История возникновения геометрии Необходимость возникновения науки Геометрия возникла в результате практической деятельности людей: нужно было сооружать.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
История возникновения геометрии Выполнила: В.Е. Антипина, учитель математики МОУ СОШ 1 г. Красновишерска.
Advertisements

История возникновения геометрии Выполнил : Петрусевич И. А Ученик 9 а класса Бегуницкой средней школы.
История возникновения геометрии. Выполнил ученик 6 «А» класса Лычагин Павел,
( Немного из истории ) « Геометрия была открыта египтянами и возникла при измерении земли. Это измерение было им необходимо вследствие разлития реки.
2 Необходимость возникновения науки Геометрия возникла в результате практической деятельности людей: нужно было сооружать жилища, храмы, проводить дороги,
Основы планиметрии Отрезок и прямая Основы планиметрии Отрезок и прямая.
Математики Геометрии МАТЕМАТИКА (греч. mathematike, от mathema знание, наука) – наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного.
Происхождение геометрии Работа ученицы 7 «Б» класса Нурмиевой Людмилы.
Математики Геометрии 900igr.net МАТЕМАТИКА (греч. mathematike, от mathema знание, наука) – наука о количественных отношениях и пространственных формах.
Прямая и отрезок. Геометрия возникла в результате практической деятельности людей: нужно было сооружать жилища, храмы, прокладывать дороги, оросительные.
Урок геометрии в 7 классе : « Прямая и отрезок». Цели урока : Познакомить учащихся с тем, что изучает геометрия, какой раздел геометрии называется планиметрией,
В начале XX века великий французский архитектор Ле Корбюзье сказал: «Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период.
Тема урока: «Введение в геометрию». «землемерие» (в переводе с греческого) Геометрия – одна из самых древних наук, возникших еще до нашей эры. Павлихина.
Урок геометрии в 7 классе : « Геометрические фигуры. Точка и прямая» Выполнена учителем математики МКОУ Каменнобродская СОШ имени В.И.Салова Ольховского.
Систематизировать сведения о взаимном расположении точек и прямых; рассмотреть свойство прямой; ввести понятие отрезка; рассказать о практическом проведении.
Урок геометрии в 7 классе : « Прямая и отрезок». Цели урока : Познакомить учащихся с тем, что изучает геометрия, какой раздел геометрии называется планиметрией,
Учебник : Авторы : Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов и др.
ПУТЕШЕСТВИЕ В МУЗЕЙ ГЕОМЕТРИИ. Зал 1. История возникновения геометрии. Как она зарождалась?
Периметр и площадь Презентацию подготовила Ученица 9 Т класса, лицея 35 Кириллова Анна.
( греч. mathematike, от mathema знание, наука ) – наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира.
Транксрипт:

История возникновения геометрии

Необходимость возникновения науки Геометрия возникла в результате практической деятельности людей: нужно было сооружать жилища, храмы, проводить дороги, оросительные каналы, устанавливать границы земельных участков и определять их размеры. Важную роль играли и эстетические потребности людей: желание украсить свои жилища и одежду, рисовать картины окружающей жизни. 2

Историческая справка За несколько столетий до нашей эры в Вавилоне, Китае и Греции уже существовали начальные геометрические знания, которые добывались опытным путём. 3

Историческая справка Знания не были ещё систематизированы и передавались от поколения к поколению в виде правил и рецептов. Например, правил нахождения площадей фигур, объёмов тел, построения прямых углов и т.д. Не было ещё доказательств этих правил, и их изложение не представляло собой научной теории. 4

Историческая справка Первым, кто начал получать новые геометрические факты при помощи рассуждений (доказательств), был древнегреческий математик Фалес (VI век до нашей эры).Фалес 5

Фалес Милетский Oснователь милетской школы, один из легендарных "семи мудрецов". Происходил из аристократического рода, был связан с храмом Аполлона Дидимского, патрона морской колонизации. Имя Фалеса уже в V в. стало нарицательным для мудреца. Считается, что Фалес ввел в употребление новое созвездие - Малую Медведицу. Фалеса называют одним из первых греческих мыслителей, кто понял важность астрологии как науки. В историю вошло "затмение Фалеса " 28 мая 585 г. до н.э., предсказанное им за 6 лет до события (некоторые ученые считают это легендой, доказывая, что уровень развития науки во времена Фалеса еще не позволял предсказывать затмения). В честь Фалеса названа малая планета 6001 Thales. 6

Историческая справка Наибольшее влияние на всё последующее развитие геометрии оказали труды греческого учёного Евклида, жившего в Александрии в III веке до нашей эры. Евклида 7

Что такое геометрия? В геометрии изучаются формы, размеры, взаимное расположение предметов независимо от их других свойств: массы, цвета… Геометрия не только дает представление о фигурах, их свойствах, взаимном расположении, но и учит рассуждать, ставить вопросы, анализировать, делать выводы, т.е. логически мыслить. 8

Что такое геометрия?геометрия 9

(от греч. gе земля и metreo мерю) часть математики, представляющая науку о пространственных отношениях и формах тел, а также о других отношениях и формах действительности, сходных с пространственными по своей структуре.

11 геометрия планиметриястереометрия

Планиметрия – раздел геометрии, изучающий свойства фигур на плоскости (от латинского слова «планум» - плоскость и греческого «метрео» - измеряю). 12 а А В у

Стереометрия – раздел геометрии, изучающий свойства фигур в пространстве. 13

1. Период зарождения геометрии как математической науки Протекал в Древнем Египте, Вавилоне и Греции, примерно до 5 в. до н. э. Первичные геометрические сведения появляются на самых ранних ступенях развития общества. Зачатками науки следует считать установление первых общих закономерностей, в данном случае зависимостей между геометрическими величинами. Этот момент не может быть датирован. Самое раннее сочинение, содержащее зачатки геометрии, дошло до нас из Древнего Египта и относится примерно к 17 в. до н. э., но оно, несомненно, не первое.

Геометрия сводилась к правилам вычисления площадей и объемов. Правильно вычислялись: площади треугольника и трапеции, объёмы параллелепипеда и пирамиды с квадратным основанием. Наивысшим известным нам достижением египтян в этом направлении явилось открытие способа вычисления объёма усечённой пирамиды с квадратным основанием. Правила вычисления площади круга и объёмов цилиндра и конуса соответствуют иногда грубо приближённому значению р=3, иногда же значительно более точному р=3,16...

Из достижений вавилонской математики в области геометрии, выходящих за пределы познаний египтян, следует отметить разработанное измерение углов и некоторые зачатки тригонометрии, связанные, очевидно, с развитием астрономии. теорема Пифагора. Вавилонянам была уже известна теорема Пифагора.

Созданная древними греками система изложения элементарной геометрии на два тысячелетия вперёд сделалась образцом дедуктивного построения математической теории. Начало же греческой геометрии традиция связывает с путешествиями в Египет первых греческих геометров и философов Фалеса Милетского (конец 7 в. 1-я половина 6 в. до н. э.) и Пифагора Самосского (6 в. до н. э.). В связи с геометрической теоремой Пифагора был найден метод получения неограниченного ряда троек «пифагоровых чисел», т. е. троек чисел, удовлетворяющих соотношению а²+b²=c².

В области геометрии задачи, которыми занимались греческие геометры 65вв. до н. э. после усвоения египетского наследства, также естественно возникают из простейших запросов строительного искусства, землемерия и навигации. Не ограничиваясь приближёнными, эмпирически найденными решениями, греческие геометры ищут точных доказательств и логически исчерпывающих решений проблемы. Гиппократу Хиосскому Первый систематический учебник геометрии приписывается Гиппократу Хиосскому (2-я половина 5 в. до н. э.).

2. Период становления геометрии как самостоятельной математической науки На протяжении нескольких поколений геометрия складывалась в стройную систему. Процесс этот происходил путём накопления новых геометрических знаний, выяснения связей между разными геометрическими фактами, выработки приёмов доказательств и, наконец, формирования понятий о фигуре, о геометрическом предложении и о доказательстве. Этот процесс привёл, наконец, к качественному скачку; геометрия превратилась в самостоятельную математическую науку : появились систематические её изложения, где её предложения последовательно доказывались.

Сохранились и сыграли в дальнейшем решающую роль появившиеся около 300 до н. э. «Начала» Евклида. Здесь геометрия представлена так, как ее в основном понимают и теперь, если ограничиваться элементарной геометрией, начала которой изучают в средней школе, это наука о простейших пространственных формах и отношениях, развиваемая в логической последовательности, исходя из явно формулированных основных положений аксиом и основных пространственных представлений. Геометрию, развиваемую на принципах Евклида, даже уточнённую и обогащенную новыми предметами и методами исследования, называют евклидовой.

3. Период развития аналитической геометрии Возрождение наук и искусств в Европе, вызванное зарождением капитализма, повлекло новый расцвет геометрии. Принципиально новый шаг был сделан в 1-й половине 17 в. Рене Декартом, который ввёл в геометрию метод координат, позволивший связать геометрию с развивавшейся тогда алгеброй и зарождающимся анализом. Применение методов этих наук в геометрии породило аналитическую, а потом и дифференциальную геометрию. Здесь геометрия перешла на качественно новую ступень по сравнению с геометрией древних: в ней рассматриваются уже гораздо более общие фигуры и используются существенно новые методы.

4. Период формирования геометрии Лобачевского Четвёртый период в развитии геометрии открывается построением Н. И. Лобачевским новой, неевклидовой геометрии, называемой теперь геометрией Лобачевского. Первая работа Лобачевского в этом направлении была доложена им на заседании физико-математического факультета Казанского университета в 1826 г. и опубликована в развитой форме в 1829 г.

И сточник, сущность и значение идей Лобачевского сводятся к следующему. В геометрии Евклида имеется аксиома о параллельных, утверждающая: «через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести не более чем одну прямую, параллельную данной». Многие геометры пытались доказать эту аксиому, исходя из других основных посылок геометрии, но безуспешно. Лобачевский пришёл к мысли, что такое доказательство невозможно. У тверждение, противоположное аксиоме Евклида, будет: «через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести не одну, а по крайней мере две параллельные ей прямые». Это и есть аксиома Лобачевского. П о мысли Лобачевского, присоединение этого положения к другим основным положениям геометрии не должно приводить к противоречию, т. е. все выводы, получаемые на основе такого соединения, будут логически безупречными. Система этих выводов и образует новую, неевклидову геометрию. «Напрасное старание со времен Евклида, в продолжение двух тысяч лет, писал он, заставило меня подозревать, что в самых понятиях еще не заключается той истины, которую хотели доказывать и в которую поверить, подобно другим физическим законам, могут лишь опыты, каковы, например, астрономические наблюдения».

Заслуга Лобачевского состоит в том, что он не только высказал эту идею, но действительно построил и всесторонне развил эту новую геометрию, логически столь же совершенную и богатую выводами, как евклидова, несмотря на её несоответствие обычным наглядным представлениям. Лобачевский рассматривал свою геометрию как возможную теорию пространственных отношений; однако она оставалась гипотетической до гг., когда был выяснен её реальный смысл и тем самым было дано её полное обоснование. «Коперником геометрии» Переворот в геометрии, произведённый Лобачевским, по своему значению не уступает ни одному из переворотов в естествознании, и недаром Лобачевский был назван «Коперником геометрии».

Первый принцип заключается в том, что логически мыслима не одна евклидова геометрия, но и другие «геометрии». Второй принцип это принцип самого построения новых геометрических теорий путём видоизменения и обобщения основных положений евклидовой геометрии, т. е. в конечном счёте данных пространственного опыта. Именно в этом направлении пошло и продолжает идти развитие абстрактной геометрии. Третий принцип состоит в том, что истинность геометрической теории может проверяться только опытом, и не исключено, что дальнейшие опытные исследования обнаружат неточность соответствия евклидовой геометрии реальным свойствам пространства. Вопрос об этих свойствах есть вопрос физического опыта, а не математического умозрения.

5. Период современной геометрии Для современной геометрии характерно ещё большее, чем прежде, проникновение её идей и методов в другие области математики и обратно, так что точное выделение геометрии из всей математики оказывается, по существу, невозможным. Существенно изменилось также отношение геометрии к изучению материальной действительности: если раньше геометрия была лишь теорией пространственных отношений и форм, основанной на положениях, формулированных у Евклида, то теперь она стала также наукой о формах и отношениях действительности, сходных с пространственными. Область её применения к исследованию природы чрезвычайно расширилась. Но при всём разнообразии приложений и абстрактности теорий современной геометрии все они имеют общий источник в изучении конкретных пространственных форм и отношений, которое было впервые суммировано в элементарной евклидовой геометрии и из которого, в конечном счёте, исходят все понятия геометрии. Это единство источника позволяет дать определение геометрии как той части математики, которая развилась из изучения пространственных форм и отношений.