Планирование муниципального социально-экономического развития.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стратегия в системе муниципального управления и планирования 19 мая 2010 г. г. Амурск.
Advertisements

1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ- ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИЕЙ ИЖЕВСК2013 ФГБОУВПО «Удмуртский государственный университет» Географический.
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
) Роль и место градостроительного планирования в общей системе планирования и развития муниципального образования.
Синхронизация документов стратегического планирования в регионах и муниципалитетах Климанов Владимир Викторович Институт реформирования общественных финансов.
Проект «Гармонизация российского законодательства о банковских и небанковских кредитных организациях» д-р Эмиль Маркварт, руководитель проекта Чебоксары,
Об особенностях формирования системы стратегического планирования регионального развития в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. 172-ФЗ.
Бюджетная реформа и развитие межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях Министерство финансов Удмуртской Республики Институт реформирования.
Основные подходы и проблемы во введении в Москве платы за подключение к системе централизованного теплоснабжения. Разработка Положения о подключении тепловых.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
Москва Тема: «Бюджетная политика Российской Федерации» Синицин Н.А.
1 ТЕМА 14 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЗЕМЕЛЬНОЙ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ СПК ПС ОМС.
Разработка программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры МСАЖКХ РТ.
Негосударственное учреждение науки "Совет по комплексным правовым исследованиям" Правила землепользования и застройки сельского поселения Муранка муниципального.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О стратегическом планировании в Российской Федерации («О государственном стратегическом планировании») Проект во втором чтении.
ДУМНОВА ТАТЬЯНА ГАВРИЛОВНА МИНИСТР ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ Система индикативного управления в Республике Бурятия.
Министерство регионального развития Российской Федерации1 Программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры (ПКР) Заместитель руководителя Федерального.
О проекте закона РФ «О государственном стратегическом планировании» Министерство экономики Республики Бурятия 17 февраля «План - это помощник рынка.
Транксрипт:

Планирование муниципального социально-экономического развития

Виды планирования: Социально- экономическое (в т.ч. стратегическое) Территориальное Бюджетное (финансовое) Инфраструктурное Уровни планирования: Федеральный Региональный Муниципальный

Основные документы социально- экономического планирования МО Документы Нормы законодательства Стратегия развития___ Прогноз социально-экономического развития Ст. 173 БК РФ Долгосрочные целевые программы (ДЦП) Ст. 179 БК РФ Ведомственные целевые программы (ВЦП) Ст БК РФ

Основные документы территориального и градостроительного планирования МО Документы Нормы законодательства План реализации генплана (схемы)Ст. 22, 26 ГрК РФ Правила землепользования и застройки, градостроительные регламенты Ст. 30 ГрК РФ Документация по планировке территории Ст. 41 ГрК РФ

Основные документы бюджетного планирования ДокументыНормы законодательства Основные направления бюджетной и налоговой политики Ст БК РФ Прогноз социально-экономического развития Ст. 173 БК РФ Долгосрочные целевые программы (ДЦП) Ст. 79, 179 БК РФ Ведомственные целевые программы (ВЦП) Ст БК РФ Адресная инвестиционная программа (АИП) Ст БК РФ Трехлетний или годовой бюджет с трехлетним среднесрочным финансовым планом Ст. 15, 169, 174 БК РФ

Основные документы планирования развития систем коммунальной инфраструктуры Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры (В соответствии с Федеральным законом от г. 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса) Федеральным законом от г. 210-ФЗ Инвестиционные программы организаций (разрабатываются по заданиям от органов МСУ в соответствие с ПКРСКИ)

Горизонты планирования и документы Цели и задачи, планируемого периода Стратегия Генеральный план Прогноз Параметры доходов бюджета Программы, проекты, задания, нормативы, стандарты Параметры расходов и пороговые значения Среднесрочный финансовый план Предполагаемая структура бюджета (скользящее планирование) Основные направления бюджетной и налоговой политики Приоритеты бюджета Бюд- жет Структура бюджета, обязательства бюджета Основное содержание: Документ: Горизонт планирования Обоснование планируемого размещения объектов кап.стр.

Система планирования Схема 1: Социально- экономическое планирование Территориальное планирование Бюджетное планирование Планирование развития коммунальной инфраструктуры цели, задачи, прогнозы Земельно-ресурсные, градостроительные ограничения Бюджетное финансирование инвестиционных программ Расходные обязательства Приоритеты Б и Н политики прогнозы Бюджетные ограничения Потребности развития Территориальные ограничения Взаимодействие с системами других уровней

Разработка Стратегии социально-экономического развития муниципального образования

Истоки: Основные концепции планирования муниципального развития на Западе Городское предпринимательство Городской маркетинг Устойчивое развитие

Концепция «Городского предпринимательства» Город – единый субъект экономических отношений Мобилизация всех местных ресурсов в единый организационный комплекс для разработки четкой стратегии экономического развития и обеспечения ей долговременной поддержки

Концепция «Городского маркетинга» Использование в практике муниципального управления методов корпоративного стратегического маркетингового планирования Будущее - неопределенно и подвижно, поэтому город должен формироваться как единая система, способная эффективно адаптироваться к внешним воздействиям Город должен искать и эффективно использовать свои конкурентные преимущества Основа экономической «выживаемости» города - выявление и поддержание тех отраслей, которые соответствуют конкурентным преимуществам Эффективный городской маркетинг возможен только в условиях общественно-частного партнерства и консенсуса городского сообщества, обычно - при наличии сильного лидера

Концепция «Устойчивого развития» Экономика должна в равной степени ориентироваться как на удовлетворение потребностей настоящего времени, так и на сохранение аналогичной возможности для будущих поколений Фокус концепции – согласование экономического развития с экологией. «Устойчивое развитие - это стабильное развитие, не разрушающее своей природной основы»

Концепция «Устойчивого развития» Термин - от 1-й конференции ООН по окружающей среде (Стокгольм, 1972), работы Римского клуба начала 1970-х гг. 2-я конференция 1992 г. в Рио-де-Жанейро – попытка разработать конкретную программы действий (Повестка дня на 21 век) В 1994 г. на Европейской конференции по устойчивому развитию больших и малых городов Европы (Аалборг) принята Хартия городов Европы за устойчивое развитие («Аалборгская хартия), подписанная более чем 120 городами. Центральная идея – все города должны искать свои пути к устойчивому развитию, формировать соответствующие стратегии

Усложнение классических городских социально-экономических проблем Усложняется структура городского сообщества, обостряются противоречия интересов разных групп населения, проблемы адаптации молодежи, мигрантов, других групп Безработица принимает структурный характер Перегрузка городских инфраструктур, особенно улично- дорожной сети Новые проблемы угрозы безопасности города, прежде всего связанные с терроризмом Новые формы экологической угрозы Исчерпание факторов экстенсивного роста для городов

Продолжение процессов глобализации и «гуманизации» развития Открытость мира - рост конкуренции - города все больше конкурируют напрямую, минуя государственные границы Кризисные явления в экономике и социальной сфере из локальных становятся межрегиональными и общемировыми Стремительно возрастает присутствие новых игроков из стран «третьего мира» и бывшего социалистического лагеря Повышается мобильность населения, капиталов, производств и прочих элементов жизнедеятельности людей «Гуманизация развития»: человек как главный дефицит и как цель развития

Что такое муниципальное стратегическое планирование? Стратегическое планирование – «…это интерактивный социальный процесс, предусматривающий формирование позиции и построения сюжетов, помогающих мобилизовать и координировать деятельность многих сторон в процессе совместного использования властных полномочий… по управлению городскими территориями» Patsy Healey, 1997

Что есть стратегия? Общественный договор Основа для согласования планирования Эффективность управления муниципальными ресурсами Позиция в отношениях со стейкхолдерами Развитие имиджа города

ОТНОШЕНИЯ : с населением с бизнесом с общественными организациями с другими стейкхолдерами СТРАТЕГИЯ – это общественный договор ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ КОНФЛИКТОВ СОГЛАСОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ

Социально-экономического Территориального Бюджетного Инфраструктурного СТРАТЕГИЯ – это основа для согласования планирования

Системность в расходовании местных ресурсов Привлечение в город новых ресурсов СТРАТЕГИЯ – это эффективность управления муниципальными ресурсами

Федерация Субъект Российской Федерации Бизнес Население СТРАТЕГИЯ – это позиция в отношениях со стейкходлдерами

Имиджевый элемент в отношениях со существующими стейкхолдерами Инструмент привлечения новых стейкхолдеров СТРАТЕГИЯ – это развитие имиджа города

«Западные» подходы к муниципальному стратегическому планированию Цель - обычно «повышение качества жизни городского сообщества», качество жизни понимается по-разному Как правило, измеримые критерии - рост налоговых поступлений и создание (сохранение) новых рабочих мест Часто целевые установки стратегий сфокусированы на решении конкретных задач и проведение конкретных проектов социального или коммерческого свойства Ограничения реализации экономических приоритетов - социальные и экологические факторы Важность усиления «переговорной» модели управления; нормативно-правовое регулирование частично заменяется на согласование и партнерство Строгое соблюдение автономии МО в вопросах об использовании стратегического планирования и выборе той или иной его формы

Условия развития российских муниципальных образований меняются Многообразие, сложность и одновременность реформ –Реформа местного самоуправления (с 2003 г.) –Бюджетная реформа (с 2004 г.) –Административная реформа (с 2006 г.) Экономика перестала быть только государственной –Сегодня (по оценкам) публичная власть контролирует не более четверти экономики –Нужны новые методы управления и новые, главным образом, косвенные рычаги управления

Стратегическое планирование Обязательно ли иметь стратегию? – Нет. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» –В перечне вопросов местного значения - утверждение схем территориального планирования, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки –В перечень полномочий органов МСУ (ст.17) попадает «принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования» Бюджетный Кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ – не требуют

Когда появляется стратегия? Стратегия – самоорганизация местного сообщества Это дело «вызревания ситуации» Наличие или отсутствие стратегий и программ не зависит от размеров или потенциала муниципального образования

Какие муниципальные образования имеют стратегии? Стратегию имеют, например: –Санкт-Петербург, Казань, Череповец, Кинель- Черкасский район Самарской области (50 тыс. чел.), город Покров Владимирской области (18 тыс. чел.), Пучежский район Ивановской области (17 тыс.чел.) Стратегий не имеют, в частности: –Москва,Нижний Новгород, Самара

Масштаб явления в России увеличивается Растет количество муниципальных образований, которые разрабатывают стратегии По оценкам Леонтьевского центра, на середину 2005 г. количество муниципальных образований с долгосрочными планами развития оценивалось в 350, реально – больше