Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.ds22-nowch.edu.cap.ru
1 МДОУ «Детский сад 22 «Журавлёнок» города Новочебоксарска Чувашской Республики «Общение- как основа педагогической деятельности» С еминар с элементами тренинга Подготовила: Миначетдинова Г. М., старший воспитатель МДОУ «Детский сад 22 «Журавлёнок» города Новочебоксарска Чувашской Республики
2 « Единственная известная мне роскошь это роскошь человеческого общения» Антуан де Сент - Экзюпери
3 Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов. Задачи: 1. Актуализировать знания участников по проблемам педагогического общения; 2.Содействовать развитию у педагогов стремления к совершенствованию и обогащению своего опыта взаимодействия в образовательной среде; 3.Активизировать осознанные усилия педагогов, направленные на развитие своей социальной компетентности в процессе педагогического взаимодействия; 4. Создавать условия для осознания педагогами своих профессиональных базовых ценностных ориентаций а также собственного стиля педагогического общения; 5. Формировать активную позицию в ситуациях педагогического взаимодействия.
4 Ход семинара с элементами тренинга : 1. Организационный момент. Вступительное слово старшего воспитателя. 2. « Общение - как основа педагогической деятельности » с использованием ИКТ – технологии( презентации по теме) 3.Практическая часть. Тренинговые упражнения. 4.Рефлексия. Подведение итогов встречи.
5 Общение (как информационно-коммуникативный процесс) - процесс обмена информацией с помощью вербальных и невербальных средств в целях передачи и понимания общающимися предметного и личностного смысла сообщений.
6 Общение Что такое общение ? - включает в себя обмен информацией, восприятие и понимание партнера, выработку единой стратегии взаимодействия. Что включает? -сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.
7 Структура общения Коммуникативная сторона общения ( или коммуникация в узком смысле слова ) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Коммуникативная Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Интерактивная Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Перцептивная
8 Тактика и техника общения Тактика общения - реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения. Техника общения - совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать.
9 Модель коммуникативного процесса включает пять элементов : КТО ? ( передает сообщение ) – Коммуникатор ЧТО ? ( передается ) – Сообщение ( текст ) КАК ? ( осуществляется передача ) – Канал КОМУ ? ( направлено сообщение ) – Аудитория С КАКИМ ЭФФЕКТОМ ? – Эффективность ( по Г. Д. Лассуэлл )
10 Педагогическое общение - общение педагога с детьми, их родителями, коллегами, при котором создаётся благоприятный психологический климат для успешного достижения целей профессионально - педагогической деятельности.
11 Роль педагогического общения Роль правильно организованного педагогического общения особенно велика потому, что атмосферу обращенности к развитию личности ребёнка создает именно педагог. Если сравнить по психологической значимости роль педагогической деятельности и педагогического общения, то второе не менее важно. Иными словами, технология передачи знаний может отступить на второй план по сравнению с той атмосферой, которую создает педагог для развития личности ребёнка.
12 Педагогическое общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника, опосредующее усвоение знаний и становление личности в воспитательно- образовательном процессе. Общение - неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания.
13 Средства общения поведенческие проявления, которые в ходе общения адресованы партнеру.
14 Средства общения Вербальные ( речевые ) средства : Невербальные средства : лексика; стилистика; грамматика; семантика; правильность произношения; ударения; словоупотребление; формообразование; стиль. интонации голоса, жестикуляции, мимики и т.п.
15 ОБЩЕНИЕ Вербальное Голос Письменное Язык тела Невербальное Устное Мимика
16 H еречевые ( невербальные ) средства общения 1)оптокинетические: жестикуляция, мимика, пантомимика - движение и позы, направление взгляда, визуальный контакт, покраснение и побледнение кожи, стереотипы моторики.
17 H еречевые ( невербальные ) средства общения 2) паралингвистические : интенсивность, тембр, интонация голоса, качество голоса, диапазон голоса, тональность голоса. 3) экстралингвистические : паузы, темп речи, связность речи, смех, покашливание, заикание.
18 H еречевые ( невербальные ) средства общения 4) проксемические : физическая дистанция контакта : персональное пространство : - интимная ( см ) - личная ( см ) - социальная ( см ) - публичная ( см ) угол поворота к собеседнику 5) предметные контактные, тактильные действия : рукопожатия, объятия, поцелуи, похлопывание, толчки, поглаживания, касания, пощечины
19 Интересные факты: Психологи подсчитали, что вербальная, словесная информация в общении составляет около 1/6, а язык поз, интонаций, дыхания и ритма – несловесная информация – 5/6. Язык тела 5/6 Голос 1/6
20 Функции педагогического общения Правильно организованное педагогическое общение создает благоприятные условия для познания ребёнком индивидуальных особенностей собственной личности, ее слабых и сильных сторон. Познавательная функция общения, обеспечивая процесс обмена материалами и духовными ценностями, создает условия для развития положительной мотивации воспитательно - образовательного процесса, обстановки совместного поиска и раздумий. Информационная функция позволяет педагогам обучать детей правильным, социально приемлемым формам совместной деятельности, планированию и достижению ее целей. Функция организации совместной деятельности
21 позволяет в процессе педагогического общения программировать у детей тот или иной шаблон социального поведения. Смена социальных ролей способствует как многосторонним проявлениям личности - « сбрасыванию масок », так и возможности войти в роль другого, содействуя процессу восприятия человека человеком. Функция обмена ролями Задача педагога - способствовать осознанию ребёнком своего « Я », ощущению своей личной значимости, формированию адекватной самооценки и перспектив личности, уровня притязаний. Функция самоутверждения личности обеспечивает условия для понимания чувств другого человека, для формирования способности стать на точку зрения другого, что нормализует отношения в группе ( в коллективе ). Функция сопереживания
23 В педагогике выделяют две основные модели общения : Основной лозунг в ходе взаимодействия взрослого с детьми было " Делай как я ". Для рассматриваемой модели общения характерен авторитарный стиль общения, монологический тип общения. Обеспечивает чувства психологической защищенности ребенка, доверие его к миру, радость существования, формирование начала личности, развитие индивидуальности ребенка. Для этой модели общения характерен диалогический тип общения. учебно - дисциплинарная личностно - ориентированная
24 Способы общения : наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик. Способы общения : понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на формирующейся у взрослых способности к децентрации ( умение встать на позицию другого, учесть точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции ). учебно - дисциплинарная личностно - ориентированная
25 учебно - дисциплинарная личностно - ориентированная Тактика общения : сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей. Личностная позиция педагога : исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Тактика общения : диктат или опека. Личностная позиция : удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций.
26 общение заигрывание общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью общение - дистанция общение устрашение общение на основе дружеского расположения Стили педагогического общения :
27 Определите стиль общения педагогов
28 Механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе проецирование (неосознанная склонность приписывать другим свои собственные мотивы, переживания, качества); децентрация (способность человека отойти от собственной эгоцентрической позиции, способность к восприятию точки зрения другого человека); идентификация (неосознанное отождествление себя с другим либо сознательная мысленная постановка себя на место другого); эмпатия (постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания); стереотипизация (механизм межличностного познания)
29 Коммуникативный барьер - это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между субъектами педагогического процесса. личностные социально - психологические физические Барьеры
30 В. А. Сухомлинский писал, «что мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное приносит беду».
31 Требования к речи педагога Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка : орфоэпические нормы ( правила литературного произношения ), а также нормы образования и изменения слов. Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.
32 Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики. Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля.
33 Практическая часть Тренинговые упражнения Интонация, мимика, жесты могут многое рассказать об эмоциональном состоянии собеседника, его отношении к происходящему. Педагогам, чья профессия непосредственно связана с общением, важно развивать в себе чувствительность к невербальным средствам общения, поэтому я предлагаю выполнить ряд упражнений на умение понимать и интерпретировать невербальные сигналы.
34 Упражнение : Интонационная разминка Одна и та же фраза может нести различную эмоционально-смысловую нагрузку в зависимости от интонации. Предлагаю убедиться в этом на примере. Задание: произнести пословицу Тише едешь – дальше будешь с определенной интонацией (радость, удивление, испуг, восхищение, грусть, спокойствие и др.).
35 Упражнение Передай эмоцию Задание: вытянув лист, на котором указано название определенного эмоционального состояния, нужно передать это эмоциональное состояние только с помощью мимики.
36 Упражнение Поговорим! Задание: предлагается разбиться на пары и поговорить на любые интересующие их темы. Условия разговора задает ведущий: – начать разговор, сидя (стоя) лицом друг к другу; – продолжить разговор, сменив позиции (один партнер сидит, второй стоит); – партнеры меняются позициями и говорят дальше; – продолжить разговор, повернувшись спиной друг к другу (сидя или стоя).
37 Упражнение «Собери пословицу» Собрать пословицы (каждому раздается по полоске с « кусочком » пословицы, педагоги молча « собирают » пословицы и встают по парам, прочитав вслух свою пословицу). Пословицы : Внимание - ключ к пониманию. Горлом не возьмешь, бранью не выпросишь. Спорить спорь, а браниться грех. Языком мели, а рукам воли не давай. Из двух спорщиков умнее тот, кто первый замолчит. Мал язык, да всем телом владеет. Не сквернит человека входящее в уста, но сквернит исходящее из уст. Не слова слушай, а человека. Сказанное слово серебряное, несказанное золотое. Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.
38 Упражнение «Пойми меня» Ребёнок говоритРебёнок чувствует Смотрите, я сделал самолёт из нового конструктора! Гордость, удовлетворение Мне не весело. Я не знаю, что мне делать.Скука, поставлен в тупик. Все дети играют, а мне не с кем.Одиночество, покинутость. Я могу сделать это. Мне не надо помогать. Я достаточно взрослый, чтобы сделать это сам. Уверенность, самостоятельность. Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать. Боль, злость, чувство не любви. У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться? Разочарование, желание бросить. Я рад, что мои родители – ты и папа, а не другие. Одобрение, благодарность, радость. Я не смог это сделать, у Пети получилось лучше, чем у меня! Досада, обида.
39 Подведение итогов Рефлексия Вопросы: 1. Что Вы ожидали от данного семинара? 2.Что было интересным, полезным? 3.Чего ждет от предстоящих семинаров?
40 Использованные ресурсы : Литература: 1. Андреева Н.Н. «Личность педагога в современных условиях гуманизации образования» 2004,Чебоксары. 2.Петровский В.А «Учимся общаться с ребёнком» Просвещение,1993,Москва. Интернет – ресурсы:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.