Профессор Пономаренко Борис Тимофеевич «Подготовка и дополнительное профессиональное образование кадров государственного управления» КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: «Управление профессиональным развитием государственных гражданских служащих» 2011 г. МОСКВА Пономаренко Борис Тимофеевич – профессор кафедры.
Advertisements

Петрова Оксана Ивановна Начальник отдела подготовки кадров и работы с резервом Управления по вопросам кадровой политики Депполитики Югры ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ Пермский муниципальный район МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (Постановление Правительства.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Роль социального партнерства в дополнительном профессиональном образовании Смирнова Нина Александровна Старший методист учебно-методического центра по.
Минтруд России О новых подходах к организации оценки и развитию персонала на государственной гражданской службе Министерство труда и социальной защиты.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 170 ИМЕНИ А. П. ЧЕХОВА Современные подходы к моделированию.
Муниципальная Служба Российской Федерации. НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫЕ АКТЫ Федеральный закон от 02 марта 2007 г. 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской.
1 Открытое заседание рабочей группы по совершенствованию квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной гражданской.
Законодательная база государственно- общественного управления.
Институциональная структура законодательства об образовании ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ АДМИНИСТРА ТИВНО- ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКО- ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ.
Областная целевая программа « Развитие муниципальной службы в Самарской области на 2012 – 2015 годы »
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Государственная гражданская служба как система: содержание, характеристики элементов и подсистем ПОДГОТОВИЛА СТУДЕНТКА 3 КУРСА ГРУППЫ 3104 КУГОТОВА ФАТИМАТ.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
1 Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Институт дополнительного профессионального образования О ходе.
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
Статья 17. Формы получения образования и формы обучения 1. В Российской Федерации образование может быть получено: 1) в организациях, осуществляющих образовательную.
Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса Муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
Транксрипт:

Профессор Пономаренко Борис Тимофеевич «Подготовка и дополнительное профессиональное образование кадров государственного управления» КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Ноябрь 2011 г. Лекция на тему:

2 Вопросы : 1. Система подготовки кадров государственного управления в структуре российского образования и государственной кадровой политики 2. Оорганизация дополнительного профессионального образования государственных служащих 3. Проблемы и задачи совершенствования профессионального образования государственных гражданских служащих

3 Российское образование в системе государственной кадровой политики Образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином, (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (цензов).

4 Основные элементы образования: Цели образования; Содержание образования; Средства и способы получения образования; Формы организации учебного процесса; Образовательный процесс как единство обучения, воспитания, развития человека; Субъекты и объекты образовательного процесса; Образовательная среда; Результат образования – уровень образованности по окончании учебного заведения.

СЛАЙД 5 ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Минобрнауки России Повышение доступности и качества общего образования Повышение доступности и качества профессионального образования, поддержка федеральных университетов; Повышение доступности и качества дополнительного образования и переподготовки кадров Повышение доступности и качества дошкольного образования

СЛАЙД 6 Базовый (отраслевой) перечень государственных услуг (работ), оказываемых федеральными государственными учреждениями в сфере образования и науки Реализация основных профессиональных образовательных программ ВПО (программ бакалавриата) по очной форме обучения … Реализация основных профессиональных образовательных программ СПО базовой подготовки по очно-заочной(вечерней) форме обучения Реализация дополнительных профессиональных образовательных программ (повышение квалификации) в объеме от 72 до 100 часов Выполнение фундаментальных научных исследований Наименование государственной услуги (работы) Физические лица В интересах общества Категории потребителей услуги (работы) 1 чел./ численность студентов 1 чел./ численность слушателей … Единицы измерения/ объем … … … … Показатели качества вузы ФГОУ СПО ФГУ сферы образования Наименование ФГУ, групп ФГУ оказывающих услугу

СЛАЙД 7 Типы учреждений в отрасли «Образование» АВТОНОМНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ БЮДЖЕТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ КАЗЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ ВУЗЫ ИНТЕРНАТЫ ИССЛЕДОВАТ. УНИВЕРСИТЕТЫ УЧРЕЖЕДНИЯ СПО КОРРЕКЦИОННЫЕ ШКОЛЫ

Образовательные уровни Образовательные программы Образовательные учреждения Общеобразовательные программы Дошкольные Среднее (полное) общее образование Начального общего образования Общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего) Начальное профессиональное образование Профессиональные программы Начального профессионального образования Среднее профессиональное образование Начального профессионального образования Среднего профессионального образования Высшее профессиональное образование (бакалавр, специалист, магистр) Среднего профессионального образования Высшего профессионального и послевузовского профессионального образования Послевузовское профессиональное образование Высшего профессионального образования Дополнительного образования Дошкольного образования Основного общего образования Среднего (полного) общего образ Послевузовского профессионального образования Другие: специальные, дополнительного образования детей, детей- сирот и т. д. В пределах каждого уровня профессионального образования для непрерывного повышения квалификации в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов Основное общее образование

9 По данным Министерства образования и науки РФ

10 Насколько эффективно в современных условиях государство занимается формированием кадрового потенциала сферы управления?

Как Вы оцениваете общий уровень профессионализма работников различных организаций в современной России?

12 Уровень профессионализма

13

14 1. Система ПО ГС в структуре российского образования и государственной кадровой политики.

15 Экономика ДПО ГС Система государственн ой службы Система образования ДО Политика КультураНаука Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации ДПО - профессиональная переподготовка, повышение квалификации, стажировка Подсистема профессионального обучения государственных служащих в системе образования и государственной службы

16 Характеристика системы профессионального образования Система профессионального образования – это подсистема общей системы образования, комплекс взаимосвязанных форм, средств и методов, нацеленных на подготовку и ДПО служащих, формирование и развитие у обучаемых необходимых профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного выполнения должностных функций и полномочий. Цель системы – профессиональное обучение для повышения образовательного и профессионального уровня кадров В Российской Федерации: 1134 вузов, в т.ч. 658 – государственные, 450 учреждений ДПО. В системе РАНХиГС – 67 обр. учр.: академии, институты, филиалы.

17 Задачи подготовки и ДПО государственных служащих: Дать профессиональные знания, необходимые для решения стоящих перед государственными органами задач. Обучить новым навыкам и умениям, необходимым для эффективного осуществления профессиональной деятельности Развитие у служащих установок, способствующих оптимальному достижению целей гражданской службы. Помочь слушателям лучше понять и систематизировать имеющийся опыт и навыки.

18 ОСОБЕННОСТИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА – общенациональная стратегия по формированию, развитию и востребованности кадрового потенциала. кадрового потенциала. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ в системе государственной службы Повышение престижа государственной службы и авторитета государственных служащих Формирование эффективного механизма подбора кадрового состава государственных служащих и работы с ними Совершенствование программ подготовки и профессионального развития государственных служащих ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ Управление развитием профессиональных качеств государственных служащих ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ Формирование кадрового резерва и обеспечение его эффективного использования Объективная оценка результатов деятельности государственных служащих, в первую очередь при проведении аттестации или квалификационного экзамена Обновление и ротация кадрового состава государственных служащих Повышение роли и ответственности кадровых служб государственных органов Применение современных кадровых технологий и механизмов

19 ПРИВЛЕЧЕНИЕ, КОНКУРС, ОТБОР, НАЙМ ПЕРОНАЛА ПРИВЛЕЧЕНИЕ, КОНКУРС, ОТБОР, НАЙМ ПЕРОНАЛА МОТИВАЦИЯ И ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ МОТИВАЦИЯ И ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РОТАЦИЯ, УВОЛЬНЕНИЕ, ПЕНСИЯ РОТАЦИЯ, УВОЛЬНЕНИЕ, ПЕНСИЯ УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИЕЙ УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИЕЙ ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ

20 Система профессионального обучения государственных служащих (СПО г\с) СПО г\с - совокупность взаимосвязанных субъектов, объектов и процедур, включающих: федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные программы и их научно- методическое обеспечение, образовательные учреждения и учебные центры, профессорско-преподавательские кадры и обучаемые, органы управления проф.образованием, информационное и ресурсное обеспечение.

21 Профессиональное обучение кадров государственного управления Подготовка и ДПО кадров государственного управления осуществляется в трех взаимосвязанных подсистемах: в высшей школе (государственные и негосударственные образовательные учреждения); в системе дополнительного профессионального образования (ДПО); в средних специальных учебных заведениях, профессиональных училищах, колледжах, учебных центрах.

22 2. Дополнительное профессиональное образование государственных служащих.

КОНКРЕТИЗИРОВАНЫ приоритетные направления формирования кадрового состава гражданской службы, к которым, в первую очередь, относятся профессиональная подготовка гражданских служащих, их переподготовка, повышение квалификации и стажировка в соответствии с программами профессионального развития гражданских служащих.

24 Дополнительное профессиональное образование (ДПО) государственных гражданских служащих ДПО - результат обучения дополнительно к имеющемуся профессиональному образованию. ДПО включает: профессиональную переподготовку, повышение квалификации, стажировку.

Виды дополнительного профессионального образования: Повышение квалификации Профессиональная переподготовкаСтажировка Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданского служащего осуществляются в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования. Учреждения дополнительного профессионально го образования +

26 Становление системы ДПО ГГС – формирование его подсистем: организационной (порядок переподготовки и повышения квалификации, стажировки, образовательные стандарты); социальной (государственные служащие – как обучаемые в системе ДПО; профессорско-преподавательский состав образовательных учреждений; организаторы формирования контингента обучения); функциональной (образовательные программы, содержание и качество занятий, формы, методы и инструменты обучения); управляющей (государственные органы, образовательные учреждения, различные юридические лица, контроль обучения, реализация результатов ДПО); экономической (финансирование обучения, формирование статусных различий в оплате деятельности для стимулирования стремления служащих к должностному и профессиональному росту).

27 Учебные программы включают: широкий набор вариативных курсов, возможности индивидуальной специализации выбор учебного процесса необходимой интенсивности.

28 учебно- методическое обеспечение нормативно- правовое обеспечение финансовое обеспечение организационное обеспечение материально- техническое обеспечение кадровое обеспечение учреждения дополнительного образования СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

29 Методы и технологии обучения 1. Лекция 8. Конкретные ситуации 2. Семинар 4. Ролевая игра 5. Дистанционное обучение 3. Деловая игра 7. Программированное обучение 6. Компьютерное обучение 12. Поведенческое моделирование 11. Круглый стол 9. Учебные кино- и видеофильмы 10. Тренинги Модульно - компетентностный подход

30 Основные нормативно-правовые акты, регулирующие профессиональное обучение государственных служащих. Конституция Российской Федерации. 1993г. Закон Российской Федерации «Об Образовании» (в редакции 2007г.) Федеральный Закон от 22 августа 1996 г. 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; Федеральный Закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Указ Президента Российской Федерации от 7 февраля 1995 г. 103 «О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих»; Указ Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. 983 «О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих»; Указ Президента РФ от 26 декабря 2006г «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации». Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г «Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти»; Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. 610 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов»;

31 …. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2001 г. 109 «Об утверждении Положения о государственном заказе на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти»; Приказ Госкомвуза Российской Федерации от 25 декабря 1995 г «Об утверждении государственного образовательного стандарта дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и переподготовки) федеральных государственных служащих»; Постановление Госкомвуза Российской Федерации от 27 декабря 1995 г. 13 «Об утверждении форм документов государственного образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов и требований к документам»; Постановление Министерства труда Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 27 марта 1996 г. 16/1 «Об утверждении Временного положения о порядке проведения конкурса образовательных учреждений при размещении государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти»; Приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 18 июня 1997 г «Об утверждении Требований к содержанию дополнительных профессиональных программ»; Приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 2 ноября 1999 г. 754 «Об утверждении формы диплома о дополнительном (к высшему) образовании»; Постановление Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации от 8 июля 2004 г. 24 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за численностью, оплатой и условиями труда работников на 2005 год» …………………………

32 Квалификационные требования к должностям гражданской службы По уровню образования По стажу и опыту работы (службы) По профессиональным знаниям и навыкам Наличие высшего профессионального образования Среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности – для государственных служащих, замещающих должности категории «обеспечивающий специалист» младшей и старшей группы государственных должностей Устанавливаются государственным органом Указ Президента РФ от О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы Высшая группа должностей6 - 7 лет Группа должностейТреб. к стажу Главная группа должностей4 - 5 лет Ведущая группа должностей2 - 4 года Старшая группа должностей 3 года Младшая группа должностей Нет Выпускники ВУЗов по договору

33 Из Указа Президента Российской Федерации «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации», 1474 от г. Определяется порядок получения ДПО ГГС РФ: При формировании бюджета на год и далее – финансирование госзаказа на ДПО федеральных гос. гр. служащих Разработка экономических нормативов стоимости образовательных услуг Государственные требования к ДПО г.г.с РФ Положения о стажировке Положения о Программе государственного органа по профессиональному развитию г.г.с. РФ, примерная программа Контракт на профессиональную переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных гр. служащих Индивидуальные планы профессионального развития гр. сл-го.

34 Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. 362 «Государственные требования к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих» определены следующие требования: к профессиональной переподготовке гражданских служащих : приобретение дополнительных знаний и навыков, необходимых для осуществления ими нового вида профессиональной служебной деятельности. к повышению квалификации : обновление знаний и совершенствование навыков гражданских служащих, имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации; к стажировке : изучение гражданским служащим передового опыта, в т.ч. зарубежного, закрепление теоретических знаний, полученных служащим при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, приобретение новых практических навыков и умений для эффективного использования при исполнении должностных обязанностей.

35 Организационные формы ДПО государственных служащих 1. Государственный заказ на переподготовку и повышение квалификации за счет средств федерального бюджета. Минздравсоцразвития – функции организации взаимодействия госорганов. Определение структуры госзаказа, расчет объемов финансирования, сбор и обобщение заявок, формирование проекта ГЗ. Программный комплекс по формированию, размещению, исполн. ГЗ. ГЗ - размещается госорганами на конкурсной основе в образовательных учреждениях профессионального образования. 2. План подготовки государственных служащих федеральной государственной службы. 3. Программы государственных органов по профессиональному развитию и индивидуальные планы госслужащих.

Направление на обучение Профессиональная переподготовка 1.При назначении на должность категории «руководители» 2.Необходимость переподготовки гражданских служащих высших, старших и ведущих групп должностей определяется представителем нанимателя В случае изменения вида профессиональной деятельности Повышение квалификации Стажировка 1.По мере необходимости но не реже 1 раза в 3 года 2.Впервые принятые на гражданскую службу по истечении испытательного срока или 6 месяцев после поступления 3.В случае назначения на должность иной группы в пределах одной категории должностей Часть проф. п/ки или пов. квалификац. По мере необходимости Самостояте льный вид ДПО Изучение передового опыта (в т. ч. и зарубежного) Закрепление теоретических знаний и практических навыков Замещающие должности категории «руководители» высшей группы Замещающие должности высшей, старшей и ведущей групп С частичным отрывом или без отрыва от гражданской службы Дистанционные технологии С отрывом от гражданской службы С частичным отрывом или с отрывом от гражданской службы Иные должности

37 3. Проблемы и задачи профессиональной подготовки и ДПО государственных служащих Отсутствие обоснованной и легитимной стратегии, координации действий в области профессионального развития государственных служащих; слабая разработанность нормативных, правовых и организационных основ дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих; низкая мотивация как самих госслужащих, так и руководителей органов государственной власти и местного самоуправления, направляющих служащих на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку - слабая связь дополнительного профессионального образования с практическими потребностями гражданских служащих и государственной службы в целом; тенденция роста числа гражданских служащих, чье профессиональное образование не соответствует квалификационным требованиям по замещаемой должности.

38 Основные направления развития системы ДПО 1.Диверсификация (разнообразие) и расширение спектра программ ДПО для ггс 2.Взаимосвязь видов ДПО 3. Бакалавриат, магистратура, МВА и МРА 4. Организация набора на ДПО, проблема госзаказа, финансирование (нормы, управление) 5.Развитие ДПО в регионах

Актуальные задачи совершенствования системы профессионального обучения кадров госуправления оптимизация сети образовательных учреждений и центров ДПО ГС разработка федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и учебных программ ДПО на конкурсной основе определение целевой направленности дополнительного обучения, его подчинение потребностям деятельности государственной службы разработка критериев и системы определения потребностей в повышении квалификации и профессиональной переподготовки госслужащих улучшение ресурсного, кадрового, информационного обеспечения образовательных учреждений ДПО государственных служащих.

Литература: 1. Федеральный закон от ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» 2. Указ Президента РФ от «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации». 3. Пономаренко Б.Т. Система профессионального обучения государственных служащих. –М.:РАГС, Сулемов В.А. Государственная кадровая политика в современной России. –М.:РАГС, Управление персоналом. Учебник. Под ред. А.И.Турчинова. –М.: РАГС, 2008.

41 Благодарю Вас за внимание! РАГС, тел