Европейская нормативно-правовая база и роль европейских регуляторов энергетики в создании внутреннего энергетического рынка Эрик Диэвр Ежегодное совещание.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1FTS-CEER bilateral meeting, St Petersburg, 17 May 2011 Peter Plug Председатель рабочей группы по электроэнергии Использование и управление объединенными.
Advertisements

Институционные аспекты законодательства в рамках Третьего энергетического пакета Регулирование и либерализация энергетических рынков: Опыт России и Третий.
1 Орган по регулированию электроэнергии и газа Италии (AEEG) : обзор законодательства Орган по регулированию электроэнергии и газа Италии (AEEG) : обзор.
СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ ОРГАНАМИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭНЕРГЕТИКИ Хорхе Васконселос Учебный курс «Регулирование энергетики : Основная задача – служение нашему народу»
Развитие электроэнергетической инфраструктуры Европейского союза: регуляторные аспекты В.П. Сорокин Член Общественного совета ФСТ России Семинар ФСТ России.
Введение в действие Третьего энергетического пакета Филипп Лоу Конференция по регулированию и либерализации энергетических рынков 4 октября 2010 года,
Роль регуляторов в стимулировании инвестиций в энергетическую отрасль, трансграничные операции и интеграцию рынков энергии ЕС Волтер Больтс.
Последние тренды в регулировании энергетики Рабочая встреча в формате МЭА – ФСТ России по вопросам сценариев развития мировых энергетических рынков Париж,
Первая научно-практическая конференция Настоящий документ является внутренним документом Союза Предприятий Проверки Качества и Экспертиз Безопасности и.
А ккредитаци я. Национальное агентство по аккредитации (НААУ) ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. Аккредитация, ее цель 2. Принципы аккредитации 3.НААУ 4. Состав НААУ 5. Функции.
Г. Москва ОАО «Холдинг МРСК» Стратегия развития распределительного сетевого комплекса.
Появление Европейских энергетических регуляторов Альберто Поточниг Директор Международная конференция «Регулирование и либерализация энергетических рынков:
1 Торговля электроэнергией нуждается в лучшем регулировании ! Йоханнес Киндлер, Вице-президент Федерального Сетевого Агентства IV Всемирный Форум по регулированию.
Глобализация и устойчивое развитие ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ Новая энергетическая стратегия ЕС: вызов или возможность для России? А.И. ГРОМОВ Заместитель.
TITRE Агентство по взаимодействию регуляторов в области энергетики Объединение трансграничных сетей: роль регуляторов Мин Жу Содействующий национальный.
Пути совершенствования правового регулирования автомобильных перевозок пассажиров на основе гармонизации законодательства Республики Беларусь и Евросоюза.
Courtesy of Wintershall Доклад Комиссии перед Европарламентом и Европейским советом Противостояние трудностям разработки нефтегазовых месторождений на.
Предложения по Организации НП «Ассоциация независимых энергосбытовых компаний» «Нам нужны действенные шаги по повышению уровня конкуренции на розничном.
1 Орган по регулированию электроэнергии и газа Италии (AEEG) : цели, задачи, независимость, ответственность и организация Орган по регулированию электроэнергии.
Направления сотрудничества государств – участников СНГ в области ВИЭ К.т.н. В.Л. Лихачев ИНЭИ РАН / ИЭ НИУ ВШЭ / РГ по энергоэффективности и ВИЭ ЭЭС СНГ.
Транксрипт:

Европейская нормативно-правовая база и роль европейских регуляторов энергетики в создании внутреннего энергетического рынка Эрик Диэвр Ежегодное совещание российских регуляторов энергетики. Москва, 1 апреля 2010 г.

1.Европейская нормативно-правовая база 2.Независимость, обязанности и полномочия европейских регуляторов энергетики 3.Третий энергетический пакет

3Annual Meeting of Russian Energy Regulators, Moscow, April 1 st 2010 Преимущества европейского внутреннего энергетического рынка Цель европейского внутреннего энергетического рынка: предоставление потребителям свободы выбора их энергопоставщика и извлечение выгоды от справедливых цен, путем устранения исторической (производство и предложение) монополии и создания справедливой конкуренции между компаниями на европейском уровне повышение безопасности предложения за счет привлечения инвестиций в оборудование, а также за счет диверсификации транспортных маршрутов и энергетических ресурсов вклад в устойчивое развитие, в частности, путем предоставления возможности выхода на рынок поставщикам электроэнергии, получаемой из возобновляемых источников энергии

4Annual Meeting of Russian Energy Regulators, Moscow, April 1 st 2010 Европейская нормативная база Исторический экскурс(1/3) Первый энергетический пакет ( ): нормативно- правовая база, сочетающая в себе минимальное количество общих правил для открытия европейского рынка электроэнергии и газа Основные принципы: Свобода создания производителей Свобода выбора энергопоставщика Разделение деятельности Доступ третьих сторон к сетям / сетям передачи Обязательство результата, но выбор средств на усмотрение стран-членов ЕС

5Annual Meeting of Russian Energy Regulators, Moscow, April 1 st 2010 Европейская нормативная база Исторический экскурс(2/3) Второй энергетический пакет (2003): на пути к эффективному процессу гармонизации для улучшения функционирования европейских энергетических рынков Две директивы относительно внутреннего рынка электроэнергии и природного газа Этот пакет был дополнен двумя регулятивными мерами относительно условий доступа к газовым передающим сетям и трансграничного обмена электроэнергией В настоящий момент Европейская нормативная база включает в себя 2 директивы и 2 регулятивные меры

6Annual Meeting of Russian Energy Regulators, Moscow, April 1 st 2010 Устойчивое развитие 2000 Либерализация Безопасность поставок 1-ая директива по электро- энергетике 2-ая директива по газу и электроэнергетике 1-ая Зеленая книга по европейской стратегии для безопасности энергопоставок Директива по безопасности поставок Зеленая и Белая книги по возобновляемым источникам энергии (ВИЭ) 1-ая газовая директива Директива по продвижению выработки энергии из ВИЭ 2001 Зеленая книга для безопасной, конкурентоспособной и устойчивой Европейской энергетической стратегии Саммит в Берлине : призыв к новой промышленной революции 2008/ ий энергети- ческий пакет Пересмотр директивы по безопасности поставок Пакет законов по климату и энергетике Европейская нормативная база Исторический экскурс(3/3)

1.Европейская регуляторная база 2.Независимость, обязанности и полномочия европейских энергетических регуляторов 3.Третий энергетический пакет

8Annual Meeting of Russian Energy Regulators, Moscow, April 1 st 2010 Независимость, обязанности и полномочия регуляторов: Требования Первого энергетического пакета ( ) Страны-члены ЕС были обязаны: Назначить независимый уполномоченный орган для урегулирования споров между энергетическими предприятиями, в частности, касающиеся контрактов, переговоров и отказа в доступе (регулируемый или договорный доступ третьих сторон к передающим сетям) или отказа в покупке (модель единственного покупателя) Уполномоченным органам должно было быть предоставлено право доступа к счетам предприятий по генерации, передаче и распределению энергии создать «подходящие и эффективные механизмы для регулирования, контроля и транспарентности…»

9Annual Meeting of Russian Energy Regulators, Moscow, April 1 st 2010 Независимость, обязанности и полномочия регуляторов: Требования Второго энергетического пакета (2003) Страны-члены ЕС были обязаны создать регуляторные уполномоченные органы, независимые от бизнес-структур, для осуществления мониторинга и решения проблем, связанных с: управлением объединением энергосистем и возможными сетевыми перегрузками и, в целом, с методом осуществления своих функций системными операторами разделением счетов доступом к национальным сетям и соответствующим контрактам тарифами на передачу и распределение оценкой уровня транспарентности и конкуренции на рынках разрешением споров опубликованием ежегодного отчета о деятельности

10Annual Meeting of Russian Energy Regulators, Moscow, April 1 st 2010 Эволюция основы для сотрудничества европейских энергетических регуляторов Будучи учрежденным в 2000 году на добровольных основаниях, Совет европейских энергетических регуляторов (CEER) является ассоциацией, через которую регуляторы встречаются на постоянной основе в рамках специальных рабочих групп по электроэнергии, газу, потребителям, финансовым услугам… Требования Второго энергетического пакета (2003): Регуляторы вносят вклад в развитие внутреннего рынка и «единого игрового поля» путем сотрудничества друг с другом и с Еврокомиссией в транспарентной манере. В соответствии с директивами Европейская комиссия учредила Группу европейских регуляторов по электроэнергии и газу (ERGEG) с целью выработки рекомендаций и оказание поддержки в действиях, направленных на консолидацию внутреннего рынка и содействие координации между национальными регуляторами

11Annual Meeting of Russian Energy Regulators, Moscow, April 1 st 2010 Пример того, чем занимаются европейские энергетические регуляторы: Региональные программы (1/2) В 2006 году Группа европейских регуляторов по электроэнергии и газу (ERGEG) запустила Региональные Программы об учреждении 7 региональных рынков электроэнергии и 3 региональных рынков газа в Европе Каждый регион имеет свои приоритеты, план действий и программу для: Определения существующих барьеров для доступа / препятствий к региональной интеграции рынка Предложения конкретных усовершенствований, с детальными сроками, для преодоления этих препятствий Внедрения этих практических усовершенствований на региональном уровне ERGEG тщательно проводит мониторинг согласованности правил, специфичных для каждого региона, чтобы гарантировать дальнейшее сближение к европейскому единому рынку

12Annual Meeting of Russian Energy Regulators, Moscow, April 1 st 2010 Региональные программы по электроэнергии Региональные программы по газу Пример того, чем занимаются европейские энергетические регуляторы: Региональные программы (2/2)

1.Европейская регуляторная база 2.Независимость, обязанности и полномочия европейских энергетических регуляторов 3.Третий энергетический пакет

14Annual Meeting of Russian Energy Regulators, Moscow, April 1 st 2010 Задачи Третьего энергетического пакета Третий энергетический пакет законодательных инициатив, принятый в июне 2009 года, состоит из 5 положений: Две директивы относительно внутреннего рынка электроэнергии и природного газа Две регулятивные меры относительно условий доступа к газовым передающим сетям и сетям по трансграничному обмену электроэнергией Положение об учреждении Агентства по взаимодействию регуляторов энергетики (ACER) Основные задачи Гармонизировать и укрепить независимость и компетенцию Национальных Регулирующих Органов (НРО) Гарантировать недискриминационный доступ к сетям путем разделения операторов передающих систем (ОПС) и улучшения взаимодействия ОПС на европейском уровне Увеличение инвестиций в электроэнергетическую и газовую инфраструктуру Улучшение функционирования рынка и прозрачности Укрепление защиты потребителя Координация действий НРО на европейском уровне путем создания Агентства по взаимодействию регуляторов энергетики

15Annual Meeting of Russian Energy Regulators, Moscow, April 1 st 2010 Основная задача Национальных Регулирующих Органов Продвижение конкурентного, безопасного и экологически устойчивого внутреннего энергорынка, открытие эффективного рынка и гарантирование соответствующих условий для эффективного и надежного функционирования электроэнергетических и газовых сетей, принимая во внимание долгосрочные цели

16Annual Meeting of Russian Energy Regulators, Moscow, April 1 st 2010 Гармонизация и усиление независимости и компетенции Национальных Регулирующих Органов (НРО) Страны-члены ЕС должны назначить единственного НРО на национальном уровне и: Усилить их независимость: Юридическое различие и функциональная независимость от любого частного или общественного интереса Автономия в выполнении бюджета Необходимые человеческие и финансовые ресурсы Усилить их компетенцию и полномочия: Контроль деятельности операторов передающих систем (ОПС) и операторов распределительных систем (ОРС): сертификация ОПС, утверждение и изменение управления перегрузками и распределение трансграничных мощностей Утверждение тарифов на передачу и распределение или их методологии, возможное включение регулирования методом поощрения Мониторинг инвестиционных планов ОПС Мониторинг рынка, принятие мер для продвижения эффективной конкуренции (действующие электростанции, выброс газа...) Вклад в защиту потребителей: доступ к данным, выполнение Приложения A директив Сотрудничество с Агентством по взаимодействию регуляторов энергетики (ACER) и другими НРО по международным проблемам

17Annual Meeting of Russian Energy Regulators, Moscow, April 1 st 2010 Усиление независимости Операторов Передающих Систем (ОПС) Страны-члены имеют выбор между тремя опциями разделения электроэнергии и газа: Разделение собственности: Вертикально интегрированные компании (ВИК) распределяют их пакет акций в деятельности по передаче электроэнергии и газа Независимый системный оператор: ВИК разделяются на два юридических лица, одно юридическое лицо владеет акциями, а другое отвечает за операции, развитие и обслуживание сети Независимый оператор передачи: укрепление существующих юридических и бухгалтерских правил по разделению (более строгие условия относительно независимости Операторов Передающих Систем (ОПС) и пунктов этики) Более строгие требования для обеспечения независимости Операторов Распределительных Систем (ОРС)

18Annual Meeting of Russian Energy Regulators, Moscow, April 1 st 2010 Продвижение регионального взаимодействия Подтверждение роли Региональных Программ: Национальные регулирующие органы (НРО) должны принять необходимые меры для развития «конкурентоспособных и правильно функционирующих региональных рынков для достижения конкурентоспособного, безопасного и экологически устойчивого внутреннего энергорынка» Более того, «Страны-члены ЕС так же, как и регулирующие органы должны взаимодействовать друг с другом для объединения их национальных рынков на одном или более региональных уровнях в качестве первого шага на пути создания полностью либерализованного внутреннего рынка» Создание Агентства по взаимодействию регуляторов энергетики (ACER) с целью «оказания содействия НРО в осуществлении, на уровне Сообщества, регуляторных задач в Странах-членах и, когда это необходимо, координирование их деятельности»

19Annual Meeting of Russian Energy Regulators, Moscow, April 1 st 2010 Схема управления Агентством по взаимодействию регуляторов энергетики (ACER) Правление 9 членов: 2 назначаются Европейской комиссией, 2 Европейским Парламентом и 5 Советом Задачи: все административные и бюджетные вопросы (бюджет, финансовое регулирование, внутренние правила) Совет регуляторов 27 Национальных Регулирующих Органов (НРО) и один представитель ЕС без права голоса Задачи: все регуляторные вопросы Директор Назначается Правлением после одобрительного мнения Совета регуляторов Задачи: управление и представление Агентства Апелляционный совет 6 членов Любой человек и НРО может подать апелляцию против решения в адрес данного человека или личного интереса к данному человеку

20Annual Meeting of Russian Energy Regulators, Moscow, April 1 st 2010 Обязанности и полномочия ACER (1/4): Задачи в отношении Национальных Регулирующих Органов (НРО) Дабы убедиться, что национальные регуляторные задачи скоординированы на европейском уровне, ACER может: Сделать необязательные рекомендации для облегчения сотрудничества НРО (например, для обмена передовым опытом), а если Агентство посчитает, что требуются обязательные правила для такого сотрудничества, сделать соответствующие рекомендации Европейской Комиссии Сформировать мнение относительно того, соответствует ли решение, принятое НРО, требованиям Третьего энергетического пакета, по просьбе другого НРО или Европейской Комиссии Принимать индивидуальные решения по техническим вопросам (решения об освобождении от налогов, регулирующие решения, которые могут включать сроки и условия для доступа к, и эксплуатационную безопасность трансграничной инфраструктуры) относительно трансграничной инфраструктуры

21Annual Meeting of Russian Energy Regulators, Moscow, April 1 st 2010 Обязанности и полномочия ACER (2/4): Задачи в отношении взаимодействия Операторов Передающих Систем (ОПС) Дабы убедиться, что взаимодействие между ОПС осуществляется эффективно, недискриминационно и прозрачно, ACER должно: Предоставить заключение: для Комиссии по проектам уставов, списку членов и проектам правил проведения процедуры Европейской Сети Операторов Передающих Систем (ЕСОПС) для электроэнергии и газа для ЕСОПС по проектам их ежегодных программ работы и по проектам планов развития сети всего Сообщества на 10 лет Развивать необязательные руководящие указания по трансграничным проблемам в соответствии с приоритетами, обозначенными Европейской комиссией после консультаций заинтересованных сторон Предоставить аргументированное мнение относительно стандартов сети, которые должны быть разработаны ЕСОПС в соответствии с руководящими указаниями Проводить мониторинг выполнения задач ЕСОПС, включая внедрение стандартов сети и осуществления планов развития сети всего Сообщества

22Annual Meeting of Russian Energy Regulators, Moscow, April 1 st 2010 Обязанности и полномочия ACER (3/4): Другие задачи по мониторингу Агентство должно публиковать отчет по мониторингу по внутреннему рынку электроэнергии и газа, идентифицирующий любые барьеры на пути к завершению создания внутреннего энергорынка Сосредоточение внимания на розничных ценах, доступ к сетям, включая доступ к электроэнергии, вырабатываемой на основе использования возобновляемых источников энергии, и уважение прав потребителей Задача по мониторингу будет выполнена в тесном взаимодействии с Европейской комиссией и Национальными Регулирующими Органами Агентство может представить на рассмотрение в Европейский Парламент и в Еврокомиссию свое заключение по возможным мерам для устранения существующих барьеров

23Annual Meeting of Russian Energy Regulators, Moscow, April 1 st 2010 Ориентировочные сроки для применения Третьего энергетическогопакета законодательных инициатив Страны-члены должны переместить эти две директивы относительно внутреннего рынка электроэнергии и природного газа в национальное законодательство к 3 марта 2011 г. Две регулятивные меры относительно условий доступа к газовым передающим сетям и сетям по трансграничному обмену электроэнергией будут применимы с 3 марта 2011 г. Агентство по взаимодействию регуляторов энергетики (ACER) начнет функционировать с 3 марта 2011 г.

Спасибо за внимание!

25Annual Meeting of Russian Energy Regulators, Moscow, April 1 st 2010 Структура Совета европейских регуляторов энергетики (CEER) и Группы европейских регуляторов по электроэнергетике и газу (ERGEG) в 2009 году Рабочая группа по энергетическому пакету (ENP) Рабочая группа по финансовым услугам (FIS) Рабочая группа по региональным программам (RIG) Рабочая группа по электроэнергетике (EWG) Рабочая группа по газу (GWG) Рабочая группа по клиентам (CWG) Группа по международной стратегии (ISG) Рабочая группа по энергетическому сообществу Группа европейских регуляторов по электроэнергетике и газу (ERGEG) Генеральная ассамблея ERGEG