Prosvetov1 сбыт производство Оптова я торговл я Естественные монополии регулирование Трансп орт и сети Регулированию подлежат электро- и газосети, а не.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О результатах контроля ФАС России за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электроэнергии В.Г. Королев Начальник.
Advertisements

1 Орган по регулированию электроэнергии и газа Италии (AEEG) : обзор законодательства Орган по регулированию электроэнергии и газа Италии (AEEG) : обзор.
Запрет совмещения естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности в электроэнергетике Россия, Москва, г.
Требования постановления Правительства РФ от г. 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической.
РАЗЪЯСНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ПО КОНТРОЛЮ ТАРИФОВ НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ Москва, 2011.
Р ЕСПУБЛИКАНСКАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ Р ЕСПУБЛИКИ Б УРЯТИЯ 1 Стандарты раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных.
Новые подходы в регулировании сбытовой надбавки гарантирующих поставщиков 16 апреля 2012 года Невмержицкая Наталья И.о Председателя Правления НП ГП и ЭСК.
Среднесрочные задачи нормативно-правового обеспечения реформирования электроэнергетики Министерство экономического развития и торговли РФ.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Постановление Правительства РФ от г. 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном.
European Commission, DG Competition, [Directorate], [Unit]Rostov-on-Don, 8 September Обеспечение конкурентной среды в цепочке поставки продуктов.
ст КОАП НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД. Минимальный штраф –
Институционные аспекты законодательства в рамках Третьего энергетического пакета Регулирование и либерализация энергетических рынков: Опыт России и Третий.
Заключение с потребителями «прямых» договоров оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности).
Нарушения антимонопольного законодательства, допускаемые хозяйствующими субъектами «Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего.
Г. Москва 17 ноября 2005 г. Риски соотношения действующей системы тарифообразования и правил поставки газа на территории Российской Федерации Чащина Татьяна.
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПОСТРОЕНИИ РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В РОССИИ Советник главы РСОА Проф. И.Хузмиев.
Изменения правил розничных рынков электрической энергии 2012 г. Москва.
«Порядок осуществления расчетов за электроэнергию, порядок определения и применения гарантирующими поставщиками предельных уровней нерегулируемых цен»
Рыночные отношения в современной экономике Выполнила: Юрченко Наталья,гр.ПО-330.
Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные.
Транксрипт:

Prosvetov1 сбыт производство Оптова я торговл я Естественные монополии регулирование Трансп орт и сети Регулированию подлежат электро- и газосети, а не предшествующие или последующие стадии Хозяйственные стадии, с возможностью конкуренции нет регулирования Концепция регулирования естественных монополий

Prosvetov2 Cтруктура германского рынка электроэнергии Всего около 920 сетей Сетепроводящие Региональные сети Распредели- тельные сети

Prosvetov3 Структура германского рынка электроэнергии

Prosvetov4 Структура германского рынка газа

Prosvetov5 Причины неудачного развития конкуренции в энергохозяйстве Горизонтальные процессы концентрации: Слияния на уровне сетепроводящих компаний привели к созданию внеконкурентных олигополий из 4 концернов E.ON, RWE, EnBW und Vattenfall Они присутствуют на всех стадиях создания стоимости (производство, передача, межрегиональная транспортировка, региональное распределение, снабжение конечных потребителей) 80% производственных мощностей, 100% сетепроводящих мощностей, большая часть распределительных сетей, стыковочные станции на границе Отсутствие конкуренции между сопряженными предприятиями, ограничение на традиционных регионах сбыта

Prosvetov6 Причины неудачного развития конкуренции в энергохозяйстве Вертикальные процессы концентрации: Проводящие предприятия получают большие возможности участия в капитале коммунальных энергоснабжаюших предприятий. Проводящие предприятия владеют долями в почти 300 из всего 900 региональных и локальных энергоснабжающих предприятий Влияние на поведение коммунальных энергоснабжающих предприятий обуславливает сужение рынка так, что коммунальные энергоснабженцы выпадают из числа клиентов производителей и торговцев электроэнергией.

Prosvetov7 Причины слабого развития конкуренции Проводящие и распределительные сети – естественная монополия. Подключение и условия подключения – важнейшие предпосылки для развития конкуренции Центральная помеха конкуренции в электроэнергетике: завышение размеров платежей за пользование сетью, доля платежей за сеть в стоимости электричества равна 40%, самая высокая в ЕС. С середины 2000 рост цен на электричество для все групп потребителей самый высокий в ЕС Завышенные платежи используют ВИП для перекрестного субсидирования в секторах, где допустимо и необходимо развитие конкуренции (производство и сбыт электричества), и тем самым препятствуют свободной конкуренции Конкурентное влияние мало, иностранные ЭСП покидают рынок, банкротство вновь созданных фирм высоко, крупные ЭСП обеспечивают традиционно регионально закрепленные области сбыта и их доли на релевантном рынке порой выше 95% Госнадзор за электросетями осуществлялся как Ex-post-надзор за злоупотреблением монопольным положением в рамках общего конкурентного права и в большинства случаев был безуспешным в суде

Prosvetov8 Общее картельное право слабо пригодно для контроля за естественными монополиями Причины: Отдельные успешные проверки возможны, но допуск к сети является проблемой, затрагивающей все сетепроводящие фирмы Бундескартельамт получает полномочия на расследования лишь при обоснованном подозрении, эффективный надзор на ценами требует регулярной информации также Ex-Ante Сопоставительные методики становятся непригодными, когда уровень платежей за сеть у всех сетепроводящих предприятий завышен Надзор за злоупотреблениями, ориентированный на затраты не дает стимулов развития Надзор за злоупотреблениями действует только ex post и завышенные цены долгое время существуют, снижая возможности конкуренции Верховный Земельный суд Дюссельдорфа по процессу Бундескартельамт против RWE и Бундескартельамт против TEAG указал: согласно Закону против ограничений конкуренции предметом контроля является не «определенная калькуляция тарифа, а запрет завышения платежей в результате использования доминирующего положения"

Prosvetov9 Необходимость создания рамочных условий регулирования энергохозяйства: Введение отраслевого специфического регулирования проводящих сетей в электроэнергетике и газовом хозяйстве Введение обязательного утверждения платежей за пользование проводящей сетью (предварительное утверждение тарифов - Ex-ante) Ни принцип рыночного сопоставления, ни регулирование на основе надбавок на издержки не в состоянии подавить злоупотребление высокими тарифами за пользование проводящей сетью Необходимо создание стимулирующего регулирования

Prosvetov10 Новое законодательство Германии в области энергохозяйства До 1998 года существовала юридически защищенная монополия для энергоснабжающих предприятий, вертикальная интеграция на всех стадиях, п редприятия находятся частично или полностью в госсобственности или подчинены государственному надзору С вступил в силу Закон о Новом правовом регулировании энергохозяйства, положивший начало развития конкуренции, условия подключения к сети устанавливались в договорно-правовом порядке (отраслевые соглашения) (Umsetzung der ersten EU Strom- und Gasrichtlinie) 2003 год: 1-й Закон Об изменениях в Законе о Новом правовом регулировании энергохозяйства – дополнительные меры по либерализации энергорынка: свободный доступ к сети, общий картельно-правовой запрет на злоупотребление доминирующим положением (Umsetzung der Beschleunigungsrichtlinien EC) 2005 год: 2-й Закон Об изменениях в Законе о Новом правовом регулировании энергохозяйства – переход от договорных соглашений об условиях и оплате подключения к сети к установленным законом, специальными директивами и решениями регулирующих ведомств. Одновременно - 4 Постановления о порядке подключения к электро – и газосетям и о порядке оплаты за пользование сетями

Prosvetov11 Организационная структура регулирования На федеральном уровне Ведомство по регулированию телекоммуникации и почты преобразовано в Федеральное Агентство по электроэнергии, газу, телекоммуникации, почте и железной дороге (Федеральное агентство по сетям) На земельном уровне созданы Земельные ведомства по регулированию Генеральные полномочия, если функции не отнесены законом другому ведомству (§ 54 EnWG) Ведомство по надзору за всеми крупными и межрегиональными энергоснабжающими предприятиями Имеет право перенимать функции административного надзора, в случае делегирования их федеральной землей как ведомства по надзору за энергоснабжаюшими предприятиями, имеющими менее непосредственных и посредственно подключенными в пределах границ соответствующей федеральной Земли

Prosvetov12 Организационная структура регулирования Федеральное агентство по сетям: Утверждение размеров платежей за подключение к сети (§ 23a EnWG) Решения относительно режимов стимулирования сетепроводящих компаний (§21a EnWG) Утверждение индивидуальных платежей в соответствии с постановлениями о платежах за подключение к сетям газа §20 GasNEV и к электросетям §19 StromNZV Надзор за злоупотреблением монопольным положением §§ 30, 31EnWG Изъятие незаконно полученной прибыли §33 EnWG Надзор за соблюдением предписаний по расчленению ВИП §6-10 EnWG Надзор за соблюдением технических предписаний §19 EnWG Решения о проложении сетей §110 EnWG

Prosvetov13 Организационная структура регулирования Федеральное агентство по сетям: Процедуры сопоставления платежей за пользование сетью Развитие систем стимулирующего регулирования Установление условий и методов подключения к сетям Мониторинг для транспарентности рынка Программа равного обслуживания, содержащая указания персоналу сетей Сотрудничество с Европейской Комиссией и регуляторами других стран-членов ЕС Отчетность о состоянии либерализации энергорынка

Prosvetov14 Программа равноправного обслуживания Цели разделения (деконцентрации) транспарентность Предотвращение злоупотребления монопольными позициями ВИП Предотвращение перекрестного субсидирования

Prosvetov15 Программа равноправного обслуживания Операционное и гражданско-правовое разделение означает: - независимость деятельности сетепроводящего предприятия относительно: организации принятия решений производства - запрет руководителям сетевых предприятий принадлежать другим предприятиям энергосектора Недискриминационное функционирование «сетевого бизнеса» должно быть обеспечено: - программой равного обслуживания ПРО - контролем за ответственными за ПРО

Prosvetov16 Частные потребители газа могут выбирать поставщика По результатам резкого скачка цен в конце 2005 Бундескартельамт возбудил процесс против 7 фирм по подозрению в злоупотреблении монопольным положением Разница в ценах у 700 газоснабжающих предприятий доходила выше 40%, и цены возросли на 50% больше, чем рост импортных цен Земельные картельные ведомства возбудили более 80 процессов против региональных фирм: - по поводу завышенных цен - по поводу отсутствия возможности сменить поставщика Успешный процесс выявил картельно-правовое злоупотребление Письменное заверение нарушителей (§32 GWB) обеспечить частным клиентам возможность cмены поставщика.

Prosvetov17 Частные потребители газа могут выбирать поставщика Бундескартельамт приостановил процесс Замена поставщика возможна пока в рамках предоставления сети – отношения в «треугольнике» (применяется в телекоммуникациях и электричестве) Промежуточное решение пока не налажена эффективная система входа-выхода (Entry-Exit-System) – законодательно с Инициатива E.ON Ruhrgas (60% рынка) обеспечить клиентам снабжение в различных местах подключения к сети Возможность заказа мощностей on-line у Е.ОН Рургаз транспорт ( км сетей, с ноября 2004 – более 650 контрактов). Ввод и вывод в рамках 5 магистральных сетей сопоставляются без дополнительных проверок Замена единицы измерения при заказе: м3/час – кВ/час

Prosvetov18 Постановление 8-го резолюционного департамента Бундескартельамта в административном процессе против E.ON Ruhrgas AG, Essen договора по поставке газа касательно долговременных обязательств по закупке и степени фактического покрытия потребностей сбыта нарушают статьи 81, 82 Европейского Договора и § 1 Закона против ограничений конкуренции. Затронутые предприятия обязаны прекратить их исполнение не позднее 30 сентября 2006 г. Затронутым компаниям немедленно запрещается заключение соглашений по поставкам газа региональным и местным предприятиям, подключенным к их проводящим сетям, при общей потребности в сбыте более чем 200 ГВатт/час если: - продолжительность договоров, покрывающих фактическую потребность потребителей от 50% до 80%, превышает 4 года - или 2 года, в случае, если потребность снабжения ими покрывается более чем на 80 % Высказанный в п. 3 запрет действует до конца хозяйственного года 2009/2010 (30. September 2010).

Prosvetov19 Постановление 8-го резолюционного департамента Бундескартельамта в административном процессе против E.ON Ruhrgas AG, Essen Причины решения, отраженного в п.1: Современная практика затронутых предприятий долгосрочно привязать к себе большую часть региональных и местных потребителей закупкой ими более 80% их потребности в газе, т.е. требуемого количества газа для целей дальнейшего распределения, нарушает европейское и немецкое картельное право.

Prosvetov20 A. Предмет 1. Затронутое предприятие (Е.ОН Рургаз АГ) 1. Одно из ведущих в Европе и крупнейшее в Германии предприятие по магистральной транспортировке газа с объемом оборота в ,75 Mrd.. В 2003 достигнутый внутринемецкий оборот в размере 640 Mrd. kWh обеспечил 65 % общего национального потребления газа в объеме 992 Mrd. kWh. Протяженность газопроводов более км сетей высокого напряжения вместе с передаточными пунктами и распределительными сетями. К этому добавляются 12 подземных хранилищ и 26 уплотнительных станций. Таким образом, затронутое предприятие владеет крупнейшей сетью и крупнейшими газонакопительными мощностями в Германии Обладает долгосрочными и гибко составленными договорами на поставку газа с ведущими производителями; само участвует в добыче газа за рубежом В 2003г. Россия являлась крупнейшим источником газа (31 %). Поставки осуществляются исключительно дочерним предприятием Газпрома - Газэкспорт. Поставки осуществляются в рамках долгосрочных договоров, некоторые имеют продолжительность до 2020 года

Prosvetov21 Затронутое предприятие Принадлежит к E.ON Konzern, крупнейшему немецкому и европейскому концерну в энергоснабжении с годовым оборотом около 50 Mrd.. Троих из 15 магистральных поставщиков газа можно рассматривать как аффилированные с затронутым предприятием (§ 36 Aбз. 2 Закона против ограничения конкуренции). Посредством прямого участия и за счет прочих участий опосредованно через E.ON Konzern насчитывается около 200 крупных и мелких участий в капитале газоснабженческих предприятий Германии. Более 40 таких предприятий следует рассматривать как аффилированные по отношению к затронутому предприятию (§ 36 Aбз. 2 ЗОК). К ним относятся как региональные, так и местные газоснабженческие фирмы. Рассматривая по отношению к 690 региональным и местным газоснабженческим фирмам Германии, затронутое предприятие имеет около 30 % рынка газа напрямую или посредственно

Prosvetov22 II. Рынок газа в Германии Потребление газа на 1 жителя в 1960 было kWh, а в 2001 уже kWh и в kWh Потребление газа в Германии в 2003 было лишь на 18 % обеспечено собственными ресурсами Система газоснабжения трехуровневая: На первом уровне – семь межрегиональных магистральных поставщиков газа На втором уровне – восемь региональных магистральных поставщиков газа без собственных источников сырья и без или незначительно импорта На третьем уровне – региональные или местные газоснабженческие предприятия: около 40 региональных и около 650 местных газоснабженческих предприятий (зачастую городские сети)

Prosvetov23 II. Договорная база Резолюционный отдел Бундескартельамта в рамках своего запроса на предоставление информации 01. декабря 2003 исследовал договорные отношения 15 межрегиональных и региональных поставщиков магистрального газа в Германии в отношении последующего распределения газа. Следующие результаты : Из почти 690 существующих в Германии региональных и местных газоснабженческих предприятий договорными связями охвачены 513 предприятий. Это соответствует в долевом отношении 75 % от числа фирм. Данный процент(75%) договоров охватывает объем сбыта региональных и местных газаснабжающих предприятий и составляет более чем 90 % объема газа, реализованного данной группой заказчиков. Было установлено, что почти 75 % договоров поставки покрывают полную или квази-полную потребность магистральных поставщиков в отношении заказов региональных и местных снабженцев газа. В экономическом плане полное покрытие потребности поставщиков соответствует договорам, покрывающим 100 % потребности заказчиков

Prosvetov24 Договорная ситуация Все договора поставки газа предусматривают сроки действия более чем 4 года, независимо от того, считать ли срок действия от момента заключения договора или с момента либерализации газового сектора (29 апреля 1998). Многочисленные договора были заключены уже к моменту либерализации газового рынка и некоторые имели сроки действия до 01. октября Договор поставки под номером 4 с общим покрытием потребности в 100 % и продолжительностью oт 1993 до 2013 также попадает в данную категорию. Самый продолжительный договор поставки затронутого предприятия с региональными и местными газоснабженческими предприятиями имеет срок до до 30. сентября 2020.

Prosvetov25 IV. Протекание процесса 1. На основании расследования договорной ситуации 26. февраля 2004 состоялось первое разъяснение положения дел и их юридической оценки по отношению к затронутому предприятию 25. января 2005 резолюционный отдел Бундескартельамта подготовил документ, разъясняющий его позицию Картельно- правовые принципы оценки долгосрочных договоров поставки газа По отношению в данному документу поступило более 100 отношений со стороны конкурирующих предприятий, заказчиков, промышленных союзов, профессоров Резолюционный отдел предложил магистральным поставщикам газа приостановить настоящий процесс в обмен на то, что они ответным шагом возьмут на себя официальные обязательства, в соответствии с § 32 b Закона против ограничений конкуренции, гарантировать заключение договоров в строгом соответствии с картельным правом продолжительностью не более 4 лет

Prosvetov26 Протекание процесса Земельно-картельное ведомство в Дюссельдорфе, Генеральная Дирекция по конкуренции Европейской Комиссии, а также вступившее в свои обязанности после принятия 2-й Новеллы Энергетического Закона Федеральное Агентство по сетям в электроэнергетике, газа, телекоммуникаций, почты и железной дороги рерулярно информировались о протекании процесса В своем письме от 12. декабря 2005 Бундескартельамт сообщил проект своего готовящегося решения Затронутое предприятие (Е.ОН Рургаз) 09. января 2006 также заняло позицию по отношению к устным и письменным положениям, сформулированным во время процесса

Prosvetov27 Протекание процесса Генеральная Дирекция по конкуренции Европейской Комиссии на основании пояснений Бундескартельамта в соответствии со статьей 11 Aбз. 4 Директивы 1/2003 воздержалась от возбуждения собственного процесса по данному делу Федеральное Агентство по сетям в электроэнергетике, газа, телекоммуникаций, почты и железной дороги в своем письме от 12. января 2006 подтвердило установки резолюционного отдела относительно высокой концентрации на рынке газа и отсутствующих условий для раскрытия рынка и приветствовало усилия Бундескартельамта в данном направлении

Prosvetov28 Нарушения статьи 81 Европейского договора Согласно статьи 81 Aбз. 1 Европейского Договора соглашения между предприятиями несовместимы с общим рынком, если они могут мешать торговле между странами-участниками общего рынка и могут повлиять или обусловить помехи, ограничения или искажения конкуренции в рамках единого рынка. Соглашения о долгосрочных поставках попадают согласно правотолкованию европейских судов под картельный запрет, если выполняются аккумулировано две предпосылки: a. Затрудняется вход на рынок b. Ограждается конкуренция

Prosvetov29 Наличие прочих нарушений статьи 81 Aбз. 1 Также налицо признаки прочих нарушений статьи 81 Aбз. 1 Европейского Договора. Обсуждаемые соглашения могут существенно препятствовать межгосударственной торговле. Это обвинение не снимает тот факт, что рассматриваемый рынок регионально ограничен, поскольку он занимает значительное географическое положение, перекрывающее границы нескольких федеральных земель. Обсуждаемые соглашения влияют на торговлю, поскольку они нарушают конкурентную структуру рассматриваемого рынка тем, что делают выход других конкурентов на рынок невозможным

Prosvetov30 Нарушения Европейского права Также европейское право приравнивает случаи поставок, при которых объем превышает 80 % общей потребности, к фактам запрета конкуренции. Так статья 1 буква б) Европейской Директивы по оценке вертикальных ограничений конкуренции определяет обязанности клиента покупать более 80 % всех своих потребностей как запрет конкуренции Европейское право позволяет закупку из одного источника в объеме и более 80 % в соответствии со статьей 5 буква a) Европейской Директивы по оценке вертикальных ограничений конкуренции лишь до пяти лет, если доля поставщика на рынке не превышает 30 %.

Prosvetov31 Нарушения Европейского права Ограждение конкурентов происходит не только с помощью полного покрытия потребностей заказчика, но и посредством квази-полного покрытия потребностей Эффект недопущения конкурентов в рассматриваемых случаях – как показывает перечень всех договорных отношений затронутого предприятия с региональными и местными газоснабженческими фирмами с ссылками на источники получения сырья и сроками действия договоров – состоит в невозможности для третьих поставщиков получить заказы на поставку на протяжении многих лет.

Prosvetov32 Затронутые долгосрочные договора не попадают под исключение из запрета согласно статьи 81 Aбз. 3 Европейского Договора а ) Директива ЕС по оценке вертикальных ограничений конкуренции Правовое обоснование спорной договорной практики на основании статьи 81 Aбз. Европейского Договора не возможно в соответствии с Европейской Директивой по оценке вертикальных ограничений конкуренции. Исключение из запрета невозможно, поскольку доля затронутого предприятия (Е.ОН Рургаз) на соответствующем рынке превышает установленную вышеуказанной Директивой границу в 30 %. б) Индивидуальное исключение Точно также отсутствуют предпосылки для индивидуального исключения из запрета на базе статьи 81 Aбз. 3. Для этого необходимо, чтобы в рамках долгосрочных договоров поставки существовало обоснованное участие потребителей в распределении прибыли с целью улучшения условий производства и распределения продукции или содействия техническому и научному прогрессу, и чтобы при этом не возникали запрещенные ограничения или появлялись возможности для исключения конкуренции.

Prosvetov33 II. Нарушения § 1 Германского Закона против ограничений конкуренции Обсуждаемые соглашения относительно сроков действия и объемов поставляемого газа нарушают § 1 немецкого Закона против ограничений конкуренции в его 7-й редакции. Поскольку § 1 Закона по сути своей абсолютно идентичен со статьей 81 Aбз. 1 Европейского Закона и в соответствии с волей немецкого законодателя 7-я, Новелла Закона имеет подобное правовое регулирование как и статья 81 Aбз. 1, то таким образом из описанного нарушения статьи 81 Европейского Договора одновременно вытекает нарушение против § 1 германского Закона. Даже если настоящая договорная практика вопреки мнению резолюционного отдела Бундескартельамта не наносила бы вред интернациональной торговле, она все равно попадает под запрет, исходя из национального картельного права.

Prosvetov34 III. Нарушения статьи 82 Европейского Закона Долгосрочные привязки к поставщикам нарушают требования запрета злоупотреблений доминирующим положением согласно статье 82 Европейского Договора. Наличие фактов нарушения статьи 81 не исключает одновременное применение статьи 82, поскольку между этими правовыми нормами нет взаимоисключения. Затронутое предприятие, как было детально отображено в п. I, занимает доминирующее положение на территориально обозначенном рынке газа за счет своих поставок региональным и местным фирмам. Данное доминирующее положение состоит в том, что – как гласит статья 82 Европейского Договора – оно является существенной составляющей общего европейского рынка. Согласно правовой практике Европейской Комиссии и Европейского Суда, отдельные национальные регионы могут составлять существенную часть общего европейского рынка

Prosvetov35 III. Нарушения статьи 82 Европейского Закона Затронутое предприятие получило доминирующее положение на естественно монопольном рынке в форме своего присутствия; оно снабжает практически все существенные региональные и местные предприятия газовой отрасли. Оно поставило в 2003 около 160 Mrd. kWh газа – без доли сбыта аффилированных магистральных поставщиков газа, поскольку те не используют сеть клиентов затронутого предприятия. Эта цифра соответствует доле на рынке существенно более 75 % всей потребности закупок газа всех региональных и местных фирм, составляющих сбытовую сеть обвиняемого. В случае владения % доли рынка европейская практика видит четкий признак доминирующего положения на соответствующем рынке.