«Использование технологии модульного обучения на уроках информатики и ИКТ» Симонова Татьяна Вячеславовна, учитель информатики муниципального общеобразовательного учреждения Алексеевская средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» м.р. Алексеевский
Требования к выпускнику Овладение всеми видами и способами деятельности Профилизация Практическая направленность образования
Традиционная классно-урочная система Сложность осуществления индивидуального подхода к учащимся Ограниченность возможности работать с учеником, имеющем высокие индивидуальные способности Трудности получения своевременной образной связи Ориентация учителя на ученика среднего уровня возможностей и подготовленности Усреднение темпа прохождения учебного материала Проблема: Несоответствие традиционных технологий обучения запросам современного общества
Технология модульного обучения Ученик должен учиться сам Учитель: мотивирует, координирует, консультирует, контролирует Программированное обучение Поэтапное формирование умственных действий Кибернетический подход Рефлексивный подход Теория и практика дифференциации, оптимизации обучения Проблемность обучения
Цель инноваций Повысить степень самостоятельности (субъектности) школьников в получении образования и формирования устойчивой мотивации познания средствами технологии модульного обучения Предполагаемый результат: ученик, способный самостоятельно изучать, анализировать и контролировать процесс обучения
Модульный урок: «Системы счисления» Номер учебного элемента Учебный материал с указанием заданий Рекомендации по выполнению заданий, оценка 123 УЭ – 0 Цель: образовательная: в результате овладения содержанием модуля вы должны выявить недостатки и возможности применения непозиционных систем счисления и усвоить понятие «позиционные системы счисления»; развивающая: развить умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям, формировать коммуникативную компетенцию; воспитывающая: воспитывать ответственность и аккуратность. После прохождения модуля вы: Должны знать: определения следующих понятий: «цифра», «число», «система счисления», «непозиционная система счисления», «позиционная система счисления»; недостатки непозиционных систем счисления; развернутую форму записи числа в позиционной системе счисления. Должны уметь: записывать числа в различных непозиционных системах счисления; приводить примеры чисел различных систем счисления, определять основание системы счисления; записывать числа в развернутой форме; представлять информацию в табличной форме; анализировать свою работу и уметь отвечать на вопросы. Внимательно прочитайте цель урока
Номер учебного элемента Учебный материал с указанием заданий Рекомендации по выполнению заданий, оценка 123 УЭ – 1Подготовка к работе. Обсудите в группе и подготовьте ответы на следующие вопросы в тетради: «Все есть число». Что имели в виду древние пифагорейцы? Сколько существует систем развития? Какая была самой первой и почему? Римское число CXXVII. Какую величину оно выражает? Работайте в группах 2 балла за каждый правильный ответ
Номер учебного элемента Учебный материал с указанием заданий Рекомендации по выполнению заданий, оценка 123 УЭ – 2 Изучение нового материала Цель: получить представление о цифре, числе, системах счисления. Задание: внимательно слушайте лекцию, выделяйте и записывайте в тетрадь новые термины. Зарисуйте схему систем счисления. Заполните 1 и 2 столбец таблицы: Лекция по теме «Системы счисления» (1 часть). План лекции: Основные понятия. Непозиционные системы счисления. Самостоятельно выполнить задание 1 в тетради Задание 1: Запишите число 2376 используя алфавит древнеегипетской СС В тетради схему рисуйте простым или цветным карандашом. (2 балла) В таблице выпишите все непозиционные системы счисления, о которых пойдет речь в лекции. (мах: 4 балла) Результат сверить со слайдом (1 балл)
Номер учебного элемента Учебный материал с указанием заданий Рекомендации по выполнению заданий, оценка 123 УЭ – 3 Цель: по лекции изучить правила составления чисел в в различных системах счисления. Выполнить задание 1: Записать число 1986 в римской системе счисления Задание 2: Используя таблицу с алфавитом славянской системы счисления записать числа 23 и 444 в славянской системе счисления. Задание 3: Какие числа записаны с помощью римских цифр: MMIV, LXV, CMLXIIV? Задание 4: Запишите число 555: А) в древнеегипетской системе счисления; Б) в римской системе счисления; В) в древнеславянской системе счисления Задание 5: Некоторые римские цифры легко изобразить с помощью палочек. Исправьте неверные равенства, переложив с одного места на другое только одну палочку. VII-V=XI IX-V = VI VI I = III VIII-III = X Задание 6 Заполните последний столбец таблицы 1. Проверьте правильность выполнения заданий. Оцените работу (стоимость правильных ответов прописана в 3 столбце, если в ответе есть ошибки – 0 баллов). Перенесите набранные баллы в лист контроля. Проанализируйте ошибки. Работайте в группе Результат сверить со слайдом (1 балл) Работу выполняйте индивидуально в тетрадях (2 балла) Оценивается 3-мя баллами Оценивается 4-мя баллами Работать в группе (4 балла) Работу выполняйте индивидуально в тетрадях (1 балл за каждый верный ответ)
Номер учебного элемента Учебный материал с указанием заданий Рекомендации по выполнению заданий, оценка 123 УЭ – 4Цель: получить представление об основных позиционных системах счисления, разряде, основании (базисе). Задание 1: внимательно слушайте лекцию, выделяйте и записывайте в тетрадь новые термины. Заполните таблицу: Лекция по теме «Системы счисления» (2 часть). План лекции: 3. Переход от непозиционных систем счисления к позиционным. 4. Позиционные системы счисления. 5. Развернутая форма записи числа в позиционной системе счисления В таблице заполните все свободные ячейки. (мах: 4 балла)
Номер учебного элемента Учебный материал с указанием заданий Рекомендации по выполнению заданий, оценка 123 УЭ – 5 Закреплен ие изученного материала Цель: выявить уровень усвоения нового материала. Задание 1: Дайте определения: «цифра», «число», «система счисления», «непозиционная система счисления», «позиционная система счисления» Задание 2: Выполнить тест на компьютере с использованием тестирующей программы «Системы счисления» Задача 1 Сравните числа: А)5 10 и 5 8. Б) и Задача 2 Запишите в развернутом виде следующие числа: А) А 10 = 3457,78; Б) А 5 = 231,44; В) А 16 = Е23С,1А; Г) А 2 = 11001,101. Задача 3 Запишите в свернутой форме следующие числа: А) А 16 = A*16 1 +l* * *16 -2 ; Б) А 10 = 9* * * * Задача 4 Было 100 q яблок. После того как каждое разрезали пополам, стало 1000 q половинок. В какой системе счисления вели счет? Работайте с учителем За каждый правильный ответ – 1 балл Перенесите балл выставленный ПК в тетрадь Работайте самостоятельно в тетрадях 2 балла Работайте в группе 3 балла Работайте самостоятельно в тетрадях. (2 балла) Работайте в группе (5 баллов)
Номер учебного элемента Учебный материал с указанием заданий Рекомендации по выполнению заданий, оценка 123 УЭ – 6Подведение итогов урока. 1. Прочитайте цели урока. 2. Достигли ли Вы цели урока? В какой степени? 3. Оцените свою работу на уроке. Подсчитайте количество баллов, которое Вы набрали при выполнении заданий. Поставьте себе оценку. Индивидуально Вместе с классом Заполнить лист контроля.
Лист контроля Этапы работы Количество баллов по заданиям Всего УЭ УЭ-188 УЭ УЭ УЭ-444 УЭ ИТОГО:__/59 б.
Критерии оценки Если Вы набрали: баллов, то оценка за урок «5»; баллов, то оценка за урок «4»; балл, то оценка за урок «3»; - менее 36 баллов, то оценка за урок «неуд.» Не огорчайтесь, у Вас еще будет возможность исправить положение.
В результате использования технологии модульного обучения на старшей ступени обучения наблюдается: положительная динамика уровня обученности и качества знаний школьников, ежегодно увеличивается количество выпускников 11 классов, выбравших для прохождения государственной (итоговой) аттестации в форме и по материалам ЕГЭ экзамен по информатике и ИКТ и успешно сдавших его.