Никитина Ольга Вячеславовна руководитель экономического отдела Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Особенности формирования тарифов на.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Перспективы тарифного регулирования для предприятий водоснабжения и водоотведения (ВиВ) Довлатова Елена Владимировна Исполнительный директор Российской.
Advertisements

Дифференциация тарифов, как решение проблем в сфере ВКХ Довлатова Елена Владимировна Исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения.
Новое в тарифном регулировании. Структура тарифа при использовании метода долгосрочной индексации. А.И. Дурнева июнь 2014 год.
Нововведения в государственном регулировании тарифов на водоснабжение и водоотведение с 1 января 2013 года Барнаул, 2012 Нововведения в государственном.
Метод доходности инвестированного капитала Таманцев Андрей Валерьевич, Июль 2010.
Отдел регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.
Ключевые изменения нормативной базы в сфере тарифного регулирования.
Федеральный закон от ФЗ «О теплоснабжении» 2 Постановление Правительства Российской Федерации от
Нормативно-правовое регулирование по вопросам разработки, утверждения и контроля за реализацией инвестиционных программ в сфере водоснабжения и водоотведения.
Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные.
КОНЦЕССИЯ И АРЕНДА В ОТНОШЕНИИ ОБЪЕКТОВ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ, ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ Минэкономразвития России.
Долгосрочное регулирование тарифов в жилищно-коммунальном комплексе Республики Бурятия.
Базовый уровень подконтрольных расходов Индекс эффективности подконтрольных расходов Коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов.
Семинар-совещание на тему "Развитие Санкт-Петербургского регионального сегмента ЕИАС в 2014 году» (Управление потребительского рынка и мониторинга регулируемых.
Совершенствование нормативно-правового регулирования коммунальной сферы Соловьева Людмила Дмитриевна заместитель начальника Департамента жилищно-коммунального.
АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Комитет тарифного регулирования Волгоградской области Порядок согласования и утверждения инвестиционных программ организаций.
Эталонный сбыт. Видение гарантирующих поставщиков Невмержицкая Наталья Председатель Правления НП ГП и ЭСК Сочи Октябрь 2014.
«Требования законодательства Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергоэффективности к организациям, осуществляющим регулируемые виды.
1 Плата не регулируется государством, определяется собственниками Плата не регулируется государством, определяется собственниками Тарифы устанавливаются.
Москва, март 2015 Заместитель начальника Управления регулирования в сфере жилищно-коммунального комплекса ФСТ России А. В. Таманцев.
Транксрипт:

Никитина Ольга Вячеславовна руководитель экономического отдела Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Особенности формирования тарифов на водоснабжение и водоотведение в 2014 г: Нормативно-правовые акты, определяющие ключевые моменты регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения. Особенности применения ФЗ- 291 от г

Внесение изменений в закон «О водоснабжении и водоотведении» Предельные индексы устанавливаются и применяются до 1 января 2016 г. К полномочиям Правительства РФ добавляются: 1. Утверждение правил организации коммерческого учета воды, сточных вод ( ПП РФ 776 от г. ); 1. Утверждение порядка разработки и утверждения схем в/с и в/о, требования к их содержанию ( ПП РФ 782 от г ); 2. Утверждение порядка разработки, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ ОКК и порядка осуществления контроля за их выполнением (ПП РФ 641 от г); 3. Установление порядка расчета размера возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере в/с и в/о за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ в связи с принятием уполномоченными органами решений об изменении установленных тарифов, рассчитанных на основе долгосрочных параметров…

Предельные (минимальные и максимальные) индексы в соответствии с Федеральным законом 291-ФЗ от г. Правительство РФ или ФСТ Предельные индексы роста цен Тарифы на основе долгосрочных параметров На каждый год долгосрочного периода регулирования Возврат капитала Доход на капитал Инвест. программы Экономия вследствие эффективности остается на 5 лет! Превышение «предельника» без согласования с ФСТ Субъект РФ Устанавливаются и применяются до г До г. Осуществляет поэтапный переход к долгосрочному регулированию тарифов в соответствии с ПП РФ 406 Может определить перечень субъектов или виды организаций, в отношении которых применяются иные методы регулирования Долгосрочные параметры, концессионные соглашения, регуляторный договор

Предельные (минимальные и максимальные) индексы в соответствии с Постановлением Правительства РФ 406 от г в ред. ПП РФ 1220 от г. Устанавливаются ФСТ с календарной разбивкой по полугодиям Тарифы в сфере в/с и в/о (за исключением тарифов на подключение) в соответствии устанавливаются Не превышение величины тарифов в 1-ом полугодии очередного года над величиной соответствующих тарифов во 2-ом полугодии предшествующего года по состоянию на 31 декабря При условии

Случаи компенсации Изменение законодательства РФ Изменение тарифов Изменение НВВ Изменение долгосрочных параметров Изменение, установление предельных индексов Федеральный бюджет Компенсация Местный бюджет Бюджет субъекта Кроме случаев принятия решения Правительством о существенном ухудшении экономической конъюнктуры на всей территории РФ или на территории отдельного субъекта (изменение тарифов сроком до 3 лет) Недополученные доходы

Внесение изменений в ЖК РФ в соответствии с ФЗ 417-ФЗ от г ст ЖК РФ Не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за КУ выше предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за КУ в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта РФ

Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении основ формирования индексов изменения размера платы граждан за КУ в РФ» Рекомендовать губернаторам рассмотреть вопрос о предоставлении субсидий в случае превышения роста размера платы граждан за КУ над установленными индексами Индексы по субъектам РФ на первый долгосрочный период устанавливаются не позднее г. Предельные индексы на первый долгосрочный период - не позднее г Предельные индексы и индексы по субъектам РФ на первый долгосрочный период вводятся в действие с г Правительство утверждает значения индексов по субъектам РФ с учетом расчетов и обосновывающих материалов, представленных губернаторами.

Формирование индексов изменения платы граждан за КУ в РФ Устанавливаются до года, предшествующего 1-му долгосрочному периоду Утверждаются губернаторами не позднее года, предшествующего 1-му долгосрочному периоду Расчет на основании прогнозируемого изменения совокупной платы граждан за КУ, на основании одобренного прогноза СЭР, расчетов и обосновывающих материалов Могут изменяться в период их действия в сторону снижения в случае существенного ухудшения экономической конъюнктуры, а так же по решению губернатора, с выплатой компенсации ОКК из бюджета субъекта Могут изменяться в сторону увеличения в случае изменения стоимости энергоресурсов, используемых при производстве КУ

Принципы установления предельных индексов: Неизменность набора и объема услуг Не учитывается изменение объема, определяемое по ПУ Учитывается изменение нормативов потребления КУ, устанавливаемое Субъектом Не учитывается изменение объема, предоставления гражданам льгот и субсидий Не учитывается изменение фактического объема потребления при перерасчете платы за прошедшие расчетные периоды Не учитывается изменения при переходе на дифференцированные по времени суток тарифы Не учитывается применение штрафных санкций и повышающих коэффициентов к тарифам и нормативам Размер платы граждан определяется в пределах социальной нормы, в случае ее установления

Принципы установления предельных индексов: Могут устанавливаться с учетом региональных, климатических и географических особенностей, календарной разбивки, дифференциации по : Тип отопления жилых помещений : Централизованное; Децентрализованное с использованием различных видов топлива Степень благоустройства МКД Должны обеспечить изменение размера совокупной платы граждан за КУ в предстоящем долгосрочном периоде по отношению к декабрю предыдущего года, не более установленного размера соответствующего индекса

Порядок расчета, утверждения и применения предельных индексов Губернатор Заявление ФСТ Расчет индексов по субъектам до Предложения по субъектам До 1.08 года, предшествующего установлению Предложение по своему субъекту Основания ПКР КИ Схемы КИ Региональная программа газификации ИП и ПП ОКК Нормативы и объемы потребления КУ за 2 года Числ. населения и S МКД с ПУ и без ПУ Условия концессионных соглашений и договоров аренды Возврат для корректировки проверка Либо Самостоятельно корректирует До 1.12 Устанавливает предельные индексы по МО

Порядок расчета, утверждения и применения предельных индексов На основании решения Совета депутатов МО предельные индексы могут быть установлены на уровне, превышающем более чем в 1.5 раза индекс субъекта Решение принимается в течение 20 дней в виде согласования или отказа от согласования проекта акта губернатора об установлении предельного индекса, в размере, превышающем более чем в 1.5 раза индекс по субъекту На основании решения Совета депутатов губернатор принимает решение об установлении предельника либо на уровне не превышающем полуторного размера, либо об установлении индекса с превышением более чем в 1.5 раза по основаниям: реализация ПКР, учет положений концессионных соглашений, реализация утвержденных ИП и ПП, установление ЭОТ на энергетические ресурсы установление нормативов потребления КУ в соответствии с действующим законодательством

Случаи компенсации ОКК Решение губернатора Изменение установленных предельных индексов, в сторону уменьшения в течение долгосрочного периода их действия Субсидия ОКК Бюджет субъекта Кроме случаев принятия решения Правительством о существенном ухудшении экономической конъюнктуры на всей территории РФ или на территории отдельного субъекта

Предельные (минимальные и максимальные) индексы в соответствии с ПП РФ 128 от г. Дополнение Основ ценообразования ПП РФ 406 от г В г.г. Предприятия ВКХ В период действия тарифов, но не раньше 1 июля и не позже 1 октября т.г. Заявление о переходе Орган регулирования Метод RAB Метод индексации 45 дней 15 дней Решение об изменении или отказе Предложение об установлении (пересмотре)тарифов по методу

Система цен (тарифов) Организация водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующие организации ВКХ) Метод RABМетод индексации Срок действия 5 лет (при первом применении -3 года) Регулируемые тарифы в сфере холодного водоснабжения Регулируемые тарифы в сфере водоотведения Тариф на Питьевую воду Тариф на Техническую воду Тариф на транспортировку Тариф на водоотведение Тариф на Транспортировку СВ Установление предельных индексов, учитывающих инвест.программы, параметры, обязательства Тариф на подвоз воды Тариф на подключение к Централизованной системе ХВС Тариф на подключение к Централизованной системе водоотведения При установлении ОКК, осуществляющей ГВС, ХВС, водоотведение тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности не устанавливаются, за исключением случаев оказания абонентам отдельных видов услуг. Метод экономически обоснованных затрат Метод сравнения аналогов Срок действия не менее 1 года Тариф на очистку СВ, обращение с осадком ( в составе тарифа на водоотведение)

Система цен (тарифов) продолжение Регулируемые тарифы в сфере горячего водоснабжения (закрытая система ГВС) Подключение к центр. системе ГВС ГВС Транспортировка ГВС При приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем ГВС, вт.ч. в МКД, тариф на горячую воду не устанавливается. Плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством РФ Перечень тарифов и услуг, подлежащих регулированию, является исчерпывающим. Цены на иные виды товаров, работ, услуг определяются соглашением сторон и регулированию не подлежат!

Особенности установления тарифов на горячую воду в закрытой системе Одноставочный Двухставочный 1 м 3 1 м 3 в час присоединенной мощности Рассчитывается исходя из тарифа на х/в Определяется органом регулирования на основании: Тариф на тепловую энергию (мощность) Фин. потребности на содержание ЦС ГВС на участке от ЦТП до границы эксплуатационной ответственности, за ед. тепловой энергии (мощности), если эти расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность) Расходы по транспортировке Г/В

Виды тарифов Тарифы Календарная разбивка Дифференцированные Системы В/с или В/о Системы В/с или В/о С учетом объемов С учетом качества воды и состава сточных вод Учитываются экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифа в истекшем периоде регулирования и результаты выполнения ПП и ИП Одноставочные Двухставочные Тарифы на ГВС Сохранение экономии, вследствие повышение эффективности, на 5 лет Многоставочные

Двухставочный тариф ХВСВодоотведение Вода питьевая Вода техническая Транспортировка Транспортировка СВ В/отведение Определена 1 гарантирующая организация Платеж населения Ставка платы за мощность Ставка платы за объем Постоянная составляющая платежа Переменная составляющая платежа При расчете нагрузки систем в/снабжения и в/отведения в МКД не учитывается нагрузка систем пожаротушения! При переходе к 2-хставочным тарифам ставка платы за содержание мощности может увеличиваться поэтапно в течение переходного периода (до 5 лет),. с поэтапным снижением ставки за объем

Дифференциация тарифов по объему. Введение социальной нормы потребления

Введение социальной нормы приведет к ухудшению санитарно- эпидемиологической обстановки Норматив потребления V воды на 1 процедуру Х кол-во процедур Х Норма расхода воды – const. Количество принятия гигиенических процедур Введение соц. нормы приведет к снижению частоты принятия гигиенических процедур (многодетные семьи в группе риска)

Введение социальной нормы приведет к ухудшению санитарно- эпидемиологической обстановки Норматив потребления холодного водоснабжения основан на нормах расхода воды и количестве принятия гигиенических процедур (Постановление Правительства РФ 306) Учитывая, что норма расхода величина приблизительно постоянная, стимулирование водопотребления приведет к снижению частоты принятия гигиенических процедур Введение соц. нормы заставит экономить на здоровье социально необеспеченные слои населения

Социальная норма - целесообразность введения ? В рамках предельного индекса Не ниже себестоимости Не повлияет на снижение потребления коммунальных ресурсов (Экономия воды уже достигла 30%) Приведет к появлению выпадающих доходов ЖКХ (сложность прогнозирования потребления доходов сверх социальной нормы) Социальная норма не учитывает потребление на общедомовые нужды Приведет к изменению ряда НПА (Общее число изменений порядка более 600 НПА)

Дифференциация тарифов Питьевая вода Горячая вода По системам в/снабжения и в/отведения По объемам потребления ( в т.ч. и многоставочные) Водоотведение Учет объемов потребления; Учет соответствия качества требованиям усредненного состава сточных вод Категории абонентов Население Общепит и бытовое обслуживание Промышленные предприятия ЖБО из нецентрализованных источников в/отведения К1 К2 К3 К4 И другие категории абонентов

Дифференциация тарифов на водоснабжение Наличие нескольких технологически не связанных между собой ЦС ХВС, ГВС Объемы потребления воды абонентами: Для граждан – социальная норма и сверх нее Для прочих лимит потребления и сверх- лимитное потребление Соответствие качества питьевой воды и горячей воды требованиям, установленным САН и ПИН Приложение 1 п В течение 2-х лет после определения ГО тарифы этой организации в сфере ХВС и водоотведения могут устанавливаться различными для одной категории абонентов, дифференцированно по территориям с целью выравнивания темпа роста тарифов для различных абонентов Т ij = ( HBB i * k ij) / Q ij В период реализации планов мероприятий по приведению качества воды в соответствии с нормами дифференциация тарифов по качеству не применяется K ij – коэффициент, определяющий долю НВВ, относимой на j объем в l год

Дифференциация тарифов на водоотведение Наличие нескольких технологически не связанных между собой ЦС водоотведения Категории СВ: ЖБО Поверхностный сток Хоз- быт (в отношении которого не устанавливаются нормативы по составу СВ и НДС) СВ, отводимые абонентами, для объектов которых устанавливаются нормативы водоотведения по составу СВ и НДС СВ, отводимые иными абонентами Объем отводимых СВ K j = ЗСВ j / ЗСВ В качестве показателя ЗСВ м/б использован показатель концентрации взвешенных в-в, БПК. ХПК ОР вправе осуществлять дифференциацию тарифов по категориям СВ исходя из сопоставления расходов на содержание ливневых, общесплавных и хозяйственно-бытовых систем водоотведения K j – коэффициенты, определяющие величину отклонения тарифов от среднего уровня для j категории СВ

Методы регулирования тарифов Метод экономически обоснованных затрат Метод индексации Метод RAB Метод сравнения аналогов Расчет с учетом экономически обоснованных затрат, необходимых для реализации ПП и ИП Расчет с учетом изменения цен на товары, работы, услуги Расчет с учетом возврата инвестированного капитала + доход на ИК Расчет исходя из тарифов гарантирующей организации (до определения ГО – исходя из экономически обоснованных затрат аналогичных организаций) Переход на RAB и утверждение долгосрочных параметров регулирования осуществляется органом регулирования по согласованию с ФСТ Установление тарифа с превышением предельного индекса по согласованию с ФСТ

Отдельно на каждый год регулирования в случае долгосрочного регулирования Расходы на реализацию планов мероприятий по достижению качества Расходы на реализацию планов мероприятий предусмотренных ИП и ПП, определенных в результате технических обследований Достижение целевых значений показателей деятельности РО Учет потерь и расхода на собственные нужды в соответствии с целевыми значениями показателей, не превышающими объем потерь, определенными в соответствии с правилами расчета целевых показателей Основные принципы формирования НВВ регулируемой организации Исходя из фактической реализации за последний отчетный год и динамики за последние 3 года Учет расходов на эксплуатацию переданных бесхозяйных объектов ЦС ВиВ и ГВС в соответствии с МУ Учет по регулируемым видам деятельности по каждой централизованной технологически не связанной между собой систем Тариф на подвоз воды рассчитывается методом затраты + Доходы РО от платы за нарушение нормативов по объему или нарушение по составу СВ или за негативное воздействие на работу ЦС водоотведения не учитываются в составе НВВ в случае целевого использования: внесение платы за негативное воздействие или финансирование мероприятий ИП или ПП Доходы РО от платы за подключение и расходы, связанные с подключением к ЦС, учитываются отдельно

Бесхозяйные объекты (ст ФЗ, п.30 Основ ценообразования) ОМСУ Акт приема- передачи Гарантирующая организация Расходы Тариф Качество На 2 года освобождается от ответственности за несоответствие требованиям План мероприятий по приведению в соответствие Освобождение от ответственности за несоответствие качеству на срок менее 2 лет

Основные принципы формирования НВВ регулируемой организации в соответствии с Основами ценообразования 1. Обязательность ведения раздельного учета по каждой технологически не связанных между собой централизованных систем 2. Расходы по нерегулируемым видам деятельности не учитываются 3. Экономически обоснованные расходы, не учтенные ОР при формировании тарифа ( в т.ч. займы для покрытия кассовых разрывов) учитываются не позднее 3 календарного года, следующего за годом, в котором указанные расходы были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью 4.Расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и доход от привлекаемых собственных средств учитываются как фактически понесенные расходы, рассчитанные исходя из ставки финансирования ЦБ + 4% 5. Недополученные доходы за предшествующий период регулирования учитываются в очередном году 6. Экономически необоснованные расходы (доходы) исключаются из состава НВВ 7. Исключение инвестиционных расходов из НВВ в части амортизации и прибыли при отсутствии расходов на строительство и модернизацию объектов, предусмотренных ИП в текущем году (включаются в НВВ в очередном году, следующим за годом, в котором объекты были введены в эксплуатацию)

Основные принципы формирования НВВ регулируемой организации (продолжение) 8. Стоимость строительства (реконструкции, модернизации) объектов ЦС и ВиВ учитывается в размере, не превышающем укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры 9. Если данные нормативы не утверждены, то стоимость определяется по величине, определенной органом исполнительной власти субъекта РФ и согласованной с ОМСУ, в соответствии с порядком разработки и согласования ИП 10. Смена собственника не влечет за собой смены тарифа 11. Отсутствие перекрестного субсидирования внутри дифференцированных групп потребителей 12. Учет степени достижения целевых показателей 13. Формирование НВВ и расчет тарифов без учета НДС

Источники информации при формировании тарифов 1. Цены и тарифы, установленные ОР 2. Прогнозные показатели и основные параметры прогноза СЭР: Прогноз ИПЦ Темпы роста на газ и др. виды топлива Темпы роста на электроэнергию Темп роста зарплаты 3. Данные бухучета и статистики 4. Результаты технических обследований централизованных систем 5.Цены, установленные в договорах, заключенных по результатам торгов 6. Рыночные цены (в т.ч. биржевые)

Метод экономически обоснованных затрат Отсутствие в предыдущем году тарифного регулирования Договор аренды (концессии), срок которого истекает в течение 3 лет НВВ Производственные расходы (сырье, материалы, э/э, тепло и пр., договора по экспл. производственных объектов, З/плата ППР с отчислениями, проценты по целевым займам и кредитам (на производственные нужды и покрытие кассовых разрывов), не учитываемые при опр. налогооблагаемой базы налога на прибыль, общехозяйственные расходы, прочие производственные расходы, на утилизацию осадка СВ, на контроль качества воды и состава СВ, аварийно- диспетчерское обслуживание) Ремонтные расходы (тек. и кап. ремонт, З /пл. ремонтного персонала с отчислениями) Административные расходы (связь, охрана, коммунальные, юридические. аудиторские, консультационные, управленческие услуги, З/пл. АУП с отчислениями, страхование, командировки, обучение, аренда, (лизинг) не связанная с ЦС и ВиВ, прочие расходы, в т.ч. расходы по антитеррору) Сбытовые расходы ГО (выставление счетов, расходы по сомнительным долгам – 2% от НВВ по населению) Амортизация ОС и НМА (переоценка учитывается в НВВ в случае отнесения Амортизации на финансирование ИП) Аренда, лизинг, (концессия по договорам, заключенным до г) в отношении ЦС ВиВ Налоги и сборы (в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, в соответствии с планом снижения сбросов) Прибыль - 7% от себестоимости (средства на возврат займов и кредитов,% по кредитам для выполнения ИП и пополнения ОС, кап. вложения на основе ИП, соц. нужды по КД, прибыль, остающаяся у РО- не менее 3 % от текущих расходов)

Метод сравнения аналогов Транспортировка воды или сточных вод Протяженность сетей не больше 10% от общей протяженности централизованных сетей или не более 10 км Срок действия тарифов = сроку действия тарифов ГО ОР определяет удельные расходы ГО по транспортировке, на основании которых определяются текущие расходы регулируемой организации с учетом диаметра и протяженности сети Инвестиционные расходы РО определяются в соответствии с источниками финансирования ИП НВВ= (УТР + А)* LУТР = ТР ГО / L ГО Нормативный уровень расходов на амортизацию ОС и НМА в расчете на протяженность сети определяется ОР исходя из среднего уровня расходов на амортизацию в структуре НВВ регулируемых организаций, в размере, 15% удельной НВВ в расчете на 1 км. сети Удельная НВВ РО рассчитывается ежегодно исходя из текущих расходов ГО, за исключением из них сбытовых расходов ГО и, доходов и расходов от применения штрафных санкций, корректировки тарифов в связи с неисполнением целевых показателей деятельности ГО

Принципы установления тарифов на основе долгосрочных параметров 1. НВВ ОКК может рассчитываться с применением метода RAB или метода индексации 2. Период действия лет ( впервые- 3 года) 3. Переход на метод RAB – по согласованию с ФСТ (НВВ формируется исключительно методом RAB) (для городов с населением более 500 тыс. чел.) 4. Для МУПов и ГУПов метод RAB не применяется 5. Долгосрочные тарифы устанавливаются в числовом выражении отдельно на каждый год периода их действия и ежегодно корректируются с учетом отклонений от значений долгосрочных параметров регулирования. 6. Значения долгосрочных параметров устанавливаются на весь период регулирования, в течение которого не пересматриваются 7. Наличие утвержденной схемы в/снабжения и в/отведения 8. Наличие утвержденной ИП 9. Статус ГО 10. Заявление о выборе метода RAB

Составляющие НВВ при расчете тарифов по методам «Затраты +» и RAB Затраты + Текущие расходы Амортизация Прибыль сколько позволяет предельный индекс Доход на инвестированный капитал Возврат инвестированного капитала Операционные расходы; Неподконтрольные расходы; расходы на э/энергию и топливо RAB

Механизм установления долгосрочного тарифа по методике RAB (для городов с населением более 500 тыс. чел) Текущие расходы Доход на ИК Возврат ИК НВВ Инвестированный капитал (ИК) Используется для создания объектов, а также для модернизации и реконструкции Первоначальная база капитала (определяется органом регулирования) Долгосрочный тариф База инвестированного капитала (Инвестиционная программа) Полный размер ИК, величина ИК, отражающая полную стоимость инвестированного капитала, принимаемая для расчета величины возврата ИК при применении метода RAB НВВ в целях сглаживания

Приказ ФСТ 1617-э от г «Об утверждении минимальной нормы доходности капитала для расчета тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» Утверждена минимальная норма доходности на ИК для расчета тарифов с применением метода RAB Капитал, созданный до перехода на метод RAB, с началом долгосрочного периода регулирования в 2014 году 1 год - 3,98% 2 год - 7,96% 3 год - 10,96% Капитал, созданный после перехода на метод RAB, с началом долгосрочного периода регулирования в 2014 году 10,96 %

База инвестированного капитала Определяется отдельно для капитала инвестированного РО и капитала, находящегося в аренде или концессии у РО на 1.01 каждого года долгосрочного периода регулирования, с учетом: Стоимость строительства, модернизации, объектов, введенных в эксплуатацию Величина возврата ИК + - Доход от платы за подключение Корректировка в соответствии с формулой корректировки НВВ по показателям: Отклонение фактического объема от планового Отклонение фактического ИПЦ и др. индексов от плановых Отклонение фактического уровня неподконтрольных расходов от планового Ввод объектов системы в эксплуатацию и изменение утвержденной ИП Отклонение фактического значения целевых показателей от плановых Изменение доходности долгосрочных государственных обязательств Стоимость построенных (реконструированных, модернизированных) объектов включается по величине укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры

База инвестированного капитала НЕ УЧИТЫВАЕТСЯ СТОИМОСТЬ! Незавершенное производство Непрофильные активы Легковые автомобили

Текущие расходы ТР (Текущие расходы) ОР (Операционные расходы) РЭ (Расходы на приобретение э/энергии и мощности) НР (неподконтрольные расходы) Расходы на электроэнергию включаются в НВВ исходя из удельных расходов в расчете на объем реализации и в объеме используемой мощности. При снижении удельного потребления и объема мощности экономия сохраняется на срок не менее 5 лет При изменении тарифов на электроэнергию (мощность) величина, на которую изменились расходы, учитывается при установлении тарифов в очередном периоде регулирования в составе неподконтрольных расходов При определении расходов на приобретение электроэнергии (мощность) и холодной воды учитываются значения долгосрочных параметров, таких как, удельный расход э/э и уровень потерь воды

Операционные расходы 1. Производственные расходы (кроме расходов на электроэнергию и др. виды энергоресурсов) 2. Ремонтные расходы 3. Административные расходы 4. Сбытовые расходы Первый год долгосрочного периода регулирования- устанавливаются с разбивкой по статьям (в соответствии с min уровнем расходов за предшествующий период регулирования) Каждый последующий год- без разбивки на отдельные статьи с учетом ИПЦ, индекса изменения количества активов, индекса эффективности операционных расходов (1%-5%) Экономия имеет место, если фактический объем операционных расходов меньше величины установленной на долгосрочный период регулирования, и РО исполняет полностью обязательства, предусмотренные при установлении тарифа. ОР на первый год долгосрочного периода регулирования устанавливаются методом «затраты +» (базовый уровень ОР)

Индекс изменения количества активов и Индекс эффективности операционных расходовИКА 0,75* d сеть * УМС i + ОР i / ОР i-1 * (1-ИЭР)* (1+ИПЦ i ) = d сеть – доля ОР на транспортировку воды и СВ, определенная исходя из размера соответствующей доли за прошлый год УМСi – изменение количества условных метров водопроводной или канализационной сети, эксплуатируемых РО, произошедшее в I году, в % ОРi – изменение операционных расходов на водоподготовку и очистку СВ, связанное с вводом в эксплуатацию новых объектов. Определяется ОР при вводе объекта в эксплуатацию и в дальнейшем не уточняется и не корректируется

Индекс эффективности операционных расходов ИЭР принимается РО в пределах от 1% до 5% в год, на первый долгосрочный период от 1% до 3 % Индекс эффективности ОР принимается в результате сравнительного анализа, проведенного Регулятором, с учетом коэффициента сопоставимости, учитывающего технические характеристики ЦС ВС и ВО

Структура неподконтрольных расходов 1. Расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности; 2. Налог на прибыль, обязательное страхование и другие обязательные платежи и сборы, в том числе: Водный налог Экологический контроль (охрана окружающей среды) Плата за загрязнение окружающей среды (в пределах лимитов и нормативов) 3 Аренда имущества, лизинговые платежи, концессионная плата в отношении ЦС;(!) 4. Расходы по сомнительным долгам для ГО (2% от НВВ по населению); 5. Экономия средств, достигнутая в результате снижения расходов предыдущего долгосрочного периода; 6. Расходы на обслуживание бесхозяйных сетей; 7. Расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов, не учтенных ОР или недополученных доходов прошлых лет;

Долгосрочные параметры регулирования Базовый уровень операционных расходов Индекс эффективности операционных расходов Норма доходности ИК Срок возврата ИК лет Уровень потерь воды Первоначальный размер ИК Удельный расход э/энергии Норматив чистого оборотного капитал а Метод RAB НВВНВВ Метод индексации Базовый уровень операционных расходов Индекс эффективности операционных расходов Удельный расход э/энергии Уровень потерь воды Нормативный уровень прибыли

Корректировка НВВ с учетом отклонения фактических параметров от плановых НВВНВВ Отклонение фактического V оказываемых услуг от планового Отклонение фактических индексов прогноза СЭР от плановых Отклонение фактического уровня неподконтрольных расходов от плановых значений Ввод объектов ЦС ВиВ в эксплуатацию и изменение утвержденной ИП Отклонение фактического значения целевых показателей от установленных Субъектом Изменение доходности долгосрочных государственных обязательств Ежегодная корректировка с учетом отклонений фактических параметров !

Корректировка НВВ с учетом отклонений фактических значений целевых показателей Проводится ежегодная корректировка НВВ с учетом отклонений фактических параметров значений целевых показателей от плановых. Корректировка не может превышать 3% от плановой НВВ, установленной на долгосрочный период в абсолютном выражении! П кор, i-2 - Максимальный процент корректировки, определяемый, как: 2016 год- 0,5% 2017 год – 1% С 2018 года – 2%

Метод индексации НВВ Текущие расходы Амортизация ОС и НМА Нормативная прибыль Операционные расходы Неподконтрольные расходы, в т.ч. Расходы по займам и кредитам (основной долг + %) Э/энергия, топливо Устанавливается на каждый год с учетом остаточной стоимости ОС и НМА по данным бух. учета РО Расходы на капитальные вложения в соответствии с ИП Налог на прибыль Расходы относимые на прибыль после налогообложения Прибыль- 3% от текущих расходов

Метод индексации. Долгосрочные параметры регулирования Базовый уровень операционных расходов Индекс эффективности операционных расходов Нормативный уровень прибыли Уровень потерь воды Удельный расход электрической энергии НВВ = ТР + А +ПР + НВВс ПР = π * (ТР + А) π– нормативный уровень прибыли, определяемый ОР, с учетом средств (3% от ТР), остающихся в распоряжении Предприятия

Подключение к системам холодного водоснабжения и канализации (ст.18-19) Абоненты ОКК (Гарантирующая организация) Договор о подключении (публичный) Наличие технической возможности Наличие свободной мощности После реализации мероприятий ИП В срок, установленный Правилами ХВС и В/О, утвержденными Правительством РФ Отсутствие технической возможности Подключает ОМСУ Обращается Корректировка ИП Учет затрат на подключение в тарифе При отсутствии уведомления ОМСУ через 30 дней решение считается согласованным! Плата за подключение «За последнюю милю» При превышении предельного уровня нагрузки - индивидуально

Подключение к системе в/снабжения и (или) в/отведения ОКК Плата за подключение Потребитель Расчет Подключаемая нагрузка (S поперечного сечения) Длина сети от существующих сетей до т. подключения объекта Х Тарифная ставка Тарифная ставка Х + Прокладка (перекладка) сетей, строительство объектов на сетях Налог на прибыль При подключаемой нагрузке свыше 10 куб. м. в час (или S поперечного сечения больше 300 см 2 ) устанавливается индивидуальный размер платы за подключение Законом Субъекта могут быть установлены льготные категории абонентов на подключение и определены порядок и источники компенсации этих льгот Актом Субъекта РФ может быть установлен более низкий (или высокий)уровень предельной нагрузки при котором рассчитывается индивидуальная плата за подключение Подключение объекта, проектирование (промывка сетей), др. р-ды Налог на прибыль

Инвестиционная программа Положения 210-ФЗПоложения закона о водоснабжении и водоотведении Наличие инвест надбавки Тариф + инвест. надбавка Тариф (вкл. расходы на реализацию производственной и инвест. программ) Соответствие предельному индексу Не превышает предельный индекс Основания для разработки ТЗ на основании ПКРТЗ с учетом: Тех. Обследования; Целевых показателей Схемы в/снабжения (в/отведения) Плана снижения сбросов План по качеству воды Плата за подключение Определяется за ед. подключаемой (увеличиваемой)нагрузки В соответствии с «правилом последней мили»

Правило «Последней мили» Плата за подключение рассчитывается исходя из установленных тарифов на подключение с учетом величины подключаемой нагрузки и расстояния от т. подключения объекта до т. подключения сетей к централизованной системе в/снабжения (в/отведения); Установление индивидуального порядка платы за подключение имеет место в случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки превышает устанавливаемый предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы ХВС или ХВО; Плата за подключение включает в себя затраты на создание сетей и объектов на них от существующих централизованных сетей до т. подключения объекта, кроме расходов, понесенных заявителем, либо произведенных за счет других источников финансирования (бюджеты всех уровней)

Инвестиционная программа (продолжение) Положения 210-ФЗ Положения закона о водоснабжении и водоотведении Срок реализации На срок действия инвест. надбавки (не менее 3-х лет) На срок действия регулируемых тарифов (не менее 3-х лет) с возможностью ежегодной корректировки с учетом изменения объективных условий деятельности ОКК Кем утверждается Представительный орган МО Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ (Либо ОМСУ, при передаче полномочий) Наличие положений о концессионном соглашении Нет Источники финансирования ИП определяются в соответствии с условиями концессионного соглашения При изменении ИП объем инвестиций концессионера изменению не подлежит Концедент обеспечивает возврат ИК концессионеру при прекращении действия КС

Основные проблемы перехода на долгосрочное тарифное регулирование Недооценка основных фондов и незавершенность их инвентаризации Сомнительная экономическая обоснованность действующих тарифов Отсутствие гарантий возврата вложенного капитала Неизвестен масштаб бюджетных затрат, связанных с установлением долгосрочных тарифов Проблемы реализации 261-ФЗ - приборный учет и падение объемов реализации Нормативы потребления – логика и объективность их установления