Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемПолина Фортунатова
1 1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
2 2 общественная опасность коррупции Коррупция: угрожает верховенству закона, как основному регулятору жизни общества, демократии и правам человека; нарушает принципы равенства и социальной справедливости; угрожает стабильности демократических институтов и моральным устоям общества; разрушает основы государственного устройства. несет опасность для жизни и здоровья людей; снижает конкуренцию снижение международного имиджа; уменьшение иностранных инвестиций; уменьшение доходов от международной торговли и т.д.
3 3 общественная опасность коррупции По утверждению социологов: 15% россиян признались, что за последние 12 месяцев давали кому-либо взятки; 63% предприятий хотя бы изредка сталкивались с коррупцией; среднегодовой размер неформальных платежей, выплачиваемых предприятием государственным и муниципальных служащим составляет 600 тыс. руб., или 4,4% от общего объема продаж предприятия.
4 4 Динамика судимости за взяточничество и другие коррупционные преступления (чел.) м Получение взятки Дача взятки (с посредник ами) другие
5 5 общественная опасность Количество установленных случаев взяточничества совершенных в крупном или особо крупном размере, выросло за год почти вдвое. Активизировалась работа по выявлению наиболее значимых системных коррупционных преступлений, совершаемых высокопоставленными чиновниками.
6 6 общественная опасность За год привлечены к уголовной ответственности: 23 депутата различных уровней, 7 министров субъектов Федерации, 8 заместителей министров. Возбуждены уголовные дела, связанные с незаконной передачей федерального имущества в иную собственность или пользование третьим лицам.
7 7 уголовная ответственность за получение взятки м штраф11%55%79%76% реально лишение свободы 26%9%7%8% условное лишение свободы 62%36%13% Реальное или условное лишение свободы за получение взяток уже не освобождает от штрафа как дополнительного наказания. Кратные штрафы в первую очередь стали заменять условное лишение свободы.
8 8 уголовная ответственность за дачу взятки 2010 г.2011 г. штраф38%80% Реальное лишение свободы 9%5% Условное лишение свободы 50%15%
9 9 уголовная ответственность В ФССП поступило приговоров об исполнении наказания в виде кратного штрафа за совершение преступлений, предусмотренных ст.ст. 204, УК России, в 2011 г. – 253; в 2012 г Общая сумма штрафов, назначенных судами в виде наказания составила: в 2011 г тыс. руб., в 2012 г тыс. рублей. взысканных Общая сумма взысканных ФССП России штрафов: в 2011 году тыс. рублей, в 2012 году тыс. рублей. за год рост в почти в 12 раз
10 10 коррупция опасна? Вместе с тем по данным социологических опросов, четверть наших граждан вообще не считают, что коррупция является ненормальным отклоняющимся явлением. Приветствуют Коррупцию. В обществе в целом практически отсутствует нетерпимость к коррупции как к институту.
11 Угрозы от коррупции имеют системный характер. Меры противодействия коррупции также должны иметь системный характер. 11
12 12 государственная политика Система мер противодействия коррупции, утвержденных надлежащим образом и скоординированных по целям и времени их осуществления, закрепленных за исполнителями, обеспеченных в финансовом, кадровом и пропагандистом планах, именуется государственной политикой.
13 13 государственная политика определяющее В системе мер государственной политики по противодействию коррупции, наряду с правовыми мерами, определяющее место занимают: организационные меры; кадровые меры; финансовые и иные материальные меры; пропагандистские и просветительские меры. Закон всегда является средством реализации политики, точнее - одним из средств Закон всегда является средством реализации политики, точнее - одним из средств. На законодательство нельзя возлагать решение тех задач, осуществление которых зависит от кадровых, финансовых, "силовых" и других мер.
14 14 государственная политика систему Закрепленный в законодательстве и применяемый на практике механизм противодействия коррупции представляет собой систему, включающую три взаимоувязанных и в то же время относительно самостоятельных элемента: предупреждение (профилактика) коррупции; уголовное преследование лиц, совершивших коррупционные преступления (борьба); минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных деяний.
15 15 государственная политика На данном этапе основные усилия государственных и общественных институтов сосредотачиваются на мерах по противодействию коррупции на государственной и муниципальной службе с использованием административных, просветительских и иных мер, направленных на создание на государственной и муниципальной службе атмосферы "неприличности" и "невыгодности" коррупционного поведения.
16 Содержание антикоррупционной политики В Национальной стратегии противодействия коррупции указано, что в целях искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе, последовательно решаются следующие три задачи: формирование соответствующих потребностям времени законодательных и организационных основ противодействия коррупции; организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции; обеспечение выполнения членами общества норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
17 17 государственная политика формированию в обществе атмосферы жесткого неприятия коррупции. Одной из важнейших задач государственной антикоррупционной политики является задача по коренному перелому общественного сознания, формированию в обществе атмосферы жесткого неприятия коррупции.
18 государственная политика Задачи торговых представителей в области противодействия коррупции производны от их функций и полномочий и подразделяются на следующие группы: как федеральных государственных служащих (соблюдать антикоррупционные стандарты); как руководителей (обеспечить соблюдения подчиненными возложенных на них антикоррупционных стандартов); как представителей Российской Федерации: участие в выработке и реализации мер по обеспечению благоприятных условий интеграции экономики России в мировую экономику; участие в разработке и обеспечении позиции России в РЭСР и других международных экономических организациях; распространение в государстве пребывания информации о российской экономике и инвестиционном климате; изучение, анализ состояния и оценка развития законодательства страны пребывания в области регулирования экономики и практики его применения.
19 Этапы развития государственной политики Для выработки системы мер государственной политики в области противодействия коррупции Президентом Российской Федерации 19 мая 2008 г. был издан Указ 815 "О мерах по противодействию коррупции", которым образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.
20 Этапы развития государственной политики В конце 2008 г. был принят пакет антикоррупционных законов, включающий: федеральный закон "О противодействии коррупции"; федеральный конституционный закон, вносящий изменения в ст. 10 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", два федеральных законов, вносящие изменения в почти 30 федеральных законов.
21 Этапы развития государственной политики Был издан ряд указов Президента Российской Федерации, определяющих: порядок размещение на сайтах в Интернете. порядок проверке сведений; порядок представления государствен- ными служащими сведений о своих доходах и об имуществе и доходах и об имуществе супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
22 Этапы развития государственной политики Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. 460 утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции. Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г. 297 утвержден Национальный план противодействия коррупции на годы
23 Этапы развития государственной политики В 2010 г. Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. 821 было утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.
24 Закон "о расходах" 230-ФЗ "закон о расходах" В декабре 2012 г. принят "закон о расходах" 230-ФЗ в соответствии с которым а)лица, замещающие должности, замещение которых влечет обязанность представлять сведения о доходах, б)обязаны представлять сведения об источниках получения средств по приобретению в)земельного участка, г)другого объекта недвижимости, д)транспортного средства, ж)ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если з)сумма сделки превышает и)общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки. Конкретный механизм определен Указом Президента 310 от 2 апреля 2013 г.
25 Закон "о расходах" 230-ФЗ Если выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов соответствующего лица его и его супруги их общему доходу, то материалы об этом направляются в органы прокуратуры. Прокуроры в порядке гражданского судопроизводства обращаются в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), в отношении которых не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы. В соответствии со ст. 235 ГК России имущество, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы, обращается по решению суда в доход Российской Федерации.
26 Закон 79-ФЗ "о счетах" Федеральный закон от 7 мая 2013 г. 79-ФЗ ввел запрет отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
27 Закон 79-ФЗ "о счетах" Запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами: 1) лицам, замещающим (занимающим): д) должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации; 2) супругам и несовершеннолетним детям указанных лиц.
28 Закон 79-ФЗ "О счетах" Запрет открывать и иметь счета (вклады) в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не распространяется на лиц, замещающих должности федеральной государственной службы в находящихся за пределами территории Российской Федерации официальных представительствах Российской Федерации, официальных представительствах федеральных органов исполнительной власти, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, а также на супруг (супругов) и несовершеннолетних детей указанных лиц.
29 Содержание антикоррупционной политики На данном этапе основные усилия государственных и общественных институтов сосредотачиваются на мерах по противодействию коррупции на государственной и муниципальной службе с использованием, прежде всего, мер предупреждения, направленных на создание на государственной и муниципальной службе атмосферы "неприличности" и "невыгодности" коррупционного поведения.
30 Содержание антикоррупционной политики Система мер противодействия коррупции должна выражать неприятие коррупции прежде всего Это неприятие должно проявляться не только в законах, но прежде всего должно реализовываться путем практического осуществления соответствующих политических, организационных, кадровых, финансовых и иных материальных мер, а также пропагандистских и просветительных мер.
31 Содержание антикоррупционной политики Атмосфер "неприличности" и "невыгодности" коррупционного поведения формируется за счет административных и иных мер. В частности: подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений создание подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений и возложение на них ряда функций административного и воспитательно-предупредительного свойства. Формирование таких подразделений на государственной службе предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г
32 Содержание антикоррупционной политики представление соответствующими категориями служащих (работников) и членами их семей сведений о доходах, расходах и об имуществе; размещение таких сведений на официальных сайтах. Представление сведений о доходах, расходах и об имуществе и их обнародовании на сайтах регулируется Федеральными законами и Указами Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. 557, от 18 мая 2009 г. 558, от 18 мая 2009 г. 559, от 2 апреля 2013 г. 309, от 2 апреля 2013 г. 310; от 8 июля 2013 г. 613
33 Содержание антикоррупционной политики проверок проведение подразделениями по профилактике коррупционных правонарушений проверок достоверности представляемых сведений о доходах, расходах и об имуществе служащих, работников и членов их семей. Основания и порядок проведения проверок определены Федеральными законами "О противодействии коррупции", "О банках и банковской деятельности", а также Указами Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г и от 21 сентября 2009 г. 1066, от 2 апреля 1013 г. 309 и от 2 апреля 1013 г. 310.
34 Содержание антикоррупционной политики формирование механизма по разрешению конфликта интересов и активизация работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению. Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов утверждено Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. 821; осуществление антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов; формирование механизма по разрешению конфликта интересов и активизация работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению всех государственных служащих.
35 Содержание антикоррупционной политики обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений; после увольнения установление ограничения для бывших государственных или муниципальных служащих в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего;
36 Содержание антикоррупционной политики ограничения получения подарков от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения) в связи с исполнением должностных обязанностей (3 т. р.; налог с 4 т.). запрет на выезд в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц; установление запрета на исполнения незаконных приказов;
37 Содержание антикоррупционной политики увольнения в связи с утратой доверия применение увольнения в связи с утратой доверия. В соответствии с законом служащий подлежит увольнению с государственной службы в связи с утратой доверия к со стороны представителя нанимателя, в случае: непринятия служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов; непредставления служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений; участия служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
38 Содержание антикоррупционной политики осуществления служащим предпринимательской деятельности; вхождения служащим в состав органов управления, иностранных некоммерческих неправительственных организаций, действующих на территории России, если иное не предусмотрено международным договором или законодательством Российской Федерации; в случае непринятия руководителем мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов своего подчиненного.
39 Содержание антикоррупционной политики Взыскания за коррупционные правонарушения применяются в порядке, установленном специально в целях противодействия коррупции (ст Федерального "О государственной гражданской службе" и соответствующие положения других федеральных законов): на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в акте о применении к служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается, в частности ст или 59.2 Федерального закона "О государственной гражданской службе" или соответствующие положения других федеральных законов.
40 Содержание антикоррупционной политики введение административной ответственности юридических лиц за передачу от имени или в интересах юридического лица "взятки" должностному лицу; существенное ограничение возможности государственных органов проводить проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных для их деятельности; путем реализации общепредупредительной функции уголовного закона; в иных формах, таких как:
44 44 уголовная ответственность Взяточничество составляет основную массу коррупционных преступлений. Федеральным законом от 4 мая 2012 г. 97-ФЗ уголовное законодательство об ответственности за взяточничество было реформировано.
45 45 уголовная ответственность закреплено четыре вида взятки в зависимости от их размера: простая взятка - до 25 тысяч рублей; взятка в значительном размере - от 25 тысяч рублей до 150 тысяч рублей; взятка в крупном размере - от 150 тысяч рублей до 1 миллиона рублей; взятка в особо крупном размере - свыше 1 миллиона рублей;
46 46 уголовная ответственность штраф не менее двадцати пяти тысяч рублей в санкциях на первом месте в числе наказаний назван штраф до стократной суммы взятки, но не менее двадцати пяти тысяч рублей и не более пятисот миллионов рублей; лишение свободы рассматривается как альтернативное к штрафу наказание; суд может также назначить лишение свободы до 12 лет со штрафом; В случае злостного уклонения от уплаты штрафа в размере, исчисляемом исходя из величины, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа или взятки, назначенного в качестве основного наказания, штраф заменяется наказанием в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части УК России. При этом назначенное наказание не может быть условным;
47 47 уголовная ответственность Должностное лицо, получившее взятку, в 25 т. р. (примерно – 800 дол. США) может быть оштрафовано на сумму от 625 тыс. руб. до 1 млн. 250 тыс. руб. (примерно 22 т. дол т. дол. США), а лицо, давшее эту взятку, - на сумму от 375 тыс. до 750 тыс. руб. До 17 мая 2011 года штрафы за аналогичное преступление составляли: для взяткополучателя - от 100 тыс. до 500 тыс. руб., для взяткодателя - не более 200 тыс. руб.
48 48 уголовная ответственность За особо крупную взятку (например, 1,5 млн. руб.) теперь наказываются: взяткополучатель - штрафом в размере от 120 млн. до 150 млн. руб., а взяткодатель - штрафом в размере от 105 млн. до 135 млн. руб. До внесения изменений максимальный размер штрафа за получение взятки составлял 1 млн. руб., за дачу взятки тыс. руб.
49 49 уголовная ответственность введена ответственности за посредничество во взяточничестве; введен институт освобождения от уголовной ответственности введен институт освобождения от уголовной ответственности, если лицо, давшее взятку или выступающие в качестве посредника, активно способствовало раскрытию преступления и либо имело место вымогательство, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки или подкупа органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
50 50 уголовная ответственность пример. получил взятку Глава муниципального района Т. получил взятку в особо крупном размере за способствование предоставлению участков земель сельскохозяйственного назначения, находящихся на территории муниципального района.
51 51 уголовная ответственность Т. признан судом виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 290 УК России УК России, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 300 млн. руб., с лишением права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления
52 52 уголовная ответственность со злостным уклонением заменено наказанием в виде лишения свободы сроком на 4 года с отбыванием в исправительной колонии строгого режима В связи со злостным уклонением Т. от уплаты штрафа по иску судебного пристава- исполнителя решением суда наказание в виде штрафа в размере 300 млн. руб., заменено наказанием в виде лишения свободы сроком на 4 года с отбыванием в исправительной колонии строгого режима. На имущество Тимофеева наложен арест (автомобиль Mercedes-Benz E 300, комната и 2 машино-места). Кроме того, Т. уплатил в доход государства 630 тыс. руб.
53 53 ответственность юридических лиц (компаний) В соответствии со ст Федерального закона "О противодействии коррупции" 1. Организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. 2. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
54 54 ответственность юридических лиц (компаний) Федеральный закон от 4 мая 2011 г. 97-ФЗ в КоАП России: установлена ответственность за "дачу взятки" от имени или в интересах юридического лица; применительно к коррупционным срок давности установлен в 6 лет; введена глава о международной помощи по административным делам. Административное расследование осуществляет органы прокуратуры, решения принимают суды.
55 55 ответственность юридических лиц (компаний) За три последних года в судах рассмотрено около ста административных дел. В отношении: ¾ компаний вынесены постановления о назначении административного наказания; ¼ компаний производство по делу прекращено.
56 56 ответственность юридических лиц (компаний) Пример. По делу об административном правонарушении в отношении компании на основании материалов уголовного дела о получении взятки бывшим губернатором судом в соответствии со ст КоАП России наложен административный штраф в размере 60 млн. руб. с применением конфискации предмета взятки - денежных средств в размере 40 млн. руб., всего 100 млн. руб.
57 57 ответственность юридических лиц (компаний) Другой пример. Генеральный директор, действуя в интересах своей организации, дал взятку в сумме рублей за ускорение процесса оформления приема-сдачи работ по государственному контракту. Генеральный директор был осужден за дачу взятки. Организация подвергнута администра- тивному штрафу в размере 10 млн. руб. с конфискацией предмета взятки.
58 ответственность юридических лиц Большое значение для практики имеет определение Конституционного Суда Российской Федерации (КС России) от 11 мая 2012 г. 674-О в связи с жалобой Добрынина. КС России отметил, что по дело об административном правонарушении содержит правовую оценку действий организации. Обстоятельства, установленные судом при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении юридического лица, не предрешают разрешение вопроса о наличии (отсутствии) виновности физического лица в совершении правонарушения или преступления.
59 59 международные договоры Российской Федерации В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
60 60 международные договоры Российской Федерации Ратификации подлежат международные договоры Российской Федерации: исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом; предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина; о территориальном разграничении Российской Федерации с другими государствами, об основах межгосударственных отношений, по вопросам, затрагивающим обороноспособность Российской Федерации об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации
61 61 международные договоры Российской Федерации Основополагающими международными актами в сфере противодействия коррупции, в которых закреплены международные стандарты и в которых участвует Россия, являются: Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок" от 17 декабря 1997 г. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию ( ) совместно с Дополнительным протоколом от 15 мая 2003 г. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г.
62 62 международные договоры Российской Федерации Акты рекомендательного характера (soft law) : Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принят Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г., Руководство ООН "Практические меры по борьбе с коррупцией" от 29 мая 1999 г.; Международный кодекс поведения государственных должностных лиц от 12 декабря 1996 г.; Двадцать принципов борьбы с коррупцией, утвержденных Резолюцией Комитета министров Совета Европы от 6 ноября 1997 г., и др. Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию ( ), в которой Россия не участвует.
63 63 международные договоры Российской Федерации Положения международных актов имеют разную степень директивности. Государства-участники: обязаны выполнить соответствующее требование; могут; должны только рассмотреть возможность внедрения соответствующего стандарта; в отдельных случаях выполнение стандарта допускается в тех пределах, которые соответствуют Конституции соответствующего государства и (или) основополагающим принципам его правовой системы либо законодательству.
64 64 международные договоры Российской Федерации Для полноценной реализации положений международных антикоррупционных конвенций, ратифицированных Россией, были приняты указы Президента Российской Федерации: от 18 декабря 2008 г "О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, касающихся взаимной правовой помощи"; от 18 декабря 2008 г "О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, касающихся международного сотрудничества"; от 13 февраля 2012 г. 180 "Об органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок"
65 65 международные договоры Российской Федерации Данными Указами установлено, что центральными органами России, ответственными за реализацию положений упомянутых Конвенций, касающихся взаимной правовой помощи, являются: Минюст России - по гражданско-правовым вопросам, включая гражданско-правовые аспекты уголовных дел, и Генеральная прокуратура - по иным вопросам взаимной правовой помощи
66 66 международные договоры Российской Федерации С недавних пор противодействие коррупции стало охватывать и негосударственную службу, где также имеются типичные для публичной сферы коррупционные и тесно связанные с ними деяния: подкуп, инсайдерская торговля, фальшивый бухучет и система "откатов", должностные преступления и злоупотребления служебным положением. Угрозы, питаемые системой этих преступлений, получают оценку глобально-экономических угроз. Эти тенденции повлияли на изменение вектора противодействия коррупции в мире, наиболее явными из которых стали следующие: смещение акцентов в противодействии коррупционным проявлениям в глобальном мире с государственной сферы на частную; сочетание и взаимодополняемость мер предупреждения коррупции, принимаемых в рамках международного публичного права и международного частного права.
67 67 международные договоры Российской Федерации В соответствии со ст Федерального закона "О противодействии коррупции" 1. Организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. 2. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
68 68 стандарты по предупреждению коррупции расширение и распространение знаний по вопросам предупреждения коррупции. наличие системы приема на государственную службу, прохождения и продвижения по службе и выхода в отставку государственных служащих, которая основывается на принципах: эффективности и прозрачности; безупречность работы; справедливости и учета способностей; ротации; надлежащего материального стимулирования; возможности профессионального роста и обучения, в том числе и по антикоррупционной тематике.
69 69 стандарты по предупреждению коррупции наличие профессиональных кодексов этики и служебного поведения, подготовленных, в том числе с учетом Международного кодекс поведения государственных должностных лиц от 12 декабря 1996 г. наличие законодательных положений, обязывающих: государственных и служащих и служащих, работающих на государство, сообщать соответствующим органам о коррупционных деяниях, о которых им стало известно при выполнении ими своих функций; представлять соответствующим органам декларации, среди прочего, о внеслужебной деятельности, занятиях, инвестициях, активах и о существенных дарах или выгодах, в связи с которыми может возникать конфликт интересов в отношении их функций в качестве должностных лиц.
70 70 стандарты по предупреждению коррупции наличие надлежащих систем закупок, которые основываются на прозрачности, конкуренции и объективных критериях принятия решений и являются эффективными, среди прочего, с точки зрения предупреждения коррупции. наличие надлежащей системы управления государственными финансами, основанной на: прозрачности и отчетности; ясной процедуре разработки и утверждения национального бюджета, системе стандартов бухгалтерского учета и аудита и связанного с этим надзора, эффективной и действенной системе управления рисками, наличии внутреннего контроля; обеспеченности сохранности бухгалтерских книг, записей, финансовых ведомостей или другой документации, касающейся публичных расходов и доходов.
71 71 стандарты по предупреждению коррупции наличие надлежащей системы предупреждения коррупции в частном секторе, включающей: стандарты бухгалтерского учета и аудита; в надлежащих случаях, эффективные, соразмерные и оказывающие сдерживающее воздействие гражданско-правовые, административные или уголовные санкций за несоблюдение стандартов; наличие мер по предупреждению отмывания денежных средств;
72 72 Обязательные стандарты по криминализации признание уголовно наказуемым: обещание, предложение или предоставление должностному лицу, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица (подкуп), с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей; вымогательство или принятие должностным лицом, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей;
73 73 Обязательные стандарты по криминализации признание уголовно наказуемым: подкуп иностранного публичного должностного лица или должностного лица публичной международной организации; хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование должностным лицом в целях извлечения выгоды для себя самого или другого физического или юридического лица какого-либо имущества, публичных или частных средств, находящихся в его ведении; злоупотребление своим действительным или предполагаемым влиянием с целью получения от администрации или публичного органа государства какого-либо неправомерного преимущества для любого другого лица злоупотребление служебными полномочиями или служебным положением.
74 74 Обязательные стандарты по криминализации признание уголовно наказуемым: отмывание доходов от преступлений; воспрепятствование осуществлению правосудия. установление юрисдикции в отношении деяний, охватываемых конвенциями, на основе принципов территориальности, национальной принадлежности и защиты национальных интересов
75 75 Обязательные стандарты по установлению ответственности и обеспечению конфискации установление уголовной, гражданско-правовой или административной ответственности юридических лиц за участие в коррупционных преступлениях; обеспечения возможности конфискации: результате совершения доходов, полученных в результате совершения коррупционных преступлений, или имущества, стоимость которого соответствует стоимости таких доходов; имущества, оборудования и других средств, использовавшихся или предназначавшихся для использования при совершении коррупционных преступлений.
76 76 Положения о криминализации "обещания" и "предложения" взятки имеются во всех международных антикоррупционных документах. В соответствии с Руководством для законодательных органов по осуществлению конвенции ООН против коррупции обещание подразумевает наличие договоренности между взяткодателем и лицом, берущим взятку, а предложение – не подразумевает наличие такой договоренности.
77 77 Ст. 30 УК России Ст. 30 УК России 1. Приготовлением к преступлению признаются приискание, изготовление или приспособление лицом средств или орудий совершения преступления, приискание соучастников преступления, сговор на совершение преступления либо иное умышленное создание условий для совершения преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам. 3. Покушением на преступление признаются умышленные действия (бездействие) лица, непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам.
78 78 Обещание или предложение передать либо принять незаконное вознаграждение за совершение действий (бездействие) по службе являются умышленным созданием условий для совершения соответствующих коррупционных преступлений в случае, когда высказанное лицом намерение передать или получить взятку либо предмет коммерческого подкупа было направлено на доведение его до сведения других лиц в целях дачи им либо получения от них ценностей, а также в случае достижения договоренности между указанными лицами.
79 79 Если при этом иные действия, направленные на реализацию обещания или предложения, лица не смогли совершить по независящим от них обстоятельствам, содеянное является приготовлением к даче взятки (ч. 1 ст. 30 и ч. 3 – 5 ст. 291 УК России) или (к получению взятки ( ч. 1 ст. 30 и ч. 2 – 6 ст. 290 УК России), а равно к коммерческому подкупу.
80 80 Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок Конвенция предписывает государствам участникам принять такие меры, как: запрет вычитания взяток из суммы налогооблагаемого дохода; обязательность внешнего аудита компаний; внесение антикоррупционных требований в контракты по государственным закупкам; раскрытие сведений о бенефициарах и др. установление уголовной ответственности за подкуп иностранных должностных лиц.
81 81 В России проведена большая работа по приведению национального законодательства в соответствие с положениями Конвенции ОЭСР. Этим изменениям предшествовало широкое обсуждение вариантов обеспечения адекватности национального законодательства положениям Конвенции ОЭСР. За "взяточничество" от имени юридических лиц установлена административная ответственность (ст КоАП России). Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 97-ФЗ УК России и КоАП России дополнены понятиями "иностранное должностное лицо", "должностное лицо международной организации", воспроизводящими соответствующие определения, используемые в Конвенции ООН. Кроме того, существенно усилены наказания в отношении физических и юридических лиц за подкуп иностранных должностных лиц, введены так называемые кратные штрафы.
82 82 Таким образом, реализованы требования Конвенции ОЭСР об установлении ответственности юридических лиц за подкуп иностранных юридических лиц и приняты меры по применению соразмерных штрафных санкций.
83 83 Информационное письмо Минфина России от "Об учете для целей налогообложения сумм взяток должностным лицам иностранных государств" Особое значение имеет подготовленная к подписанию Антикоррупционная хартия российского бизнеса. Документ подготовлен во исполнение решения президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции РСПП, ТПП России, "Деловой Россией", "ОПОРОЙ России". Компании добровольно берут на себя обязанность внедрить ряд мер по противодействию коррупции, в частности, отказываются от незаконного получения преимуществ.
84 84 Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок Статья 1 иностранному должностному лицу1. Каждая Сторона в соответствии с внутренним законодательством принимает необходимые меры для признания в качестве уголовно наказуемых деяний умышленное предложение, обещание или предоставление любым лицом прямо или через посредников любых неправомерных имущественных или иных преимуществ иностранному должностному лицу, в пользу такого должностного лица или третьего лица с тем, чтобы это должностное лицо совершило действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей для получения или сохранения коммерческого или иного неправомерного преимущества в связи с осуществлением международной коммерческой сделки.
85 85 Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок 2. Каждая Сторона принимает необходимые меры, чтобы установить, что соучастие, включая подстрекательство, содействие и пособничество, равно как и санкционирование действий по подкупу иностранного должностного лица является уголовно наказуемым деянием. Покушение на подкуп или сговор с целью подкупа иностранного должностного лица являются уголовно наказуемым деянием в той же степени, что и покушение на подкуп или сговор с целью подкупа должностного лица данной Стороны.
86 86 Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок Для целей Конвенции: термин "иностранное должностное лицо" означает любое лицо, занимающее назначаемую или выборную должность в органе законодательной, исполнительной или судебной власти иностранного государства, любое лицо, отправляющее государственные функции для иностранного государства, в том числе и для государственного органа, предприятия или учреждения, а также любое должностное лицо или представителя международной организации; термин "иностранное государство" включает все уровни и структуры системы государственного и муниципального управления от центральных до местных органов власти.
87 87 Юридико-технические проблемы Статья 20 "Незаконное обогащение" Конвенция ООН против коррупции "При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать.".
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.