Докладчик – Вязовская Наталья Владимировна
Социальное партнерство - это взаимодействия образовательных учреждений с предприятиями- работодателями, департаментом федеральной службы труда и занятости населения, региональными органами исполнительной власти, общественными организациями, высшей школой.
Социальное партнерство в подготовке кадров наноиндустрии УПО Предпри ятия наноинд устрии Общест венные организ ации ВУЗЫ, НОЦ ы, Ресурсные центры Органы исполни тельной власти Службы труда и занятости населения
Основная цель социального партнерства: содействие процессу подготовки и переподготовки конкурентоспособных квалифицированных работников, адаптирующихся к быстрым изменениям рынка труда.
Основные направления взаимодействия учреждений профессионального образования с социальными партнерами: определение содержания профессионального образования и повышения качества учебных планов и программ, формирование единого пространства для дистанционного обучения; профессиональная ориентация(выявление связей между основным образованием и профессиональным обучением, в особенности, содействие трудоустройству молодёжи); подготовка преподавательского состава, организация и осуществление производственного обучения.
Роль государства в установлении партнерских отношений между УПО и отраслью наноиндустрии создание условий для развития реального сектора экономики, как основного институционального субъекта рынка труда, формирующего профессионально-квалификационную структуру спроса на рабочую силу. Устойчиво работающее производство само превратится в мощнейший регулятор системы профессиональной подготовки кадров, выступая одновременно и заказчиком и контролёром качества образовательного продукта. формирование нормативно-правовой базы для нового типа взаимодействия образовательных учреждений с индустрией, способствующей удовлетворению основных интересов обоих сторон на взаимовыгодной основе.
усиление "прозрачности" информационных потоков о ситуации на рынке труда и образовательных услуг, широкое информирование населения о профессиональной и квалификационной структуре спроса, прогнозе основных макроэкономических показателей рынка труда, проблемах трудоустройства выпускников, рейтинге образовательных учреждений и т.д. оптимизация государственной налоговой политики, нацеливающей предприятия на проведение активных программ по переподготовке и повышению квалификации своих кадров. Принятие положений об исключении из налогооблагаемой базы всех видов издержек, связанных с обучением персонала. усиление регламентирующих и контрольных функций государственных органов в сфере регулирования рынка образовательно-квалификационных услуг. Создание единых для всей страны стандартов образования, приведение их в соответствие с международными стандартами.
Работа региональных служб занятости: Создание перечня профессий, требующихся на рынке труда наноотрасли; Корректировка содержания образовательных программ, путем совместного рецензирования их с участием работодателей;
Работа СМИ сми Анализ потребно стей рынка труда наноиндуст рии Изучение перспектив ных направлений Информиров ание о деятельности, инновациях в нано (PR) Информа ция о вакансиях отрасли
Распределение ответов на вопрос: «Готовы ли Вы участвовать в разработке вариативной части образовательных программ подготовки инженерных и рабочих кадров в сфере наноиндустрии?» (в % от числа опрошенных работодателей)
В условиях, когда между рынком высоких технологий и системой профессионального образования еще не налажен конструктивный диалог, поиск кадровых решений часто берут на себя работодатели: сами разрабатывают, так называемые, «корпоративные профессиональные стандарты»; сами создают образовательные центры, готовят преподавателей для них и ведут программы подготовки, а точнее, переподготовки своих кадров.
Решению проблемы качества подготовки высококвалифицированных кадров во многом способствовало бы участие работодателей в разработке образовательных программ. Однако готовы участвовать в такой деятельности в сфере НПО только 26% работодателей, СПО – 24% и ВПО – 21%.
к 2015 г. потребность в кадрах, занятых на предприятиях российской наноиндустрии, составит 450–500 тыс. человек. При этом потребность в квалифицированных специалистах для наноиндустрии оценивается в 100–150 тыс. чел., две трети из которых должны иметь специализированное нанотехнологическое высшее образование. По данным УМО РФ, в настоящее время образование, связанное с нанотехнологиями, получают чуть больше человек.
Оценочные стоимостные показатели подготовки специалиста по направлению наноиндустрии Наименование Бюдж етная стоимость семестра в РФ, тыс. руб.* Стоимость платного семестра в РФ Стоимост ь семестра за рубежом, евро Примечан ие Специалист~60~30~800на 1 студента Магистр~100~ на 1 магистра Аспирант~30 бесплатно За рубежом аспиранты получают оплату за счет НИР Переподготовка за 40 часов ~20 от 30 по ком. курсам от 2000
Основными потенциальными работодателями являются: Организации министерства образования и науки РФ, Институты РАН, промышленные предприятия и научные организации, среди которых: ГК «Роснанотех», РНЦ «Курчатовский институт», ЗАО «Нанотехнологии МДТ», Институт кристаллографии им. Шубникова, Институт химических проблем микроэлектроники, НИИФП им. Ф.В. Лукина, ОАО «Ангстрем», НИИМЭ и завод «Микрон», НПО «Интеграл», г. Минск и др. Заинтересованность в реализации данного проекта выразили: ·ИРЭ РАН, ФТИАН РАН, РНЦ «Курчатовский Институт», АНГСТРЕМ-ЦЕНТР НАНОТЕХ, ОАО «НИИМЭ и завод Микрон», ОАО «АФК Система», ЗАО «NT MDT» и др.