LOGO Министерство образования и науки Республики Казахстан Мажилис Парламента Республики Казахстан, Правительственный час город Астана, 9 декабря 2013.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Калужской области «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ» НА ГОДЫ А.С. Аникеев министр образования и науки Калужской.
Advertisements

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ "ИЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ"
Некоммерческое акционерное общество. Холдинг Новая система ТиПО Некоммерческое акционерное общество. Холдинг.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития образования в Республике Казахстан до 2020 года ( Доклад на ШППМ ) Подготовлено Малон Л. В.
Зам. директора по УМР Е.В. Гарбузова. Программа развития НТТИ на гг. и на период до 2020 года Целью Программы является обеспечение доступности.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Программы стратегического развития учреждений ВПО Г.В.Шепелев Директор Департамента развития профессионального.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Ассоциация выпускников международных программ Казахстана Кисловодск 07/06/2012.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на годы Подпрограмма 3 «Развитие системы оценки качества образования.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ: Президент Союза директоров ССУЗ России Демин В.М год Доступность Качество Эффективность.
Ресурсы модернизации региональной системы образования Аникеев Александр Сергеевич Министр образования и науки Калужской области.
Проект «Совершенствование системы подготовки рабочих кадров и специалистов» РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Главный вопрос стратегии развития образования – достижение нового качества образования, создание новой модели школы 1.Новые образовательные стандарты.
Повышение качества образования – основа развития общества Маскевич С.А., Министр образования Республики Беларусь.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
ПРОГРАММА СРЕДНЕСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТГАМЭУП НА ПЕРИОД
Отчет по реализации Государственной программы по форсированному индустриально- инновационному развитию РК на годы по итогам 2010 года Министерство.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития образования в Республике Казахстан до 2020 года ( проект ) ( Доклад на ШППМ ) Подготовлено Малон Л. В.
Государственная программа Республики Коми «Развитие системы государственного и муниципального управления» на годы (основные положения государственной.
Транксрипт:

LOGO Министерство образования и науки Республики Казахстан Мажилис Парламента Республики Казахстан, Правительственный час город Астана, 9 декабря 2013 года О состоянии и приоритетных направлениях системы образования и науки в Республике Казахстан

2 Пайымдау «Адам капиталын дамыту біздің елімізге ұзақ мерзімді перспективада ғылыми ауқымды экономика және бәсекелестік қалыптастыру үшін берік іргетас қалайтынына сенімдімін» Мемлекет басшысы Н.Ә. Назарбаевтың «Қазақстанның мейлінше дамыған әлем мемлекеттерінің 30-дығына кіруі» атты Дамушы нарықтардың Еуразиялық форумында жасаған баяндамасы

3 Алдағы 3-4 жыл ішінде білім жүйесін құрылымдық және мағыналық тұрғыдан дамыған мемлекеттердің деңгейіне жеткізу Саяси еркіндік пен ресурстар негізінде айқын мақсаттар қойып, оларды нақты жүзеге асыру Білім берудің әрбір деңгейінде әрі қарай дамуға кедергі келтіретін бірқатар жүйелік мәселелерді шешу

4 Индекс глобальной конкурентоспособности The Global Competitiveness Index, GCI 12 показателей определяют национальную конкурентоспособность : институты, инфраструктура, макроэкономическая среда, здравоохранение и начальное образование, высшее образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и услуг, эффективность рынка труда, развитость финансового рынка, технологический уровень, размер рынка, конкурентоспособность компаний и инновационный потенциал Казахстан в текущем году занял 50 место среди 144 стран мира, на одну позицию выше по сравнению с 2012 годом Однако, по некоторым индикаторам образования и науки (при общей тенденции их улучшения) сохраняются проблемы: Качество научно-исследовательских организаций, 108 место Доступность ученых и инженеров, 104 место Сотрудничество вузов и бизнеса в НИОКР, 90 место Доступность научных и образовательных услуг, 72 место

Демографический прогноз Рост численности детей и молодежи ведет к увеличению нагрузки на систему образования. Государству необходимо создавать условия равного доступа Численность населения по возрастным группам (тыс. человек) (данные Агентства РК по статистике) 5

Дошкольное образование Растут количественные показатели: охват детей 3-6 лет – 71,5% (Россия – 62%, Восточная Европа – 80%, Германия – 92%) Эту работу необходимо продолжить, но сконцентрироваться на качестве программ и повышении квалификации воспитателей 6

Необходимо сконцентрироваться на повышении качества программ и квалификации преподавателей Доля педагогов (%) в дошкольных организациях по уровню образования Из 90 учебных программ – 87 разработаны в гг. Отменено лицензирование Усилить механизмы мониторинга качества дошкольного образования 7

8 …наряду с количественными достижениями идентифицирован ряд вопросов, над которыми Министерство уже начало работу решения Нехватка специалистов по раннему развитию и уходу за детьми Через новую систему повышения квалификации за 3 года обучения пройдут 9 тыс. педагогов. Доля педагогов, прошедших подготовку и повышение квалификации, будет доведена до 30%. Создание ресурсного центра по подготовке кадров. Улучшение содержания Обновление 30% программ Изучение лучших мировых технологий и опыт передовых стран. Отменено лицензирование Внесение изменений в Закон РК «Об образовании» для внедрения процедуры уведомления о начале деятельности ДО Продолжает расти очередность Разработка Пошагового плана ввода и открытия дошкольных организаций на годы Рассмотрение вопроса о строительстве детсадов за счет РБ в зависимости от потребности в отдельных регионах.

В среднем образовании необходимо обновить содержание с тем, для того чтобы развивать у учащихся компетенции: Критическое мышление: правильно задать вопрос/поставить задачу Где и как найти нужную информацию Как работать в команде (создавать, управлять ею) Как использовать ИКТ технологии Как правильно представить результаты (коммуникативные навыки) 9

Динамика развития обучения казахскому языку ТиПО Ведут обучение на казахском языке Смешанные Среднее образование Дошкольное образование Количество учебных заведений

Проблема сельской школы Усиление разрыва между городом и селом в качестве образования, подтверждаемого ЕНТ и международными экспертами Рост барьеров для вхождения сельского населения в средний класс Молодежь, окончившая сельскую школу, в силу некачественного образования будет выпадать из системы и маргинализироваться. Последующее индустриально-инновационное и региональное развитие не будут обеспечены кадрами Через 5 лет первые дети бума рождаемости начнут заканчивать школу, и если не решить проблему сельского образования, маргинальные группы начнут расти и создавать нагрузку на образовательную систему 11

Доля (%) аварийных, трехсменных школ и школ без спортзалов в разрезе город/село Доля (%) учителей с высшей категорией в сельской местности и в городе Системная проблема: наметился разрыв между селом и городом в качестве образования 12

13 Количество ресурсных центров – 59 Закрепленных МКШ за РЦ В 2015 году планируется создание 160 ресурсных центров, за которыми будут закреплены 640 МКШ Решение: ресурсные центры и ИКТ МКШ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР (ОПОРНАЯ ШКОЛА) МКШ Использование Информационно- коммуникационных технологий позволит сократить цифровое информационное неравенство между городом и селом Всего школ: в городе – 1899 (25%) в селе – 5768 (75%) из них МКШ – 4145 (54%)

Инфраструктура среднего образования х сменных школ требуют строительства за счет РБ аварийных школ требуют строительства за счет РБ

15 решения Дисбаланс в качестве образования между городской и сельской школой Планирование дополнительного строительства профильных школ с интернатами. 100%-й подвоз. Создание ресурсных центров для поддержки МКШ. Госпрограммой предусмотрено создание к 2016 году еще 160 ресурсных центров по всей стране. Активное использование ИКТ. Низкое качество школьного образования Разработка новых учебных планов, программ и учебников с учетом опыта НИШ. Усиление кадрового потенциала школ. Вовлечение семьи, школы, общества в образовательный процесс. Подушевое финансирование. Комплексное решение вопроса инфраструктуры школ. Улучшение показателей международного исследования образовательных достижений 15-ти летних обучающихся в области естесственных наук, математики и чтения PISA …ряд вопросов, которые требуют кардинального решения в системе школьного образования

Техническое и профессиональное образование учебных заведений. Контингент тыс. человекОбучаются по 181 специальностям, 476 квалификациям Разработаны модульные программы по 39 профессиям, профстандарты - по 147 специальностям. Осуществляется разработка 176 профстандартов за счет РБ Внедряется система независимой оценки квалификации Созданы независимые центры подтверждения квалификации на базе 3-х объединений работодателей нефтегазовой, горнодобывающей, туристкой отраслей В 176 колледжах внедрены элементы дуальной системы обучения В качестве системного оператора внедрения лучшего мирового опыта работает «Холдинг «Кәсіпқор»

2 колледжа мирового уровня 4 межрегиональных центра партнерских колледжей 10 АСТАНА 1.Туризм и гостиничное дело 2.Строительство и ЖКХ 3.Энергетика 4.Инженерия 5.Дизайн 6.ИКТ АЛМАТЫ 1.Туризм и гостиничное дело 2.Строительство и ЖКХ 3.Энергетика 4.Инженерия 5.Дизайн 6.ИКТ АКТОБЕ 1.Нефтегазовая отрасль 2.Строительство и ЖКХ 3.Металлургия Нефтегазовая отрасль АТЫРАУ 1.Металлургия 2.Машиностроение УСТЬ-КАМЕНОГОРСК ЭКИБАСТУЗ Энергетика 1.Легкая промышленность 2.Пищевая промышленность ШЫМКЕНТ 1.Нефтегазовая отрасль 2.Строительство и ЖКХ 3.Машиностроение УРАЛЬСК 1.Нефтегазовая отрасль 2.Транспорт и логистика 3.Строительство и ЖКХ АКТАУ 1.Машиностроение 2.Металлургия 3.АПК КОСТАНАЙ 1.Туризм и гостиничное дело 2.Машиностроение 3.Металлургия КОКШЕТАУ 1.Машиностроение 2.Энергетика 3.АПК ПЕТРОПАВЛОВСК 1.Строительство и ЖКХ 2.Металлургия 3.ИКТ КАРАГАНДЫ 1.Нефтегазовая отрасль 2.Строительство и ЖКХ 3.АПК КЫЗЫЛОРДА 1.Строительство и ЖКХ 2.Химическая отрасль 3.АПК ТАРАЗ 1.Легкая промышленность 2.АПК 3.ИКТ ТАЛДЫКОРГАН До 2016 года ЧЕЛОВЕК по базовой подготовке ЧЕЛОВЕК по заказу работодателей (краткосрочные курсы) Разработка 73-Х НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ для ГПФИИР 23 ПРОГРАММЫ для колледжей мирового уровня более 50 ПРОГРАММ для межрегиональных центров и партнерских колледжей ТРАНСЛЯЦИЯ ПРОГРАММ в 280 колледжей Создание 10-ТИ ЦЕНТРОВ независимой сертификации квалификаций выпускников и работников отраслей ПЕРЕПОДГОТОВКА инженерно-педагогических работников системы ТиПО Задачи НАО «Холдинг «Кәсіпқор» 17

18 решения Ограничение доступа к получению первой профессии Обеспечение равного доступа и качества ТиПО с учетом запросов потребителей. Картирование доступа к ТиПО и введение норматива сети. Увязать подготовку кадров с приоритетами ГПФИИР Доведение доли колледжей с дуальной системой до 50%. Размещение госзаказа ТиПО в соответствии с картой ГПФИИР. Внесение необходимых поправок в ряд законодательных актов для мотивации бизнеса участвовать в подготовке кадров для себя. За последние 3 года покинуло более 7,5 тыс. преподавателей Привлечение 1,6 тыс. специалистов высшей квалификации с производства. Планирование повышения квалификации 13 тыс. инженерно-педагогических работников. Недостаточная обеспечение МТБ Оснащение 60% специальностей в колледжах современным оборудованием …в дальнейшем в системе технического и профессионального образования будем работать над следующими проблемными точками

Высшее образование Вузы работают на основе принципов плановой системы: высшее образование предоставляется и регулируется МОН национальные и государственные вузы обучают по максимально низкой фиксированной цене хоздеятельность вузов в форме госпредприятий и АО регулируется 16 кодексами и 48 законами содержание образования регулируется Законом РК «Об образовании» через полномочия МОН 19

Системное решение - разгосударствление и самостоятельность вузов для усиления конкуренции среди вузов за ресурсы, ППС и студентов в условиях рыночной конкуренции Для этого необходимы: новая организационно-правовая форма индивидуальные программы развития вузов финансирование, ориентированное на результат коллегиальное управление борьба с коррупцией 20

1. Введение в состав наблюдательных советов вузов представителей МИО, МИНТ, Национальной палаты предпринимателей, общественности 2. Полномочия НС (как прообраз попечительских советов): Согласование назначения ректоров Согласование стратегии развития вузов Контроль целевого использования финансовых средств Внедрение корпоративного управления через наблюдательные советы вузов с 2014 г. 21

22 решения Организационно-правовая форма вузов регулируется чрезмерно широким спектром законодательных и НПА Совершенствование ЗРК «Об образовании», предоставление автономии пилотной группе вузов, подготовка менеджеров высшего и среднего звена Отсутствие практики принятия коллегиальных решений Введение заинтересованных сторон в лице представителей МИО, Национальной палаты предпринимателей, общественности и т.д. с предварительным обучением в состав Попечительских и Наблюдательных советов Недостаточная профориентационная работа Планирование внедрения системы приема в вуз, ориентированной на выявление способностей к будущей профессиональной деятельности. Повышение вовлечения населения в ГОНС, призванной обеспечить доступ к высшему образованию... вместе с тем имеется ряд проблемных вопросов

Наука 23 В науке необходимо обеспечить связь научных приоритетов с приоритетами ГПФИИР Усилить транспорентность и распределение средств на науку Привлечь молодые кадры Обеспечить рост публикационной активности ученых страны

24 решения Синхронизация науки с инновационным развитием экономики Ориентирование научных исследований на приоритеты ГПФИИР Введение представителей индустрии в ННС Повышение конкуренто- способности кадрового потенциала науки Подготовка научных кадров в соответствии с ГПФИИР Совершенствование и развитие системы PhD- докторантуры Оптимизация структуры финансирования НИОКР Планирование увеличения доли частного капитала в расходах на научные исследования на 25% Доля научно-технических разработок в объеме научных исследований составит 40% (26% в 2011 г.) …министерство сконцентрируется на решении следующих вопросов

25 МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА Принята Концепция Государственной молодежной политики РК «Казахстан-2020: Путь в будущее» Открыто более 120 ресурсных центров, начал свою работу Фонд молодежных инициатив, расширяется перечень социально значимых проектов Реализованы проекты «Молодежный кадровый резерв», «Школа государственной службы», «Жасыл ел», «С дипломом в село» Развитие межведомственного взаимодействия путем внедрения индикаторов по вопросам развития молодежной политики в стратегические планы центральных и местных государственных органов и работы с НПА Усиление патриотического воспитания через увеличение числа активно действующих молодежных организаций с 83 до 100 и расширение сети молодежных ресурсных центров в течение следующих 3 лет Планирование увеличения доли молодежи, охваченной ежегодными республиканскими и местными мероприятиями в сфере молодежной политики, и расширение сети молодежных ресурсных центров …планируется работа по 3-м направлениям

Подписание 3-х летних меморандумов с МИО Четкие индикаторы достижения результатов Информационный центр, диалоговые площадки, обратная связь. Регулярный замер удовлетворенности населения работой Министерства Принципы работы Министерства образования и науки Республики Казахстан МОН РК Открытость и прозрачность Антикоррупционная политика Снижение бюрократии, смещение акцентов с контроля процессов на контроль результатов Стратегическое и корпоративное управление Оптимальные пропорции между централизацией и децентрализацией в зависимости от конкретных условий 26

Назарларыңызға рахмет!