Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВалентина Тимина
1 Педагогическая мастерская «Звуки Родины» (фольклор в творчестве В.П. Астафьева)
2 Слово В.П. Астафьева:
4 Цель Воспитывать патриотическое чувство у учащихся через исследовательскую работу над художественным произведением.
5 Патриотизм - Очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (подсознании).О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить в этом качестве другие, прежде всего его соотечественники…
6 Задачи Формирование осознания значимости фольклора как литературного приёма в авторском произведении. Привитие интереса к изучению русской, сибирской культуры, традиций через изучение художественного произведения В. П. Астафьева. Воспитание любви к малой родине.
7 Особенности содержания Через исследовательскую поисковую работу с художественным текстом ребята сами отбирают материал для занятий, интерпретируя через инсценировку отдельных эпизодов произведений В. П. Астафьева (будь то или «квашение капусты» из повести «Последний поклон», глава «Осенние грусти и радости», или «гимн картошке» из «Оды русскому огороду»), водят хороводы, исполняя песни на «овсянском» диалекте. Все это позволяет не просто изучать самобытные сибирские традиции, но и, погружаясь в след за автором в тот или иной образ (например, образ Детства), пережить чувство удивления, новизны, открытия, готовности измениться к лучшему, быть ответственным (за свой город, за своих близких, за свою родину).
8 Используемые формы и методы работы Урок-экскурсия, факультатив, художественная мастерская, театральная студия и т. д. Многократное возвращение к тексту через беседу, дискуссию, инсценирование с элементами описания, повествования, рассуждения и т. д. с выходом на самостоятельный, творческий уровень. Текст играет роль смысловой доминанты в работе.
9 Инсценирование эпизодов из повести «Последний поклон» «Народ в семье был песенный, озороватый, размашистый, на дело и потеху гораздый… »
10 «Овсянский» говор завораживает: Бабушка Катерина: - «Растяпа! Недоумок! Сапоги спортил! Штаны замочил» - «А подь ты к лешему! Ловок ты, ловок! Да и я, брат, не лопоухо! Я всё едино тебя удозорю и натычу, натычу!» «Опеть какой-то сарвонец на лесине кататся! Опеть балуется! Ну жиганы! Ну сорвиголовы!»
11 Песни, считалки, поговорки… А «народ, песенный, озороватый» за окном продолжает:
12 Заберега, заберега, Ты пусти меня на берега, Я налимов наловлю, Ухой милу накормлю. Ухой милу накормлю, Ещё крепче полюблю. (Эпиграф к рассказу «Заберега») На базайской стороне зимника не было, все зимние дороги кончились за Лалетинским опытным садом, там жила тётя Люба с дочкой Катенькой, которая любила петь: Ты сорока-белобока, Научи меня летать Невысоко, недалёко …
13 Игра как литературный прием Таково ли свойство детства, что оно кажется сплошной игрой, или на самом деле мы в детстве так много играли, что нам не хватало дня, и прихватывали вечера, порой и ночи.
14 Их было много, тех далёких деревенских игр. И все они, будь то игра в бабки, в чижа, в Солону, в лапту, в городки, в свайку, в прятки – требовали силы, ловкости, терпения. Начну с игры давней, распространенной в старину во всех русских деревнях – с и гры в бабки…
15 Причитания бабушки Катерины «Мира заступница, мати всенежная, я пред тобою, грешница, мраком одетая. Ты меня благодатно покрой, если постигнет скорбь и страдания…» - (Всё чаще и чаще мелькала бабушкина голова в окне, слышно было, как она бухалась лбом об пол. И голос уже её на слезе.)
16 Традиции в рассказах Заготовка капусты. ( Деревенская изба, большой стол, вокруг которого стоят девочки, руки у которых до локтей в капустном крошеве, горкой лежат тугие белые качены, морковка, свекла, а возле дверей высокая капустная кадка…)
17 «- Штабы кисла, не перекисла, штабы на зубе хрустела! - Штабы капуста была не пуста, штабы сама летела в уста..!»
18 - Ельник, березник – чем не дрова? Хрен да капуста – чем не еда. – заключил Колька младший и, крякнув, цеплял на вилку кус побольше и хрустел вкусно, с удовольствием. Дед пробовал и говорил просто: - Ничего. Есть можно…
19 Анализ представленных эпизодов Фольклор – это народная мудрость, характерная признаками: - вариативность текстов; - не раз слышали; - встречали в сказках; - знаю с детства; - народ сочинил; - можно передать речитативом, приплясывая, растягивая слова - однозначность добра и зла; - доброжелательность; - невозможно представить вне трудовых занятий; - связь труда с природой.
20 Позитивная динамика учебных достижений учащихся
21 Развитие творческого потенциала -Отзывы, сочинения-рассуждения, стихотворения, художественная лепка, рисунки, творческие работы из различных материалов. -Учащиеся в сочинениях-рассуждениях на ЕГЭ цитируют В.П. Астафьева: «Деревья, батюшко, растут для всех, всякая сосна в бору красна, всякая своему бору и шумит… и птичкам, и людям, и солнышку, и речки» – так бабушка Катерина передаёт своему внуку дар сопереживания.
22 Авторские работы учащихся (Болдырь Маша)
23 Слово учащихся: - Хочется измениться в лучшую сторону. - Больше читать. - Стать более серьёзным. - Понял «Делу время – потехе час». - Чаще ездить к бабушке в деревню (ведь у меня она тоже есть – своя деревня). -Хочу научиться играть на гармошке. -Беру в жизнь слова В.П. Астафьева: «…родные люди, умевшие тебя любить просто так, за то, что ты есть, и знающие одну единственную плату – ответную любовь». - Прожить не зря. - След оставить.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.