Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЕгор Буробин
1 Блок экономических дисциплин Кафедра Экономики предприятий 6 корпус 9 этаж Преподавательская ауд.901 Зав.каф. Карпович Алексей Иванович ауд.913 Секретари кафедры (знают многое) ауд.903 а Сидоровнина Ирина Анатольевна Консультация - Нечетный вторник с (6-901) Сайт кафедры: с главной через закладки на факультете Бизнеса
2 С днем Знаний! Консультативный комитет по промышленным исследованиям и развитию Европейской комиссии Европейского Союза на основе анализа квалификационного уровня европейской рабочей силы в своем докладе в конце 80-х годов ХХ в. пришел к выводу, что без конкурентоспособной системы образования взрослых не может быть конкурентоспособной рабочей силы, а без последней – не может быть и конкурентоспособной экономики. Иначе и быть не может, ибо в современных условиях на долю людских ресурсов в формировании внутреннего валового продукта в развитых странах приходится более 80 %. Таким образом девиз «Образование – на всю жизнь» меняется на девиз «Образование – через всю жизнь»
3 Виды образовательной деятельности Сегодня страны ЕС предпочитают говорить о четырех видах образовательной деятельности (что нашло отражение в проекте Меморандума непрерывного образования Европейского Союза): формальное образование, завершающееся выдачей общепризнанного диплома или аттестата; неформальное образование, обычно не сопровождающееся выдачей документа, происходящее в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером; информальное образование, индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая нашу повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер; «образование шириною в жизнь» (lifewide learning), которое акцентирует не только постоянство процесса обучения, но и разнообразие его форм формальное, неформальное и информальное.
4 Роль самостоятельной образовательной деятельности студента При изучении национальных и мировых направлений развития университетского образования совершенно отчетливо проявляются следующие тенденции: современные социокультурные условия диктуют самоценность идеи непрерывного образования, когда от студентов требуется постоянное совершенствование собственных знаний; в условиях информационного общества требуется принципиальное изменение организации образовательного процесса: сокращение аудиторной нагрузки, замена пассивного слушания лекций возрастанием доли самостоятельной работы студентов; центр тяжести в обучении перемещается с преподавания на учение как самостоятельную деятельность студентов в образовании.
5 Отличительные признаки знания Учение студента – это не самообразование индивида по собственному произволу, а систематическая, управляемая преподавателем самостоятельная деятельность студента, которая становится доминантной. Знание, в целом: – социально производится в институционально и нормативно организованных исследованиях; – классифицируется, хранится, подвергается селекции, транслируется и пропагандируется (в том числе, и с помощью системы образования); – преподается в специальных учреждениях, осваивается, потребляется и практически воплощается в жизнь; – при этом, так или иначе социально контролируется и само объявляется инструментом контроля; – исследуется и критикуется (чем занимаются эпистемология, гносеология, логика и методология, науковедение и философия науки)
6 Что такое знание? Знание понимается в двух смыслах: с одной стороны, это совокупность сведений, познаний в какой-либо области; с другой – это постижение действительности сознанием. Знание не есть информация, потому что последняя поточная и хаотична. Знание – это организованная информация. Знание сегодня имеет «ячеистую» структуру, эти ячейки самодостаточны. Знание - это проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности, адекватное её отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий
7 Уровни познания Познавательный уровень (цель) Что должен делать студент ЗНАНИЕ Заучивать, запоминать, воспроизводить ПОНИМАНИЕ Объяснять: передавать другими словами ПРИМЕНЕНИЕ Использовать знания в другой ситуации АНАЛИЗ Понимать отношение частей знания к его целому, структуру, причинно-следственные связи; выявлять и фиксировать ошибки ОЦЕНКА Оценивать на основе критериев; приводить доказательства СИНТЕЗ Перегруппировывать отдельные части знания и создавать новое целое
8 Традиционная система образования Традиционная система образования как технология получения знаний, умений и навыков строится по условной формуле: организуемая преподавателем самостоятельная работа студента (лекции, семинарские занятия, по семестровый контроль (зачет, экзамен), на старших курсах – практика) + внеаудиторная самостоятельная работа студента (рефераты, доклады, курсовые работы, дипломная работа/проект) Основная цель обучения – это формирование системы знаний, овладение основами наук, что выражается в наличии стандарта обучения. Преподаватель сообщает, передает знания, формирует умения и навыки, опираясь на предъявление нового материала, его воспроизведение учащимися, и оценивает результаты этого воспроизведения. Традиционное обучение репродуктивно, знания и способы передаются в готовом виде, то есть предназначены для воспроизводящего усвоения, основной акцент ставится на информированность личности.
9 Принципы традиционной системы обучения Основу традиционного обучения составляют следующие принципы: научность (ложных знаний быть не может, могут быть только неполные); природосообразность (обучение определяется развитием учащегося, не форсируется); последовательность и систематичность; доступность (от известного – к неизвестному, от легкого – к трудному); прочность («повторение – мать учения»); сознательность и активность; принцип наглядности; принцип связи теории с практикой; учет возрастных и индивидуальных особенностей.
10 Пирамида способов познания Существует определенная закономерность обучения, описанная американскими исследователями Р.Карникау и Ф.Макэлроу: человек помнит 10% прочитанного; 20% услышанного; 30% увиденного; 50% увиденного и услышанного; 80% того, что говорит сам; 90% – до чего «дошел» в деятельности. Лекция 5% Чтение 10% Видео/аудиоматериалы 20% Демонстрации 30% Дискуссионные группы 59% Практика через действие 75% Обучение других/немедленное применение обучения 90%
11 Модель образования в ХХI веке Человек завтрашнего дня должен обладать комплексом познавательных и эмоциональных умений и знаний, которые позволяют адаптироваться к быстро приближающемуся будущему. Модель образования в XXI веке нацеливает обучение не просто на передачу зачастую устаревших знаний, а на восприятие такой информации, которая может наиболее эффективно способствовать выходу из антропоэкологического кризиса, выживанию цивилизации и сохранению окружающей ее природной среды. А это означает, что образование должно формировать опережающее сознание людей, делая их способными эффективно бороться с глобально-кризисными явлениями превентивными средствами и действиями
12 Роль образования в повышении конкурентоспособности Можно сказать, что общество, в котором приоритетно именно образование («общество образования»), будет вместе с тем и информационным обществом и глобальной цивилизацией с устойчивым развитием. Такое общество окажется самообучающейся и самоорганизующейся социоприродной системой, которую мы именуем ноосферой. Именно образование создает самый уникальный исходный материал – «человеческий капитал», который является фундаментом «конкурентоспособности … обществ современного типа (индустриального и постиндустриального)». «Для обеспечения конкурентоспособности страны ее граждане должны обладать: высоким средним уровнем функциональной грамотности; основами знаний в области математики, статистики, научной методологии; способностью наблюдать процессы, анализировать их, интерпретировать результаты и предпринимать соответствующие действия; знаниями о мире; умением работать в коллективе; способностью нести ответственность, постоянно учиться и приспосабливаться к изменениям» Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования [Электрон. ресурс// Сайт Центра проблем развития образования Белорусского государственного университета.–Режим доступа: html [Дата обращения 15 апреля 2004 г.].
13 Ключевые компетенции для успеха и самореализации В заключении, хотелось бы обратить Ваше внимание на те ценностно-профессиональные системы – «ключевые компетенции», которые позволили бы в будущем каждому из студентов реализоваться в непредвиденных (сегодня) областях. Секретарь Комитета по образованию Совета Европы Жан-Пьер Титц сформулировал пять групп ключевых компетенций: политические и социальные компетенции: способность и желание брать на себя ответственность, участие в принятии решений в группе, решение конфликтов мирными способами, желание содействовать функционированию и улучшению демократических институтов; компетенции, относящиеся к жизни в поликультурном обществе: для предупреждения возрождения расизма или ксенофобии и развития климата нетерпимости, образование должно вооружить молодых поликультурными компетенциями такими, как принятие отличий, уважение других и умение жить с людьми других культур, языков или религий; компетенции, относящиеся к устной и письменной коммуникации (умению общения): это основной фактор в успехе образования и в жизни, и в работе, в такой степени, что люди, этого лишенные, отныне рискуют «выпасть» из общественного процесса. В этом же списке коммуникаций владение или, по крайней мере, доступ к изучению нескольких иностранных языков приобретает возрастающее значение; компетенции, связанные с возникновением информационного общества: владение технологиями (техникой), понимание ее применения, а также способность критического мышления в отношении информации, распространяемой средствами массовой информации и рекламой; и, наконец, способность учиться в течение всей жизни, для постоянной подготовки, как в профессиональном контексте, так и в личной и общественной жизни
14 Традиционная и новая парадигмы образования
15 С началом учебного года До новых встреч ! На лекциях отмечаю! В балльно-рейтинговой системе отразится непосещение занятий!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.