Развитие корпоративной социальной ответственности в Казахстане: ситуация, проблемы и перспективы Центр исследований Сандж Байтугелова Наталья 17 июля 2013.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 2. Виды и направления КСО. Внутренняя и внешняя КСО. План: 1. Виды КСО 2. Направления КСО.
Advertisements

Коррупция искажает экономическую и финансовую среду ведения бизнеса; уменьшает эффективность государственного управления и бизнеса, стимулы к инвестициям;
БИЗНЕС - ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ КСО ООО « ЗАВОД ЦВЕТНЫХ СПЛАВОВ » БИЗНЕС - ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ КСО ООО « ЗАВОД ЦВЕТНЫХ СПЛАВОВ »
КОНЦЕПЦИЯ ФОРУМА «EXPO – 2017: Региональные инициативы»
Состояние и уровень коррупции в органах местного самоуправления г.о. Тольятти г.о. Тольятти, 2011г.
ФОРМИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ МОСКВА, 2013.
Субъекты и критерии социальной ответственности Е.И. ТАВЕР Член Правления ВОК, Директор ЦЭП ВОК Всероссийская организация качества ЦЕНТР ЭКСПЕРТНЫХ ПРОГРАММ.
Основные направления деятельности Союза Российских Пивоваров на гг. А.О.Артемьев Заместитель Председателя Совета Союза Президент ОАО «Пивоваренная.
ЗАЧЕМ БИЗНЕСУ СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО?. ОАО "ЛУКОЙЛ"2 На пути к осознанию КСО как философии деловой практики Компании Единичные благотворительные акции.
Программа повышения квалификации ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
Менеджер по управлению персоналом: гражданин, нижегородец, профессионал Общественный комитет по трудовым ресурсам ТПП НО Областной Клуб Директоров по персоналу.
ВЕБИНАР РТЦ Института образования НИУ ВШЭ 26 июня 2014 года Формирование независимой системы оценки качества образования в среднем профессиональном образовании.
Ассоциация экспортеров Узбекистана Идея создания Ассоциации экспортеров Узбекистана: Концепция и Цели.
Губернатор Омской области, Председатель Правительства Омской области Виктор Иванович Назаров О приоритетных задачах и направлениях развития потребительского.
Семинар-конференция «Государственная политика в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» 24 сентября 2012, РАНХ и ГС, Москва.
«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ» Дипломный проект Выполнила студентка 4 курса.
Архангельский Центр социальных технологий «Гарант» Архангельский Центр социальных технологий «Гарант» Результаты проекта «Гражданские инициативы» 11 октября.
ДОКТРИНА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ Представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения.
1 Бизнес и общество – единая взаимосвязанная система Эффективный бизнес – основа сильной экономики Сильная экономика – основа здорового общества Здоровое.
1 директор БУ СО ВО «Центр информатизации и оценки качества образования» Вологда, 2013 ФОРМИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ,
Транксрипт:

Развитие корпоративной социальной ответственности в Казахстане: ситуация, проблемы и перспективы Центр исследований Сандж Байтугелова Наталья 17 июля

Цели и задачи: Цель: определение текущего понимания, ожиданий и мотивации основных стейкхолдеров, а также перспектив развития КСО в Казахстане, которые послужат основой для разработки рекомендаций и Национальной Концепции по продвижению КСО в Казахстане. Задачи: Определить степень понимания КСО в Казахстанском обществе, в первую очередь бизнесом, а также внешними стейкхолдерами в лице государства и гражданского сектора; Определить отношение бизнеса, государства и гражданского сектора к КСО (через определение внутренней мотивации – поведенческий анализ) Определить основные препятствия при внедрении КСО, а также факторы, способные стимулировать внедрение КСО; Определить перспективы развития КСО в Казахстане, собрать рекомендации для развития и продвижения КСО в Казахстане. 2

О проведенном исследовании: Поддержка: Фонд Евразия Центральной Азии (ФЕЦА), Министерство труда и социальной защиты населения РК, Союз «Атамекен», «KAZENERGY», местные ассоциации предпринимателей и др.) Консультанты: Директор «Центра развития КСО» (Украина) Марина Сапрыкина и казахстанскийий исследователь Мурат Наркулов. Регионы (7 регионов): Атырауская, Карагандинская, Костанайская, ЮКО, ВКО, города Астана и Алматы. Методы: анкетирование представителей бизнеса, глубинные интервью и фокус-группы с бизнесом, общественностью, госслужащими. Выборка: 189 предпринимателей (крупных, средниййх, малых) Время проведения опроса: май

Осведомленность предприятииий о КСО, % (Слышали ли Вы о КСО/СОБ?) 4

Осведомленность о КСО предприятииий различной формы собственности, % 5

Понимание КСО, % 6

Понимание КСО малый среднийй крупный малый среднийй й крупный Благотворительная помощь обществу Политика соблюдения прав акционеров или инвесторов Развитие и обучение собственного персонала Внедрение социальных пакетов и улучшение условий работы персонала Участие в программах развития своего региона Осуществление экологических проектов Этичное и ответственное отношение к потребителям Этичное и ответственное отношение к партнерам Этичное и ответственное отношение к поставщикам Открытое предоставление информации о деятельности компании Противостояние коррупции

8

Знание о налоговых льготах в РК для компаний, поддерживающих КСО, 2013, % 9

По результатам анализа глубинных интервью и ФГД: Госслужащие придерживаются мнения, что чиновники осведомлены о КСО. Представители бизнеса, общественности : – недостаточное глубокое понимание содержательной стороны КСО, в основном ограничение благотворительностью. – понимание КСО только в кругу верхних эшелонов власти, среди руководящего состава, в структурах, соприкасающихся по роду своей деятельности с бизнесом (акимы, управления предпринимательства, социальной защиты, образования, экологии). 10

Понимание госслужащими и гражданским сектором: «Государственные служащие обязательно должны быть осведомлены о КСО. На практике, в плане осведомленности, они очень ограниченно представляют себе это понятие: только как благотворительность. А это только часть КСО…» (из интервью с НПО) «Из государственных служащих только «верхушка» знает о КСО, рядовые работники государственных структур вообще не знают ни о чем» (из интервью с бизнес-ассоциацией) «Получается, что пока только госслужащие хорошо понимают суть КСО. Лет 5 назад, Союз предпринимателей совместно с Управлением координации занятости проводили большой круглый стол на тему о КСО. Акиматы получили задание пропагандировать КСО, двигать эту тему, они - «толчки идеи». И это правильно, потому что заставляем участвовать в конкурсах "Парыз", "Подпиши коллективный Договор", предприниматели начали задумываться о социальной ответственности» (управление предпринимательства) «Гражданский сектор, на мой взгляд, также мало осведомлен о таком понятии как КСО. Во всяком случае, о том, что содержит это понятие в себе. Конечно, многие из нас слышали эту аббревиатуру, но не более того. Из того, что я слышу, пока это только благотворительность» (из интервью с НПО) 11

12 Осведомленность о существующей стратегии государства по продвижению КСО, %

13 Размер бизнеса малыйсреднийй й крупный Генеральное соглашение по социальному партнерству между правительством, ассоциациями работодателей и ассоциациями работников Национальная кампания "Подпиши коллективный договор" Глобальный договор ООН92141 Стандарт ИСО Конкурс по социальной ответственности бизнеса "Парыз" Послание Президента РК (за 2006, 2008, 2012) Стратегия Казахстан Стратегия развития АО "Фонд развития благосостояния "Самрук-Казына" (одно из направлений - развитие КСО)

14 Форма собственности казахстанский ая совместно е предприятии ие иностранный ая Генеральное соглашение по социальному партнерству между правительством, ассоциациями работодателей и ассоциациями работников Национальная кампания "Подпиши коллективный договор" Глобальный договор ООН Стандарт ИСО Конкурс по социальной ответственности бизнеса "Парыз" Послание Президента РК (за 2006 год, 2008, 2012 год ) Стратегия Казахстан Стратегия развития АО "Фонд развития благосостояния "Самрук-Казына" (одно из направлений - развитие КСО)

15 Как изменились по сравнению с прошлым годом объемы средств на социальные проекты? (%)

16 Как изменились по сравнению с прошлым годом объемы средств на социальные проекты? (%)

Наличие бюджета КСО, % 17

Интегрированность КСО в компаниях, % 18

Реализация политики КСО по блокам, % 19

Корреляционный анализ показывает, что Выполнение социального, экологического, экономического, корпоративного блоков КСО коррелирует с формальными признаками КСО, особенно наличием финансовых средств (r>0.400***) Выполнение блока по соблюдению прав (работников, детей, потребителей)и исполнению налоговых обязательств не коррелирует с формальными признаками КСО (r

21 Трудовые отношения – средниййй показатель 80% малый средний крупный средне е Следит за соблюдением трудовых прав рабочих, в том числе предпенсионного возраста, беременных и др Следит за условиями труда работников и за соблюдением техники безопасности и улучшает их Занимается развитием своего персонала, его обучением Предоставляет социальный пакет своим работникам (медицинский, пенсионный, образовательный, транспортный) и другие гарантии и поощрения (подчеркнуть подходящий аспект) Содействует укреплению здоровья и профилактике проф. заболеваний у рабочих и делает все возможное для лечения рабочих, уже получивших проф.заболевания

22 Соблюдение прав человека – средниййй показатель 75% малый средний крупный среднее Следит за соблюдением баланса между рабочими обязанностями и личной жизнью сотрудников (в нерабочее время сотрудники не занимаются выполнением рабочих обязанностей) Следит за недопущением дискриминации по признакам расы, пола, возраста, национальности, социального происхождения, сексуальной ориентации, внешнего вида, физических недостатков, состояния здоровья, политических или религиозных убеждений Соблюдает права работников на свободу объединений и коллективные переговоры Обеспечивает равные условия труда и оплаты для иностранныйых и местных кадров Запрещает принудительный и детский труд

23 Добросовестные деловые практики – средниййй показатель 82% малый средний крупный среднее Применяет принципы добросовестной конкуренции Делает все возможное для противостояния коррупции Предоставляет информацию, затрагивающую интересы потребителей и населения (по соц. программам, вакансиям, бюджетам, по состоянию окружающей среды и др.) Честно выполняет свои налоговые обязательства Соблюдает права собственности (уклоняется от пиратства, подделок, придерживаться прав интеллектуальной собственности и др.)

24 Вопросы потребителей – средниййй показатель 58% малый средний крупный средне е Проводит тренинги для персонала по вопросам обслуживания потребителей/клиентов Предоставляет качественные товары и услуги, в ней есть работающие процедуры возмещения ущерба в случае предоставления товаров и услуг неудовлетворительного качества Регулярно дает правдивую информацию о свойствах выпускаемой продукции или производимых услуг Производит и продвигает среди покупателей товары и услуги, обладающие социальными и экологическими преимуществами (подлежащие переработке и повторному использованию, с более длительным сроком службы, потребляющие возобновляемые источники энергии и ре Проводит встречи с потребителями товаров/услуг, вовлекает их в принятие решений и регулярно перед ними отчитывается Имеет «горячую линию» (контакт-центр) для потребителей, страницу «обратной связи» на сайте или другую форму связи с потребителями

25 Корпоративное управление – средниййй показатель 45% малый средний крупный среднее Имеет прописанный кодекс поведения (этический кодекс) и антикоррупционную политику Имеет механизмы, обеспечивающие баланс интересов лиц, заинтересованных в результатах деятельности компании (акционеров, работников, населения и др.) Обеспечивает внедрение принципов и практик подотчетности, прозрачности в компании Продвигает принципы социальной ответственности в деловом сообществе и создает стимулы внедрения социальной ответственности Принципы социальной ответственности внедрены в стратегию (планы) компании

26 Благотворительность - средниййй показатель 35% малый средний крупный среднее Оказывает поддержку молодежи и образования местного населения Содействует сохранению культурного наследия и развитию культуры Оказывает поддержку развитию системы здравоохранения и укреплению здоровья местного населения Оказывает помощь уязвимым группам населения (пенсионерам, инвалидам, детям, в том числе сиротам и др.) Поддерживает общественные организации (НПО, советы старейшин и др.)

27 Экономическая ответственность перед обществом – средниййй показатель 48% малый средний крупный среднее Делает все возможное для создания рабочих мест для местного населения Делает достаточно для профессионального обучения и подготовки местных кадров Делает достаточно для развития инфраструктуры (водообеспечение, электроснабжение, теплообеспечение, дороги, транспорт, связь, школы и др.) Стимулирует внедрение новых технологий в различных сферах Поддерживает малый и средниййй бизнес Поддерживает корпоративное волонтерство (волонтерство сотрудников) Участвует в реализации региональных программ

28 Окружающая среда - 38 малый средний крупный среднее Уменьшает выбросы в окружающую среду Внедряет программы использования и утилизации отходов Внедряет энергосберегающие технологии Осуществляет мероприятия по защите водных / лесных / земельных и других природных ресурсов Прошла сертификацию по ISO Внедряет различные экологические проекты В компании регулярно ведется учет экологических факторов при организации работы компании (экономия бумаги, энергии, воды, утилизация отходов, сокращение деловых поездок и замена их видеоконференциями, повышение экологической сознательности сотрудников

Как Вы оцениваете положение дел с КСО в Казахстане? % Малый СреднийКрупный Эти вопросы мало кого интересуют в бизнес кругах Это перспективное направление, которое получило старт в бизнес- кругах Это является непонятной идеей 1480 Это очередная модная идея, которой бизнесу приходится заниматься под давлением Затрудняюсь ответить

Как вы оцениваете положение дел с КСО в Казахстане? % 30

Позиция бизнеса Малого: Государство должно само решать социальные вопросы Роль бизнеса состоит только в том, что он платит налоги Гражданский сектор ничего не может решить Среднего и крупного Государству нужно стимулировать бизнес для внедрения КСО Бизнес должен активно вовлекаться в решение социальных проблем Гражданский сектор должен активно работать с бизнесом для пр 31

Факторы, стимулирующие компании к КСО, % Требование руководителя компании 61 Требование законодательства 54 Требование работников компании 36 Требование запрос правительства /Президента РК 31 Моральные принципы 33 Освещение в СМИ, формирование позитивного имиджа компании 28 Требование профессионального или делового сообщества 24 Требование органов местной власти 25 Наши принципы, внутренние побуждения 21 Требование профсоюза 24 Требование общественных организаций 14 Требование материнской компании/холдинга 21 Требование местного населения 15 Способствование росту продаж компании 11 Требование иностранныйого партнера 18 Желание не отставать от конкурентов 16 Снижение налоговых обязательств компании 12 Это одно из условий выхода на международные рынки 13 Религиозные соображения 8 Это способствует снижению уровня коррупции в регионе 8 32

«КСО в основном развито в крупном бизнесе, есть и в среднем, в малом нет КСО, малому бизнесу надо выживать. Малый бизнес идет неохотно. Они сами еле выживают». «КСО есть в нефтегазовой отрасли, в горно- металлургической, горнодобывающей отрасли, в целом среди недропользователей. Они, когда берут недра для использования, у них уже в договорах прописано, что они должны делать социальные отчисления». «Средний бизнес тоже не всегда готов быть социально ответственным. Например, если это строительная компания, то когда у нее есть проекты, они могут быть ответственными и перед работниками, и перед обществом. Но если нет заказов, то они даже зарплату выплатить не могут, и тогда о какой социальной ответственности может быть речь?» «КСО в основном развито в крупном бизнесе, есть и в среднем, в малом нет КСО, малому бизнесу надо выживать. Малый бизнес идет неохотно. Они сами еле выживают». «КСО есть в нефтегазовой отрасли, в горно- металлургической, горнодобывающей отрасли, в целом среди недропользователей. Они, когда берут недра для использования, у них уже в договорах прописано, что они должны делать социальные отчисления». «Средний бизнес тоже не всегда готов быть социально ответственным. Например, если это строительная компания, то когда у нее есть проекты, они могут быть ответственными и перед работниками, и перед обществом. Но если нет заказов, то они даже зарплату выплатить не могут, и тогда о какой социальной ответственности может быть речь?» 33

Препятствия, % 34

35 Размер бизнеса малыйсредниййкрупный Нет информации в обществе о том, на какие программы лучше направить средства Отсутствие прозрачности и подотчетности местных органов власти по использованию социальных инвестиций Нет системного и концептуального продвижения КСО со стороны государства" (нет пособий по КСО, кампаний по повышению информированности бизнеса, единого глоссария что такое КСО и т.д. ) Нет понимания и поддержки со стороны акционеров (собственников компании) 1283 Недостаточно собственного опыта, неотработанные механизмы внедрения социальной ответственности Нет государственных и некоммерческих (неправительственных) организаций, которые могли бы помочь 785 Несовершенство нормативно-правовой базы в государстве, которая бы способствовала этой деятельности Отсутствие или слабый общественный запрос 146 Нет стимулов со стороны государства Отсутствие поддержки со стороны трудового коллектива 2103 Отсутствие налоговых стимулов Трудно измерить эффект такой деятельности Недостаточное признание общественностью вклада компаний в общество 2319 Давление местных исполнительных органов на бизнес по КСО проектам 6214 Нет специалиста по социальной ответственности бизнеса в компании Разочаровались в предыдущем опыте 223 Это может повредить развитию нашего предприятииия 4 Нехватка финансовых средств Нехватка времени Каждый занимается своими делами, а до социальной ответственности никому нет дела 1710 Предприятие/компания не должна этим заниматься, это дело государственных органов 823

«После тендеров у компаний нет денег на социальные проекты. Откаты съедают немалую часть денег, а затем компания должна кроить бюджет, чтобы выполнить заказ, о социальной ответственности речи не может быть. Это в основном касается среднего и малого бизнеса». «Компании бросили финансы в общую копилку акимата, и акимат все распределяет, при этом даже не упоминается имя компании. Получается, что все идет по линии акимата. Благотворительность обезличена, она растворяется, народ не знает, что компания делает социальные инвестиции». «Есть много примеров, когда компания как бы социально ответственная, строит социальные объекты, а на самом деле не платит зарплату работникам, не создает достойных условий труда. Вот и возникают в компании катаклизмы, недовольства рабочих». «После тендеров у компаний нет денег на социальные проекты. Откаты съедают немалую часть денег, а затем компания должна кроить бюджет, чтобы выполнить заказ, о социальной ответственности речи не может быть. Это в основном касается среднего и малого бизнеса». «Компании бросили финансы в общую копилку акимата, и акимат все распределяет, при этом даже не упоминается имя компании. Получается, что все идет по линии акимата. Благотворительность обезличена, она растворяется, народ не знает, что компания делает социальные инвестиции». «Есть много примеров, когда компания как бы социально ответственная, строит социальные объекты, а на самом деле не платит зарплату работникам, не создает достойных условий труда. Вот и возникают в компании катаклизмы, недовольства рабочих». 36

37 Перспективы развития КСО в Казахстане, % размер бизнеса форма собственности малый средниййй крупный Каз-ая Совм. Пред-ие Иностр. Развитие КСО по требованию государства. Компании реализуют краткосрочные КСО проекты в ответ на запрос государства поддержать социальные проекты Развитие КСО для компании является неизбежным. Бизнес вынужден будет строить взаимовыгодные партнерские отношения со всеми группами общества для долгосрочного выживания Развитие КСО для компании является частью долгосрочной бизнес- стратегии для успешной деятельности на рынке страны и международных рынках Бизнес готов участвовать в социальных проектах, если государство будет стимулировать предпринимателей Ряд препятствий, в основном финансового характера, не позволят бизнесу рассматривать КСО как актуальную деятельность Политику социальной ответственности разрабатывают и внедряют только международные компании Политику социальной ответственности разрабатывают и внедряют только те компании, которым это легче сделать, например, которые не наносят вред окружающей среде Социальная ответственность бизнеса постепенно снижается до полного исчезновения

СТИМУЛЫ ДЛЯ КСО малый среднийй й крупный Разработка и принятие Национальной стратегии развития корпоративной социальной ответственности бизнеса Внедрение льготного налогообложения для компаний, внедряющих социальную ответственность Внедрение курсов по КСО в учебные программы высших учебных заведений Активизация участия бизнес-ассоциаций во внедрении принципов и практики социальной ответственности Внедрение принципов социальной ответственности в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Проведение широкой информационно-просветительской кампании по вопросам социальной ответственности Проведение национального рейтинга социально ответственных кампаний Публичное признание со стороны власти Повышение уровня доверия и лояльности потребителей и общества в целом Создание позитивного имиджа в СМИ Уменьшение административного давления местных органов власти (например, количества визитов пожарных, санэпидстанции и т.д.) Предложения местной власти бизнесу по программам социального развития региона Наличие сильных негосударственных (общественных) организаций, которые проводят мониторинг деятельности компаний 7118 Положительные примеры внедрения программ / мероприятий по социальной ответственности в мире

39 Знание о налоговых льготах для компаний, использующих в практике КСО, %

Рекомендации: 1. Только объединение усилия государства, бизнеса и неправительственных организаций могут создать условия для развития идей и принципов КСО в стране; 2. Основными инициаторами продвижения КСО в Казахстане должно быть Правительство страны и местная власть. Основная роль государства состоит в формировании и реализации государственной политики, которая способствовала бы развитию КСО. Такая политика прежде всего должна включать меры по изменению нормативно- правовой базы, которая бы стимулировала компании реализовывать политику КСО и создания механизмов поощрения и публичного признания компаний, которые активно реализуют КСО. 3. Среди факторов, которые могут стимулировать развитие КСО, первоочередная роль отводится внедрению льготного налогообложения для компаний, которые осуществляют КСО. 40

По мнению респондентов, также следует предусмотреть меры по: пересмотру Трудового кодексу РК и привести нормативные документы в соответствие; Закон РК «О профессиональных союзах» доработать с учетом реалий: необходимо усилить роль первичных профсоюзных организаций, четко определить принципы их организационного строения, конкретизировать права в области коллективно-договорного регулирования; усилить моральное поощрение бизнеса: развивать конкурсы по социальной ответственности бизнеса «Алтын Сапа», «Парыз». Продумать новые, например: «Золотая книга бизнеса Казахстана» (критерии: соблюдение принципов КСО) 41

Рекомендации: Активно вовлекать в продвижение КСО гражданский сектор, некоммерческие организации; Необходимо проведение широкомасштабной информационно- просветительской кампании по вопросам КСО как для всего населения, так и отдельных подпрограмм, которые ориентировались бы на отдельные слои населения – предпринимателей, государственных служащих, потребителей и т.д. Главная их цель должна состоять не столько в повышении уровня осведомленности о КСО, сколько в формировании целостного понимания сущности и принципов КСО, необходимости его внедрения для дальнейшего экономического и социального развития страны; Информационно-просветительские программы важно дополнять образовательными программами для представителей бизнеса, госслужащих и представителей неправительственных организаций; Изучать зарубежный опыт в распространении принципов КСО и внедрять в отечественную практику и т.д. 42

«Ситуация уже назрела до такой степени, что без КСО невозможно. В крупных компаниях есть политика оказания спонсорской помощи. В некоторых компаниях КСО занимаются на свой страх и риск, так как эти вещи должны быть заложены в бюджете компании, а заниматься самодеятельностью нельзя. Счетный комитет может прийти и спросить, почему средства были потрачены туда, куда не положено. Поэтому необходима разработка и внедрение политики социальной ответственности». «Внедряя КСО необходимо продумать вопросы прозрачности и открытости, иначе, будет, как и сейчас, в некоторых компаниях формальный подход, а порой в своем роде и отмывание денег». «Средний и малый бизнес только «слышали звон» про КСО, особенно не готов малый бизнес. Необходимо информирование представителей малого и среднего бизнеса». «Ситуация уже назрела до такой степени, что без КСО невозможно. В крупных компаниях есть политика оказания спонсорской помощи. В некоторых компаниях КСО занимаются на свой страх и риск, так как эти вещи должны быть заложены в бюджете компании, а заниматься самодеятельностью нельзя. Счетный комитет может прийти и спросить, почему средства были потрачены туда, куда не положено. Поэтому необходима разработка и внедрение политики социальной ответственности». «Внедряя КСО необходимо продумать вопросы прозрачности и открытости, иначе, будет, как и сейчас, в некоторых компаниях формальный подход, а порой в своем роде и отмывание денег». «Средний и малый бизнес только «слышали звон» про КСО, особенно не готов малый бизнес. Необходимо информирование представителей малого и среднего бизнеса». 43