Лекция 10 КАДАСТРЫ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ. Кадастр (от греческого лист, реестр) – систематизированный свод сведений, составляемых (обновляемых) периодически.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основы земельных отношений в городах Выполнил: студент Камынин Д. Л.; ФЭУТ, IV – 2.
Advertisements

Разработано Киселёвой М. В Природный ресурс Не имеет заменителей Обладает плодородием Неперемещаема Основной фактор производства в сельском хозяйстве.
1 ТЕМА 14 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЗЕМЕЛЬНОЙ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ СПК ПС ОМС.
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ. Правовой режим земель населенных пунктов 1. Понятие и состав земель населенных пунктов. 2. Управление землями.
О внесении изменений в земельное законодательство.
Понятие, субъекты, функции и виды управления природопользованием Выполнила: Медникова Ольга Группа ОСМ
Городской баланс земельных ресурсов Выполнила: Студ ФЭУТ 4-1 Шлыкова А. А.
Участники земельно- имущественных отношений Статья 5 (ЗКРФ). Участники земельных отношений Участниками земельных отношений являются граждане, юридические.
Основные понятия землеустройства Выполнила студентка Группы ЗИО-31 Кокорева Екатерина.
Экологическое проектирование и экспертиза. Нормативно-правовые основы.
Кадастровый учет земельных участков. Законодательные основы * Федеральный закон «О государственном земельном кадастре» от 2 января 2000 г. 28-ФЗ ** Федеральный.
Лекция 12. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ.
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Государственной.
Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан Товарный знак Зарегистрирован в Государственном.
Москва Дисциплина: «Макроэкономическое стратегическое планирование» Доцент Павлова Е.Г.
Тема 13 Правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и земель иного специального назначения. Правовой режим земель промышленности,
В ВЕДЕНИЕ. П ОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА Слово «кадастр» произошло от латинского слова «capitastrum, означающего «опись податных.
Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (1 урок по теме) 9 класс Учитель – Иляхин А.А.
ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ СТРОЕВА МАРИЯ, МАЛКОВА ПОЛИНА.
Государственный земельный кадастр города Москвы. Выполнил студ. ФЭУТ 4-1 Грдличко М.А.
Транксрипт:

Лекция 10 КАДАСТРЫ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

Кадастр (от греческого лист, реестр) – систематизированный свод сведений, составляемых (обновляемых) периодически или непрерывными наблюдениями над объектом в части его качественных, количественных и стоимостных характеристик Государственный кадастр природных ресурсов (ГКПР) – свод сведений (экономических, экологических, организационных и технических показателей) о составе и категориях пользователей, качественном и количественном состоянии этих ресурсов, их экономической и экологической оценке Цель ведения ГКПР – организация учета качественных и количественных характеристик ПР, а также их социально-экономическая оценка в пределах административных образований

Работа по унификации и систематизации статистических оценок важнейших видов ПР (XX век) : балансовые расчеты, отражающие динамику ресурсопользования и воспроизводства ПР Актив Пассив прирост за определенный период (год, 5 лет и т.д.) данного вида ПР (полезных ископаемых, леса, водообеспеченности, биологических ресурсов) изъятие тех же видов ресурсов, включая естественные процессы Исходная информация: Формы государственной статистической отчетности, официально утвержденные Госкомстатом (около 90 различных форм)

Иерархическая структура комплексных кадастров ПР

Государственные кадастры природных ресурсов в РФ: государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых, государственный учет и государственный реестр работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей; государственный земельный кадастр; государственный водный кадастр (государственный водный реестр); государственный кадастр отходов и государственный реестр объектов их размещения; государственный лесной кадастр (государственный лесной реестр); государственный кадастр особо охраняемых природных территорий.

Единая информационно-аналитическая система природопользования и охраны окружающей среды – ЕИСП – Единая информационно-аналитическая система природопользования и охраны окружающей среды – ЕИСП – (создается МПР РФ) Цель создания ЕИСП – Цель создания ЕИСП – учет, анализ и управление информационными ресурсами и информационными потоками в сфере природопользования и охраны ОС. Для создания ЕИСП разрабатывается и строится вертикально- интегрированная информационная инфраструктура МПР России: Территориальные фонды информации по федеральным округам и субъектам РФ Инфотеки по Государственным службам МПР России Российский фонд информации Ситуационный центр МПР России

Основные задачи территориальных фондов информации по ПР и ООС МПР России по федеральным округам (согласно Приказу МПР 95 от г.): обеспечение сбора, систематизация и хранение информации о недрах, водных, лесных и иных ПР, о состоянии и охране ОС; методическое обеспечение деятельности организаций, осуществляющих информационную деятельность в сфере природопользования и охраны ОС; создание банков данных природно-ресурсной информации; обеспечение информационной поддержки деятельности территориальных органов МПР России в федеральном округе и субъекте РФ; обеспечение полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, органов государственной власти субъектов РФ, территориальных органов МПР России, органов местного самоуправления, организаций и граждан информацией в области природопользования и охраны ОС; обеспечение создания и функционирования ЕИСП на территории федеральных округов РФ; обеспечение взаимодействия с информационными, аналитическими центрами полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, органов государственной власти субъектов РФ, федеральных органов власти и другими организациями; представление в Российский фонд информации МПР России и фонды информации государственных служб МПР России информационно- аналитических материалов о состоянии недр, водных, лесных и иных ПР, охране ОС и экологической безопасности

Государственный земельный кадастр Государственный земельный кадастр (ГЗК) – система необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, землевладельцам и землепользователям и арендаторам, категориям земель, качественной характеристики и народно-хозяйственной ценности, подлежащих обязательному применению при планировании использования земель, при их изъятии и предоставлении, при определении платежей за землю, проведении землеустройства, оценке хозяйственной деятельности и осуществлении других мероприятий, связанных с использованием и охраной земель (Земельный кодекс РФ, ст. 110, 55 ) Цель создания и ведения государственного земельного кадастра – информационное обеспечение: государственного и муниципального управления земельными ресурсами; государственного контроля за использованием и охраной земель; мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель; государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; землеустройства; экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе ПР; установления обоснованной платы за землю; иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.

Государственный земельный кадастр Информационная основа земельного кадастра – сведения: о природном положении земель, включая качественные и количественные показатели земель и их изменение; о хозяйственном положении земель с бонитировкой почв; экономическая оценка земель с характеристикой технологических возможностей угодий; правовое положение земель с указанием их количества, данных о регистрации землепользователей и правовой режим. Принципы ведения земельного кадастра: законодательную основу РФ; основное назначение – система информационного обеспечения регулирования земельных отношений в условиях рыночной экономики; переход на ведение кадастра с использованием новейших технических средств и информационных технологий Объекты кадастрового учета – земельные участки и территориальные зоны. Ведение ГЗК – непрерывно связанная последовательность процедур сбора, обработки, учета, хранения и представления сведений на основе единой методики на всей территории РФ. Функции по ведению ГЗК возложены на Федеральный кадастровый центр (ФКЦ «Земля») Роскомзема.

Государственный земельный кадастр В РФ ведутся и разрабатываются кадастры земель (по видам их разрешенного использования): земель поселений: –для размещения домов жилой застройки; гаражей и автостоянок; гостиниц, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и соц. обеспечения, физкультуры и спорта, культуры, искусства, религии; объектов рекреационного и лечебно- оздоровительного назначения; производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок; электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов; а также участки, находящиеся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений. –для размещения портов, водных, ж/д и автодорожных вокзалов, аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, а также участки, занятые водными объектами, находящимися в обороте; –участки для разработки полезных ископаемых, размещения ж/д путей, авто дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов. –участки, занятые особо охраняемыми территориями и объектами, в том числе городскими лесами, скверами, парками, городскими садами. –участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования. –участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством РФ; земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережные. лесных земель сельскохозяйственных угодий, земель водного фонда, особо охраняемых природных территорий

Государственный земельный кадастр Инвентаризация земель проводится для уточнения или установления местоположения объектов землеустройства, их границ (без закрепления на местности), выявления неиспользуемых, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, других характеристик земель. Карты (планы) объектов землеустройства составляются при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства с использованием сведений: государственного земельного кадастра, государственного земельного кадастра, имеющегося картографического материала, материалов дистанционного зондирования, данных измерений, полученных при съемке объекта землеустройства на местности или при его межевании. Карта (план) объекта землеустройства используется при нанесении его границ на соответствующую дежурную кадастровую карту (план). Тематические карты и атласы состояния и использования земель составляются для отображения в них характеристик состояния и использования земель, данных зонирования и природно-сельскохозяйственного районирования земель, определения мероприятий по организации рационального использования земель и их охраны.

Государственный лесной кадастр и Государственный лесной реестр Государственный лесной кадастр (ГЛК) –систематизированный свод документированных сведений об экологических, экономических и иных количественных и качественных характеристиках лесного фонда РФ. ГЛК - одна из подсистем лесного мониторинга и составной часть Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ) Данные ГЛК используются при государственном управлении лесным хозяйством, организации его ведения, переводе лесных земель в нелесные земли в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятии земель лесного фонда, определении размеров платежей за пользование лесным фондом, оценке хозяйственной деятельности лесопользователей и лиц, осуществляющих ведение лесного хозяйства Ведение ГЛК осуществляют федеральный орган управления лесным хозяйством и его территориальные органы (Федеральное агентство по лесопользованию МПР России)

Государственный лесной кадастр и Государственный лесной реестр С 2007 г. Правительством РФ в соответствии со статьей 91 Лесного кодекса (постановление от 24 мая N318) утверждено положение о ведении ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛЕСНОГО РЕЕСТРА. В реестр включаются данные государственного учета лесного фонда по состоянию на 1 января 2007 г., ведение которого осуществлялось в соответствии с Постановлением Правительства РФ от г. 611 «О ведении государственного учета лесного фонда». Государственный лесной реестр – систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, а также о лесничествах и лесопарках. Реестр ведется органами государственной власти субъектов РФ по лесам, расположенным в границах территорий этих субъектов РФ.

Государственный лесной кадастр и государственный лесной реестр СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛЕСНОГО РЕЕСТРА: Раздел "Леса и лесные ресурсы" содержит информацию: –о составе земель лесного фонда и составе земель иных категорий, на которых расположены леса; –о лесничествах, лесопарках, об их лесных кварталах и о лесотаксационных выделах; –о защитных лесах, об их категориях, эксплуатационных лесах и о резервных лесах; –об особо защитных участках лесов и о зонах с особыми условиями использования территорий; –о лесных участках; о количественных, качественных и экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов. Раздел «Использование лесов» включает данные: –о видах разрешенного использования лесов в соответствии с лесным планом субъекта РФ и лесохозяйственными регламентами и видах фактического использования лесов; –о предоставлении лесов гражданам и юридическим лицам (о правах пользования, видах, сроках разрешенного и фактического использования лесов, о наличии проектов освоения лесов и об их государственной экспертизе и другие сведения). Раздел «Охрана, защита и воспроизводство лесов» содержит информацию: –о предусмотренных лесным планом субъекта РФ, лесохозяйственными регламентами и выполненных мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов; –о мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, подлежащих выполнению в установленном порядке лицами, использующими леса, и об их выполнении; –о мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, выполняемых на основании государственных или муниципальных контрактов на выполнение государственного либо муниципального заказа.

Государственный водный кадастр и Государственный водный реестр Государственный водный кадастр (ГВК) – свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях (ст. 79 Водного кодекса РФ) Информационная основа ГВК – результаты многолетних наблюдений за режимом поверхностных (данные Роскомгидромета и служб водного хозяйства) и подземных (данные Минприроды) вод, позволяющие оценить количество и качество водных ресурсов как в пределах естественных природных образований (речных бассейнов, артезианских бассейнов, кристаллических массивов и др.), так и в рамках административных и экономических единиц. Цель ведения ГВК – систематизация данных по состоянию ресурсов, на основе которых принимаются управленческие решения в области водопользования и охраны водных ресурсов. Ведение ГВК осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов Минприроды. Руководство ведется через подведомственные органы – бассейновый водохозяйственный управления, созданные в бассейнах крупных рек России, территориальные комитеты по водному хозяйству, а также единые территориальные комитеты природных ресурсов, образованные в каждом субъекте федерации

Государственный водный кадастр и Государственный водный реестр С 2007 г. Правительством РФ (Постановление от г. N 253 «О порядке ведения государственного водного реестра») установлен новый порядок ведения ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОДНОГО РЕЕСТРА. Реестр включает данные государственного водного кадастра РФ по состоянию на 1 января 2007 г., ведение которого осуществлялось в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 ноября 1996 г Государственный водный реестр – систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об использовании водных объектов, о речных бассейнах и бассейновых округах.

Государственный водный кадастр и Государственный водный реестр В реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования. Ведение реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов. Цель создания и ведения Государственного водного реестра – информационное обеспечение комплексного использования водных объектов, целевое использование водных объектов и их охрана, а также обоснование планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

Государственный водный реестр Структура государственного водного реестра Раздел «Водные объекты и водные ресурсы» включает сведения: а) о бассейновых округах; б) о речных бассейнах; в) о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, в том числе об особенностях режима водных объектов, их физико- географических, морфометрических и других особенностях. Раздел «Водопользование» реестра содержит сведения: а) о водохозяйственных участках; б) о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, а также других зонах с особыми условиями их использования; в) об использовании водных объектов, в том числе о водопотреблении и водоотведении; г) о договорах водопользования, в том числе об их государственной регистрации, переходе прав и обязанностей по договорам водопользования, а также о прекращении указанных договоров; д) о решениях о предоставлении водных объектов в пользование, в том числе об их государственной регистрации; е) об иных документах, на основании которых возникает право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами. Раздел «Инфраструктура на водных объектах» включает сведения: а) о водохозяйственных системах; б) о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых РФ (ГКМ) – свод кратких унифицированных описаний (паспортов) месторождений полезных ископаемых (МПИ) и проявлений ископаемых, а также сведения о недропользователях. Цель ведения ГКМ - обеспечение разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых (МПИ), рационального размещения предприятий по их добыче, а также другие хозяйственные цели [ФЗ «О недрах» (ст. 30, 32)]. ГКМ содержит сведения по каждому МПИ, характеризующие количество и качество запасов основных и совместно с ними залегающих компонентов, содержание полезных элементов, информацию о горнотехнических особенностях разработки месторождений, геолого- экономическую оценку, экологические и социальные условия разработки месторождения. Начало работ по формированию ГКМ относится к 1974 г. По материалам, хранящимся в Росгеолфонде, насчитывается около 50 тыс. ед. твердых полезных ископаемых и месторождений углеводородов, а также более 3 тыс. месторождений подземных вод.

Кадастр особо охраняемых природных территорий Кадастр особо охраняемых природных территорий (КООПТ) создается в соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 16) и «Об особо охраняемых природных территориях» (ст. 4), а также Постановлением Правительства РФ от Кадастр должен содержать регулярно обновляемые сведения об ООПТ федерального, регионального и местного значения. К этой же категории территорий относятся зоны санитарно-курортных территорий, зоны отдыха, для которых жестко регулируются многие виды эксплуатации ПРП. В КООПТ (или специальный кадастр при существующем регистре лечебно-оздоровительных местностей) целесообразно включение зон санитарной охраны городов (ЗСО), санитарных зон предприятий (СЗЗ), водозаборов, водоохранных зон и защитных полос водных объектов и др.

Государственные кадастры объектов растительного и животного мира Статьей 14 ФЗ «О животном мире» и постановлением Правительства РФ от был утвержден Порядок ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга животного мира» (ГКЖМ). ГКЖМ содержит совокупность сведений: – о географическом распространении объектов животного мира и их численности, –характеристику среды обитания, –информацию об их хозяйственном использовании и другие необходимые данные. Государственный учет и прогнозирование состояния животного мира осуществляют специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. ГКЖМ предписывает управлению охоты и охотничьего хозяйства Минсельхоза проводить количественный и качественный учет объектов животного мира. Объекты учета: учету (контролю видового состава и численности) подлежат объектов животного мира, постоянно или временно обитающих на территории РФ, а также в пределах континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ.

Государственные кадастры объектов растительного и животного мира Государственный учет объектов животного мира Министерство, ведомство Объекты учета Министерство природных ресурсов Межотраслевая координацию по вопросам ведения учета и кадастра Минсельхоз Объекты животного мира, отнесенные к объектам охоты, а также объекты животного мира, принадлежащие к видам, занесенным в специальные перечни вредителей домашних животных и вредителей растений (кроме вредителей леса) Росрыболовство (Миниссельхоз) Объекты животного мира, принадлежащие к объектам рыболовства Министерство природных ресурсов Объекты животного мира, не отнесенные к объектам охоты и рыболовства, а также объекты животного мира, принадлежащие к видам, занесенным в Красную книгу РФ и Красные книги субъектов РФ Министерство природных ресурсов РФ Объекты животного мира, принадлежащие к видам, занесенным в специальный перечень вредителей леса Министерство здравоохранения и социального развития РФ Объекты животного мира, принадлежащие к видам, занесенным в специальный перечень (групп, видов) животных, представляющих опасность для здоровья человека

Государственные кадастры объектов растительного и животного мира Красная книга Своеобразный кадастр по учету исчезающих видов животных и растений – Красная книга, которая была издана в 1983 г. (животные), а затем в 1988 (растения). Издано около 50 Красных книг по субъектам РФ; половина из них имеет официальный статус, а остальные представляют собой научные издания.

Комплексные территориальные кадастры природных ресурсов (КТКПР) КТКПР - государственный свод данных о ПР и природных объектах, необходимых для социально-экономической оценки ПРП и обеспечения устойчивого развития административно- территориальных образований. КТКПР - часть территориальной информационной системы. Комплексность представленной информации достигается за счет использования расчетных интегральных показателей, итеративных экспертных оценок на основе анализа данных по учету и использованию отдельных ПР, а также мониторинга ОС и государственной статистики..

Территориальные кадастры городов и населенных пунктов Помимо ведомственных ресурсных кадастров существуют также территориальные кадастры городов и населенных пунктов, в которых фиксируются данные по объектам социальной и производственной инфраструктуры, юридические и архитектурные аспекты недвижимости Городские кадастры – инструмент для решения задач по размещению производственных и других объектов в пределах населенных пунктов, по определению ставок налога на недвижимость, арендной платы за городские земли и т. п. Городские кадастры позволяют решать задачи планирования использования территории субъектов Федерации в целом с учетом влияния городского хозяйства на прилегающие сельские территориии, экологической обстановки на региональном уровне, межрайонных и межрегиональных связей.

Комплексные территориальные кадастры природных ресурсов (КТКПР) КТКПР формируются в административных границах субъектов Федерации и их административно-территориальных образований на основе информации отраслевых (земельного, лесного, водного и других) кадастров ПР, реестров собственности на недвижимое имущество, а также других данных по учету и инвентаризации природных ресурсов и по оценке состояния ОС, включая данные по экологическому мониторингу, в рамках ЕГСЭМ. Отраслевые кадастры природных ресурсов (земельный, водный, лесной…) Городские кадастры природных ресурсов КТКПР

Комплексные территориальные кадастры природных ресурсов (КТКПР) Цель КТКПР – обеспечение государственных и муниципальных органов власти, инвесторов и природопользователей информацией необходимой для: разработки стратегии устойчивого социально-экономического развития территорий; гармонизации природно-ресурсных отношений между городскими и окружающими их сельскими территориями; выравнивания уровня социально-экономического развития районов в пределах территории субъекта Федерации; поиска стратегических направлений для государственных и частных инвестиций на территорию субъекта Федерации, гарантирующих неистощительное использование его ПРП. Данные КТКПР подлежат обязательному применению при установлении и изменении режимов использования территорий, при лицензировании природопользования и проведении экологической экспертизы намечаемой хозяйственной деятельности, а также при формировании налоговой политики в сфере природопользования и охраны ОС

Комплексные территориальные кадастры природных ресурсов (КТКПР) Сведения КТКПР – информационная основа для принятия решений в области: проведения эколого-ресурсных регламентаций использования территорий для установления экологически обоснованных видов режимов ее использования, лимитирования и лицензирования природопользования; организации размещения производительных сил; реализации инвестиционных целевых программ развития отдельных территорий; изменения структуры и базы налогообложения в регионе по налогам, связанным с природопользованием; оценки экологического ущерба от хозяйственной деятельности; ресурсосбережения, рационального природопользования и охраны ОС; обеспечения санитарной и экологической безопасности территорий; разграничения компетенции по распоряжению природными объектами между РФ, ее субъектами и муниципальными органами управления; приватизации природных объектов.

Комплексные территориальные кадастры природных ресурсов (КТКПР) Источники информации КТКПР: учтенные материалы, получаемые органами государственного управления, предприятиями и организациями вне зависимости от форм собственности: по формам статистической (государственной и ведомственной) отчета по запасам и состоянию ПР; инструментальным путем – с помощью специальных технических средств (аэрокосмических, геодезических и т. п. методов), натурных исследований; плановыми инвентаризационными мероприятиями и мониторинговыми обследованиями состояния ОС; специальными (внеплановыми) обследованиями, связанными с проектной и предпроектной деятельностью, экспертизами, инспекциями.

Комплексные территориальные кадастры природных ресурсов (КТКПР) Структура и содержание КТКПР КТКПР содержит предоставляемые или удостоверенные специально уполномоченными государственными органами РФ в области охраны ОС сведения: о местоположении, количестве и качестве ПР, о местоположении, количестве и качестве ПР, их первичной (базовой) социально-экономической оценке во взаимоувязке с экологической ситуацией на территории субъекта Федерации и составляющих его административно-территориальных образований, о правовом статусе природных объектов (распределение по субъектам владения и пользования).

Комплексные территориальные кадастры природных ресурсов: структура и содержание КТКПР Первичный учет ПР ведется по объектам и классификационным единицам, принятым для каждого вида ПР. С повышением уровня учета классификационные единицы учета укрупняются в соответствии с задачами по территориальному управлению природопользованием и охраной ОС. Первый этап создания КТКПР: разделение совокупности кадастровых показателей на группы:

Форма представления информации КТКПР картографические материалы, таблицы описания на электронных и бумажных носителях Информация должна быть унифицирована по масштабам карт, стандартам по сбору данных, родам классификации, требованиям режимов использования и методикам социально-экономической оценки.

Объекты учета в КТКПР Количественному и качественному учету и оценке в КТКПР подлежат: ресурсы недр – полезные ископаемые минерального и органического происхождения; почвенные ресурсы; поверхностные и подземные водные ресурсы и водные объекты; ресурсы растительного и животного мира, в том числе: лесные (древесные и недревесные) ресурсы; охотохозяйственные ресурсы и охотничьи угодья; промысловые ресурсы внутренних водоемов, морей и шельфа; используемые виды дикорастущих растений и грибов; редкие и исчезающие виды биоты, охраняемые биологические объекты; природные объекты рекреационного и социально-культурного назначения; особо охраняемые природные территории (заповедники, заказники, национальные парки и памятники природы); вторичные ресурсы и места захоронения отходов производства и потребления; климатические ресурсы территорий, включая места проявлений особо опасных природных явлений.

Классификационные признаки при учете ресурсов в КТКПР ПР классифицируются по функциональному признаку. Для этого показатели первичного учета группируются, исходя из функций ПРП, типичных для каждой территории: сырьевые ресурсы (изымаемые и потребляемые в качестве сырья для материального производства и конечных продуктов потребления человеком); энергетические ресурсы (потребляемые с изъятием и без изъятия для выработки тепловой и электроэнергии); почвенные ресурсы (частично изымаемые и потребляемые как основное средство производства в сельском и лесном хозяйстве); инженерно-геологические ресурсы (потребляемые как отдельные свойства литосферы при строительстве и размещении объектов инфраструктуры); средоформирующие (или экологические) – используемые в качестве стабилизирующих и поддерживающих факторов природной среды, обеспечивающих устойчивый уровень экологического потенциала данной территории; культурно-эстетические (потребляемые в качестве информационных свойств сочетаний различных природных явлений и объектов).

Классификационные признаки при учете ресурсов в КТКПР ПР классифицируются по функциональному признаку. Для этого показатели первичного учета группируются, исходя из функций ПРП, типичных для каждой территории: сырьевые ресурсы (изымаемые и потребляемые в качестве сырья для материального производства и конечных продуктов потребления человеком); энергетические ресурсы (потребляемые с изъятием и без изъятия для выработки тепловой и электроэнергии); почвенные ресурсы (частично изымаемые и потребляемые как основное средство производства в сельском и лесном хозяйстве); инженерно-геологические ресурсы (потребляемые как отдельные свойства литосферы при строительстве и размещении объектов инфраструктуры); средоформирующие (или экологические) – используемые в качестве стабилизирующих и поддерживающих факторов природной среды, обеспечивающих устойчивый уровень экологического потенциала данной территории; культурно-эстетические (потребляются в качестве информационных свойств сочетаний различных природных явлений и объектов). возможность организовать информацию КТКПР для зонирования территорий по эколого-ресурсным регламентациям

Блоки информации в КТКПР Сведения о правовом статусе природных объектов: Экологическая информация в составе КТКПР Социально-экономическая оценка ПР Сводный блок информации

Блоки информации в КТКПР Сведения о правовом статусе природных объектов: –данные о субъектах распоряжения, владения и пользования природными объектами, –о границах природных объектов, их функциональном назначении и режимах использования.

Блоки информации в КТКПР Экологическая информация в составе КТКПР: –территориальные экологические ограничения и регламентация режимов природопользования, установленные по данным мониторинга ОС; – по загрязняющим веществам (источники выбросов, сбросов и образования отходов) и их распространению в средах, –по миграционным балансам загрязняющих веществ в активных зонах природных ландшафтов, –о состоянии природных экосистем (продуктивность, разнообразие и т.д,), –санитарно-эпидемиологические оценки территории.

Блоки информации в КТКПР Социально-экономическая оценка ПР: система относительных и абсолютных показателей, отражающих факторы спроса и предложе- ния, процессы инфляции, источники и перераспределение финансовых потоков, с учетом отношений собственности на ПР, а также необходимости резервирования средств на компенсационные и природоохранные мероприятия.

Блоки информации в КТКПР Сводный блок информации: интегральные показатели на основе сравнительного анализа оценок ПР (объектов) и сложившихся способов их использования, прогнозов в экологической обстановки и социального развития, позволяющие определить оптимальные варианты хозяйственного использования территории с учетом экологической безопасности проживающего населения.