Пифагор и пифагорейцы.. Существует понятие, что философия - наука о неизвестном. Она освещает нам темноту неясного, раскрывает содержание возможного и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Пифагор Самосский ( гг. до н. э.) древнегреческий философ и математик, создатель религиозно - философской школы пифагорейцев. Историю жизни Пифагора.
Advertisements

Пифагор Самосский ( гг. до н. э)- философ и математик, основатель религиозно-философской школы пифагорейцев. Открытия Пифагора связанны не только.
Теорема Пифагора. Кто такой Пифагор? Древнегреческий мыслитель, религиозный и политический деятель. Создатель религиозно- философской школы пифагорейцев.
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
Презентация на тему «Жизнь Пифагора» «Жизнь Пифагора» Ученика 8м Школы 32 Никишина Артура Презентация на тему «Жизнь Пифагора» Ученика 8м Школы 32 Никишина.
(580 – 500 век до н.э.) Древне греческий математик и философ Родился на острове Самос. Получил хорошее образование в Египте, изучил научные знания в Вавилоне.
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
Кто же ты, Пифагор? Творческая работа ученика 8 класса МОУ «Краснолиманская СОШ» Малюшенко Ильи.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Биография Пифагора Пифагор - не только самый популярный ученый, но и самая загадочная личность. Подлинную картину его жизни и достижений восстановить.
Пифагор – основоположник современной математики Пифагор – основоположник современной математики.
Пифагор – основоположник современной математики Пифагор – основоположник современной математики.
ПИФАГОР (ок.570 г.-ок.500 г. до н.э.). Краткая биография Отцом Пифагора был Мнессари, резчик по драгоценным камням. Пифагор – музыкант, поэт, спортсмен.
Историческая справка. Пифагор родился в 580 г. до н. э. Пифагору повезло больше, чем другим ученым древности. О нем сохранились десятки легенд и мифов,
Выполнил: ст-т гр. ОП-118/18 Гусев Владимир ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»
МОУ «Гожанская основная общеобразовательная школа» Работу выполнил ученик 9-го класса Миннигулов Тимур Учитель: Клюева Т.М г.
«Если ты думаешь на год вперед – посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед – посади дерево. Если ты думаешь на век вперед – воспитай человека».
Математика Теорема Пифагора Шаркова Елена Владимировна учитель математики МОУ Гимназия 1 им. В. Я. Шишкова г. Бежецка Тверской области.
Теорема Пифагора и ее значение. Пребудет вечной истина, как скоро Её узнает слабый человек! И ныне теорема Пифагора Верна, как и в его далёкий век. Обильно.
Проект подготовили ученики 11 класса: Вялова Яна, Шолудько Юлия, Тихтилова Марина.
Транксрипт:

Пифагор и пифагорейцы.

Существует понятие, что философия - наука о неизвестном. Она освещает нам темноту неясного, раскрывает содержание возможного и указывает пути и границы недостижимого. Итак, история Пифагора и пифагорейцев может быть описана лишь ориентировочно. Видимо в конце 6 в. при Пифагоре скла- дывается общее теоретическое содержание пифагоризма, его ре- лигиозное, научное и философское учение. Пифагоризм достига-ет в это время расцвета. Во второй половине 5 в. на первый план выходит уже философское учение пифагорейцев, освобож-денное от религиозных запретов. В конце 5-го - первой поло-вине 6-го века пифагоризм перерастает в платонизм и сливается с ним в деятельности древней Академии.

Создание организации «Пифагорейский союз» Пифагор, сын Мнесарха, самосец, родился в 576г. до н.э. По преданию учился в Египте, много путешествовал. Около 532г., скрываясь от тирании Поликарпа, он осел в Кротоне, где быст-ро завоевывает широкую известность и создает религиозно- философскую и политическую организацию - Пифагорейский cоюз. Этот cоюз имел целью господство лучших в религиозном, научном, философском - короче, нравственном смысле. Пифа-гор попытался создать аристократию духа в лице своих учени-ков, которые вели государственные дела так отменно, что поис-тине это была аристократия, что значит владычество лучших. Пифагор, сын Мнесарха, самосец, родился в 576г. до н.э. По преданию учился в Египте, много путешествовал. Около 532г., скрываясь от тирании Поликарпа, он осел в Кротоне, где быст-ро завоевывает широкую известность и создает религиозно- философскую и политическую организацию - Пифагорейский cоюз. Этот cоюз имел целью господство лучших в религиозном, научном, философском - короче, нравственном смысле. Пифа-гор попытался создать аристократию духа в лице своих учени-ков, которые вели государственные дела так отменно, что поис-тине это была аристократия, что значит владычество лучших. Популярность Пифагора в Кротоне объясняется незаурядными личными качествами философа, его умением увлечь за собой людей. Но не только сила личности и мудрость Пифагора, но и высокая нравственность проповедуемых им идей и жизненных принципов, притягивала к нему единомышленников. Именно та- лант политического оратора и религиозного проповедника при- несли Пифагору успех. Недаром слово Пифагор означает убе- ждающий речью. Популярность Пифагора в Кротоне объясняется незаурядными личными качествами философа, его умением увлечь за собой людей. Но не только сила личности и мудрость Пифагора, но и высокая нравственность проповедуемых им идей и жизненных принципов, притягивала к нему единомышленников. Именно та- лант политического оратора и религиозного проповедника при- несли Пифагору успех. Недаром слово Пифагор означает убе- ждающий речью.

Ритуал посвящения в члены пифагорейского братства был окружен множеством таинств, разглашение которых сурово ка- ралось. "Когда к нему приходили младшие и желающие жить совместно, - рассказывает Ямвлих, - он не сразу давал согласие, а ждал, пока их не проверит и не вынесет о них свое сужде-ние. Но и, попав в орден после строгого отбора и испытатель-ного периода, новички могли только из-за занавеса слушать го-лос учителя, видеть же его самого разрешалось только после нескольких лет очищения музыкой и аскетической жизнью. Впрочем, это не был суровый христианский аскетизм, умерщв- ляющий плоть. Пифагорейский аскетизм для новичка сводился, прежде всего, к обету молчания. Первое упражнение мудреца, - свидетельствует Апулей, - состояло у Пифагора в том, чтобы до конца смирить свой язык и слова, те самые слова, что поэты называют летучими, заключить, ощипав перья, за белой стеною зубов. Иначе говоря, вот к чему сводились начатки мудрости: научиться размышлять, разучиться болтать. Ритуал посвящения в члены пифагорейского братства был окружен множеством таинств, разглашение которых сурово ка- ралось. "Когда к нему приходили младшие и желающие жить совместно, - рассказывает Ямвлих, - он не сразу давал согласие, а ждал, пока их не проверит и не вынесет о них свое сужде-ние. Но и, попав в орден после строгого отбора и испытатель-ного периода, новички могли только из-за занавеса слушать го-лос учителя, видеть же его самого разрешалось только после нескольких лет очищения музыкой и аскетической жизнью. Впрочем, это не был суровый христианский аскетизм, умерщв- ляющий плоть. Пифагорейский аскетизм для новичка сводился, прежде всего, к обету молчания. Первое упражнение мудреца, - свидетельствует Апулей, - состояло у Пифагора в том, чтобы до конца смирить свой язык и слова, те самые слова, что поэты называют летучими, заключить, ощипав перья, за белой стеною зубов. Иначе говоря, вот к чему сводились начатки мудрости: научиться размышлять, разучиться болтать.

Нравственные принципы и заповеди Пифагора. Нравственные принципы, проповедуемые Пифагором и сего-дня достойны подражания. Каждый человек должен следовать правилу: беги от всякой хитрости, отсекай от тела болезнь, от души невежество, от утробы - роскошество, от города – смуту, от семьи - ссору. Вещей, к которым стоит стремиться и которых следует добиваться, есть на свете три: во-первых, прекрасное и славное, во-вторых, полезное для жизни, в-третьих, доставляющие наслаждение. Но наслаждение имеется ввиду не пошлое и обманчивое, не утоляющее роскошествами наше чревоугодие и сладострастие, а другое, направленное на прекрасное, праведное и необходимое для жизни. Нравственные принципы, проповедуемые Пифагором и сего-дня достойны подражания. Каждый человек должен следовать правилу: беги от всякой хитрости, отсекай от тела болезнь, от души невежество, от утробы - роскошество, от города – смуту, от семьи - ссору. Вещей, к которым стоит стремиться и которых следует добиваться, есть на свете три: во-первых, прекрасное и славное, во-вторых, полезное для жизни, в-третьих, доставляющие наслаждение. Но наслаждение имеется ввиду не пошлое и обманчивое, не утоляющее роскошествами наше чревоугодие и сладострастие, а другое, направленное на прекрасное, праведное и необходимое для жизни. Система морально-этических правил, завещанная своим ученикам Пифагором, была собрана в моральный кодекс пифагорейцев - Золотые стихи. Они переписывались и допол- нялись на протяжении всей тысячелетней истории. В 1808 г. в Санкт-Петербурге были опубликованы правила, начинавшиеся словами: Зороастр был законодателем персов. Система морально-этических правил, завещанная своим ученикам Пифагором, была собрана в моральный кодекс пифагорейцев - Золотые стихи. Они переписывались и допол- нялись на протяжении всей тысячелетней истории. В 1808 г. в Санкт-Петербурге были опубликованы правила, начинавшиеся словами: Зороастр был законодателем персов.

Ликург был законодателем спартанцев. Ликург был законодателем спартанцев. Солон был законодателем афинян. Солон был законодателем афинян. Нума был законодателем римлян. Нума был законодателем римлян. Пифагор есть законодатель всего челове-ческого рода. Пифагор есть законодатель всего челове-ческого рода. Вот некоторые извлечения из книжки, содержащей 325 Пи-фагоровских заповедей: Вот некоторые извлечения из книжки, содержащей 325 Пи-фагоровских заповедей: - Сыщи себе верного друга, имея его, ты можешь обойтись без богов. - Сыщи себе верного друга, имея его, ты можешь обойтись без богов. - Юноша! Если ты желаешь себе жизни долгоденственной, то воздержи себя от пресыщения и всякого излишества. - Юноша! Если ты желаешь себе жизни долгоденственной, то воздержи себя от пресыщения и всякого излишества.

- Юные девицы! Памятуйте, что лицо лишь тогда бывает прекрасным, когда оно изображает изящную душу. - Юные девицы! Памятуйте, что лицо лишь тогда бывает прекрасным, когда оно изображает изящную душу. - Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе са-мом. - Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе са-мом. - Не пекись о снискании великого знания: из всех знаний нравственная наука, быть может, есть самая нужнейшая, но ей не обучаются. - Не пекись о снискании великого знания: из всех знаний нравственная наука, быть может, есть самая нужнейшая, но ей не обучаются.

Образ жизни пифагорейцев. Пифагорейцы вели особый образ жизни, у них имелся свой Пифагорейцы вели особый образ жизни, у них имелся свой особый распорядок дня. День пифагорейцам надлежало начинать со стихов: особый распорядок дня. День пифагорейцам надлежало начинать со стихов: Прежде, чем встать от сладостных снов, навеваемых ночью, Прежде, чем встать от сладостных снов, навеваемых ночью, Думай, раскинь, какие дела тебе день приготовил. Думай, раскинь, какие дела тебе день приготовил. Проснувшись, они проделывали мнемонические упражнения, помогающие запоминать нужные сведения, а затем шли на бе-рег моря встречать восход солнца, обдумывали дела предстоя-щего дня, после чего делали гимнастику и завтракали. Вечером совершалось совместное купание, прогулка, ужин, после чего возлияние богам и чтение. Перед сном каждый давал себе отчет о прошедшем дне, заканчивая его стихами: Проснувшись, они проделывали мнемонические упражнения, помогающие запоминать нужные сведения, а затем шли на бе-рег моря встречать восход солнца, обдумывали дела предстоя-щего дня, после чего делали гимнастику и завтракали. Вечером совершалось совместное купание, прогулка, ужин, после чего возлияние богам и чтение. Перед сном каждый давал себе отчет о прошедшем дне, заканчивая его стихами:

Не допускай ленивого сна на усталые очи, Не допускай ленивого сна на усталые очи, Прежде, чем на три вопроса о деле дневном не ответишь: Прежде, чем на три вопроса о деле дневном не ответишь: Что я сделал? Чего не сделал? Что мне осталось сделать? Что я сделал? Чего не сделал? Что мне осталось сделать?

Большое внимание пифагорейцы уделяли медицине, психотерапии. Они разрабатывали приемы улучшения умственных способностей, умение слушать и наблюдать. Они развивали память, как механическую, так и смысловую. Последняя возможна лишь в том случае, если в системе знаний найдены начала. Большое внимание пифагорейцы уделяли медицине, психотерапии. Они разрабатывали приемы улучшения умственных способностей, умение слушать и наблюдать. Они развивали память, как механическую, так и смысловую. Последняя возможна лишь в том случае, если в системе знаний найдены начала. Как видим, пифагорейцы с равным усердием заботились и о физическом, и о духовном развитии. Именно у них родился термин калокагатия,обозначавший греческий идеал человека, сочетающего в себе эстетическое (прекрасное) и этическое (доб-ро) начала, гармонию физических и духовных качеств. Как видим, пифагорейцы с равным усердием заботились и о физическом, и о духовном развитии. Именно у них родился термин калокагатия,обозначавший греческий идеал человека, сочетающего в себе эстетическое (прекрасное) и этическое (доб-ро) начала, гармонию физических и духовных качеств.

государство и царь, потому что от него зависит сила скреп-ления всех людей в единое целое. государство и царь, потому что от него зависит сила скреп-ления всех людей в единое целое. Поразительны физиологические догадки и открытия Алкмео-на: он установил, что орган душевных и мыслительных процес-сов - не сердце, как полагали до него, а мозг, установил разли-чие между способностью к восприятиям и способностью к мышлению, принадлежащей только человеку, а также доказал, что ощущения доводятся до мозга посредством особых путей, соединяющих органы чувств с мозгом. Поразительны физиологические догадки и открытия Алкмео-на: он установил, что орган душевных и мыслительных процес-сов - не сердце, как полагали до него, а мозг, установил разли-чие между способностью к восприятиям и способностью к мышлению, принадлежащей только человеку, а также доказал, что ощущения доводятся до мозга посредством особых путей, соединяющих органы чувств с мозгом.

Философия числа. Основная философская направленность Пифагора состояла в Основная философская направленность Пифагора состояла в философии числа. Числа у пифагорейцев вначале вообще не от-личались от самих вещей и, следовательно, были просто число-вым образом. При этом числовым образом понимались не толь-ко физические вещи, но и вообще все существующее, как, на-пример, добро или добродетель. Затем они стали трактоваться как сущности, принципы и причины вещей. философии числа. Числа у пифагорейцев вначале вообще не от-личались от самих вещей и, следовательно, были просто число-вым образом. При этом числовым образом понимались не толь-ко физические вещи, но и вообще все существующее, как, на-пример, добро или добродетель. Затем они стали трактоваться как сущности, принципы и причины вещей. Пифагорейцы, предавшись математическим занятиям, считали началами всего - числа, так как в числах они находили много сходства с тем, что существует и происходит, и в числах пер-вичные элементы всех математических начал. Пифагорейцы, предавшись математическим занятиям, считали началами всего - числа, так как в числах они находили много сходства с тем, что существует и происходит, и в числах пер-вичные элементы всех математических начал. Вначале пифагорейцы формируют сугубо конкретное физиче-ское понимание числа: числа – особые протяженные вещи, из которых составляются предметы чувственного мира. Они - нача-ло и элемент всего сущего. Логическая основа этого представ-ления- геометрическое понимание чисел: единица – это точка, две точки определяют прямую линию, три точки – плоскость. Отсю-да представления о треугольниках, квадратах, прямоугольниках. Треугольник - есть первоисточник рождения и сотворения раз-личных видов вещей. Квадрат несет в себе образ божественной природы, эта фигура символизирует высокое достоинство, ибо прямые углы предают целостность, а количество сторон способ-но устоять перед силой. Здесь нужно упомянуть о главном пи-фагорском символе - пифагорская звезда, Вначале пифагорейцы формируют сугубо конкретное физиче-ское понимание числа: числа – особые протяженные вещи, из которых составляются предметы чувственного мира. Они - нача-ло и элемент всего сущего. Логическая основа этого представ-ления- геометрическое понимание чисел: единица – это точка, две точки определяют прямую линию, три точки – плоскость. Отсю-да представления о треугольниках, квадратах, прямоугольниках. Треугольник - есть первоисточник рождения и сотворения раз-личных видов вещей. Квадрат несет в себе образ божественной природы, эта фигура символизирует высокое достоинство, ибо прямые углы предают целостность, а количество сторон способ-но устоять перед силой. Здесь нужно упомянуть о главном пи-фагорском символе - пифагорская звезда,

которая образована диагоналями правильного пятиугольника. которая образована диагоналями правильного пятиугольника. Поразительным является и еще одно обстоятельство. Именно Поразительным является и еще одно обстоятельство. Именно звездчатый пятиугольник наиболее распространен в живой при-роде (вспомним цветы незабудки, гвоздики, колокольчика, виш-ни, яблони и т.д.) и принципиально не возможен в кристал- звездчатый пятиугольник наиболее распространен в живой при-роде (вспомним цветы незабудки, гвоздики, колокольчика, виш-ни, яблони и т.д.) и принципиально не возможен в кристал- лических решетках неживой природы. Симметрию пятого поряд-ка называют симметрией жизни. Это своеобразный защитный механизм живой природы против кристализации, против окаме-нения, за сохранение живой индивидуальности. И лических решетках неживой природы. Симметрию пятого поряд-ка называют симметрией жизни. Это своеобразный защитный механизм живой природы против кристализации, против окаме-нения, за сохранение живой индивидуальности. И

именно эту геометрическую фигуру пифагорейцы выбирают в качестве сим-вола здоровья и жизни. именно эту геометрическую фигуру пифагорейцы выбирают в качестве сим-вола здоровья и жизни. Пифагорейская звезда (пентаграмма) была тайным знаком, по которому пифагорейцы узнавали друг друга. Пифагорейская звезда (пентаграмма) была тайным знаком, по которому пифагорейцы узнавали друг друга. Из множества чисел священно число 36 : Из множества чисел священно число 36 : Оно состоит из единицы, а без единицы нет ни одного числа и она символизирует ед. - единство бытия и мира. Оно состоит из единицы, а без единицы нет ни одного числа и она символизирует ед. - единство бытия и мира. Оно состоит из двойки, которая символизирует принципиальную полярность во Вселенной: свет-тьма, добро-зло и т.д. Оно состоит из двойки, которая символизирует принципиальную полярность во Вселенной: свет-тьма, добро-зло и т.д. Оно состоит из тройки, совершеннейшей из чисел, ибо имеет начало, середину и конец. Оно состоит из тройки, совершеннейшей из чисел, ибо имеет начало, середину и конец. Кроме того, в числе 36 возможны удивительные превращения, например: 36 = Кроме того, в числе 36 возможны удивительные превращения, например: 36 = Можно сделать вывод, что числа у пифагорийцев выступают основополагающими универсальными объектами, к которым предполагалось свести не только математические построения, но и все многообразие действительности. Физические, этические, социальные и религиозные понятия получили математическую окраску. Науке о числах отводится огромное место в системе мировоззрения, т.е. фактически математика объявляется филосо-фией. Можно сделать вывод, что числа у пифагорийцев выступают основополагающими универсальными объектами, к которым предполагалось свести не только математические построения, но и все многообразие действительности. Физические, этические, социальные и религиозные понятия получили математическую окраску. Науке о числах отводится огромное место в системе мировоззрения, т.е. фактически математика объявляется филосо-фией. Особое значение пифагорейцы приписывали числам в деле познания. По Филолаю число – есть основание оформленности и познаваемости всего сущего. Все познаваемое имеет число. Ибо без него невозможно ничего ни понять, ни познать. Особое значение пифагорейцы приписывали числам в деле познания. По Филолаю число – есть основание оформленности и познаваемости всего сущего. Все познаваемое имеет число. Ибо без него невозможно ничего ни понять, ни познать.

Раскрывавшаяся пифагорейцами числовая закономерность сущего - это протяженный мир тел, математические законо-мерности движения небесных тел, законы музыкальной гармо-нии, закон прекрасного устройства человеческого тела и др. открытия - предстали как торжество человеческого разума, ко-торым человек обязан божеству. Раскрывавшаяся пифагорейцами числовая закономерность сущего - это протяженный мир тел, математические законо-мерности движения небесных тел, законы музыкальной гармо-нии, закон прекрасного устройства человеческого тела и др. открытия - предстали как торжество человеческого разума, ко-торым человек обязан божеству. К сожалению, за тысячу лет антично традиции реальные и вызывающие глубокое уважение к личности Пифагора сведения были перемешаны со множеством легенд, сказок и небылиц. Можно было бы много чудес рассказать о Пифагоре. Но глав-ное чудо, прославившее его, состояло в том, что он вывел че-ловечество из лабиринтов мифотворчества и богоискательства к берегам океана точного знания. Утренние купания пифагорей-цев в волнах Ионического моря были и ежедневной прелюдией к плаванию по океану знания. Только целью плавания были не поиски сокровища, а поиски истины. К сожалению, за тысячу лет антично традиции реальные и вызывающие глубокое уважение к личности Пифагора сведения были перемешаны со множеством легенд, сказок и небылиц. Можно было бы много чудес рассказать о Пифагоре. Но глав-ное чудо, прославившее его, состояло в том, что он вывел че-ловечество из лабиринтов мифотворчества и богоискательства к берегам океана точного знания. Утренние купания пифагорей-цев в волнах Ионического моря были и ежедневной прелюдией к плаванию по океану знания. Только целью плавания были не поиски сокровища, а поиски истины. Пифагор был, видимо, первым, кто открыл человечеству мо-гущество абстрактного знания. Он показал, что именно разум, а не органы чувств приносят человеку истинное знание. Вот почему он советовал своим ученикам переходить от изучения физических объектов к изучению абстрактных математических объектов. Так математика становится у Пифагора орудием по-знания мира. А за математикой следует и философия, ибо фи-лософия есть не что иное, как распространение накопленного специального (в данном случае математического) знания на об-ласть мировоззрения. Так рождается знаменитый пифагорейский тезис: Все есть число. Так в недрах пифагорейского союза рождаются математика и философия. Пифагор был, видимо, первым, кто открыл человечеству мо-гущество абстрактного знания. Он показал, что именно разум, а не органы чувств приносят человеку истинное знание. Вот почему он советовал своим ученикам переходить от изучения физических объектов к изучению абстрактных математических объектов. Так математика становится у Пифагора орудием по-знания мира. А за математикой следует и философия, ибо фи-лософия есть не что иное, как распространение накопленного специального (в данном случае математического) знания на об-ласть мировоззрения. Так рождается знаменитый пифагорейский тезис: Все есть число. Так в недрах пифагорейского союза рождаются математика и философия.

Они считали возможным при помощи математики достиг-нуть очищения и соединения с божеством. Математика была одной из составных частей их религии. Бог - это единство, а мир - множество и состоит из противоположностей. Они считали возможным при помощи математики достиг-нуть очищения и соединения с божеством. Математика была одной из составных частей их религии. Бог - это единство, а мир - множество и состоит из противоположностей. То, что приводит противоположности к единству и соединяет все в космос, есть гармония. Гармония является божественной То, что приводит противоположности к единству и соединяет все в космос, есть гармония. Гармония является божественной и заключается в числовых отношениях. Кто до конца изучит эту божественную числовую гармонию, сам станет божествен- и заключается в числовых отношениях. Кто до конца изучит эту божественную числовую гармонию, сам станет божествен- ным и бессмертным. ным и бессмертным.

Таков был пифагорейский союз - любимое детище великого эллианского мудреца. Воистину то был союз истины, добра Таков был пифагорейский союз - любимое детище великого эллианского мудреца. Воистину то был союз истины, добра и красоты. и красоты.