Педагогическая мастерская «Звуки Родины» (фольклор в творчестве В.П. Астафьева)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Я всегда стараюсь строить свою работу так, чтобы дети сами добывали знания, предлагаю им решать различные ситуации, беседую с детьми. Мы с ребятами составляли.
Advertisements

Воспитание младших школьников на краеведческом материале (Из опыта работы Ослоповских Г.Н.) Любить свой край, знать его богатства, Любить свой край, знать.
пр
Презентация к занятию (подготовительная группа) по теме: Патриотическое воспитание. Презентация.
Вследствие кризиса в социально-экономической, политической, культурной сферах общественной жизни, произошел спад в деятельности воспитания подрастающего.
Проект «Я и моя семья» подготовительная группа «Львёнок» Воспитатель: Гоголева Е.В.
Кружок « Люби и знай свой край родной » Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» п. Березово Автор презентации:
«Семья в пословицах и поговорках русского народа» Выполнили ученицы 8Бкласса: Алексеева Виктория Левицкая Оксана Руководитель проекта: Кирсанова Ольга.
«Любопытный малыш» Кружок по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Муниципальное учреждение «Управление образования администрации муниципального образования городского округа «Усинск»» Муниципальное бюджетное общеобразовательное.
Воспитатель МДОУ «Детский сад 14 «Улыбка Смирнова Татьяна Петровна Образование: среднее специальное Педагогический стаж: 27 лет.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста БДОУ «Самсоновский детский сад» Тарского муниципального района Омской области Воспитатель 1 квалификационной.
Буракова Оксана Александровна Воспитатель старшей группы МБДОУ Турбанского детского сада ТЕМА: «Воспитание любви к родному краю»
Организация внеурочной деятельности младших школьников МКОУ «Хмелёвская сош»
Проблема : Игра для детей разных народов. Обоснование проблемы: Группу посещают дети разных национальностей. Недостаточное знание детей о других народах.
* Создать условия для духовно - ­нравственного развития ребенка. * Приобщать детей к высокохудожественной литературе * Формировать у них запас литературных.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь,
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца» К.Паустовский.
Проект: Фольклор – живая старина. Составители: Авдошина М.К. Гормузева Н.Ю Участники: родители, воспитанники группы 6 (средняя группа)
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.»
Транксрипт:

Педагогическая мастерская «Звуки Родины» (фольклор в творчестве В.П. Астафьева)

Слово В.П. Астафьева:

Цель Воспитывать патриотическое чувство у учащихся через исследовательскую работу над художественным произведением.

Патриотизм - Очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (подсознании).О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить в этом качестве другие, прежде всего его соотечественники…

Задачи Формирование осознания значимости фольклора как литературного приёма в авторском произведении. Привитие интереса к изучению русской, сибирской культуры, традиций через изучение художественного произведения В. П. Астафьева. Воспитание любви к малой родине.

Особенности содержания Через исследовательскую поисковую работу с художественным текстом ребята сами отбирают материал для занятий, интерпретируя через инсценировку отдельных эпизодов произведений В. П. Астафьева (будь то или «квашение капусты» из повести «Последний поклон», глава «Осенние грусти и радости», или «гимн картошке» из «Оды русскому огороду»), водят хороводы, исполняя песни на «овсянском» диалекте. Все это позволяет не просто изучать самобытные сибирские традиции, но и, погружаясь в след за автором в тот или иной образ (например, образ Детства), пережить чувство удивления, новизны, открытия, готовности измениться к лучшему, быть ответственным (за свой город, за своих близких, за свою родину).

Используемые формы и методы работы Урок-экскурсия, факультатив, художественная мастерская, театральная студия и т. д. Многократное возвращение к тексту через беседу, дискуссию, инсценирование с элементами описания, повествования, рассуждения и т. д. с выходом на самостоятельный, творческий уровень. Текст играет роль смысловой доминанты в работе.

Инсценирование эпизодов из повести «Последний поклон» «Народ в семье был песенный, озороватый, размашистый, на дело и потеху гораздый… »

«Овсянский» говор завораживает: Бабушка Катерина: - «Растяпа! Недоумок! Сапоги спортил! Штаны замочил» - «А подь ты к лешему! Ловок ты, ловок! Да и я, брат, не лопоухо! Я всё едино тебя удозорю и натычу, натычу!» «Опеть какой-то сарвонец на лесине кататся! Опеть балуется! Ну жиганы! Ну сорвиголовы!»

Песни, считалки, поговорки… А «народ, песенный, озороватый» за окном продолжает:

Заберега, заберега, Ты пусти меня на берега, Я налимов наловлю, Ухой милу накормлю. Ухой милу накормлю, Ещё крепче полюблю. (Эпиграф к рассказу «Заберега») На базайской стороне зимника не было, все зимние дороги кончились за Лалетинским опытным садом, там жила тётя Люба с дочкой Катенькой, которая любила петь: Ты сорока-белобока, Научи меня летать Невысоко, недалёко …

Игра как литературный прием Таково ли свойство детства, что оно кажется сплошной игрой, или на самом деле мы в детстве так много играли, что нам не хватало дня, и прихватывали вечера, порой и ночи.

Их было много, тех далёких деревенских игр. И все они, будь то игра в бабки, в чижа, в Солону, в лапту, в городки, в свайку, в прятки – требовали силы, ловкости, терпения. Начну с игры давней, распространенной в старину во всех русских деревнях – с и гры в бабки…

Причитания бабушки Катерины «Мира заступница, мати всенежная, я пред тобою, грешница, мраком одетая. Ты меня благодатно покрой, если постигнет скорбь и страдания…» - (Всё чаще и чаще мелькала бабушкина голова в окне, слышно было, как она бухалась лбом об пол. И голос уже её на слезе.)

Традиции в рассказах Заготовка капусты. ( Деревенская изба, большой стол, вокруг которого стоят девочки, руки у которых до локтей в капустном крошеве, горкой лежат тугие белые качены, морковка, свекла, а возле дверей высокая капустная кадка…)

«- Штабы кисла, не перекисла, штабы на зубе хрустела! - Штабы капуста была не пуста, штабы сама летела в уста..!»

- Ельник, березник – чем не дрова? Хрен да капуста – чем не еда. – заключил Колька младший и, крякнув, цеплял на вилку кус побольше и хрустел вкусно, с удовольствием. Дед пробовал и говорил просто: - Ничего. Есть можно…

Анализ представленных эпизодов Фольклор – это народная мудрость, характерная признаками: - вариативность текстов; - не раз слышали; - встречали в сказках; - знаю с детства; - народ сочинил; - можно передать речитативом, приплясывая, растягивая слова - однозначность добра и зла; - доброжелательность; - невозможно представить вне трудовых занятий; - связь труда с природой.

Позитивная динамика учебных достижений учащихся

Развитие творческого потенциала -Отзывы, сочинения-рассуждения, стихотворения, художественная лепка, рисунки, творческие работы из различных материалов. -Учащиеся в сочинениях-рассуждениях на ЕГЭ цитируют В.П. Астафьева: «Деревья, батюшко, растут для всех, всякая сосна в бору красна, всякая своему бору и шумит… и птичкам, и людям, и солнышку, и речки» – так бабушка Катерина передаёт своему внуку дар сопереживания.

Авторские работы учащихся (Болдырь Маша)

Слово учащихся: - Хочется измениться в лучшую сторону. - Больше читать. - Стать более серьёзным. - Понял «Делу время – потехе час». - Чаще ездить к бабушке в деревню (ведь у меня она тоже есть – своя деревня). -Хочу научиться играть на гармошке. -Беру в жизнь слова В.П. Астафьева: «…родные люди, умевшие тебя любить просто так, за то, что ты есть, и знающие одну единственную плату – ответную любовь». - Прожить не зря. - След оставить.