ОРВ: правила для власти, возможности для бизнеса 16 декабря 2014 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОРВ: правила для власти, возможности для бизнеса 16 декабря 2014 года.
Advertisements

М.А.Чулкова Первый заместитель начальника управления экономики администрации области О реализации Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов.
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 24 января 2013 г. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 24 января 2013 г.
О внедрении оценки регулирующего воздействия муниципальных нормативных правовых актов в администрации Кондинского района ноябрь, 2015 год.
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики «Об организационных мероприятиях по внедрению оценки регулирующего воздействия» 28 ноября 2012 г.
«Итоги работы по внедрению оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов в Камчатском крае за I квартал 2014 года»
1 ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Т.П. Карнюшина.
Проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизма взаимодействия.
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН О перспективах внедрения института оценки регулирующего воздействия в Республике Башкортостан.
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
1 1 Министерство экономического развития Российской Федерации Роль оценки регулирующего воздействия (ОРВ) в процессе подготовки технических регламентов.
О внесении изменений в республиканскую целевую программу «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных.
Основные подходы к разработке проекта Закона Томской области «О стратегическом планировании в Томской области» Антонов Андрей Александрович - заместитель.
Внедрение процедуры ОРВ в регионах России Внедрение процедуры ОРВ в регионах России.
Подготовка заключений об оценке регулирующего воздействия.
Материалы к семинару для органов местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области Биробиджан
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела нормативно-методической.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ НПА ПО ВОПРОСУ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ. НПА ПО РЕШЕНИЮ ВОПРОСА МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ НПА по ВМЗ – это принятый представительным органом местного.
Прогнозирование социально- экономических и социально- политических последствий правотворческих решений. Оценка регулирующего воздействия законопроектов.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в сфере образования и науки Москва, 2013 г.
Транксрипт:

ОРВ: правила для власти, возможности для бизнеса 16 декабря 2014 года

* Источник: по данным справочно-правовых систем Количество принимаемых актов с 2003 г. выросло в 2,7 раза* Более НПА принято в субъектах Российской Федерации Более различных нормативных документов (ГОСТ, ОСТ, ПБ, ППБ, СНиП, СП, предписания, инструкции, письма, классификаторы и др.) Более НПА принято в субъектах Российской Федерации Более различных нормативных документов (ГОСТ, ОСТ, ПБ, ППБ, СНиП, СП, предписания, инструкции, письма, классификаторы и др.) Текущая ситуация 2

ОРВ (АРВ) Оценка (анализ) регулирующего воздействия АРВА Анализ регуляторного воздействия актов RIA Regulatory Impact Assessment GFA Gesetzesfolgenabschatzung ОРВ – набор определённых средств, методик, способов, процедур, которые позволяют определённому госоргану или служащему выработать адекватную политику и внедрить её (Wikipedia) ОРВ : Обсудить, Рассчитать, Выбрать ОРВ: определение 3

Австралия США Польша Великобритания Н. Зеландия Нидерланды Ирландия Чехия Япония Австрия Норвегия Венгрия Испания Мексика Франция Дания Канада Финляндия Италия Германия Турция Киргизия Узбекистан Казахстан Словакия Россия Ю. Корея Швеция Швейцария Греция Бельгия Португалия Украина ОРВ в странах ОЭСР и странах СНГ 4

Оценка регулирующего воздействия - это комплексный анализ ОРВ АРВА RIA GFA … с точки зрения важности решаемых задач, выгод, издержек и рисков всех адресатов норм, … с обязательным изучением возможных альтернатив, … с учетом мнения заинтересованных сторон относительно вводимого регулирования С ЦЕЛЬЮ ОРВ: что это? 5

Сферы проведения ОРВ: Государственный контроль (надзор), обязательные требования Налоговое администрирование и таможенное дело Установление и применение обязательных требований Безопасность процессов производства Техническое регулирование, оценка соответствия Борьба с адмбарьерами, неэффективным законодательством и поиск лучших решений 6 Сферы проведения и цели ОРВ

Взвесить все плюсы и минусы нового регулирования Подсчитать возможные издержки и соотнести эффекты Суть ОРВ 7

Основные этапы ОРВ 8

правовая экспертиза ведомственное согласование антикоррупционная экспертиза ОРВ ОРВ – процедура принятия решений 9

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ) ПРИКАЗ 9 ноября 2011 г. Москва 634 Об утверждении Порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления 7 мая 2012 г. Москва 601 МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ) ПРИКАЗ 27 мая 2013 г. Москва 290 Об утверждении формы сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия, формы заключения об оценке регулирующего воздействия, методики оценки регулирующего воздействия Ключевые НПА в сфере ОРВ 10

11 >22000 мнений и замечаний > 2700 заключений об ОРВ 600 млрд. руб.- 3,1 трлн. руб.* Затраты бизнеса, которые удалось избежать *оценка по наиболее значимым проектам актов Эффективность ОРВ

Характерный пример - наличие должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего аттестацию - наличие помещений и оборудования, позволяющих осуществлять стоянку, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств 7 млн. хозяйствующих субъектов от 53,6 млрд. руб. до 3,93 трлн. руб. Установление для всех без исключений ЮЛ и ИП, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, таких же требований как к профессиональным перевозчикам Законопроект «О внесении изменений в статью 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения»

ОРВ на REGULATION.GOV.RU 13 Возможность публичного обсуждения и ОРВ на едином портале Широкий круг участников, учет мнений экспертов Общественная поддержка

Наши эксперты 14

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. 176 внедрение процедуры ОРВ проектов и экспертизы действующих НПА Федеральный закон от 2 июля 2013 г. 176 внедрение процедуры ОРВ проектов и экспертизы действующих НПА Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. 601 законодательно закрепить процедуры ОРВ проектов и экспертизы действующих НПА Порядок проведения ОРВ и экспертизы утверждается в форме закона, НПА высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) Порядок проведения ОРВ и экспертизы утверждается в форме НПА представительного органа, решения совета органа местного самоуправления, устава муниципального образования Порядок проведения ОРВ и экспертизы утверждается в форме НПА представительного органа, решения совета органа местного самоуправления, устава муниципального образования с 1 января 2014 г. Федеральный закон от ФЗ Федеральный закон от ФЗ с 1 января 2015 г.* Задача поставлена 15

ОРВ на региональном уровнеОРВ на муниципальном уровне городских округов нормативно закрепили порядки проведения ОРВ и экспертизы* Субъекты Российской Федерации 61% * законодательно закреплено проведение ОРВ и экспертизы муниципальных НПА* 50% * на основе информации, поступившей из 70 городских округов, являющихся административными центрами ВСЕ РЕГИОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИСТУПИЛИ К РАБОТЕ С ОРВ ЧАСТЬ РЕГИОНОВ НАЧАЛА РАБОТУ С ОРВ НА МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ НПА ОРВ в регионах и муниципалитетах 16

Постановление Правительства Иркутской области от 23 декабря 2013 года 610-пп 1) Положение о порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Иркутской области, затрагивающих предпринимательскую и инвестиционную деятельность 2) Положение о порядке проведения экспертизы нормативных правовых актов Иркутской области, затрагивающих предпринимательскую и инвестиционную деятельность 3) Положение о порядке проведения публичных консультаций по проектам нормативных правовых актов Иркутской области и нормативным правовым актам Иркутской области Постановление Правительства Иркутской области от 23 декабря 2013 года 610-пп 1) Положение о порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Иркутской области, затрагивающих предпринимательскую и инвестиционную деятельность 2) Положение о порядке проведения экспертизы нормативных правовых актов Иркутской области, затрагивающих предпринимательскую и инвестиционную деятельность 3) Положение о порядке проведения публичных консультаций по проектам нормативных правовых актов Иркутской области и нормативным правовым актам Иркутской области Закон Иркутской области от 6 июня 2014 года 56-ОЗ законодательное закрепление процедуры ОРВ проектов и экспертизы действующих НПА на региональном уровне Закон Иркутской области от 6 июня 2014 года 56-ОЗ законодательное закрепление процедуры ОРВ проектов и экспертизы действующих НПА на региональном уровне с 1 января 2014 г. ОРВ в Иркутской области 17 Закон Иркутской области от 11 июня 2014 года 71-ОЗ внедрение процедуры ОРВ проектов и экспертизы действующих НПА на муниципальном уровне Закон Иркутской области от 11 июня 2014 года 71-ОЗ внедрение процедуры ОРВ проектов и экспертизы действующих НПА на муниципальном уровне с 1 января 2015 г.

ОРВ в Иркутской области 18 ОРВ предварительная ОРВ углубленная ОРВ положительное заключение уполномоченного органа отрицательное заключение уполномоченного органа принятие проекта НПА экспертиза углубленной ОРВ По состоянию на 15 декабря 2014 года подготовлено 84 заключения по итогам рассмотрения результатов предварительной и углубленной ОРВ по проектам НПА, затрагивающих предпринимательскую и инвестиционную деятельность, из них: количество положительных заключений об ОРВ – 63 (заключения по итогам предварительной и углубленной ОРВ); количество отрицательных заключений об ОРВ – 21 (14 – по итогам предварительной ОРВ, 7 – по итогам углубленной ОРВ). max = 35 рабочих дней факт = рабочих дней 7 рабочих дней max = 37 рабочих дней факт = рабочих дней 15 рабочих дней

Экспертиза в Иркутской области 19 экспертиза действующих НПА формирование плана проведения экспертизы запрос мнения о необходимости проведения экспертизы утверждение плана 1 рабочий день размещение плана на сайте 10 рабочих дней направление в предпринимательское сообщество запрос материалов, необходимых для проведения экспертизы прием замечаний и предложений на проект заключения 1 рабочий день составление проекта заключения об экспертизе в день начала экспертизы направление в ИОГВ направление заключения обратившемуся лицу + в ИОГВ 15 рабочих дней 10 рабочих дней 1 рабочий день размещение заключения на сайте 1 рабочий день проведение публичных консультаций сбор мнений, замечаний и предложений составление отчета по итогам публичных консультаций 1 рабочий день размещение на сайте 3 рабочих дня не более 20 рабочих дней рассмотрение замечаний и предложений + доработка заключения 10 рабочих дней По состоянию на 15 декабря 2014 года в соответствии с утвержденными планами проведена экспертиза в отношении 9 действующих НПА, из них: 7 постановлений Правительства Иркутской области, 1 постановление Администрации Иркутской области, 1 приказ министерства сельского хозяйства Иркутской области.

Раздел ОРВ на сайте министерства экономического развития Иркутской области (размещение проектов НПА и действующих НПА, проведение публичных консультаций, размещение заключений) Раздел ОРВ на сайте министерства экономического развития Иркутской области (размещение проектов НПА и действующих НПА, проведение публичных консультаций, размещение заключений) Информационные ресурсы 20 Прямая линия Департамента ОРВ Минэкономразвития РФ: каждую среду, с до

Законопроект Иркутской области «О развитии малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» Цель: установить правовые основы развития государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Иркутской области Результат ОРВ: Выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской деятельности или способствуют их введению (ограничиваются права на доступ ИП и начинающих СМСП (действуют < 3 лет) к финансовой поддержке, превышение установленных федеральным законодательством полномочий, нарушение норм федерального и регионального законодательства). Выявлены положения, которые могут привести к возникновению необоснованных расходов консолидированного бюджета Иркутской области (в нарушение федерального законодательства расширены виды информационной и консультационной поддержки, которые повлекут ежегодные расходы бюджета min в 160 тыс. рублей). Проект закона содержит большое количество норм, которые носят декларативный характер, а также отсылочных норм, предусматривающих необходимость разработки и утверждения иных НПА, что снижает возможность практической реализации положений проекта закона. Пример ОРВ в Иркутской области 21

Все под контролем! Со стороны органов госвласти: Администрация Президента РФ Правительство РФ Минэкономразвития России Со стороны общественности: Агентство Стратегических Инициатив (АСИ) Общероссийский Народный Фронт (ОНФ) Предпринимательское, научное, экспертное сообщества Кто виноват? или Что делать? – каждый сам выбирает, какой вопрос решать… Мониторинг и оценка результатов 22

Ситуация 1. В ходе ПК предпринимательские объединения и экспертные организации не высказывают мнений (предложений, оценок) Ситуация 2. В ходе ПК поступают «бессодержательные» мнения предпринимательских объединений и экспертных организаций (без замечаний) Ситуация 3. Мнения, высказанные в ходе ПК отражают позицию узких групп бизнеса, как правило, только крупного бизнеса, а мнение позиция малого и среднего не представлено Ситуация 4. Отсутствует база экспертов и ключевых стейкхолдеров для взаимодействия в ходе проведения ПК Проблемы взаимодействия 23

Выявлять «целевую аудиторию» проекта НПА, подлежащего ОРВ, и использовать адресную рассылку непосредственно тем, чьи интересы данный НПА затрагивает Упрощать для предпринимательских объединений и экспертных организаций работу с проектом НПА: пояснительная записка к проекту НПА и опросный лист для представления мнений в ходе публичных консультаций позволяют с минимальными временными затратами сформировать и представить позицию Поддерживать обратную связь: фиксировать каждое поступающее мнение, аргументировать, по каким причинам мнение не учтено, активно информировать о результатах ОРВ (пресс-релизы о результатах ОРВ в СМИ) Пути решения 24

ОБЩЕСТВО контроль БИЗНЕС компетенция ГОСУДАРСТВО законодательство Трехстороннее сотрудничество: бизнеса, общества и государства - эффективная система взаимодействия и создание благоприятной предпринимательской среды Бизнес – спрос на улучшение регулирования в своей отрасли и участие в ОРВ; Государство – открытость и обоснованность Общество –контроль активности и добросовестности с обеих сторон ГОСУДАРСТВО: Федеральные, региональные и муниципальные органы власти БИЗНЕС: Деловые союзы и ассоциации (Опора России, ТПП, РСПП, Деловая Россия, КСИИ и др.) ОБЩЕСТВО: Общественные организации (ОНФ, Общественная палата РФ, АСИ и др.) ЭКСПЕРТЫ по ОРВ Как построить работу 25

Эксперты по ОРВ Научное сообщество Бизнес – сообщество региона Уполномоченный орган по ОРВ в регионе Федеральный орган власти Обращения, метод. поддержка, орг. вопросы Организация проведения ОРВ и экспертизы Желание работать! Эксперты аккумулируют всю необходимую информацию об ОРВ Возможность помогать! Эксперты держат руку «на пульсе» проблем бизнеса в регионе Готовность учиться! Эксперты принимают участие в проведении ОРВ и экспертизы Умение общаться! Эксперты содействуют налаживанию диалога между бизнесом и властью Обучение Как участвовать в ОРВ? Как улучшить отраслевое законодательство? Эксперты по ОРВ. Задача 26

Бак Марина Юрьевна заместитель начальника управления – начальник отдела по оценке эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области тел министерства экономического развития Иркутской области Заказчикова Мария Апполинарьевна начальник отдела оценки регулирующего воздействия и административной реформы тел министерства экономического развития Иркутской области Спасибо за внимание!