женщин Канадский консультативный совет по положению женщин Министерства,ведомства Межведомственный комитет по интеграции интересов женщин Департамент по положению женщин в провинциях (территория ) НПО – более 1500 организаций п групп, занимающихся вопросами равноправия Финансирование - государственный бюджет и частное финансирование

НМ в России до административной реформы гг. Межведомственная Комиссия по вопросам обеспечения равенства Минздравсоцразвития РФ Департамент медикосоциальных проблем семьи, женщин и детей Минздравсоцразвития Координационный совет по гендерным проблемам Комитет ГосДумы по делам семьи женщин и детей Комиссия по делам женщин при Совете Федерации

НМ в России в процессе. При реорганизации федерального управления, из прежнего механизм остался Комитет по делам женщин, семьи и детей Госдумы и комиссий в администрации регионов. В Минтруде есть отдел по связям с общественными организациями, в том числе женскими. Основа нового механизма- Доклад в ООН о соблюдении конвенции по ликвидации всех форм дискриминации Постановление Правительства - ежегодный национальный доклад о положении детей и семей с детьми Ответственный за доклады - Минтруд с привлечением ведомств социального блока Создан Совет по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей при Президенте. В ее формате и женские вопросы ( создание Алиментного фонда и др.)

Основные проблемы для НМ по Пекинской декларации и Платформе действий ООН 1995 г. бремя нищеты, ложащегося на женщин; неравенство в рамках экономических структур и политики, во всех формах производственной деятельности и в доступе к ресурсам; неравенство мужчин и женщин в деле управления природными ресурсами и охраны окружающей среды ( земля) неравенство между мужчинами и женщинами в области разделения власти и принятия директивных решений на всех уровнях; неадекватные возможности в сфере здравоохранения; насилие в отношении женщин; несовершенство механизмов, призванных содействовать улучшению положения женщин на всех уровнях; недостаточное уважение и неадекватность защиты прав человека- женщины; создание стереотипного образа женщины в СМИ, неравенство в доступе женщин к ним и участии в их деятельности;

Женские проблемы в РФ в формате НМ Проблемные области Занятость и безработица Равная оплата за равный труд, продвижение по службе Поддержка материнства, семей с детьми, репродукция Социализаци я детей, обеспечение алиментами Участие в принятии государствен- ных решений

Включение в систему управления гендерной составляющей: гендерная составляющая в законах, программах и проектах гендерная экспертиза государственных решений гендерный бюджет гендерная статистика, гендерный мониторинг с участием НЖО гендерное образование для госслужащих Гендер в механизмах государственного управления, в работе государственной службы и госслужащих