Оценка качества ДО Российская перспектива Evaluation and assessment in preschool – Russian perspective. 1 Шмис Т.Г., к.п.н., Med, специалист в области образования Всемирного банка Tigran Shmis, World Bank
Outline/план Что такое качество и почему это важно Попытки классификации Примеры Актуальные задачи для России What is quality and why it is important Attempts to classify the quality Examples Tasks for Russia
What is going on at international level / Что делается на международном уровне LMTF – UNESCO/Brookings SABER – Всемирный банк ECES – IEA (TIMSS & PIRLS) ? ECEC Quality – ОЭСР iPIPS – Durham University (UK) EDI – Offord, Canada ECERS – Teachers College, US и UK 3
Why it is important / Почему это важно
Actual state of the LMTF / Современное состояние исследования A holistic measure across at least 5 domains / Всеобъемлющее измерение по 5 областям: 1. Physical well-being / Физическое благополучие 2. Social and emotional / Социальное и эмоциональное 3. Literacy and communication / Грамотность и коммуникации 4. Learning approaches and cognition / Подходы к учению и когнитивное развитие 5. Numeracy and mathematics / Математика и цифры ФГОС ДО 1.Социально-коммуникативное 2. Познавательное 3. Речевое 4.Художетсвенно-эстетическое 5.Физическое
Seven Domains: Physical Well-Being Social & Emotional Culture & the Arts Literacy & Communication Learning Approaches & Cognition Numeracy & Mathematics Science & Technology Early Childhood Physical health & nutrition Health knowledge & practice Safety knowledge & practice Gross, fine, and perceptual motor Self-regulation Emotional awareness Self-concept & efficacy Empathy Social relationships & behaviors Conflict resolution Moral values Creative arts Self- & community- identity Awareness of & respect for diversity Receptive language Expressive language Vocabulary Print awareness Curiosity & engagement Persistence & attention Autonomy & initiative Cooperation Reasoning & problem solving Early critical thinking skills Symbolic representation Number sense & operations Spatial sense & geometry Patterns & classification Measurement & comparison Inquiry skills Awareness of the natural & physical world Technology awareness Primary Physical health & hygiene Food & nutrition Physical activity Sexual health Social & community values Civic values Metal health & well- being Creative arts Cultural knowledge Oral fluency Oral comprehension Reading fluency Reading comprehension Receptive vocabulary Expressive vocabulary Written expression/compositio n Persistence & attention Cooperation Autonomy Knowledge Comprehension Application Critical thinking Number concepts & operations Geometry & patterns Mathematics application Scientific inquiry Life science Physical science Earth science Awareness & use of digital technology Lower Secondary Health & hygiene Sexual & reproductive health Illness & disease prevention Social awareness Leadership Civic engagement Positive view of self & others Resilience/grit Moral & ethical values Social sciences Creative arts Cultural studies Speaking & listening Writing Reading Collaboration Self-direction Learning orientation Persistence Problem solving Critical decision-making Flexibility Creativity Numbers Algebra Geometry Everyday calculations Personal finance Informed consumer Data & statistics Biology Chemistry Physics Earth science Scientific approaches Environmental awareness Digital learning Subset of Competencies To Track Globally / Компетентности предлагаемые к мониторингу на глобальном уровне
Уровни и типы оценки / Levels and types of assessment External / ВнешняяInternal / Внутренняя Inspections / Инспекции Peer reviews by external entities / Внешнее рецензирование Peer reviews by internal staff/ management / Рецензирование коллегами/ руководством Self- evaluations / Самооценка Levels / Уровни System / Система Kindergarten / Детский сад Child / Ребенок Types/ Типы Minimal standard / Соотв. Мин. стандарту Process quality / Качество процесса Parental satisfaction/ Удовлетворенность родителей
Minimum standards/ Соответствие минимальным стандартам Staff-child ratios / Соотношение учеников на учителя Indoor/ outdoor space / Пространства внешние и внутренние Health and/or hygiene regulations / Соответствие Сан Пин Safety regulations / Соответствие стандарту безопасности Material in use / Используемые материалы Minimum staff qualifications / Минимальные квалификации сотрудников Working conditions / условия работы Planning of work/ staff / Планирование работ Implementation of a curriculum / Реализация стандарта Financial resource management / Управление финансовыми ресурсами
Process quality / Качество образовательного процесса The overall quality of teaching/ instruction/ caring / Общее качество преподавания/ обучения / ухода Relationships and interactions between staff and children / Взаимодействие детей и педагогов Collaboration between staff and parents / Сотрудничество педагогов и родителей Collaboration between staff and management / Сотрудничество педагогов и руководства Collaboration between colleagues (staff) / Сотрудничество между педагогогами Implementation of curriculum by staff / Реализация программы или стандарта
Types of children assessment / Типы оценки ребенка Direct assessment / Прямая оценка Mixture of child portfolio and staff observation / Комбинация портфолио ребенка и наблюдения педагога Observations / Наблюдения Tests / ТестыNarrative assessments / Описательная оценка Rating scales / Шкалы Checklists / Оценочны е листы
Types of children assessment / Типы оценки ребенка Monitoring child development / Оценка ребенка Cognitive / Когнитивная Non-cognitive / Не-когнитинвная Physical / Физичес кая Literac y / Грамот ность Nume racy / Ранн яя мате мати ка Scien ce / Наук а ICTPractical skills / Практич еские навыки Creativit y (e.g. art, music) / Креатив ность Socio- emotion al develop ment / Социаль но- эмоцион альное Interacti on and play with peers / Взаимо действи е и игра с другими детьми Ability to play indepen dently / Умение играть независ имо Health / Здоровь е
What can say the results of quality assurance? Что нам могут сказать результаты оценки качества?
Наука в основе детского сада, работающего полный день
Посещение детского сада, работающего полный день, сокращает риски в развитии языковых навыков и когнитивного развития Методика раннего развития определяет способность ребенка справляться с трудностями в школе и является залогом успеха в освоении наук. Детсад на полдня 15,8 % риск 1 год детсада на полный день 15,7 риск % 2 года детсада на полный день 4,34,3 риск %
Посещение детского сада, работающего полный день, сокращает риски в развитии социальных навыков (СН) Детсад на полдня 10,5 % риск 1 год детсада на полный день 6,76,7 % риск 2 года детсада на полный день 5,85,8 % риск
Посещение детского сада, работающего полный день, сокращает риски в развитии навыков коммуникации и общеобразовательной подготовке (НК) Детсад на полдня 10,5 % риск 1 год детсада на полный день 7,67,6 % риск 2 года детсада на полный день 5,85,8 % риск
Примеры: рамка результатов в проекте инновационного развития Республики Саха (Якутия) Предлагается измерять результативность проекта по следующим индикаторам: 1. Охват 2. Средний балл ECERS (E и R) - Early Childhood Environment Rating Scale (adapted) в детских садах. 3. Среднее качество педагогического взаимодействия с детьми (инструмент на основе наблюдений). Кроме этого будет адаптирован и применен инструмент EDI Early Development Inventory – для определения развития ребенка по 6 областям.
Примеры: мониторинг и оценка в проекте инновационного развития Республики Саха (Якутия) 18 Задачи Инструменты 1. Отслеживать ход реализации проекта с точки зрения соответствия согласованному плану 1. Регулярный мониторинг проведенных мероприятий и непосредственных результатов (routine monitoring) 2. Оценить эффект «комплексной» интервенции с точки зрения воздействия на целевые группы (менеджеры, преподаватели, дети) и образовательный процесс 2. Оценка воздействия (impact evaluation) ECERS, EDI, Система оценки качества 3. Оценить общие изменения в информированности, установках и поведении взрослого населения (родителей), произошедшие за время реализации проекта 3. Три раунда социологических замеров «до» и «после» (baseline and follow up surveys)
Исследования эффективности программ: то что мы знаем Какой из подход с наибольшей вероятностью улучшит следующие результаты ребенка Академический (Academic) Всеобъемлющий (Comprehensive) IQ баллыХ Мотивацию к учебе Х Грамотность и счетХ Креативность Х Самостоятельность Х Специфические знанияХ Уверенность в себе Х Общие знания Х Инициативность Х Краткосрочные результатыХ Долгосрочные результатыХХ Источник: OECD 2013, Pianta et al., 2010; Eurydice, 2009; Laevers, 2011; Schweinhart and Weikart, 1997.
Исследования эффективности программ: то что мы не знаем
Что предстоит сделать? Договориться о едином или индивидуальном для регионов инструменте ОК Определить существующие практики в регионах Запустить исследования эффективность программ. ???
Спасибо за внимание! Тигран Шмис –