УПРАВЛЕНИЕ ИТ-ПРОЕКТАМИ Китова Ольга Викторовна профессор кафедры ИСЭМ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Задачи решаемые EPCM командой Июль 2009 г.. Термины и определения EPCM (EPCM = Engineering Procurement Construction Management - управление проектированием,
Advertisements

Система управления проектами для учреждений образования.
1 Системный анализ и принятие решений Лекция 16 Введение в управление проектами Коробов Александр Сергеевич
Управление проектами в США СВОД ЗНАНИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОЕКТАМИ (PMBOK)
Алексей Полковников, Президент Ассоциация управления проектами «СОВНЕТ», Представитель России IPMA Основные тренды развития проектного управления в России.
05. Области знаний управления проектами. Понятия "Управление Проектом" Управление проектом - это организация вместо импровизации. Проект считается успешным,
Подготовила: Колесникова Юлия Э-23 Преподаватель: Болдырева Н.В.
ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА.
Семинар Автоматизированная система ( АС ) Планирование работ подразделений в проектах НИОКР Семинар Автоматизированная система ( АС ) Планирование работ.
«Informanager» Управление проектами, пример внедрения в компании Билла - Украина.
Методология управления проектами PMI PMI (Project Management Institute, Институт Управления Проектами ) - международный некоммерческий институт управления.
А Л Ь В Ф Р Е Д ФИНАНСОВЫЙ КОНСАЛТИНГ. Принятие взвешенных управленческих решений возможно на основе оперативной, точной, достоверной и объективной информации.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Управление проектами в области капитального строительства Алексей Талаев.
Управление проектами Лекция 1. Основы управления проектами.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ - ПОНЯТИЯ И ПРОЦЕССЫ Либерзон В.И.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ - ПОНЯТИЯ И ПРОЦЕССЫ Либерзон В.И.
Продолжение темы 4. Основные этапы проектирования MRPII-системы.
СЕТЕВОЙ ГРАФИК (примеры). Определение длительности операций Оценка длительности операций или объемов работ – оценка количества рабочих временных интервалов.
Совершенствование системы принятия управленческих решений в нефтесервисной компании Москва 2007 ШИНГАРЕВ П.В. Центр Управленческого консалтинга ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»
Транксрипт:

УПРАВЛЕНИЕ ИТ-ПРОЕКТАМИ Китова Ольга Викторовна профессор кафедры ИСЭМ

22 Содержание Введение Основные понятия и определения Классификация и особенности ИТ-проектов Цели проекта и критерии успеха Жизненный цикл проекта Участники проекта Организационная структура проекта Группы процессов управления проектами Обзор областей знаний стандарта ANSI PMI PMBOK® 3-rd Edition (2004) Автоматизированные информационные системы управления проектами

Тема: Введение Объективные предпосылки, зарубежный и отечественный опыт проектного подхода

44 Объективные предпосылки. Зарубежный опыт Фредерик Уинслоу Тейлор (F.W. Taylor), 1911 год – издание книги "Принцип научного управления", в которой изложены принципы научного управления, реализовал «конвейерный», «механический» подход. С этого времени управление считается самостоятельной областью научных исследований Анри Файоль (Fayol Henri – отец менеджмента), начало ХХ века – 14 принципов управления (классический подход к управлению). Генри Лоренс Гантт, начало ХХ века – разработал структурный подход к управлению содержанием, временем и людскими ресурсами, сторонник «личностного» подхода в УП. Гаррингтон Эмерсон, начало ХХ века – создал теорию эффективной хозяйственной деятельности, рациональное управление производством год – Лютер Гьюлик и ЛинделлУрвик (Urwick Lyndall) развили принципы административного управления.

– кругосветная экспедиция под руководством адмирала Ивана Фёдоровича Крузенштерна – Антарктическая экспедиция Фадде́я Фадде́евича Беллинсга́узена и Михаи́ла Петро́вича Лазарева завоевания Сибири и Дальнего Востока (Ермака Тимофеевича и Ерофея Павловича Хабарова) Объективные предпосылки. Отечественный опыт

66 Объективные предпосылки. Отечественный опыт ( продолжение) первые фундаментальные работы М.М.Сперанского 1900-е - развитие практических методов управления П.А.Столыпиным 1920-е - работы А.К.Гастева по научной организации труда и управления; создание ЦИТ РФ 1930-е – Челюскинская эпопея и полярные экспедиции – проекты по разработке атомного оружия и ракетно- космической техники в СССР 1990-е – новая волна интеграции России в международные процессы развития знаний и методов УП

77 Становление и развитие УП 1950-е - сетевое планирование (CPM-метод критического пути; PERT- метод оценки и пересмотра программ) 1969 – создание Института управления проектами в США (PMI) К 1970 году созданы национальные и международные организации в Европе (Международная Ассоциация управления проектами INTERNET, с 1995 г. – IPMA ) 1987 – опубликован Свод знаний по УП Института управления проектами США (PMBOK), который затем был принят в качестве Американского национального стандарта ANSI/PMI е гг. - Управление группами проектов/программ

88 Становление и развитие УП (продолжение) 90-е гг. - создание Советской Ассоциации управления проектами СОВНЕТ, разработка Национальных требований к компетентности специалистов по Управлению проектами (НТК) Российской Ассоциации правления Проектами Середина 90-ых годов прошлого столетия - управление портфелями проектов, как средство достижения стратегических целей развития предприятия Начало 21 века - совместное управление проектами, использование методов управления проектами (проектная деятельность) предприятиями не только в целях своего развития, но и в операционной деятельности

99 Стандарты в УП Классификация по уровню стандартизации: международные; национальные; отраслевые; фирменные (корпоративные). Классификация по направленности требований: проекты организации персонал (стандарты компетенций)

10 Международные стандарты ICB IPMA Competence Baseline. Version 2.0. IPMA Editorial Committee: Caupin G. Knopfel H., Morris P., Motzel E., Pannenbacker O. Bremen: Eigenverlag, pp.112. ISO Quality Management – Guidelines to quality in project management (12/97). (ISO Управление качеством – Руководство по качеству при управлении проектами (12/97) ISO 10006:1997 Quality management -- Guidelines to quality in project management ISO 10007:1995 Quality Management – Guidelines for configuration management ISO 9000:2000 Quality Management Systems – Fundamental and Vocabulary. ISO 9004:2000 Quality Management Systems – Guidelines for performance improvements ISO 15188:2001 Project management guidelines for terminology standardization ISO 15288:2000 Life Cycle Management – System Life Cycle Processes ISO/AWI Building construction -- Process management -- Guidelines for project management systems ISO/IEC TR 16326:1999 Software engineering - Guide for the application of ISO/IEC to project management

11 Стандарты компетенций International Competence Baseline IPMA - ICB – IPMA Competence Baseline. Version 2.0. IPMA Editorial Committee. – Bremen: Eigenverlag, 1999 International Competence Baseline IPMA - ICB – IPMA Competence Baseline. Version3.0. IPMA Editorial Committee. – IPMA: June 2006 Национальный стандарт Российской Ассоциации Управления проектами (СОВНЕТ) - НТК СОВНЕТ - Основы профессиональных знаний и Национальные Требования к Компетентности специалистов по управлению проектами, Москва, 2001 Project Manager Competency Development Framework PMI® PMCDF Разработано множество национальных стандартов управления проектами, представленных АРМ (Великобритания), VZPM (Швейцария), GPM (Германия), AFITEP (Франция), CEPM (Индия), PROMAT (Южная Корея)

12 С 1999 г. является национальным стандартом США, как «глоссарий терминов и сокращений» в области управления проектами. Третья редакция PMBOK Guide® 2000 Ed. (предыдущие издания – 1987 и 1996 гг.) подтверждена в качестве стандарта ANSI в марте 2001 г. Основа – процессная модель (операционный PM) Популярность PMBOK Guide® объясняется простотой представления Простота PMBOK Guide® достигнута за счет применения упрощенной (процессной) модели управления проектами применительно к обособленным проектам Не нашли должного отражения стратегический МП, менеджмент по проектам, мультипроектное управление и др. Organizational Project Management Maturity Model (OPM3®) Practice Standard for Work Breakdown Structures Project Manager Competency Development Framework Government Extension to the PMBOK® Guide Construction Extension to the PMBOK® Guide Practice Standard for Earned Value Management The Standard for Program Management The Standard for Portfolio Management Practice Standard for Scheduling Practice Standard for Project Configuration Management Unified Project Management Lexicon Practice Standard for Risk Management PMBOK Guide ®Стандарты PMI

13 Распределение стандартов по классификационным признакам Классификацая стандартов Рамки проектаСтандарты компетенцийРамки предприятия МеждународныеРуководство к качеству при управлении проектами - ISO IPMA Competence Baseline (ICB) НациональныеРуководство к своду знаний по управлению проектами PMBOK (США) СОВНЕТ (Россия)Program and Project Management for Innovation of Enterprises (P2M) - Япония Управление проектами со стороны правительств – Government extension to PMBoK (США) ANCSPM - Australian National Competency Standards for Project Management (AIPM - (Sponsor) Модели организационной зрелости управления проектами - Organizational Project Management Maturity Model (OPM3) Управление стоимостью – Practice Standard for Earned Value Management (США) SAQA (South Africa)Системой знаний о процессах управления проектами - PRINCE 2 (PRojects IN Control Enviroments - Великобритания) Построение иерархических структур работ - Practice Standard for Work Breakdown Structures (США) NVQ UK (Система компетенций менеджера профессионала - Великобритания) APMBok (APM Association for Project Managers: Body of Knowledge APM Body of Knowledge - Великобритания) PMI® PMCDF - Project Manager Competency Development Framework (США) BS 6079 (British Standards Board) VZPM (Швейцария), GPM (Германия), AFITEP (Франция), CEPM (Индия), PROMAT (Южная Корея) China Project Management Knowledge System and IPMP Competence Baseline (C- PMBOK&C-NCB) ОтраслевыеУправление проектами в строительстве - Construction extension to PMBoK (США) КорпоративныеРегламентыИнструкции Корпоративные стандарты

14 Актуальность внедрения методов УП в России 1. Объективные изменения окружения ведения бизнеса. Россия активно интегрируется в международное пространство по всем направлениям, что влечет за собой применение методик УП, согласованных и стандартизованных на международной шкале. 2. Значительное увеличение инфраструктурных (и прежде всего, информационных) связей при реализации проектов, увеличение относительного числа сложных, комплексных, многопрофильных проектов. Это является одним из значимых факторов активизирующих применение методов УП. 3. Значительные треки в бизнесе в сторону увеличения количества участников проектов, возрастание тенденций быстрой и динамичной производственной деятельности, диктуемой рыночными особенностями и здоровой конкуренцией предприятий, трансформирующих производственную деятельность (через развитие гибкости реинжениринга бизнес-процессов и реорганизации OBS) в проектно-ориентированную деятельность. 4. Ужесточение требований со стороны иностранных участников бизнеса к методологическим и квалификационным требованиям к качеству ведения бизнеса и УП на предприятиях РФ. 5. Общий рост культуры ведения бизнеса в РФ.

15

16 Экономическая эффективность внедрения методов УП Оценка отдачи бизнес-направления По основному показателю - возврата инвестиций, данный вид деятельности имеет значение* ROI = 27.9% Т.е. на каждый вложенный доллар в этот бизнес в первой половине 2003 г. прибыль составляла около 28 центов (* - По данным исследований, проведенных Center for Business Practices, , Project Management Solutions, Inc.)

17 Эффект внедрения методик УП По данным Project Management Solutions, Inc.* внедрение методов УП значимо улучшает все основные 20 метрик состояния проекта, в том числе: сокращение сроков реализации проектов в среднем на 38.6% минимизация расходов - на 23.8% соответствие проектов стратегическим планам компании - на 37.0% удовлетворение ожиданий заказчика - на 37.6% повышение продуктивности и качества реализации проекта % Для крупномасштабных, сложных комплексных проектов показатели примерно в 1.5 раза превышают средние вышеприведенные (данные для 43 ИТ-компаний со штатом от 100 до 1000 человек). ____________________________________________________ * - Источник информации:

18 Литература A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK® Guide) 3-d Edition, 2004 Project Management Institute, Newtown Square, Pennsylvania USA. IPMA Competency Baseline – Руководство по компетенции IPMA Международной Ассоциации Управления Проектами, Математические основы управления проектами. Учебное пособие. Под ред. В.Н.Буркова. М.: Высшая школа, Керцнер Х. (Kerzner H.) Стратегическое планирование для управления проектами с использованием модели зрелости. Пер. с англ. - М., Компания АйТи,; ДМК Пресс, 2003, 320 с. Рассел Д. Арчибальд (Russel D. Archibald). Управление высокотехнологичными программами и проектами. Пер. с англ. - М. ДМК Пресс, 2002, 464 с. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. – М.: СИНТЕГ-ГЕО, Воропаев В.И. Управление проектами в России. – М.: Аланс, Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление проектами. Справочное пособие. - М., Высшая школа, 2001, 875 с. Mattew S. Goldberg, Charles A. Weber, Evaluation of the Risk Analysis and Cost Management (RACM) Model, Institute of Defense Analysis, August Основы Профессиональных Знаний и Национальные Требования к Компетентности (НТК) Специалистов по Управлению Проектами. – Российская Ассоциация Управления Проектами СОВНЕТ, 2001.

19 Интернет-ресурсы Официальные сайты организаций, занимающихся стандартизацией проектного управления, и их российских представительств: / Инвестиционные проекты и предложения Евразийский международный научно-аналитический журнал "Проблемы современной экономики" проектов, документов отделение PMI Академия управления проектами. Информации о современном состоянии дисциплины управления Стандарты, формы и рекомендации; базовые инструменты; документы готовы к использованию в крупных компаниях и независимыми специалистами, формат pdf Управление проектами от компании Ланит профессионалов по управлению проектами по управлению проектами в ИТ "Корпоративный менеджмент". Статьи, книги и курсы лекций, бизнес-планы реальных предприятий, руководства, ссылки на другие источники информации в Интернет. projectm.narod.ru/content.htmПубликации в области управления проектами Сайт Российской консалтинговой компании в области управления проектами, производитель пакета Spider Project публикации на английском языке

20 Структура РУКОВОДСТВА PMBOK® Часть I: Структура управления проектами В части I "Структура управления проектами" содержатся основные сведения об управлении проектами. В главе 1 "Введение" даны определения основных терминов и общий обзор остальных глав Руководства PMBOK®. В главе 2 "Жизненный цикл проекта и организация" описано окружение, в которой действуют проекты. Команда управления проектом должна иметь представление об этой более широкой среде. Управление текущими операциями проекта необходимо, но не достаточно для обеспечения достижения успеха Часть II: Стандарт управления проектами Часть II "Стандарт управления проектами" содержит все процессы управления проектами, используемые командой проекта для управления проектом. В главе 3 "Процессы управления проектом" описаны пять групп процессов управления проектом, необходимых для любого проекта, и входящие в них процессы. Эта глава показывает многогранность управления проектами Часть III: Области знаний по управлению проектами Часть III "Области знаний по управлению проектами" распределяет по девяти областям знаний 44 процесса управления проектами, описанных в главе 3 "Группы процессов управления проектом". Во введении к части III приводятся обозначения, используемые в диаграммах зависимостей процессов в каждой главе об области знаний, а также вводный материал, относящийся ко всем областям знаний.

Тема: Основные понятия и определения

22 США, Институт Управления Проектами (PMI): Проект – это временное предприятие, осуществляемое с целью создания уникального продукта или услуги. Проекты являются средством организации операций, которые не могут быть проведены в рамках обычной деятельности организации. Проект – это...

23 Временное означает, что у любого проекта есть начало и непременно наступает завершение, когда достигнуты поставленные цели, либо возникает понимание, что эти цели не могут быть достигнуты. Уникальность продуктов или услуг проекта обуславливает необходимость последовательного уточнения их характеристик по мере выполнения проекта. Последовательная разработка – это свойство проектов, наравне с понятиями временности и уникальности. Свойства проектов

24 Другие определения Управление проектами – это приложение знаний, навыков, инструментов и методов к операциям проекта для удовлетворения требований, предъявляемых к проекту (PMBok). Управление проектом – это применение специальных знаний, методов и инструментов для удовлетворения или превышения требований и ожиданий от проекта всех заинтересованных лиц (Академия АйТи). Риск проекта – это неопределенное событие или условие, которое в случае возникновения имеет позитивное или негативное воздействие по меньшей мере на одну из целей проекта, например сроки, стоимость, содержание или качество. Процесс – это ряд взаимосвязанных действий и операций, выполняемых для достижения заранее определенных продуктов, результатов или услуг. Процессы управления проектом выполняются командой проекта и обычно бывают двух типов: управления проектом, ориентированные на продукт.

25 Необходимые условия эффективного управления проектами Для эффективного управления проектами необходимо, чтобы команда управления проектами понимала и использовала знания и навыки как минимум пяти экспертных областей: Свод знаний по управлению проектами Знания, стандарты и нормативные акты, относящиеся к данной области приложения (к данному типу проекта) Понимание окружения проекта Знания и навыки в области общего менеджмента Навыки межличностных отношений Для обеспечения эффективного управления проектом очень важно, чтобы члены команды управления проектом досконально изучили Руководство PMBOK® и были хорошо знакомы со сводом знаний по управлению проектами и другими четырьмя областями менеджмента.

26 Свод знаний по управлению проектами, описанные в Руководстве PMBOK® включает следующие элементы: Определение жизненного цикла проекта Пять групп процессов управления проектом Девять областей знаний

27 Свод знаний по управлению проектами Жизненный цикл проекта (Project Life Cycle) - набор обычно последовательных фаз проекта, количество и состав которых определяется потребностями управления проектом организацией или организациями, участвующими в проекте. Жизненный цикл можно документировать с помощью методологии. Жизненный цикл проекта. Определение

28 Свод знаний по управлению проектами Группа процессов инициации. Определяет и авторизует проект или фазу проекта. Группа процессов планирования. Определяет и уточняет цели и планирует действия, необходимые для достижения целей и содержания, ради которых был предпринят проект. Группа процессов исполнения. Объединяет человеческие и другие ресурсы для выполнения плана управления проектом данного проекта. Группа процессов мониторинга и управления. Регулярно оценивает прогресс проекта и осуществляет мониторинг, чтобы обнаружить отклонения от плана управления проектом, и, в случае необходимости, провести корректирующие действия для достижения целей проекта. Группа завершающих процессов. Формализует приемку продукта, услуги или результата и подводит проект или фазу проекта к правильному завершению.. Группы процессов – это не то же самое, что фазы проекта

29 Свод знаний по управлению проектами Управление проектом Управление содержанием Управление временными параметрами Управление стоимостью Управление качеством Управление человеческими ресурсами Управление взаимодействием Управление рисками Управление поставками Управление интеграцией проекта Области знаний по управлению проектами

30 Среда управления проектами Среда управления проектами включает в себя: управление программой, управление портфелем офис управления проектом. Иерархия: стратегический план портфель программа п р о е к т подпроект

31 Портфель – это… Набор проектов или программ и других работ, объединенных вместе с целью эффективного управления данными работами для достижения стратегических целей.

32 Программа – это … ряд связанных друг с другом проектов, управление которыми координируется для достижения преимуществ и степени управляемости, недоступных при управлении ими по отдельности.

33 Офис управления проектом– это… Project management office (PMO) - подразделение, осуществляющее централизацию и координацию управления приписанных к нему проектов Основные функции: PMO координируют и управляют проектами, Устанавливает приоритеты Предоставляет помощь в виде: обучения, программного обеспечения, стандартизованных принципов и процедур

34 Ключевые функции PMO: Консолидация и распределение ресурсов в проектах, управляемых PMO Определение и разработка методологии, наилучших практик и стандартов управления проектами Клиринговые услуги и управление принципами, процедурами, шаблонами проекта и другой общей документацией Централизованный конфигурационный менеджмент для всех проектов PMO Централизованный репозиторий и управление для общих и уникальных рисков для всех проектов Центральный офис для руководства и управления инструментами проекта (например, общее для предприятия программное обеспечение для управления проектами) Централизованная координация управления коммуникациями между различными проектами Обучающая платформа для менеджеров проектов Централизованный мониторинг всех бюджетов и графиков проектов PMO, обычно на уровне предприятия Координация общих стандартов качества проектов между менеджером проекта и любым внешним или внутренним сотрудником, отвечающим за качество, или организацией, следящей за соблюдением стандартов.

35 Разница между менеджерами проекта и PMO может заключаться в следующем: Менеджеры проекта и офисы управления проектом преследуют разные цели и, таким образом, руководствуются разными требованиями. Тем не менее, все их действия ориентированы на стратегические интересы организации. Менеджер проекта отвечает за выполнение конкретных целей проекта в рамках ограничений проекта, а PMO представляет собой организационную структуру с определенными полномочиями, в том числе и на уровне всего предприятия. Менеджер проекта сосредоточивается на конкретных целях проекта, в то время как PMO управляет основными изменениями в содержании программы и может рассматривать их как потенциальные возможности для более успешного достижения целей. Менеджер проекта управляет ресурсами, переданными проекту, с целью более точного выполнения целей проекта, а PMO оптимизирует использование общих ресурсов организации во всех проектах. Менеджер проекта управляет содержанием, расписанием, стоимостью и качеством продуктов, входящих в пакеты работ, а PMO управляет общими рисками, общими возможностями и взаимозависимостями проектов. Менеджер проекта предоставляет отчет о прогрессе проекта и другую информацию, касающуюся его проекта, а PMO дает сводный отчет и обзор, включающий в себя все проекты, находящиеся в его ведении.

36 Система управления проектами Все, что касается управления проектами, должно быть сведено в систему Система управления проектами представляет собой набор инструментов, методов, методологий, ресурсов и процедур, используемых для управления проектом. Система управления проектами – это ряд процессов и связанных с ними функций контроля, объединенных в функциональное единство.

37 Классификация проектов Зачем нужна классификация проектов?

38 Классификационные признаки по сферам деятельности Технический Организационный Экономический Социальный по размерности проекта (масштабы) Монопроект Мультипроект Мегапроект по объемам финансирования проекта Малые Средние Крупные по назначению проекта ИнвестиционныйИнновационный Научно - исследовательский Учебно-образовательныйСмешанный по длительности КраткосрочныйСреднесрочныйДолгосрочный по географическому признаку Территориальный Региональный проект Государственный Международный проект

Тема: Классификация и особенности ИТ-проектов

40 Основные виды ИТ-проектов проекты разработки и развития программного обеспечения проекты внедрения информационных систем инфраструктурные и организационные проекты

41 Особенности проектов разработки и развития программного обеспечения Разработка программного обеспечения осуществляется в рамках методологий, методов и подходов программной инженерии. Программная инженерия (Software Engineering) это инженерная дисциплина, которая связана со всеми аспектами производства ПО от начальных стадий создания спецификации до поддержки системы после сдачи в эксплуатацию. Модель программного процесса это упрощенное описание программного процесса, представленное с некоторой точки зрения. Модели всегда являются упрощениями Метод программной инженерии это структурный подход к созданию ПО, нацеленный на создание эффективного продукта наиболее прибыльным (рентабельным, cost-effective) путем. Практически все методы построены на идее создания графических моделей системы с последующим использованием этих моделей в качестве спецификации или архитектуры системы.

42 Основные фазы программного процесса Создание спецификации ПО – что система должна делать и ограничения на разработку Разработка ПО – производство программной системы Тестирование ПО (включает в себя validation и verification) – проверка того, что клиент хочет именно того, что прописано в спецификации, и что система соответствует спецификации Развитие или эволюция ПО (software evolution) – изменение ПО в ответ на изменение внешних требований.

43 Типы моделей программного процесса Модель технологического процесса (workflow model) показывает последовательность действий, наряду со входами, выходами и зависимостями Модель потоков данных (data flow or activity model) представляет процесс в виде набора действий, каждый из которых выполняет некоторое преобразование данных. В этой модели действия могут быть более низкого уровня, чем в предыдущей модели Модель роль/действие (role/action model) показывает роли людей, участвующих в программном процессе, а также действия, за которые они отвечают

44 10 основных областей знаний программной инженерии Software requirements – программные требования Software design – дизайн (архитектура) Software construction – конструирование ПО Software testing – тестирование Software maintenance – эксплуатация (поддержка) ПО Software configuration management – конфигурационное управление Software engineering management – управление проектами ПИ Software engineering process – процессы ПИ Software engineering tools and methods – инструменты и методы ПИ Software quality – качество ПО

45 Особенности проектов внедрения информационных систем Корпоративные информационные системы управления (интегрированные системы управления предприятием, ИСУП на основе ERP) – мощнейший инструмент и жизненная необходимость для большинства организаций На практике применяются: стратегия «большого взрыва», «шаг за шагом» или пилотное внедрение Программно-зависимые поэтапные модели (например, ValueSAP целостный подход, объединяющий в комплексной инфраструктуре методы, инструменты и опыт компании SAP)

46 Основные этапы проектов внедрения информационных систем Подготовка проекта Анализ существующих бизнес-процессов Проектирование системы Реализация Подготовка к эксплуатации Поддержка эксплуатации

Тема: Цели проекта и критерии успеха

48 Что есть цель проекта? Цель – это достижимый, проверяемый (измеряемый) результат проекта. Цель (Objective в соответствии с PMI) - то, на что направлены работы, стратегическая позиция, которую следует занять, задача, которую следует решить, результат, которого следует достичь, продукт, который следует произвести или услуга, которую следует оказать. Цель - максимально сжатая, емкая и полная формулировка конечного результата проекта, например… 1.Повышение доли присутствия на рынке на … %, на основе... 2.Повышение оперативности (или качества) оказания услуг, путем... 3.Повышение рентабельности (прибыльности, капитализации) предприятия на...%, за счет...

49 Структура формулировки целевой установки проекта Основная цель проекта Результат (преимущество) проекта или бизнес-цель Способ достижения или техническая цель

50 Требования, предъявляемые к целям Согласно SMART, цели должны быть: Конкретными (Specific) – утверждающими, что должно быть достигнуто и к какому времени; Измеримыми (Measurable) – посредством качества, количества и цены; Достижимыми (Attainable) – в пределах знаний, опыта, рабочей нагрузки и т.д. Реалистичными (Realistic) – достижимыми, но требующими усилий; Контролируемыми (Trackable) – дата обзора достижения целей должна быть согласована.

51 Условия успеха проекта Ясность целей проекта Поддержка руководства Четкость планов Конструктивное взаимодействие с заказчиком Наличие необходимых ресурсов Наличие необходимых технологий Приемка результатов заказчиком Контроль выполнения проекта Обеспечение необходимыми данными Возможность управления непредвиденными ситуациями.

52 Критерии успеха. Какой проект следует считать успешным? Возможные критерии: -Достижение официальных целей проекта (да/нет) -Соблюдение сроков, бюджета проекта -Выполнение всех обязательств по контрактам и договоренностям

Тема: Жизненный цикл проекта

54 Жизненный цикл проекта

55 Обычная последовательность фаз в жизненном цикле проекта

56 Жизненный цикл. Пример 1 Концепция Разработка Реализация Завершение Затраты Время

57 Фаза концепции Сбор исходных данных и анализ текущего состояния Выявление потребности в изменениях (в проекте) Определение проекта Цели, задачи, результаты Требования, ограничения, критерии Участники Время, ресурсы, средства Определение и сравнительная оценка альтернатив Представление предложений и их экспертиза Утверждение концепции и получение одобрения для следующей фазы

58 Фаза разработки Назначение руководителя проекта и формирование команды Установление деловых контактов, изучение целей и требований прочих участников Развитие концепции и определение содержания проекта (продукты, стандарты, оргструктура, перечень работ, ресурсы) Структурное планирование (WBS, смета, процедуры УП, определение и распределение рисков, потребности в ресурсах) Проведение торгов и заключение контрактов Организация выполнения проектных работ и ОКР Представление проектной разработки (прототипа) Получение одобрения на продолжение работ по проекту

59 Фаза реализации Полный ввод в действие разработанной системы УП Организация выполнения работ Оперативное планирование работ Урганизация и управление материально-техническим обеспечением работ (запасы, закупки) Выполнение работ, предусмотренных проектом Координация работ, мониторинг продвижения проекта (фактические сроки, ресурсы, затраты, качество и пр.), анализ отклонений и корректирующие воздействия Решение возникающих проблем

60 Фаза завершения Эксплуатационные испытания окончательного продукта (ов) проекта Подготовка кадров для эксплуатации создаваемого объекта Оценка результатов проекта и подведение итогов Подготовка и подписание итоговых и приемо-сдаточных документов Разрешение конфликтных ситуаций Окончательные расчеты Фиксация накопленного опыта для использования в будущих проектах Расформирование команды проекта Основные мероприятия

61 Жизненный цикл проекта (подход World Bank) Прединвестиционная фаза Анализ инвестиционных возможностей Предварительное ТЭО ТЭО Доклад об инвестиционных возможностях Инвестиционная фаза Переговоры и заключение контрактов Проектирование Строительство Маркетинг Обучение Эксплуатационная фаза Приемка и запуск Замена оборудования Расширение, инновация.

62 Жизненный цикл проекта по разработке новой продукции Методология управления проектами Time-to-Profit делит проект на следующие стадии и фазы: 1. Стадия инкубации 1.1. Появление идеи 1.2. Инкубация идеи 1.3. Создание концепции продукта 1.4. Предварительное исследование 1.5. Подробное исследование 1.6. Предварительная разработка 2. Стадия совершенствования 2.1. Разработка альфа-продукта 2.2. Производство альфа-продукта 2.3. Тестирование и утверждение 2.4. Пробный маркетинг 3. Стадия адаптации 3.1. Модификация конструкции 3.2. Разработка бета-продукта 3.3. Производство 3.4. Тестирование и утверждение 3.5. Маркетинг 4. Стадия конкуренции 4.1. Отгрузка и поддержка 4.2. Прекращение дальнейшей разработки продукта 4.3. Закрытие продукта

63 Методология управления проектом IBM - MITP Фаза 1. Установление пререквизитов проекта (подготовка исходных данных) Фаза 2. Определение организации проекта Фаза 3. Управление выполнением проекта Фаза 4. Завершение проекта.

64 Жизненный цикл проекта в контексте жизненных циклов организации и продукта/оборудования (PMI, США)

65 По мере продвижения проекта: ЗАТРАТЫ. На фазе концепции сранительно невелики (2-5%). Фаза проектирования %. Основные затраты выпадают на фазу выполнения - до 70-80%. На фазе завершения затраты опять падают до 5-7%. РИСКИ. Уменьшаются по мере завершения отдельных работ проекта и создания тех или иных продуктов. СПОСОБНОСТЬ ВЛИЯНИЯ КЛЮЧЕВЫХ УЧАСТНИКОВ НА СОСТОЯНИЕ ПРОЕКТА. Уменьшается по мере приближения проекта к его завершению.

Тема: Участники проекта

67 Факторы внешнего окружения проекта Политические условия (политическая стабильность, поддержка проекта властями, уровень преступности); Экономические условия (тарифы, налоги, уровень инфляции, уровень цен, состояние рынков, стабильность валюты, состояние банковской системы); Правовые условия (наличие необходимого комплекса законов в области контрактного, земельного права, прав собственности); Особенности культуры; Природные и географические условия; Конкуренты; Факторы инфраструктуры.

68 Участники проекта – это… лица или организации, либо активно участвующие в проекте, либо на чьи интересы могут повлиять результаты исполнения или завершения проекта. Участники также могут влиять на цели и результаты проекта. Команда управления проектом должна выявить участников проекта, определить их требования и ожидания и, насколько это возможно, управлять их влиянием в отношении требований, чтобы обеспечить успешное завершение проекта.

69 Команда проекта Менеджер проекта Заказчик Владелец проекта Инициатор проекта Потребители конечной продукции проекта Другие заинтересованные стороны Субконтракторы Общественные группы и организации, население Лицензоры Органы власти Конкуренты основных участников проекта Поставщики Инвесторы Консалтинговые, инжиниринговые, юридические организации Участники проекта. Пример

70 К ключевым участникам проекта относятся: Менеджер проекта Заказчик/пользователь. Исполняющая организация. Члены команды проекта. Команда управления проектом. Спонсор. Источники влияния. Офис управления проектом (PMO).

71 Карта ключевых участников проекта. Пример Отношение к проекту Степеньвовлеченности впроект Высокая Средняя Низкая Негативно Нейтрально Энтузиасты Местное руководство Фин. Директор Холдинга Функционал. менеджеры Персонал бухгалтерии

Тема: Влияние организации на проект

73 Проект в среде предприятия ПРОЕКТ Руководство предприятия Сфера сбыта Сфера финансов Материально- техническое обеспечение Сфера инфраструктуры Сфера производства Сфера очистки и утилизации отходов Другие отделы

74 Влияние организационной структуры на проект

75 Слабая матричная структура Координация проекта Руководитель организации Функциональный менеджер (инженерные разработки) Функциональный менеджер (финансы) Функциональный менеджер (маркетинг) Функциональный менеджер (производство) Служащий

76 Сбалансированная матричная структура Координация проекта Руководитель организации Функциональный менеджер (инженерные разработки) Функциональный менеджер (финансы) Функциональный менеджер (маркетинг) Функциональный менеджер (производство) Служащий Менеджер проекта Служащий

77 Жесткая матричная структура Координация проекта Руководитель организации Руководитель отдела менеджеров проектов Функциональный менеджер (финансы) Функциональный менеджер (маркетинг) Функциональный менеджер (производство) Служащий Менеджер проекта Служащий Менеджер проекта

78 Преимущества и недостатки отдельных оргструктур Функциональная структура. Ясные отношения подчиненности. Затрудненное взаимодействие между функциональными подразделениями. Матричная структура. Лучшие возможности по координации. Возможность возврата специалистов в функциональные подразделения по завершении проекта. Потенциальные конфликты между функциональными руководителями и менеджерами проекта. Проектная организация. Возможность реализации мегапроектов. Проблема высвобождения персонала по завершении проекта.

Тема: Группы процессов управления проектами

80 Процессы управления проектами Процессы инициализации Процессы планирования Процессы мониторинга и управления Процессы исполнения Процессы завершения

81 Взаимодействие процессов управления проектом внутри одной фазы

82 Группа процессов инициации 1 Разработка Устава проекта 2 Разработка предварительного описания содержания проекта

83 Группа процессов планирования.1 Разработка плана управления проектом.2 Планирование содержания.3 Определение содержания.4 Создание иерархической структуры работ (ИСР).5 Определение состава операций.6 Определение взаимосвязей операций.7 Оценка ресурсов операций.8 Оценка длительности операций.9 Разработка расписания.10 Стоимостная оценка.11 Разработка бюджета расходов.12 Планирование качества.13 Планирование человеческих ресурсов.14 Планирование коммуникаций.15 Планирование управления рисками.16 Идентификация рисков.17 Качественный анализ рисков.18 Количественный анализ рисков.19 Планирование реагирования на риски.20 Планирование покупок.21 Планирование контрактов

84 Группа процессов исполнения

85 Группа процессов мониторинга и управления 1.Мониторинг и управление работами проекта 2.Общее управление изменениями 3.Подтверждение содержания 4.Управление содержанием 5.Управление расписанием 6.Управление стоимостью 7.Процесс контроля качества 8.Управление командой проекта 9.Отчетность по исполнению 10.Управление участниками проекта 11.Наблюдение и управление рисками 12.Администрирование контрактов

86 Группа завершающих процессов

Тема: Обзор областей знаний стандарта ANSI PMI PMBOK® 3-rd Edition (2004)

88 Области знаний по управлению проектами 1.Управление интеграцией проекта 2.Управление содержанием проекта 3.Управление сроками проекта 4.Управление стоимостью проекта 5.Управление качеством проекта 6.Управление человеческими ресурсами проекта 7.Управление коммуникациями проекта 8.Управление рисками проекта 9.Управление поставками проекта

89 Управление интеграцией проекта 4.1 Разработка Устава проекта – разработка Устава проекта, формально авторизующего проект или фазу проекта. 4.2 Разработка предварительного описания содержания проекта – разработка предварительного описания содержания проекта, включающего в себя самое общее изложение содержания. 4.3 Разработка плана управления проектом – документирование операций, необходимых для определения, подготовки, интеграции всех вспомогательных планов в план управления проектами и их координации. 4.4 Руководство и управление исполнением проекта – выполнение работы, определенной в Плане управления проектом для выполнения требований, определенных в описании содержания проекта. 4.5 Мониторинг и управление работами проекта – мониторинг и управление процессами инициации, планирования, выполнения и завершения проекта для достижения целевых показателей эффективности, намеченных в Плане управления проектом. 4.6 Общее управление изменениями – обработка всех запросов на изменения, утверждение этих изменений и управление ими для оптимизации результатов поставки и активов организационного процесса. 4.7 Закрытие проекта – завершение всех операций во всех группах процессов управления проектами для формального закрытия проекта или проектной фазы.

90 Управление содержанием проекта 5.1 Планирование содержания – создание плана управления содержанием проекта, в котором документируется процесс формулирования, верификации и контроля содержания проекта, а также процесс создания и формулирования иерархической структуры работ (ИСР). 5.2 Определение содержания – разработка подробного описания содержания проекта в качестве основы для принятия будущих решений по проекту. 5.3 Создание ИСР – разбиение крупных результатов поставки проекта и проектных работ на более мелкие, более управляемые элементы. 5.4 Подтверждение содержания – формализация принятия завершенных результатов поставки проекта Управление содержанием – управление изменениями содержания проекта.

91 Управление сроками проекта 6.1 Определение состава операций – определение конкретных плановых операций, которые необходимо выполнить для получения различных результатов поставки проекта. 6.2 Определение взаимосвязей операций – выявление и документирование зависимостей между плановыми операциями. 6.3 Оценка ресурсов операции – оценка типов и количества ресурсов, необходимых для выполнения каждой плановой операции. 6.4 Оценка длительности операций – оценка количества рабочих периодов, необходимых для выполнения отдельных операций. 6.5 Разработка расписания – составление расписания проекта с учетом последовательностей операций, их длительности, требований к ресурсам и ограничений на сроки. 6.6 Управление расписанием – управление изменениями расписания проекта.

92 Управление стоимостью проекта 7.1 Стоимостная оценка – определение примерной стоимости ресурсов, необходимых для выполнения операций проекта. 7.2 Разработка бюджета расходов – суммирование оценок стоимости отдельных операций или пакетов работ и формирование базового плана по стоимости. 7.3 Управление стоимостью – воздействие на факторы, вызывающие отклонения по стоимости, и управление изменениями бюджета проекта.

93 Управление качеством проекта 8.1 Планирование качества – определение того, какие из стандартов качества относятся к данному проекту и как их удовлетворить. 8.2 Процесс обеспечения качества – выполнение плановых систематических операций по качеству, обеспечивающих выполнение всех предусмотренных процессов, необходимых для того, чтобы проект соответствовал оговоренным требованиям. 8.3 Процесс контроля качества – мониторинг определенных результатов с целью определения их соответствия принятым стандартами качества и определение путей устранения причин, вызывающих неудовлетворительное исполнение.

94 Управление человеческими ресурсами проекта 9.1 Планирование человеческих ресурсов – определение и документальное оформление ролей, ответственности и подотчетности, а также создание плана управления обеспечением проекта персоналом. 9.2 Набор команды проекта – привлечение человеческих ресурсов, необходимых для выполнения проекта. 9.3 Развитие команды проекта – повышение квалификации членов команды проекта и укрепление взаимодействия между ними с целью повышения эффективности исполнения проекта. 9.4 Управление командой проекта – контроль за эффективностью членов команды проекта, обеспечение обратной связи, решение проблем и координация изменений, направленных на повышение эффективности исполнения проекта.

95 Управление коммуникациями проекта 10.1 Планирование коммуникаций – определение потребностей участников проекта в коммуникации и информации Распространение информации – своевременное предоставление необходимой информации участникам проекта Отчетность по исполнению – сбор и распространение информации о выполнении работ. Эта информация включает в себя отчеты о текущем состоянии, оценку прогресса и прогнозирование Управление участниками проекта – управление коммуникациями в целях удовлетворения требований участников проекта и решения возникающих проблем.

96 Управление рисками проекта 11.1 Планирование управления рисками – выбор подхода, планирование и выполнение операций по управлению рисками проекта Идентификация рисков – определение того, какие риски могут повлиять на проект, и документальное оформление их характеристик Качественный анализ рисков – расположение рисков по степени их приоритета для дальнейшего анализа или обработки путем оценки и суммирования вероятности их возникновения и воздействия на проект Количественный анализ рисков – количественный анализ потенциального влияния идентифицированных рисков на общие цели проекта Планирование реагирования на риски – разработка возможных вариантов и действий, способствующих повышению благоприятных возможностей и снижению угроз для достижения целей проекта Мониторинг и управление рисками – отслеживание идентифицированных рисков, мониторинг остаточных рисков, идентификация новых рисков, исполнение планов реагирования на риски и оценка их эффективности на протяжении жизненного цикла проекта.

97 Управление поставками проекта 12.1 Планирование покупок и приобретений – определение того, что необходимо купить или приобрести, а также когда и на каких условиях Планирование контрактов – представление в документальном виде требований к продуктам, услугам и результатам, которые необходимо приобрести, а также определение потенциальных продавцов Запрос информации у продавцов – получение информации, расценок, оферт или предложений (в зависимости от поставки) от продавцов Выбор продавцов – анализ предложений, отбор потенциальных продавцов и обсуждение условий контракта с каждым продавцом Администрирование контрактов – включает в себя: 1)управление контрактом и взаимоотношениями между покупателем и продавцом, 2)анализ и документальное оформление текущей и прошлой деятельности продавца для определения необходимых корректирующих действий и обеспечения основы для будущих отношений с продавцом, 3)управление изменениями, связанными с контрактом, и, при необходимости, 4)управление контрактными взаимоотношениями со сторонним покупателем проекта Закрытие контрактов – завершение каждого контракта, включая разрешение всех открытых вопросов и закрытие каждого контракта, относящегося к проекту или к фазе проекта.

98 Взаимосвязь групп процессов управления и областей знаний

99 Взаимосвязь групп процессов управления и областей знаний (продолжение)

100 Основные документы проекта В Руководстве PMBOK® описываются три основных документа, каждый из которых имеет определенное назначение: Устав проекта. Является официальной авторизацией проекта. Описание содержания проекта. Содержит описание работы, которую предстоит выполнить, и результатов поставки, которые надлежит произвести. План управления проектом. Содержит описание того, как работа будет выполняться. В план управления проектом входят планы и документы, составленные в ходе различных процессов. Эти планы и документы образуют вспомогательные планы и элементы плана управления проектом.

Тема: Автоматизированные информационные системы управления проектами

102 Основные требования к АИСУП на современном этапе календарное планирование работ; планирование ресурсов; расчет критического пути и резервов времени исполнения операций проекта; расчет потребности проекта в финансировании, материалах и оборудовании; распределение загрузки возобновляемых ресурсов; анализ рисков и планирование с учетом рисков; учет фактических данных по исполнению проекта; анализ отклонений хода работ от запланированного и прогнозирование основных параметров проекта; подготовка отчетных материалов; доступ территориально удаленных пользователей централизованное хранилище документов (данных) – банк знаний коллективная (совместная) работа

103 Microsoft Office Project Microsoft Office Project - универсальная система календарного планирования и управления проектами Семейство продуктов Microsoft Office Project состоит из следующих продуктов: Microsoft Office Project Standard. Настольное приложение для индивидуального планирования и управления проектами. Обеспечивает разработку календарных планов работ, ресурсных планов и контроль исполнения проекта. Microsoft Office Project Professional. Настольное приложение, исполняющее роль клиента в связке с сервером Microsoft Project Server. Cодержит всю функциональность Microsoft Project Standard и с Microsoft Project Server обеспечивает пользователей средствами корпоративного управления проектами. Помимо традиционных средств планирования, предоставляются возможности по централизованным настройкам, единому пулу ресурсов и автоматически согласовывать планы с другими проектами. Менеджерам портфеля проектов предоставляется инструмент для эффективного управления ресурсами предприятия. Microsoft Office Project Server. Серверный продукт, основа корпоративного решения Enterprise Project Management. Включает в себя централизованную базу данных и службы, исполняющее роль сервера в связке с клиентом Microsoft Project Professional. Microsoft Project Server обеспечивает централизованные настройки для пользователей, единый пул ресурсов, Веб-интерфейс для совместной работы участников проекта, а также содержит средства OLAP- анализа и моделирования портфеля проектов. Microsoft Office Project Web Access. Веб-интерфейс Microsoft Project позволяет участникам проектов получить доступ к проектной информации через Internet Explorer. Является составной частью Microsoft Project Server. В сочетании с Windows SharePoint Services обеспечивает управление документами и рисками проектов. Для использования Microsoft Project Web Access пользователи должны обладать клиентской лицензией на доступ к Microsoft Project Server.

104 Primavera ПО Primavera предназначено для автоматизации процессов управления проектами в соответствии с требованиями PMI, IPMA и стандартами ISO. Компания Primavera Systems, Inc

105 Primavera. Состав модулей и их назначение Project Management предназначен для использования как в составе корпоративной информационной системы, так и автономно, обеспечивая решение задач календарно-сетевого планирования, расчета критического пути, выравнивания ресурсов, what-if анализа и других задач моделирования проектов, групп проектов, портфелей и программ. Methodology Management обеспечивает формирование и доступ к базе знаний компании по управлению проектами. Модули myPrimavera (myPrimavera Portfolios, myPrimavera Projects, myPrimavera Resources, Collaboration) образуют web-портал проектов компании и обладают всеми необходимыми возможностями для контроля и анализа данных по портфелям проектов управлению проектами, разработке и актуализации графиков, управлению ресурсами и ролями, отслеживанию процессов инициации и изменения проектов, управлению документооборотом и т.д. Модуль Primavera PertMaster предназначен для идентификации, качественной и количественной оценки рисков. Primavera Timesheets – модуль для доступа к планам работ и ввода фактических данных по их исполнению. Модули, расширяющие основную функциональность Primavera Модули PM.contract и PM.procurement обеспечивают автоматизацию процессов управления договорами и поставками в проектах. Primavera Contractor - модуль для решения задач календарно-сетевого планирования Обеспечивает однопользовательскую работу единовременно с графиком одного проекта.

106 Project Expert Project Expert - система разработки инвестиционных проектов и финансового планирования деятельности предприятия позволяющая анализировать эффективность инвестиций. В программе Project Expert применяется методика UNIDO по оценке инвестиционных проектов и методика IAS финансового анализа. Project Expert является Win32-приложением, работает в операционных системах Windows. Project Expert представляет собой систему, разработанную с учетом опыта развития предыдущих версий. Возможность учета специфики российской экономической действительности (налоговые изменения, инфляция и т.д.). Разработчик: группа компаний "ПРО-ИНВЕСТ".

107 Project Expert. Основные функции программы моделирование деятельности предприятия, с учетом изменения параметров внешней среды (инфляция, налоги, курсы валют); планирование реализации инвестиционного проекта, стратегии маркетинга и производства, с учетом рационального использования материальных, людских и финансовых ресурсов; построить модели финансовых потоков проекта; анализ сценариев развития предприятия с различными значениями параметров, влияющих на его финансовые результаты; определение ключевых рисков; отчеты: Отчет о движении денежных средств (Кэш-фло), Баланс, Отчет о прибылях и убытках, Отчет об использовании прибыли) и бизнес-план инвестиционного проекта, полностью соответствующие международным требованиям; анализ чувствительности, анализ общей эффективности проекта (Индекс прибыльности, Чистый приведенный доход, Внутренняя норма рентабельности), анализ денежных потоков для каждого участника проекта и анализ финансовой деятельности по ряду показателей (коэффициент текущей ликвидности, прибыль на акцию и др.); статистический анализ проекта; графическое отображение данных в разных вариантах, включая трехмерные, как на основе отчетов, так и на основе математических зависимостей; подготовить собственные отчеты, учитывающие специфику проекта.

108 Эпилог

109 Управление проектами в XXI веке Использование методов управления проектами позволит: Повысить конкурентоспособность предприятия Повысить эффективность работы всего предприятия в целом Обеспечит персональную ответственность и делегирование полномочий Обеспечит формирование и использование баз знаний управления проектами предприятия Рассел Д. Арчибальд: Интеграция стратегического управления предприятием, управления проектами и операционного менеджмента посредством управления портфелями проектов Широкое применение системного подхода к категоризации и классификации проекта Включение в жизненный цикл проекта концептуальную фазу и фазу получения выгод от проекта (управление полным жизненным циклом) Развитие АИСУП и их интеграция с корпоративными ИС, методов и практик управления проектами (базы знаний) Продемонстрированные способности в управлении проектами, будут являться необходимым условием для получения высших руководящих должностей Профессия управление проектами. Управление проектами войдет в общий менеджмент, станет обязательной компетенцией руководителей высшего звена, аналогично компетенции финансового управления

110 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !