Здравствуйте! Данный урок посвящён рациональным уравнениям. § 21. РАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ Цели урока: выработать алгоритм решения рациональных уравнений;

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рациональные уравнения. Рациональные уравнение – это уравнение вида h (x)= g (x), где h (x),g (x) – рациональные выражения Рациональное выражение - выражение.
Advertisements

Здравствуйте! На этом уроке мы продолжим изучать рациональные уравнения. § 21. РАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ Цели нашего урока: повторить алгоритм решения рациональных.
Алгебраические дроби. Основные понятия а) Определение:, где P и Q – многочлены. P – числитель, Q – знаменатель алгебраической дроби Примеры: б) Значения.
Тема урока: Решение уравнений 9 класс. На уроке Линейные уравнения. Квадратные и сводимые к ним. Дробно – рациональные уравнения Уравнения высших степеней.
«Решение рациональных уравнений.» Л Е К Ц И Я Литература : С.М. Никольский и др. «Алгебра : Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений» серии.
Корнем уравнения называется то значение неизвестного, при котором это уравнение превращается в верное равенство. Решить уравнение – значит найти все его.
8 класс. Повторение. Новосёлова Е.А. МОУ «Усть-Мосихинская СОШ».
Уравнение - это равенство с одной переменной Например : х +2=0 2 х +1 =5 Корень уравнения – это значение переменной при котором уравнение обращается в.
Рациональные уравнения это уравнения, в которых правая и левая части являются рациональными выражениями. Рациональными выражениями называют.
Кравченко Г. М.. Повторить правила умножения, деления и возведения в степень числовых дробей; Изучить алгоритм умножения и деления алгебраических.
Выполнила Обухова А.А. ученица 8Б класса школы год.
Неравенства 1)линейные неравенства Правило,пример 2)квадратные неравенства Правило,пример 3)рациональные неравенства Правило пример.
Уравнения с одной переменной Подготовка к экзамену 9 класс.
Уроки повторения 8 класс. Урок 1 O Рациональные дроби.
Решение дробных рациональных уравнений. Подготовка к ОГЭ Решение дробных рациональных уравнений. Подготовка к ОГЭ МБОУ «Погребская средняя общеобразовательная.
Содержание Определение квадратного уравнения; Решение неполных квадратных уравнений; Решение уравнений, сводящихся к неполным квадратным уравнениям; Тест.
Линейные уравнения. Равенство между двумя алгебраическими выражениями с одной переменной называют уравнением с одной неизвестной. Корнем уравнения называют.
Урок алгебры в 8 классе «Не делай никогда того, чего не знаешь, но научись всему, что нужно знать». Пифагор.
Сложение и вычитание алгебраических дробей Урок 81 По данной теме урок 7 Классная работа
1. Найти общий множитель среди чисел; 2. Найти общий множитель среди букв; 3. Записать общий множитель и открыть скобку; 4. В скобке записать результат.
Транксрипт:

Здравствуйте! Данный урок посвящён рациональным уравнениям. § 21. РАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ Цели урока: выработать алгоритм решения рациональных уравнений; формировать умение решать рациональные уравнения. повторить понятие алгебраической дроби; Здравствуйте! Данный урок посвящён рациональным уравнениям. § 21. РАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ Цели урока: выработать алгоритм решения рациональных уравнений; формировать умение решать рациональные уравнения. повторить понятие алгебраической дроби;

Для лучшего усвоения темы вам необходимо повторить предыдущий материал. I. Самостоятельная работа. Решить уравнения: 1)х 2 -4х+4 = 0; 2)-25 = 10х + х 2 ; 3)-Зх 2 =4х; Для лучшего усвоения темы вам необходимо повторить предыдущий материал. I. Самостоятельная работа. Решить уравнения: 1)х 2 -4х+4 = 0; 2)-25 = 10х + х 2 ; 3)-Зх 2 =4х;

Проверь себя: 1)D=0, Х 1,2 = 2 2) D=0, Х 1,2 = -5 3)Х 1 = 0, Х 2 = -1 Примечание: Уравнение 3 неполное, D- находить не надо. Проверь себя: 1)D=0, Х 1,2 = 2 2) D=0, Х 1,2 = -5 3)Х 1 = 0, Х 2 = -1 Примечание: Уравнение 3 неполное, D- находить не надо.

II.Объяснение нового материала. Напомним: Из этого следует, что алгебраическая дробь в знаменателе должна содержать переменную (буквенное выражение): Значение переменной, при котором знаменатель обращается в 0, является недопустимым значением. (Учебник, §1) ; х 0

Решение: Домножим уравнение на число 15: Решение: Домножим уравнение на число 15: Решить равнение:

Сократим: 3(3х+1)+5(2х-1)=7х+3 Откроем скобки: 9х+3+10х-5-7х-3=0 Преобразуем: 12х=5 Х=5/12 Ответ: 5/12

Сначала вспомним, что такое рациональное выражение Рациональное выражение это алгебраическое выражение, составленное из чисел и переменной х с помощью операций сложения, вычитания, умножения, деления и возведения в степень с натуральным показателем. Если r (х) рациональное выражение, то уравнение r (х) =0 называют рациональным уравнением. Впрочем, на практике удобнее пользоваться несколько более широким толкованием термина «рациональное уравнение»: уравнение вида h (х) = g (х), где h (х) и g (х) - рациональные выражения. До сих пор мы могли решить не любое рациональное уравнение, а только такое, которое в результате различных преобразований и рассуждений сводилось к линейному уравнению. Теперь наши возможности значительно больше: мы сумеем решить рациональное уравнение, которое сводится не только к линейному, но и к квадратному уравнению. Напомним, как мы решали рациональные уравнения раньше, и попробуем сформулировать алгоритм решения.

Пример 1. Решить уравнение Решение: Перепишем уравнение в виде При этом, как обычно, мы пользуемся тем, что равенства А = В и А В = 0 выражают одну и ту же зависимость между А и В. Это и позволило нам перенести член в левую часть уравнения с противоположным знаком.

Выполним преобразование левой части уравнения. Имеем: Таким образом, мы преобразовали заданное уравнение к виду:

Вспомним условия равенства дроби нулю: - тогда, и только тогда, когда одновре-менно выполняются два соотношения: 1) числитель дроби равен нулю (а = 0); 2) знаменатель дроби отличен от нуля (b 0) Приравняв нулю числитель дроби в левой части уравнения (1), получим 3(5х 2 – 13х + 6) = 0; 5х 2 – 13х + 6 = 0; Осталось проверить выполнение второго указанного выше условия. Соотношение b 0 означает для уравнения (1), что 2х (х - 3) 0, т. е. х 0, х3. Значения х 1 = 2 и х 2 = 0,6 указанным соотношениям удовлетворяют и потому служат корнями уравнения (1), а вместе с тем и корнями заданного уравнения. Ответ: 2; 0,6 Если среди корней числителя окажется число, при котором знаменатель дроби обращается в нуль, то такое число корнем уравнения быть не может, его называют посторонним корнем и в ответ не включают. Осталось проверить выполнение второго указанного выше условия. Соотношение b 0 означает для уравнения (1), что 2х (х - 3) 0, т. е. х 0, х3. Значения х 1 = 2 и х 2 = 0,6 указанным соотношениям удовлетворяют и потому служат корнями уравнения (1), а вместе с тем и корнями заданного уравнения. Ответ: 2; 0,6 Если среди корней числителя окажется число, при котором знаменатель дроби обращается в нуль, то такое число корнем уравнения быть не может, его называют посторонним корнем и в ответ не включают. Х

Опираясь на решенный пример, сформулируем следующий алгоритм. Алгоритм решения рационального уравнения (запиши в рабочую тетрадь) 1.Перенести все члены уравнения в одну часть. 2.Преобразовать эту часть уравнения к виду алгебраической дроби 3. Решить уравнение р(х) = Для каждого корня уравнения р(х) = 0 сде­лать проверку: удовлетворяет ли он условию q(х) 0 или нет. Если да, то это -корень заданного уравнения; если нет, то это посторонний корень и в ответ его включать не следует.

III. Закрепление нового материала. Задание1. (устно) Какие из чисел 2, 5, - 3, 1 не могут являться корнями уравнения: б) в) а)а)

Проверь себя: А) Не могут являться корнями уравнения: 2, (х-2 0) Б) Не могут являться корнями уравнения: -3, (х+3 0) В) Не могут являться корнями уравнения: 5 и -3, (х 2 -2х-15 0) Проверь себя: А) Не могут являться корнями уравнения: 2, (х-2 0) Б) Не могут являться корнями уравнения: -3, (х+3 0) В) Не могут являться корнями уравнения: 5 и -3, (х 2 -2х-15 0) Задание 2. (письменно) Решить уравнение:

Проверь себя: Решение: Будем действовать в соответствии с алгоритмом. 1) Преобразуем уравнение к виду 2) Выполним преобразования левой части этого уравнения: (одновременно изменили знаки в числителе и знаменателе дроби) Таким образом, заданное уравнение принимает вид:

3) Решим уравнение х 2 - 6х + 8 = 0. Находим х,, х 4) Для найденных значений проверим выполнение условия 2х(х - 2) 0. Число 4 этому условию удовлетворяет, а число 2-нет. Значит, 4 корень заданного уравнения, а 2 посторонний корень. Ответ : 4, х