ЕГЭ по химии 2014 г. 5. Анализ результатов решения части 3.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГИА по химии Блок В и С Версии 2010 и В 1-4 В1 – В4 Задания В1 – В4 считаются выполненными верно, если в каждом из них правильно указана последовательность.
Advertisements

ЕГЭ ПО ХИМИИ. Структура части С КИМов по химии в 2006 году С1. Окислительно-восстановительные реакции С2. Составление возможных уравнений реакций С3.
Цели: Ознакомиться с тестовыми заданиями ГИА по химии Ознакомиться с тестовыми заданиями ГИА по химии Проверить знания по химии Проверить знания по химии.
Информация из опыта работы подготовлена учителем химии высшей категории МОУ «СОШ 73» для участия в форуме «Что делать всем заинтересованным в успешном.
Подготовка к ЕГЭ Расчёты по уравнениям реакций, происходящих в растворах.
Типичные ошибки и затруднения школьников при подготовке к ЕГЭ по химии Решение задач повышенной сложности из части В и С Учитель I- кв.категории Хафизова.
Городской семинар по химии (подготовила учитель химии МОУСОШ 9 Шапкина Ж.А.)
Обзор заданий блока «С» 1 Окислительно- восстановительные реакции. Электронный баланс.
Спецификация КИМов по химии в 2015 году. Нормативные документы 1. Федеральный закон от «Об образовании в РФ» 2. Федеральный компонент государственного.
Окислительно-восстановительные реакции в школьном курсе химии Березкин П.Н. Красноткацкая СОШ 2008 г.
Обзор КИМов ЕГЭ 2009 год часть С. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции… Определите окислитель и восстановитель.
Разбор заданий блока С. Часть С Задание С1 Реакции окислительно-восстанови- тельные. Коррозия металлов и способы защиты от нее. Пример: Используя метод.
Ермакова Н.Н. учитель химии и биологии МБОУ СОШ 9 г. Красногорска.
ГИА по химии Структура работы Часть 1 содержит 15 заданий с выбором ответа. Их обозначение в работе: А1; А2; А3; А4 … А15. Часть 2 содержит.
Работу выполнила ученица 10а класса МБОУ СОШ26 Осокина Анастасия.
Семинар - практикум «Решение олимпиадных задач по химии»
ГИДРОКСИДЫ И КИСЛОТЫ ТЕСТ ЕГЭ ПО ХИМИИ Тест по основным вопросам темы: характерные химические свойства оснований, и амфотерных гидроксидов; характерные.
Презентацию подготовила И.В.Тригубчак, к.п.н., учитель химии, Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б.Ольбинского «Химия – Первое сентября», июль–август,
Курс дистанционного обучения ХИМИЯ Лекция 02 Домашнее задание РАСТВОРЫ. ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ Е.А. Ананьева, к.х.н., доцент, кафедра «Общая Химия»
Подготовка учащихся 9 классов к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников по химии Подготовка учащихся 9 классов к муниципальному этапу Всероссийской.
Транксрипт:

ЕГЭ по химии 2014 г. 5. Анализ результатов решения части 3

Анализ результатов решения заданий части 3 за гг.

Анализ результатов решения заданий части 3 ( гг.) Увеличение относительной сложности заданий части 3: С1

Анализ результатов решения заданий части 3 за гг. Увеличение абсолютной сложности заданий части 3: С1

Часть 3

С1 Реакции окислительно- восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее 1.Уравнения ОВР даны в неявном (не полном) виде и необходимо определить недостающие в схеме вещества. 2.Обычно три компонента вступают в реакции ОВР: восстановитель, окислитель и среда (в такой же последовательности и записываются). 3.Если есть среда, то обязательно будет вода (кислота вода, щелочь вода, вода щелочь или щелочь+вода). 4.Ионы определяются по среде. 5.Часто нужно знать существование ионов в различных средах (Mn, Cr). 6.Наиболее часто встречаются реакции со следующими элементами: S, Mn, Hal, N, Cr, P, С (в орг. соединениях).

Типичные восстановители Нейтральные атомы и молекулы: Al, Zn, Cr, Fe, H, С, LiAlH 4, H 2, NH 3, и др. Отрицательно заряженные ионы неметаллов: S 2–, I –, Br –, Cl – и др. Положительно заряженные ионы металлов в низшей степени окисления: Cr 2+, Fe 2+, Cu + и др. Сложные ионы и молекулы, содержащие атомы в состоянии промежуточной степени окисления: SO 3 2–, NO 2 –, CrO 2 –, CO, SO 2, NO, P 4 O 6, C 2 H 5 OH, CH 3 CHO, HCOOH, H 2 C 2 O 4, C 6 H 12 O 6 и др. Электрический ток на катоде.

Типичные окислители Нейтральные молекулы: F 2, Cl 2, Br 2, O 2, O 3, S, H 2 O 2 и др. Положительно заряженные ионы металлов и водорода: Cr 3+, Fe 3+, Cu 2+, Ag +, H + и др. Сложные молекулы и ионы, содержащие атомы металла в состоянии высшей степени окисления: KMnO 4, Na 2 Cr 2 O 7, Na 2 CrO 4, CuO, Ag 2 O, MnO 2, CrO 3, PbO 2, Pb 4+, Sn 4+ и др. Сложные ионы и молекулы, содержащие атомы неметалла в состоянии положительной степени окисления: NO 3 –, HNO 3, H 2 SO 4(конц.), SO 3, KClO 3, KClO, Ca(ClO)Cl и др. Электрический ток на аноде.

Среда Кислая: H 2 SO 4, реже HCl и HNO 3 Щелочная: NaOH или KOH Нейтральная: H 2 O

Полуреакции Mn и Cr кислая среда: MnO 4 – + 8H + + 5ē Mn H 2 O Mn ē Mn +2 щелочная среда: MnO 4 – + ē MnO 4 2– Mn +7 + ē Mn +6 нейтральная среда: MnO 4 – + 2H 2 O + 3ē MnO 2 + 4OH – Mn ē Mn +4 кислая среда: Cr 2 O 7 2– + 14H + + 6ē 2Cr H 2 O 2Cr ē 2Cr +3 щелочная среда: Cr OH – – 3ē CrO H 2 O Cr +3 – 3ē Cr +6

Наиболее известные полуреакции восстановления окислителей O 2 + 4ē 2O2 ; O 3 + 6ē 3O2 ; F 2 + 2ē 2F ; Cl 2 + 2ē 2Cl ; S ē S +4 (H 2 SO 4 SO 2 ); N +5 + ē N +4 (концентрированная HNO 3 NO 2 ); N ē N +2 (разбавленная HNO 3 NO; реакции со слабыми восстановителями); N ē N3 (разбавленная HNO 3 NH 4 NO 3 ; реакции с сильными восстановителями); 2O1 + 2ē 2O2 (H 2 O 2 )

Часть 3: Слабо усвоенный вопрос С1 Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции: Са 3 P H 2 O Ca 3 (PO 4 ) 2 + MnO Определите окислитель и восстановитель. 25,93–35,81 % – диапазон полного выполнения задания С1 25,93 % – полностью справилось с данным заданием 19,23–66,67 % – диапазон полного выполнения задания С1 во второй волне

1)Определяем недостающие в схеме вещества и составляем электронный баланс: 2P -3 – 16ē 2P +5 Mn ē Mn +4 3 окисление 16 восстановление C1 Са 3 P H 2 O Ca 3 (PO 4 ) 2 + MnO )Расставляем коэффициенты в уравнении реакции: 3Ca 3 P KMnO 4 + 8H 2 O = 3Ca 3 (PO 4 ) MnO KOH 3)Определяем восстановитель и окислитель ок-тельвос-тель 50,51 % (67,61 %, 36,93 % – процент выполнения в гг.)

Типичный пример ошибок в задании С1 Из-за отсутствия систематических знаний об окислителе- восстановителе учащийся проставляет степени окисления у всех элементов. Необходимо помнить, что если элемент (не простое вещество) имеет индекс, то его нужно проставить перед элементом (в виде коэффициента). Отсюда и неправильный баланс и, как следствие, не правильно уравнена реакция. Окислитель-восстановитель в месте процесса не указывается.

С1 Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции: HCHO + KMnO CO 2 + K 2 SO Определите окислитель и восстановитель. 29,1–65,1 % – диапазон выполнения 30,0 % – полностью справились с заданием

5 окисление 4 восстановление 1)Составляем электронный баланс: C 0 – 4ē C +4 Mn ē Mn +2 C1 HCHO + KMnO CO 2 + K 2 SO )Расставляем коэффициенты в уравнении реакции: 5HCOH + 4KMnO 4 + 6H 2 SO 4 = 5CO 2 + 2K 2 SO 4 + 4MnSO H 2 O 3)Определяем окислитель и восстановитель ок-тель вос-тель

С1 Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции: Ca(HS) 2 + HNO 3 (конц.)... + CaSO 4 + NO Определите окислитель и восстановитель. 26,3–57,7 % – диапазон выполнения задания С1 4,9 % – полностью справились с этим заданием

1)Составляем электронный баланс: 2S -2 – 16ē 2S +6 N +5 + ē N +4 1 окисление 16 восстановление C1 Ca(HS) 2 + HNO 3 (конц.)... + CaSO 4 + NO )Расставляем коэффициенты в уравнении реакции: Ca(HS) HNO 3 (конц.) H 2 SO 4 + CaSO NO 2 + 8H 2 O 3)Определяем окислитель и восстановитель ок-тель вос-тель

С2 Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ 1.Изобразите генетическую связь неорганических веществ. 2.Отметьте характерные свойства вещества: кислотно- основные и окислительно-восстановительные (специфические). 3.Обратите внимание на концентрации веществ (если указывается): твердое, раствор, концентрированное вещество. 4.Необходимо записать четыре уравнения реакций (не схемы). 5.Как правило, две реакции являются ОВР, для амфотерных металлов – реакции комплексообразования.

Часть 3: Не усвоенный вопрос С2 Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Сероводород пропустили через бромную воду. Образовавшийся при этом осадок обработали горячей концентрированной азотной кислотой. Выделившийся бурый газ пропустили через раствор гидроксида бария. При взаимодействии одной из образовавшихся солей с водным раствором перманганата калия образовался бурый осадок. Напишите уравнения четырёх описанных реакций. 5,02–6,12 % – диапазон полного выполнения задания С2 5,02 % – полностью справилось с данным заданием 3,70–15,38 % – диапазон полного выполнения задания С2 во второй волне

Записываем возможные уравнения реакций: 1)H 2 S + Br 2 = S + 2HBr 2) S + 6HNO 3 = H 2 SO 4 + 6NO 2 + 2H 2 O 3) 2Ba(OH) 2 + 4NO 2 = Ba(NO 3 ) 2 + Ba(NO 2 ) 2 + 2H 2 O 4) Ba(NO 2 ) 2 + 4KMnO 4 + 2H 2 O = 3Ba(NO 3 ) 2 + 4MnO 2+ 4KOH вос-ль вос-ль бурый газ соль с элементом бурый осадок диспропорц. в переменной ст. ок. C2 H 2 S (газ), S (тв), NO 2 (газ), Ba(NO 2 ) 2, MnO 2 (тв.) 21,98 % (49,90 %, 16,75 %) toto

Типичный пример ошибок в задании С2 Не верно записано второе уравнение – сера при нагревании окисляется до серной кислоты. Не уравнено третье уравнение.

С2 Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ Твёрдый хлорид лития нагрели с концентрированной серной кислотой. Выделившийся при этом газ растворили в воде. При взаимодействии полученного раствора с перманганатом калия образовалось простое газообразное вещество жёлто-зелёного цвета. При горении железной проволоки в этом веществе получили соль. Соль растворили в воде и смешали с раствором карбоната натрия. Напишите уравнения четырёх описанных реакций. 11,3–24,2 % – диапазон выполнения задания С2 2,7 % – полностью справились с этим примером

Записываем возможные уравнения реакций: 1)LiCl + H 2 SO 4 = HCl + LiHSO 4 2)2KMnO HCl = 2MnCl 2 + 5Cl 2 + 2KCl + 8H 2 O 3) 2Fe + 3Cl 2 = 2FeCl 3 4) 2FeCl 3 + 3Na 2 CO 3 + 3H 2 O = 2Fe(OH) 3 + 6NaCl + 3CO 2 соль ок-ль, к-та ок-ль мет., в-ль соль сл. к-ты C2 LiCl (тв), H 2 SO 4 (конц.), KMnO 4, Fe, Na 2 CO 3 (р-р)

С2 Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ Смесь оксида азота (IV) и кислорода пропустили через раствор гидроксида калия. Полученную при этом соль высушили и прокалили. Остаток, полученный после прокаливания соли, растворили в воде и смешали с раствором иодида калия и серной кислотой. Образовавшееся в ходе этой реакции простое вещество прореагировало с алюминием. Напишите уравнения четырёх описанных реакций.

Записываем возможные уравнения реакций: 1)4NO 2 + O 2 + 4KOH = 4KNO 3 + 2H 2 O 2)2KNO 3 = 2KNO 2 + O 2 3) 2KNO 2 + 2HI + 2H 2 SO 4 = I 2 + 2NO + 2K 2 SO 4 + 2H 2 O 4) 3I 2 + 2Al = 2AlI 3 щелочь терм. неуст. соль раств. соль, ок-ль, в-ль в-ль амф. мет. C2 KOH (р-р), KNO 3, KNO 2, HI, Al toto

С3 Реакции, подтверждающие взаимосвязь органических соединений 1.Участвуют все классы органических соединений, изучаемых в школьной программе. 2.Цепочки представлены в неявном виде (по продукту или по условиям реакции). 3.Особое внимание необходимо обратить на условия протекания реакций. 4.Все реакции необходимо уравнивать (в т.ч. ОВР). Никаких схем реакций быть не должно! 5.В случае затруднения выполнения цепи в прямом направлении, решайте с конца цепи или фрагментарно. Пытайтесь что-либо выполнить! 6.Органические вещества записывать в виде структурных формул!

С3 Реакции, подтверждающие взаимосвязь органических соединений 28

О структурных формулах органических соединений При записи уравнений реакций, экзаменуемые должны использовать структурные формулы органических веществ (это указание дается в условии задания). Структурные формулы могут быть представлены на разных уровнях, не искажающий химический смысл: 1)полная или сокращенная структурная формула ациклических соединений; 2)схематическая структурная формула циклических соединений. Не допускается (даже фрагментарно) совмещение п. 2 и 3. 29

Структурная формула Структурная формула условное обозначение химического состава и структуры веществ с помощью символов химических элементов, числовых и вспомогательных знаков (скобок, тире и т.п.). полные структурные сокращенные структурные схематические структурные 30

Типичные ошибки в структурных формулах 31

Альтернативные реакции

Типичные ошибки в составлении уравнений реакций 34

Часть 3: Не усвоенный вопрос С3 Реакции, подтверждающие взаимосвязь органических соединений. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ. 0,49–3,55 % – диапазон полного выполнения задания С3 0,49 % – полностью справилось с данным заданием 3,57–23,81 % – диапазон полного выполнения задания С3 во второй волне

Записываем уравнения реакций: 1) CH 3 CH 2 CH 2 CH 2 CH 2 CH 2 CH 3 2) 3) 4) 5) C3C3 16,32 % (36,68 %, 23,82 %)

Типичный пример ошибок в задании С3 1) 2) 3) 4) 5) Не верно составлены уравнения 2 и 5. Не уравнено 3 уравнение.

Типичный пример ошибок в задании С3 2) Перманганат-ион (MnO 4 – ) в щелочной среде переходит в манганат-ион (MnO 4 2– ). 5) В кислой среде анилин образует аммонийную соль – в данном случае хлорид фениламмония.

Типичный пример ошибок в задании С3 2) 3) Не допускается написание схемы и многостадийности реакции (вторая реакция). При написании уравнений реакции органических соединений нельзя забывать про неорганические вещества – ни как в учебнике, а как в условии задания (третье уравнение).

Часть 3: Не усвоенный вопрос С3 Реакции, подтверждающие взаимосвязь органических соединений. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ. 3,16 % – полностью справилось с данным заданием

Записываем уравнения реакций: 1) 2) 3) 4) 5) C3C3

Типичный пример ошибок в задании С3 Не сформировано представление о структурной формуле циклических соединений (вторая и третья реакции). Не верно второе уравнение (реакция замещения). Условия лучше записывать над стрелочкой.

Типичный пример ошибок в задании С3 Не внимательность к формулам (как циклогексен, так и формула дикарбоновой кислоты в пятой реакции).

Типичный пример ошибок в задании С3 Не внимательность к условиям задания: не оксид меди (II) дан, а медь (как катализатор в реакции дегидрирования). Из альдегидов при восстановлении образуются первичные спирты.

Типичный пример ошибок в задании С3 Как из двух получается три атома углерода, да еще один из них в трехвалентном состоянии.

С3 Реакции, подтверждающие взаимосвязь органических соединений Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: 16,0–34,6 % – диапазон выполнения задания С3 3,5 % - полностью справились с этим заданием При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.

Записываем уравнения реакций: 1) BrCH 2 CH 2 CH 2 Br + Zn ZnBr 2 + 2) + HBr CH 3 CH 2 CH 2 Br 3) CH 3 CH 2 CH 2 Br + KOH (спирт. р-р) CH 3 –CH=CH 2 + H 2 O +KBr 4) 3CH 3 –CH=CH 2 + 2KMnO 4 + 4H 2 O + 2KOH + 2MnO 2 5) + 2HBr + 2H 2 O C3C3 t°t°

С3 Реакции, подтверждающие взаимосвязь органических соединений Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: 14,6–25,9 % – диапазон выполнения задания С3 2,0 % - полностью справились с этим заданием При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.

4) C 6 H 6 + СH 3 Cl C 6 H 5 –CH 3 + HCl 2) 2CH 4 C 2 H 2 + 3H 2 3) 3C 2 H 2 C 6 H 6 Записываем уравнения реакций: 1) CH 3 COOK + KOH (тв.) CH 4 + K 2 CO 3 C3C3 t°t° t°t° C акт., t° AlCl 3 5) C 6 H 5 –CH 3 + 6KMnO 4 + 7KOH C 6 H 5 –COOK + 6K 2 MnO 4 + 5H 2 O или C 6 H 5 –CH 3 + 2KMnO 4 C 6 H 5 –COOK + 2MnO 2 + KOH + H 2 O

С4 Расчетные задачи на растворы и смеси 1.Записываем уравнение(ия) реакции(ий). 2.Выбираем алгоритм решения задачи: на избыток (или примесь), выход продукта реакции от теоретически возможного и определяем массовую долю (массу) химического соединения в смеси. 3.Всего 4 этапа решения задачи. 4.В расчетах ссылаться на уравнения реакций и использовать соответствующие математические формулы. 5.Не забывайте проверять единицы измерения. 6.Если количество вещества менее 1 моль, то необходимо округлять до трех цифр после запятой. 7.Массовые доли и процент отделяйте скобками или пишите через союз или. 8.Не забудьте записать ответ.

Часть 3: Не усвоенный вопрос С4 Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси), если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси. В 1 л воды растворили 44,8 л (н.у.) хлороводорода. К этому раствору добавили вещество, полученное в результате реакции оксида кальция массой 14 г с избытком углекислого газа. Определите массовую долю веществ в полученном растворе. 3,13–10,15 % – диапазон полного выполнения задания С4 3,13 % – полностью справилось с данным заданием 0–15,38 % – диапазон полного выполнения задания С4 во второй волне

С4 В 1 л воды растворили 44,8 л (н.у.) хлороводорода. К этому раствору добавили вещество, полученное в результате реакции оксида кальция массой 14 г с избытком углекислого газа. Определите массовую долю веществ в полученном растворе. Дано: V(H 2 О) = 1,0 л m(CaO) = 14 г ω(CaCl 2 ) – ? V m = 22,4 моль/л Решение: M(CaO) = 56 г/моль M(HCl) = 36,5 г/моль CaO + CO 2 = CaCO 3 2HCl + CaCO 3 = CaCl 2 + H 2 O + CO 2 V(HCl) = 44,8 л

C4 2) Рассчитываем количества веществ реагентов: n = m / M n(CaO) = 14 г / 56 г/моль = 0,25 моль n(CaCO 3 ) = n(CaO) = 0,25 моль CaO + CO 2 = CaCO 3 1 моль1 моль 0,25 моль 0,25 моль В 1 л воды растворили 44,8 л (н.у.) хлороводорода. К этому раствору добавили вещество, полученное в результате реакции оксида кальция массой 14 г с избытком углекислого газа. Определите массовую долю веществ в полученном растворе.

C4 3) Вычисляем избыток и количество вещества хлороводорода: n(HCl) общ. = V / V m = 44,8 л / 22,4 л/моль = 2 моль (в избытке) m(HCl) = 2 моль · 36,5 г/моль = 73 г n(HCl) прореаг. = 2n(CaCO 3 ) = 0,50 моль В 1 л воды растворили 44,8 л (н.у.) хлороводорода. К этому раствору добавили вещество, полученное в результате реакции оксида кальция массой 14 г с избытком углекислого газа. Определите массовую долю веществ в полученном растворе. 2HCl + CaCO 3 = CaCl 2 + H 2 O + CO 2 2 моль 1 моль 0,50 моль 0,25 моль

C4 3) Вычисляем количество вещества углекислого газа и хлорида кальция: n(HCl) ост. = 2 моль – 0,50 моль = 1,5 моль n(CO 2 ) = n(CaCO 3 ) = 0,25 моль n(CaCl 2 ) = n(CO 2 ) = 0,25 моль В 1 л воды растворили 44,8 л (н.у.) хлороводорода. К этому раствору добавили вещество, полученное в результате реакции оксида кальция массой 14 г с избытком углекислого газа. Определите массовую долю веществ в полученном растворе. 2HCl + CaCO 3 = CaCl 2 + H 2 O + CO 2 2 моль 1 моль 1 моль 0,50 моль 0,25 моль 0,25 моль

C4 4) Рассчитываем массу раствора и массовые доли веществ: m = n · M m(HCl) ост. = 1,5 моль · 36,5 г/моль = 54,75 г m(CaCO 3 ) = 0,25 моль · 100 г/моль = 25 г m(CO 2 ) = 0,25 моль · 44 г/моль = 11 г m(CaCl 2 ) = 0,25 моль · 111 г/моль = 27,75 г В 1 л воды растворили 44,8 л (н.у.) хлороводорода. К этому раствору добавили вещество, полученное в результате реакции оксида кальция массой 14 г с избытком углекислого газа. Определите массовую долю веществ в полученном растворе.

C4 4) Рассчитываем массу раствора и массовые доли веществ: m = n · M m(р-ра) = 1000 г + 73 г + 25 г – 11 г = 1087 г ω = m(в-ва) / m(р-ра) ω(HCl) = 54,75 г / 1087 г = 0,050 или 5,0 % ω(CaCl 2 ) = 27,75 г / 1087 г = 0,026 или 2,6 % Ответ: массовая доля соляной кислоты и хлорида кальция в полученном растворе составляет 5,0 % и 2,6 % соответственно. 27,34 % (55,86 %, 31,53 %) В 1 л воды растворили 44,8 л (н.у.) хлороводорода. К этому раствору добавили вещество, полученное в результате реакции оксида кальция массой 14 г с избытком углекислого газа. Определите массовую долю веществ в полученном растворе.

C4 Примечание. В случае, когда в ответе содержится ошибка в вычислениях в одном из трёх элементов (втором, третьем или четвёртом), которая привела к неверному ответу, оценка за выполнение задания снижается только на 1 балл.

Часть 3: Не усвоенный вопрос С4 Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси), если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси. Фосфор массой 1,24 г прореагировал с 16,84 мл 97 %-ного раствора серной кислоты (ρ = 1,8 г/мл) с образованием ортофосфорной кислоты. Для полной нейтрализации полученного раствора добавили 32 %-ный раствор гидроксида натрия (ρ = 1,35 г/мл). Вычислить объём раствора гидроксида натрия. 0 % – полностью справилось с данным заданием

С4 Фосфор массой 1,24 г прореагировал с 16,84 мл 97 %-ного раствора серной кислоты (ρ = 1,8 г/мл) с образованием ортофосфорной кислоты. Для полной нейтрализации полученного раствора добавили 32 %-ный раствор гидроксида натрия (ρ = 1,35 г/мл). Вычислить объём раствора гидроксида натрия. 1) Записываем уравнения реакций 2P + 5H 2 SO 4 = 2H 3 PO 4 + 5SO 2 + 2H 2 O H 3 PO 4 + 3NaOH = Na 3 PO 4 + 3H 2 O H 2 SO 4 + 2NaOH = Na 2 SO 4 + 2H 2 O

C4 2) Рассчитываем избыток и количества веществ реагентов: n = m / M n = (V · ρ · ω) / M n(P) = 1,24 г / 31 г/моль = 0,040 моль n(H 2 SO 4 ) общ. = (16,84 мл · 1,8 г/мл· 0,97) / 98 г/моль = 0,30 моль (избыток) Фосфор массой 1,24 г прореагировал с 16,84 мл 97 %-ного раствора серной кислоты (ρ = 1,8 г/мл) с образованием ортофосфорной кислоты. Для полной нейтрализации полученного раствора добавили 32 %-ный раствор гидроксида натрия (ρ = 1,35 г/мл). Вычислить объём раствора гидроксида натрия. 2P + 5H 2 SO 4 = 2H 3 PO 4 + 5SO 2 + 2H 2 O 2 моль 5 моль 0,04 моль 0,1 моль

C4 2) Рассчитываем количества веществ реагентов: n(H 3 PO 4 ) = n(P) = 0,04 моль n(H 2 SO 4 ) прореаг. = 5/2n(P) = 0,1 моль n(H 2 SO 4 ) ост. = 0,3 моль – 0,1 моль = 0,2 моль 2P + 5H 2 SO 4 = 2H 3 PO 4 + 5SO 2 + 2H 2 O 2 моль 5 моль 2 моль 0,04 моль 0,1 моль 0,04 моль Фосфор массой 1,24 г прореагировал с 16,84 мл 97 %-ного раствора серной кислоты (ρ = 1,8 г/мл) с образованием ортофосфорной кислоты. Для полной нейтрализации полученного раствора добавили 32 %-ный раствор гидроксида натрия (ρ = 1,35 г/мл). Вычислить объём раствора гидроксида натрия.

C4 3) Вычисляем избыток и количество вещества щелочи: n(NaOH) H 3 PO 4 = 3 n(H 3 PO 4 ) = 3 · 0,04 моль = 0,12 моль Фосфор массой 1,24 г прореагировал с 16,84 мл 97 %-ного раствора серной кислоты (ρ = 1,8 г/мл) с образованием ортофосфорной кислоты. Для полной нейтрализации полученного раствора добавили 32 %-ный раствор гидроксида натрия (ρ = 1,35 г/мл). Вычислить объём раствора гидроксида натрия. H 3 PO 4 + 3NaOH = Na 3 PO 4 + 3H 2 O 1 моль 3 моль 0,04 моль 0,12 моль

C4 3) Вычисляем избыток и количество вещества щелочи: n(NaOH) H 2 SO 4 = 2 n(H 3 PO 4 ) = 2 · 0,2 моль = 0,4 моль n(NaOH) общ. = 0,12 моль + 0,4 моль = 0,52 моль Фосфор массой 1,24 г прореагировал с 16,84 мл 97 %-ного раствора серной кислоты (ρ = 1,8 г/мл) с образованием ортофосфорной кислоты. Для полной нейтрализации полученного раствора добавили 32 %-ный раствор гидроксида натрия (ρ = 1,35 г/мл). Вычислить объём раствора гидроксида натрия. H 2 SO 4 + 2NaOH = Na 2 SO 4 + 2H 2 O 1 моль 2 моль 0,2 моль 0,4 моль

C4 4) Рассчитываем объем щелочи: m = n · M V = m / (ρ · ω) m(NaOH) = 0,52 моль · 40 г/моль = 20,8 г V(р-ра) = 65 г / (1,35 г/мл · 0,32 ) = 48,15 мл Фосфор массой 1,24 г прореагировал с 16,84 мл 97 %-ного раствора серной кислоты (ρ = 1,8 г/мл) с образованием ортофосфорной кислоты. Для полной нейтрализации полученного раствора добавили 32 %-ный раствор гидроксида натрия (ρ = 1,35 г/мл). Вычислить объём раствора гидроксида натрия. Примечание. Не забудьте записать ответ.

С4 Расчетные задачи на растворы Смесь порошков железа и алюминия реагирует с 810 мл 10 %-ного раствора серной кислоты (ρ = 1,07 г/мл). При взаимодействии такой же массы смеси с избытком раствора гидроксида натрия выделилось 14,78 л водорода (н.у.). Определите массовую долю железа в смеси. 3,0–12,9 % – диапазон выполнения задания С4 1,9 % - полностью справились с этим заданием

С4 Смесь порошков железа и алюминия реагирует с 810 мл 10 %-ного раствора серной кислоты (ρ = 1,07 г/мл). При взаимодействии такой же массы смеси с избытком раствора гидроксида натрия выделилось 14,78 л водорода (н.у.). Определите массовую долю железа в смеси. 1) Записываем уравнения реакций металлов Fe + H 2 SO 4 = FeSO 4 + H 2 2Al + 3H 2 SO 4 = Al 2 (SO 4 ) 3 + 3H 2 2Al + 2NaOH + 6H 2 O = 2Na[Al(OH) 4 ] + 3H 2

C4 2) Рассчитываем количества веществ реагентов: n = m/M n = (V · ρ · ω) / M n = V / V m n(H 2 SO 4 ) = (810 г · 1,07 г/мл · 0,1) / 98 г/моль = 0,88 моль n(H 2 ) = 14,78 л / 22,4 л/моль = 0,66 моль n(Al) = 2/3n(H 2 ) = 0,44 моль 2Al + 2NaOH + 6H 2 O = 2Na[Al(OH) 4 ] + 3H 2 2 моль 3 моль 0,44 0,66 Смесь порошков железа и алюминия реагирует с 810 мл 10 %-ного раствора серной кислоты (ρ = 1,07 г/мл). При взаимодействии такой же массы смеси с избытком раствора гидроксида натрия выделилось 14,78 л водорода (н.у.). Определите массовую долю железа в смеси.

C4 2) Рассчитываем количества веществ реагентов: n(H 2 SO 4, израсходованной на реакцию с Al) = 1,5 n(Al) = 0,66 моль n(H 2 SO 4, израсходованной на реакцию с Fe) = = 0,88 моль – 0,66 моль = 0,22 моль n(Fe) = n(H 2 SO 4 ) = 0,22 моль 2Al + 3H 2 SO 4 = Al 2 (SO 4 ) 3 + 3H 2 0,44 0,66 Fe + H 2 SO 4 = FeSO 4 + H 2 0,22 Смесь порошков железа и алюминия реагирует с 810 мл 10 %-ного раствора серной кислоты (ρ = 1,07 г/мл). При взаимодействии такой же массы смеси с избытком раствора гидроксида натрия выделилось 14,78 л водорода (н.у.). Определите массовую долю железа в смеси.

C4 3) Вычисляем массы металлов и их смеси: m(Al) = 0,440 моль · 27 г/моль = 11,88 г m(Fe) = 0,22 моль · 56 г/моль = 12,32 г m(смеси) = 11,88 г + 12,32 г = 24,2 г Смесь порошков железа и алюминия реагирует с 810 мл 10 %-ного раствора серной кислоты (ρ = 1,07 г/мл). При взаимодействии такой же массы смеси с избытком раствора гидроксида натрия выделилось 14,78 л водорода (н.у.). Определите массовую долю железа в смеси.

C4 4) Рассчитываем массовую долю железа в смеси: ω(Fe) = 12,32 г / 24,2 г = 0,509 или 50,9 % Ответ: массовая доля железа в смеси равна 50,9 %. 92,5 % (86,2 %, 74,7 %, 84,3 %) Смесь порошков железа и алюминия реагирует с 810 мл 10 %-ного раствора серной кислоты (ρ = 1,07 г/мл). При взаимодействии такой же массы смеси с избытком раствора гидроксида натрия выделилось 14,78 л водорода (н.у.). Определите массовую долю железа в смеси.

С4 Расчетные задачи на растворы При растворении 4,5 г частично окисленного алюминия в избытке раствора KOH выделяется 3,7 л (н.у.) водорода. Определите массовую долю алюминия в образце.

С4 При растворении 4,5 г частично окисленного алюминия в избытке раствора KOH выделяется 3,7 л (н.у.) водорода. Определите массовую долю алюминия в образце. 1) Записываем уравнения реакций алюминия и оксида алюминия 2Al + 2KOH + 6H 2 O = 2K[Al(OH) 4 ] + 3H 2 Al 2 O 3 + 2KOH + 3H 2 O = 2K[Al(OH) 4 ] 2 моль 3 моль – по теории

С4 При растворении 4,5 г частично окисленного алюминия в избытке раствора KOH выделяется 3,7 л (н.у.) водорода. Определите массовую долю алюминия в образце. 2Al + 2KOH + 6H 2 O = 2K[Al(OH) 4 ] + 3H 2 Al 2 O 3 + 2KOH + 3H 2 O = 2K[Al(OH) 4 ] 2 моль 3 моль – по теории 2) Рассчитываем количество вещества алюминия: n = V / V m n(H 2 ) = 3,7 л / 22,4 л/моль = 0,165 моль n(Al) = 2/3n(H 2 ) = 0,110 моль 0,110 моль 0,165 моль – на практике

С4 При растворении 4,5 г частично окисленного алюминия в избытке раствора KOH выделяется 3,7 л (н.у.) водорода. Определите массовую долю алюминия в образце. 2Al + 2KOH + 6H 2 O = 2K[Al(OH) 4 ] + 3H 2 Al 2 O 3 + 2KOH + 3H 2 O = 2K[Al(OH) 4 ] 2 моль 3 моль – по теории 0,110 моль 0,165 моль – на практике 3) Вычисляем массы алюминия и оксида алюминия: m(Al) = n · M = 0,110 моль · 27 г/моль = 2,97 г m(Al 2 O 3 ) = m(смеси) – m(Al) = 4,5 г – 2,97 г = 1,53 г 4) Рассчитываем массовые долю алюминия в смеси: ω(Al) = m в-ва / m смеси = 2,97 г / 4,5 г = 0,660 или 66,0 % Ответ: массовая доля алюминия в образце составляет 66,0 %.

С5 Нахождение молекулярной формулы веществ (до 2014 г.) 1.Составляют уравнение реакции в общем виде, при этом записывают вещества в виде молекулярных формул. 2.Рассчитывают количество вещества по известному значению массы (объема) вещества, чаще всего неорганического. 3.Согласно стехиометрических соотношений реагирующих веществ находят количество вещества органического соединения с известной массой. 4.Находят молекулярную массу органического вещества. 5.Определяют число атомов углерода в составе искомого вещества, исходя из общей молекулярной формулы и вычисленной молекулярной массы. 6.Записываем найденную молекулярную массу органического вещества. 7.Не забудьте записать ответ.

Формула Химическая формула условное обозначение химического состава и структуры веществ с помощью символов химических элементов, числовых и вспомогательных знаков (скобок, тире и т.п.). Брутто-формула (истинная формула или эмпирическая) – отражает состав (точное количество атомов каждого элемента в одной молекуле), но не структуру молекул вещества. Молекулярная формула (рациональная формула) – формула, в которой выделяются группы атомов (функциональные группы), характерные для классов химических соединений. Простейшая формула – формула, в которой отражено определенное содержание химических элементов. Структурная формула – это разновидность химической формулы, графически описывающая расположение и порядок связи атомов в соединении, выраженное на плоскости.

С5 Нахождение молекулярной формулы веществ Решение задачи будет включать три последовательные операции: 1.составление схемы химической реакции и определение стехиометрических соотношений реагирующих веществ; 2.расчет молярной массы искомого соединения; 3.вычисления на их основе, приводящие к установлению молекулярной формулы вещества.

Часть 3: Не усвоенный вопрос С5 Нахождение молекулярной формулы веществ. При взаимодействии предельной однооснόвной карбоновой кислоты с гидрокарбонатом кальция выделилось 1,12 л газа (н.у.) и образовалось 4,65 г соли. Запишите уравнение реакции в общем виде и определите молекулярную формулу кислоты. 9,24–21,75 % – диапазон полного выполнения задания С5 9,24 % – полностью справилось с данным заданием 25,0–47,62 % – диапазон полного выполнения задания С5 во второй волне

С5 1) Записываем общее уравнение реакции: 2С n H 2n+1 COOH + Ca(HCO 3 ) 2 = (С n H 2n+1 COO) 2 Ca + 2CO 2 + 2H 2 O 1 моль 2 моль При взаимодействии предельной однооснόвной карбоновой кислоты с гидрокарбонатом кальция выделилось 1,12 л газа (н.у.) и образовалось 4,65 г соли. Запишите уравнение реакции в общем виде и определите молекулярную формулу кислоты.

2) Рассчитываем количество вещества углекислого газа и соли: n(CO 2 ) = V / V m = 1,12 л / 22,4 л/моль = 0,050 моль n((С n H 2n+1 COO) 2 Ca) = 1/2n(СO 2 ) = 0,025 моль (согласно стехиометрического закона) С5 При взаимодействии предельной однооснόвной карбоновой кислоты с гидрокарбонатом кальция выделилось 1,12 л газа (н.у.) и образовалось 4,65 г соли. Запишите уравнение реакции в общем виде и определите молекулярную формулу кислоты. 2С n H 2n+1 COOH + Ca(HCO 3 ) 2 = (С n H 2n+1 COO) 2 Ca + 2CO 2 + 2H 2 O 1 моль 2 моль 0,025 моль 0,050 моль

3) Определяем число атомов углерода в составе соли и устанавливаем молекулярную формулу кислоты: M ((С n H 2n+1 COO) 2 Ca) = (12n + 2n ) · = 28n M ((С n H 2n+1 COO) 2 Ca) = m / M = 4,65 г / 0,025 моль = 186 г/моль 28n = 186 n = 2 Молекулярная формула кислоты – C 2 Н 5 COOH С5 Ответ: молекулярная формула кислоты – C 2 Н 5 COOH. При взаимодействии предельной однооснόвной карбоновой кислоты с гидрокарбонатом кальция выделилось 1,12 л газа (н.у.) и образовалось 4,65 г соли. Запишите уравнение реакции в общем виде и определите молекулярную формулу кислоты. 26,06 % (47,79 %, 22,19 %)

Часть 3: Не усвоенный вопрос С5 Нахождение молекулярной формулы веществ. При взаимодействии предельной однооснόвной карбоновой кислоты с карбонатом магния выделилось 1120 мл газа (н.у.) и образовалось 8,5 г соли. Запишите уравнение реакции в общем виде. Определите молекулярную формулу кислоты. 21,75 % – полностью справилось с данным заданием

С5 1) Записываем общее уравнение реакции: 2С n H 2n+1 COOH + MgCO 3 = (С n H 2n+1 COO) 2 Mg + CO 2 + H 2 O 1 моль При взаимодействии предельной однооснόвной карбоновой кислоты с карбонатом магния выделилось 1120 мл газа (н.у.) и образовалось 8,5 г соли. Запишите уравнение реакции в общем виде. Определите молекулярную формулу кислоты.

2) Рассчитываем количество вещества углекислого газа и соли: n(CO 2 ) = V / V m = 1,12 л / 22,4 л/моль = 0,050 моль n((С n H 2n+1 COO) 2 Mg) = n(СO 2 ) = 0,050 моль (согласно стехиометрического закона) С5 При взаимодействии предельной однооснόвной карбоновой кислоты с карбонатом магния выделилось 1120 мл газа (н.у.) и образовалось 8,5 г соли. Запишите уравнение реакции в общем виде. Определите молекулярную формулу кислоты. 2С n H 2n+1 COOH + MgCO 3 = (С n H 2n+1 COO) 2 Mg + CO 2 + H 2 O 1 моль 1 моль 0,025 моль 0,050 моль

3) Определяем число атомов углерода в составе соли и устанавливаем молекулярную формулу кислоты: M ((С n H 2n+1 COO) 2 Mg) = (12n + 2n ) · = 28n M ((С n H 2n+1 COO) 2 Mg) = m / M = 8,5 г / 0,050 моль = 170 г/моль 28n = 170 n = 2 Молекулярная формула кислоты – C 2 Н 5 COOH С5 Ответ: молекулярная формула кислоты – C 2 Н 5 COOH. При взаимодействии предельной однооснόвной карбоновой кислоты с карбонатом магния выделилось 1120 мл газа (н.у.) и образовалось 8,5 г соли. Запишите уравнение реакции в общем виде. Определите молекулярную формулу кислоты.

Типичный пример ошибок в задании С5 Реакция не уравнена. Хотя эта не сказалось на математических расчетах. Переход от общей молекулярной формулы к искомой молекулярной формуле не верен, вследствие использования на практике в основном брутто-формул.

Типичный пример ошибок в задании С5 Реакция составлена с помощью брутто- формул. Математическая часть задачи решена верно (методом пропорции). Разницу между брутто-формулой и молекулярной формулой не усвоена.

С5 Нахождение молекулярной формулы веществ При окислении предельного одноатомного спирта оксидом меди (II) получили 9,73 г альдегида, 8,65 г меди и воду. Определите молекулярную формулу исходного спирта. 89

С5 Нахождение молекулярной формулы веществ 1) Записываем общее уравнение реакции и рассчитываем количества вещества меди: С n H 2n+2 O + CuO = С n H 2n O + Cu + H 2 O При окислении предельного одноатомного спирта оксидом меди (II) получили 9,73 г альдегида, 8,65 г меди и воду. Определите молекулярную формулу исходного спирта. 1 моль 1 моль 1 моль 0,135 моль 0,135 моль 0,135 моль n(Сu) = m / M = 8,65 г / 64 г/моль = 0,135 моль 90 Дано: m(С n H 2n O) = 9,73 г С n H 2n+2 O – ? M(Cu) = 64 г/моль Решение: m(Cu) = 8,65 г

2) Рассчитываем молярную массу альдегида: n(Cu) = n(С n H 2n O) = 0,135 моль M(С n H 2n O) = m / n = 9,73 г / 0,135 моль = 72 г/моль С5 При окислении предельного одноатомного спирта оксидом меди (II) получили 9,73 г альдегида, 8,65 г меди и воду. Определите молекулярную формулу исходного спирта. 91 С n H 2n+2 O + CuO = С n H 2n O + Cu + H 2 O 1 моль 1 моль 1 моль 0,135 моль 0,135 моль 0,135 моль

С5 При окислении предельного одноатомного спирта оксидом меди (II) получили 9,73 г альдегида, 8,65 г меди и воду. Определите молекулярную формулу исходного спирта. 3) Устанавливаем молекулярную формулу исходного спирта из формулы альдегида: M(С n H 2n O) = 12n + 2n + 16 = 72 14n = 56 n = 4 C4H9OНC4H9OН 92 Ответ: молекулярная формула исходного спирта – C 4 H 9 OН.

40 Нахождение молекулярной формулы веществ (с 2015 г.) Решение задачи будет включать четыре последовательные операции: 1.нахождение количества вещества по химической реакции (продуктам горения); 2.определение молекулярной формулы вещества; 3.составление структурной формулы вещества, исходя из молекулярной формулы и качественной реакции; 4.составление уравнения качественной реакции.

40 При сжигании образца некоторого органического соединения массой 14,8 г получено 35,2 г углекислого газа и 18,0 г воды. Известно, что относительная плотность паров этого вещества по водороду равна 37. В ходе исследования химических свойств этого вещества установлено, что при взаимодействии этого вещества с оксидом меди (II) образуется кетон. На основании данных условия задания: 1) произведите необходимые вычисления; 2) установите молекулярную формулу исходного органического вещества; 3) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле; 4) напишите уравнение реакции этого вещества с оксидом меди (II).

40 1)а)С CO 2 n(CO 2 ) = m / M = 35,2 г / 44 г/моль = 0,80 моль n(CO 2 ) = n(C) = 0,8 моль б)2Н H 2 O n(H 2 O) = 18,0 г / 18 г/моль = 1,0 моль n(Н) = 2n(H 2 O) = 2,0 моль 0,80 моль 2,0 моль 1,0 моль Дано: m(С х H y O z ) = 14,8 г С х H y O z – ? M(CO 2 ) = 44 г/моль M(H 2 O) = 18 г/моль Решение: m(CO 2 ) = 35,2 г m(H 2 O) = 18 г D H 2 = 37

40 в)m(C) + m(H) = 0,8·12 + 2,0·1 = 11,6 г (кислород имеется) m(О) = 14,8 г – 11,6 г = 3,2 г n(O) = 3,2 / 16 = 0,20 моль 2) Определяем молекулярную формулу вещества: M ист (С х H у O z ) = D H 2 ·M H 2 = 37 · 2 = 74 г/моль х : y : z = 0,80 : 2,0 : 0,20 = 4 : 10 : 1 Вычисленная брутто-формула – С 4 H 10 O M выч (С 4 H 10 O) = 74 г/моль Истинная формула исходного вещества – С 4 H 10 O

3) Составляем структурную формулу вещества исходя из истинной формулы и качественной реакции: 4) Записываем уравнение реакции вещества с оксидом меди (II): 40

ЕГЭ по химии 2015 г. 3. Рекомендации составителей КИМов по подготовке к ЕГЭ 2015 г.

Выводы Показатель Задания* Средний показатель АВС Средний первичный балл 18,04 (21,61; 18,12; 18,6) 8,83 (12,18; 8,65; 8,72) 4,60 (8,24; 4,22; 4,07) 31,46 (42,03; 30,98; 31,41) Процент выполнения 64,43 (77,16; 64,71; 62,1) 49,06 (67,64; 48,1; 48,4) 24,21 (45,77; 22,2; 22,6) 53,10 (66,33; 52,68; 51,86) Данные по РФ, % - (-; 71,4; –) - (-; 59,5; –) - (-; 39,7; –) - (67,82; 57,8; 58,0) Примечание: *В скобках приведены результаты трех прошлых лет

Рекомендации Подтверждается необходимость усиления внимания к организации целенаправленной работы по подготовке к единому государственному экзамену по химии, которая предполагает планомерное повторение изученного материала и тренировку в выполнении заданий различного типа. Результатом работы по повторению должно стать приведение в систему знаний следующих понятий: вещество, химический элемент, атом, ион, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, электролитическая диссоциация, кислотно-оснόвные свойства вещества, окислительно-восстановительные свойства, процессы окисления и восстановления, гидролиз, электролиз, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия.

Рекомендации При этом важно помнить, что усвоение любого понятия заключается в умении выделять его характерные признаки, выявлять его взаимосвязи с другими понятиями, а также в умении использовать это понятие для объяснения фактов и явлений. Повторение и обобщение материала целесообразно выстроить по основным разделам курса химии: Теоретические основы химии Неорганическая химия Органическая химия Методы познания веществ и химических реакций. Химия и жизнь.

Рекомендации Усвоение содержания каждого раздела предполагает овладение определенными теоретическими сведениями, включающими законы, правила и понятия, а также, что особенно важно, понимание их взаимосвязи и границ применения. Вместе с тем овладение понятийным аппаратом курса химии – это необходимое, но недостаточное условие успешного выполнения заданий экзаменационной работы. Большинство заданий вариантов КИМ единого государственного экзамена по химии направлены, главным образом, на проверку умения применять теоретические знания в конкретных ситуациях.

Рекомендации Экзаменуемые должны продемонстрировать умения характеризовать свойства вещества на основе их состава и строения, определять возможность протекания реакций между веществами, прогнозировать возможные продукты реакции с учетом условий ее протекания. Также для выполнения ряда заданий понадобятся знания о признаках изученных реакций, правилах обращения с лабораторным оборудованием и веществами, способах получения веществ в лаборатории и в промышленности.

Рекомендации Систематизация и обобщение изученного материала в процессе его повторения должны быть направлены на развитие умений выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи между отдельными элементами содержания, в особенности взаимосвязи состава, строения и свойств веществ. Есть еще немало вопросов, ознакомиться с которыми заблаговременно должен каждый учащийся, который выбирает данный экзамен. Это информация о самом экзамене, об особенностях его проведения, о том, как можно проверить свою готовность к нему и как следует организовать себя при выполнении экзаменационной работы. Все эти вопросы должны стать предметом самого тщательного обсуждения с учащимися.

Рекомендации На сайте ФИПИ ( размещены следующие нормативные, аналитические, учебно- методические и информационные материалы: документы, определяющие разработку КИМ ЕГЭ по химии 2015 г. (кодификатор, спецификация, демовесрия появляются к 1 сентября); учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом; методические письма прошлых лет; обучающая компьютерная программа «Эксперт ЕГЭ»; тренировочные задания из открытого сегмента федерального банка тестовых материалов.

Спасибо за внимание! До следующей встречи!