Концепция саморегулирования в сфере управления недвижимостью. Справка по состоянию на 9.12.09 Саморегулирование – ответственность бизнеса г. Москва.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Партийный проект «Управдом» Всероссийская политическая партия «Единая Россия» г. Москва, 9 сентября 2009 г.
Advertisements

Концепция «Саморегулирование в сфере управления недвижимостью» Фонд рыночных исследований г. Москва, 1 сентября 2009 г. Создание системы защиты прав собственников.
Вопросы становления саморегулирования в сфере управления недвижимостью в России Создание системы защиты прав собственников жилья на принципах саморегулирования.
Саморегулирование Создание системы защиты прав собственников жилья на принципах саморегулирования Комитет по собственности Государственной думы РФ г. Оренбург.
Создание системы защиты прав собственников жилья на принципах саморегулирования Концепция «Саморегулирование в сфере управления недвижимостью» Комитет.
Некоммерческое Партнерство Саморегулируемая организация «Межрегиональная гильдия управляющих компаний в жилищно-коммунальном хозяйстве» НП СРО «МГУ ЖКХ»
В рамках Совместной инициативы по развитию малого предпринимательства и созданию рабочих мест в г. Североуральск Свердловской области Задачи проекта и.
1 Концепция создания фондов капитального ремонта многоквартирных домов Государственная корпорация – Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального.
НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО «САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЯЮЩИХ НЕДВИЖИМОСТЬЮ»
1 ОРГАНИЗАЦИЯ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ в соответствии с 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» Президент «Ассоциации предприятий.
О внедрении оценки регулирующего воздействия муниципальных нормативных правовых актов в администрации Кондинского района ноябрь, 2015 год.
Обзор жилищного законодательства Российской Федерации.
МИНКОМСВЯЗЬ РОССИИ IV Всероссийский форум «Электронное правительство – современный механизм управления регионом» 17 ноября 2011 года г. Тюмень О реализации.
МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ФОНДА РАЗВИТИЯ МОНОГОРОДОВ Февраль 2016, Москва Фонд развития моногородов.
Предложения по внесению изменений в 315-ФЗ Москва, г. Каминский Алексей Владимирович Руководитель Рабочей группы «Разработка Стратегии развития.
ПРОЕКТ МОДЕРНИЗАЦИИ СФЕРЫ ЖКХ МО ГОРОД НОРИЛЬСК ОБЪЕДИНЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ «ПРОМЫШЛЕННИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ НОРИЛЬСКА» («Северные промышленники и предприниматели»)
Программа повышения квалификации ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Влияние добровольной сертификации на качество и безопасность управления и эксплуатации жилой.
ЗАКОН КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ.
1 СРО НП «ЭнергоСтройАльянс» Доклад Генерального директора СРО НП «ЭнергоСтройАльянс» Д.Л. Мурзинцева.
Транксрипт:

Концепция саморегулирования в сфере управления недвижимостью. Справка по состоянию на Саморегулирование – ответственность бизнеса г. Москва.

Становление рынка по управлению недвижимостью С вступлением в силу Жилищного кодекса РФ и ФЗ 185 «О фонде содействия реформированию ЖКХ» происходит стремительное развитие рынка по управлению недвижимостью (в т.ч. по управлению многоквартирными домами, далее- МКД), а именно: становление управляющих организаций (компаний, далее – УК); за последние 2 года создано около 10 тысяч частных УК; под их управлением сейчас находится 150 тысяч домов, где проживает около 35 млн. жителей; становление товариществ собственников жилья (далее – ТСЖ) и иных собственников недвижимости; создано около 70 тысяч ТСЖ, объединяющих 17,5 млн. жителей; Рынок продолжает дальнейшее, более быстрое по сравнению с предыдущим этапом, развитие; в ближайшие 2-3 года будут охвачены частными УК и ТСЖ оставшиеся актуальные1,2-1,4 млн. МКД. Создание системы защиты прав собственников жилья на принципах саморегулирования 2

Основные проблемы становления отношений в сфере управления недвижимостью Финансовый блок проблем: (емкость рынка по оплате населением услуг ЖКХ 1,2 триллиона рублей в год): 1. Злоупотребление правом распоряжения деньгами жителей со стороны УК и ТСЖ (несанкционированные покупка недвижимости, валюты, выдач а займов и т.п. вместо оплаты ЖКУ, общий ущерб по оценкам экспертов 65 млрд. р.). 2. Выставление квитанций на оплату ЖКУ: а) одновременное выставление квитанций за одинаковые услуги разными компаниями (две, три квитанции – общий ущерб жителям по экспертным оценками 7,5 млрд. р.; б) квитанции от компаний «однодневок» – общий ущерб жителям 1 млрд. р.,). 3. Злоупотребление бухучетом и банкротством УК. Правовой блок проблем: 1. Отсутствие вида деятельности и его регулирования в данной сфере – доступ любому лицу. 2. Несоразмерность юридической ответственности - уставный фонд УК (10 т.р.) значительно меньше рисков управления. 3. Неопределенность юридической ответственности УК (отсутствие страхования рисков и имущества компенсационного фонда). 4. Отсутствие правовой ответственности ТСЖ и иных собственников жилой и коммерческой недвижимости (г. Москва, «Трансвааль-парк», погибло 28 человек; взрывы бытового газа в жилых домах - более 20 случаев, более 100 погибших и т.д.). Создание системы защиты прав собственников жилья на принципах саморегулирования 3

Инженерно-технический блок проблем: 1.Сдача застройщиками объектов «карманным» УК и ТСЖ без «лишних» вопросов к качеству строительства. 2.Невыполнение из-за экономии денег необходимых для инженерно-технической безопасности объектов регламентных работ. 3.Техническая безграмотность УК и ТСЖ - неэффективные потребление энергоресурсов (ущерб 85 млрд.р. в год) и отсутствие учета энергоресурсов (ущерб 40 млрд.р. в год), завышенная стоимость работ, аварийность МКД (трещины в фундаментах и т.п.) и запрет на эксплуатацию элементов МКД (лифты и т.п.). 4.Правовая безграмотность специалистов ТСЖ и собственников жилья (установление кабальных для ТСЖ и собственников договорных отношений со стороны УК, поставщиков энергоресурсов и пр. организаций) 5.Отсутствие программ подготовки и повышения квалификации специалистов. Управленческий блок проблем: 1. Потеря единого информационного пространства в ЖКХ:а) невозможность получения информации органами госвласти и МСУ о состоянии жилфонда, ценах на ЖКУ, стоимости и объеме выполняемых работ (услуг), латентной миграции населения и т.д.; б) отсутствие возможности планирования, контроля и надзора за системой жизнеобеспечения; 2. Предоставление безответственной либо заведомо ложной информации со стороны УК (регистрация граждан, сведения о начислении и оплате ЖКУ и т.д.); 3. Отсутствие ответственности за несанкционированное предоставление информации Создание системы защиты прав собственников жилья на принципах саморегулирования 4

Предполагаемые последствия отсутствия системы регулирования. Неурегулированность отношений в сфере управления недвижимостью может привести к: 1. Лишению граждан жилья, вследствие увеличения количества аварийного и ветхого жилья, увеличения числа аварийных ситуаций (трещины в стенах дома, взрывы бытового газа и т.п.); по экспертным оценкам в течение 2-3 лет, в случае нерегулирования, от 2% до 10% жителей могут остаться «без крыши над головой» в силу прихода жилья в состояние непригодное для проживания. 2. Возникновению необоснованных долгов ТСЖ и собственников жилья перед УК и как следствие выселению граждан из квартир. 3. Накопления критической суммы долга со стороны УК и ТСЖ перед энергоснабжающими компаниями, что приведет: а) к ограничению подачи энергоресурсов; б) недоремонту сетевого хозяйства, авариям на сетях с последующей невозможностью поставки воды и тепла в дома. Создание системы защиты прав собственников жилья на принципах саморегулирования 5

Предполагаемые последствия отсутствия системы регулирования. В итоге может произойти потеря доверия общественности к институту власти, который несколько десятков лет был ответственен за ЖКХ, но самоустранился в во время проведения реформы, и, в дополнение к проблемам обманутых дольщиков и вкладчиков добавится проблема «Обманутых собственников», значительно превышающая по масштабу ущерба предыдущие. Создание системы защиты прав собственников жилья на принципах саморегулирования 6

Возможные варианты системы госрегулирования Системы госрегулирования: Лицензирование – создание норм и правил предпринимательской деятельности, контроль и надзор за их исполнением посредством закона, полномочий Правительства, уполномоченного органа власти. Саморегулирование – создание норм и правил предпринимательской деятельности, установление ответственности самими участниками рынка в форме саморегулируемых организаций, при осуществлении контроля и надзора со стороны органов госвласти. КритерииЛицензированиеСаморегулирование Стоимость для государстваВысокая (-)Низкая (+) Стоимость для рынкаНизкая (+)Высокая (-) Коррупционная емкостьВисокая (-)Низкая (+) Ответственность регулирующего органаМинимальная (-)Максимально необходимая (+) Ответственность регулируемого субъектаНизкая (-)Полная (+) Примеры функционирования системы (мировой опыт) Имеются (+) Срок создания и организацииНезначительный (+)Значительный (-) Гибкость системы регулированияНизкая (-)Высокая (+) Соответствие тенденциям развития экономики Низкое (-)Высокое (+) ИТОГО3 плюса7 плюсов Создание системы защиты прав собственников жилья на принципах саморегулирования 7

Предполагаемый результат внедрения саморегулирования. 1.Увеличение административного влияния органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления в сфере ЖКХ регионов при отсутствии необходимости финансирования проекта. 2.Повышение финансовой дисциплины УК в отношении поставщиков энергоресурсов (тепла, воды, электричества). 3.Исключение возможности злоупотребления со стороны управляющих компаний в отношении собственников. 4.Запрет на деятельность недобросовестных УК. 5.Минимизация злоупотреблений собственников и их объединений (ТСЖ, ЖСК) в отношении УК. 6.Установление реальной ответственности УК и как следствие появление возможности возмещения ущерба со стороны управляющих компаний перед собственниками многоквартирных домов (далее – МКД), иной недвижимости (детские сады, школы, кинотеатры, спортивные сооружения и т.п. ) и третьими лицами. 8 Саморегулирование – ответственность бизнеса

Правовые основы саморегулирования в РФ Правовой старт развития саморегулирования в сфере управления недвижимостью в России был дан с вступлением в силу: Федерального закона 315 «О саморегулируемых организациях», который определил порядок возникновения и функционирования саморегулируемых организаций Постановления Правительства РФ «Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии Минэкономразвития РФ» (далее – Росреестр РФ), которое закрепило функцию ведения реестра саморегулируемых организаций, создаваемых на добровольной основе, за указанной службой. Указанные нормативно-правовые документы предоставляют возможность профессиональным и предпринимательским сообществам создавать объединения и получать статус саморегулируемой организации. Саморегулирование – ответственность бизнеса 9

Партийный проект «Управдом» 9 сентября 2009 года Президиум Генерального совета партии «Единая Россия» утвердил Комиссию по защите прав собственников и нанимателей жилья, которая занимается проектом «УПРАВДОМ», в который вошли Проект «Саморегулирование – ответственность бизнеса» и Проект "Управдом - в каждый дом". Основные цели проекта: формирование системы защиты прав собственников жилья при помощи ассоциаций товариществ собственников жилья и повышение ответственности управляющих компаний через саморегулируемые организации управляющих компаний (УК). создание условий, оптимизации нормирования и стандартизации отношений в сфере управления недвижимостью. формирование среды ответственных собственников недвижимости. Создание спроса на эффективные управленческие кадры в сфере ЖКХ. Выработка стандартов, определение профессиональных требований к специалистам - управляющим МКД. Снижение уровня социальной напряженности в сфере ЖКХ. обеспечение органов местного самоуправления инструментами мониторинга сферы управления жилищным фондом. Реализация системы взаимодействия между гражданами, органами власти и местного самоуправления. получение и распространение позитивного опыта по защите прав собственников и нанимателей жилья. Усиление партийного влияния в регионах, привлечение в партию новых членов благодаря активной работе с населением в рамках проекта. 10 Саморегулирование – ответственность бизнеса

Партийный проект «Управдом» Председатель Комиссии Президиума Генерального совета партии «Единая Россия» по защите прав собственников и нанимателей жилья – Андрей Борисович Чиркин, депутат Государственной Думы ФС РФ, член Комитета по экономической политике и предпринимательству. Заместитель Председателя Комиссии Президиума Генерального совета партии «Единая Россия» по защите прав собственников и нанимателей жилья – Евгений Исаакович Богомольный, депутат Государственной Думы ФС РФ, заместитель Председателя комитета по собственности; основные полномочия в рамках Комиссии: реализация Проекта «Саморегулирование – ответственность бизнеса» - обеспечение условий создания и функционирования саморегулируемых организаций управляющих недвижимостью. Контакты: тел.+7(495) , 11 Саморегулирование – ответственность бизнеса

Внедрение саморегулирования Комитет Государственной Думы ФС РФ по собственности в целях внедрения системы саморегулирования провел за последние 7 месяцев необходимые мероприятия: 1.Организационные 2.Методологические 3.Информационные 12 Саморегулирование – ответственность бизнеса

Внедрение саморегулирования Организационные мероприятия В целях организационного сопровождения Комитет ГД ФС РФ по собственности в июне 2009 года на базе «Фонда рыночных исследований» (г.Москва) и Некоммерческого партнерства «Управдом» (Удмуртская республика) инициировал создание Национального проектного центра. Задачи Национального проектного центра: Выявление управляющих компаний и их объединений, готовых к переходу на саморегулирование. Проведение консультационно-разъяснительной работы, организация круглых столов, совещаний, слушаний по данной тематике. Обеспечение поддержки объединениям УК со стороны органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Правовая экспертиза документов. Сопровождение документов при регистрации некоммерческих партнерств в регистрационных органах субъектов РФ. Сопровождение документов при внесении в реестр СРО в Росреестре РФ. 13 Саморегулирование – ответственность бизнеса

Внедрение саморегулирования Методологическое сопровождение Были разработаны следующие нормативно-правовые документы для некоммерческих партнерств – будущих СРО управляющих недвижимостью: Примерный устав. Примерные положения о Наблюдательном совете, Контрольном и Дисциплинарном органах. Примерное положение о Компенсационном фонде. Типовой договор страхования гражданской ответственности участников партнерства. Примерные Стандарты деятельности УК. Прочие документы, необходимые и достаточные для получения статуса саморегулируемой организации. 14 Саморегулирование – ответственность бизнеса

Внедрение саморегулирования Информационные мероприятия Концепция была поддержана органам исполнительной власти и местного самоуправления, управляющим компаниям и их объединениям, объединениям собственников жилья, ресурсоснабжающим организациям на 17 мероприятиях за последние 6 месяцев: на семинаре-совещании Комитета по собственности Госдумы РФ в г. Тамбове 1-2 июня 2009 года в г. Астрахани сентября 2009 года; на совместных совещаниях Комитета Госдумы РФ по собственности и объединений УК в г. Москве 26 августа и 7 сентября 2009 года; на заседании Центра социально-консервативной политики Партии "Единая Россия" в г. Оренбурге 20 июня 2009 года и на заседании «Клуба политического действия - 4 ноября» в г. Рязани 14 октября 2009 года; на слушаниях в Общественной палате РФ 24 июня 2009 года, на совещании Российской жилищной федерации в г. Калининграде 22 июля 2009 года на международном инвестиционном форуме в г. Сочи 19 сентября 2009 года; на III Всероссийском совещании по управлению многоквартирными домами товариществами собственников жилья: «Управление многоквартирными домами – настоящее и будущее» в г. Москве сентября 2009 года; на видеоконференции между участниками СРО г.Ижевска и ОМС, управляющими компаниями г.Ярославля 7 октября 2009 года; на межрегиональных совещаниях управляющих компаний в г.Ижевске 10 июня, в г. Уфе 6 октября, в г.Вологде 29 сентября, в г. Калуге 12 октября 2009 года; на 1-ой Всероссийской конференции саморегулируемых организаций управляющих недвижимостью в г.Ижевске ноября 2009 года; на V всероссийском юбилейном форуме руководителей предприятий жилищно-комунального хозяйства в г. Москве 20 ноября 2009 года; на межрегиональной конференции в г. Тюмени с участием представителей Тюменской, Курганской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов 26 ноября 2009 года. С сентября 2009 года начат выпуск вкладыша к газете «Экономика и жизнь» - «Саморегулирование в России» и размещена информация о проекте на сайте SRO.RU, NOSOUN.RU 15 Саморегулирование – ответственность бизнеса

16Результат внедрения саморегулирования 52 региона – участники проекта. 23 июля 2009 года Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Минэкономразвития РФ зарегистрировало на основании ФЗ 315 «О саморегулируемых организациях» первую саморегулируемую организацию управляющих компаний в РФ: сведения о Некоммерческом Партнерстве управляющих многоквартирными домами Удмуртской республики «Управдом» внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций за Август 2009 года - предложения о внедрении саморегулирования в 43 регионах РФ (красный цвет), 42 из которых приняли предложение. Сентябрь 2009 года - 9 регионов (желтый цвет) самостоятельно предложили включить их в качестве пилотных регионов – участников проекта. Саморегулирование – ответственность бизнеса

Результат внедрения саморегулирования Анализ показал высокую степень готовности и желания предпринимательского сообщества к переходу на систему добровольного саморегулирования в этой сфере. На данный момент зарегистрированы 9 саморегулируемых организаций в сфере управления недвижимостью (многоквартирными домами): 1.Удмуртская республика, НП «Управдом», руководитель Витвинов Олег Петрович. 2.Архангельская область, НП «ЖКХ Гарант», руководитель Тропин Алексей Юрьевич. 3.Рязанская область, «Ассоциация обслуживающих и управляющих организаций в жилищной сфере», руководитель Квашнин Игорь Васильевич, член наблюдательного совета Кремнева Наталья Владимировна. 4.Новосибирская область, НП «Новосибирский областной центр управляющих многоквартирными домами», руководитель Суворова Светлана Павловна. 5.Пермский край, НП «Ассоциация управляющих компаний», руководитель Котова Елена Юрьевна. 6.Вологодская область, НО «Региональная Ассоциация управляющих компаний», руководитель Соколова Татьяна Александровна. 7.Свердловская область, «Ассоциация управляющих и собственников жилья Свердловской области», руководитель Гостинина Елена Рудольфовна. 8.Самарская область, НП «Поволжский региональный центр регулирования деятельности в сфере ЖКХ», руководитель Гаранин Пётр Александрович 9.Ивановская область, НП «Инициатива», руководитель Рябов Константин Борисович 17 Саморегулирование – ответственность бизнеса

Результат внедрения саморегулирования 19 Созданные СРО (9) Регистрируемые СРО (2) Подготовка документов для СРО (6) Созданные НП (9) Процесс создания НП (6) Формирование инициативной группы (20) Саморегулирование – ответственность бизнеса

Результат внедрения саморегулирования ноября 2009 года в г.Ижевске Удмуртской республики состоялась Первая Всероссийская Конференция управляющих недвижимостью, в которой приняли активное участие более 240 представителей, включая представителей саморегулируемых организаций в этой сфере, Депутатов ГД ФС РФ, ответственных работников Минэкономразвития России, Минрегионразвития России, представителей органов исполнительной власти из 30 субъектов РФ и ряда муниципальных образований этих субъектов, представителей «ОПОРА РОССИИ», общественных объединений ТСЖ, частных УК, средств массовой информации. На конференции была принята резолюция о признании передового опыта саморегулирования и создании рабочей группы по формированию национального объединения СРО управляющих недвижимостью. 20 Саморегулирование – ответственность бизнеса