27.02.20131 Экспертиза нормативных пра вовых актов на коррупциогенность: методика, опыт, механизмы Круглый стол Государственная дума РФ 8 февраля 2007.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О методике анализа коррупциогенности нормативных правовых актов Томск июня 2006 года.
Advertisements

Практика проведения экспертизы на коррупциогенность и основные направления противодействия коррупции в Томской области Т.А. Логунова начальник отдела экспертизы.
Первоочередные меры по борьбе с коррупцией в органах исполнительной власти в органах исполнительной власти Российской Федерации 2007Москва.
Оценивание коррупциогенности законопроектов: обзор методик оценки Доклад подготовил: Студент Илья Компасов Коллоквиум "Оценивание программ и политик: методология.
Тренинг 19 июня 2014 года Алёна Вандышева. Нормы Правоприменение Принципы.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИИ Презентация подготовлена студенткой IV курса юридического факультета Кусковой О.
«О мероприятиях, направленных на противодействие коррупции в министерстве финансов Ставропольского края в 2010 году» Пиценко Галина Викторовна 25 марта.
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН О перспективах внедрения института оценки регулирующего воздействия в Республике Башкортостан.
Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации Программа повышения квалификации «Антикоррупционные механизмы в сфере государственного.
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 24 января 2013 г. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 24 января 2013 г.
1 Москва, февраля 2006 г. А.В.Шаров, д иректор Департамента государственного регулирования в экономике Механизмы реализация административной реформы.
Экспертиза на коррупциогенность нормативно-правовых актов, сфер нормативно-правового регулирования и должностей государственной гражданской службы Мурманской.
О внедрении оценки регулирующего воздействия муниципальных нормативных правовых актов в администрации Кондинского района ноябрь, 2015 год.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела нормативно-методической.
Прогнозирование социально- экономических и социально- политических последствий правотворческих решений. Оценка регулирующего воздействия законопроектов.
Регламентация предоставления государственных услуг (исполнения государственных функций) в Томской области в 2007 году Р.С. Радзивил председатель комитета.
Проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизма взаимодействия.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ Новый порядок разработки административных регламентов предоставления государственных услуг
По вопросам противодействия коррупции СЕМИНАР. Тема семинара: Обзор действующего законодательства о противодействии коррупции 1.Основные понятия и принципы,
О внесении изменений в республиканскую целевую программу «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных.
Транксрипт:

Экспертиза нормативных пра вовых актов на коррупциогенность: методика, опыт, механизмы Круглый стол Государственная дума РФ 8 февраля 2007 года Южаков В.Н.,

Проблема «Корни коррупции … подпитываются некачественным законодательством» Президент РФ Некоторые дефекты НПА создают повышенные коррупционные риски (различные формы избыточной зависимости от исполнителя НПА, соблазны ненадлежащей выгоды) Как снизить коррупционные риски НПА?

Варианты решения 1.Общее повышение качества НПА 2.Приоритетное выявление и устранение дефектов, формул НПА, безусловно порождающих коррупционные риски. Разработка специализированной технологии (технологий) их выявления.

Международные правовые основы Конвенция ООН против коррупции: «Каждое Государство-участник стремится периодически проводить оценку соответствующих правовых документов и административных мер с целью определения их адекватности с точки зрения предупреждения коррупции и борьбы с ней» Вступила в силу в РФ г.

Российские политические и правовые основы «Необходимо наладить постоянную и системную антикоррупционную экспертизу законодательства» Президент РФ «Внедрить экспертизу нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность» Постановление Правительства РФ (Концепция административной реформы в РФ в годах) Выявлять положения, способствующие проявлениям коррупции. Поручение Правительства РФ Минюсту и Минэкономразвития РФ

Концепция административной реформы в РФ в годах В рамках мероприятий по внедрению экспертизы на коррупциогенность будут -разработаны методики первичной и специализированной экспертизы НПА и их проектов; -проведена их экспертиза; -подготовлены необходимые изменения в НПА и их проекты.

Методологическая база: «Анализ коррупциогенности законодательства: Памятка эксперту по первичному анализу коррупциогенности законодательного акта» – М., Центр стратегических разработок, Опубликована на сайте ЦСР:

Концепция Методики анализа (экспертизы) коррупциогенности НПА Приоритет устранения положений (дефектов, формул) безусловно порождающих коррупционные риски Основной набор коррупционных факторов в НПА ограничен и стандартен Наиболее доступны для выявления и устранения типичные коррупционные факторы Любой типичный коррупционный фактор должен быть выявлен и устранен

Основные понятия Коррупция - использование служебного положения для извлечения ненадлежащей выгоды Коррупционный фактор – дефекты норм НПА, создающие коррупционные риски («правовые» условия извлечения ненадлежащей выгоды) Коррупциогенность – наличие в нормах НПА коррупционных факторов (возможность использовать норму и НПА для извлечения ненадлежащей выгоды _______

Цели анализа коррупциогенности выявление в НПА (проекте акта) коррупционных факторов устранение или коррекция коррупционно опасных (содержащих коррупционные факторы) норм рекомендации по включению превентивных антикоррупционных норм.

Инструментарий методики: Перечень типичных коррупционных факторов (типология коррупционных факторов) Описание коррупционных факторов Рекомендации по обнаружению коррупционных факторов Описание возможных коррупционных действий и последствий

Принципы методики Системность анализа (экспертизы) Доступность Сравнимость результатов Проверяемость антикоррупционной экспертизы, проводимой разными специалистами

Ограничения методики * Коррупциогенность нормы не означает, что она непременно будет использоваться в коррупционных целях **Методика не дает оценки объема возможного коррупционного рынка выявленных коррупционных факторов (коррупциогенных норм)

Опыт применения методики1 В 2006 году Комиссией ГД РФ по противодействию коррупции проведена антикоррупционная экспертиза проектов ФЗ: 1.«О внесении изменении и дополнений в ФЗ «О лекарственных средствах» 2.«О защите конкуренции» 3.«Об обязательном страховании особо опасных объектов» 4.«О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и пари»

Опыт применения методики2 5.«О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» 6.«О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» и статью 28 Федерального закона «Об акционерных обществах» 7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» А также 3-х административных регламентов исполнения государственных функций

Результаты применения: Обсуждение результатов антикоррупционной экспертизы на заседаниях Комиссии по противодействию коррупции Решения Комиссии по противодействию коррупции: рекомендовать устранить коррупционно опасные нормы; доработать. Устранение, коррекция коррупциогенных норм Решение Правительственной Комиссии по проведению адмреформы о доработке адмрегламентов

Виды методики анализа коррупциогенности НПА Методика первичного анализа коррупциогенности законодательных актов Методика анализа коррупциогенности НПА ОИВ Методика анализа коррупциогенности НПА Методика предметного анализа коррупциогенности НПА

Механизмы экспертизы (анализа) коррупциогенности Первичный анализ коррупциогенности НПА (разработчиками) Внутренняя антикоррупционная экспертиза НПА (правовые управления, отделы) Внешняя антикоррупционная экспертиза НПА (заинтересованные лица)

Когда должен проводиться анализ (экспертиза) коррупциогенности? Всегда - разработчиками Всегда – внутренним контролем качества проектов НПА При наличии сомнений – выборочно (специализированными органами, подразделениями) При наличии сомнений – любым заинтересованным лицом Поэтапно, по графику – для всех действующих НПА

Основные направления дальнейшей работы расширение практики экспертизы на коррупциогенность разработка единообразной процедуры развитие правовой основы антикоррупционной экспертизы развитие технологий (методик) экспертизы на коррупциогенность совершенствование механизмов устранения коррупционных факторов создание организационных условий внедрения экспертизы на коррупциогенность

ЦСР: р абочая программа развития антикоррупционной экспертизы законодательных и иных правовых актов Цель - снижение коррупциогенности российских законодательных и иных правовых актов Основные задачи : - разработка и внедрение единообразной процедуры антикоррупционной экспертизы НПА ; - установление правового положения антикоррупционной экспертизы; - развитие методик анализа коррупциогенности законодательных актов. - расширение практики применения методики анализа коррупциогенности НПА.