Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.crno.ru
2 Закон «О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге: уроки взаимодействия НКО и представителей власти - Анна Скворцова, исполнительный директор ЦРНО 22 апреля 2011 г.
3 Центр РНО Центр развития некоммерческих организаций - – некоммерческая негосударственная организация, которая с 1994 года работает на развитие гражданского общества В своей работе мы выделяем два направления: Ресурсный центр для НКО: - информационно-аналитическая работа - консультационно-обучающие и - партнерские проекты и мероприятия Эффективная благотворительность и корпоративная социальная ответственность (КСО): - продвижение идей частной благотворительности - разработка, реализация и оценка благотворительной деятельности бизнеса - администрирование грантовых программ
4 РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НКО Регулярная деятельность Центра - проведение обучающих мероприятий и индивидуальных консультаций для: - представителей НКО - представителей инициативных групп - фандрайзеров - PR-специалистов - социальных работников Проведение стажировок, Организация и проведение профильных тематических конференций Издание учебных пособий Подготовка тренеров Работа со студентами Тренинги и семинары: Фандрайзинг (привлечение ресурсов) Управление и оргразвитие Проектный менеджмент Коммерческая деятельность НКО PR и внешние связи Право, налогообложение и бухучет в НКО Развитие личных навыков Обучение тренеров
5 Мероприятия направленные на партнерство Форум «Социальный Петербург: новые решения» Ярмарка «Петербуржцы Петербургу» Проекты сетевого сотрудничества между НКО в сфере здорового образа жизни, инициативных групп граждан и правозащитных НКО и др.
6 РЕКОМЕНДУЕМ НКО Рассылки Центра РНО «Новости НКО» (более 2000 подписчиков в СПб) – новости третьего сектора, объявления о семинарах, тренингах и конференциях, проводимых в Петербурге и области, вакансиях в НКО и т.д.; Бюллетень «Фонды и Гранты» (более 3500 подписчиков из России и СНГ) содержит информацию об актуальных конкурсах грантов, стипендиях и стажировках; Информационно-аналитическая рассылка Центра РНО (более 2000 подписчиков). Информационные семинары (час фонда, час госслужащего и др.)
7 Развитие благотворительности и КСО Фестиваль «Добрый Питер» Клуб благотворителей Администрирование грантовых программ бизнеса (Intel, БАТ) Реализация благотворительных программ бизнеса (ФМ) Проведение проектов по корпоративному волонтерству (Диаджо)
8 Услуги Центра РНО БУХГАЛТЕРСКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА Экспертиза и подготовка устава, а также полного пакета документов для государственной регистрации НКО Подготовка документов для внесения изменений в госреестр. Правовой аудит деятельности организации, юридическая экспертиза, составление договоров Консультации по ведению бухгалтерского учета в НКО «Школа начинающего руководителя»
9 СО НКО Понятие «социально ориентированные НКО» было введено в практику ФЗ 40 от 5 апреля 2010 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций", который предусматривает разработку и принятие соответствующих законодательных актов о поддержке СО НКО в субъектах РФ. Кроме введения нового понятия, в ФЗ прописан широкий спектр форм и методов государственной поддержки СО НКО, заложена основа для системного изменения отношений НКО с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Предлагаемые законом решения позволят в дальнейшем формировать благоприятный налоговый климат для благотворительной и другой некоммерческой деятельности, направленной на стимулирование социального развития в каждом конкретном регионе.
10 СО НКО (2) Федеральный закон от ФЗ является частью административной и бюджетной реформы, которая стартовала в х годах и призвана урегулировать полномочия органов государственной власти, в том числе, в сфере взаимодействия с НКО и их поддержки. Сейчас эти полномочия относятся к совместному ведению регионов и федерального центра. Отсутствие четко прописанных полномочий (а значит, и обязательств) у региональных органов власти по взаимодействию с НКО препятствует системному развитию инфраструктурной и финансовой поддержки организаций «третьего» сектора. В результате, основанием для предоставления финансовой поддержки НКО напр. в СПб являются распоряжения и постановления исполнительных органов власти - документы, срок действия которых зависит полностью от политической воли чиновников. Идея нового законодательного регулирования деятельности социально ориентированных НКО состоит в том, чтобы придать системный характер процессу законодательного закрепления полномочий и принципов поддержки НКО Для реализации ФЗ от ФЗ необходимо принятие региональных законов о поддержке СО НКО. Региональные законы должны отражать логику, заложенную федеральным законодателем.
11 Федеральная программа поддержки СО НКО На ее реализацию в бюджете РФ на заложены средства в сумме: на 2011 г. – 900 млн. руб., 2012 г. – руб., 2012 г. – руб. В 2011 году из этой суммы: 600 млн. руб. будут выделены на со-финансирование[1] региональных программ поддержки СО НКО по аналогии с программами поддержки малого бизнеса и программами модернизации образования. Предполагается в 2011 г. профинансировать около 10 пилотных регионов, в 2012 – 20, в Получить эти средства удастся только тем регионам, в которых программа в 2011 году будет успешно реализована. Для оценки ее эффективности планируется следить за ростом разных показателей:[1] - уровень социальной адаптации инвалидов и пенсионеров, а также мигрантов - занятость лиц, освобождаемых из мест заключения - число ТОСов и ТСЖ - количество добровольных доноров крови, а также молодых людей, занятых спортом, научно-техническим и художественным творчеством Результатом реализации программ в пилотных регионах может стать сокращение уровня социального сиротства; снижение доли алкоголе- и наркозависимых; сокращение числа правонарушений за счет реализации мер профилактики. 300 млн. руб. будет выделено на конкурсной основе организациям, которые будут выполнять на федеральном уровне функции осуществления обучающей и консультационной поддержки СО НКО по внедрению инновационных технологий в социальной сфере в регионах. [1][1] Для Петербурга со-финансирование должно быть: 50% - регион, 50% - РФ
12 Федеральная программа поддержки СО НКО (2) Для финансирования участия НКО в развитии институтов гражданского общества и решении социальных проблем на федеральном, региональ- ном и муниципальном уровне можно использовать 3 механизма: Предоставлять НКО на конкурсной основе субсидии (гранты). Привлекать НКО для закупок для государственных и муниципальных нужд на основе ФЗ N94. Предоставлять целевые потребительские субсидии (ваучеры, сертификаты) потенциальным получателям социальных услуг с тем, чтобы они сами выбирали организацию (из числа аккредитованных гос. и некоммерческих), в которую можно обратиться за помощью. Чтобы два последних механизма стало выгодно использовать уже в следующем году, на федеральном уровне ведется разработка совре- менной нормативной правовой базы, направленной на обеспечение эффективной деятельности НКО и общественных объединений, меха- низмов взаимодействия с ними органов государственной власти и местного самоуправления. Меры по расширению масштабов деятель- ности НКО и повышению их эффективности в конечном счете следует рассматривать не столько как поддержку третьего сектора, а как создание условий для социального партнерства и межсекторного взаимодействия в решении социальных проблем и задач. Об этом заявил зам. министра экономического развития РФ Олег Фомичев.
13 Региональные закон и программа поддержки СО НКО Региональный закон должен определять критерии, по которым НКО можно причислить к категории социально ориентированных, задать спектр возможных видов деятельности таких организаций и механизмы предоставления поддержки. Главная цель региональной программы: обеспечить устойчивость и возрастание объемов предоставления социальных услуг социально-ориентированными НКО для обеспечения следующих целевых показателей реализации программы: 1. Сокращение показателей социального сиротства 2. Обеспечение социальной адаптации инвалидов и пенсионеров 3. Обеспечение профилактики правонарушений, содействие занятости лиц, освобождаемых из мест заключения 4. Снижение доли алкоголе и наркозависимых 5. Обеспечение социальной адаптации мигрантов 6. Развитие институтов самоуправления – ТОС, ТСЖ, ЖСК 7. Увеличение числа добровольных доноров крови 8. Поддержка занятий молодежи спортом, научно-техническим и художественным творчеством 9. Предоставление правовых консультаций населению
14 Структура региональной программы поддержки СО НКО Региональные программы должны содержать две части: 1. Действия, направленные на улучшение условий для деятельности СО НКО: налоговые льготы льготы на предоставление помещений усиление инфраструктурной поддержки в плане информирования, обучения и консультирования, особенно в сфере привлечения добровольцев и массового сбора частных пожертвований снятие административных барьеров для сотрудничества НКО с государственными учреждениями усиление влияния НКО на принятие решений и т.д. 2. Действия, направленные на прямую финансовую поддержку оказания услуг СО НКО на среднесрочную перспективу (2-3 года).
15 Региональная программа поддержки СО НКО – критерии оценки Предлагаемые критерии оценки региональных программ поддержки СО НКО: Создание «рамочных» благоприятных условий для деятельности НКО: Переход к конкурентным механизмам бюджетного финансирования социальных услуг (напр. через предоставление целевых потребительских субсидий (ваучеров, сертификатов), через конкурсное распределение субсидий и др.) Налоговые льготы Предоставление имущества на льготной основе Информационная, консультационная, образовательная поддержка Развитие механизмов общественного участия (слушания, общественные советы, привлечение НКО к разработке социальных программ) Предоставление прямой поддержки деятельности СО НКО по приоритетным направлениям: Развитие благотворительности и добровольчества Решение наиболее острых социальных проблем (см. список целевых показателей 1-9 выше) Реализация инновационных социальных проектов
16 Со-финансирование проектов НКО на региональном уровне 1. Через субсидии (гранты) НКО 2. Через субсидии муниципалитетам, в целях предоставления ими грантов НКО Важно: Наличие в программе средств, выделенных на оценку ее эффективности Наличие у региона опыта реализации поддержки НКО
17 Взаимодействие органов исполнительной власти и НКО при разработке регионального законодательства по СО НКО в СПб Сотрудничество НКО и органов власти в рамках Координационного совета по взаимодействию с общественными организациями при правительстве СПб способствовало принятию «Концепции взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями «Общественно-государственное партнерство» на гг.». Во второй половине 2010 г. прошло широкое общественное обсуждение НКО Петербурга нескольких городских законопроектов в сфере поддержки СО НКО (законопроекта «О взаимодействии НКО организаций и органов исполнительной власти СПб», разработанного Гуманитарно-политологическим центром «Стратегия», и законопроекта «Об основах политики по поддержке СО НКО», разработанного юридическим комитетом СПб). Представители НКО сектора подготовили ряд существенных поправок, которые повысили качество данных региональных законопроектов и привели их в соответствие с духом и буквой ФЗ (расширен перечень видов деятельности НКО, которым оказывается поддержка как СО НКО, расширен список мер поддержки, особенно в части разработки целевой городской программы поддержки СО НКО).
18 Взаимодействие органов исполнительной власти и НКО при разработке регионального законодательства по СО НКО в СПб (2) 23 марта 2011 года ЗакС СПб принял закон «О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге». Фракция «Единая Россия» внесла в Законодательное собрание актуальный для НКО законопроект без предварительного общественного обсуждения, без учета результатов предшествующего обсуждения в органах исполнительной власти. Сроки внесения поправок в данный законопроект были сведены до минимума (10 февраля – 23 марта). Петербургские законодатели сузили возможности для гос. поддержки НКО, заданные федеральным законом. Мнение НКО: принятый закон не позволит решить поставленные задачи - заложить основные принципы и механизмы государственной поддержки организаций, работающих с социально незащищенными группами населения.
19 Взаимодействие органов исполнительной власти и НКО при разработке регионального законодательства по СО НКО в СПб (3) Региональный закон должен определять критерии, по которым НКО можно причислить к категории социально ориентированных и задать спектр возможных видов деятельности таких организаций. Одним из первых ограничений принятого в Санкт-Петербурге закона является размытость формулировок и отсутствие четких критериев. В законе нет определения СО НКО; недостаточно четко прописаны виды деятельности, которые могут осуществлять СО НКО:«социальная поддержка и защита граждан», «деятельность в области образования, просвещения, науки и культуры, искусства, здравоохранения, продвижения здорового образа жизни и т.д.». Задавая такие размытые рамки, законодатель ставит под вопрос орга- низации, которые ориентированы на защиту семьи, детства, материн- ства и отцовства; развитие детского и молодежного движения, укрепление межнациональных, межэтнических и межконфессиональ- ных отношений, профилактику экстремизма и ксенофобии и т.д. Такие организации уже сейчас видят сложности в том, чтобы «вписать» осуществляемые виды деятельности в существующие правовые нормы. Отсутствие четких формулировок создает риск возникновения сложностей при включении в реестр СО НКО.
20 Что сделано в Санкт-Петербурге: После неудавшихся попыток вступить в диалог с депутатами ЗакС, создана Коалиция «За гражданское участие в принятии решений и системную поддержку социально ориентированных НКО», в которую входит 30 представителей опытных НКО СПб. 29 марта на сайте Центра РНО было опубликовано Обращение Коалиции, в котором НКО Санкт-Петербурга выражают категорическое несогласие с такой практикой и требуют принятия поправок к Закону о поддержке СО НКО в Санкт-Петербурге: Включить весь спектр мер поддержки СО НКО, предусмотренный ФЗ, особенно в части разработки городской программы поддержки СО НКО и инфраструктурной поддержки НКО Законодательно закрепить обязательность участия НКО в обсуждении нормативно-правовых актов, касающихся их деятельности На 22 апреля Обращение подписало 204 человека из 131 организации 1 апреля – пресс-конференция 7 апреля – встреча представителей Коалиции с вице-губернатором СПб Л.А. Косткиной и руководителями 4 отраслевых комитетов администрации СПб
21 Что сделано в Санкт-Петербурге: решения - Коалиция выступила за скорейшее подписание законопроекта «О поддержке СО НКО», чтобы город мог выполнить бюджетные обязательства по выделению НКО субсидий на оказание социальных услуг населению. - Решено создать межведомственную группу с участием представителей отраслевых комитетов администрации СПб и НКО по дальнейшему развитию нормативно-правового регулирования поддержки НКО в Санкт- Петербурге (май). Задачи рабочей группы: - Сформулировать предложения по усовершенствованию действующего законодательства по НКО в СПб, направленного на дальнейшее развитие системы мер по поддержке НКО сектора, включая разработку предложений - для законопроекта «Об основах политики СПб в сфере взаимодействия органов государственной власти СПб с негосударственными некоммерческими организациями» - для городской программы поддержки СО НКО в СПб - по формированию реестра СО НКО – получателей поддержки. Сроки: август (программа), сентябрь (законопроект) и декабрь (реестр). -Апрель – встреча Координационного совета по взаимодействию с общественными организациями при Правительстве СПб. - Ответственный – Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями
22 Зоны развития / взаимодействия: 1) В ходе взаимодействия представителей НКО и органов власти стала очевидной проблема нехватки фактических данных о финансово- экономической деятельности НКО в СПб, их вкладе в социально- экономическое развитие города. Такая информация необходима для обоснования предложений для Программы поддержки СО НКО. В связи с этим, ЦРНО и Коалиция разработали анкету для руководителей НКО, результаты которой помогут подготовить финансово-экономическое обоснование Программы поддержки СО НКО в СПб, определить приоритетные формы и меры поддержки организаций в рамках Программы. 2) К 26 апреля НП «Юристы за гражданское общество» проведет анализ существующего СПб законодательства по поддержке НКО (формы и виды поддержки, целевые группы, механизмы). 3) В Коалицию будут приглашены представители крупнейших организаций, традиционно получающих субсидии (ВОГ, ВОС, ВОИ, ветеранские организации, Диабетическое общество), чтобы совместно разрабатывать предложения по развитию сектора и не допустить раскол сектора.
23 Выводы 1.Обязательно участие НКО в обсуждении нормативно-правовых актов, касающихся их деятельности. Привлечение широкой общественности к обсуждению законопроекта и учет мнения экспертов из числа НКО позволит избежать ошибок и ограничений. 2.Отслеживать, чтобы региональные закон и программа не противоречили духу и букве федерального законодательства о поддержке СО НКО. 3.Системно развивать законодательство, касающееся организаций граждан- ского общества. Это важно для формирования социального партнерства и межсекторного взаимодействия в решении социальных проблем 4.Создание межсекторной рабочей группы на ранней стадии разработки регионального законодательства о поддержке СО НКО позволит избежать ошибок и сэкономить силы и время для конструктивного обсуждения, а также определить приоритетные задачи и разделить ответственность. 5.Необходимо разработать стратегию развития НКО сектора и составить план увеличения в т.ч. финансовой поддержки НКО – не только перераспреде- лять существующие (небольшие) ресурсы. Если третий сектор нужен, надо его развивать, а не просто перешивать старую одежду на новый лад.
24 За всеми новостями, мероприятиями и изменениями следите на сайте Центра РНО: Пишите нам: Записывайтесь на мероприятия: Звоните нам: +7 (812) Приходите к нам: Лиговский пр., 87, офис 300 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.