Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемmdou90.caduk.ru
1 Совершенствование предметно-игровой деятельности в условиях реализации ФГТ Бабунова Тамара Михайловна, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии МаГУ
2 Основные понятия Предметная деятельность – активность ребенка по освоению функций с предметами, которые закреплены за ними в общественном опыте. Мотив предметной деятельности – сам предмет, способ его употребления Форма организации предметной деятельности – ситуативно-деловое общение.
3 Основные понятия Игра – развлечение. Игра – ведущий вид деятельности. Игра – академия детской жизни. Игра – своеобразный способ отражения детьми окружающего мира. Игра – форма организации детской жизнедеятельности. Игра – социально-педагогический феномен культуры.
4 Образовательная область «Социализация» определяет следующие цели и задачи, связанные с игрой: -освоение первоначальных представлений социального характера; -включение детей в систему социальных отношений; -развитие игровой деятельности; -приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со взрослым и сверстниками.
5 Значение игры в жизни ребенка Созданы и действуют международные организации – Международный совет по игре ребенка (ICCP), Международная ассоциация защиты права ребенка на игру (IPA). Психолого-педагогическое значение (арифметика социальных отношений, школа морали не на словах, а на деле).
6 Функции игры в образовательном процессе воспитательная; развивающая; обучающая; коррекционная; психотерапевтическая; функция саморазвития.
7 Основные черты сюжетно- ролевой игры собственная деятельность дошкольника; отражательность; социальность; автономность (свобода, импровизация); самостоятельность; самобытность; творчество; экспериментальность (исследовательская направленность); высокая эмоциональная насыщенность; связь с другими видами деятельности.
8 Место игры в образовательном процессе Игра – форма организации жизни и деятельности детей. Игра – средство воспитания, коррекции и развития личности. Игра – средство реабилитации личности дошкольника. Игра – метод или прием обучения. Игра – способ изменения положения ребенка в обществе сверстников.
9 Специфика структуры сюжетно-ролевой игры сюжет – цепь взаимосвязанных событий, раскрывающих общую сюжетную канву; роль – избирательная позиция ребенка; содержание – воспроизведение впечатлений, представлений; игровые действия – операционные, ролевые (отобразительные);
10 Специфика структуры сюжетно-ролевой игры реальные (Коля + Света) и игровые отношения (больной + врач); игровые правила – регуляторы развития сюжета и взаимоотношений; результат – итог игры (радость, получение удовольствия, успех); мотив – причина, обуславливающая игру.
11 Классификация игр Творческие -сюжетно- ролевые; -режиссерские; -строительные; -театрализованн ые (разные виды театра и игры- драматизации). С правилами -дидактические; -подвижные; -подвижные дидактические; -народные игры; -игры-забавы.
12 Технология организации игр с правилами Игра как форма (как часть организованной деятельности). Игра как форма жизнедеятельности детей (на прогулке, в утренние часы, во вторую половину дня). Позиция воспитателя: - если игра новая для детей – организатор (знакомит с правилами и содержанием игры, пробный ход, овладение детьми игрой, подведение результатов);
13 Технология организации игр с правилами Позиция воспитателя: -если дети играют повторно – участник (хвалит детей, актуализирует знания детей о правилах, подводит итоги); -если дети хорошо освоили игру – наблюдатель, арбитр (диагностирует уровень поведения детей в игре: инициативность, самостоятельность, самоорганизация, субъектность).
14 Технология организации творческих игр Основные принципы организации игровой деятельности: -отсутствие авторитаризма; -развития игровой динамики; -педагогической поддержки; -взаимосвязи игровой и предметной деятельности; -переход от простейших игр к сложным.
15 Технология организации творческих игр Основные направления педагогической поддержки: -изучение успешности и трудностей детей в игре (диагностический этап); -собственно развивающий этап (обогащение игрового опыта содержанием и эффективными правилами взаимодействия со сверстниками);
16 Технология организации творческих игр -создание условий для задействования культурно-игровой среды – третий этап (образцы способов игровой деятельности, носителями которых являются взрослые и дети, умеющие играть; игровой предметный материал);
17 Технология организации творческих игр -совместные действия, частично- совместные, показ, словесные указания, прием параллелизма, обучение переносу действия с одного предмета на другой, перенос действий на другую ситуацию; -взрослый «придает» предмету слово, способ действия также озвучивается (Мишка гуляет).
18 Технология организации творческих игр Особенности культурно-игрового пространства: -три типа игровых материалов, которые обладают двумя параметрами степенью условности и сюжетообразующей функцией: 1.Предметы оперирования. 2.Игрушки-персонажи (или ролевые атрибуты). 3.Маркеры игрового пространства (макеты-модели, макеты-карты).
19 Технология организации творческих игр -тематические игровые комплекты; -малые архитектурные постройки на участке; -стационарные палатки, зонты, шатры; -предметы-заменители (волшебные сундучки); -предметы реального быта (телефон, шляпы и т.д.); -сюжетно-тематические кубики.
20 Технология организации творческих игр Этапы развития игровой деятельности (по Н.Я.Михайленко и Н.А.Коротковой): - начальный этап, основанный на условных предметных действиях (2-3 года); - этап ролевого поведения, основанный на обозначении и реализации условной ролевой позиции (3-5 лет); - этап сюжетосложения, основанный на воображаемых ситуациях, выстраиваемых как целостное событие.
21 Технология организации творческих игр Особенности педагогической поддержки детей раннего возраста в игре: -педагог-организатор, который использует взаимодействие с детьми через основную и дополнительную роли ; -приемы: показ игровых действий, наделение предметов признаками характера, организация игр по сюжету воспитателя, сюрпризное появление игрушек, разыгрывание воображаемых ситуаций с конкретными игрушками, внесение образных игрушек;
22 Технология организации творческих игр оценка взрослым результата практического игрового действия («молодец, собрал пирамидку»; «хорошо накормила свою дочку» и т.д.); приемы, направленные на обучение целеполаганию, т.е самостоятельно планировать предметно-игровую деятельность
23 Технология организации творческих игр приемы, направленные на обучение способов игровых действий (параллельная игра, показ готового образца, называние словом действий, совместная игра со взрослым); приемы, направленные на умения самостоятельно сличать полученный результат с целью (самоконтроль, создание ситуации успеха);
24 Этапность обучения ребенка игре Игровая мотивация через разыгрывание простейшей ситуации (купание, кормление куклы, прогулка с куклой, катание её на машине и т.д.). Подключение ребенка к игре через повторение действий взрослого. Начинать игру лучше с любимой игрушкой.
25 Этапность обучения ребенка игре Вносить разнообразие в игру («что кушает твоя кукла?»). Игровые действия включают два звена(«кормит-укладывает спать»). Взрослый связывает эти два действия словами. Постепенно вводить предметы- заместители («конфета – шарик», «ложка-палочка»).
26 Этапность обучения ребенка игре Обозначение действий с заместителями словами («Наверное, это утюжок?»). Вводить элементы конструирования и дидактизма (соотношение цветов, размеров, форм). Объединять двух-трех детей за одним столиком при помощи комплектов одинаковых игрушек (разыгрывание сюжетной канвы).
27 Общий вывод Основные направления формирования детской игры в раннем возрасте включает: - развитие игровой мотивации детей (стимулирование игры ребенка путем создания воображаемой ситуации; игровая демонстрация действий с предметами; совместное выполнение игровых действий; постепенная передача ребенку инициативы; педагогическая поддержка);
28 Общий вывод - обогащение игрового опыта детей (организация игровой среды; прямое обучение игровым действиям, демонстрация их образцов; ознакомление детей с принципом замещения, включение в игру полифункциональных предметов; постепенное введение в игру ролевого поведения).
29 Список литературы Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, (По группам). Играют взрослые и дети: Из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост.Т.Н.Доронова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.
30 Список литературы Недоспасова В.А. Растем играя: Сред. и ст.дошк.возр. – М.: Просвещение, Кравцова Е.Е.Разбуди в ребенке волшебника. – М.: Просвещение, Короткова Н.А.Формы игры в образовательном процессе детского сада // Ребенок в детском саду, Доронов С. Игра как ведущая деятельность дошкольников в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Успех» // Дошкольное воспитание,
31 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.