Актуальные задачи реформирования системы градоуправления Татьяна Полиди Институт экономики города (Москва) Омск 25 октября 2012
Структура доклада Задачи градоуправления Провалы существующих практик градоуправления: административные барьеры Концепция эффективной системы градоуправления Инструменты градоуправления Примеры
Задачи градоуправления в современных городах Повышение конкурентоспособности российских городов в привлечении инвестиций и высококвалифицированных трудовых ресурсов Снижение зависимости от государственного финансирования и экономический рост Выбор оптимальной стратегии с учетом агломерационных эффектов: развитие застроенных территорий или освоение новых территорий Создание новых сегментов рынка – доступного жилья эконом-класса Удовлетворение спроса населения на различные формы потребления жилищных благ (найм, собственность) Повышение качества городской среды
Градоуправление и инвестиции Неэффективные решения в сфере градоуправления Административные барьеры Низкий уровень частных инвестиций в развитие территорий
Объект исследования – проект по строительству многоквартирного дома 5-9 этажей 200 квартир кв.м Свободный земельный участок Электричество кВт Тепловая энергия - 2 Гкал / час Водоснабжение и водоотведение – по 150 куб.м в сутки ВАРИАНТ 1 – права на З/У получены на аукционе ВАРИАНТ 2 – права на З/У получены по иным основаниям
КОЛИЧЕСТВО И СРОК АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР* 9 9 процедур 136 дней 9 9 процедур 136 дней процедуры 296 дней процедуры 296 дней процедур 189 дней процедур 189 дней 3 3 процедуры 59 дней 3 3 процедуры 59 дней Землеустрои- тельная и градострои- тельная подготовка Проектирование Строительство Ввод объекта в эксплуатацию Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав 98 процеду р 946 дней 98 процеду р 946 дней *Права на земельный участок для строительства многоквартирного дома получены на аукционе. Данные мониторинга НОСТРОЙ и Института экономики города в 2011 году в 43 городах CЕЙЧАС процедур 265 дней процедур 265 дней всего
Распределение процедур по частоте их применения в обследованных городах* *Права на земельный участок получены на аукционе
КОЛИЧЕСТВО И СРОК АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР* 5 5 процедур 107 дней 5 5 процедур 107 дней 5 5 процедур 106 дней 5 5 процедур 106 дней 3 3 процедуры 41 день 3 3 процедуры 41 день процедур 85 дней процедур 85 дней 2 2 процедуры 26 дней 2 2 процедуры 26 дней Землеустрои- тельная и градострои- тельная подготовка Проектирование Строительство Ввод объекта в эксплуатацию Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав 35 процедур 367 дней 35 процедур 367 дней НОРМАТИВНЫЙ ГОРОД *Права на земельный участок для строительства многоквартирного дома получены на аукционе. Административные процедуры, установленные федеральными законами, постановлениями Правительства РФ, ФОИВ (в 2,8 раза меньше) (в 2,6 раза меньше)
Генеральный план Правила землепользова ния и застройки Программы развития коммунальной инфраструктур ы Местные нормативы градостроительно го проектирования – показатели в отношении инфраструктуры Инвестиционн ые программы организаций коммунального комплекса Подготовительный этап (без участия застройщика) СТРОИТЕЛЬСТВО МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА (земельный участок предоставлен на аукционе) СТРОИТЕЛЬСТВО МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА (земельный участок получен по иным основаниям)* КОМПЛЕКСНОЕ ОСВОЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА В ЦЕЛЯХ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НОРМАТИВНЫЙ ГОРОД Количество административных процедур (с участием застройщика) * разрешенный вид использования земельного участка - жилищное строительство
Рынок инвестиций в развитие территорий – взаимосвязанные действия муниципалитетов и инвесторов ОПРЕДЕЛЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯПЛАНОВ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНОВ ПРОСТРАНСТВЕННОГО И ИНФРАСТРУКТУРНОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНВЕСТ. ПРОЦЕССА: ИНВЕСТИЦИИ НА РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ, НА УСЛОВИЯХ ГЧП, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНВЕСТ. ПРОЦЕССА: ИНВЕСТИЦИИ НА РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ, НА УСЛОВИЯХ ГЧП, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ СПРОС ФОРМИРУЕТ ТЕРРИТОРИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ФОРМИРУЮТ ИНВЕСТОРЫ ОЦЕНКА ОБЪЕМА И СТРУКТУРЫ СПРОСА НА ОБЪЕКТЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ ОЦЕНКА РИСКОВ, СВЯЗАННЫХ С ТРЕБОВАНИЯМИ ГРАДОРЕГУЛИРОВАНИЯ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗАСТРОЙКИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ КОНКРЕТНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
Инструменты решения задач: Планирования и реализации социально-экономического развития (1) Разработка стратегий социально- экономического развития и инвестиционных стратегий Разработка и внедрение в деятельность администраций систем управления социально-экономическим развитием Разработка программ развития жилищного строительства
Инструменты решения задач: Планирования и реализации социально-экономического развития (2) Оценка и мониторинг уровня административных барьеров в строительстве, информационной открытости органов, осуществляющих градорегулирование Создание регионального рейтинга муниципальных образований по уровню административных барьеров и информационной открытости Формирование условий для развития жилищного строительства, повышения доступности жилья и повышения качества жилищного фонда
Инструменты решения задач: Планирования и реализации пространственного и инфраструктурного развития (1) Разработка проектов правовых актов в сфере градостроительного регулирования, регулирования рынка земли и иной недвижимости, в том числе: документов территориального планирования (схем территориального планирования и генеральных планов) и их реализации; правил землепользования и застройки; нормативов градостроительного проектирования; программ синхронизации развития коммунальной инфраструктуры с жилищным и промышленным строительством, разработка программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры, технических заданий на разработку инвестиционных программ коммунальных предприятий
Инструменты решения задач: Планирования и реализации пространственного и инфраструктурного развития (2) Анализ нормативной правовой базы в сфере градостроительного регулирования с целью синхронизации и оптимизации администрирования строительного сектора на местном уровне в соответствии с концепцией «Нормативного города» Подготовка проектов нормативных правовых актов по снижению административных барьеров при комплексном освоении новых и развитии застроенных территорий Внедрение механизмов ГЧП в развитии коммунальной инфраструктуры
Инструменты решения задач: Организации инвестиционного процесса Разработка регламентов взаимодействия муниципалитета и различных типов инвесторов Подготовка аукционов по предоставлению застройщикам земельных участков для комплексного освоения в целях жилищного строительства, а также аукционов на право заключения договора о развитии застроенной территории Разработка конкурсной документации для проектов ГЧП и проектов концессионных соглашений Оптимизация администрирования строительного сектора Разработка программы маркетинга территории, ее реализация
ОПЫТ ИЭГ Разработка системы мониторинга и оценки социально- экономического развития Рязани Мониторинг и оценка административных барьеров в жилищном строительств е Разработка проекта местных нормативов градостроительства и параметрическая модель г. о. «Хабаровск» Разработка стратегии социально-экономического развития и проекта генерального плана Перми Разработка программ типовых инвестиционных проектов ГЧП в секторах коммунальной инфраструктуры, в т. ч. для г. Железнодорожный и Ивантеевки Подготовка ПЗЗ: В.Новгород, Самара, Хабаровск, Казань, Екатеринбург, Пермь
Правовое и методологическое сопровождение подготовки генерального плана г. Перми (утвержден Пермской городской Думой 17 декабря 2010 года) Генеральный план города Перми один из первых российских документов территориального планирования, в котором в полной мере реализованы современные принципы градорегулирования: 1) параллельная подготовка стратегии социально-экономического развития и генплана; 2) определение направлений развития города на основе вариантного параметрического моделирования с использованием информационной базы с детальными показателями в отношении всех объектов и земельных участков в городе; 3) выделение двух видов функциональных зон территорий ситуативного проектирования и стандартных территорий нормирования; 4) сочетание активного развития и упорядочения застройки в центральных зонах с умеренным развитием периферийных при обеспечении транспортной связности территорий.
Подготовка первых правил землепользования и застройки в России - Великий Новгород (утверждены в 1997 г.) В 1999 году Великий Новгород занимает 1 место по показателю душевых внебюджетных инвестиций и по доле внебюджетных инвестиций в общем объеме инвестиций (97%), опережая Москву и Санкт-Петербург За 2 года действия ПЗЗ рост душевых внебюджетных инвестиций в основной капитал составил 300%
Разработка проекта местных нормативов градостроительства и параметрическая модель г. о. «Хабаровск» (утвержден в 2011 г.) Впервые обеспечена взаимосвязь различных правовых институтов, используемых в системе управления развитием территорий (тер. планирование, град. зонирование, реализация планов) Выделение стандартных территорий нормирования благоприятных условий жизнедеятельности населения (СТН) Для каждой СТН рассчитаны МНГП, определен порядок утверждения установленных показателей и порядок мониторинга процесса их достижения
Разработка механизма ГЧП в управлении водопроводно-канализационным комплексом города Железнодорожный (Московская область) Определен оптимальный вариант управления – механизм ГЧП, повышающий надежность и качество систем водоснабжения и водоотведения при замедлении темпов роста тарифов Разработан пакет конкурсной документации конкурса на право заключения договора ГЧП и проект договора аренды системы водоснабжения и водоотведения
Фонд «Институт экономики города» Татьяна Дмитриевна Полиди Научный советник президента Руководитель проекта Москва, ул. Тверская, д. 20/1