1 Опыт Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины в подготовке и реализации проектов Твиннинг Валерий Цаплин партнер постоянного советника.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА В ВЕНГРИИ Г-жа Эдит Немет ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГАРМОНИЗАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ, ВЕНГРИЯ БУДАПЕШТ, 15.
Advertisements

ПОНЯТИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА.
Перспективы развития «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности государств-членов Таможенного союза и Единого экономического.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Проект новой версии ISO 9001:2015 Ключевые изменения Презентация подготовлена для 22 Казахстанской Международной Конференции «Нефть и Газ» Докладчик: Наталья.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Администрация городского округа Самара 1.Отсутствует научно-методическое сопровождение процессов информатизации. 2.Город не имеет единой телекоммуникационной.
1 Экономический меморандум для Республики Беларусь: энергетический сектор Стабильность структуры и управления сектором в течение последнего десятилетия.
Дальнейшая интеграция в рамках таможенного союза России, Беларуси и Казахстана и ее влияние на бизнес 25 ноября 2010 года.
Approximation of Competition Rules, Russian Federation Приведение в соответствие норм и принципов конкуренции в Российской Федерации 1 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ.
ПОРЯДОК СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Февраль 2014.
Государственный внутренний аудит PEM-PAL Центр повышения квалификации в сфере государственных финансов Любляна, декабря 2006 г. Роберт де Конинг.
Институционные аспекты законодательства в рамках Третьего энергетического пакета Регулирование и либерализация энергетических рынков: Опыт России и Третий.
Конкурсные процедуры при реализации проектов ГЧП Конкурсные процедуры в проектах ГЧП Валерия Репкова, Директор практики инфраструктурных проектов Юридической.
Рыночный надзор: правовое регулирование на Украине и европейская практика Светлана Чепурная Партнер, ЮФ "Астерс"
1 Реальный рост валового внутреннего продукта Туркменистана, в % 2.
Создание устойчивого Бизнеса в экономике знаний Эффективное лидерство для разработчиков политики и регулирующих чиновников Проф. Катрин Неман-Меткальф.
Технология внедрения в образовательном учреждении модели «Обучение через предпринимательство» Ст. преподаватель кафедры ПТО Т.И.Ремонтова.
1 Торговля электроэнергией нуждается в лучшем регулировании ! Йоханнес Киндлер, Вице-президент Федерального Сетевого Агентства IV Всемирный Форум по регулированию.
Ассоциация экспортеров Узбекистана Идея создания Ассоциации экспортеров Узбекистана: Концепция и Цели.
Транксрипт:

1 Опыт Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины в подготовке и реализации проектов Твиннинг Валерий Цаплин партнер постоянного советника проекта Твиннинг Начальник управления стратегического планирования и развития энергетических рынков Национальная комиссия регулирования электроэнергетики Украины НАЦИОНАЛЬНАЯ КОМИССИЯ РЕГУЛЮВАНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ УКРАИНЫ

2 Принятие решения относительно участия в программе Twinning НКРЭ, как орган экономического регулирования естественных монополий в энергетике – институция, присущая только рыночным экономикам. Комиссия не имела предшественников в рамках плановой экономики СССР, поэтому опыт стран с развитой рыночной экономикой для нас критически важен НКРЭ имеет большой опыт сотрудничества с международными организациями, участия в проектах международной технической помощи. Однако в большинстве случаев роль Комиссии и ее персонала пассивна. Проекты Твиннинг предлагают принципиально иной подход к сотрудничеству – обмен знаниями и опытом в процессе совместной работы наших специалистов (различного уровня) с коллегами из органов регулирования стран ЕС.

3 Принятие решения относительно участия в программе Twinning (II) НКРЭ была ознакомлена с практикой внедрения инструмента Твиннинг в странах Центральной и Восточной Европы. В Комиссии был определен перечень направлений, по которым мы хотели бы сотрудничать с коллегами из органов регулирования стан ЕС Решение относительно участия НКРЭ в программе Твиннинг принималось в 2005 году, во время посещения НКРЭ комиссаром ЕК по вопросам энергетики и транспорта А. Пибалгсом После распространения программы на страны СНГ НКРЭ обратилась к Делегации ЕК в Украине относительно участия в проекте Твиннинг Проект технического задания (Project Fiche), был подготовленный консультантом Sofreco и доработан и согласован НКРЭ. В результате тендерной процедуры были выбраны партнеры – органы регулирования энергетики Италии, Австрии и Чехии.

4 Тематика проекта Выбор тематики проекта определялся следующими факторами: Несоответствие системы регулирования естественных монополий в Украине принципам регулирования, которые применяются в странах ЕС Правительственные решения относительно адаптации энергетического законодательства Украины к законодательству ЕС и внедрение современных методов регулирования естественных монополий в энергетическом секторе: - внедрение регулирования нормы прибыли на инвестированный капитал - стимулирующее регулирование на основе сравнительного анализа (бенчмаркинга) регулируемых компаний - ведение отдельного учета по видам деятельности - учет показателей (стандартов) качества услуг при формировании тарифов субъектов естественных монополий - мониторинг рынка электроэнергии Именно эти направления стали основными компонентами проекта Твиннинг Усиление регуляторной и юридической способности НКРЭ относительно регулирования энергетического сектора

5 Цель и задачи проекта Цель Проекта: Содействие институциональному укреплению НКРЭ, долгосрочному развитию и внедрению наилучшей международной практики регулирования энергетического сектора, в соответствии с прогрессом и развитием внутреннего рынка электроэнергии ЕС. Задачи Проекта: Способность НКРЭ обеспечить надлежащую разработку законов, подзаконных актов и положений и оказывать содействие их принятию, а также принятие решений по адаптации законодательства в соответствии с: развитием внутреннего энергетического рынка ЕС и связанных с этим требований к органам регулирования, передовым опытом, накопленным органами регулирования энергетики на внутреннем рынке электроэнергии ЕС Накопление знаний и умений персонала НКРЭ в области техники и адаптации законодательства в контексте предстоящего перехода к новой модели рынка электроэнергии

6 Опыт реализации проекта: проблемы и вызовы (І) Проект Твиннинг «Усиление регуляторной и юридической способности НКРЭ относительно регулирования энергетического сектора» ( – ) был первым в Украине, и на территории всего постсоветского пространства, за исключением стран Балтии. Основные проблемы: Различие культурных традиций, в том числе бюрократической культуры в Украине и в странах ЕС. В частности, для Украины характерна жесткая иерархичность – даже малозначительные решения принимаются только первыми лицами. Недостаточное понимание украинской стороной сути проектов Твиннинг, их отличия от традиционных проектов технической помощи. Недостаточное знание английского языка, особенно среди руководителей высшего и среднего звена. Недостаточность ресурсов для материального стимулирования сотрудников НКРЭ участвующих в проекте, материального обеспечения RTA и ее помощников. Проблемы относительно режима пребывания иностранцев на территории НКРЭ. Проблемы с таможенным оформлением закупок в рамках проекта.

7 Были ли достигнуты цели проекта ? В рамках проекта: проведен анализ соответствия украинского энергетического законодательства законодательству ЕС, подготовлены предложения относительно приведения законодательства Украины к требованиям acquis communitaire (Акі коммюніте); Подготовлен проект закона об органе регулирования энергетики, который отвечает законодательству ЕС и лучшей европейской практике, Детально разработан порядок и процедуры стимулирующего регулирования электрораспределительных компаний, проведения сравнительного анализа (бенчмаркинга); Подготовлены предложения относительно мониторинга качества услуг по электроснабжению и осуществляется внедрение мониторинга качества услуг электрораспределительных компаний, предложен долгосрочный план внедрения системы регулирования качества услуг по электроснабжению; Подготовлены предложения относительно мониторинга рынка электроэнергии и предложения относительно обособления деятельности по передаче от деятельности по поставке электроэнергии.

8 Были ли достигнуты цели проекта ? (II) Часть наработок, такие как мониторинг показателей качества услуг, уже внедрены в практику регулирования, некоторые будут внедрены в ближайшее время. Положительные результаты достигнуты по компонентам, по которым существовало взаимопонимание относительно целей и ожидаемых результатов В ряде случаев, когда достижение запланированных результатов невозможно из-за влияния обстоятельств, не зависящих от НКРЭ и партнеров из стран ЕС (например, непринятие парламентом соответствующих законов), были внесены изменения в план

9 Были ли достигнуты цели проекта ? (III) К неформальным результатам реализации проекта следует отнести: Успешный опыт совместной работы сотрудников НКРЭ всех уровней с коллегами из стран ЕС над решением актуальных проблем регулирования энергетики. Для многих наших сотрудников это был первый опыт совместной работы с регуляторами из стран ЕС, они многому научились, повысили свою квалификацию, критически оценили подходы к регулированию энергетики в Украине и ЕС. Совместная работа придала украинским специалистам уверенность в своих силах и возможностях. Мы и наши партнеры убедились в высоком профессиональном уровне наших специалистов. Украинские регуляторы все в большей мере рассматривают себя как часть единого сообщества европейских регуляторов энергетики.

10 Принятие решения относительно начала работы над новым Проектом Регулирование естественных монополий в электроэнергетике и газовом секторах базируется на одинаковых принципах. Поэтому первоначально предполагалась подготовка общего проекта Твиннинг для электроэнергетического и газового секторов Чтобы исключить чрезмерную нагрузку при одновременном ведении проектов в энергетическом и газовом секторах и уменьшить риски принято решение осуществлять проекты в электроэнергетике и газовом секторе последовательно.

11 Начало нового проекта Твиннинг началась реализация второго проекта Твинниг с участием НКРЭ и регуляторов энергетики Италии, Греции, Венгрии и Румынии. - «Усиление регуляторной и юридической способности НКРЭ относительно регулирования газового сектора». Проект Твиннинг относительно регулирования газового сектора по структуре в основном совпадает с предыдущим проектом. Основное внимание будет уделено вопросам: адаптации законодательства Украины относительно газового сектора к законодательству ЕС, стимулирующего регулирования газораспределительных компаний, качества услуг по газоснабжению, размежеванию видов деятельности. Это должно облегчить реализацию проекта, поскольку наработки предыдущего проекта для электрораспределительных компаний можно будет, в определенной мере, использовать и для газораспределительных компаний. Новыми являются компоненты, связанные с: социальной защитой незащищенных категорий потребителей природного газа, подготовкой отчета национального органа регулирования для Европейской Комиссии.

12 Общие выводы относительно подготовки и реализации проектов Твиннинг. Актуальность задач, включенных в проект Твиннинг - основная предпосылка успеха. Основные задачи, которые ставятся в рамках проекта Твиннинг должны быть актуальными для органа государственной власти, предусмотренными соответствующими решениями Правительства, Президента, которые должны выполняться независимо от того, есть ли соответствующий проект Твиннинг; Задачи в рамках проекта должны быть такими, что объективно могут быть завершены на протяжении времени реализации проекта Основные задачи, которые ставятся в рамках проекта Твиннинг должны отвечать требованиям законодательства ЕС и передовой практике стран - членов ЕС; В организации-бенефициаре должны быть специалисты, способные осуществлять руководство работой по каждому из заданий, включенных в проект Твиннинг При подготовке Project Fiche в первый раз целесообразно привлекать международного консультанта. В дальнейшем можно готовить ТЗ собственными силами.

13 Общие выводы относительно подготовки и реализации проектов Твиннинг (II). При выборе партнеров по проекту необходимо предварительно ознакомиться, имеют ли они соответствующий опыт; Провести обучение RTA и ключевых участников проекта со стороны членов ЕС по вопросам бюрократических правил и процедур, принятых в стране-бенефициаре Структура, полномочия и иерархия органов власти. Статус нормативно-правовых актов. Правила и процедуры принятия решений и т.д. Внутренние процедуры органа власти страны бенефициара. Необходимо обеспечить высокий статус проектов Твиннинг, их поддержку со стороны Правительства Желательно, чтобы финансирование мероприятий в рамках проектов Твиннинг, в том числе материальное поощрение, отдельно предусматривалось в бюджете организаций, привлеченных к выполнению проектов Твиннинг.

14 Общие выводы относительно подготовки и реализации проектов Твиннинг (III). Успех проектов Твиннинг во многом зависит от эффективности сотрудничества многих организаций и отдельных лиц: У нас сложились плодотворное сотрудничество с итальянским органом регулирования, и партнерами по консорциуму – регуляторами Австрии и Чехии на основе уважения культурных в т.ч. и бюрократических традиций друг друга, конструктивного стиля отношений, нацеленного на избегание конфликтных ситуаций, а в случае их возникновения не на их обострение, а на поиск путей разрешения. Мы ощущали постоянную поддержку со стороны Правительства Украины, Главного управления государственной службы Украины и Административного офиса программы Твиннинг, Делегации Европейской Комиссии в Украине, проекта Тасис Внедрение инструмента Twinning в Украине

15 Благодарю за внимание! контактная информация: Валерий Цаплин – партнер постоянного советника проекта Твиннинг (НКРЕ)