Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.hse.ru
1 Развитие образования в Москве как ресурс развития города Я.И.Кузьминов И.Д.Фрумин С.Г.Косарецкий Г.В.Андрущак
2 Что такое глобальный мегаполис? Комфортная и благожелательная среда Интернациональный характер Национальный характер Отсутствие опасных и депрессивных районов Высокая доля сервисной и креативной экономики Включение инновационных центров Эффективная интеграция мигрантов
3 Образование – важнейшее условие глобальной конкурентоспособности мегаполиса Молодежь – двигатель креативной экономики Институты образования – двигатели инноваций Комфорт детей – важнейший критерий комфортности города Образование – основа социальных и культурных «лифтов» Образование формирует поликультурную компетентность города
4 Как система образования может внести вклад в развитие Москвы как глобальной столицы? «Семьи хотят, чтобы им нравился город, в котором они живут. Они должны чувствовать там себя как дома, хотеть остаться там. Особенно это важно для людей, которые приезжают из других стран на несколько лет в какой-нибудь город. Им нужно, чтобы были школы и многое другое", - Йозеф Аккерман, глава Deutsche Bank 4
5 Глобальная конкуренция мегаполисов – программы модернизации образования Образование как инструмент консолидации городского населения, снижения социального неравенства (Чикаго, Лондон, Париж) Образование как инструмент повышения привлекательности (Сингапур, Гонконг, Сеул, Берлин) Образование как средство развития креативной и инновационной экономики (Роттердам, Хайфа, Токио, Шанхай)
6 6 Система образования столицы – крупнейшая в РФ по масштабу и объемам финансирования В образовательных учреждениях города постоянно обучается не менее 1,1 млн. человек 2009 млрд. руб. Москва – регион- лидер по объему расходов на образование из бюджета города (180,4 млрд. руб.) На образование направляется около 15% расходов бюджета города 2008/09 учебный год
7 Финансирование московского образования в сравнении с зарубежными странами, 2007
8 Масштаб системы ВПО Москвы: число вузов
9 Масштаб системы ВПО Москвы: число студентов В 2009/2010 в Москве на очной форме обучались около 750 тыс. студентов, т.е. 7% от общего населения города
10 10 Демографическая ситуация формирует запрос на увеличение объема услуг Возрастная структура детей и молодежи Прогноз численности детей и молодежи В Москве выше рождаемость, чем в среднем по России Образовательная миграция в Москву
11 Население столицы: высокий уровень образования и образовательных запросов Уровень образования населения, 2010 Удовлетворенность качеством образования, 2009
12 Москва - город неравных возможностей
13 Место Москвы по обеспеченности детским дошкольным образованием Место Москвы в рейтингах российских регионов, 2008 На 1000 детей в возрасте 1-6 лет в 2008 году приходилось 542 места в детских дошкольных учреждениях
14 Высокое качество образования сконцентрировано в ограниченном сегменте системы, что снижает его доступность Доля учреждения повышенного уровня от общего числа общеобразовательных учреждений – 27% (в ЦФО – 16%) Доля обучающихся в учреждениях повышенного уровня - 20% (в ЦФО – 22%) 12% школ предлагают учащимся несколько профилей на выбор 55% школ имеют один профиль В 33% учреждений организовано обучение по 2 профилям Москва – лидер в РФ по числу победителей олимпиад Ученики трети школ не занимают призовых мест в олимпиадах 20% школ вообще не проводят школьные туры олимпиад
15 Дифференциация московских школ: баллы ЕГЭ 2010, ЦАО В 2/3 школ ЦАО не менее половины выпускников – троечники по математике Подавляющее большинство хорошо сдавших математику среди учащихся ЦАО учатся всего в школ
16 Для семей с невысокими доходами в первую очередь важен критерий месторасположения Мониторинг экономики образования, 2008 Среднедушевой доход семьи
17 Факторы выбора школы и уровень образования в семье, 2007 Мониторинг экономики образования
18 Существуют территориальные барьеры доступности Учреждения повышенного уровня неравномерно распределены по территории города В 33 районах города не созданы учреждения дополнительного образования детей
19 Дифференциация по уровню доходов проявляется в выборе школ (среднедушевые доходы семей и вид общеобразовательного учреждения, 2008) Мониторинг экономики образования
20 Возможности выбора качественных образовательных услуг ограничены уровнем доходов (из скольких школ выбиралось учебное заведение для ребенка, 2008) Низкие доходы сужают множество образовательных траекторий: около 40% беднейших москвичей не выбирают образовательных учреждений % московских семей в 2010 г 11,8% 18,4% 47,4% 16,6% 5,4% 22%
21 Существуют непосредственные барьеры доступности, связанные с финансовыми возможностями семей ( Взносы на нужды школы (класса) или детского сада, 2010)
22 «Цена – качество» Москва – регион-лидер по объему расходов на образование из бюджета города, но объем финансирования не гарантирует высокого качества: 47,8% обучающихся в течение года занимались с репетиторами (27,5% в РФ) 29,6% назвали в качестве причины занятий с репетитором низкое качество преподавания отдельных предметов. ни один из участников ЕГЭ по английскому языку в Москве не набрал 100 баллов (при самом высоком уровне оплаты труда учителей английского языка).
23 Различия в распределении баллов ЕГЭ в Москве и в среднем по России минимальны Результаты обучения в московских школах: баллы ЕГЭ по русскому языку и математике, 2009
24 Наличие «зон» слабого качества образования В 13% школ более 40% учащихся имеют неудовлетворительный уровень подготовки доля таких школ составляет по результатам в 35 школах г. Москвы на протяжении 3-х лет при проведении независимой аттестации учащиеся 9- х классов показывают стабильно низкий результат обученности
25 Школы не готовы обеспечить адаптацию детей-мигрантов Численность детей из семей трудовых мигрантов превысила 70 тысяч В семи школах Западного округа доля детей с «неродным русским» превышает 25% Формируются школы с высокой концентрацией учащихся одной национальности
26 Негативные следствия диспропорций в доступности и качестве Сложившаяся структура закрепляет дифференциацию учащихся, не выполняет функцию «социального лифта». Растет социальная напряженность между учащимися подростками и молодежью из различных социальных групп. Возрастают масштабы «поборов» в процессе обучения. Ресурсы бюджета используются недостаточно справедливо: государство выделяет больше ресурсов «престижным» школам, «слабые» школы, особо нуждающиеся в ресурсах, не получают необходимой поддержки. Дифференциация школ по качеству образования усиливается. Московские семьи, неудовлетворенные образованием в школах по месту жительства, устраивают детей в школы в других районах и даже округах, усиливая транспортные трудности Москвы. Формируется огромный сегмент «теневого» образования.
27 Проблемы образования становятся проблемами города рост асоциального поведения и молодежного радикализма снижает привлекательность Москвы нерациональная сеть порождает дополнительную транспортную нагрузку в «спальных» районах сочетание «слабых» школ и отсутствия культурообразующего ядра влечет маргинализацию подростков и молодежи, рост преступности, экстремизма, асоциального поведения, усилению риска образования районов типа «городских гетто»
28 Москва - город неиспользованных возможностей
29 Образование слабо вовлечено в решение задач развития города Москва обладает одним из лучших в мире образовательных потенциалов (ресурсы ведущих российских вузов, учреждений общего и дополнительного образования, креативный потенциал молодежи). При этом сфера образования до сих пор рассматривается как социальное обязательство, а не как ресурс культурного, социального и экономического развития города.
30 Концентрация студентов в городе самая высокая в России
31 Вузы Москвы – важная часть территории города Площадь государственных вузов Москвы больше, чем площадь ВВЦ, Москва-Сити и Кремля вместе взятых
32 Московские вузы дифференцированы, но основная часть – лучшие в России В Топ-20 лучших российских вузов по баллам ЕГЭ – 10 московских вузов, однако в целом они серьезно дифференцированы. Можно выделить 4 группы: (1) лидеры, ориентированные на лучших российских абитуриентов (42%) (2) вузы второго эшелона, ориентированные преимущественно на лучших абитуриентов ЦФО (29%) (3) вузы среднего уровня, ориентированные на платежеспособный спрос (18%) (4) вузы-аутсайдеры (11%) Город может использовать вузы как значимый ресурс своего развития
33 Что дает взаимодействие вузов и города? (опыт OECD) ГОРОДУ: Увеличение налоговых и других отчислений Кадровый ресурс для экономики города Новые предприятия, формируемые выпускниками и сотрудниками вузов Экспертно-аналитическая, проектная поддержка Прирост социального капитала за счет непрерывного образования Содержание и аудитория для местных культурных программ Регенерация городских территорий Интеграция мигрантов ВУЗАМ: Повышение качества приема за счет местного населения Улучшенные условия финансирования и партнерских возможностей как для исследований, так и для преподавания Дополнительный доход за услуги, оказываемые местному бизнесу - консультирование и обучение Возможности совместного использования ресурсов (инфраструктура и рабочая сила)
34 Как должны измениться вузы Москвы? Необходимы глобально конкурентоспособные лидеры, привлекающие таланты (качество образования и жизни) Необходимы гарантии базового уровня качества профессионального образования Активная интернационализация Подключение к реальным проектам городского и экономического развития Вклад в развитие общего образования
35 Иные формы использование ресурсов образования в развитии города Поддержка проектов и исследований школьников и студентов по актуальным проблемам городского развития. Развитие ученического и студенческого предпринимательства. Студенческие и школьные волонтерские проекты, ориентированные на социально- незащищенные слои населения, работу с детьми и подростками, находящимися в трудной ситуации, развитие социальной среды города.
36 Использование ресурсов образования в развитии города Организация услуг дополнительного образования взрослых в образовательных учреждениях Привлечение пожилого населения для работы в школах, детских садах. Продвижение лучших практик и инноваций московского образования, экспорт образовательных услуг лучших школ
37 Как изменится город? Образовательные организации станут центрами культурной и социальной активности горожан Частью глобального имиджа Москвы станет ее молодежность и инновационность Население города будет вовлечено в непрерывное образование в течение всей жизни Качество образования сделает город привлекательным для высококвалифицированных специалистов для инновационной экономики
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.