Презентация к уроку по алгебре (10 класс) на тему: Показательная функция, ее свойства и график

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Показательная функция и ее применение.
Advertisements

«Показательная функция и ее применение» Презентацию подготовил ученик 11 класса Бондаренко Игорь Учитель Абрамова Светлана Ивановна МБОУ «Ракитовская СОШ»
«Показательная функция и ее применение» «Показательная функция и ее применение» Преподаватель математики Мусинова М.В г.
Некоторые наиболее часто встречающиеся виды трансцендентных функций, прежде всего показательные, открывают доступ ко многим исследованиям. Л.Эйлер Ох уж.
Показательная функция и ее применение в жизни
Работа по теме «Показательная функция и ее применение» и ее применение» выполнена учащимися 10 «Б» класса учитель Александрова Ольга Александровна МОУ.
В природе, технике и экономике встречаются многочисленные процессы, в ходе которых значение величины меняется в одно и то же число раз. Эти процессы называются.
Показательная функция и её свойства Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия 33 г. Костромы учитель математики Степанова О.Ю.
Автор: Семёнова Елена Юрьевна МОУ СОШ 5 - «Школа здоровья и развития» г. Радужный х у 0 y = а х, а > 1 1 х у 0 y = а х, 0 < а < 1 1.
Автор: Семёнова Елена Юрьевна МОУ СОШ 5 - «Школа здоровья и развития» г. Радужный х у 0 y = а х, а > 1 1 х у 0 y = а х, 0 < а < 1 1.
«Некоторые наиболее часто встречающиеся виды трансцендентных функций, прежде всего показательные, открывают доступ ко многим исследованиям» Л.Эйлер.
Решение показательных уравнений 11 класс. Цель:обобщить и закрепить теоретические знания методов, умения и навыки решения показательных уравнений на основе.
У М х ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ, ЕЕ СВОЙСТВА И ГРАФИК.
Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай мне сделать самому – и я научусь (Китайская мудрость)
Показательная функция Определение. Определение. Функция, заданная формулой Функция, заданная формулой у = а х у = а х (где а >0, а 1, х – показатель степени),
Сергеева Дания Михайловна учитель математики 1-й категории ГБОУ СПО «Нижегородское областное училище олимпийского резерва» (техникум) Образование: Горьковский.
Показательная функция Классная работа Урок 2 повторение.
Показательная функция, уравнения и неравенства в заданиях ЕГЭ. И.В.Богданова.
Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает твой сосед.
Определение Показательные неравенства – это неравенства, в которых неизвестное содержится в показателе степени. Примеры:
Транксрипт:

Выполнила Учитель математики I категории МБОУ Федосеевской СОШ Лозовая Раиса Михайловна ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ И ЕЁ ПРИМЕНЕНИЕ Урок обобщения и систематизации знаний

Некоторые наиболее часто встречающиеся виды трансцендентных функций, прежде всего показательные, открывают доступ ко многим исследованиям. Л.Эйлер. «ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ».

Графики функции у=2 х и у=(½) х 1.График функции у=2 х проходит через точку (0;1) и расположен выше оси Ох. а>1 Д(у): х є R Е(у): у >0 Возрастает на всей области определения. 2.График функции у= также проходит через точку (0;1) и расположен выше оси Ох. 0

Блиц – опрос 1.Какая функция называется показательной? 2.Какова область определения функции y=0,3x? 3.Каково множество значения функции y=3x? 4. Дайте определение возрастающей, убывающей функции. 5.При каком условии показательная функция является возрастающей? 6.При каком условии показательная функция является убывающей? 7.Возрастает или убывает показательная функция 8.Определить при каком значении a функция проходит через точку А(1; 2); 9

Какие из функций являются возрастающими, а какие убывающими?

Показательные уравнения. Уравнения,у которых неизвестное находится в показателе степени, называются показательными. Способы решения: 1.По свойству степени; 2.Вынесение общего множителя за скобки; 3.Деление обеих частей уравнения на одно и то же выражение, принимающее значение отличное от нуля при всех действительных значениях х; 4.Способ группировки; 5.Сведение уравнения к квадратному; 6.Графический.. Например:

Решите уравнения ( устно): 5 х =25 х=2 7 х-2 =49 х=4 4 х =1 х = 0 5,7 х-3 = 1 х = х =64 х = х =81 х = 1,5 5 х =7 х х = 0 3,4 х+2 =4,3 х+2 х = -2

Указать способы решения показательных уравнений.

Диагностика уровня формирования практических навыков Приведение к одному основанию Вынесение общего множителя за скобки Замена переменного (приведение к квадратному) 2, 5, 10, 121, 7, 9, 113, 4, 6, 8

Чтобы решить графически уравнение f (x) = g (x), надо: п остроить графики функций у = f (x) и у = g (x) н айти абсциссу точки пересечения графиков функций р ассмотреть возможность существования других точек пересечения

Определение Показательные неравенства – это неравенства, в которых неизвестное содержится в показателе степени. Примеры:

Показательные неравенства решаются по следующим свойствам показательной функции: если а > 1, то неравенство a х 1 < а х 2 справедливо х 1 < х 2 если 0 < а < 1, то неравенство a х 1 > а х 2 справедливо х 1 < х 2

Решите неравенства (устно): 2 х > 0 x- любое 2 x >1 x > 0 х 1 х 0 х < 0 x= Ø 5 x >25 x > 2 0,7 x < 0,49 x > 2 0,2 x+1 < 0,2 4 x > 3 9,7 x-2 < 9,7 10 x < 12

Решения показательных неравенств: 1.Способ Уравнивание оснований правой и левой части

Решите неравенство:

Решение показательных неравенств Способ 2: Вынесение за скобки степени с меньшим показателем Ответ: х >3 3 > 1, то : 10

Решение показательных неравенств Способ 3: введение новой переменной Ответ: х 0 3>1, то

И её применение в природе и технике. ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ

Подумайте! Где может использоваться показательная функция? Тема «Показательная функция» является основополагающей при изучении таких тем, как «Производная показательной функции», «Термодинамика», «Электромагнетизм», «Ядерная физика», «Колебания», используется для решения некоторых задач судовождения.

Наглядный бытовой пример! Все, наверное, замечали, что если снять кипящий чайник с огня, то сначала он быстро остывает, а потом остывание идет гораздо медленнее. Дело в том, что скорость остывания пропорциональна разности между температурой чайника и температурой окружающей среды. Чем меньше становится эта разность, тем медленнее остывает чайник. Если сначала температура чайника равнялась То, а температура воздуха T1, то через t секунд температура Т чайника выразится формулой: T=(T1-T0)e-kt+T1, где k - число, зависящее от формы чайника, материала, из которого он сделан, и количества воды, которое в нем находится.

При падении тел в безвоздушном пространстве скорость их непрерывно возрастает. При падении тел в воздухе скорость падения тоже увеличивается, но не может превзойти определенной величины.

Рассмотрим задачу о падении парашютиста. Если считать, что сила сопротивления воздуха пропорциональна скорости падения парашютиста, т.е. что F=kv, то через t секунд скорость падения будет равна: v=mg/k(1-e- kt/m), где m - масса парашютиста. Через некоторый промежуток времени е-kt/m станет очень маленьким числом, и падение станет почти равномерным. Коэффициент пропорциональности k зависит от размеров парашюта. Данная формула пригодна не только для изучения падения парашютиста, но и для изучения падения капли дождевой воды, пушинки и т.д.

Много трудных математических задач приходится решать в теории межпланетных путешествий. Одной из них является задача об определении массы топлива, необходимого для того, чтобы придать ракете нужную скорость v. Эта масса М зависит от массы m самой ракеты (без топлива) и от скорости v0, с которой продукты горения вытекают из ракетного двигателя.

Если не учитывать сопротивление воздуха и притяжение Земли, то масса топлива определиться формулой: M=m(ev/v0-1) (формула К.Э.Циалковского). Например, для того чтобы ракете с массой 1,5 т придать скорость 8000 м/с, надо при скорости истечения газов 2000 м/с взять примерно 80 т топлива.

Если при колебаниях маятника, гири, качающейся на пружине, не пренебрегать сопротивлением воздуха, то амплитуда колебаний становится все меньше, колебания затухают. Отклонения точки, совершающей затухающие колебания, выражается формулой: s=Ae-ktsin(?t+?). Так как множитель е-kt уменьшается с течением времени, то размах колебаний становится все меньше и меньше.

Когда радиоактивное вещество распадется, его количество уменьшается. Через некоторое время остается половина первоначального количества вещества. Этот промежуток времени to называется периодом полураспада. Вообще через t лет масса m вещества будет равна: m=m0(1/2)t/t0, где m0 - первоначальная масса вещества. Чем больше период полураспада, тем медленнее распадается вещество. Явление радиоактивного распада используется для определения возраста археологических находок, например, определен примерный возраст Земли, около 5,5 млрд. лет, для поддержания эталона времени.

Задача: Период полураспада плутония равен 140 суткам. Сколько плутония останется через 10 лет, если его начальная масса равна 8г ? m = ? Ответ: 1, (г).

Как видите, во всех приведенных выше исследованиях использовалась показательная функция.

Вот некоторые из Нобелевских лауреатов, получивших премию за исследования в области физики с использованием показательной функции: Пьер Кюри г. Ричардсон Оуэн г. Игорь Тамм г. Альварес Луис г. Альфвен Ханнес г. Вильсон Роберт Вудро г.

Она не перестаёт нас удивлять! Показательная функция также используется при решении некоторых задач судовождения, например, функцию е-x используют в задачах, требующих применения биноминального закона (повторение опытов), закона Пуассона (редких событий), закона Релея (длина случайного вектора).

Применение показательной функции в биологии.

Применение логарифмической функции в биологии. В питательной среде бактерия кишечной палочки делится каждую минуту. Понятно, что общее число бактерий за каждую минуту удваивается. Если в начале процесса была одна бактерия, то через х минут их число (N) станет равной 2 х, т.е. N(х) = 2 х.

ПРИМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ В ЭКОНОМИКЕ

Задача: Ежемесячно на банковский вклад, равный S 0 рублей начисляется р%. На сколько процентов возрастет банковский вклад за х месяцев? Решение. Пусть р = 2%, х = 12 месяцев. Тогда за год банковский вклад возрастет на Ответ: на 27%.

А теперь, в конце урока хочется, чтобы вы выразили свое отношение к нашей сегодняшней работе и всему уроку в целом. Ответьте на вопросы в листах рефлексии и сдайте их мне. 2) Поставь оценку учителю за работу по 10 бальной системе. 3) Поставь оценку себе за работу по 10 бальной системе. 1)Понравилось на уроке? (отметь галочкой мордашку)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Страница 57 учебника – «ПРОВЕРЬ СЕБЯ»

СПАСИБО ЗА УРОК!