Подготовила Яцук Ольга 8 А класс ЛГ МБОУ «СОШ 5» 2014 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
История возникновения теоремы Пифагора Геометрия 8 класс Лазарев Глеб, Аббасов Эльмар.
Advertisements

Теорема Пифагора. Доказательство и применение. Презентацию подготовила Липатова Алёна ученица 8а класса ГОУ СОШ 119.
Презентация по теме: "Теорема Пифагора"
Jjjj Формулировки Теорема Пифагора: Сумма площадей квадратов, опирающихся на катеты (a и b), равна площади квадрата, построенного на гипотенузе (c).
Теорема Пифагора. Теорема Пифагора одна из основополагающих теорем евклидовой геометрии, устанавливающая соотношение между сторонами прямоугольного треугольника.
Теорема Пифагора "Заслугой первых греческих математиков, таких как Фалес, Пифагор и пифагорейцы, является не открытие математики, но ее систематизация.
Творческая работа ученика 9а класса Нефедова Владислава. Муниципальное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 89» г. Северск Томской области.
Теорема Пифагора и её применение Работу выполнили учащиеся 8 класса «б»
Различные способы доказательства теоремы Пифагора. Выполнила: ученица 8 «А»класса МБОУ «ООШ 26» г. Энгельса Люсина Алёна. Учитель: Еремеева Елена Борисовна.
Теорема, обратная теореме Пифагора Конспект урока.
Способы доказательства теорема Пифагора Подготовила презентацию Ученица 8 «А» класса МБОУ СОШ 19 Авакян Нелля Проверила: Куликова Е.И.
Площадь квадрата Презентация по геометрии ученицы 8 «В» класса Жиряковой Марии.
Геометрия владеет двумя сокровищами : одно из них – это теорема Пифагора Иоганн Кеплер.
Пифагор и его теорема
Теорема Пифагора. Дилленбург Лилии 8 «Б».. Формулировки. В прямоугольном треугольнике площадь квадрата, построенного на гипотенузе, равна сумме площадей.
Теорема Пифагора История теоремыФормулировка Доказательство Саша Омаров 8 В класс.
Теорема Пифагора И способы ее доказательства Магнитогорск 2011.
Составили : учащиеся 8Б класса МОУ СОШ 1 г. Фрязино Болдышева Яна, Демидова Александра.
Теорема Пифагора Подготовила ученица 9Б класса Гаджиева Хураман.
Пифагор – кто он? древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно- философской школы пифагорейцев.философ математикмистикрелигиозно-
Транксрипт:

Подготовила Яцук Ольга 8 А класс ЛГ МБОУ «СОШ 5» 2014 год

Теорема Пифагора одна из основополагающих теорем евклидовой геометрии, устанавливающая соотношение между сторонами прямоугольного треугольника.

В древнекитайской книге Чжоу би суань цзин говорится о пифагоровом треугольнике со сторонами 3, 4 и 5. В этой же книге предложен рисунок, который совпадает с одним из чертежей индусской геометрии Басхары. Мориц Кантор (крупнейший немецкий историк математики) считает, что равенство 3 ² + 4 ² = 5² было известно уже египтянам ещё около 2300 г. до н. э., во времена царя Аменемхета I (согласно папирусу 6619 Берлинского музея). По мнению Кантора, гарпедонапты, или «натягиватели верёвок», строили прямые углы при помощи прямоугольных треугольников со сторонами 3, 4 и 5. Очень легко можно воспроизвести их способ построения. Возьмём верёвку длиною в 12 м и привяжем к ней по цветной полоске на расстоянии 3 м от одного конца и 4 метра от другого. Прямой угол окажется заключённым между сторонами длиной в 3 и 4 метра. Гарпедонаптам можно было бы возразить, что их способ построения становится излишним, если воспользоваться, например, деревянным угольником, применяемым всеми плотниками. И действительно, известны египетские рисунки, на которых встречается такой инструмент, например, рисунки, изображающие столярную мастерскую.

Несколько больше известно о теореме Пифагора у вавилонян. В одном тексте, относимом ко времени Хаммурапи, то есть к 2000 году до н. э., приводится приближённое вычисление гипотенузы равнобедренного прямоугольного треугольника. Отсюда можно сделать вывод, что в Двуречье умели производить вычисления с прямоугольными треугольниками, по крайней мере в некоторых случаях. Основываясь, с одной стороны, на сегодняшнем уровне знаний о египетской и вавилонской математике, а с другой на критическом изучении греческих источников, Ван-дер-Варден (голландский математик) сделал вывод о большой вероятности того, что теорема о квадрате гипотенузы была известна в Вавилоне уже около XVIII века до н. э. Согласно комментарию Прокла к Евклиду, Пифагор (годами жизни которого принято считать гг. до н. э.) использовал алгебраические методы, чтобы находить пифагоровы тройки. Однако Прокл писал между 410 и 485 гг. н. э. Томас Литтл Хит считал, что не существует явного упоминания, относящегося к периоду продолжительностью 5 веков после смерти Пифагора, что Пифагор был автором теоремы. Однако, когда авторы, такие как Плутарх и Цицерон, пишут о теореме Пифагора, они пишут так, как будто авторство Пифагора было широко известным и несомненным. «Принадлежит ли эта формула лично перу Пифагора…, но мы можем уверенно считать, что она принадлежит древнейшему периоду пифагорейской математики». По преданию, Пифагор отпраздновал открытие своей теоремы гигантским пиром, заклав на радостях сотню быков. Приблизительно в 400 г. до н. э., согласно Проклу, Платон дал метод нахождения пифагоровых троек, сочетающий алгебру и геометрию. Приблизительно в 300 г. до н. э. в«Началах» Евклида появилось старейшее аксиоматическое доказательство теоремы Пифагора.

Геометрическая формулировка: Изначально теорема была сформулирована следующим образом: В прямоугольном треугольнике площадь квадрата, построенного на гипотенузе, равна сумме площадей квадратов, построенных на катетах.

Алгебраическая формулировка: В прямоугольном треугольнике квадрат длины гипотенузы равен сумме квадратов длин катетов. То есть, обозначив длину гипотенузы треугольника через, а длины катетов через и : Обе формулировки теоремы эквивалентны, но вторая формулировка более элементарна, она не требует понятия площади. То есть второе утверждение можно проверить, ничего не зная о площади и измерив только длины сторон прямоугольного треугольника.

Обратная теорема Пифагора: Для всякой тройки положительных чисел, и, такой, что, существует прямоугольный треугольник с катетами и и гипотенузой

Через подобные треугольники Следующее доказательство алгебраической формулировки наиболее простое из доказательств, строящихся напрямую из аксиом. В частности, оно не использует понятие площади фигуры. Пусть ABC есть прямоугольный треугольник с прямым углом C. Проведём высоту из C и обозначим её основание через H. Треугольник ACH подобен треугольнику ABC по двум углам. Аналогично, треугольник CBHподобен ABC. Введя обозначения Получаем Что эквивалентно Сложив, получаем Или что и требовалось доказать

Расположим четыре равных прямоугольных треугольника так, как показано на рисунке 1. Четырёхугольник со сторонами c является квадратом, так как сумма двух острых углов 90°, а развёрнутый угол 180°. Площадь всей фигуры равна, с одной стороны, площади квадрата со стороной (a+b), а с другой стороны, сумме площадей четырёх треугольников и площади внутреннего квадрата. Что и требовалось доказать.