Понятие муниципального экономического развития и управления им Васильева Елена Игоревна, к.с.н., доцент магистратура 1 курс.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
БИЗНЕС - ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ КСО ООО « ЗАВОД ЦВЕТНЫХ СПЛАВОВ » БИЗНЕС - ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ КСО ООО « ЗАВОД ЦВЕТНЫХ СПЛАВОВ »
Advertisements

Основные цели Основные цели инвестиционной системы муниципального образования Создание условий для экономического роста муниципального образования и увеличения.
Планирование муниципального социально-экономического развития.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ- ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИЕЙ ИЖЕВСК2013 ФГБОУВПО «Удмуртский государственный университет» Географический.
Стратегия в системе муниципального управления и планирования 19 мая 2010 г. г. Амурск.
Семинар-конференция «Государственная политика в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» 24 сентября 2012, РАНХ и ГС, Москва.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
) Роль и место градостроительного планирования в общей системе планирования и развития муниципального образования.
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
Предпринимательское право. Предпринимательская деятельность - инициативная и самостоятельная деятельность граждан, осуществляемая от их имени или от имени.
«Методы взаимодействия органов местного самоуправления с предпринимательским сообществом» Научный руководитель: доцент, к.ф.н. Тимченко Л.Л. Дипломник:
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Ноябрьск до 2025 года 2014.
ВНЕДРЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ Центр прикладной экономики Новации бюджетного законодательства.
Губернатор Омской области, Председатель Правительства Омской области Виктор Иванович Назаров О приоритетных задачах и направлениях развития потребительского.
Основные направления совершенствования инфраструктуры поддержки предпринимательства.
Транксрипт:

Понятие муниципального экономического развития и управления им Васильева Елена Игоревна, к.с.н., доцент магистратура 1 курс

2 Определение муниципального экономического развития Экономика муниципального образования (в отличие от муниципальной экономики) – деятельность всех экономических субъектов на территории муниципального образования В самом общем виде муниципальное экономическое развитие можно понимать как процесс изменений в муниципальном образовании, ведущих к улучшению состояния его экономики Индикатор экономического развития – изменение показателей состояния экономики в лучшую сторону

Цель и задачи управления муниципальным экономическим развитием Муниципальное экономическое развитие – подчинённый элемент муниципального социально-экономического развития Цель – улучшение качества жизни населения (а не повышение эффективности экономики) Качество жизни – степень удовлетворения потребностей граждан: в уровне материального благосостояния в благоприятных условиях труда и отдыха, комфортных условиях проживания, здоровой среде обитания в безопасности и продолжительности жизни, соответствующей возможностям и ожиданиям в самовыражении и самореализации личности

Логика управления муниципальным экономическим развитием Функционирование жизнеспособной экономики обеспечивает: налоговую базу, достаточно большую и устойчивую Занятость, стабильные и высокооплачиваемые рабочие места Налоговая база и занятость обеспечивают благосостояние местного сообщества: общественное личное Общественное благосостояние даёт возможность: поддерживать инфраструктуру удовлетворять спрос в общественных услугах

Субъект и объект управления муниципальным экономическим развитием Субъект: местное сообщество, действующее через органы местного самоуправления Участники - все экономические и административные субъекты, действующие на территории МО: «Внутри» МО «Извне» МО Объект: муниципальная собственность (прямое управление) прочие объекты на территории муниципального образования ( косвенное управление)

Экономическое развитие – сфера конкуренции между муниципалитетами Конкуренция как движущая сила муниципального экономического развития Муниципалитеты конкурируют за инвестиции, за трудовые ресурсы и прочие факторы экономического развития

Механизмы управления муниципальным экономическим развитием Прямое управление: продажа (приватизация) передача в аренду (концессию, доверительное управление) управление деятельностью муниципальных предприятий и учреждений, автономных учреждений Косвенное управление: нормативное правовое регулирование (механизмы размещения муниципального заказа, ставки налогов и арендной платы, ПЗЗ) предоставление льгот по налогам и аренде контроль информационная и консультационная поддержка

Пять ключевых элементов организации муниципального экономического развития 1. Планирование и партнёрство 2. Деловой климат 3. Инфраструктура 4. Поддержка и сохранение бизнеса 5. Привлечение инвесторов

Стратегия и тактика управления муниципальным экономическим развитием Стратегические цели непреходящи – на 10 лет и более Тактика должна быть гибкой – роль каждого из пяти элементов на разных этапах может быть различной Постоянный баланс интересов Высокий профессионализм муниципальных менеджеров Постоянная работа по муниципальному экономическому развитию

Некоторые вопросы к деятельности органов местного самоуправления по муниципальному экономическому развитию Допустимы ли преференции тому или иному бизнесу в условиях рыночной экономики? Возможны ли соглашения между муниципалитетами в условиях рыночной конкуренции? Насколько велика роль субъективных факторов в размещении инвестиций?

Отношения с хозяйствующими субъектами в муниципальном образовании

Виды хозяйствующих субъектов Муниципальные унитарные предприятия и (разновидность МУПов – казенные предприятия) Муниципальные учреждения (автономные, бюджетные, казенные) Предприятия немуниципальной формы собственности Градообразующие Прочие крупные Малые и средние

Муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения МУПМУ Сферы деятельности Жилищно-коммунальный комплекс Городской транспорт Кроме того: магазины, рынки, аптеки, кинотеатры, гостиницы, хлебозаводы и т.п. Детсады, школы, поликлиники, центры социального обслуживания, приюты и т.п. Правовые основания пользования и распоряжения муниципальным имуществом Хозяйственное ведение Оперативное управление

Основные виды отношений с хозяйствующими субъектами Распорядительные, регулятивные, контрольные Основные механизмы: Налоговые (льготы, отсрочки, кредиты) Предоставление земли и недвижимости Ценовое и тарифное регулирование Информационные Партнерские отношения

Методы управления экономическими процессами на территории муниципального образования (по Р. Бабуну) Методы управления Административные Прямое управление (по отношению к муниципальным хозяйствующим субъектам) Квотирование (например, рабочих мест) Экономические Договорные отношения Муниципальный заказ Налоговые льготы (и не только по местным налогам) Цены и тарифы Ставки земельного налога и арендной платы

Муниципальная промышленная политика

Термин «российский», в основном про отношения с существующими предприятиями Задачи: Поддержать существующие предприятия Стимулировать: модернизацию предприятий инновационную активность предприятий участие предприятий в реализации социально значимых инвестиционных проектов кооперацию с малым бизнесом

Муниципальная промышленная политика Советское время: город для предприятий В современных условиях – договорная основа Связь со стратегическим и комплексным социально-экономическим планированием Роль в развитии частно-государственного партнерства

Проблемы реализации промышленной политики Отсутствие законодательных механизмов участия предприятий в социально- экономическом развитии муниципальных образований Формирование вертикально ориентированных ФПГ Криминализация экономики

Меры поддержки предприятий немуниципальной формы собственности Прямые отсрочки по уплате налогов и других платежей в городской бюджет льготный порядок аренды земли включение предприятий в муниципальный заказ Косвенные содействие участию предприятий в межрегиональных конкурсах и торгах организационная поддержка маркетинговых и инвестиционных программ

Поддержка малого и среднего бизнеса в рамках муниципального экономического развития

Мировая практика: огромная роль малого бизнеса в местном экономическом развитии Создание новых рабочих мест Рост доходов населения за счет самостоятельной хозяйственной деятельности и покупательского спроса Увеличение поступлений в местный бюджет Формирование среды собственников – средний класс

Преимущества малого бизнеса Быстрое реагирование на изменение конъюнктуры рынка Низкие издержки производства Способность к созданию и распространению научно-технических инноваций Способность заполнять те экономические ниши, в которых не будет существовать крупный бизнес (услуги населению и бизнес-услуги) Возможность начать дело, не имея особой собственности, недвижимости, финансовых, производственных и прочих ресурсов

Недостатки малого бизнеса Уязвимость с точки зрения административных, экономических, криминальных и пр. угроз Необходимость поддержки на местном (и не только местном) уровне

Кто относится к субъектам малого и среднего бизнеса Федеральный закон от 24 июня 2007 года 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Россий­ской Федерации» (действует с 1 января 2008 г.): К субъектам малого предпринимательства относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением ГУП и МУП), а также ПБОЮЛ, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие условиям: для юридических лиц: суммарная доля участия «внешних» агентов - не более 25%; средняя численность работников за предшествующий календарный год не более 100 человек; выделяются также микропредприятия - до 15 человек; выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации (для микропредприятий - 60 млн. рублей; для малых предприятий млн. рублей)

Элементы поддержки малого и среднего бизнеса на муниципальном уровне Формирование нормативно-правовой базы, способствующей созданию и развитию предпринимательства Кредитно-финансовая поддержка Муниципальный заказ Имущественная поддержка Создание и эффективное использование инфраструктуры поддержки Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров Информационная поддержка Содействие формированию благоприятной социально- психологической среды малого предпринимательства

Формирование нормативно-правовой базы Разработка и принятие соответствующего нормативно- правового обеспечения: законодательных актов (субъект РФ) нормативных актов (ОМСУ) программ развития малого бизнеса, инструкций, положений, правил Определяет: процедуры создания и регистрации порядок деятельности малого бизнеса порядок контроля за его деятельностью систему налоговых и иных льгот и прочие направления

Кредитно-финансовая поддержка Прямая поддержка: выделение льготных инвестиционных кредитов за счет средств бюджета предоставление поручительств и гарантий по кредитам коммерческих банков (в том числе через муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства) предоставление ссуд, дотаций, беспроцентных кредитов частичная оплата процентов по кредитам, полученным в коммерческих банках (разновидность льготного кредита) Косвенная поддержка: льготное налогообложение малых предприятий внедрение упрощенных схем взимания налогов установление норм ускоренной амортизации, лизинга и т.п. содействие созданию кредитных кооперативов и кредитных союзов (форму организации взаимного кредитования физических и юридических лиц, которые работают по принципу кассы взаимопомощи) содействие развитию микрокредитования

Муниципальный заказ Косвенная мера поддержки: Обеспечивает конкуренцию, экономию бюджетных средств, повышение качества предоставляемых товаров и услуг Требования: строгое соответствие законодательно установленным процедурам конкурсная основа «прозрачность» для всех участников. допуск всех участников, способных подтвердить репутацию надежного партнера, обязательного заемщика, дисциплинированного налогоплательщика Основные критерии при выборе победителя качество и цена предоставляемых товаров и услуг

Имущественная поддержка Прямые формы поддержки: предоставление помещений и земельных участков на условиях льготной долгосрочной аренды Косвенные формы поддержки: организацию специальных конкурсов на аренду и приобретение недвижимости создание целевых Фондов нежилых помещений содействие в предоставлении МСБ неиспользуемых основных фондов крупных производств

Создание и эффективное использование инфраструктуры поддержки Комплексная система помощи: регистрация предприятий информационное обеспечение юридические и аудиторские услуги предоставление результатов маркетинговых исследований подготовка кадров льготные условия аренды офисных и производственных помещений предоставление оргтехники, средств связи и других офисных услуг реклама продукции и др. Формы - специализированные структуры: бизнес-центры бизнес-инкубаторы технопарки инновационно-технологические центры

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров Косвенная мера поддержки Создание узкоспециализированных структур, ориентированных на обучение и предоставление консалтинговых и информационных услуг: бизнес-школы (повышение квалификации предпринимателей) учебно-деловые центры (повышение квалификации, консалтинг, сопровождение проектов) агентства поддержки бизнеса (регистрация малых предприятий, повышение квалификации, поддержка в получении инвестиций) консалтинговые фирмы (консалтинговые услуги, сопровождение проектов, содействие в получении кредитов и инвестиций) информационно-аналитические центры (предоставление информации, проведение маркетинговых исследований)

Информационная поддержка Косвенная форма поддержки: создание банка данных по направлениям (о состоянии предпринимательской среды, о субъектах предпринимательской деятельности, нормативно-правовых актах, о производителях и поставщиках продукции и услуг, о технологиях, семинарах, выставках, ярмарках и т.д.) содействие в подборе деловых партнеров, создание банка данных о зарубежных и международных партнерах и инвесторах.

Содействие формированию благоприятной социально-психологической среды Косвенная мера поддержки: пропаганда в СМИ идеи предпринимательства осуществление рекламно-выставочной деятельности МСП содействие в создании и работе объединений предпринимателей и пр.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 131-ФЗ Реальное снижение автономии МСУ, в т.ч. и в сфере МСБ (не вопрос местного значения). В первоначальном виде в законе 131-ФЗ вообще не оговаривались вопросы поддержки малого и среднего бизнеса на муниципальном уровне. Сейчас это вопрос местного и значения и соответствующее полномочие

Итоги мониторинга состояния малого и среднего бизнеса в России в марте 2009 г. «ОПОРА России» в 30 регионах среди руководителей и владельцев 300 малых и средних компаний Нынешнее состояние бизнеса

Основные проблемы

Основные приоритеты для бизнеса

Меры Правительства РФ, способные наиболее эффективно помочь бизнесу

Примеры эффективной работы ОМСУ с малым бизнесом Создание в муниципальных образованиях советов по предпринимательству (пример – Координационный совет г.Череповец) или подобных организаций, в которых предприниматели наравне с представителями местной власти будут решать следующие вопросы: разработка программ налоговых льгот и аренды земельных участков и помещений на льготных условиях; выработка совместной стратегии развития поддержки МСБ в кризисный и послекризисный период; экспертиза принимаемых на местном уровне нормативно-правовых актов на предмет соответствия их интересам развития предпринимательства;

Примеры эффективной работы ОМСУ с малым бизнесом Формирование инфраструктуры поддержки с целью создания на территории муниципального образования предприятий и организаций, работающих в области инновационных технологий (пример - бизнес-инкубатор г.Дзержинский Московской области и т.д.) Обучение ведению бизнеса людей, оставшихся без работы с дальнейшей выдачей грантов (опыт г.Новошахтинска, г.Ставрополь, Агентство городского развития г.Череповец) Проведение на территории муниципального образования выставок и ярмарок, что будет способствовать рекламе продукции местных представителей малого и среднего бизнеса (Агентство городского развития г.Череповец).

Возможности использования на местном уровне государственного финансирования Программы Министерства экономического развития Российской Федерации: Поддержка муниципальных (межмуниципальных) программ развития. Программа предполагает конкурсный отбор муниципальных программ поддержки МСБ и их софинансирование. «Приоритет при отборе программ отдается программам по поддержке малых предприятий в поселениях с населением менее человек». Программы по созданию и обеспечению деятельности бизнес- инкубаторов, промышленных парков, технопарков, и гарантийных фондов (фондов поручительств) в состав учредителей которых могут входить муниципалитеты. Субсидирование создания и работы фондов микрофинансирования, потребительских кооперативов, «созданных для целей обеспечения доступа малых предприятий и организации инфраструктуры поддержки малого предпринимательства к финансовым ресурсам». Обязательным для выдачи субсидии является условие вхождения органа местного самоуправления в состав учредителей такой организации. Гранты начинающим на создание собственного бизнеса и субсидирование процентов по кредиту. Реализация этих программ осуществляется на местном уровне, через муниципалитеты.

Инвестиционная политика муниципальных образований

Вопросы лекции Инвестиции: базовые понятия и принципы управления Параметры инвестиционного климата. Рейтинговая информация Основы муниципального маркетинга Меры по реализации инвестиционной политики

Базовые понятия Основной правовой акт, регулирующий инвестиционную деятельность в России - Федеральный закон от 25 февраля 1999 года 39- ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации» Закон определяет инвестиционную деятельность как «вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта» (Статья 1)

Базовые понятия Инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество и права, имеющие денежную оценку и вкладываемые в целях получения прибыли или иного полезного эффекта. Инвестиционная деятельность – вложение инвестором средств (инвестирование) и практические действия по их использованию Инвестиционная политика (муниципальная) – целенаправленной, системной деятельности по привлечению в экономику МО внешних инвестиций и управлению бюджетными инвестициями Инвестиционный климат - степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе, муниципальном образовании, отрасли), по отношению к инвестициям, которые могут быть сделаны в страну (регион, муниципальное образование, отрасль)

Два вида инвестиций в муниципальных образованиях Инвестиции в экономику муниципального образования – вложения в экономическую деятельность, ведущуюся на территории муниципального образования Инвестиции в муниципальную экономику – вложения в экономическую деятельность, связанную с оказанием общественных услуг

ВИДЫ ИНВЕСТИЦИЙ – по разным основаниям Прямые и портфельные Внутренние и иностранные Финансовые и нефинансовые Производственные и интеллектуальные Инвестиции из общественных источников и частные Инвестиции организаций муниципальной и немуниципальной форм собственности Инвестиции в муниципальную экономику и в экономику муниципального образования

Инвестиции – источник: Новых или улучшенных общественных услуг от инвестиций в муниципальную экономику Рабочих мест и налогов от инвестиций в экономику муниципального образования

Муниципальное образование в инвестиционном процессе: А. Либо само непосредственно инвестирует Б. Либо занимается регулированием, созданием благоприятных условий для внешних инвестиций

А. Примерный перечень сфер деятельности, в которые могут быть инвестированы общественные средства Строительство многоквартирного социального жилья (с ограничением на доход граждан, которым это жилье может быть предоставлено) Строительство объектов социально-культурного значения, спортивных сооружений Строительство и ремонт транспортных сооружений Общественный транспорт, включая строительство стояночных площадок Водоснабжение и водоотведение Вывоз и переработка мусора Теплоснабжение Электроснабжение Газификация Охрана окружающей среды

Б. Регулирование, создание благоприятных условий Мероприятия – целенаправленная деятельность органов местного самоуправления по привлечению и «удержанию» бизнеса: Информационная поддержка инвестиционного процесса Маркетинг территории Экспертиза и согласование инвестиционных проектов с точки зрения интересов местного сообщества Выделение земельных участков Обеспечение инфраструктурой Установление льготных режимов (налоги, платежи) Защита интересов инвесторов в контексте преодоления административных барьеров Софинансирование из бюджетных средств или организация привлечения прочих внебюджетных средств Включение в городской заказ, содействие их участию в межрегиональных конкурсах и торгах

Б. Регулирование, создание благоприятных условий Приоритеты – в соответствии со стратегией муниципального образования: имеющие специальные приоритеты осуществляющиеся в пределах определенных территорий, как правило, депрессивных не предполагающие выпадения налоговых доходов бюджета

Инвестиционная политика: два блока работы Разработка инвестиционной политики Разработка системы мер по реализации инвестиционной политики

Инвестиционная политика Жесткой трактовки термина нет Чаще - про внешние инвестиции Инвестиционная политика – целенаправленная, системная деятельность органов местного самоуправления по привлечению на свою территорию инвестиций и эффективному управлению ими.

Пример: Инвестиционная политика Санкт- Петербурга основывается на принципах: доброжелательности во взаимоотношениях с инвестором презумпции добросовестности инвесторов сбалансированности публичных и частных интересов открытости и доступности для всех инвесторов информации, необходимой для осуществления инвестиционной деятельности ясности и простоты инвестиционного процесса в Санкт- Петербурге равноправия инвесторов и унифицированности публичных процедур объективности и здравого экономического смысла в принимаемых решениях неизменности принятых решений взаимной ответственности Санкт-Петербурга и инвесторов

Пример: Концепция инвестиционной политики Оренбурга Структура Обоснование проблем развития, решение которых не обеспечено инвестициями; экономический просчет инвестиционных потребностей города. Перечень принципов и приоритетов инвестиционной политики. Муниципальный реестр инвестиционных предложений и проектов. Алгоритм выбора и обоснования эффективных вариантов инвестирования. Механизм реализации инвестиционной политики.

Меры по реализации инвестиционной политики Организационная схема Специализированное подразделение в администрации или самостоятельная организация (статус различный) Кураторство инвестиционных проектов Частно-государственное партнерство

Пример: Санкт-Петербург Управление инвестиционных программ Отдел координации и сопровождения федеральных программ и проектов Отдел формирования и исполнения региональных проектов Отдел экономического анализа и экспертизы Санкт-Петербургское государственное учреждение "Городское агентство по промышленным инвестициям" Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли

Меры по реализации инвестиционной политики Информационно-аналитическая работа Анализ инвестиционного климата (привлекательности) муниципального образования Маркетинговое продвижение муниципального образования

Параметры инвестиционного климата Инвестиционный потенциал Инвестиционные риски 4 группы факторов инвестиционной привлекательности территории: Экономико-географическое положение Экономическая база и условия производства Инвестиционная политика местных властей Качество городской среды

Параметры инвестиционного потенциала Природно-сырьевой Трудовой Производственный Инновационный Институциональный Финансовый Потребительский Инфраструктурный Анализ инвестиционной привлекательности муниципального образования Виды инвестиционных рисков Законодательный Экономический Финансовый Политический Социальный Экологический Криминальный

Инвестиционные рейтинги Ранжирование объектов инвестиционной деятельности по значению инвестиционного потенциала и инвестиционного риска Сугубо экспертная оценка Рейтинговые агентства Выбор критериев, индикаторов Присвоение весов Экспертная оценка Рейтинговые агентства Инвестиционные рейтинги и кредитные рейтинги

Рейтинг инвестиционной привлекательности российских городов РБК (актуален на ) Лучшие города России по привлекательности для бизнеса ( позиция города по каждому из основных параметров ) Город Объем рынка Городс кие финан сы Строите льный рынок Торговл я Достаток жителей* Безопас ность Место в предыдуще м рейтинге Изменение места 1Краснодар Екатеринбург Уфа Новосибирск Красноярск Омск Казань Сургут Воронеж Самара Ростов-на- Дону Ставрополь Ульяновск Челябинск Сочи

Рейтинг лучших городов России для бизнеса по версии журнала Forbes И сключены Москва и Санкт-Петербург Расчет по количеству баллов, набранных по шести параметрам: Социальные характеристики: численность населения, уровень преступности, образованность. Покупательная способность населения: доходы населения (рассчитанные через объем поступления в бюджеты налога на доходы физических лиц) и стоимость жилой недвижимости. Деловой климат: развитие малого бизнеса (через объем сборов налогов на вмененный доход и по упрощенной системе налогообложения), «терпимость» властей к сторонним инвесторам (через уровень проникновения федеральных торговых сетей), стоимость и сроки регистрации компании. Устойчивость к кризису: динамика сборов налога на физических лиц, динамика цен на жилую недвижимость и официально зарегистрированной безработицы, экспансия торговых сетей. Инфраструктура: наличие аэропорта, количество федеральных автомобильных трасс, стоимость подключения к электросетям. Комфортность ведения бизнеса: количество гостиниц от трех звезд, время в пути от Москвы, уровень развития общепита.

Рейтинг лучших городов России для бизнеса по версии журнала Forbes 2009 Город Социальн. хар-ки Покупательная способность населения Деловой климат Устойчивость к кризису Инфра- структура Комфорт ность 1 Краснодар Казань Самара Екатеринбург Новосибирск Ростов-на- Дону Тольятти Владивосток Красноярск Тюмень

Рейтинг лучших городов России для бизнеса по версии журнала Forbes 2010 Место НазваниеЧисленность населения, тыс. чел. Социальн ые характери стики Деловой климат Инфрастру ктура Комфортн ость ведения бизнеса 1 Краснодар Хабаровск Екатеринбург Челябинск Новосибирск Омск Ростов-на-Дону Самара Сочи Красноярск В 2010 г. - равное значение «0» для всех городов получили показатели «Покупательная способность населения» и «Устойчивость к кризису» Расширен круг – вошли 103 города с нас. Более 150 тыс. чел. (были – более 500 тыс.)

Ведение бизнеса в России Совместная публикация Всемирного банка и Международной финансовой корпорации 1.Казань 6. Иркутск 2.Тверь 7. Пермь 3.Петрозаводск 8.Санкт-Петербург 4.Ростов-на-Дону 9. Воронеж 5.Томск 10. Москва Источник: База данных исследования «Ведения бизнеса»; ussian.pdf ussian.pdf

Лучшие европейские города для ведения бизнеса по данным European Cities Monitor, (2010) Город 1. (1) Лондон 2. (2) Париж 3. (3) Франкфурт 4. (6) Амстердам 5. (7) Берлин 6. (5) Барселона 7. (8) Мадрид 8. (4) Брюссель 9. (9) Мюнхен 10. (13) Цюрих Выбор мест для ведения бизнеса

Факторы по опросу руководителей 501 европейской компании European Cities Monitor, Factor % Easy access to markets, customers or clients Availability of qualified staff The quality of telecommunications Transport links with other cities and internationally Value for money of office space Cost of staff Availability of office space Languages spoken Ease of travelling around within the city The climate governments create for business through tax policies or financial incentives The quality of life for employees Freedom from pollution Выбор мест для ведения бизнеса

Инвестиционная деятельность в городах – административных центров российских регионов в 2009 гг. АМесто в РФ по объему инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения БСредняя продолжительность периода с даты принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства до даты получения разрешения на строительство, дней АБ АБ Магас 1 н.д.Абакан Нарьян-Мар 290Брянск Анадырь 3 н.д.Пенза Ханты-Мансийск 4100Йошкар-Ола Салехард 5278Кострома Южно-Сахалинск 61121Иваново 71 н.д. Астрахань 7 н.д.Смоленск Калининград 8358Махачкала Якутск 9330Владикавказ 7484 Петропавловск- Камчатский 10722Нальчик 7590 Справочно: Москва 15 н.д. Санкт-Петербург 16 н.д.

Изменение средней продолжительности периода с даты принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства до даты получения разрешения на строительство в административных центрах субъектов РФ в гг. Средний период увеличился Средний период уменьшился Город 2008, дней 2009, дней Изменение, дней Город 2008, дней 2009, дней Изменение, дней Орел Калуга Ярославль Тамбов Архангельск Тула Калининград Ростов-на-Дону Мурманск Саранск Волгоград Ижевск Киров Чебоксары Н. Новгород Пермь Оренбург Горно-Алтайск Самара Чита Екатеринбург Омск Ханты-Мансийск Петропавловск- Камчатский Челябинск Хабаровск Красноярск Якутск Владивосток Составлено по сведениям Росстат, Базы данных. Показатели муниципальных образований,

Инвестиционный паспорт города

Требования к инвестиционному паспорту Ориентация на конкретную аудиторию – потенциальных инвесторов Соблюдение баланса фактов и комментариев Информация должна излагаться ясным, доступным языком Древовидная структура инвестиционного паспорта

Структура инвестиционного паспорта города 1. Общая информация о городе 2. Ресурсы 3. Социально-экономическое развитие города 4. Инвестиционная инфраструктура 5. Нормативно-правовые акты, регламентирующие инвестиционный процесс 6. Процедуры организации бизнеса 7. Предложения по инвестиционным проектам 8. Дополнительные источники информации

Инвестиционный маркетинг территории Маркетинг территории - комплекс действий местного сообщества, направленный на выявление и продвижение своих интересов для выполнения конкретных задач комплексного развития территории В широком смысле маркетинг города – это ПРОДВИЖЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ ТЕРРИТОРИИ

Инвестиционный маркетинг территории Содержание работы: Маркетинговые исследования. Определение целевой аудитории. Планирование маркетинговых мероприятий Работа с инвесторами. Совершенствование процедур административного сопровождения инвестиционных проектов.

Число гостиничных мест на 1 тысячу жителей, 2008 г.

Прирост въездного туристского потока, гг., раз

Меры по реализации инвестиционной политики Финансовое участие Пример Санкт-Петербурга Прямые бюджетные вложения Инвестиционный налоговый кредит Налоговые льготы, отсрочки и рассрочки платежей Режим ОЭЗ Заключение концессионных соглашений Инженерная подготовка территорий Подключение к международным программам

Меры по реализации инвестиционной политики Административное участие Пример Санкт-Петербурга Отнесение проекта к числу стратегических Предоставление объектов недвижимости Продажа земельных участков Предоставление нежилого фонда Подключение к объектам инфраструктуры Регистрация договоров, прав на недвижимое имущество и сделок с ним Реструктуризация предприятий

Меры по реализации инвестиционной политики Содействие включению в региональные, федеральные и международные программы К основным направлениям деятельности муниципальных образований, под которые можно получить средства одной из ФЦП или грант от донорских организаций, относятся: развитие бизнеса, особенно субъектов малого предпринимательства; развитие жилищного строительства, модернизация коммунальной инфраструктуры; экономическое развитие территории; развитие и укрепление гражданского общества; развитие неправительственных организаций; поддержка науки, инновационные проекты; экологические проекты.

Планирование муниципального социально-экономического развития

Виды планирования: Социально- экономическое (в т.ч. стратегическое) Территориальное Бюджетное (финансовое) Инфраструктурное Уровни планирования: Федеральный Региональный Муниципальный

Основные документы социально-экономического планирования МО Документы Нормы законодательства Стратегия развития___ Прогноз социально-экономического развития Ст. 173 БК РФ Долгосрочные целевые программы (ДЦП)Ст. 179 БК РФ Ведомственные целевые программы (ВЦП)Ст БК РФ

Основные документы территориального и градостроительного планирования МО Документы Нормы законодательства План реализации генплана (схемы)Ст. 22, 26 ГрК РФ Правила землепользования и застройки, градостроительные регламенты Ст. 30 ГрК РФ Документация по планировке территории Ст. 41 ГрК РФ

Основные документы бюджетного планирования Документы Нормы законодательства Основные направления бюджетной и налоговой политики Ст БК РФ Прогноз социально-экономического развития Ст. 173 БК РФ Долгосрочные целевые программы (ДЦП)Ст. 79, 179 БК РФ Ведомственные целевые программы (ВЦП) Ст БК РФ Адресная инвестиционная программа (АИП) Ст БК РФ Трехлетний или годовой бюджет с трехлетним среднесрочным финансовым планом Ст. 15, 169, 174 БК РФ

Основные документы планирования развития систем коммунальной инфраструктуры Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры (В соответствии с Федеральным законом от г. 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса) Федеральным законом от г. 210-ФЗ Инвестиционные программы организаций (разрабатываются по заданиям от органов МСУ в соответствие с ПКРСКИ)

Горизонты планирования и документы Цели и задачи, планируемого периода Стратегия Генеральный план Прогноз Параметры доходов бюджета Программы, проекты, задания, нормативы, стандарты Параметры расходов и пороговые значения Среднесрочный финансовый план Предполагаемая структура бюджета (скользящее планирование) Основные направления бюджетной и налоговой политики Приоритеты бюджета Бюд- жет Структура бюджета, обязательства бюджета Основное содержание: Документ: Горизонт планирования Обоснование планируемого размещения объектов кап.стр.

Система планирования Схема 1: Социально- экономическое планирование Территориальное планирование Бюджетное планирование Планирование развития коммунальной инфраструктуры цели, задачи, прогнозы Земельно-ресурсные, градостроительные ограничения Бюджетное финансирование инвестиционных программ Расходные обязательства Приоритеты Б и Н политики прогнозы Бюджетные ограничения Потребности развития Территориальные ограничения Взаимодействие с системами других уровней

Разработка Стратегии социально- экономического развития муниципального образования

Истоки: Основные концепции планирования муниципального развития на Западе Городское предпринимательство Городской маркетинг Устойчивое развитие

Концепция «Городского предпринимательства» Город – единый субъект экономических отношений Мобилизация всех местных ресурсов в единый организационный комплекс для разработки четкой стратегии экономического развития и обеспечения ей долговременной поддержки

Концепция «Городского маркетинга» Использование в практике муниципального управления методов корпоративного стратегического маркетингового планирования Будущее - неопределенно и подвижно, поэтому город должен формироваться как единая система, способная эффективно адаптироваться к внешним воздействиям Город должен искать и эффективно использовать свои конкурентные преимущества Основа экономической «выживаемости» города - выявление и поддержание тех отраслей, которые соответствуют конкурентным преимуществам Эффективный городской маркетинг возможен только в условиях общественно-частного партнерства и консенсуса городского сообщества, обычно - при наличии сильного лидера

Концепция «Устойчивого развития» Экономика должна в равной степени ориентироваться как на удовлетворение потребностей настоящего времени, так и на сохранение аналогичной возможности для будущих поколений Фокус концепции – согласование экономического развития с экологией. «Устойчивое развитие - это стабильное развитие, не разрушающее своей природной основы»

Концепция «Устойчивого развития» Термин - от 1-й конференции ООН по окружающей среде (Стокгольм, 1972), работы Римского клуба начала 1970-х гг. 2-я конференция 1992 г. в Рио-де-Жанейро – попытка разработать конкретную программы действий (Повестка дня на 21 век) В 1994 г. на Европейской конференции по устойчивому развитию больших и малых городов Европы (Аалборг) принята Хартия городов Европы за устойчивое развитие («Аалборгская хартия), подписанная более чем 120 городами. Центральная идея – все города должны искать свои пути к устойчивому развитию, формировать соответствующие стратегии

Усложнение классических городских социально- экономических проблем Усложняется структура городского сообщества, обостряются противоречия интересов разных групп населения, проблемы адаптации молодежи, мигрантов, других групп Безработица принимает структурный характер Перегрузка городских инфраструктур, особенно улично- дорожной сети Новые проблемы угрозы безопасности города, прежде всего связанные с терроризмом Новые формы экологической угрозы Исчерпание факторов экстенсивного роста для городов

Продолжение процессов глобализации и «гуманизации» развития Открытость мира - рост конкуренции - города все больше конкурируют напрямую, минуя государственные границы Кризисные явления в экономике и социальной сфере из локальных становятся межрегиональными и общемировыми Стремительно возрастает присутствие новых игроков из стран «третьего мира» и бывшего социалистического лагеря Повышается мобильность населения, капиталов, производств и прочих элементов жизнедеятельности людей «Гуманизация развития»: человек как главный дефицит и как цель развития

Что такое муниципальное стратегическое планирование? Стратегическое планирование – «…это интерактивный социальный процесс, предусматривающий формирование позиции и построения сюжетов, помогающих мобилизовать и координировать деятельность многих сторон в процессе совместного использования властных полномочий… по управлению городскими территориями» Patsy Healey, 1997

Что есть стратегия? Общественный договор Основа для согласования планирования Эффективность управления муниципальными ресурсами Позиция в отношениях со стейкхолдерами Развитие имиджа города

ОТНОШЕНИЯ : с населением с бизнесом с общественными организациями с другими стейкхолдерами СТРАТЕГИЯ – это общественный договор ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ КОНФЛИКТОВ СОГЛАСОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ

Социально-экономического Территориального Бюджетного Инфраструктурного СТРАТЕГИЯ – это основа для согласования планирования

Системность в расходовании местных ресурсов Привлечение в город новых ресурсов СТРАТЕГИЯ – это эффективность управления муниципальными ресурсами

Федерация Субъект Российской Федерации Бизнес Население СТРАТЕГИЯ – это позиция в отношениях со стейкходлдерами

Имиджевый элемент в отношениях со существующими стейкхолдерами Инструмент привлечения новых стейкхолдеров СТРАТЕГИЯ – это развитие имиджа города

«Западные» подходы к муниципальному стратегическому планированию Цель - обычно «повышение качества жизни городского сообщества», качество жизни понимается по-разному Как правило, измеримые критерии - рост налоговых поступлений и создание (сохранение) новых рабочих мест Часто целевые установки стратегий сфокусированы на решении конкретных задач и проведение конкретных проектов социального или коммерческого свойства Ограничения реализации экономических приоритетов - социальные и экологические факторы Важность усиления «переговорной» модели управления; нормативно-правовое регулирование частично заменяется на согласование и партнерство Строгое соблюдение автономии МО в вопросах об использовании стратегического планирования и выборе той или иной его формы

Условия развития российских муниципальных образований меняются Многообразие, сложность и одновременность реформ Реформа местного самоуправления (с 2003 г.) Бюджетная реформа (с 2004 г.) Административная реформа (с 2006 г.) Экономика перестала быть только государственной Сегодня (по оценкам) публичная власть контролирует не более четверти экономики Нужны новые методы управления и новые, главным образом, косвенные рычаги управления

Стратегическое планирование Обязательно ли иметь стратегию? – Нет. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» В перечне вопросов местного значения - утверждение схем территориального планирования, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки В перечень полномочий органов МСУ (ст.17) попадает «принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования» Бюджетный Кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ – не требуют

Когда появляется стратегия? Стратегия – самоорганизация местного сообщества Это дело «вызревания ситуации» Наличие или отсутствие стратегий и программ не зависит от размеров или потенциала муниципального образования

Какие муниципальные образования имеют стратегии? Стратегию имеют, например: Санкт-Петербург, Казань, Череповец, Кинель- Черкасский район Самарской области (50 тыс. чел.), город Покров Владимирской области (18 тыс. чел.), Пучежский район Ивановской области (17 тыс.чел.) Стратегий не имеют, в частности: Москва,Нижний Новгород, Самара

Масштаб явления в России увеличивается Растет количество муниципальных образований, которые разрабатывают стратегии По оценкам Леонтьевского центра, на середину 2005 г. количество муниципальных образований с долгосрочными планами развития оценивалось в 350, реально – больше

Организация разработки стратегии

Этапы разработки Стратегии 1. Организация процесса разработки Стратегии 2. Анализ социально-экономического положения города 3. Формирование Концепции развития города 4. Разработка механизмов реализации Стратегии 5. Организация работы по реализации Стратегии

Этап 1. Организация процесса разработки стратегии 1. Нормативно-правовое обеспечение разработки Стратегии Анализ государственных, региональных и муниципальных законов и других нормативно-правовых документов, определяющих правовые основы разработки Стратегии Постановление главы муниципального образования об организации разработки стратегии Решение о проведении конкурса Формирование и утверждение рабочего плана разработки стратегии 2. Организационное обеспечение разработки стратегии Разработка собственными силами (создание структур, - рабочая группа, координационный совет, организация исполнения) Разработка экспертной организацией (формирование ТЗ, организация муниципального конкурса, система взаимодействия с исполнителем) 3. Информационное сопровождение процесса разработки: Привлечение представителей СМИ к процессу разработки стратегии Подготовка специальных статей и интервью участников процесса Организация специальной рубрики на сайте администрации муниципального образования

Методики разработки стратегии Методические рекомендации Минрегионразвития РФ в адрес субъектов РФ Методические рекомендации независимых экспертов и международная практика, в т.ч.: Методические рекомендации экспертных организаций Лучшие практики управления

Организация процесса разработки стратегии 1. Варианты организации работ: Разработка собственными силами (создание структуры и организация исполнения) Разработка экспертной организацией (формирование ТЗ, организация муниципального конкурса, система взаимодействия с исполнителем) 2. Создание организационных структур Рабочая группа Координационный совет

Пример: Опыт города Дзержинского 1994 г. – сформировано Общегородское собрание (ОС) при администрации города как постоянно действующий консультативный орган ОС представляет интересы основных социальных групп населения города и расположенных на территории города предприятий, учреждений, организаций Состав участников ОС и утверждается решением Городской Думы по предложению мэра города Официальные документы ОС публикуются в городской газете Для подготовки рекомендаций по отдельным вопросам ОС может создавать рабочие группы (секции) Решения ОС носят рекомендательный характер, но в обязательном порядке рассматриваются на заседаниях коллегии администрации и Городской Думе 2002 г. – ОС сформирован Координационный совет по разработке Плана стратегического развития горо да

Информационная кампания в процессе разработки Стратегии Цель – обеспечить учет мнения различных групп населения города по вопросам его развития в процессе формирования проекта стратегического плана города на долгосрочную перспективу за счет открытости реализации этих работ. Задачи: Создать условия для активного участия представителей различных групп населения города в процессе формирования проекта стратегии города. Создать механизмы информационного сопровождения процесса разработки проекта стратегии, обсуждения и согласования, в дальнейшем – реализации стратегического плана. Реализовать возможность передачи знаний и навыков основного разработчика проекта в области стратегического планирования наибольшему числу заинтересованных лиц в городе в процессе выполнения работ.

Содержание работ по информационной кампании Продвижение информации о проекте и реализуемых мероприятиях в сети Интернет Формирование публичных коммуникационных площадок для заинтересованных участников разработки стратегии и обсуждения разрабатываемых в рамках проекта «продуктах» стратегии Организация каналов обратной связи разработчиков и администрации со стейкхолдерами Создание и предоставление качественной информации о ходе реализации проекта

Этап 2. Анализ социально-экономического положения города Задачи этапа Уточнение методических основ разработки Стратегии Определение факторов, необходимых для учета при разработке Стратегии

Этап 2. Анализ социально-экономического положения города ДЕЙСТВИЯ Анализ современных подходов и методов стратегического планирования городов Сбор информации, создание баз данных, обработка информации, Обсуждение аналитического отчета в рабочих группах РЕЗУЛЬТАТЫ Методика разработки Стратегии Аналитический отчет о социально- экономическом положении города, в котором: Инерционный прогноз состояния внешней среды и социально- экономического положения города Интегральная оценка социально- экономического положения города

Должны быть проанализированы: Современные подходы и методы стратегического планирования городов, особенно аналогичных, применяемых в России и за рубежом Исторические особенности развития города Современное социально-экономическое положение города, Ход развития города в сравнении с современными тенденциями развития крупнейших городов мира Существующая структура органов местного самоуправления города Технологии управления развитием города

Источники информации Статистические данные Росстата Публично открытые («Регионы России», БД по муниципальным образованиям) Условно открытые (необходимо покупать) Ведомственная статистика органов публичной власти, муниципальных и государственных учреждений и предприятий Данные негосударственных предприятий и организаций, в т.ч. общественных организаций Аналитические отчеты, оценки экспертов Социологическая информация (опросы и анкетирование), опросы стейкхолдеров, анкетирования, интервью СМИ, ресурсы Интернет

Примерная структура аналитического отчета (1) 1. Уровень жизни населения Демографическая ситуация Здоровье населения, продолжительность жизни Трудовые ресурсы и занятость Доходы и расходы населения, уровень бедности, степень социальной сегрегации Обеспеченность и доступность жилья и жилищных услуг Обеспеченность и доступность социальных услуг 2. Качество городской среды и условия проживания населения Пространственное развитие города Внешний облик и благоустройство территории города Инженерно-транспортная инфраструктура Жилищный фонд Социальная инфраструктура Информационная инфраструктура Развитие финансовой инфраструктуры: структура и динамика территориальных финансов, банковская система Безопасность Состояние окружающей среды и экологические риски

Примерная структура аналитического отчета (2) 3. Анализ экономического потенциала города Отраслевая структура экономической базы, характеристика градообразующих предприятий, состояние основных фондов, корпоративные стратегии Динамика развития экономической базы Научный потенциал и инновации Развитие малого предпринимательства Инвестиционный климат: инвестиционный потенциал и инвестиционные риски 4. Местное самоуправление и развитие городского сообщества Активные общественные силы Участие горожан в управлении городом Формы социального партнерства

Примерная структура аналитического отчета (3) 5. Муниципальное управление Структура управления муниципальным образованием и муниципальный менеджмент Планирование развития города Информационная политика, маркетинг города Управление муниципальным имуществом Управление жилищно-коммунальным хозяйством Управление земельными ресурсами Управление развитием рынка услуг населению Управление муниципальными финансами 6. Прогноз основных социально-экономических показателей 7. Сравнительный анализ социально-экономического развития города и других городов-аналогов и городов-конкурентов 8. SWOT- анализ

Разработка прогноза Построение динамических рядов с учетом тенденций в муниципальном образовании Прогнозирование на основе макропоказателей РФ и региона Моделирование?

Методы прогнозирования Методы экспертных оценок Методы экстраполяции Методы многофакторного моделирования Нормативный метод Целевой метод

Выводы из анализа SWOT -анализ Рабочие группы по обсуждению результатов Публичные обсуждения результатов анализа

SWOT-анализ Strong Сильные стороны, преимущества Weak Слабые стороны, недостатки Opportunities Возможности Threats Угрозы SWOT-анализ – звено между анализом ситуации в МО и выработкой целевых ориентиров

Этап 3. Формирование Концепции развития города ДЕЙСТВИЯ Разработка Концепции развития города Обсуждение Концепции в рабочих группах Публичные обсуждения Концепции РЕЗУЛЬТАТЫ Концепция развития города, получившая публичную поддержку

Концепция - содержательное ядро будущей Стратегии Включает в себя: Стратегические приоритеты города Стратегические цели социально- экономического развития города Сценарии развития города на долгосрочную перспективу Приоритетные направления и задачи развития города

Концепция - содержательное ядро будущей стратегии Требует учета: интересов и приоритетов жителей города, бизнеса, общественных организаций, органов государственной власти и муниципального управления, иных субъектов развития города существующих планов и программ города, а также «внешнего окружения» - региона, страны, международные программы и пр.

Традиционные стратегические приоритеты в англоязычных стратегиях Ценности (Values) Видение города (Vision) или Образ города (Image) Миссия (Mission) Цели (Goals/Objectives )

Ценности – западный подход Ценности Стратегии экономического развития Глазго: Креативность и инновации Ориентация на внутренние ресурсы развития (growth from within) Высокая производительность (productivity) Максимизация производственного потенциала города (productive capacity) Вознаграждение предприимчивости (rewarding enterprise) Стремление к полной занятости Экономический рост как средство создания благ и благополучия (well-being) Ценности Стратегического плана Лондона Ответственность Инклюзивность (признание ценности культурного, религиозного и др. разноообразия, нацеленность на интеграцию всех форм) Амбициозность

Видение города – западный подход (1) Стратегия экономического развития Глазго: Город мирового класса, способный предоставлять всем своим жителям блага и обеспечивать благополучие на постоянной устойчивой основе. Экономически сильное, безопасное и здоровое сердце региона (метрополитенского ареала). Самый динамичный … город в Великобритании с высоким уровнем экономической активности, вызывающий восхищение во всем мире. Город полной занятости, где креативные жители и динамичный бизнес работают в направлении неуклонного повышения качества жизни в городе. Стратегия Сан-Диего: Лучший город в Америке, хорошо управляемый город в быстро развивающемся окружении, город где финансово-состоятельное эффективное правительство ответственно и подотчетно, где окружающая среда безопасна, здорова и «управляется» на высоком уровне (well- maintained), где многочисленные возможности позволяют жителям и гостям наслаждаться высочайшим качеством жизни Характерен «оптимистический» тон, устанавливающий для города планку, заметно превосходящую нынешний уровень развития

Видение города – западный подход (2) Стратегический план Оттавы: Видение описывает более компактный, эффективный, справедливый, доступный город со здоровой окружающей средой, который обеспечивает высокое качество жизни и предлагает своим гражданам широкий выбор образов жизни и путешествий

Миссия города – западный подход Лондон мировой город, характеризующийся долгосрочным устойчивым экономическим ростом, социальной сплоченностью и улучшением состояния окружающей среды

Видение города – российские примеры «Владимир – это город высокой культуры труда и быта, комфортного проживания людей в условиях инновационного развития всех сфер общественной жизни» «у Дзержинского есть значительные возможности для укрепления экономической базы и перехода к перспективному и сбалансированному развитию в качестве многофункционального (научно-промышленного, образовательного, историко- культурного, духовного, информационного, рекреационного) центра Московской области» Более сдержанный тон, «скромность», «приземлённость»

Миссия города – российский пример Миссия города Казани Мы, жители Казани, опираясь на исторический опыт мирного диалога народов, основанный на бережном сохранении и развитии их культур и традиций, хотим передать будущим поколениям уютный и процветающий город равных возможностей. Для этого Мы, осознавая свое единство в ответственности за будущее и признавая высшей ценностью справедливость: сделаем власть ответственной, открытой и подотчетной; будем уважать и ценить инициативу каждого; сделаем предпринимательство основой нашего процветания; сделаем образование потребностью каждого горожанина; будем добрыми соседями; сделаем чистыми и благоустроенными наши подъезды и дворы; сделаем город удобным для всех поколений. Миссия города Липецка "Город многоотраслевой, сбалансированной экономики и комфортной среды проживания".

Стратегические цели социально- экономического развития города Формализация положений выбранного стратегического видения Цель (цели) должны быть конкретны и, в идеале, измеримы Чего конкретно надо достичь для реализации согласованного стратегического видения?

Цели Стратегии – «западные» примеры Сан-Диего: Безопасные чистые районы города (neighborhoods) Финансово состоятельное эффективное городское правительство Устойчивый рост и экономическое процветание Ответственная и креативная рабочая сила Мюнхен Обеспечение экономического роста и устойчивого развития в рамках формулы «компактный - урбанизированный - зеленый»

Примеры стратегических целей стратегий российских муниципальных образований 2003 Екатеринбург: Развитие города Екатеринбурга заключается в обеспечении достаточно высокого и устойчиво повышающегося качества жизни нынешних и будущих поколений горожан Казань: Постоянное повышение качества жизни населения Год принятия Стратегическая цель 2005 Владимир: Создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие нынешних и будущих поколений горожан Новосибирск: Стабильное улучшение качества жизни (повышение уровня жизненного потенциала) всех слоев населения Новосибирска в процессе устойчивого развития города Томск: Повышение качества жизни до уровня европейских стандартов путем создания качественной городской среды Иркутск: достижение высокого уровня и качества жизни населения г. Иркутска на основе приобретения статуса инновационного, промышленного, торгового, культурного и туристического центра Восточной Сибири 2009 Челябинск: Занятие Челябинском выгодного места в мировом разделении труда, которое обеспечит развитие города на ближайшие десятилетия

Сценарии развития города Построение сценариев развития: Определение сценариев развития (не менее трех?) Выбор оптимального сценария, обеспечивающего наибольшую вероятность достижения стратегической цели

Сценарии как альтернативные векторы развития города Использование сценарного подхода на раннем этапе разработки Стратегии, до выбора стратегического видения и стратегической цели развития города. Каждый из сценариев представляет альтернативную стратегию развития. Пример - разработка Стратегического плана развития города Вологды «Вологда 2020» (2004 г.) « Вологда – туристический лубок», «Наращивание столичных функций «Вологда – индустриальный центр» «Как есть, движение по инерции» «Комфортная бизнес-зона»

Определение направлений и задач Выбор направлений в рамках экономической, социальной, культурной, пространственной (градостроительной), экологической и иной политики, обеспечивающие достижение стратегических целей в соответствии с базовым сценарием Определение примерных целевых индикаторов реализации приоритетных направлений Определение перечня ключевых задач по реализации приоритетных направлений Определение примерных целевых индикаторов решения ключевых задач

Результат этапа Отчет с проектом Концепции, содержащей: стратегическое видение города стратегические цели социально- экономического развития города сценарии развития города на долгосрочную перспективу, обеспечивающие достижение стратегической цели (не менее трех), и базовый сценарий приоритетные направления развития города

Пример: СТРАТЕГИЯ ПЕРМИ до 2030 года

Видение города К 2030 году Пермь должна стать городом, который обладает конкурентными преимуществами для развития, привлечения и удержания человеческого потенциала, который предоставляет возможности любому человеку для развития карьеры и роста личной капитализации, реализации инициатив и амбиций, воплощения новых идей и проектов, формирования активной жизненной позиции

Миссия города Обеспечение лучших возможностей для свободной самореализации человека с комфортными условиями для жизни

Стратегическая цель до 2030 года Достижение конкурентоспособности в развитии, привлечении и удержании качественного человеческого потенциала

Стратегические и приоритетные направления достижения стратегической цели ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЕ ЖИЛЬЕ ГОРОДСКАЯ СРЕДА КУЛЬТУРА ОБРАЗОВАНИЕ БИЗНЕС (ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО) НАУКА ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БАЗОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

Механизмы реализации Стратегии Механизмы - это: Концепции Муниципальные правовые акты Программы (новые или изменения в действующие) Проекты (новые или изменения в действующие) Механизмы в Стратегии содержат : Обоснование Краткую характеристику Примерную оценку ресурсного обеспечения Примерную привязку к этапам реализации Стратегии Детальная разработка механизмов – на стадии реализации

ПРИМЕР: Механизмы Стратегии социально- экономического развития муниципального образования город Пермь до 2030 года

ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС (ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО)

НЕКОТОРЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «БИЗНЕС (ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО)» Обеспечение координации планов и программ развития города и крупных предприятий Содействие оптимизации размещения производственных объектов Развитие финансовой и имущественной поддержки и инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства Минимизация административных барьеров при реализации экономической деятельности, прежде всего инвестиционно-строительных проектов Информационная, логистическая и кадровая поддержка бизнеса Повышение социальной ответственности бизнеса

Зачем нужны индикаторы в стратегии? Одно из главных условий Стратегии как действенного документа является четкое формулирование ожидаемых результатов Основа контроля, мониторинга и оценки ее реализации Интегральные индикаторы достижения стратегической цели, позволяющие судить об успешности стратегии в целом Индикаторы, «измеряющие» степень выполнения конкретных задач стратегии по приоритетным направлениям, а также степень реализации стратегических и приоритетных направлений как таковых

Традиционные и новые индикаторы «Традиционные» обеспечены информацией «Новые» необходимые в тех случаях, когда: использование «традиционных» индикаторов не позволяет должным образом осуществлять мониторинг той или иной цели или задачи Стратегии; будет осуществляться мониторинг и оценка новых специфических задач Стратегии, для которых отсутствуют традиционные индикаторы.

Примеры «традиционных» и «новых» индикаторов «Традиционные» : количество поездок на общественном транспорте в расчете на 1 жителя города в месяц (ед. на 1 чел.); коэффициент младенческой смертности (промилле); доля выпускников общеобразовательных школ, поступивших в высшие учебные заведения, в общей численности выпускников общеобразовательных школ (%); доля малых предприятий в общем объеме товаров, работ и услуг, отгруженных и выполненных в городе в отчетном году (%) и другие. «Новые»: потери трудового потенциала в отчетном периоде (тыс. руб. на 1000 чел. населения); доля населения, охваченного всеми формами профилактических осмотров, от общей численности населения города (%); доля образовательных учреждений, имеющих договоры о стратегическом партнерстве с предприятиями и организациями города (%); число жителей города – лауреатов общероссийских и международных конкурсов и премий в области культуры (чел.)

Источники используемой информации Индикаторы, основанные на данных государственного статистического наблюдения – территориального органа Федеральной службы государственной статистики по региону (терорган Росстата) Индикаторы, основанные на данных мониторинга, проводимого функциональными органами и функциональными подразделениями администрации города Индикаторы, основанные на данных ведомственной статистики, а также на отчетности других организаций (муниципальных и немуниципальных) Индикаторы, использующие данные социологических обследований Прочие индикаторы

Определение целевых значений индикаторов Целевые значения индикаторов определялись с учетом информации из следующих источников: долгосрочные прогнозы федеральных министерств и ведомств действующие долгосрочные программы и концепции города, региона и Российской Федерации; прогнозы разработчика стратегии статистические показатели, характеризующие текущее и прогнозируемое социально-экономическое развитие городов мира и России, в особенности, городов-аналогов и городов-конкурентов

ПРИМЕР: Индикаторы Стратегии социально- экономического развития муниципального образования город Пермь до 2030 года

Индикаторы достижения стратегической цели Индикатор Единица измерени я Базовое значение (2009 год) Промежуточное значение (2020 год) Целевое значение (2030 год) Сальдо миграциичел Коэффициент миграционного оборота промилле 14,01820 Интегральный показатель качества человеческого потенциала ед.0,453 не менее 0,6 не менее 0,8

Индикаторы реализации приоритетного направления «Бизнес» Индикатор Единица измерения Базовое значение (2009 год) Промежуточно е целевое значение (2020 год) Целевое значение (2030 год) Рейтинг Перми среди городов Российской Федерации по степени привлекательности для бизнеса ранг 16 место не ниже 8 места не ниже 5 места

Индикаторы результатов задач по приоритетному направлению «Бизнес» (1) Задача 1. Обеспечение условий для развития бизнеса, в том числе крупных промышленных предприятий 1.1. Обеспечение координации планов и программ развития города и крупных промышленных предприятий 1.2. Содействие оптимизации размещения производственных объектов Индикатор Единица измерения Базовое значение (2009 год) Промежуточное значение (2020 год) Целевое значение (2030 год) Индекс промышленного производства % (к предыдущем у году) 88, Доля крупных предприятий и организаций, представивших в администрацию города в целях координации информации о своих стратегических приоритетах, в общем числе предприятий, участвовавших в опросе %65,3 не менее 80 не менее 95 Доля площади земель промышленности, находящихся в режиме несоответствующего использования территории, в общей площади земель промышленности %170

Индикаторы результатов задач по приоритетному направлению «Бизнес» (2) Задача 2. Создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе индивидуальных предпринимателей 2.1. Развитие системы финансовой и имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства 2.2. Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства Индикатор Единица измерения Базовое значение (2009 год) Промежуточное значение (2020 год) Целевое значение (2030 год) Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий города %30,5 не менее 40 не менее 45 Доля малых предприятий в общем объеме товаров, работ и услуг, отгруженных и выполненных в Перми в отчетном году %16,5 не менее 27 не менее 42 Удельное количество малых предприятий ед. на 10 тыс. чел. населения 127,9 не менее 180 не менее 300 Доля малых и средних предприятий, получивших финансовую и имущественную поддержку города, в общем числе малых и средних предприятий города %0 не менее 10 Доля резидентов бизнес-инкубатора, продолжающих деятельность в Перми после завершения сотрудничества с бизнес- инкубатором % не применимо, (бизнес- инкубатор не создан) 9597

Индикаторы результатов задач по приоритетному направлению «Бизнес» (3) Задача 3. Минимизация административных барьеров при реализации экономической деятельности, прежде всего инвестиционно-строительных проектов Индикатор Единица измерения Базовое значение (2009 год) Промежуточное значение (2020 год) Целевое значение (2030 год) Средняя продолжительность периода с даты принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) по предоставлению земельных участков до даты получения разрешения на строительство дней 723 не более 246 не более 130

Индикаторы результатов задач по приоритетному направлению «Бизнес» (4) Задача 4. Информационная, логистическая и кадровая поддержка бизнеса 4.1. Создание информационных ресурсов по полному спектру вопросов для старта и развития бизнеса 4.2. Создание современной инфраструктуры для бизнеса 4.3. Содействие бизнесу в обеспечении квалифицированными кадрами 4.4. Маркетинговое продвижение города для привлечения инвестиций Индикатор Единица измерения Базовое значение (2009 год) Промежуточное значение (2020 год) Целевое значение (2030 год) Количество уникальных посетителей информационного портала с базой данных по полному спектру вопросов по созданию и ведению бизнеса в Перми, в год ед. не применимо (не создан информационн ый портал) не менее не менее Обеспеченность спроса предприятий на квалифицированные рабочие кадры %76,785 не менее 95 Количество уникальных посетителей рубрики маркетинговой информации на сайте администрации города Перми, в год ед. не применимо (рубрика не создана) не менее не менее