Тело и психика. Значение телесно ориентированной терапии в формировании социального поведения ребенка с аутизмом Максимова Е.В. ГБОУ города Москвы Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения «Наш дом»
Уровни построения движений, предложенные Н.А.Бернштейном, можно рассматривать, как уровни функционирования человеческого тела, уровни построения психики человека. «Простраивая» тело, мы видим, как вторично меняется психика ребенка, в том числе – и ребенка аутиста.
Уровни построения движений А – Руброспинальный уровень палеокинетических регуляций. Уровень регуляции тонуса организма, в первую очередь его нервной и мышечной системы. V – Автономная нервная система («Брюшко») В – Уровень синергий и штампов или таламо- паллидарный уровень руководит всеми основными двигательными автоматизмами тела в целом. С – Пирамидно-стиральный уровень пространственного поля. Уровень реального, «здесь и сейчас», восприятия пространства и действий в нем. Д – Теменно-премоторный уровень действий. Уровень топологического восприятия и действования. Группа уровней Е - Уровни, лежащие выше уровня действий. Уровни интеллекта.
На уровне А: дети прижимаются к родителям, формируется Доверие; Глубокая чувствительность уровня А считается основой восприятия человека СЕБЯ, основой Я-сознания
Детско-родительские отношения уровня А
УРОВЕНЬ А - Нарушения общения, разобщение
Уровень А – нарушение восприятия СЕБЯ - Синдром гиперактивности с дефицитом внимания
Коррекционная работа по уровню А приводит к тому, что у ребенка исчезает страх «потери себя», и ребенок сам «выходит в пространство» (включается уровень С), у него появляется Любопытство и Кураж на препятствия
Аутизм Норма S.Baron-Cohen, The year in Cognitive Neurosience, 2009
(Брюшко) работа по уровню V приводит к тому, что аутисты чувствуют эмоции других людей, интересуются их эмоциями, появляется эмпатия.
СОЦИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ БРЮШКА
На уровне В: море Удовольствия и Страхи (дети с ослабленным или не включенным В-уровнем и не боятся, и удовольствия, практически, не испытывают).
УРОВЕНЬ В
На уровне С: Любопытство и Кураж на преодоление препятствия (и подражание, и социальная ссылка и т.п.).
Уровень С – любопытство
Уровень С – кураж на препятствия
На уровне D: Нежность и Ласковость. Также – чувство вины, обида, умение обмануть
Уровень D - ласковость
Уровень D – вредность, вина, обида
Дальнейшее развитие и социализация ребенка зависят - от возраста, в котором была начата коррекция - от социального окружения ребенка, атмосферы в семье, - последовательности и строгости в воспитании, - наличия педагогов, умеющих работать на более высоких уровнях построения движений, - наличия социальных групп, принимающих ребенка и много другого.
Благодарим за внимание