Анализ результатов мониторинга качества высшего образования (грант , Фонд подготовки кадрового резерва «Государственный клуб») Кликунов Н.Д., МЭБИК, 2013
Охват респондентов: Мониторингом было охвачено две группы респондентов. В первую группу респондентов вошли муниципальные служащие и другие лица, не имеющие непосредственного отношения к системе высшего образования. Во вторую группу были включены респонденты, имеющие непосредственное отношение к системе высшего образов
Где проводился мониторинг? Мониторинг проводился в 15 районах Курской области, 2-х районах Белгородской и 3-х районах Воронежской области. Так же в опросе приняли участие представители областных центров указанных областей. Общее количество респондентов, охваченных мониторингом составило 60 человек, не имеющих непосредственного отношения к системе образования, и 105 человек, имеющих непосредственное отношение к системе высшего образования, включая директоров сельских и городских школ Курской области
Сильные стороны российского образования: «практики»
Сильные стороны российского образования: «педагоги»
Слабые стороны российского образования: «практики»
Слабые стороны российского образования: «педагоги»
Сальдо сильных и слабых сторон: «практики»
Сальдо сильных и слабых сторон: «педагоги»
Частный или государственный? «практики»
Частный или государственный? «педагоги»
Востребованность компьютерных программ: «практики» Название программы: Частота упоминаний% Excell4336,8% Word3630,8% Power Point108,5% Photoshop43,4% 3DMax54,3% Aссess43,4% Paint10,9% AutoCad10,9% CorelDraw43,4% Gimp00,0% Компас10,9% Statistics54,3% Указали все программы32,6% Всего117100,0%
Востребованность компьютерных программ: «педагоги» Название программы Частота упоминаний% Excell;10031,2% Word9730,2% Power Point4915,3% Photoshop144,4% 3DMax30,9% Aссess268,1% Paint82,5% AutoCad41,2% CorelDraw51,6% Gimp41,2% Компас10,3% Statistics92,8% Указали все программы10,3% Всего321100,0%
А вы в «программах» сами-то разбираетесь?: практики
А вы в «программах» сами-то разбираетесь?: «педагоги»
Что день грядущий нам готовит?: «практики» На какие направления высшего образования будет расти спрос Абс. знач.% Направление гуманитарного профиля33,6% Направление технико-инженерного профиля3642,9% Экономико-управленческое направление 1922,6% Юридическое направление78,3% Политолого-социологическое направление33,6% Психологическое направление89,5% Информационное направление78,3% Рабочие специальности11,2% Итого:84100,0%
Что день грядущий нам готовит?: «практики» На какие направления высшего образования спрос будет расти Абс. знач.% Направление гуманитарного профиля84,4% Направление технико-инженерного профиля6736,6% Экономико-управленческое направление 3016,4% Юридическое направление63,3% Политолого-социологическое направление73,8% Психологическое направление189,8% Информационное направление4424,0% Иное31,6% Итого:183100,0%
А вот вам сюда не надо: «практики» На какие направления высшего образования спрос будет снижаться Абс. знач.% Направление гуманитарного профиля49,3% Направление технико-инженерного профиля24,7% Экономико-управленческое направление 920,9% Юридическое направление1637,2% Политолого-социологическое направление37,0% Муниципальные служащие12,3% Торговля24,7% Медицина, аграрии, строители614,0% Итого:43100,0%
А вот вам сюда не надо: «педагоги» На какие направления высшего образования спрос будет сокращаться Абс. знач% Направление гуманитарного профиля108,3% Направление технико-инженерного профиля32,5% Экономико-управленческое направление 3226,4% Юридическое направление5747,1% Политолого-социологическое направление10,8% Психологическое направление86,6% Информационное направление10,8% Иное97,4% Итого:121100,0%
Сальдо прогнозов по спросу: «практики»
Сальдо прогнозов по спросу: «педагоги»
Вы к нам, практикам, со своей теорией не лезьте: «практики»
Вы к нам, теоретикам, со своей практикой не лезьте: «педагоги»
Строим производственную функцию образования: «практики»
Строим производственную функцию образования: «педагоги»
Итоговый расклад факторов конкурентоспособности: «практики»
Итоговый расклад факторов конкурентоспособности: «педагоги»
Выводы и сопоставления: Практики в качестве конкурентных преимуществ высшего образования России выделяют уровень математической культуры выпускников, проектную направленность и гуманитарную направленность образования. Педагоги к конкурентным преимуществам относят универсализм выпускников, гуманитарную направленность образования и высокий уровень математической и технической подготовки. Следует отметить расхождение мнений двух групп респондентов по параметру «Проектная направленность образования». Практики считают этот параметр сильной стороной (сальдо составляет плюс 6), а педагоги слабой (сальдо составляет минус 12). Вторым по значимости расхождением стал параметр «Прикладная направленность образования». Педагоги считают этот параметр слабым местом российской высшей школы (минус 7), мнение практиков разделилось.
Выводы и сопоставления: В вопросе о влиянии организационно- правового статуса вуза на качество образования педагоги и практики дали несколько разные ответы. Практики в меньшей степени склонны обращать внимание на организационно правовой статус вуза (из них связали статус вуза и качество образование только 35%), а вот по мнению 51% педагогов связь между организационно- правовым статусом вуза и качеством образования существует.
Выводы и сопоставления: Анализ показал, что педагоги лучше ориентируются в современной информационной среде по сравнению с практиками. Наиболее востребованными программами и у практиков, и у педагогов оказались Excell и Word, что очевидно. Далее по значимости у практиков идет презентационная программа Power Point, педагоги в качестве значимых программ помимо программы Power Point выделили Photoshop, Access и Statistics. Следует констатировать, что спрос на информационные технологии у практиков достаточно низок, что, возможно, объясняется их относительно более низким уровнем информационной культуры
Выводы и сопоставления: В вопросах, связанных с спросом на конкретные направления подготовки специалистов в высшем образовании и педагоги, и практики выделяют технико-инженерное направление. Чисто положительное сальдо составило100 или 61% от общего числа лиц, принявших участие в мониторинге. Так же обе группы респондентов считают, что на юридическое направление спрос будет падать (суммарное сальдо минус 60). В отношение спроса на экономико-управленческое направление мнения двух групп разделились. Практики считают, что спрос на экономистов и менеджеров будет расти, педагоги – будет снижаться. Так же по мнению респондентов спросом будет пользоваться информационное направление (у практиков чистое сальдо составило плюс 7, у педагогов плюс 43)
Выводы и сопоставления: В вопросе оптимального соотношения теории и практики в системе высшего образования педагоги и практики высказали схожую точку зрения. Большинство посчитало оптимальным соотношение 50% - теория, 50% - практика. Мнение педагогов несколько больше «сдвинуто» в сторону значимости практики по сравнению с мнением практиков
Выводы и сопоставления: По вопросу значимости критериев конкурентоспособности высшего учебного заведения и педагоги, и практики высказали достаточно схожие позиции. К наиболее значимым критериям были отнесены экономическая устойчивость вуза, уровень квалификации преподавателей и уровень знаний студентов. В сумме эти критерии набрали 66% у практиков и 57% у педагогов. Педагоги чаще, чем практики, указывали на то, что возможно выделение других факторов, помимо указанных в анкете, влияющих на качество высшего образования. Критерию «Репутация вуза» и педагоги, и практики определили вес в Устойчивость мнений респондентов разных социальных и экономических страт позволяет считать эти веса достаточно устойчивыми и на их основе рассчитать параметры производственной функции образования.
Выводы и сопоставления: Исследование выявило положительную корреляцию между возрастом респондентов и скептическим отношением к развитию современной высшей школы. Лица более старшего возраста менее ответственно относились к заполнению анкеты и высказывали отрицательное отношения к существующим новациям в системе высшего образования России
Спасибо за внимание Контактная информация: Сайт МЭБИКа: Блог в живом журнале: «Курск и его окрестности» ( nd.livejournal.com/) nd.livejournal.com/