Стресс-менеджмент «Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Управление эмоциональным состоянием Слайд-шоу. Понятие выгорания Эмоциональное выгорание психологическое состояние здоровых людей, находящихся в интенсивном.
Advertisements

КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИСИЛЬКУЛЬСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ ИМ. М.А. Р УДЕНКА.
Профессиональное выгорание учителей 26 ноября Часть 1 теоретическая.
Эмоциональное выгорание в работе педагога. Что такое выгорание? Состояние физического, умственного и эмоционального истощения Механизм психической защиты:
Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов ОБУСО « Парфинский СП « Росток »
П РОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ Лунина С.В. педагог-психолог.
Влияние стресса на профессиональную на профессиональную деятельность педагога деятельность педагога.
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ. ФАКТОРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ Социальный фактор: непризнание истинных заслуг профессионала, несоответствие требований.
Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов.
«Профилактика синдрома эмоционального выгорания у специалистов». СРЦН «КАНСКИЙ»
Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов Подготовила педагог-психолог МОУ СОШ 7 г. Стрежевого Юлия Григорьевна.
«У вас всегда гораздо больше вариантов действий, чем вы предполагаете» (принцип НЛП)
Карепова Е.Г., Фрицлер Н.А., Макарова Е.В.. ТРЕБОВАНИЯ.
Эмоциональное выгорание в работе педагога. Что такое выгорание? Состояние физического, умственного и эмоционального истощения Механизм психической защиты:
П РОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В СЕМЬЕ. Эмоциональное выгорание - состояние эмоционального, психического и физического истощения, вызванное чрезмерным.
ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ педагог-психолог МОУ СОШ 19 Е.Г.Солоненко.
Профессиональное выгорание педагога и его профилактика МБДОУ детский сад компенсирующего вида 486.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ Выполнили студентки 2-ФППд Емельяненко А.А. Хамитова А.В.
Исследовательская работа выполнена Ученицей 9А класса Кузнецовой Анной 2013.
Концепция профессионального долголетия Проблема «эмоционального выгорания» «эмоционального выгорания» у педагогов у педагогов.
Транксрипт:

Стресс-менеджмент «Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни» Ганс Селье Гайнутдинов Р.М. канд. психологических наук 1

Стресс Стресс – (от англ. stress давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз англ.неспецифическая (общая) реакция организма ( Уолтер Кэннон; Ганс Селье 1936 год) Уолтер Кэннон Ганс Селье

Словом стресс (от англ. stress – давление, напряжение) обозначается широкий круг состояний повышенной напряженности, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия – стрессоры. Стресс менеджмент (управление стрессами) популярная наука о том, как можно управлять собой в моменты стресса, а также, как максимально эффективно преодолевать последствия негативных ситуаций.

Кривая стресса Вывод по кривой стресса: умело поддерживать здоровый стресс

В профессиональной деятельности выделяют два основных уровня управление стрессами на уровне организации управление стрессами на уровне отдельной личности.

К организационным мерам управления стрессами относятся: создание благоприятного организационного климата; повышение уровня культуры управления; меры социальной поддержки персонала; научная организация труда; психологические меры (использование приемов внушения); использование руководителем различных форм самоконтроля;

Руководителю – «прежде -исцелись сам» Периодически задумывайтесь о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов. Держите в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки и т. д. Руководитель должен сначала научиться справляться со своим собственным стрессом. Только после этого можно говорить об анти стрессовом руководстве.

К индивидуальным мерам профилактики, ослабления и предотвращения негативного воздействия стресса относятся прежде всего умение расслабляться (релаксация) и модификация поведения. Релаксация в современной интерпретации объединяет два подхода: аутотренинг и медитацию. Модификация включает в себя формирование позитивной эмоциональной реакции на стрессовые обстоятельства и новые формы поведения. Важным в антистрессовой работе руководителя является профилактика профессионального выгорания сотрудников ОУ

Термин эмоциональное выгорание Введен в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. Согласно современным данным, под психическим выгоранием понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, редукцию профессиональных достижений и деперсонализацию (цинизм)

Составляющие ЭВ Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Редукция профессиональных достижений – это возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Составляющие ЭВ Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и т.д. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными; Возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.

Факторы выгорания Организационные факторы: условия материальной среды, содержание работы и социально- психологические условия деятельности; Внутренние факторы;

Внутренние факторы: склонность к эмоциональной ригидности; интенсивная интериоризация обстоятельств профессиональной деятельности; слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности; нравственные дефекты и дезориентация личности; неэмоциональность или неумение общаться; алекситимия во всех проявлениях (невозможность высказать словами свои ощущения), всегда связана с тревогой; трудоголизм; люди без ресурсов …

Хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность: такая деятельность связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них; Дестабилизирующая организация деятельности: нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация, наличие в ней бюрократического шума – мелких подробностей, противоречий, завышенные нормы контингента, с которым связана профессиональная деятельность, например, учащихся в классе.

Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции: представители массовых профессий обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Прежде всего, это касается медиков, педагогов, воспитателей и т.д. Например, педагог: за день проведения уроков самоотдача и самоконтроль столь значительны, что к следующему рабочему дню психические ресурсы практически не восстанавливаются

Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности Определяется: конфликтностью по вертикали, в системе руководитель – подчиненный, «педагог- студент» и по горизонтали, в системе коллега – коллега; «педагог-родитель». Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других – искать способы экономии психических ресурсов. Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания: держаться от всего и всех подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь нервы

Психологически трудный контингент У педагогов и воспитателей это дети с аномалиями характера, нервной системы и с задержками психического развития. В процессе профессиональной деятельности почти ежедневно попадается клиент или пациент, который портит вам нервы или доведет до белого каления. Невольно специалист начинает упреждать подобные случаи и прибегать к экономии эмоциональных ресурсов, убеждая себя при помощи формулы: не следует обращать внимание…

Постепенно он добавляет, кого именно надо эмоционально игнорировать: невоспитанных, распущенных, неумных, капризных или безнравственных. Механизм психологической защиты найден, но эмоциональная отстраненность может быть использована неуместно: профессионал не включается в нужды и требования вполне нормального партнера по деловому общению. На этой почве возникают недоразумение и конфликт – эмоциональное выгорание проявилось своей дисфункциональной стороной

Склонность к эмоциональной ригидности: эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан; повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты и не позволяет ему развиваться; формирование симптомов выгорания будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами.

Интенсивная интериоризация Данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль; По молодости, неопытности и, может быть, наивности, специалист, работающий с людьми, воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Каждый стрессогенный случай из практики оставляет глубокий след в душе. Профессор Решетова Т.В. называет это безграмотным сочувствием – полным растворением в другом, слабыми границами Я.

Гайнутдинов Р.М. канд. психологических наук 21 Один из элементов профилактики выгорания - формирование устойчивости к стрессам Вначале должна идти диагностика: Нужно ли вам бороться со стрессом? Каким образом, с помощью каких средств вы справляетесь с ним? Какова «цена» вашего успеха, ваших достижений и вашей работы для вашего психического и физического здоровья? В чем основные причины стрессов, которые вы испытываете? Стресс или дистресс Совет дня от психолога: не можешь изменить ситуацию – измени точку зрения на нее!

Гайнутдинов Р.М. канд. психологических наук Физическая нагрузка: лучший способ избавиться от стресса - «вогнать его в мышцы», спортзал, танцы, аэробика… 2. Восточные практики (йога, дыхательная гимнастика, единоборства …) 3. Оздоровительные процедуры: Баня. Массаж. Бассейн, СПА... 4.Гирудотерапия… 5.Дача, работа на земле, колка дров… 6.Природа: лес, водоем, солнце… 7. Сон 8.Искусство: Музыка. Хорошая книга. Фильм. Театр… 9.Путешествия, поездки, отдых на море… 10.Хобби: Вязание. Шитье. Коллекционирование. Литература…. 11. Компьютерные игры, соц. сети, … 12. Бытовые занятия, требующие внимания или дающие физическую нагрузку: Уборка. Выбивание ковров. Ремонт… 13.Шопинг. Выбор и заказ обновки… 14. Встреча с друзьями Внимание со стороны близкого человека. Подарок… 16.Флирт. Секс… 17.Алкоголь. Табак. Наркотик… 18.…. Житейские способы снятия напряженности и стресса

Специальные техники и методики: 1. Аутотренинг 2. Медитативные техники 3. Релаксационные техники 4. Йога 5. Дыхательная гимнастика 6. Психокоррекционные группы: - Т- группы; группы встреч; гештальт- группы; группы психодрамы; группы телесной терапии; группы тренинга умений.

Отдыхайте БСЭ: «В физиологическом смысле отдых состояние особой деятельности, когда клетка, оставаясь свободной от работы, восстанавливает свой нормальный состав». Мозг формирует 2% массы тела человека, но потребляет четверть кислорода, поступающего в организм - больше гуляйте. Физические упражнения способствуют снабжению мозга кислородом и кровью, а также стимулируют выделение нейротропных факторов, кот. предотвращают разрушение клеток мозга. Больше тренируйтесь. Мозг наращивает силу при активном использовании. Больше получайте разносторонних знаний. Мозг восстанавливает энергию во сне, но: при времени сна меньшем 4- х часов смертность возрастает в 2,5 раза, а когда человек спит больше 10 часов, смертность становится в 1,5 раза выше. Спите оптимальное время.

Выгорание очень инфекционно поэтому может быстро распространяться среди сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативистами и пессимистами; Взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание выгорающих. Наибольшая вероятность того, что это случится, существует в организациях с высоким уровнем стресса.

Выгоранием могут страдать и организации высокая текучесть кадров; снижение вовлеченности сотрудников в работу; поиск козла отпущения; антагонизм групповых процессов и наличие группировок; режим зависимости, проявляющийся в виде гнева на руководство, или проявлении беспомощности и безнадежности; развитие критического отношения к сотрудникам; недостаток сотрудничества среди персонала; прогрессирующее падение инициативы; рост чувства неудовлетворенности от работы; проявления нелояльности к организации и её руководителям

Ведущий фактор формирования позиций Человек рождается в позиции Я не Окей, ты Окей (зависим от сильных взрослых) – Т. Харрис; Если ребенка любят, он доверяет родителям, научается договариваться с ними – эта позиция меняется на другую. Поглаживания (физические, психологические) как проявление любви и миролюбия мира.

Пространство жизненных позиций Другой Окей Другой не Окей Я Окей Здоровая позиция (я Окей - Ты Окей) Позиция победителя Позиция превосходства (я Окей - Ты не Окей) Позиция «над» (в мягкой форме - непрошенный советчик; в самой жесткой – убийца) Я не Окей Депрессивная позиция (я не Окей - Ты Окей) Позиция неудачника Позиция безнадежности (я не Окей - Ты не Окей) – феномен «выученной беспомощности» Позиция проигрыша

«Деловые люди, которые не знают, как бороться со стрессами, умирают молодыми» Нобелевский лауреат А.Кэррел

Как говорил Ницше: Все что не убивает нас – делает нас сильней. Человек справится с любым «как», если знает «зачем».

Как говорят гештальтпсихологи «Я есть я, и я живу не для того, чтобы оправдывать твои ожидания» «И ты есть ты и ты живешь не для того, чтобы оправдывать мои ожидания»

Время летит, и жизнь проходит мимо Многие из нас уже обнаружили, что времени и сил на семью, на друзей и, что хуже всего, на самих себя остается все меньше. По сути, мы стареем быстрее, чем наши родители. Каждый день мы говорим себе: «Вот закончу это дело – и сразу начну больше времени уделять себе, семье, друзьям, наконец!» А вот и не получится. Еще до того как мы заканчиваем «это дело», на нас сваливается еще несколько таких же или даже еще более важных – и свободного времени у нас так и не появляется. Важно понять, что оно не возникнет само собой

Средства структурирования времени как средства профилактики стресса Нужно рассматривать время, затрачиваемое на себя, свою семью, близких, как религиозные праздники. Какое бы Священное писание мы ни взяли – Библию, Тору, Коран или другое, – мы не найдем там слов вроде «почитайте Господа, когда найдете время». Есть определенные дни, когда верующие отмечают Рождество, Хануку и подобные праздники. Так же строго определено и зарезервировано должно быть наше личное время, отведенное на семью, близких и самих себя. Иначе мы никогда не найдем времени на самое важное в жизни – работа никогда не кончается и постоянно порождает новую работу.

Создай «священное писание» собственной жизни Если мы посмотрим внимательно на верующих людей, мы обнаружим, что они меньше подвержены стрессу. Их жизнь регламентирована религией, эти люди вверяют себя высшей силе, как бы они ее ни определяли, и действуют «по инструкции», заложенной в Священном писании. Неверующим в этом плане сложнее – им приходится самостоятельно разрабатывать для себя подобные «инструкции» и следовать правилам организации труда и отдыха столь же неукоснительно, как Священному писанию! Берегите себя для других и других для себя…

Список рекомендованной литературы: Резник С.Д., Удалов Ф.Е.,...Персональный менеджмент. Учебник. М Гайнутдинов Р.М. канд. психологических наук 35

Спасибо за внимание! Даты следующих вебинаров вы найдете на сайте