Евгений Александрович МОГИЛЁВКИН, профессор кафедры психологии ВГУЭС, к.психол.н., Антон Сергеевич НОВГОРОДОВ, сертифицированный специалист по деловой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Евгений Александрович МОГИЛЁВКИН, профессор кафедры психологии ВГУЭС, к.психол.н., Антон Сергеевич НОВГОРОДОВ, сертифицированный специалист по деловой.
Advertisements

Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
Психологические аспекты содержания Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
Трудовая деятельность как объект мотивации Психология мотивации персонала.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ. Соотношение понятий профессии и специальности Специальность – конкретная область трудовой деятельности в рамках.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ СПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН И.Г. Орлова Челябинский.
Программа индивидуального консультирования «Развитие карьеры: стратегии, достижения»
1 Карьерное и профессиональное развитие ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Презентация подготовлена Коваленко Л. А., Психолог-консультант, профессиональный.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
1 Программа развития талантов компании. Бизнес-симуляции | Персональные финансы | Образовательные программы.
Программа развития компетентности в сфере профессионального самоопределения у учащихся 9-11 класса. «Я и мой выбор»
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И. К. Посохина С. М. Щудло Новый сибирский институт Д. А. Растворов МОУ ДОВ.
Карьерные технологии. Деловая карьера поступательное продвижение личности в какой-либо сфере деятельности, изменение навыков, способностей, квалификационных.
Кафедра ПСИХОЛОГИИ им. А.Ц.ПУНИ представляет дисциплину по выбору для профилей подготовки: Физкультурно-оздоровительные технологии Спортивно-оздоровительный.
Карьерный менеджмент как интеграционная основа управления развитием карьеры молодых специалистов СПЭК пленарное заседание Всероссийская научно-практическая.
Психологическая служба ЦСУЗО «Уфимский государственный нефтяной технический университет»
Психологическое обеспечение планирования карьеры студентов в условиях вузовского Центра развития карьеры Целуева Надежда Викторовна психолог-консультант.
Образовательная программа лицея СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КАК МЕХАНИЗМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Смоленский промышленно-экономический колледж» Министерство образования.
Понятие карьеры Карьера – успешное продвижение в том или ином виде деятельности (общественной, служебной, научной, профессиональной).
Транксрипт:

Евгений Александрович МОГИЛЁВКИН, профессор кафедры психологии ВГУЭС, к.психол.н., Антон Сергеевич НОВГОРОДОВ, сертифицированный специалист по деловой оценке персонала г. Владивосток 2010 ТЕХНОЛОГИИ КАРЬЕРНОГО РОСТА Самоопределение: карьера профессия семья личность

КАРЬЕРА: САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ, СМЫСЛЫ 1. ВЗГЛЯД НА КАРЬЕРУ - Понятие и эволюция представлений о карьере - Современный подход к карьерному менеджменту 2. ТИПОЛОГИЯ КАРЬЕРЫ И ЕЕ СТАДИИ - Виды и типы и карьеры - Цели карьеры и карьерное планирование - Модели и стратегии карьеры 3. КАРЬЕРНЫЕ КРИЗИСЫ - Этапы карьеры и карьерные кризисы - Технологии преодоления карьерных кризисов 4. ЦЕННОСТИ, КАРЬЕРА, УСПЕХ - Система ценностей и карьерный рост - Факторы и критерии успешной карьеры 5. ЛИЧНОСТЬ И КАРЬЕРА - Типологии личности и их применение в карьерной диагностике 6. КАРЬЕРА И СЕМЬЯ - Гендерные различия в карьере - Порядок рождения в семье и карьера - Модели семьи, соотносимые с карьерой 7. КАРЬЕРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ - Диагностика и развитие карьерной компетентности 8. ОЦЕНКА И РАЗВИТИЕ КАРЬЕРНОЙ МОТИВАЦИИ -Направленность мотивации к карьере - Карьерная мотивация и демотивация 9. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАРЬЕРЫ - Карьерный коучинг и тьюторинг

Современный подход к карьерному менеджменту 1. ВЗГЛЯД НА КАРЬЕРУ Понятие и эволюция представлений о карьере Цели карьеры и карьерное планирование

Понятие карьеры «Узкое» определение: Карьера - «последовательность должностей, занимаемых сотрудником в одной организации» «Широкое» определение Карьера – «продвижение человека по ступеням производственной, социальной, административной или иной иерархии». Акмеологическое определение Карьера - не только (и не столько) продвижение по должностным ступенькам, сколько процесс реализации человеком себя, своих возможностей в условиях профессиональной деятельности.

Виды и типы карьеры 2. ТИПОЛОГИЯ КАРЬЕРЫ И ЕЕ СТАДИИ Модели и стратегии карьеры

Виды карьеры Вертикальная восходящая управленческая – с повышением статуса Горизонтальная профессиональная – без повышения статуса Ступенчатая совмещает элементы горизонтальной и вертикальной карьеры Вертикальная нисходящая снижение статуса в организационной иерархии Скрытая центростремительная - движение к ядру, руководству организации при относительно невысоком статусе

Модели карьеры МОДЕЛИ КАРЬЕРЫ ТРАМПЛИНПЕРЕПУТЬЕЗМЕЯЛЕСТНИЦА

Карьерные стратегии 1 Профессионально-квалификационное развитие Необходимыми атрибутами являются стремление постоянно повышать уровень своих знаний, навыков и умений, расширять профессиональный кругозор. Инновационность, инициативность, креативность являются неотъемлемой частью труда на благо организации и самореализации. 2 Профессионально-личностное развитие Только профессиональных знаний, навыков и умений недостаточно для карьерного роста – необходимо развивать профессионально значимые личностные характеристики: лидерские качества, умение на себя брать ответственность, принимать решения, упорство в достижении целей. 3 Профессионально- социальное развитие Важна активная социальная позиция. Она позволяет позиционировать, делать себя видимым, известным, успешным.

Этапы карьеры и карьерные кризисы 3. КАРЬЕРНЫЕ КРИЗИСЫ Технологии преодоления карьерных кризисов

Этапы карьеры (зарубежная периодизация) Предварительный (до 25 лет) Становление (до 30 лет) Продвижение (до 45 лет) Сохранение (до 60 лет) Завершение (после 60 лет)

Классификация кризисов профессионального становления

Особенности прохождения кризисов на ранних этапах становления карьеры 1-2 курс 3-4 курс 5 курс Перестройка «школьник – студент» «А кто выбрал эту профессию?» «А тому ли меня учат?» «Какую специализа цию выбрать?» «Как и где мне работать?» «Покажите мне мою профес- сиональную нишу!»

4. ЦЕННОСТИ, КАРЬЕРА, УСПЕХ Факторы и критерии успешной карьеры Система ценностей и карьерный рост

Система ценностей и карьера

Факторы карьеры (непсихологические) Экономические (уровень материального стимулирования) Политические (политическая ориентация, принадлежность к партии) Правовые (законодательное регулирование карьеры) Маркетинговые (потребность в специалистах) Социально-демографические (пол, возраст) Образовательные (уровень и профиль образования) Медицинские (состояние здоровья, уровень личной энергетики, работоспособность, стрессоустойчивость) Географические (удаленность-приближенность к крупным центрам, столицам) Протекционистские (неформальная поддержка, «блат», «связи»)

Факторы карьеры (психологические) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ КАРЬЕРЫ Социально- Психологические - Роль в рабочей группе Статус в управленческой команде Организационно- Психологические - Стиль руководства - Организационная культура - Организационный климат Личностные - Самоэффективность - Ответственность - Адаптивность - Мотивация карьеры - Готовность к обучению - Эмоциональный интеллект

Шестифакторная модель карьерной компетентности КАРЬЕРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АДАПТИВНОСТЬ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ МОТИВАЦИЯ КАРЬЕРЫ САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ

Типологии личности и их применение в карьерной диагностике 5. ЛИЧНОСТЬ И КАРЬЕРА

ОСНОВНЫЕ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА Гипертимные личности с повышенным жизненным тонусом и настроением Застревающие личности со склонностью к зацикливанию на эмоции, идее, состоянии Эмотивные эмоционально восприимчивые и склонные к сочувствию и сопереживанию личности Педантичные личности с преобладанием черт ригидности, тщательно относящиеся к делу. Тревожные личности со склонностью к депрессивному реагированию и со сниженной самооценкой Циклотимные личности со склонностью к периодической смене настроения Демонстративные личности с истерическими чертами характера, стремящиеся быть в центре внимания. Возбудимые личности со склонностью к повышенной, импульсивной реактивности в сфере влечений. Дистимичные личности с пониженным тонусом и настроением Экзальтированные личности, склонные к излишнему проявлению эмоций.

Типологии личности и их применение в карьерной диагностике Шкала EI ориентация сознания: Е (Еxtraversion, экстраверсия) ориентация сознания наружу, на объекты, I (Introversion, интроверсия) ориентация сознания внутрь, на субъекта. Шкала SN способ ориентировки в ситуации: S (Sensing, ощущение) ориентировка на конкретную информацию, N (iNtuition, интуиция) ориентировка на обобщённую информацию. Шкала TF основа принятия решений: T (Thinking, мышление) рациональное взвешивание альтернатив; F (Feeling, чувство) принятие решений на эмоциональной основе. Шкала JP способ подготовки решений: J (Judging, суждение) предпочтение планировать и заранее упорядочивать информацию, P (Perception, восприятие) предпочтение действовать без детальной предварительной подготовки, больше ориентируясь по обстоятельствам. Сочетание шкал дает обозначение одного из 16 типов, например: ENTP, ISFJ и т. д. СОЦИОНИКА

Признаки типаПсевдоним Рациональный (J) Логико (T)- Интуитивный (N) экстравертДжек Лондон интровертРобеспьер Сенсорный (S) экстравертШтирлиц интроверт Максим Горький Этико (F)- Интуитивный (N) экстравертГамлет интровертДостоевский Сенсорный (S) экстравертГюго интровертДрайзер Иррациональн ый (P) Интуитивно (N)- Логический (T) экстравертДон Кихот интровертБальзак Этический (F) экстравертГексли интровертЕсенин Сенсорно (S)- Логический (T) экстравертЖуков интровертГабен Этический (F) экстравертНаполеон интровертДюма СОЦИОНИКА

6. КАРЬЕРА и СЕМЬЯ Гендерные различия в карьере Порядок рождения в семье и карьера Модели семьи, совместимые с карьерой

Порядок рождения в семье и карьера СтаршийСреднийМладшийЕдинственный Положение в семье Избыток родительского внимания: больше «стартовый капитал» – ему достаётся больше поддержки, больше помощи, но от него и большего ждут, больше давят Двойственное положение в семье: и старший, и младший. Лишен авторитета старших и привилегий младших. Вынужден соревноваться как со старшим, более умелым, сильным, так и с младшим, более зависимым Не был травмирован появлением новорожденного (ощущение особого положения). Ему уделяют много внимания все члены семьи. К моменту его появления родители уже имеют опыт и чувствуют себя уверенней Одновременно самый старший и самый младший в семье. Имеет многие свойства старшего, но может сохранить в себе детские качества до зрелого возраста. Может повторять черты родителя одного с ним пола. Влияние порядка рождения ребенка в семье на его личностные качества Уровень самооценки и ведущая мотивация Высокий уровень самооценки. Ориентирован на достижения. Из-за больших ожиданий может потратить свою жизнь на реализацию родительских устремлений Наиболее низкая мотивация к достижению, особенно в учёбе Независимо от мотивации, родители ожидают от него гораздо меньше, оказывают меньшее давление. Предъявляет к жизни меньшие требования Высокая мотивация достижений. Многого требует от жизни. Более высокий уровень самооценки, чем у старшего, с меньшей потребностью контролировать других

Порядок рождения в семье и карьера Влияние порядка рождения ребенка в семье на его личностные качества СтаршийСреднийМладшийЕдинственный Лидерские качества Осваивая уже в детстве родительскую роль по отношению к младшим, умеет быть воспитателем, принимать на себя ответственность и выполнять роль лидера Колеблется между попытками походить на старшего (явного лидера) и попытками вернуться к роли опекаемого младшего. Размыты ориентиры для выделения своего стиля Несмотря на склонность к бунту, скорее будет последователем, чем лидером, и сможет легко адаптироваться к лидеру, который понравится Больше напора и меньше сомнений, чем у старшего, возможно, потому, что не пришлось пережить травму: его, «одного-единственного», не свергали с пьедестала Коммуникативные качества Из-за привычки рассчитывать только на себя и идти своим путём, и от того что слишком серьёзен, испытывает больше трудностей в приобретении друзей Часто хорошо умеет вести дела с другими людьми, поскольку вынужден был научиться жить в мире и с младшими, и со старшими. Хорошо ведёт переговоры, дипломат Если было хорошее обращение в детстве, лёгок в общении. Если его дразнили и притесняли, будет робок и раздражителен с другими Наиболее комфортно будет чувствовать себя в одиночестве Это не значит, что он не может входить в группу, но наиболее предпочтительна для него собственная компания

Диагностика и развитие карьерной компетентности 7. КАРЬЕРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Карьерные якоря (по Э.Шейну) Карьерный якорь – движущий мотив, побуждающий людей предпринимать усилия по развитию своей карьеры; ценность, от которой индивид ни за что не откажется при выборе пути реализации карьеры ЯКОРЯ КАРЬЕРЫ Профессиональная компетентность Менеджмент Автономия (независимость) Стабильность СлужениеВызов Интеграция стилей жизни Предпринимательство

Характеристика карьерных якорей Профессиональная компетентность – связана с наличием способностей и талантов в конкретной области деятельности. Люди хотят быть мастерами своего дела и особенно довольны, когда достигают успеха в ней, но быстро теряют интерес к работе, которая не позволяет развивать способности. Менеджмент – ориентация личности на интеграцию усилий других людей и принятие ответственности за конечный результат.Человек с этим карьерным якорем уверен, что не достигнет целей карьеры, пока не займет должность, где будет управлять различными сторонами деятельности организации: финансами, маркетингом, разработками, продажами. Автономия (независимость) – первичная забота для личности с этой ориентацией – освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Ярко выражена потребность все делать по-своему, самому решать, когда, над чем и сколько работать. Стабильность – обусловлена потребностью в безопасности, стабильности и предсказуемости событий жизни. Различают стабильность места работы и стабильность места жительства. Первая подразумевает поиск работы в организации, которая обеспечивает долгий срок службы, имеет хорошую репутацию, заботится о своих сотрудниках. Человек второго типа, ориентированный на стабильность места жительства, связывает себя с географическим регионом, «пуская корни» в определенном месте, вкладывая сбережения в свой дом.

Характеристика карьерных якорей (продолжение) Служение – основными ценностями при данной ориентации являются «работа с людьми», «служение человечеству», «помощь людям», «желание сделать мир лучше» и т.д. Вызов – ключевые ценности в карьерной ориентации этого типа – конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач. Человек ориентирован на то, чтобы «бросать вызов». Процессы борьбы и победа более важны для человека, чем конкретная область деятельности или квалификация. Интеграция стилей жизни – человек ориентирован на объединение различных сторон образа жизни. Ему важно, чтобы все было сбалансировано (работа, семья, саморазвитие). Он больше ценит свою жизнь в целом – где живет, как совершенствуется, – чем конкретную работу, карьеру или организацию. Предпринимательство – человек с такой карьерной ориентацией стремится создавать что-то новое, хочет преодолевать препятствия, готов к риску. Он не желает работать на других, а хочет иметь свою «марку», свое дело, финансовое богатство. Для него главное – создать дело, концепцию или организацию, построить ее так, чтобы это было продолжением его самого.

Направленность мотивации к карьере 8. ОЦЕНКА И РАЗВИТИЕ КАРЬЕРНОЙ МОТИВАЦИИ Карьерная мотивация и демотивация

Мотивация к карьере (структура) Основные компоненты мотивации к карьере Карьерная причастность направляющий компонент Карьерная устойчивость Содержательный компонент Карьерный инсайт ведущий компонент

Описание компонентов мотивации к карьере КАРЬЕРНАЯ ИНТУИЦИЯ – определяет, насколько у человека реалистичные ожидания относительно его карьеры, насколько велики знания, касающиеся его сильных и слабых сторон, каковы его специфические цели в карьере – включает способность человека адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам и справляться с негативными ситуациями; умение сотрудника проявить инициативу, способность структурировать проблемы, желание сохранить высокий уровень эффективности и качества работы в ситуациях давления со стороны, недостатка ресурсов, ограниченного количества времени для выполнения конкретного задания КАРЬЕРНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ – включает способность человека адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам и справляться с негативными ситуациями; умение сотрудника проявить инициативу, способность структурировать проблемы, желание сохранить высокий уровень эффективности и качества работы в ситуациях давления со стороны, недостатка ресурсов, ограниченного количества времени для выполнения конкретного задания – характеризует степень вовлечённости человека в поиск возможностей для продвижения и получения признания, способность отказаться от деятельности не связанной с работой для достижения цели организации КАРЬЕРНАЯ ПРИЧАСТНОСТЬ – характеризует степень вовлечённости человека в поиск возможностей для продвижения и получения признания, способность отказаться от деятельности не связанной с работой для достижения цели организации

Карьерная демотивация (6 стадий) 1 стадия «растерянность» 2 стадия «оборона» 3 стадия «надежда» 4 стадия «разочарование» (поворотный пункт) 5 стадия «потеря готовности к сотрудничеству» 6 стадия «окончательное разочарование»

Характеристика стадий карьерной демотивации 1 стадия – сотрудники еще легко контактируют с коллегами, возрастает производительность труда, так как они пытаются справиться с затруднениями за счет более интенсивной работы 2 стадия – поведение сотрудников носит демонстративный характер, при непосредственном общении с руководством склонны либо замыкаться в себе, либо занимать подчеркнуто оборонительную позицию. Качество работы пока остается вполне удовлетворительным. 3 стадия – сотрудники стараются работать достаточно много и с хорошим качеством в надежде зарекомендовать себя с лучшей стороны, получить признание руководства и побудить к улучшению дел

Характеристика стадий карьерной демотивации 4 стадия (переломная) – производительность и качество труда снижается до минимально допустимого уровня: сотрудники выполняют свои обязанности, но инициативы не проявляют. Поворотный пункт, когда еще возможен переход к более благоприятному развитию ситуации. В случае нарастания демотивационных процессов есть опасность перехода к пятой стадии 5 стадия – сотрудники пытаются максимально сузить границы своих обязанностей, начинают вести себя подчеркнуто вызывающе, заметно пренебрегая работой, деформируется система моральных ценностей, которой человек придерживался ранее, нарастает напряженность в межличностных отношениях в коллективе 6 стадия – окончательно разочаровавшись в своей работе, сотрудники либо перейдут на другое место, либо будут относиться к работе как к каторге, либо начинают активно вредить организации изнутри

Карьерный тьюторинг 9. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАРЬЕРЫ Карьерныйкоучинг

Карьерный коучинг КАРЬЕРНЫЙ КОУЧИНГ – технология консультирование по вопросам карьерного продвижения, при которой коуч (тренер) задает своему подопечному вопросы таким образом, чтобы тот самостоятельно принял наиболее приемлемое решение по дальнейшему развитию карьеры. Человек, с которым работает карьерный коуч, осознает, что делает, самостоятельно определяет способы достижения результата и, тем самым, берет на себя ответственность за принятые решения и сам отвечает за качество достигнутого результата в карьере.

Карьерный тьюторинг Карьерный тьюторинг психологическое и организационное сопровождение профессиональной карьеры специалиста на ее ранних этапах (уже в ходе обучения в вузе). В ходе карьерного тьюторинга студенты старших курсов получают рекомендации по трудоустройству, ведется профессиональное консультирование в ходе реализации ими рабочих заданий, полученных от работодателя. Уточняются темы курсовых и дипломных исследований в соответствии с реальной практической деятельностью студента В результате проведения карьерного тьюторинга на момент завершения обучения в вузе студент имеет трудовой опыт и стаж в выбранной им сфере деятельности. И перед ним уже не стоит вопрос трудоустройства и начала профессиональной карьеры – он уже реализует индивидуальную стратегию собственной деловой карьеры.

Включение студентов в проектную деятельность Ожидания и карьерные установки студентов Мониторинг изменений личности выпускника Внутри- вузовское наставничество Формирование навыков адекватной самооценки Психологическ. сопровождение адаптации Карьерны й тьюторинг Схема карьерного тьюторинга

Евгений Могилёвкин , Антон Новгородов ,