ОРВ: правила для власти, возможности для бизнеса 16 декабря 2014 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОРВ: правила для власти, возможности для бизнеса 16 декабря 2014 года.
Advertisements

М.А.Чулкова Первый заместитель начальника управления экономики администрации области О реализации Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов.
О внедрении оценки регулирующего воздействия муниципальных нормативных правовых актов в администрации Кондинского района ноябрь, 2015 год.
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 24 января 2013 г. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 24 января 2013 г.
Проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизма взаимодействия.
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики «Об организационных мероприятиях по внедрению оценки регулирующего воздействия» 28 ноября 2012 г.
Внедрение процедуры ОРВ в регионах России Внедрение процедуры ОРВ в регионах России.
О внесении изменений в республиканскую целевую программу «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных.
1 ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Т.П. Карнюшина.
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН О перспективах внедрения института оценки регулирующего воздействия в Республике Башкортостан.
Подготовка заключений об оценке регулирующего воздействия.
«Итоги работы по внедрению оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов в Камчатском крае за I квартал 2014 года»
Тула, Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (подпункт «к»
ФОРМИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ МОСКВА, 2013.
НЕЗАВИСИМАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ.
1 1 Министерство экономического развития Российской Федерации Роль оценки регулирующего воздействия (ОРВ) в процессе подготовки технических регламентов.
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в сфере образования и науки Москва, 2013 г.
1 Модель масштабирования Регионального инвестиционного стандарта г. Александр Пироженко Директор по развитию приоритетных программ Агентства.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ НПА ПО ВОПРОСУ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ. НПА ПО РЕШЕНИЮ ВОПРОСА МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ НПА по ВМЗ – это принятый представительным органом местного.
Транксрипт:

ОРВ: правила для власти, возможности для бизнеса 16 декабря 2014 года

* Источник: по данным справочно-правовых систем Количество принимаемых актов с 2003 г. выросло в 2,7 раза* Более НПА принято в субъектах Российской Федерации Более различных нормативных документов (ГОСТ, ОСТ, ПБ, ППБ, СНиП, СП, предписания, инструкции, письма, классификаторы и др.) Более НПА принято в субъектах Российской Федерации Более различных нормативных документов (ГОСТ, ОСТ, ПБ, ППБ, СНиП, СП, предписания, инструкции, письма, классификаторы и др.) Текущая ситуация 2

ОРВ (АРВ) Оценка (анализ) регулирующего воздействия АРВА Анализ регуляторного воздействия актов RIA Regulatory Impact Assessment GFA Gesetzesfolgenabschatzung ОРВ – набор определённых средств, методик, способов, процедур, которые позволяют определённому госоргану или служащему выработать адекватную политику и внедрить её (Wikipedia) ОРВ : Обсудить, Рассчитать, Выбрать ОРВ: определение 3

Австралия США Польша Великобритания Н. Зеландия Нидерланды Ирландия Чехия Япония Австрия Норвегия Венгрия Испания Мексика Франция Дания Канада Финляндия Италия Германия Турция Киргизия Узбекистан Казахстан Словакия Россия Ю. Корея Швеция Швейцария Греция Бельгия Португалия Украина ОРВ в странах ОЭСР и странах СНГ 4

Оценка регулирующего воздействия - это комплексный анализ ОРВ АРВА RIA GFA … с точки зрения важности решаемых задач, выгод, издержек и рисков всех адресатов норм, … с обязательным изучением возможных альтернатив, … с учетом мнения заинтересованных сторон относительно вводимого регулирования С ЦЕЛЬЮ ОРВ: что это? 5

Сферы проведения ОРВ: Государственный контроль (надзор), обязательные требования Налоговое администрирование и таможенное дело Установление и применение обязательных требований Безопасность процессов производства Техническое регулирование, оценка соответствия Борьба с адмбарьерами, неэффективным законодательством и поиск лучших решений 6 Сферы проведения и цели ОРВ

Взвесить все плюсы и минусы нового регулирования Подсчитать возможные издержки и соотнести эффекты Суть ОРВ 7

Основные этапы ОРВ 8

правовая экспертиза ведомственное согласование антикоррупционная экспертиза ОРВ ОРВ – процедура принятия решений 9

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ) ПРИКАЗ 9 ноября 2011 г. Москва 634 Об утверждении Порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления 7 мая 2012 г. Москва 601 МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ) ПРИКАЗ 27 мая 2013 г. Москва 290 Об утверждении формы сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия, формы заключения об оценке регулирующего воздействия, методики оценки регулирующего воздействия Ключевые НПА в сфере ОРВ 10

Новый порядок проведения ОРВ, увеличены сроки ПК Особый статус заключения ОРВ и поступивших замечаний Обучение госслужащих по ОРВ (лекции в РАНХиГС) ОРВ в ЕЭК (обязательное с 2015 г.) Сотрудничество с ОЭСР и АТЭС Выстроена работа с общественными организациями и отраслевыми бизнес ассоциациями (Общероссийский народный фронт, ОКЮР, КСИИ и др.) Федеральный уровень. Сделано: 11

12 >22000 мнений и замечаний > 2700 заключений об ОРВ 600 млрд. руб.- 3,1 трлн. руб.* Затраты бизнеса, которые удалось избежать *оценка по наиболее значимым проектам актов Эффективность ОРВ

ОРВ на REGULATION.GOV.RU 13 Возможность публичного обсуждения и ОРВ на едином портале Широкий круг участников, учет мнений экспертов Общественная поддержка

Наши эксперты 14

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. 176 внедрение процедуры ОРВ проектов и экспертизы действующих НПА Федеральный закон от 2 июля 2013 г. 176 внедрение процедуры ОРВ проектов и экспертизы действующих НПА Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. 601 законодательно закрепить процедуры ОРВ проектов и экспертизы действующих НПА Порядок проведения ОРВ и экспертизы утверждается в форме закона, НПА высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) Порядок проведения ОРВ и экспертизы утверждается в форме НПА представительного органа, решения совета органа местного самоуправления, устава муниципального образования Порядок проведения ОРВ и экспертизы утверждается в форме НПА представительного органа, решения совета органа местного самоуправления, устава муниципального образования с 1 января 2014 г. Федеральный закон от ФЗ Федеральный закон от ФЗ с 1 января 2015 г.* Задача поставлена 15

ОРВ на региональном уровнеОРВ на муниципальном уровне городских округов нормативно закрепили порядки проведения ОРВ и экспертизы* Субъекты Российской Федерации 61% * законодательно закреплено проведение ОРВ и экспертизы муниципальных НПА* 50% * на основе информации, поступившей из 70 городских округов, являющихся административными центрами ВСЕ РЕГИОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИСТУПИЛИ К РАБОТЕ С ОРВ ЧАСТЬ РЕГИОНОВ НАЧАЛА РАБОТУ С ОРВ НА МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ НПА ОРВ в регионах и муниципалитетах 16

Как встроить ОРВ в правотворческую деятельность РОИВ? Как определить сферу ОРВ? Что потребуется для проведения ОРВ? Готов ли бизнес участвовать в обсуждении проектов НПА? Каким должен быть статус заключения об ОРВ? Ключевые вопросы внедрения ОРВ 17

Все под контролем! Со стороны органов госвласти: Администрация Президента РФ Правительство РФ Минэкономразвития России Со стороны общественности: Агентство Стратегических Инициатив (АСИ) Общероссийский Народный Фронт (ОНФ) Предпринимательское, научное, экспертное сообщества Кто виноват? или Что делать? – каждый сам выбирает, какой вопрос решать… Мониторинг и оценка результатов 18

Выявлены проблемы: Органы власти регионов формально подходят к ОРВ: НПА приняты – ОРВ не проводится Бизнес в регионе ничего не знает об ОРВ, не понимает пользы, не верит в эффективность Уполномоченные органы власти не обеспечены необходимой инфраструктурой и ресурсами Это ведет к принятию необдуманных решений и ухудшения среды для бизнеса Опасность! 19

Внедрение и качество проведения ОРВ – прямая ответственность региона Формальное внедрение ОРВ не засчитывается – важно качество работы Возможность организовать работу обеспечена: утверждены Методические рекомендации проведена серия обучающих видеоконференций, совещаний, круглых столов разработан типовой интернет-портал по ОРВ для регионов запущена «горячая линия» и организован «штаб» по работе с обращениями IV квартал 2014 г. Рейтинг субъектов РФ (в части ОРВ) Минэкономразвития России IV квартал 2014 г. Рейтинг субъектов РФ (в части ОРВ) Минэкономразвития России «Проекты НПА субъектов РФ … подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой в порядке, установленном НПА субъектов РФ», Федеральный закон 176-ФЗ от г. Рейтинг субъектов РФ 20

Законопроект Томской области «О внесении изменений в статью 7 Закона Томской области «О требованиях к перевозкам пассажиров легковыми такси...» Требование: легковые такси должны обязательно иметь желтую цветовую окраску кузова автомобиля Результат ОРВ: Выявлены положения, которые вводят дополнит. избыточные обязанности по перекраске кузова легкового такси для субъектов предпринимательской деятельности. Затраты составят более 126 млн. рублей (3170 ед. авто х 40 тыс. рублей. на перекраску или оклейку) риск повышения стоимости услуг такси для потребителей как следствие возникновения дополнительных расходов для субъектов предпринимательской деятельности 126 млн. рублей ОРВ в регионах (1) 21

2 млрд. рублей 2,4 млрд. рублей … размер выявленных в ходе ОРВ необоснованных издержек в Ульяновской области … экономический эффект от проведенных в 2013 году процедур ОРВ в Чувашской Республике ОРВ в регионах (2) 22

Ситуация 1. В ходе ПК предпринимательские объединения и экспертные организации не высказывают мнений (предложений, оценок) Ситуация 2. В ходе ПК поступают «бессодержательные» мнения предпринимательских объединений и экспертных организаций (без замечаний) Ситуация 3. Мнения, высказанные в ходе ПК отражают позицию узких групп бизнеса, как правило, только крупного бизнеса, а мнение позиция малого и среднего не представлено Ситуация 4. Отсутствует база экспертов и ключевых стейкхолдеров для взаимодействия в ходе проведения ПК Проблемы взаимодействия 23

Выявлять «целевую аудиторию» проекта НПА, подлежащего ОРВ, и использовать адресную рассылку непосредственно тем, чьи интересы данный НПА затрагивает Упрощать для предпринимательских объединений и экспертных организаций работу с проектом НПА: пояснительная записка к проекту НПА и опросный лист для представления мнений в ходе публичных консультаций позволяют с минимальными временными затратами сформировать и представить позицию Поддерживать обратную связь: фиксировать каждое поступающее мнение, аргументировать, по каким причинам мнение не учтено, активно информировать о результатах ОРВ (пресс-релизы о результатах ОРВ в СМИ) Пути решения 24

ОБЩЕСТВО контроль БИЗНЕС компетенция ГОСУДАРСТВО законодательство Трехстороннее сотрудничество: бизнеса, общества и государства - эффективная система взаимодействия и создание благоприятной предпринимательской среды Бизнес – спрос на улучшение регулирования в своей отрасли и участие в ОРВ; Государство – открытость и обоснованность Общество –контроль активности и добросовестности с обеих сторон ГОСУДАРСТВО: Федеральные, региональные и муниципальные органы власти БИЗНЕС: Деловые союзы и ассоциации (Опора России, ТПП, РСПП, Деловая Россия, КСИИ и др.) ОБЩЕСТВО: Общественные организации (ОНФ, Общественная палата РФ, АСИ и др.) ЭКСПЕРТЫ по ОРВ Как построить работу 25

Эксперты по ОРВ Научное сообщество Бизнес – сообщество региона Уполномоченный орган по ОРВ в регионе Федеральный орган власти Обращения, метод. поддержка, орг. вопросы Организация проведения ОРВ и экспертизы Желание работать! Эксперты аккумулируют всю необходимую информацию об ОРВ Возможность помогать! Эксперты держат руку «на пульсе» проблем бизнеса в регионе Готовность учиться! Эксперты принимают участие в проведении ОРВ и экспертизы Умение общаться! Эксперты содействуют налаживанию диалога между бизнесом и властью Обучение Как участвовать в ОРВ? Как улучшить отраслевое законодательство? Эксперты по ОРВ. Задача 26

Для формирования базы экспертов при проведении ОРВ необходимо определить круг потенциально заинтересованных участников обсуждений проекта НПА в ходе публичных консультаций. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы: Интересы каких субъектов экономической деятельности затрагиваются при проведении государственного регулирования? Какими компетенциями и знаниями должен обладать потенциальный эксперт в данной области? Какие научные, образовательные, предпринимательские и общественные организации могут объединять потенциально заинтересованных лиц? Интересы каких субъектов экономической деятельности затрагиваются при проведении государственного регулирования? Какими компетенциями и знаниями должен обладать потенциальный эксперт в данной области? Какие научные, образовательные, предпринимательские и общественные организации могут объединять потенциально заинтересованных лиц? Формирование экспертного пула 27

Определить 1 эксперта от уполномоченного органа власти, выбрать 1 представителя бизнеса и 1 представителя общественной организации (ОНФ) Создать (выбрать) информационный ресурс, проинформировать общественность в регионе (СМИ), получить обратную связь по ОРВ Выработать план действий по формированию эффективного диалога бизнеса и власти в регионе. Направить отчет в Минэкономразвития России Что делать дальше 28

Обсудить Рассчитать Рассчитать Выбрать Выбрать ОРВ – это… 29