Повестка дня 3 Первая половина дня. Презентация группы «Уроки» Ротация ответственных групп. III. Разработка лесной стратегии зелёной экономики продолжается.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Управление проектным циклом Методика разработки, выполнения и оценивания проектов (версия Европейского союза)
Advertisements

«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ. ОГЛАВЛЕНИЕ Почему проводится анализ ситуации? Что необходимо сделать? Этапы проведения анализа ситуации Определение обычных целей Некоторые.
Стратегии по тематическим и сквозным областям деятельности– Деградация земель Семинар для членов ГЭФ 11 – 13 октября 2011 г. Ташкент, Узбекистан.
Декларация о Едином пространстве информационного обмена организаций электроэнергетики Российской Федерации 2006, Общероссийское отраслевое объединение.
Матрица для включения содержания документа стратегии адаптации и охраны/укрепления здоровья.
Участие заинтересованных сторон из стран-участников ГЭФ Групповое занятие МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА В ГЭФ.
Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
БИЗНЕС - ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ КСО ООО « ЗАВОД ЦВЕТНЫХ СПЛАВОВ » БИЗНЕС - ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ КСО ООО « ЗАВОД ЦВЕТНЫХ СПЛАВОВ »
Процесс ГПП: задача, компоненты, мероприятия, роли и ответственность.
КОНЦЕПЦИЯ ФОРУМА «EXPO – 2017: Региональные инициативы»
Принципы менеджмента качества. Восемь принципов менеджмента качества п.0.2: Ориентация на потребителя. Лидерство руководителя. Вовлечение работников.
ИСЦАУЗР МНОГОСТРАНОВОЙ ПРОЕКТ ПОВЫШЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛА (МППП) ИНКРЕМЕНТНОЕ ОБОСНОВАНИЕ.
Местное Экономическое Развитие Ефанов В.В. Презентация учебного модуля в рамках совместного проекта IMUG.
ПОРЯДОК СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Февраль 2014.
Партнерство ГЭФ с организациями гражданского общества (ОГО) Семинар для членов ГЭФ в расширенном составе 11–13 октября 2011 года Ташкент, Узбекистан Л.
Политика по мониторингу и оценке в ГЭФ Политика по мониторингу и оценке в ГЭФ.
Этапы планирования потребности в персонале
Реализация проекта Вмешательства, ваша система управления обработанной информацией, принятие решений и последствия.
1 Министерство экономики Кыргызской Республики Бишкек Концепция разработки Стратегия развития горнодобывающей отрасли Кыргызстана Концепция разработки.
Транксрипт:

Повестка дня 3 Первая половина дня. Презентация группы «Уроки» Ротация ответственных групп. III. Разработка лесной стратегии зелёной экономики продолжается. Презентация: формирование/разработка эффективной лесной политики. Практическое упражнение. Разработка логически последовательного предложения для усовершенствования процессов устойчивого управления лесами в целях озеленения экономики. Презентация: критический экспертный обзор подобных предложений. 1

Уместность и баланс: Совершенствование уместности и баланса политики посредством проверки всех ключевых вопросов, отражающих мнения различных заинтересованных сторон. Ответственность: Повышение степени ответственности заинтересованных сторон, задействованных в процессах реализации политики. За счёт широкого вовлечения заинтересованных сторон в переговорный процесс по обсуждению приоритетов политики возрастает вероятность её одобрения и реализации. Подотчётность: Повышение уровня подотчётности и взаимодействия лиц, принимающих решение с другими заинтересованными сторонами лесного сектора, будет содействовать лучшему осмыслению последствий реализации политики. Взаимоотношения: Практическое предотвращение и управление конфликтными ситуациями, обусловленных данной политикой, а также построение новых, доверительных взаимоотношений между заинтересованными сторонами лесного сектора. Обсуждение приоритетов политики – почему оно необходимо? Почему бы не перейти к формулированию политики напрямую из анализа контекста? 2

Что такое лесная политика? Это стратегический документ не имеющий обязательной юридической силы, обуславливающий направление развития лесного сектора в среднесрочной/долгосрочной перспективе. Лесная политика (стратегия) должна включать в себя результаты всестороннего анализа и приоритеты, согласованные всеми ключевыми заинтересованными сторонами. Какие ключевые принципы должны применяться при разработке и рассмотрении лесной стратегии? Нейтралитет в разработке, включая анализ заинтересованных сторон и баланс их интересов. Участники такого процесса должны связать между собой местные, национальные (в том числе межсекторные) и международные обязательства. Стратегия должна быть реалистичной и осуществимой в рамках существующих или планируемых/прогнозируемых ресурсов. Функции и принципы эффективной лесной политики

Сколько стратегий развития лесного сектора для стран с переходной экономикой, с учётом имеющихся ресурсов, практически выполнимы? Разрабатываемая стратегия должна быть реалистичной! Лесная стратегия сама по себе хороша, просто страна не имеет ресурсов для ее осуществления, в этом и состоит проблема. Стратегия должна соответствовать ресурсам, имеющимся в стране. Если нет - это просто плохая лесная стратегия.

Разработка лесной стратегии – непосредственные участники? Постоянная рабочая группа - может состоять из специалистов и научных работников в области лесной политики, а также лиц, редактирующих тексты Временно задействованные эксперты. Например, эксперты по вопросам управления и владения лесами или привлечению частного капитала Консультативный комитет – высокопоставленные представители ключевых министерств и ведомств. Например, лесное хозяйство, сельское хозяйство, торговля, энергетика, добывающая промышленность, статистика Обзор многочисленных заинтересованных сторон. Например, всестороннее изучение вопроса группами заинтересованных сторон или семинары на основе методики партисипативного (при широком вовлечении всех заинтересованных сторон) обзора

Формат лесной стратегии страны определяется её национальным контекстом – однако существуют некоторые общие принципы эффективной лесной стратегии, включающей: Перспективный подход - (напр. на срок от 25 до 100 лет), ясное видение цели – «место назначения», и чёткие указания, как туда добраться – «путь следования». Логическое структурирование – с ясно взаимосвязанными и последовательными компонентами, обеспечивающими достижение цели и предотвращающие дублирование или противоречия. Удобство для пользователя и краткость - всё написано просто и ясно, в лаконичной форме (напр. содержание не более страниц), хорошо изложено, что обеспечивает лёгкость понимания. Использование точной терминологии - обеспечивает общее понимание, предотвращая различные толкования. Формат эффективной лесной политики (стратегии)

Название, оглавление, определения/термины Преамбула 1. Краткий анализ контекста – ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ 2. Описание ожидаемой долгосрочной цели/результатов реализации стратегии и временные рамки (напр. на срок от 25 до 100 лет) – ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ 3. Общая цель – КАК ЕЁ ДОСТИЧЬ? ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ И СТРАТЕГИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ К УСТАНОВЛЕННОМУ СРОКУ 4. Задачи компонентов – ТЕМАТИЧЕСКИЕ ИЛИ МЕЖСЕКТОРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СТРАТЕГИИ 5. Направление деятельности – РАЗРАБОТКА ЭТАПОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ КАЖДОГО КОМПОНЕНТА ЗАДАЧ 6. Институциональная реформа в области лесного сектора, финансирование и другие аспекты, связанные с её реализацией – С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА, КТО И ЧТО ТРЕБУЕТСЯ ДЛЯ ЭТОГО, СПИСОК УЧАСТНИКОВ И ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ, НУЖНЫХ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7. Руководящие указания по правилам, стимулам и санкциям – ЧТО ТАКОЕ «КНУТ И ПРЯНИК» – ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТИМУЛЫ, КОТОРЫЕ БУДУТ ДОСТУПНЫ ДЛЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН ЛЕСНОГО СЕКТОРА. Внимание: В наиболее процветающих лесных секторах реализуется стратегия, сфокусированная на поощрительных инициативах, способствующих привлекательности и конкурентоспособности лесного сектора. Таким образом, на запрещающие мероприятия делается меньший упор, т.к. в целом, запреты препятствуют привлечению инвестиций и зачастую приводят к нарушениям закона. Общая структура политики (стратегии) – подробная информация в раздаточном материале

Я думаю было бы намного проще предложить этому леснику взятку. Вы должны заполнить все бланки до того, как Вам будет разрешено срубить эти деревья. Когда же он даст мне взятку ? Правила/процедуры, содержащие чересчур много запретов, могут стать контрпродуктивными - эффективная стратегия должна использовать удобные для пользователя процедуры, которые делают более привлекательным законное и устойчивое использование ресурсов. Лесная политика и вытекающие из неё нормы и правила – чрезмерные ограничения и сложности могут спровоцировать незаконные действия.

. Общая цель Мировое лидерство в области устойчивого управления лесами и инноваций в лесном секторе. Приверженность процессам устойчивому управлению лесами. Национальные приоритеты -Трансформация лесного сектора – необходимость постоянного обновления и расширения спектра лесных продуктов и услуг, повышение эффективности и степени вовлечения местных жителей. -Изменение климата – усиление роли лесов в адаптации к изменению климата и предотвращению его последствий. Цели и желаемые результаты Цели: A) Благополучное и устойчивое будущее всего лесного сектора; B) Мировое лидерство в области инновационной политики и действий по смягчению и адаптации к последствиям изменения климата. Результаты: A) Государственно-частное партнерство в области исследований, максимальная отдача вложенных средств посредством диверсификации, мировое лидерство в области производства экологических и социально ориентированных продуктов, наличие профессиональных кадров. B) Производство биоэнергии, совместная работа с местными сообществами в области предотвращения изменения климата и адаптации к его последствиям и т.п. Распределение ролей и партнерство - список заинтересованных сторон, которые будут сотрудничать при реализации стратегии и их ожидаемые роли, государственные органы, частный сектор, местные жители и международные партнёры. Коммуникация (связь) и обзор – Постоянная связь и каждые 3 года оценка результатов Лесная стратегия Канады – 15 страниц – разработана посредством партисипативного (при широком вовлечении заинтересованных сторон) процесса

. Общая цель Финляндия стала одним из мировых лидеров в области устойчивого управления лесами и ноу-хау для лесного сектора. Основные приоритеты -Новые конкурентоспособные лесные продукты и услуги -Значительный рост объёмов использования местной древесины -Увеличение биоразнообразия лесов Задачи Общая задача: повышение благосостояния на основе разнообразных лесов -Благоприятная среда как для лесной промышленности, так и для лесного хозяйства -Предотвращение изменения климата и стимулирование выработки энергии за счёт возобновляемых источников энергии лесного сектора -Биоразнообразие лесов и экологические выгоды -Отдых и культура -Ноу-хау для лесного сектора и социальная приемлемость -В международном масштабе стимулирование процессов устойчивого управления лесами Направление деятельности - Основные этапы деятельности и чёткие цели, устанавливаемые для каждой задачи Структура лесной стратегии Финляндии

. ЧАСТЬ 1. ОБЩАЯ ЦЕЛЬ: Ко второй половине этого столетия, население Шотландии начнёт получать выгоду от деревьев, земель, покрытых древесной растительностью и лесов, активно управляя и заботясь о них для того, чтобы обеспечить потребности будущих поколений. Лесные ресурсы стали центральной частью национальной культуры, экономики и окружающей среды. Принципы: Устойчивое развитие обеспечивается посредством процессов устойчивого управления лесами и широкого вовлечения различных социальных слоёв общества, оно также зависит от других видов землепользования и частного сектора Результаты: 1) Улучшенное благосостояние и здоровье членов сообществ, 2) прибыльные лесные предприятия, 3) Фокус на высококачественной, климотоустойчивой окружающей среде. Задачи: 1) Участие местных сообществ и совершенствование навыков работников лесного сектора. 2) Повышение эффективности и разнообразия лесных продуктов и услуг. 3)Увеличение биоразнообразия, предотвращение последствий изменения климата, социальные аспекты и охрана водных ресурсов. Часть 2. ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛИ. Основная рабочая тематика – чёткие планы реализации, поставленные цели для каждого из них: a) Древесина и энергия, b) Развитие частного предпринимательства в лесном секторе, c) Вовлечение и развитие местных сообществ, d) Доступность и здоровье, e) Качество окружающей среды, f)Биоразнообразие, g) Изменение климата Часть 3 МЕТОДИКА: Руководящие указания по стимулам, правилам, ресурсам, ролям и обязанностям. При использовании метода «кнута и пряника», что необходимо сделать для того, чтобы стимулировать функционирование сектора, роль и обязанности всех ключевых заинтересованных сторон для успешной реализации стратегии. Структура лесной стратегии Шотландии - 60 страниц.

Процесс широкого вовлечения всех заинтересованных сторон обеспечил одобрение лесной стратегии Шотландии, что рассматривается как заслуга всего общества в целом, а не только лесного сектора При разработке региональных вариаций лесной стратегии Шотландии применялись процессы и методы, используемые нами на этом семинаре: Анализ заинтересованных сторон; Метод «Плакат с заметками»; Анализ прав, доходов и ответственности, Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (На фотографии выше); Анализ проблем; Метод «Аквариум» и Дерево решений/Логическая матрица.

Цель упражнения: Изучение передового опыта при структурировании основных положений лесной стратегии. Руководство по разработке логической структуры и партисипативные (при широком вовлечении всех заинтересованных сторон) методы помогут систематизировать проект разрабатываемого документа Необходимо разработать только план/структуру стратегии, не вникая в подробности. Это упражнение по СТРУКТУРЕ, а не о СОДЕРЖАНИИ стратегии, так что не надо слишком подробно обсуждать её сущность. Разработка и обзор политики (стратегии) – практическое упражнение по её структурированию

Процедура: 1. Вы будете разделены на три группы. Ваша задача - разработка стратегии в соответствии с принципами устойчивого управления лесами и зелёной экономики. 2. Каждая группа выполнит два упражнения, которые помогут в разработке основных положений логически последовательной стратегии. 3. Для каждого упражнения - каждая группа должна назначить координатора, который будет содействовать выполнению данного упражнения. Для каждого упражнения координаторы должны меняться. 4. В конце упражнения будет проведён конкурс (с проставлением оценок и награждением победившей группы), в ходе которого можно будет определить группу, представившую наиболее логичную и ясную структуру стратегии. Разработка и обзор политики (стратегии) – практическое упражнение по её структурированию

Долгосрочное предоставление лесных экосистемных услуг – экологические функции зелёные рабочие места/средства к существованию в лесном секторе Низко-углеродный лесной сектор, минимизирующий использование не возобновляемых ресурсов Устойчивое производство и потребление лесных продуктов Межсекторный компонент: Разработка политики и мониторинг лесного сектора по отношению к зелёной экономике Концепция зелёной экономики: Низко-углеродная, ресурсоэффективная экономика, включающая социальные аспекты. Это только общее руководство, которое изменяется в зависимости от контекста! 15 Вспомним генетические компоненты лесного сектора, обуславливающие переход к зелёной экономике

Сейчас ведущий покажет два упражнения, которые вы используете при разработке основных положений стратегии. Руководящие указания для данных упражнений приведены в раздаточном материале. A. Дерево решений B. Логическая матрица – руководящие указания Разработка и обзор политики (стратегии) – практическое упражнение по её структурированию

Общая цель (Ожидаемое положительное изменение в определенных временных рамках) Разработка и обзор политики (стратегии) – практическое упражнение по её структурированию, дерево решений Стратегия (особое внимание на то, что и как должно видоизмениться в лесном секторе для достижения цели Тематический компонент - задача Сквозной компонент - задача Тематический компонент - задача Сквозной компонент - задача 1. Обсуждение общей цели и задач стратегии – пользуйтесь карточками Шаг Определиться с соответствующим компонентом. Весьма часто встречаются два типа компонентов (тематические, например, типы лесов или каковы функции лесов) и сквозные компоненты, такие как законодательство и институциональное руководство.

A.Анализ контекста Основные сильные стороны, ограничения (коренные причины), возможности и угрозы в лесном секторе (4 предложения) Обоснование для пересмотра стратегии (2 предложения) B. Общая цель: Воздействие/положительное изменение - что будет достигнуто через 25 лет за счёт реализации стратегии (1 предложение) C. Назначение: Краткий обзор стратегии или стратегий, которые помогут достичь цели (максимум 3 предложения) D. Задачи/ компоненты стратегии E. Ожидаемые результаты (должны быть измеримыми) F. Условные допущения – необходимы благоприятные условия. Их оценка. Вероятность реализации должна быть больше 80% Задача компонента 1Результат 1 (Ожидаемое изменение) Пример, имеются ресурсы, политическая воля и т.п. Задача компонента 2Результат 2 (Ожидаемое изменение) Пример, имеются ресурсы, политическая воля и т.п.. Шаг 2: Структурирование политики (стратегии) - посредством руководящих указаний для логической матрицы - см. раздаточный материал

Процедура: 1. Вернуться к повторному рассмотрению результатов работы данного семинара для того, чтобы заполнить содержанием разрабатываемую стратегию. 2. Проверить логику вертикальных взаимосвязей излагаемого материала – введены ли все задачи компонентов в стратегию, соответствует ли назначение стратегии её общей цели? При необходимости внести коррективы. 3. Теперь проверить логику горизонтальных взаимосвязей, определить измеряемые результаты (показатели) для каждой задачи и условного допущения – в случае, если нет уверенности, по крайней мере на 80% в изначально принятых допущениях, то следует пересмотреть компоненты или саму стратегию до тех пор, пока не появится уверенность на 80%. 4. Если достичь 80%-ной уверенности не получается, то можно рассмотреть новую стратегию, что к примеру, скорректирует благоприятные условия, а это в свою очередь, повысит вероятность разработки успешной стратегии. Разработка и обзор политики (стратегии) – практическое упражнение по её структурированию, руководящие указания для логической матрицы

Цель экспертного обзора. Гарантия того, что основные положения стратегии проанализированы в соответствии с мнениями и ключевыми критериями различных заинтересованных сторон. Создание конкурентоспособной динамики при проведении экспертного обзора для того, чтобы выявить лучшую группу. Процедура презентации – применение метода поочерёдного членства для экспертного обзора многочисленных заинтересованных сторон

Процедура. Организуется оценочная комиссия, членом которой может стать любой желающий. Эта комиссия, с точки зрения ключевых заинтересованных сторон, оценит стратегии разработанные группами. На презентацию своей стратегии каждой группе даётся строго определённое время. Вопросы и ответы. В течение 1 минуты каждый член оценочной комиссии, с точки зрения своей заинтересованной стороны, комментирует представленную стратегию. В заключение, члены комиссии по 10-ти бальной шкале оценивают обсуждаемую стратегию (с точки зрения своей заинтересованной стороны)! Процедура презентации – применение метода поочерёдного членства для экспертного обзора многочисленных заинтересованных сторон

Участники дискуссии и критерии, которыми они интересуются. 1. Государственный лесник. Вы очень заинтересованы в том, чтобы стратегия (политика) была ясна, логична и последовательна, поскольку отвечаете за её реализацию. Вы также заинтересованы в проведении хорошего мониторинга и анализа, а также получении достоверных данных. 2. Частное лесное предприятие. Вы очень заинтересованы в позитивной стратегии, которая могла бы создать привлекательный климат для инвестиций в лесной сектор (напр. благоприятные условия для развития предпринимательства, переработки древесины и получения энергии из неё). 3. Неправительственная организация (НПО). Вы очень заинтересованы в том, чтобы стратегия соответствовала нормам зелёной экономики и зелёного роста – принципам устойчивого развития и устойчивого управления лесами. 4. Местный житель. Вы очень заинтересованы в том, чтобы в стратегии был сделан упор на решение вопросов, связанных с делегированием прав и полномочий – передача прав на пользование лесами, права пользователей и право сообществ на принятие решения в области управлении лесами. Процедура презентации – применение метода поочерёдного членства для экспертного обзора многочисленных заинтересованных сторон

Государственный лесник Частное лесное предприятие НПОМестный житель Общая оценка Группа 1 Группа 2 Группа 3 Процедура презентации – применение метода поочерёдного членства для экспертного обзора многочисленных заинтересованных сторон – таблица баллов Члены оценочной комиссии меняются перед каждой презентацией – члены группы, выступающей с презентацией, в состав комиссии не входят

Пример взаимосвязи составляющих устойчивого управления лесами, как и в случае с устойчивым развитием это социальная, экономическая и экологическая составляющие Социальная Участие и социальная справедливость Гарантия прав на владение и использование Эффективное руководство Экономическая Эффективное и продуктивное использование лесного сектора стимулирует и оптимизирует производство возобновляемых ресурсов и энергии из древесины Рентабельность за счёт представления многофункциональных услуг и использования лесов Достойные средства к существованию и доход работников лесного сектора и местных жителей, зависящих от лесов Экологическая Долгосрочное поддержание здоровья и жизнеспособности лесных экосистем Оптимизация процессов предотвращения климата и адаптации к его последствиям Устойчивое управление лесами 24

Сильные стороны? Слабые стороны/ограничения? Рекомендации по применимости/адаптивности? Дерево решений Логическая матрица Поочерёдное членство Замечания относительно используемых методов

Метод оценки Логическая матрица Поочерёдное членство Инструменты социального метода для привлечения заинтересованных сторон и для переговоров о стратегиях устойчивого управления лесами в целях озеленения экономики – подробная информация в раздаточном материале